Архив



Форматы передач азербайджанских телеканалов



Сюсан Гулиева

Ссылка для цитирования: Гулиева С.A. Форматы передач азербайджанских телеканалов // Меди@льманах. 2023. № 1 (114). С. 106−113. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.106113

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.106113
EDN: SJWMYZ

© Гулиева Сюсан Адалят гызы
специалист отдела по международным связям филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Баку (г. Баку, Азербайджан), susen.msu@mail.ru



Ключевые слова: телеканалы Азербайджана, форматы телевизионных передач, западные форматы, реалити-шоу, лицензионные программы.

Автор на примере азербайджанского телевидения анализирует трансформацию форматов общенациональных телевизионных каналов. В Азербайджане, после распада СССР и приобретения страной независимости, появились частные коммерческие телеканалы, предложившие аудитории новые форматы телепроектов: познавательные, интеллектуальные, социальные программы, реалити-шоу, интегрированные из социальных сетей передачи. Исследование показало, что большинство программ являются кальками российских и зарубежных программ.

 

Телевизионное вещание в Азербайджане началось в 1956 г. с трансляции информационных программ и художественных фильмов, позднее в эфир стали выходить передачи о многогранной жизни планеты, страны и республики. Появились сюжеты, снятые в студии, прямые трансляции мероприятий со спортивных арен и производственных объектов. После распада СССР на единственном государственном телеканале АзТВ в основном выходили выпуски новостей о положении в стране. В 1991 г. по инициативе руководства азербайджанского телевидения была создана частная студия 215KL (позднее переименована в ANS TV), ставшая первой независимой телекомпанией страны. Новый подход к подаче информации, отсутствие цензуры, оперативность, беспристрастность, свободное мышление обеспечили ей популярность на долгие годы. Несколько раз канал приостанавливал свою деятельность и был окончательно закрыт в 2016 г. (Rəhimova, 2016: 46). В настоящее время в Азербайджане официально зарегистрированы 24 телевизионных канала с различными форматами вещания.

 

К постановке проблемы

В последние годы понятие «формат» в научном сообществе считается общепринятым. В широком смысле оно трактуется как форма предоставления информации. В историко-этимологическом словаре русского языка дается определение понятия «форма» (от лат. forma): это «способ и средства выражения, обусловленные определенным содержанием» (Черных, 1999: 321). В Оксфордском этимологическом словаре «формат» трактуется как «общепринятая, установленная структура книги, характеризующаяся прежде всего размером печатного листа» (Onions (ed.), 2004: 279). Исследователи медиа А. Моран и Д. Мэльбон также считают, что формат неразрывно связан с появлением системы механической репродукции печатных изданий. В книге «Понимание глобальных телеформатов» (Moran, Malbon, 2006: 21) они указывают на то, что самый ранний пример успешного использования и адаптации формата – Библия1.

Исследователи И. Эрдоган и Л. Будак предполагают, что, будучи изначально связанным с издательской деятельностью и книготорговлей, в настоящее время (в медиаиндустрии) термин трактуется шире (Erdoğan, Budak, 2016: 24). Они утверждают, что «формат телевизионной программы» является продуктом коммерческого взаимодействия между продюсерами, вещателями и телезрителями (Erdoğan, Budak, 2016: 34). По мнению Ч. Угура, точного определения понятия не существует. Он считает его алгоритмом действий, описывающим создание телевизионной программы (Uğur, 2004: 24). О.Р. Лащук полагает, что «формат телеканала определяют допустимые форматы всего контента, из которых он состоит; продолжительность, ротация передач и общий график вещания; идентифицирующий логотип; перебивки между блоками контента» (Лащук, 2000: 41). Также зачастую под телевизионным форматом подразумевается уникальный контент программы (например, викторины или конкурса), защищенный авторским правом, который в медиасооб­ществе определяется как устоявшаяся, стандартизированная модель телевизионного произведения, предусматривающая определенные характеристики изображения, текста и поведения его участников.

В сообществе создателей телевизионных продуктов термин «формат программы» воспринимается неоднозначно, хотя для телевещания понятие «формат» является наиболее важным. Это обусловлено поликомпонентностью продукта, который включает динамичное изображение, музыку, речь, текст, титры и т.д., порождая множество нюансов воздействия телевизионного произведения на зрителя (Дедов, 2017).

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что понятие «формат телевизионной программы» недостаточно изучено и является предметом полемики в научных кругах. Цель работы – проанализировать форматы передач, выходивших на телеканалах с 2000 г. по настоящее время, чтобы определить актуальность полемики на примере анализа азербайджанского телеэфира. Автор использует следующие методы исследования: описание, сравнение, сопоставление, самонаблюдение. Теоретическим фундаментом послужили публикации известных азербайджанских, российских и зарубежных авторов, изучающих особенности медийных форматов.

 

Азербайджанские телевизионные каналы: краткая информация

В настоящее время в стране действует 112 национальных (AzTV, İTV, ATV, ARB TV3, ARB 244, Real TV5, Space TV, Xəzər TV, İdman TV6, Mədəniyyət TV, CBC Sport7), 8 региональных и 5 спутниковых телеканалов.

В выборку вошли программы семи действующих национальных каналов:

  • AzTV8 старейшая телекомпания Азер­байджана (создана 14 февраля 1956 г.) в составе ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание». Телекомпания имеет большой охват аудитории, транслирует разнообразный контент (ток-шоу, музыкально-развлекательные программы, документальные и художественные фильмы, передачи о путешествиях и др.) в самых отдаленных частях страны, а также во многих государствах мира (в HD-формате);
  • İTV9общественное телевидение, программы канала выходят в эфир с 22 августа 2005 г. Телеканал является членом Европейского вещательного союза. Его основная политика показ телепрограмм просветительского характера, отражающих национальные и духовные ценности, традиции и обычаи;
  • ATV10 – вещает в составе независимой телерадиокомпании Azad Azərbaycan с 25 декабря 2000 г. Канал начинал трансляцию с выпусков новостей, в настоящее время в основном показывает программы развлекательного характера;
  • ARB TV11 – национальный канал, в его эфирной сетке программы социального характера, информационные выпуски, развлекательные передачи, реалити-шоу и т.д.;
  • Space TV12 – принадлежит телерадио­компании Space, которая была создана 10 января 1997 г. Канал реализовал интересные совместные проекты с госучреждениями Азербайджана: Министерством внутренних дел (программа «Сигнал»), Государственным экзаменационным центром (проект «Абитуриент»), Министерством экономики (Azerlottery). В последние годы занимает низкие позиции в рейтинге азербайджанских телеканалов;
  • Xəzər TV13 начал вещание в 2007 г. Стал популярен благодаря своеобразной подаче новостей и ежедневной трансляции телесериалов;
  • Mədəniyyət TV14 – первый государственный телеканал о культуре (создан в феврале 2011 г.), входит в состав ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание». В его эфире проходил рейтинговый конкурс вокалистов «Мугам»15.

Также были изучены два канала, прекратившие свою деятельность, – Lider TV16, ANS TV.

Предметом исследования у перечисленных вещателей были выбраны: реалити-шоу, познавательные, интеллектуальные, развлекательные программы, социальные проекты, лицензионные форматы передач, а также конвергентные виды программ.

 

Новые форматы: развитие и внедрение

Во времена СССР телевидение в Азербайджане было централизованным, программы отличались высоким качеством. В 2000 гг. в телеэфире появились зарубежные форматы программ с разноплановым содержанием, а реалити-шоу стали особенно популярными.

Первой к этому жанру обратилась частная телекомпания ATV, представив проект Qəfəs («Клетка»). Реалити-шоу имело некоторое сходство с российским форматом программы «Дом-2». Проект вызвал резонанс в стране и в списке рейтингов занял лидирующее место, но после трансляции двух сезонов был закрыт из-за несоответствия национальным ценностям и менталитету азербайджанских зрителей.

На телеканале Lider TV известный шоу­мен Мурад Дадашев реализовал второй проект Maşın şou («Шоу-машина») такого формата: вначале в нем участвовали обычные люди, которые боролись за приз (автомобиль), а позднее – известные персоны из сферы шоу-бизнеса.

Телеканал ARB TV тоже обращался к этому жанру, выпустив в эфир два аналогичных проекта. Ferma («Ферма»), в котором участвовали жители сельской местности (проект просуществовал до марта 2017 г.17) и передача Qız Ana kimi («Дочь как мать»), заимствованная из эфиров турецких телеканалов, в которой женщины разных возрастов (матери и дочери, свекрови и невестки) в течение недели демонстрировали свои кулинарные способности и параллельно оценивали друг друга, подводя промежуточные итоги, чтобы в финале объявить победительницу.

Практика копирования зарубежных программ присутствовала и на телеканалах ATV и ANS. В 2011 г. они выпустили передачи Onun yarısı («Ее/его половина») и Toy olsun («Да будет свадьба»), суть которых состояла в поиске и подборе партнера для жизни.

В настоящее время в эфире азербай­джанского телевидения транслируются также программы, заимствованные из российской телевизионной практики. Так, контент двух шоу, выходящих на общественном телеканале, Ötən günlər («Ушедшие дни») и Fatehin divanı («Диван Фатеха»), напоминает передачи Первого канала – «Сегодня вечером» и «Вечерний Ургант». В ток-шоу Ötən günlər, как и в российском варианте, выпуски посвящены известным личностям, в студию приглашаются близкие, коллеги, друзья героев. Но, несмотря на схожее с программой «Сегодня вечером» оформление студии, наличие двух ведущих (на российском телевидении с недавнего времени один), проект отличается оригинальной подачей информации, адаптированной под восприятие азербайджанской аудиторией. Fatehin divanı – вечерняя развлекательная передача (аналог американских программ Late night show), напоминает проект Первого канала «Вечерний Ургант» (в настоящее время не выходит).

Некоторые программы социального характера азербайджанских телеканалов также являются калькой российских. Проекты Bizimləsən («Вместе с нами») канала ATV, Elgizlə izlə («Вместе с Эльгизом») – ARB TV, El bizim sirr bizim («Дом наш и секреты наши») – аналоги «Большой стирки». Азербайджанская версия программы «Жди меня» – «Ищу тебя» – в разное время выходила на ATV, ANS, Xəzər TV и, несмотря на неодно­кратную критику экспертов, продолжает выходить на ARB TV. Передачи Onun sirri («Его/ее тайна») и Bazar-düzü («Воскресная ярмарка»), которые транслируются в эфире ARB TV, схожи с шоу «Секрет на миллион» и «Звезды сошлись» российской телекомпании НТВ.

Стоит отметить интересные проекты, инициированные первым частным телеканалом ANS TV: передачу Kök altı («Квад­ратный корень»), чем-то напоминающую американское ток-шоу The Ellen DeGeneres Show, и популярную у зрителей программу Qulp («Подковырка»), суть которой в том, что автор и ведущий, известный журналист Мубариз Аскеров, иронично и нестандартно (с помощью фиктивных персонажей) затрагивал актуальные социальные проблемы, в том числе и коррупцию.

Лицензионные форматы передач также присутствовали на азербайджанских телеканалах. В начале 2000 гг. на Lider TV выходили рейтинговые передачи «Кто хочет стать миллионером?» и «Слабое звено». В 2013 г. на канале ATV при поддержке Министерства молодежи и спорта транслировался всемирно известный телепроект «Форт Боярд», который быстро завоевал популярность у зрителей.

В исследуемый период на азербай­джанском телевидении выходили и передачи соревновательного характера. Например, конкурсы исполнителей мугама, транслировавшиеся в эфире Mədəniyyət TV при организационной поддержке Фонда Гейдара Алиева, стали важным вкладом в сохранение и пропаганду богатого культурного наследия, национальных и духовных ценностей. Искусство азербайджанского мугама, выйдя за пределы страны, завоевало симпатии аудитории многих восточных стран. Еще один пример такого формата – международный проект O səs Azərbaycan («Голос Азербайджана»), реализованный в 2015 г. на канале AzTV.

Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» также нашла своего зрителя в Азербайджане. Она в разное время присутствовала в эфире Space TV, AzTV и общественного телеканала İTV. На общереспубликанских каналах (с 2000 г.) были представлены и другие передачи аналогичного формата. К примеру, Хəmsə («Пятерица») транслировалась на İTV, Mən Azərbaycanlıyam («Я – азербайджанец»), «61» – на канале AzTV, LG bilik akademiyası («Академия знаний LG») зрители смотрели на ATV, а Ağıl dəryası («Умники») – на ANS.

Исследователь У. Рагимова (2016) в книге Televiziya verilişlərinin formatı («Форматы телевизионных передач»), давая характеристики телевизионным форматам Азербайджана, отмечает также программу телеканала AzTV (в 2013 г.) Parlaq Zəka («Блестящий интеллект»), аналог российской передачи «Умники и умницы». Она в короткий срок завоевала внимание зрительской аудитории, однако из-за нехватки финансирования закрылась. В настоящий момент в эфире канала транслируются интеллектуальные передачи «Брейн-ринг» и Əlaçı («Отличник») по лицензии британского шоу Britain’s Brainiest Kid18.

Под влиянием цифровизации и конвергенции традиционные СМИ освоили мультимедийные платформы. В 2014 г. телеканал ANS выпускал передачу Şəbəkə («Сеть»), посвященную темам, активно обсуждавшимся в соцсетях, а на AzTV выходит проект SMG, или Sosial media gündəliyi («Дневник социальных медиа»), в котором анализируются публикации, фото, видео из социальных медиа.

В телеэфир переносятся и проекты, возникшие и получившие популярность в социальных сетях. Например, передача Belə belə işlər («Такие вот дела»), которая транслируется на азербайджанском телевидении с сентября 2019 г. Проект был создан в августе 2017 г. в социальной сети Facebook19. Основная его цель – ознакомление аудитории с наиболее интересными событиями, происходящими в стране и мире, а также обсуждение причин их возникновения. Информация преподносится в формате коротких видеосю­жетов (с субтитрами), доступным языком излагаются ранее неизвестные факты, в том числе о жизни и деятельности публичных персон. Оригинальная подача материала понравилась пользователям, в настоящий момент программа выходит на телеканале AzTV два раза в неделю и остается по-прежнему популярной. На ее страницах в социальных сетях размещено свыше 1500 видео.

Еще одна полюбившаяся зрителям передача интегрирована из социальных сетей. Шоу Kənd həyatı («Сельская жизнь»), где уроженка северного региона Азербайджана на лоне природы готовит различные национальные блюда, транслируется по телеканалу Xəzər TV. Изначально видео­сюжеты (с оригинальной подачей и без текстового сопровождения) завоевали популярность на известной странице Taste Life20 в социальной сети Facebook.

В сентябре 2019 г. телеканал İTV выпустил в эфир оригинальный проект 3D, в нем ведущим стал вымышленный анимационный персонаж Дадаш Дадашлинский (его автор и голос – известный сценарист и режиссер Турал Севдималы). Ключевые фразы, которые символизируют контент передачи, размещены в аккаунте ведущего в Facebook: «Я спрошу то, о чем никто не может спрашивать», «На события буду смотреть так, как никто не смотрит». Подобных проектов ранее в Азербайджане не было: использование современных технологий – новшество для национального телевидения. Выход программы 3D в эфир вызвал бурный интерес у зрительской аудитории. Гости передачи – известные личности из разных сфер деятельности, которых встречает в «приемной» секретарша Люба (Любовь Моргунова21), чей образ, беззаботной, ограниченной девушки, в какой-то мере смягчает серьезный тон передачи.

В конце 2019 – начале 2020 г., когда начала распространяться коронавирусная инфекция (COVID-19), в логотипах азербайджанских телеканалов появились хештеги #evdəqal (оставайтесь дома). На всех общенациональных телеканалах демонстрировались сюжеты о симптомах болезни, призывы к соблюдению гигиены. В период карантина многие передачи, в частности ток-шоу, выходили в эфир без зрителей. Однако в условиях пандемии азербай­джанские телеканалы постарались внести в эфир некоторое разнообразие: так, AzTV в прямом эфире транслировал концерты известных певцов страны, которые они давали на своих балконах – проект Eyvana çıx («Выйди на балкон»). Также телеканал с целью информирования и просвещения населения выпустил серию видеопроектов: Gündəlik («Дневник»), Koronavirusİnfo («КоронавирусИнфо»), EvdəQal («Оставайтесь дома»)22.

Примечательно и то, что многие передачи внесли изменения в свои форматы вещания: например, на İTV ведущие программы Dikdaban («Каблучок») общались с телезрителями в онлайн-режиме по скайпу. По такому же принципу на канале выходила в эфир социально-просветительская передача Sabaha saxlamayaq («Не оставим на завтра»). Эту технологию связи применяла и утренняя программа телеканала AzTV Gün başladı («День начался»).

В 2020 г. в сетку телевещания были внесены изменения: увеличилось количе­ство информационных выпусков новостей и передач, связанных с событиями в Нагорном Карабахе. Передачи Səhər proqramı («Утренняя программа»), Gün başladı («День начался»), Çıxışa doğru («На пути к выходу»), Əsas məsələ («Основная тема»), Hədəf («Цель») телеканала AzTV в прямых эфирах оперативно информировали телезрителей о ходе военных действий. Изменения коснулись и программ развлекательного характера: в них стали преобладать военные мотивы, сменился и песенный репертуар. В этот период появились новые проекты: Vətənə xidmət («Служение Отчизне»), Danışan məktublar («Говорящие письма»), рассказывающие о жизненном пути национальных героев и ветеранов войны, их письмах, адресованных родным и близким. Программа Mən də əsgərəm («И я солдат»), которая освещала события Великой Отечественной войны, также собрала широкую аудиторию.

 

Выводы

Как показало исследование, в рассмат­риваемый период на общенациональных азербайджанских телеканалах транслировались программы различных форматов. Сравнительный анализ форматов с 2000 гг. по настоящее время продемонстрировал актуальность информационных выпусков. В Азербайджане уже функционируют два круглосуточных информационных телеканала – ARB 24 и Real TV.

Передачи социального характера в боль­шинстве своем являются аналогами российских, турецких и других иностранных телепроектов. Транслировались (на местных телеканалах) и лицензионные программы «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Форт Боярд», «Что? Где? Когда?» и др. По-прежнему востребованы у аудитории интеллектуальные, конкурсные и развлекательные передачи. В 2000 гг. впервые появились реалити-шоу, однако, несмотря на свою популярность, из-за критики со стороны общественнос­ти, были закрыты.

Развитие технологий привело к появлению конвергентных проектов, уходу или обновлению устаревших форматов. Современные общенациональные телеканалы Азербайджана, в особенности AzTV и İTV, стремятся разнообразить свои эфиры, внедряя новые форматы передач, которые быстро становятся популярными. Однако следует отметить и определенные недостатки – в первую очередь нехватку профессиональных кадров и недостаточную оснащенность материально-технической базы, которые влияют на качество новых проектов, что зачастую приводит к заимствованию или копированию зарубежных программ.

 

Примечания

1 Библия стала первой напечатанной книгой в Европе. Вначале ее издавали только на латинском языке, читать на котором мог ограниченный круг людей, позднее – на национальных языках, понятных широким слоям населения.

2 Режим доступа: https://acra.gov.az/ru/kategoriya/nacionalnye-nazemnye-televizionnye-veshhateli (дата обращения: 02.10.2022).

3 ARB TV принадлежит крупнейшему медиахолдингу ARB, включающему восемь телеканалов: два национальных – ARB TV, ARB 24, пять региональных («ARB Kапаз», «ARB Шеки», «ARB Аран», «ARB Шимал», «ARB Дженуб») и один тематический детский мультипликационный канал – «ARB Гюнеш».

4 ARB 24 (прежнее название – Turkel TV) входит в состав медиахолдинга ARB, считается первым информационным телеканалом в Азербайджане. Благодаря профессиональной творческой команде завоевал зрительскую симпатию и стал национальным вещателем. Канал сотрудничает с крупнейшими мировыми СМИ, включая Reuters, Bloomberg, Aptn, Uav.

5 Телеканал транслирует местные и зарубежные новости, а также аналитические программы по кабельному и по спутниковому телевидению. С 10 мая 2019 г. Real TV начал общереспубликанское вещание. С 28 января 2022 г. транслируется через спутник Azerspace-1 в формате HD.

6 Первый спортивный телеканал создан в феврале 2009 г. на базе ЗАО «Азербай­джанское телевидение и радиовещание». С 2015 г. перешел на 24-часовой режим вещания в формате высокой четкости (HD).

7 Телеканал с 2015 г. до 2018 г. обладал эксклюзивным правом на вещание игр Азербайджанской футбольной Премьер-лиги. Транслирует в прямом эфире чемпионаты разных стран (Италии, Голландии, России, Турции), международные теннисные турниры и др. Главная цель канала – пропаганда здорового образа жизни и развитие отечественного спорта.

8 Режим доступа: https://aztv.az/ru/about-us (дата обращения: 25.09.2022).

9 Режим доступа: https://itv.az/about (дата обращения: 25.09.2022).

10 Режим доступа: http://atv.az/about (дата обращения 25.09.2022).

11 Режим доступа: https://www.arbtv.az (дата обращения: 25.09.2022).

12 Режим доступа: https://spacetv.az/ (дата обращения: 25.09.2022).

13 Режим доступа: http://www.xezertv.az (дата обращения: 25.09.2022).

14 Режим доступа: https://medeniyyettv.az/az/about-us (дата обращения: 25.09.2022).

15 Мугам – один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки.

16 С 1 июня 2021 г. деятельность телеканала официально приостановлена.

17 Проект был закрыт из-за нецензурной лексики, прозвучавшей в прямом эфире.

18 На российском канале СТС выходила под названием «Самый умный». В передаче соревновались учащиеся школ, демонстрируя уровень знаний по разным предметам.

19 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

20 Проект Taste Life публикует интересные видеосюжеты о кулинарии разных стран мира.

21 Л. Моргунова попала в проект благодаря влогу LyubaLive by Park Cinema, в котором брала интервью у гостей, приходивших на закрытые показы фильмов. Ее импровизации и шутки понравились руководству İTV, и вскоре ей предложили пройти кастинг в проект 3D.

22 Чем запомнился АзТВ прошедший сезон? // Азербайджанское телевидение и радиовещание. 2021. Июнь, 30. Режим доступа: https://aztv.az/ru/news/7884/null (дата обращения: 02.10.2022).

 

Библиография

Дедов А.Н. Технологии телевизионной журналистики: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганск. ун-та, 2017. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/dedov2.htm (дата обращения: 02.10.2022).

Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2000. № 6. С. 36–42.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 3-е изд., стереотип. Т. 2 / под ред. Т.Л. Беркович, Ю.М. Миронова. М.: Рус. яз., 1999.

 

Erdoğan İ., Budak. L. (2016) Anglo-Amerikan Eğlence Endüstrisinde Televizyon Program Formatları. İstanbul: Kalkedon Yayınları.

Moran A., Malbon J. (2006) Understanding the Global TV Formats. Bristol, UK: Intellect Books.

Onions C.T. (ed.) (2004) The Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford: Oxford University Press.

Rəhimova Ü. (2016) Televiziya verilişlərinin formatı. Bakı: Mütərcim.

Uğur С. (2004) Televizyon Program Formatlarının Korunması. Ankara Barosu Fikri Mülkiyet ve Rekabet Hukuku Dergisi 4 (3): 13–33.

 

Дата поступления в редакцию: 21.01.2023
Дата публикации: 20.01.2023