Архив



Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в фокусе медиагеографии (на примере «ВКонтакте» и Telegram)



Денис Дунас, Дарьяна Бабына, Ольга Бойко, Евгений Сидоров

Ссылка для цитирования: Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Сидоров Е.А. Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в фокусе медиагеографии (на примере «ВКонтакте» и Telegram) // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 44−52. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.4452

УДК 316.77-053.81:004.738.5+911.3:070
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.4452
EDN: RTWCCI

© Дунас Денис Владимирович
кандидат филологических наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), denis@smi.msu.ru

© Бабына Дарьяна Александровна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Daribabyna@gmail.com

© Бойко Ольга Алексеевна
магистрантка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), olgaboykoa11@yandex.ru

© Сидоров Евгений Александрович
магистрант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Evgen.sidorov1506@yandex.ru



Ключевые слова: «цифровая молодежь», информационная повестка дня, медиагеография, «ВКонтакте», Telegram, социальные медиа.



Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в социальных сетях и онлайн-платформах формирует медиатизированное восприятие образов стран и представлений об их значимости. В результате исследования было выявлено, что ключевым фактором репрезентации зарубежных стран в молодежных сообществах соцсети «ВКонтакте» и телеграм-каналов является характер их взаимоотношений с Россией. Медиакарта мира представляется россиецентричной, а медиакарта России – столицецентричной.

 

К определению медиагеографии

Изучая взаимовлияние и взаимодействие медиа и общества, исследователи рассматривают совокупность самых разных аспектов: социальных, политических, экономических, культурных и др. Перспективным направлением научных исследований можно назвать медиагеографию, изучающую медиа в географических пространствах стран и регионов (Salovaara-Moring, 2004; Salovaara-Moring (ed.), 2008; Якова, Янгляева, 2019). Это направление приобретает особенное значение в условиях обострения геополитических вызовов и «пересборки» архитектуры национальных медиасистем в глобальном контексте (Вартанова, Дунас, 2022). Положение страны, региона, города на международной политической арене в значительной степени связано с репрезентацией в средствах массовой информации или шире – медиа в целом, а также с медиаобразом географического объекта.

Ввиду формирования автономных пространственных характеристик у медиа, что обусловлено во многом сетевизацией и платформизацией медиакоммуникаций (Вартанова, 2022), возрастает исследовательский интерес к пространству медийному и тому, как пространство реальное, в том числе территориальное, воспроизводится в медиа.

Медиагеография – научное направление, изучающее медиасреду на уровне географических объектов: макрорегионов, межгосударственных объединений, стран, городов и т.п. (Янгляева, 2018). Однако изначально понятие «медиагеография» понималось учеными значительно шире – как исследование новых пространств, возникающих в медиасреде и зачастую не совпадающих с географическими границами стран (Вартанова (ред.), 2019). Так, русскоязычное медиапространство включает в себя и медиа, выходящие на русском языке за рубежом, и весь пользовательский контент, опубликованный на русском языке.

С одной стороны, медиа способствуют тому, что географически разобщенные популяции людей становятся единым сообществом (или глобальным обществом), устанавливая непосредственные связи между собой и участвуя в опосредованных взаи­модействиях. Вместе с тем сама географическая повестка дня для аудитории не всегда охватывает весь мир: в ее центре находится собственная страна и «сильные» страны, что соответствует «миросистемной модели» капитализма (Валлерстайн, 2016). С другой – медиа зачастую способствуют конструированию культурно-политического организма, соединяющего нацию как большое сообщество и культурную среду общества на определенном пространстве – не обязательно географическом, но непременно обладающем общими признаками: идентичностью, языком, традициями, ритуалами и пр. (Андерсон, 2016). При таком понимании медиа так же ответственны за целостность и устойчивость национального государства, как и другие общественные институты. Нации сегодня это не только «конкретные общества на географических территориях», но и «воображаемые сообщества», которые связаны друг с другом культурно, ментально, взаимодействуют опосредованно с помощью медиатехнологий, подтверждая при этом каждой своей медиаактивностью включенность в культурную целостность, причастность к национальной общности. Примером неустойчивости географических границ в контексте метапроцессов современности можно считать «возвышение» границ экономических, политических и культурных, которые формируют блоки стран, регионы и новые географические целостности по принципу государств-регионов (Ohmae, 2008).

В таких новых, «условно географических», субъектах медиасреды создается и развивается своя система коммуникации и свой дискурс. В связи с этим особую важность приобретает медиарепрезентация стран в пространствах-дискурсах, медийные атрибуты, сопряженные с освещением событий из разных точек мира, которые формируют у аудитории определенное восприятие регионов.

 

Тематическое разнообразие и топонимы в повестке дня «ВКонтакте» и Telegram

Для изучения географической привязки инфоповодов и определения информационной повестки дня1 (основных тематических направлений) «цифровой молодежи» в социальных медиа была сформирована выборка из трех сообществ «ВКонтакте, наиболее популярных у целевой аудитории», и трех телеграм-каналов. Наивысший показатель вовлеченности представителей «цифровой молодежи» показали сообщества «ВКонтакте»: «Рифмы и Панчи», «Леонардо Дайвинчик» и «Овсянка, сэр!», – а также телеграм-каналы: «Топор 18+», «НЕ МОРГЕНШТЕРН» и «Кровавая барыня». Хронологические рамки определены одной неделей 2022 г. – с 20 по 26 июня. В этот период на указанных медиаресурсах вышло 1 134 публикации. В большинстве из них выявлено прямое или косвенное упоминание географического местоположения описываемого события. Во всех материалах определены основные темы: международные события, политика, экономика, общество, стиль жизни, армия, происшествия, спорт, юмор/развлечения, культура, медицина, религия, экология, межличностная/семейная/гендерная тематика и др.

Основную долю контента составляют материалы, посвященные стилю жизни (16%). Далее следует категория «Другое» (15%), что объясняется влиянием постов, посвященных уходу из жизни российских и зарубежных представителей шоу-бизнеса (Юрий Шатунов, Пьер Нарцисс, Майкл Джексон), а также поздравлениям медийных лиц (Николай Дроздов). Публикации на тему юмора/развлечений (мемы, демотиваторы, ироничные истории и смешные случаи, произошедшие с людьми или животными) составляют 14% от общего числа исследуемых публикаций. В данной категории на первом месте материалы, связанные с Россией (59%), на втором – имеющие значение для каждого человека вне зависимости от его местожительства и гражданства (19%), на третьем месте – сопряженные с США (10%).

По 10% от общего числа публикуемого контента посвящено общественно значимым темам (общественный порядок, оплата услуг, благоустройство городов, массовые мероприятия) и культуре (преимущественно музыкальная индустрия и кинематограф). Страны-лидеры по количеству публикаций на общественно значимые темы – Россия (65%) и США (8%); на тему культуры – Россия (68%), и США (6%). Теме политики посвящено 8% от общего числа публикаций, чаще всего упоминаются Россия, США, Великобритания, Китай и Украина, а происшествиям (катастрофы, несчастные случаи, нарушения правопорядка) – 7%.

Равномерно распределились показатели по количеству публикаций на международную, межличностную/семейную/гендерную и экономическую тему – по 5% от общего количества проанализированных материалов. Как показало исследование, международная тематика (соревнования, праздники, туризм и т.п.) часто переплетается с политической (взаимоотношения между странами). В рамках тематического направления, затрагивающего межличностные/семейные/гендерные проблемы, размещался контент, посвященный конфликтам и/или устранению их, смене пола или признанию в небинарности публичных личностей (Даша Корейка, сын Илона Маска). Экономические новости чаще всего были связаны с Россией (31%) и США (13%), однако в данном контексте внимание сообществ соцсети «ВКонтакте» и телеграм-каналов было обращено к другим странам, в первую очередь дружественным России Китаю, Белоруссии, Ирану, ЮАР и Индии, а также к Турции и Украине.

По 2% от общего количества публикуе­мого контента приходится на темы спорта (страна-лидер – Россия, 52%; тематические события в глобальной среде – 39%) и медицины. В публикациях о медицине освещаются преимущественно случаи болезни и ухода из жизни российских звезд, а также действия врачей в этих ситуациях (42%), выкладываются глобальные новости об открытиях в области здравоохранения и медицины (28%). 1% из всего проанализированного контента касается армии (нововведения в российской армии, а также в вооруженных силах США и Израиля). Во время исследования выделено несколько публикаций, посвященных экологии, однако их количество настолько мало, что в общем соотношении материалов они составляют менее одного процента.

 

Глобальная повестка дня: страны-ньюсмейкеры

Обращаясь к глобальной информационной повестке в социальных медиа, мы уделяли особое внимание не только количеству публикаций, аффилированных с тем или иным государством, но и тематическому разнообразию этих публикаций, поскольку характеристики событий, попадающие в поле зрения аудитории, играют немаловажную роль во фрейминге территорий (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Топ-10 стран и регионов по количеству тем, освещаемых в социальных медиа

Страна/регион

Кол-во тем

Россия

26

США

22

Китай

12

Украина

10

Великобритания

10

Бразилия

8

Страны Евросоюза

7

Белоруссия

7

Япония

7

Испания

7

 

В ходе анализа информационной повестки дня в исследуемых сообществах и телеграм-каналах были выявлены географические объекты публикаций – 52 государства и три межгосударственных объединения (НАТО, СНГ, Евросоюз) и определена абстрактная категория общемировых новостей, значимость которых не зависит от границ стран.

Публикации глобального значения, размещенные без указания топонима и актуальные для людей вне зависимости от их гражданства, касались в основном вопросов стиля жизни: в частности, культурных событий (юбилей всемирно известной кинофраншизы «Форсаж», мировые премьеры фильмов и игр). Модные тенденции, продукты популярной культуры, мемы, основанные на вирусном контенте мирового масштаба, зачастую являются общими для всех людей. Это особенно справедливо для молодежи, проводящей много времени в Интернете и имеющей общие культурные паттерны, сформированные еще в детстве при просмотре произведенных глобальными медиакорпорациями кинофильмов, мультфильмов и рекламы. Нередко в публикациях, относящихся к мировым вопросам, обращались к репрезентации природы и животных, демонстрируя их без аффилиации с какой-либо страной. Меньше всего среди материалов глобального значения публикаций на тему политики, науки и технологий, еды (по каждой не более семи упоминаний), а проблемы армии, религии и экологии вообще не были затронуты.

На исследуемой неделе наиболее часто и разнообразно была представлена Россия, что в целом логично для русскоязычных онлайн-сообществ в отечественных социальных медиа. Информационные поводы, связанные с Россией, преимущественно относились к тематике стиля жизни (190 упоминаний), юмора и развлечений (164), общества (146) и культуры (126) (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Тематическая повестка: топ-5 стран

 

Тематика

Россия

США

Китай

Украина

Великобритания

Международные события

60

15

6

16

1

Политика

105

27

7

16

2

Экономика

72

17

6

0

1

Общество

146

19

10

5

3

Стиль жизни

190

28

5

2

4

Армия

27

2

2

7

0

Происшествия

90

16

5

11

1

Спорт

17

2

0

0

1

Юмор/Развлечения

164

28

7

3

3

Культура

126

11

0

5

3

Медицина

18

5

0

0

3

Религия

5

0

0

0

0

Экология

2

3

0

0

0

Межличностная/ семейная/гендерная

52

17

2

2

0

Животные

23

4

0

0

0

СВО

7

1

0

7

0

Наука

0

3

1

0

0

Природа

11

3

0

0

0

Смерть

84

1

0

0

0

Технологии

7

2

3

0

0

Открытия

0

1

0

0

0

Еда

16

1

0

0

0

Праздник

16

1

0

0

0

Мошенничество

1

0

1

0

0

Реклама

20

0

0

0

0

Образование

5

0

0

0

0

Законодательство

1

0

0

0

0

Историческое событие

4

0

0

0

0

Киберспорт

0

0

0

0

0

Всего публикаций

1269

207

55

78

22

 

При более детальном рассмотрении в публикациях, содержащих рефлексию по поводу изменений в быте россиян в связи с уходом ряда иностранных брендов с российского рынка, ограничениями в передвижении, выявляется много общего: в социальном, политическом, лайфстайл-аспекте, а также в осмыслении подобных инфоповодов в юмористическом ключе.

Культурная повестка связана преимущественно с освещением выхода новых музыкальных треков российских исполнителей, популярных в молодежной среде. Примечательно, что новости отечественной культуры (преимущественно музыкальной) доминировали над подобными сообщениями из других стран и даже глобальными, общемировыми события­ми из мира кино и музыки.

Сопоставимый уровень диапазона тем в репрезентации имели события, связанные с США, однако частота их упоминаний значительно уступала частоте упоминаний новостей из России. Информационные поводы, произошедшие в США или касающиеся этой страны, преимущественно упоминались в материалах на темы юмора и развлечений, стиля жизни (по 28 упоминаний) и политики (27). Примечательно, что юмористические публикации представляли собой не самостоятельные мемы или шутки, а ироничное освещение новостей, высмеи­вание поведения американских политиков, в первую очередь Президента США Джо Байдена. Американский стиль жизни, представленный в сообществах и телеграм-каналах, тоже имел контекстуальную связь с Россией – в первую очередь в ходе освещения политики брендов в отношении российских потребителей.

Значительным тематическим разно­образием отличалась и репрезентация жизни в Китае. Пользователям российских социальных медиа предлагались публикации о социальных проблемах (10 упоминаний), экономическом партнерстве России и Китая (6), происшествиях (5), материалы армейской, межличностной, технологической, научной, криминальной тематики, а также посвященные стилю жизни. В некоторых постах о событиях в Китае проскальзывал юмористический тон, однако данная тенденция была свойственна публикациям в сообществах на платформе «ВКонтакте». В сообщениях телеграм-каналов, в частности канала «Кровавая барыня», предстает привлекательный образ Китая – надежного союзника и сильного партнера России.

Иной образ формируют публикации о Великобритании – выступающей в коалиции с другими недружественными России странами. При этом выявляется довольно широкое тематическое разнообразие в материалах, касающихся Соединенного Королевства: культура (отметим, что в Великобритании премьеры кинофильмов зачастую проходят раньше, чем в других странах Европы), общественно значимые темы, стиль жизни, спорт, экономика, происшествия, медицина и развлечения.

Тематическое единство демонстрируют публикации, касающиеся Украины, в первую очередь затрагивающие тему политики, в частности поведение руководства страны на международной арене, высказывания ее официальных представителей о необходимости введения дополнительных антироссийских санкций и новых поставках вооружения. Тональность таких публикаций была преимущественно негативной или нейтральной. Авторами постов высмеивались и заявления о месте проведения следующего Евровидения.

Если в случае с вышеназванными странами устанавливалась прямая зависимость между количеством упоминаний страны и тематическим разнообразием ее представления в сообществах и телеграм-каналах, то в случае Литвы ситуация была обратной. Появление этой страны в повестке дня было связано с единственным событием – сухопутной блокадой Калининградской области. Однако каждое сообщество в среднем дважды размещало публикации о решениях литовских властей, отмечая их политическую, экономическую, общественную и военную направленность, а также их негативное влияние на состояние дипломатических отношений между странами.

Остальные страны упоминались значительно реже, и в материалах о них затрагивалось меньше тем, что указывает на географический дисбаланс в репрезентации международной повестки в социальных медиа, популярных у «цифровой молодежи». Ключевые фигуранты повестки исследуемой недели – Россия, США, Китай, Великобритания, Украина и Литва. Отметим, что в социальных медиа оценка действий представителей государств или происходящих в них событий выражена не прямо, как в традиционных СМИ, а косвенно (нередко в ироничном ключе).

Иные темы раскрывались в контексте деятельности Евросоюза. В данном случае превалировал интерес к политической и меж­дународной повестке, в частности к заявлениям политических деятелей, касающихся действий России на международной арене, а также угрозам новых санкций. Новости такого рода преподносились в негативной тональности, любые антироссийские высказывания осуждались или высмеивались. Схожая ситуация выявляется при изучении публикаций, связанных с деятельностью НАТО. Североатлантический альянс упоминался крайне редко – только в контексте международной политики, а также темы армии. К СНГ же редакции сообществ обращались единожды, затрагивая общественно значимые темы и тему стиля жизни.

 

Россия: приоритет национальных интересов

Информационная повестка дня, связанная с Россией, в сообществах «ВКонтакте» и телеграм-каналах в течение исследуемой недели представлена новостями из 44 субъектов страны и отдельной категорией – новостями, важными для каждого россиянина, не обязательно имеющими аффилиации с конкретным регионом, в рамках которой был зафиксирован наиболее широкий диа­пазон тем. Самыми освещаемыми темами в категории общероссийских новостей были: стиль жизни (145 упоминаний); юмор и развлечения (117); культура (115); общественно значимые темы (85), представленные публикациями о решениях первых лиц государства, влиянии актуальной международной и политической ситуации на жизнь граждан страны, социальных проблемах; экономика (65) и политика (62 упоминания).

Важной оказалась тема ухода из жизни звезд (59 упоминаний), в частности смерть певца Юрия Шатунова. В материалах, посвященным вопросам межличностных и семейных отношений (46 упоминаний), преимущественно публиковались сообщения и фотографии, демонстрирующие счастливую семейную жизнь российских знаменитостей, популярных у представителей «цифровой молодежи», а также новости о конфликтах знаменитостей и простых людей, попавших в поле зрения медиа, которые подавались с негативной коннотацией, осуждением.

Наиболее широкий диапазон тем связан с Москвой, репрезентативные возможности которой объясняются ее статусом столицы. В исследуемых социальных медиа Москва чаще всего упоминалась при освещении тем стиля жизни и смерти (по 18 упоминаний), животных (14) политики (11), общественно значимых событий (9). Примечательно, что при публикации новостных сообщений упоминался конкретный топоним – район или улица города, чего не было выявлено при изучении публикаций о других городах.

Санкт-Петербург в большинстве случаев упоминался в контексте общественно значимых событий и в публикациях о стиле жизни (по 11 упоминаний), в первую очередь традиционного праздника выпускников средних школ «Алые паруса». Примечательно, что помимо красочного представления в ходе освещения данного события сообщества соцсети «ВКонтакте» и телеграм-каналы обращали внимание на запрет на продажу алкогольной продукции в Северной столице (в основном на то, как его обойти), а также на большое количество мусора на набережных города – в мес­тах наибольшего скопления выпускников. Также Санкт-Петербург фигурировал в пуб­ликациях на тему юмора и развлечений, культурных, международных событий, политики, медицины, религии, спорта, армии, а также в контексте освещения происшествий. Интересно, что тема экономики в публикациях о Санкт-Петербурге не поднималась.

Единственный информационный повод, связанный с Калининградской областью, вызвал разнообразные по тематике публикации. Сухопутная блокада региона по решению властей Литвы спровоцировала упоминание Калининградской области в материалах международной и политической тематики (по 8 упоминаний), а также в связи с темой армии, экономики, общественно значимых событий и происшествий. В связи с природными катаклизмами немало внимания уделялось и Краснодарскому краю.

Если широкий диапазон тем, связанных с Москвой, объясняется статусом города, то повышенное внимание к Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю и Калининградской области обусловлено спецификой громких информационных поводов, которыми была отмечена исследуемая неделя. При этом значительное число регионов не утратило свое место в медиаповестке, продемонстрировав особенность их репрезентации – равномерность. Они упоминались в сюжетно разнообразных публикациях – от локальных происшествий, социальных или политических постов до юмористических.

 

Выводы

Изучив географические особенности информационной повестки дня «цифровой молодежи» в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, мы выявили ряд особенностей, формирующих медиатизированную карту мира, актуальную для молодых россиян.

Во-первых, медиатизированная карта мира обусловлена широким диапазоном тем в публикациях о тех или иных странах. Во-вторых, справедливо говорить о связи между характером медиапредставленности страны с положением государств на мировой политической арене (в частности, характер взаимоотношений с Россией). Несмотря на доминирование темы «стиль жизни» информационная повестка дня «цифровой молодежи» определяется политическими факторами, доминирующими топонимами и геолокациями освещаемых событий становятся страны-лидеры на глобальной арене, а также столицы и города федерального значения. В-третьих, очевидна неравномерность медиакарты мира, где наибольшую репрезентацию получают доминантные полюса глобальной политики, а также страны, находящиеся с ними в своеобразной «сцепке», сформированной информационными поводами. В частности, можно выделить следующие связи: «Россия – США» (конфликт), «Россия – Китай» (партнерство), «Россия – Великобритания» (конфликт), «Россия – Украина» (конфликт), «Россия – Литва» (конфликт) и «США – Великобритания – Украина» (партнерство). При этом в повестку дня попадают не только политические заявления лидеров этих государств, но и культурные, социальные, экономические новости (даже в юмористическом ключе), имеющие к ним отношение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать ключевой вывод о центре информационной повестки дня «цифровой молодежи» в социальных медиа – России. Выбор инфоповодов и тематики созвучен отношениям между страной их происхождения и Россией, что, вероятно, формирует образ – и «масштаб» – государства в картине мира молодого человека, помимо прочего подверженного влиянию ценностей глобальной культуры. При этом репрезентацию России нельзя назвать однородной. Несмотря на широкий диапазон тем публикаций и большое количество затронутых в них регионов, главными становятся новости из городов федерального значения и события, актуальные для всех россиян вне зависимости от места их проживания.

 

Примечания

    1 Информационная повестка дня – это перечень наиболее распространенных медиатизированных тем и нарративов социальной реальности, циркулирующих в медиакоммуникационном пространстве в определенный период времени, представляющих значимость на личном и групповом уровне. Устанавливая информационную повестку дня, медиа воздействуют на то, какой спектр вопросов будет восприниматься среди членов аудитории в качестве наиболее значимых.

 

Библиография

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016.

Валлерстайн И. Мир-система Модерна: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2016.

Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 8–17. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.817

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Якова Т.С., Янгляева М.М. Роль массмедиа в конструировании региональной идентичности: медиагеографические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 3. С. 485–496.

Янгляева М.М. Медийное измерение пространства: феномен built environment // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.6

 

Ohmae K. (2008) The End of the Nation State: The Rise of Regional Economies. New York: HarperCollins.

Salovaara-Moring I. (2004) Media Geographies: Regional Newspaper Discourses in Finland in the 1990s. Saarijärvi: Gummerus.

Salovaara-Moring I. (ed.) (2008) Manufacturing Europe: Spaces of Democracy, Diversity and Communication. Nordicom: University of Gothenburg.

Дата поступления в редакцию: 29.03.2023
Дата публикации: 20.04.2023