Архив



Образовательный потенциал телевидения в условиях пандемии: мировой опыт



Андрей Кленин

Ссылка для цитирования: Кленин А.A. Образовательный потенциал телевидения в условиях пандемии: мировой опыт // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 60−69. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.6069

УДК 37.01+654.197(100):616-036.21
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.6069
EDN: AIYWDQ

© Кленин Андрей Андреевич
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, член Союза журналистов России (г. Москва, Россия), andrew4351@yandex.ru



Ключевые слова: телевидение, цифровое неравенство, телеобразование, обучение, COVID-19.

Пандемия COVID-19 потребовала переноса многих повседневных процессов жизнедеятельности общества в цифровое пространство. Однако ключевую роль в процессе медиации академического знания в начальной и средней школах в условиях вынужденного перехода в период самоизоляции на дистанционное обучение выполнял не Интернет, а телевидение. В этой статье предпринята попытка рассмотреть наиболее заметные образовательные практики, реализуемые телевизионными вещателями разных стран мира.

 

К постановке проблемы

Чрезвычайная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, привела к многочисленным последствиям: для контроля передачи вируса и сокращения взаимодействия между людьми была введена изоляция, а образовательный процесс переведен в дис­танционные форматы взаимодействия учащихся и педагогов. В то время как занятие в стенах традиционной классной комнаты является основой образовательного процесса во всем мире, доступ к технологиям ограничен как внутри развитых стран ввиду неравномерной технологической оснащенности различных регионов, так и в развивающихся странах из-за общего инфраструктурного отставания (Вартанова, Гладкова, 2021). Когда традиционный школьный урок в классе заменился дистанционными форматами, это усугубило цифровое неравенство. Но именно телевидение оказалось тем самым общедоступным СМИ, преодолевающим цифровое неравенство, обладающим уникальными преимуществами перед другими медиаканалами трансляции образовательного контента.

В начале 2020 г., чтобы помочь сдержать распространение COVID-19, закрылись школы по всему миру, и в пиковый период это прервало обучение почти 1,5 млрд человек – от дошкольников до учеников старших классов1. В результате процесс обучения в основном осуществлялся через различные онлайн-платформы, что оставляло в невыгодном положении людей, лишенных доступа к технологиям или возможности их использовать, приводило к сегрегации определенных групп людей и негативно влияло на социальную среду. По оценке ООН, именно пандемия способствовала увеличению цифрового разрыва между учащимися2.

С целью привлечения детей и молодежи, находящихся в группах риска, ЮНЕСКО инициировала Глобальную коалицию по воп­росам образования. Она призывала к расширению применения передовой практики дистанционного обучения. Генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле отмечала, что никогда раньше общество не сталкивалось с нарушениями в образовательном процессе подобного масштаба, и именно партнерство является единственным способом продвижения вперед3. Коалиция призывала к скоординированным и инновационным действиям в поиске решений, ориентированных на инклюзивность и равенство, которые поддержат учащихся и учителей на пути противодействия негативным эффектам пандемии. ЮНЕСКО оказывало поддержку правительствам стран-участниц во внедрении решений для обучения подрастающего поколения в сложившихся условиях и работало с министерствами образования заинтересованных стран для обеспечения непрерывного обучения детей и молодежи через альтернативные каналы.

Исследование ЮНЕСКО выявило, что доступность технологий для эффективного дистанционного обучения распределена неравномерно. Отсутствует механизм сис­темной поддержки учителей в использовании технологий, не все школьники обладают техническими средствами для домашнего обучения. В этих условиях именно телеобучение ЮНЕСКО признало одной из действенных мер противодействия кризису в системе образования.

 

Неравномерность распределения доступа к информационным технологиям

В условиях ограниченного доступа к интернет-соединению и нехватки технических устройств, а также высокой стоимости соответствующих цифровых инструментов, телевидение остается легкодоступным: телевизионным сигналом покрывается практически вся планета – телевизоры есть у более чем 1,4 млрд семей по всему миру (у 98% семей в развитых странах и почти у 73% – в развивающихся)4. Содержание образовательного телевещания доставляется через бесплатные телеканалы и специальные образовательные программы, охватывая даже тех, кто не может позволить себе дос­туп к Интернету. Это особенно важно для учащихся из регионов, которые наиболее подвержены риску остаться неохваченными дистанционными форматами образовательного процесса.

Установлено, что по всему миру 31% учеников дошкольных учреждений и старших классов средней школы не могли получить дистанционное обучение из-за отсутствия правительственной поддержки в области цифрового и вещательного дис­танционного обучения, а также из-за нехватки необходимых технических средств дома. Наибольшее число учащихся (около 49%), лишенных возможности заниматься дистанционно, зафиксировано в Восточной и Южной Африке. В Латинской Америке и странах Карибского бассейна количество таких учеников составляло 9%, но это не означает, что 91% детей были фактически охвачены средствами дистанционного образования5.

Отделения ЮНИСЕФ провели опросы в семьях с детьми и подростками в нескольких странах, таких как Аргентина, Боливия, Панама, Парагвай и Эквадор. Результаты показали значительные проблемы с доступностью электронных устройств (компьютеров или мобильных телефонов), также были выявлены трудности с доступом к Интернету и другим формам дистанционного образования, особенно в бедных и сельских районах6.

Согласно другим исследованиям, около 34% учащихся в возрасте от 5 до 16 лет по всему миру могут не иметь доступа к онлайн-обучению (Montacute, 2020). По данным отечественных ученых, основанных на имеющейся статистике по доступу к Интернету в домохозяйствах Российской Федерации, около 22% детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет не имели полноценного доступа до начала пандемии (Звягинцев, Косарецкий, Керша, Фрумин и др., 2020). В сельской местности эта проблема критична для каждого третьего жителя (в некоторых регионах до 50% учеников не имели доступ к онлайн-обучению). Результаты опроса российских учителей, который был проведен в первый месяц закрытия школ, показали, что 58% их учеников не обладали необходимыми техническими средствами, а 50% – не имели доступа к Интернету (Сапрыкина, Волохович, 2020). Поэтому создание условий для полноценного доступа к онлайн-образованию является приоритетной задачей для обеспечения качественного образования всех детей вне зависимости от их местоположения и социального статуса (Врублевская, 2006: 36).

 

Телевидение – лидер в реализации образовательной миссии

Образовательный потенциал телевидения не является новым феноменом, но его способность преодолеть цифровой разрыв заслуживает самого пристального внимания. Роль телевидения в культурной глобализации и его влияние на образование в мировом сообществе стали предметом изучения для многих ученых. Одни исследователи подчеркивают, что телевидение является наиболее мощным инструментом образования в сравнении с другими СМИ (Шейхан, 2015), другие отмечает, что этот тип средств массовой информации может влиять на восприятие мира человеком и формировать его установки и мнения о социальной реальности (Ануфриев, Тихонова, 2019). Телевидение помогает человеку легче адаптироваться к интеллектуальной и ценностной среде нашей эпохи, обеспечивает социализацию и образование в сложных, изменчивых и непредсказуемых условиях жизни.

Международная энциклопедия средств массовой информации и общества дает такую трактовку термину «образовательное телевидение»: «…это популярная форма коммуникации в средствах массовой информации с дидактическими целями, которая представляет собой использование телепрограмм для обучения зрителя. Обычно проводится различие между образовательным телевидением и институциональным телевидением: первое охватывает широкий спектр форматов вещания, а второе приоб­ретает свое значение благодаря специфическому и более формальному использованию в учебно-познавательных ситуациях (например, в классе) как часть учебной программы, разработанной в институциональном контексте» (Vicente, Lucas, 2020: 1).

В наши дни все чаще упоминается возможность использования образовательного телевидения в качестве средства обучения грамоте маленьких детей. По данным исследований, телевизионные программы действительно могут положительно влиять на развитие ранних ключевых навыков у детей дошкольного возраста, таких как увеличение словарного запаса, понимание структуры повествования и знание фонологии (Schryer, 2014). Было выявлено, что образовательное телевидение оказывает положительное влияние на уровень знания грамматики, математики, естественных наук, умение решать проблемы, а также на формирование навыков социального взаимодействия и адаптации детей и подростков, которые начали смотреть его в дошкольном возрасте. В итоге использование образовательного телевидения является эффективным методом обучения, который обеспечивает качественный доступ к знаниям грамотности и другим важным навыкам в детстве.

По мнению одного из теоретиков реализации практики учебного телевидения, В.В. Егорова образовательная телепередача – это телевизионная программа, которая позволяет зрителю расширить и углубить свои знания в различных областях науки, культуры, искусства и социальной жизни. Она имеет отдельное значение в системе знаний и организована последовательно от одной темы к другой в соответствии с логикой научного познания и накопления знаний в истории (Егоров, 1993).

В дистанционном образовании скорость обучения увеличилась за счет разнообразия технологий. Телевидение по своим характеристикам (как аудиовизуальное средство) является одним из эффективных средств дистанционного образования: обеспечивает широкий охват аудитории, равенство возможностей. Телевизионные программы можно использовать как для обучения «лицом к лицу», так и для создания чувст­ва сопричастности (Попова, Баландин, Дедюхин, 2020).

Медиаисследователи в целом подтверж­дают значимую роль телевидения в структуре медиапотребления «цифровой молодежи». Благодаря современным процессам цифровизации и активно распространяющейся цифровой революции медиапотребители получили возможность просматривать телеконтент с помощью цифровых устройств: смартфона, компьютера, планшета (Вартанова, 2011).

Вместе с тем телевидение остается одним из наиболее популярных типов медиа среди различных возрастных групп населения. По данным Mediascope7, большинство людей (97%) смотрят телевизор хотя бы раз в месяц, а среднее время просмотра составляет 3 ч 43 мин. Однако у молодой аудитории (до 34 лет) наблюдается стабильное снижение показателей телесмотрения, что связано с активным использованием Интернета и разнообразными формами медиаконтента. Считается, что новые медиа и традиционные СМИ сосуществуют, а не заменяют друг друга и временные показатели медиапотребления людей могут меняться с развитием общества и технологий (Livingstone, Local, 2017).

Общенациональные телешоу, новости и спортивные трансляции продолжают привлекать широкую аудиторию, включая детей младшего школьного возраста и их родителей. Дети могут наслаждаться мульт­фильмами и развивающими программами, а их родители – получать доступ к актуальным новостям и событиям из первых рук. Кроме того, телевизионный контент удобен для просмотра во многих ситуациях, включая время, проведенное вместе с семьей. В то же время общество становится все более технологически развитым, и люди все больше ориентируются на онлайн-медиа, поэтому телевидение должно постоянно адаптироваться для удержания своей ауди­тории и привлечения новых зрителей (Назаров, 2014).

По данным других исследований, телевидение продолжает выступать в роли социализатора ребенка в современной семье (Давлетшина, 2022). Оно выполняет важную коммуникативную функцию и является цент­ром семейных обсуждений и коммуникации как во время просмотра, так и после него. Это является одним из главных преимуществ телевидения, которое не только предлагает разнообразный и интересный контент для просмотра, но также является инструментом для создания качественных семейных отношений.

Как выявил Д.В. Дунас (2022), телевидение в процессе медиапотребления «цифровой молодежи» является одновременно агентом первичной и вторичной самосоциализации молодой личности. Примером первичной социализации через телевидение может быть ситуация, когда оно интегрируется в повседневную жизнь личности на раннем этапе, даже без ее сознательного решения (во время просмотра телепрограмм родителями в присутствии детей), но оказывает влияние на формирование взглядов и вкусов – например, на музыкальные предпочтения или суждения об обществе. Фоновое телесмотрение является типичной медиапрактикой, которая распространена в рамках вторичной социализации. Она не требует активного участия аудитории и предполагает выполнение различных задач, в которых физическое пространство остается приоритетным. Например, фоновое телесмотрение используется во время приема пищи, выполнения домашних дел и даже уроков. Телевизор решает такой базовый экзистенциальный вопрос молодого человека, как преодоление чувства одиночества, что может характеризовать его как агента самосоциализации. Оставаясь дома без родителей, ребенку комфортнее находиться с включенным телевизором.

 

Телеуроки во время пандемии: осмысление опыта зарубежных стран

Доля учащихся, потенциально охваченных применением различных технологий передачи образовательного контента в период дистанционного обучения в цифровом и вещательном формате, варьировалась в зависимости от региона. Доступность дистанционного обучения посредством Интернета в целом ниже, чем у телевидения. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Восточной Европе и Центральной Азии дистанционное обучение посредством Интернета способно охватить около 50% учащихся. В Восточной и Южной Африке, а также в Западной и Центральной Африке обучение посредством радио потенциально способно охватить больше учащихся, чем онлайн-обучение. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна доля учащихся, которые могут использовать для дис­танционного обучения и радио, и Интернет, примерно одинакова (см. рис.).

mediaalmanah.2.2023.6069-1.jpg

Рисунок. Сравнительная оценка охвата учащихся различными типами медиа
(по данным исследования ЮНИСЕФ)

 

Результаты исследования ЮНИСЕФ, представленные на рисунке, демонстрируют потенциальный охват учащихся, находившихся в условиях мер самоизоляции, различными видами медиа. Отчетливо видно, что именно телевидение преобладает практически во всех регионах мира, за исключением стран Восточной Европы, Центральной Азии, Западной и Юго-Восточной Африки.

Необходимость перехода к дистанционному обучению и онлайн-программам выявила огромные цифровые различия в разных странах и даже внутри одной страны, включая государства с высоким уровнем дохода. Ситуация, безусловно, хуже в странах со средним и низким уровнем дохода, где доступ к Интернету составляет менее 50% и значительное количество учеников не имеет необходимых технических средств для онлайн-обучения. В связи с этим для организации дистанционного обучения многие страны прибегают к использованию образовательного телевидения.

Образовательное телевидение использовалось в странах с низким и средним уровнем дохода в 1950 гг., сравнительно недавно появились и интерактивные телевизионные уроки. Команда EdTech Всемирного банка разработала руководство по быстрому реагированию на использование образовательных телевизионных программ во время закрытия школ и составила каталог примеров использования образовательного телевидения странами во время COVID-198.

Рассмотрим некоторые примеры реализации образовательной политики в условиях мер самоизоляции в период пандемии с использованием телевидения. В выборку попали в основном развивающиеся страны, поскольку именно в этих странах цифровизация образовательных технологий, а также цифровой капитал в целом не достиг максимального уровня.

Турция запустила дистанционное обучение по телевидению примерно для 18 млн учащихся начальных, средних и старших классов в марте. Первое занятие для учащихся провел министр образования Зия Сельчук. Изначально образовательный контент транслировался по трем каналам, предоставленным государственной Турецкой радио- и телевизионной корпорацией и Education Informatics Network. Однако довольно быстро был создан и запущен специализированный образовательный канал TRT EBA TV, который транслировал школьные уроки для учащихся начальной, средней и старшей школ (Arslan, 2022). Организация телеобучения сразу после закрытия школ была точной и своевременной. Учащиеся могли следить за трансляцией программ на EBA TV и узнавать расписание занятий. Учебные курсы были записаны 674 преподавателями из 93 различных областей (Akbulut, Şahin, Esen, 2020: 31). Кроме того, курсы ретранслировались в течение всего дня, чтобы учащиеся могли посмотреть их в удобное для них время9.

Когда в начале марта Северная Македония объявила о закрытии школ по всей стране, она следовала простому принципу: дети должны продолжить учиться. В связи с неминуемым закрытием школ ЮНИСЕФ обратился к Министерству образования и науки с двумя предложениями – проектами создания телекласса и электронного класса. Телевизионный класс стал совместной разработкой министерства, Бюро по развитию образования, ЮНИСЕФ, продюсеров детских телевизионных программ и национальной телерадиокомпании Северной Македонии и предоставлял программы для учащихся младшего возраста. Менее чем через неделю после закрытия образовательных учреждений в стране были организованы телевизионные занятия, которые вели учителя-волонтеры. Эти занятия включали целый комплекс мероприятий (в том числе гимнастику), которые родители и учителя могли использовать для снятия стресса, причем занятия шли на всех пяти языках обучения, используемых в Северной Македонии: македонском, албанском, турецком, сербском и боснийском10.

Бразильский проект Aula em Casa – инициатива правительства штата Амазонас и Министерства образования и спорта – направлен на предоставление школьникам дидактического и педагогического содержания в целях обеспечения их непрерывного обучения вне физической среды. Проект стартовал в 12 штатах Бразилии, состоял из трансляции видеоуроков как по телевидению, так и в Интернете. Содержание учебных программ было существенно реорганизовано с учетом особенностей формата11.

Чешское телевидение отреагировало на возникновение чрезвычайной ситуации в стране трансляцией уникальной программы UčíTelka12. Она выходила на ČT2 каждый день с 16 марта 2020 г. для учащихся начальной школы. Развлекательный и образовательный контент был создан при профессиональной гарантии Министерства образования, молодежи и спорта (Gracová, Bôtošová, Graca, Brník, 2020: 51). Отбором учителей для прямого эфира руководило Министерство образования Чешской Республики. Выпуски программы транслировались в эфире по будням с 9:00 до 12:00. На каждый урок всегда отводилось полчаса, короткие перерывы были заполнены различным контентом. В апреле 2020 г. чешское телевидение объявило, что программа будет транслироваться до 19 июня. По словам руководителя инициативы Л. Рози, проект был адресован почти 60% школьников в возрасте от шести до двенадцати лет.

 

Выводы

Исторически сложилось так, что обу­чение проходит в физических границах традиционных классных комнат в режиме «лицом к лицу». Однако благодаря развитию технологий обучение может происходить в виртуальных условиях с помощью информационных и коммуникационных приложений. Тем не менее не все учащие­ся в мире обладают этими возможностями, и поэтому некоторые из них отстают от своих сверстников.

Чрезвычайная ситуация, вызванная COVID-19, показала, что телевидение по-прежнему занимает центральное место в сложной экосистеме современной коммуникации и способно выполнять социаль­но значимые функции для широкой аудитории. В связи с закрытием школ во всем мире в 2020 г. правительствами стран мира были приняты меры по организации дистанционного обучения, направленные на то, чтобы охватить более миллиарда учащихся. Сотни миллионов учеников в странах с высоким и выше среднего уровнями дохода смогли продолжить образование, используя цифровые учебные ресурсы. Однако оставалось много учеников (преимущественно из развивающихся стран), которые были лишены этой возможности.

В условиях дистанционного обучения трансляция школьных уроков в телевизионном эфире стала одним из эффективных способов сохранения непрерывности образовательного процесса. Одним из главных преимуществ такого подхода стал широкий охват населения, поскольку большинство людей имеют доступ к телевизорам, в том числе и те, кто не имеет возможности получать образование удаленным путем через Интернет.

При закрытии школ во всем мире телевидение стало одним из основных средств массовой передачи учебных материалов. По оценке ЮНИСЕФ, дистанционное обучение на основе телевидения охватило более 930 млн учащихся в мире, что составляет 62% от общего количества13. Это указывает на значительную роль телевидения в обеспечении образования в период закрытия школ. Учащиеся, особенно те, которые испытывают трудности в получении образования из-за семейных проблем или отсутствия доступа к современным технологиям, благодаря телевидению могут получать образование наравне со своими сверстниками. Более того, трансляция школьных уроков осуществляется достаточно гибко, поскольку она может быть адаптирована к уровню подготовки учеников и их возрасту, чтобы максимально соответствовать потребностям и возможностям каждого ученика, а также предполагает повторы выпусков уроков.

Таким образом, трансляция школьных уроков в телевизионном эфире является эффективным способом сохранения непре­рывности образовательного процесса в пери­од чрезвычайных ситуаций, а также выгодной альтернативой для тех, кто не имеет доступа к современным технологиям обучения.

Опыт зарубежных стран и России показывает, что главным приоритетом государственной образовательной политики является обеспечение полноценного процесса обучения для всех учащихся, вне зависимости от их материального положения или технических возможностей.

 

Примечания

    1 COVID-19: Recovery. Education: from School Closure to Recovery. UNESCO. 2022. Режим доступа: https://www.unesco.org/en/covid-19/education-response (дата обращения: 02.03.2023).

    2 Mizunoya S., Avanesian G., Amaro D., Zhang Y. et al. (2021) COVID-19: Are Children Able to Continue Learning During School Closures? A Global Analysis of the Potential Reach of Remote Learning Policies. UNICEF, 31 January. DOI: 10.13140/RG.2.2.36751.92328

    3 COVID-19: Восстановление. От закрытия школ к восстановлению / UNESCO. 2022. Режим доступа: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 02.03.2023).

    4 Обеспечение доступности телевидения. Отчет 2011. Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Persons-with-Disabilities/Documents/Making_TV_Acessible-Russian.pdf (дата обращения: 04.03.2023).

    5 Mizunoya S., Avanesian G., Amaro D., Zhang Y. et al. (2021) COVID-19: Are Children Able to Continue Learning During School Closures?

    6 LACRO COVID-19 Education Response: Reaching the Most Vulnerable Children. UNICEF. 2020, 20 August. Режим доступа: https://www.unicef.org/lac/en/media/14531/file

    7 Ачкасова К. Аудитория медиа / Mediascope. 2021. Июнь, 4. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/cd5/Adindex%20City%20Conference%202021%20Mediascope.pdf (дата обращения: 04.03.2023).

    8 Remote Learning, Distance Education and Online Learning During the COVID-19 Pandemic: A Resource List Prepared by the World Bank’s Edtech Team. Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/curated/en/964121585254860581/pdf/Remote-Learning-Distance-Education-and-Online-Learning-During-the-COVID19-Pandemic-A-Resource-List-by-the-World-Banks-Edtech-Team.pdf (дата обращения: 02.03.2023).

    9 Режим доступа: https://www.eba.gov.tr (дата обращения: 04.03.2023).

    10 Hawke A. (2020) Keeping Education on Track in North Macedonia During the COVID-19 Pandemic. UNICEF North Macedonia, 26 March. Режим доступа: https://www.unicef.org/northmacedonia/stories/keeping-education-track-north-macedonia-during-covid-19-pandemic (дата обращения: 04.03.2023).

    11 Trucano M. (2014) Interactive Educational Television in the Amazon. Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/edutech/interactive-educational-television-amazon (дата обращения: 02.03.2023).

    12 Режим доступа: https://www.ceskatelevize.cz/porady/13394657013-ucitelka/ (дата обращения: 04.03.2023).

    13 Mizunoya S., Avanesian G., Amaro D., Zhang Y. et al. (2021) COVID-19: Are Children Able to Continue Learning During School Closures?

 

Библиография

Ануфриев Д.В., Тихонова В.Л. Телевидение как источник научных знаний в обучении: основные черты и специфика // Проблемы современных социокультурных исследований: мат. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.В. Хлыщевой, Р.Т. Алиева, В.Л. Тихоновой, О.И. Закутнова. Астрахань: ИД «Астраханский ун-т», 2019. С. 155–157.

Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6–26.

Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. C. 3–29.

Врублевская Е.Г. Гуманитарные основы педагогической деятельности: моногр. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006.

Давлетшина М.И. Особенности телевизионного потребления детей младшего школьного возраста // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 89–99. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.8998

Дунас Д.В. Медиа и социализация: первичная, вторичная или самосоциализация? Опыт изучения медиапотребления цифровой молодежи России // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2022. № 78. С. 200–224. DOI: 10.17223/19986645/78/12

Егоров В.В. Телевидение: теория и практика: учеб. пособие. М.: МНЭПУ; Кормма, 1993.

Звягинцев Р.С., Косарецкий С.Г., Керша Ю.Д., Фрумин И.Д. и др. Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии COVID-19: оценки и поиск способов компенсации // Современная аналитика образования. 2020. № 8 (38). С. 6–11.

Назаров М.М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116–128.

Попова Е.И., Баландин А.А., Дедюхин Д.Д. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы // Образование и право. 2020. № 7. С. 203–209.

Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Шейхан А.А. Влияние национального телевидения на образование в мировом сообществе в период глобализации // Вестн. Таджикск. нац. ун-та. 2015. № 3–2. С. 143–148.

 

Akbulut M., Şahin U., Esen A.C. (2020) More than a Virus: How COVID-19 Infected Education in Turkey. Journal of Social Science Education 19: 30–42.

Arslan S. (2022) Digital Divide vs. Inclusive Thinking: The Educational Television in Turkey. In: Pun J.K.H., Curle S., Yuksel D. (eds.) The Use of Technology in English Medium Education. Vol. 27. Cham: Springer, pp. 91–108. DOI: 10.1007/978-3-030-99622-2_7

Gracová S., Bôtošová Ľ., Graca M., Brník A. (2020) Comparison of Television Broadcasting for Children and Youth in a Public Broadcaster in The Slovak and Czech Republic During the Covid-19 Pandemic. Media Literacy and Academic Research 3 (2): 48–62.

Livingstone S., Local C. (2017) Measurement Matters: Difficulties in Defining and Measuring Children’s Television Viewing in a Changing Media Landscape. Media International Australia 163 (1): 67–76. DOI: 10.1177/1329878X17693932

Montacute R. (2020) Social Mobility and COVID-19. Implications of the COVID-19 Crisis for Educational Inequality. Режим доступа: https://www.suttontrust.com/wp-content/uploads/2020/04/COVID-19-and-Social-Mobility.pdf

Schryer E.A. (2014) The Influence of Educational Television Programming on Preschoolers’ Emergent Literacy: A Review of the Literature. Canadian Journal for New Scholars in Education 5 (2): 21–30.

Vicente P.N., Lucas M. (2020) Educational Television. In: Merskin D.L. (ed.) The Sage International Encyclopedia of Mass Media and Society. Vol. 5. Thousand Oaks, CA: Sage, pp.1–4. DOI: https://doi.org/10.4135/9781483375519

Дата поступления в редакцию: 28.03.2023
Дата публикации: 20.04.2023