Архив



Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов)



Ольга Смирнова, Варвара Кажберова

Ссылка для цитирования: Смирнова O.В., Кажберова В.В. Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов) // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 53−59. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.5359

УДК 316.752:070-057.87
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.5359
EDN: RMHRKG

© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga.msu@yandex.ru

© Кажберова Варвара Валентиновна
кандидат филологических наук, научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), kazhberovavv@gmail.com



Ключевые слова: ценности, ценностные ориентиры, российская журналистика, журналистское образование, профессиональная этика журналиста.

Цифровые трансформации, происходящие в медиаиндустрии, ставят вопрос о модернизации профессиональных дисциплин, особенно тех из них, которые связаны с ценностными, мировоззренческими, деонтологическими установками. В статье представлены результаты опроса студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Анализ выявил приоритеты учащихся, их профессиональную мотивацию, помог обобщить представления о ценностях и стремлениях. По результатам исследования предполагается сформулировать рекомендации по модернизации ряда практикоориентированных дисциплин по направлению «Журналистика», которые позволят сбалансировать подготовку будущих журналистов.

 

Актуальность исследования

Системные процессы, происходящие в медиапространстве, такие как цифровизация (Вартанова, 2021), конвергенция платформ (Колесниченко, Вырковский, Галкина, Образцова и др., 2017), усиление влияния неинституциональных медиа (Макеенко, Вырковский, 2021), ускоряют эволюцию представлений о ценностях, социальных ролях журналистики (Олешко, 2014; Лазутина, 2016; Svitich, Smirnova, Shkondin, 2019; Дрок, Лукина, 2019) и требуют не только серьезного внимания, но и актуализации исследовательских подходов.

В этом контексте важен анализ того, какова степень релевантности направлений и технологий преподавания профессиональных дисциплин с учетом рисков и вызовов, возникающих в условиях цифровизации и геополитических трансформаций. Особенно чувствительны к изменениям предметные направления, содержащие мировоззренческие компоненты. Они связаны с требованиями социума, включая потребности различных участников общественного диалога, отвечают запросам времени в контексте развития национальных медиа­систем, формируют обширный политематический дискурс, включающий деонтологические, аксиологические, социокультурные составляющие.

Как отмечает Е.Л. Вартанова, «ориентация на рынок, на коммерцию на фоне триумфального шествия цифровых медиа, нового господства аудитории в ущерб профессионализму и этике журналистов – это наиболее явные проявления современного этического кризиса в журналистике»1. Медиаисследователи, таким образом, все чаще акцентируют внимание на связи профессиональной этики журналиста с ценнос­тями общества, с направлением его гуманистического развития, с нормами и традициями страны2.

Кроме того, в последние годы на нормы профессиональной этики и рефлексию журналистов усиливается влияние таких факторов, как воздействие экстремальных ситуаций: эпидемиологических, социальных, природных, техногенных; социальных и геополитических трансформаций; мировоззренческих кризисов и других изменений в самосознании журналистов. В условиях динамично меняющейся медиасреды в преподавании дисциплин по направлению «Журналистика» необходима опора не только на сложившиеся академические представления и методы работы, но и на происходящие изменения.

Если говорить о ценностях аудитории массмедиа, то здесь основой для фиксации значимых изменений могут стать результаты социологических исследований. Так, по данным опроса ВЦИОМ, локус контроля зависит от самого человека. Большая часть опрошенных до 39 лет отметила важность для человека именно личных интересов, граждане старше 54 лет отдали приоритет интересам государства. В соответствии с этими ценностями распределились и мнения о свободе распространения информации3. Интересны также результаты опроса об общих ценностях студентов, которые отметили, что главное для них – учиться (45%), начинать искать работу (36%), приобрести навыки взрослого поведения, самостоятельности (36%), реализовать себя творчески (17%), найти друзей и/или супруга, создать семью (14%)4. Дополняют эту группу исследований опросы, направленные на выявление ценностных ориентиров журналистов. Например, исследование, проведенное группой ЦИРКОН в 2016 г., зафиксировало, что журналисты считают обязательным знание этических норм в профессии (71%) и их соблюдение (66%)5.

Вместе с тем, нужно отметить, что большая часть упомянутых исследований охватывала журналистов со значимым профессиональным бэкграундом. Таким образом, вопрос формирования ценностей у начинающих журналистов, особенно в современных условиях, остается малоизученным.

 

Методика исследования

При определении методики исследования авторы учитывали, что опрашиваются студенты факультета журналистики, только начинающие осваивать курс «Профессиональная этика журналиста», поэтому вопросы, касающиеся непосредственно профессионально-этических ценностей, не ставились. Вопросы формулировались исходя из того, что респонденты в общей массе пока не являются профессионалами, но уже имеют различный опыт и представление о ценностях. По этим харак­теристикам они частично совпадают с аудиторией массмедиа от 18 до 24 лет и тоже потребляют медиапродукцию в свободное время, однако, возмож­но, уже отличаются от «ядра» этой ауди­то­рии по восприятию медиаконтента, т.к. получили некоторые профессиональные знания и навыки.

Анкетирование было проведено анонимно в феврале 2023 г. с помощью элект­ронных форм среди студентов второго курса бакалавриата факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (N=274). Социаль­но-демографические характеристики рес­пондентов: возраст от 16 лет до 21 года (23% – 18 лет; 74% – 19 лет; 15% – 20 лет; 2% – остальные группы); пол (женский – 85,8%, мужской – 14,2%).

 

Результаты исследования

В ходе исследования мы сформулировали критерии оценки ответов студентов: уровень обобщенности и личную значимость ценностей для респондентов. По результатам анализа ответов на вопрос № 1: «Как бы вы определили для себя понятие “ценность”? Приведите пример того, чему можно дать такое определение», и вопрос № 2: «Приведите также примеры того, что является ценностью лично для вас» – были сформированы «облака» наиболее частотных слов (см. рис. 1).

mediaalmanah.2.2023.5359-1.jpg

Рисунок 1. Частота употребления слов в ответах на вопрос № 1 и № 2, февраль 2023 г.

 

Ответы на вопрос: «Как бы вы определили для себя понятие “ценность”?» – не содержат значимых упоминаний слов, кроме самого понятия «ценность». Это свидетельствует о том, что студенты чаще определяли его через схожие понятия, тенденцию подтвердили и ответы: зачастую формулировки были абстрактными, чрезмерно общими («Ценность – то, что ставишь превыше остального»). У студентов, попытавшихся дать более конкретные определения, проявились две тенденции: понимание ценности как личного приоритета (материального или нематериального); понимание ценнос­ти только как морального и/или внутреннего ориентира, имеющего нематериальную природу. Примеры ответов: «Ценность – это моральный ориентир», «Моральный компас», «Внутренние установки, принципы, важные для человека вещи». Отвечая на вторую часть вопроса («При­ведите пример того, чему можно дать такое определение»), студенты приводили более конк­ретные примеры. Некоторые объединяли обе части вопроса, определяя ценность через простые предметы, понятия и явления (см. табл. 1).

Ответы студентов на вопрос № 2 «При­ведите также примеры того, что является ценностью лично для вас» продемонстрировали тенденцию к преобладанию нема­териальных ценностей (см. табл. 2). Наиболее часто назывались такие категории, как семья, любовь, свобода, дружба, честность. В одном ряду оказались ценности социального плана (семья, друзья, здоровье, карьера), качества личности (честность, доброта), общие идеалы и принципы в обществе (справедливость, уважение, взаимопомощь), идеологемы и их составные части (пацифизм, коммунизм), занятия и хобби (отдых, чтение).

Ответы на вопрос: «Что особенно важно для вас сейчас, на данном этапе жизни?» – распределились следующим образом: «учиться, стать образованным и всесторонне развитым человеком» (44,5%), «найти интересную работу» (15%), «начать зарабатывать как можно раньше» (7,7%), «много путешествовать» (5%), «помогать близким, семье» (5,5%), «понять смысл жизни» (4,4%), «найти новых друзей» (1%). Студенты, которые выбирали вариант «Другое» (16,7%), говорили о внутреннем поиске, о социальной реализации, о своих гедонистических потребностях или неспособности определиться с выбором.

Лидерами среди ответов на вопрос: «В чем ваша основная мотивация в изучении журналистики?» – стали: «реализация профессиональных возможностей и удовольствие от работы» (73,4%), «стремление узнавать новое и расширять кругозор» (70,8%), «встречаться с интересными людьми» (68,6%). Остальные варианты ответов распределились следующим образом: 39% респондентов отметили, что хотели бы «помогать конкретным людям, приносить пользу»; 38% – «зарабатывать в будущем как можно больше денег»; 35,8% стремятся «получить признание, стать известной персоной»; 8,4% – «осваивать современные технологии» (см. рис. 2).

mediaalmanah.2.2023.5359-2.jpg

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «В чем ваша основная мотивация в изучении журналистики?», февраль 2023 г.

 

Среди остальных вариантов ответов можно отметить утверждения об отсутствии мотивации, осознание не только мотиваций, но и миссий («Изменить мир в лучшую сторону, а конкретно – свою страну»). В ответах встречается самокритичность и самоирония («Осознание собственной некомпетентности в других сферах»).

На вопрос: «Что вам нужно, чтобы развиваться и двигаться вперед в профессии и в жизни?» – 28,5% респондентов ответили, что им нужна честная и объективная оценка их работы; 23,4% студентов признали достаточным получать удовольствие от труда; 16,4% хотели бы, чтобы их талант признавали и восхищались ими; 10,6% отметили деньги как лучшую мотивацию; 6,9% готовы довольствоваться похвалой родителей, старших коллег, друзей, однокурсников, 2% респондентов мотивирует все в совокупности.

12% опрошенных студентов попытались дать собственный ответ, комбинируя различные варианты («Нужно, чтобы мой талант признавался и еще оплачивался»), уточняя их («Деньги – не лучшая, но хорошая мотивация») и предлагая свои формулировки («Чувствовать, что я на своем месте»).

Наиболее простым оказался вопрос «Есть ли у вас мечта?». О том, что мечты у них нет, заявили всего 3,3% студентов. Те, у кого она есть, согласились более точно описать ее, ответив на вопрос «Если у вас есть мечта, то с чем она связана?». У 42,5% она связана с личными потребностями, у 25,7% – с будущей профессией; у 9,6% – с семьей, у 5,7% – с жизнью родного города (страны). Остальные 16,5% предпочли дать ответ на этот вопрос самостоятельно, связав свои мечты в том числе с самореализацией, внутренним балансом, гармонией разных сфер жизни.

 

Выводы

Результаты опроса прежде всего показали, что будущие журналисты имеют достаточно расплывчатое понимание категории «ценность»: определяя ее, они используют синонимичные понятия (ценности, оценка, значимость, важность и т.п.), дают абстрактные и чрезмерно общие определения. Присутствовавшие в ответах конкретные определения демонстрировали преобладание понимания ценности как личного приоритета и/или морального выбора, ориентира. Ответы на вопрос, что является ценностью для самого респондента, продемонстрировали склонность к пониманию ценности как нематериальной категории (семья, любовь, свобода, дружба, честность).

Важнейшими мотивами изучения журналистики названы: реализация профессио­нальных возможностей, удовольствие от работы, стремление узнавать новое и расширять кругозор, возможность встречаться с интересными людьми. Менее значимы – стремление помогать конкретным людям, приносить пользу. В ответах встречается признание полного отсутствия какой-либо мотивации, а также заметная склонность час­ти респондентов к самокритичности и самоиронии.

Отвечая на вопрос о том, что необходимо для развития и движения вперед в профессии и в жизни, подавляющее большинство респондентов указали потребность в честной и объективной оценке, а также в получении удовольствия от работы. Также значима доля тех, кому необходимо признание их таланта и восхищение. Лишь десятая часть студентов выбрали деньги как лучшую мотивацию для развития. Подавляющее большинство студентов, принявших участие в опросе, имеют мечту, что можно отметить как позитивный результат. Однако чаще их мечта связана с личными потребностями, реже – с профессией и лишь эпизодически – с жизнью родного города (страны).

Таким образом, результаты опроса позволяют сориентироваться в понимании того, как идет формирование ценностей у студентов, изучающих журналистику. На следующих этапах исследования будут проведены корректирующие опросы, а также сравнительный анализ того, как полученные данные соотносятся с результатами других групп респондентов (в том числе иностранных учащихся). Также будет сформулирован ряд рекомендаций по модернизации некоторых практикоориентированных дисциплин по направлению «Журналистика», которые позволят, как нам представляется, сбалансировать ценностные ориентации будущих журналистов.

 

Таблица 1.  Классификация ответов по критерию уровня обобщенности

Уровень обобщенности

Примеры ответов

Высокий уровень  (выражен абстрактными понятиями)

«Ценность для меня – это субъективный тезис определенного человека, его смысл жизни, принципы и стремления».

«Ценность – это критерий, выстраивающий отношения особого значения между субъектом и объектом».

«Ценность – это принцип. Его не уступишь никому, не предашь, не променяешь. У всех разные принципы, то есть ценности».

Средний уровень (выражен несколькими группами примеров)

«Ценность – это круг вещей, качеств, обстоятельств, которые ты приобрел или которых ты добился трудом и работой над собой.

А также то, что ты теперь не можешь и не хочешь потерять».

«Семья, доброта, свобода слова, деньги».

«Саморазвитие, счастье близких, любовь».

Низкий уровень  (выражен конкретными примерами)

«Ценность – это то, на что человек готов тратить свои силы, деньги и другие ресурсы, то, ради чего он может пожертвовать своим удобством».

«Ценность – это то, что важно для человека, приоритет, который имеет в его жизни большое значение».

«Ценность – нечто материальное или нематериальное, имеющее “вес”, значимость для человека».

Дополнительный уровень (приоритет одного ориентира)

«Внутренний ориентир, такое определение можно дать тому, с помощью чего человек идентифицирует себя и свое место в жизни».

«Ценность для меня – это моральные и духовные составляющие человека, преступления, которые для него невозможны». «Моральный ориентир, принцип, которым человек руководствуется в своей жизни».

 

Таблица 2. Классификация ответов по критерию личной значимости ценностей

Виды ценностей

Примеры ответов

Духовные, нематериальные

«Человеческая жизнь, природа, семья, друзья, образование, искусство».

«Образование, достойные взаимоотношения с людьми, близкие люди и семья, любовь к Родине. Более всего я ценю честность». «Свобода, развитие личности, интеллектуальное развитие, внутренняя гармония».

Практические, материальные

«Безусловно, это материальные ценности, которые помогают жить комфортнее, а также ценности внутри семейных взаимоотношений: уважение, любовь и честность».

Духовно-практические ценности

«Для меня ценны вещи, предметы, явления двух “сфер”, мы же живем в цивилизационном мире».

«Приятно, когда у тебя есть необходимые вещи, еще и не в базовой комплектации, это дает возможности. Это рационально. Но по значимости ценнее нематериальные вещи, например, дружба и ощущение единства, понимания».

«Деньги, путешествия, свобода слова».

«Крыша над головой, семья, обучение, учеба, мои мозги, деньги, профессия, еда, друзья, возможность жить, здоровье».

Конкретные действия на основе духовнопрактических ценностей

«Принести маме чай, когда она болеет».

«Быть здоровым человеком. Любить и быть любимым».

«Я никогда не стану оскорблять близкого человека за его спиной, в какой бы ссоре мы ни находились».

 

Примечания

    1 Вартанова Е.Л. Журналистская этика как индикатор развития общества // МедиаТренды. 2020. № 4 (76). Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/2020/MediaTrendi_76.pdf (дата обращения 05.03.2023).

    2 См., напр.: Вартанова Е.Л. Колонка редактора // МедиаТренды. 2011. № 8 (25). Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/files/specialprojects/MediaTrends/MediaTrends_25.pdf (дата обращения 05.03.2023).

    3 Ценности современного российского общества / ВЦИОМ. 2022. Июль, 20. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-07-20_Cennosti_sovremennogo_rossii__skogo_obshchestva_Fedorov.pdf (дата обращения: 05.03.2023).

    4 Там же.

    5 Представление журналистов о профессии и профессиональном сообществе. Результаты исследования. 2016. Режим доступа: https://www.zircon.ru/upload/iblock/bb5/journalists_presentation.pdf (дата обращения 05.03.2023).

     

Библиография

Вартанова Е.Л. Цифровая журналистика как новое поле академических исследований // Медиа@льманах. 2021. № 6. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.814

Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3–24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324

Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю. и др. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51–71.

Лазутина Г.В. Социальная роль журналистики в контексте современных дискуссий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 178–191.

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74–99. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499

Нигматуллина К.Р. Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 84–103. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2019.84104

Олешко Е.В. Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: дефиниции и проблематика исследования // Учен. зап. Казанск. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. № 6. С. 43–50.

 

Svitich L., Smirnova O., Shkondin M. (2018). Newspapers and Magazines of Russian Million Cities: Role in Media System, Main Peculiarities, Factors of Development. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 52–69. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2018.3

Дата поступления в редакцию: 28.03.2023
Дата публикации:20.04.2023