Ссылка для цитирования: Вихрова O.Ю. К вопросу о формировании единого информационного пространства Союзного государства // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 36−43. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.3643
УДК 005-004.64(470+571+476):659.3-021.111/.121
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.3643
EDN: IHYZZN
© Вихрова Ольга Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, координатор образовательных и научно- исследовательских программ со странами ЕАЭС кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), eurasiamsu@gmail.com
В условиях развития гибридных конфликтов и постоянно нарастающего информационного противоборства между государствами увеличивается интенсивность информационно-психологического воздействия на аудиторию. Помимо отдельных групп граждан и различных организаций в деятельность, направленную на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в странах, а также на размывание традиционно-нравственных и культурных ценностей, активно вовлекаются массмедиа. При этом широко используются возможности информационных технологий.
Поскольку, согласно статье 2 договора «О создании Союзного государства»1, основной целью данного интеграционного образования провозглашено «обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни»2, результаты его развития и работы должны доводиться, прежде всего, до главных бенефициаров интеграционных процессов – граждан России и Беларуси. В ином случае надгосударственное образование останется в восприятии массовой аудитории малопонятной и не имеющей практического значения межгосударственной структурой, результаты функционирования которой никак не отражаются на качестве жизни. Кроме того, отсутствие сформированных основ интеграционного мышления у представителей молодых поколений может в перспективе «обнулить» все усилия институтов российско-белорусской интеграции и многолетнюю системную работу, которую ведут правительства двух стран.
Однако освещение связанных с надгосударственным образованием событий во многом сохраняет тренды второго десятилетия ХХI в. и остается формальным. Нерегулируемое информационное сопровождение интеграционных процессов в рамках Союзного государства (СГ) приводит к тому, что в условиях слабой представленности тематики в дискурсе национальных СМИ сформировавшийся вакуум заполняется контентом недружественно настроенных акторов зарубежных медиарынков.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению в западных СМИ объема материалов, содержащих предвзятую оценку не только государственной политики Российской Федерации и Республики Беларусь как отдельных акторов мировой политики и международных отношений, но и их интеграционного взаимодействия в рамках Союзного государства, а также интеграционной политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС), локомотивом которой является СГ. В частности, анализ контента ведущих британских и американских общественно-политических новостных онлайн-СМИ за период существования СГ (Вихрова, 2021) показал, что западные журналисты предлагают аудитории тематические доминанты, противоречащие не только логике функционирования Союзного государства, но и здравому смыслу. Потребителям контента регулярно предлагаются псевдоаналитические материалы, содержащие, например, утверждения о том, что СГ является экономически нецелесообразным, а ЕАЭС не подразумевает сохранения суверенитета государствами-участниками. При этом СМИ наших стран, предлагающие объективную достоверную информацию, подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.
Для того чтобы обеспечить информационно-психологическую безопасность населения интеграционного образования, необходимо стремиться к формированию общего информационного пространства. Осознавая данную потребность, Совет Министров Союзного государства постановлением № 6 от 16 июля 2020 г. утвердил «План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2021–2025 гг.»3. Документ содержит перечень мероприятий, направленных на информационное обеспечение массмедиа в переходный период, а также предусматривает межгосударственные проекты, мероприятия и иные типы деятельности в сфере массовых коммуникаций. В частности, по состоянию на первый квартал 2023 г. на уровне глав государств продолжается обсуждение возможности создания медиахолдинга СГ. Так, Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с госсекретарем интеграционного объединения Дмитрием Мезенцевым повторил: «Я еще раз напоминаю: наше общее решение, Президентов России и Беларуси, – создать хороший, добротный, мощный, обязательно современный» и «соответствующий духу времени холдинг»4.
Решение задачи формирования единого информационного пространства потребует немалых ресурсов и времени, т.к. национальные медиасистемы государств развивались независимо друг от друга более трех десятилетий. Однако многочисленные исследования характеристик медиапотребления национальных аудиторий (Алевизаки (Лащук), Смирнова, Свитич, Шкондин, 2019; Быков, Градюшко, 2020; Вартанова, 2019 (а, б), 2020; Вартанова, Дунас, 2022; Градюшко, 2017, 2022; Градюшко, Свитич, Колесниченко, Смирнова и др., 2021; Касперович-Рынкевич, 2019, 2021; Колесниченко, Смирнова, Свитич, Фомина, 2019; Поклад, 2020; Потребин, 2023; Черняк, 2022; Dunas, Vartanov, 2020), в рамках которых выявляется больше сходств, чем различий; схожесть национальных законодательств (Вихрова, 2020; Вихрова, Горлова, 2022), регулирующих деятельность СМИ; и, наконец, сохраняющиеся высокие позиции русскоязычных медиа в национальных рейтингах позволяют сделать вывод о том, что база для этой работы сформирована.
Создание общего информационного пространства позволит предпринять эффективные шаги в направлении решения наиболее острых проблем обеспечения информационной безопасности Союзного государства. В частности:
В условиях усиления внешнего воздействия на национальные информпространства уже на этапе переходного периода для каждого из государств СГ целесообразно перенимать и адаптировать передовой опыт не только медиарегулирования, но и корректировки отдельных направлений медиаполитики в кризисных ситуациях. В частности, в условиях усиления информационного давления на Россию, наблюдаемого с 2022 г., представляется целесообразным рассмотреть Закон Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110-3 «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»5, касающийся законодательного регулирования деятельности СМИ и журналистов в Республике Беларусь, принятый на фоне политического кризиса 2020 г.
Несмотря на разницу в оценках исследователей и медиаюристов, особого внимания в условиях эскалации гибридного конфликта заслуживают изменения, связанные, например, с правом учреждения СМИ. Согласно обновлениям в законодательном акте, список лиц, которым запрещено выступать в качестве учредителей СМИ независимо от времени создания последнего, был дополнен. В него включены: иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства; юридические лица с иностранным участием; владельцы интернет-ресурсов и сетевых изданий, в отношении которых было принято решение об ограничении доступа (в течение 3 лет со дня принятия решения); а также физические и юридические лица, ранее выступавшие в качестве участников или собственников имущества организации, признанной экстремистской (в течение 5 лет со дня вступления в законную силу решения суда)6.
Появилась формулировка: «название сетевого издания должно совпадать с доменным именем интернет-ресурса»7. Данное изменение обеспечивает возможность контролировать появление «сайтов-зеркал», полностью повторяющих контент другого ресурса и создаваемых с целью обхода блокировок.
К перечню обязанностей журналистов, невыполнение которых может повлечь за собой лишение аккредитации, в 2021 г. были добавлены: соблюдение ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, установленные избирательным законодательством; соблюдение норм профессиональной этики журналистов; использование права журналиста в целях фальсификации информации, умышленного распространения недостоверной информации под видом достоверной, сбора информации в пользу третьего лица, в том числе юридического, не являющегося редакцией СМИ. В данный список также входили: использование прав журналиста в целях опорочить при распространении недостоверной информации гражданина или какую-либо категорию граждан по ряду оснований, среди которых – место работы и политические убеждения лица; нарушение порядка аккредитации; совершение любого другого умышленного противоправного деяния при осуществлении профессиональной деятельности8.
Генеральному прокурору, прокурорам областей и города Минска было предоставлено право ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь9.
К перечню случаев ограничения доступа были добавлены: наличие вступившего в силу решения суда, которое служит основанием для вынесения владельцу интернет-ресурса требования об устранении (недопущении) нарушений законодательства о СМИ при отсутствии на ресурсе адреса электронной почты его владельца; принятие решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере о наличии на интернет-ресурсе, в сетевом издании информационных сообщений или материалов, распространение которых может нанести вред национальным интересам страны.
После принятия поправок в случае выявления копии интернет-ресурса, доступ к которому ограничен, республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации также уполномочен направить сетевому изданию уведомление о включении идентификатора копии интернет-ресурса в этот список10.
Введен запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, проведенных без получения аккредитации. Кроме того, законодательством ограничено размещение гиперссылок на сообщения и материалы, которые содержат информацию, запрещенную к распространению на интернет-ресурсах11.
Целесообразно отметить, что невысокое качество информационного сопровождения интеграции в рамках Союзного государства на национальных уровнях, наблюдавшееся более двух десятилетий, обусловлено не только отсутствием соответствующего регулирующего документа. Безусловно, с одной стороны, СГ, как и любое межгосударственное объединение, является сложно управляемой бюрократической структурой, функционирование каждой из сфер которой требует если не соответствующего законодательного регулирования, то, как минимум, координации деятельности участников. С другой – в настоящее время отсутствует известная журналистам площадка, которая может служить источником качественной аналитики или инфоповодов, уже адаптированных к интересам массовой аудитории. В третьем десятилетии ХХI в. последний пункт приобретает особое значение, т.к. в условиях постоянно увеличивающегося новостного потока, непрерывно поступающего из разных источников, корреспондент далеко не всегда успевает детально проработать сложный инфоповод и при мониторинге новостных лент и иных источников выбирает наиболее адаптированный и понятный контент, «полуфабрикат», трудозатраты на работу с которым соотносимы с объемом новостей, которые необходимо выпустить за смену.
На практике круг журналистов, освещающих «союзную тематику», ограничен теми, кто целенаправленно мониторит немногочисленные информационные площадки Союзного государства или в рамках прямых обязанностей освещает деятельность глав государств, правительств и вовлеченных в протокольные тематические мероприятия спикеров. Кроме того, зачастую интеграционная тематика воспринимается журналистами общественно-политических и нишевых СМИ как сложная, что не вполне соответствует действительности.
Примером может служить успешный опыт факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в разработке и преподавании дисциплин, связанных с освещением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В 2020 г. на факультете была разработана и одобрена ЕЭК дисциплина «Практика освещения евразийской интеграции в СМИ». Число студентов, которые записываются на данную дисциплину, и количество выпускных квалификационных работ, касающихся данной проблемы, ежегодно растет в геометрической прогрессии. В связи с высокой заинтересованностью студентов в 2023 г. была разработана и утверждена дисциплина «Медиаполитика и информационная безопасность интеграционных объединений» для магистрантов. Таким образом, одним из способов устранения барьера, препятствующего популяризации интеграционной тематики среди населения, является организация тематических образовательных мероприятий, краткосрочных курсов и мастер-классов для практикующих журналистов.
В настоящее время результативность такого подхода демонстрирует Европейский союз (ЕС), где с 1995 г. под руководством Еврокомиссии в сотрудничестве с органами власти различных территориальных уровней, а также Европейского центра журналистики регулярно проводятся тематические образовательные мероприятия по подготовке журналистов к освещению интеграционной политики ЕС. При этом бюджет программы «Креативная Европа» на 2021–2027 гг., целью которой являются защита и продвижение европейского культурного и языкового разнообразия, в том числе посредством медиа и киноиндустрии, составляет 2,44 млрд евро12.
Что касается логики функционирования информационной политики СГ в условиях переходного периода и отсутствия мер по гармонизации национальных законодательств о СМИ, на первом этапе она может строиться по принципу объединения различных участников вокруг отдельных проектов с целью решения поставленных задач и достижения конкретных целей. Целесообразность применения данного механизма для интеграционных объединений постсоветского пространства уже обосновывалась в научных работах отечественных исследователей применительно к ЕАЭС (Вихрова, 2020).
Информационная политика Союзного государства может формироваться функционально взаимосвязанными субъектами и институтами (государствами, межгосударственными медиаструктурами, предприятиями медиаиндустрии и т.д.), которые действуют одновременно на нескольких аренах и в определенных географических масштабах, но формально остаются независимыми. Проекты могут охватывать различные территориальные уровни или функциональные области медиасферы, такие как проведение информационных кампаний на территории СГ, правовое регулирование цифровых медиа, лицензирование средств массовой информации и т.д.
При этом координируемая активизация взаимодействия участников национальных медиарынков, объединение практикующих журналистов Союзного государства и медиаисследователей в различных проектах, а также целенаправленная подготовка журналистов, специализирующихся на освещении интеграционной тематики, позволят решить еще несколько важных задач:
1 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901756243 (дата обращения: 21.03.2023).
2 Там же.
3 План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2021–2025 гг. Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/500293181 (дата обращения: 23.03.2023).
4 Лапшин А. Лукашенко выступил за создание медиахолдинга // Парламентская газета. 2023. Янв., 9. Режим доступа: https://www.pnp.ru/in-world/lukashenko-vystupil-za-sozdanie-mediakholdinga-soyuznogo-gosudarstva.html (дата обращения: 21.03.2023).
5 Закон Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации». Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100110 (дата обращения: 23.03.2023).
6 Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 г. № 427-З. Статья 10. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800427 (дата обращения: 23.03.2023).
7 Там же.
8 Там же. Статья 34.
9 Там же. Статья 51–2.
10 Там же.
11 Там же. Статья 38.
12 About the Creative Europe Programme. Режим доступа: https://culture.ec.europa.eu/creative-europe/about-the-creative-europe-programme (дата обращения: 21.03.2023).
Алевизаки (Лащук) О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г.Шкондин М.В. Авторская и редакторская деятельность журналиста в российском медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 679–704. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).679-70310.17150/2308-6203.2019.8(4).679-703
Быков И.А., Градюшко А.А. Влияние мессенджера Telegram на развитие медиапространств России и Беларуси: сравнительный анализ // Вестн. КазНУ. Сер. журналистики. 2020. Т. 58. № 4. С. 4–12. DOI: https://doi.org/10.26577/HJ.2020.v58.i4.01
Вартанова Е.Л. (а) К вопросу о рамках теоретического анализа и национальных особенностях медиасистемы России // Меди@льманах. 2019. № 2 (91). С. 8–19. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.818
Вартанова Е.Л. Медиасистемы в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) // Меди@льманах. 2020. № 4 (99). С. 8–17. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.815
Вартанова Е.Л. (б) Медиасистемы стран СНГ: к формированию единого информационного пространства // Вестн. МАГ. 2019. № 2–3 (62–63). С. 26–27.
Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6 (113). С. 8–19. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.817
Вихрова О.Ю. Образ ЕАЭС в ведущих новостных СМИ США // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 437–449. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).437-449
Вихрова О.Ю. СМИ и информационная безопасность ЕАЭС // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.7
Вихрова О.Ю., Горлова Я.С. Гармонизация законодательства о СМИ в странах Евразийского экономического союза как фактор информационной безопасности // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 489–508. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).489-508
Градюшко А.А. Белорусская региональная журналистика в условиях цифрового развития // Вестн. Евразийск. нац. ун-та им. Л.Н. Гумилева. Сер.: Журналистика. 2022. № 2 (139). С. 8–16. DOI: 10.32523/2616-7174-2022-139-2-8-16
Градюшко А.А. Дигитализация белорусских печатных СМИ: модели использования социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3 (25). С. 127–134.
Градюшко А.А., Свитич Л.Г., Колесниченко А.В., Смирнова О.В. и др. Журналисты региональных газет России и Беларуси: сравнительное исследование // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 4 (36). С. 183–200.
Касперович-Рынкевич О. Н. Y и Z – ориентация на медиа // Беларуская думка. 2019. № 9. С. 94–98.
Касперович-Рынкевич О.Н., Морозова А.А. Медиапотребление белорусской молодежи в 2021 г.: сравнительный анализ // Журналистика 2021: состояние, проблемы и перспективы: мат. 23-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. БГУ. Минск, 11 ноября 2021 г. Минск: БГУ, 2021. С. 176–181.
Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Фомина Д.А. Конвергенция в работе журналистов российских региональных газет //Меди@льманах. 2019. № 5. С. 52–65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.4255
Поклад Е.А. Особенности медиапотребления печатных и интернет-СМИ в Республике Беларусь // Социальная, культурная и международная коммуникация молодежи: сб. науч. ст. Вып. 8. Минск: РИВШ, 2020. С. 52–57.
Потребин А.В. Медиапотребление и цифровое неравенство в Республике Беларусь // Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2023. С. 43–44.
Черняк Ю.Г. Медиапотребление в Беларуси: региональный аспект // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 225–234.
Dunas D.V., Vartanov S.A. (2020) Emerging Digital Media Culture in Russia: Modeling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses 15 (2): 186–203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648
Дата поступления в редакцию: 28.03.2023
Дата публикации: 20.04.2023