Архив



Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала «Россия 24»)



Ню Хэ

Ссылка для цитирования: Ню Хэ Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала «Россия 24») // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 80−87. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.8087

УДК 654.197(470):659.4-022.211(510)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.8087
EDN: HFWBUY

© Ню Хэ
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), aliceniu0928@gmail.com



Ключевые слова: «Один пояс – один путь», инфраструктурный проект, «Россия 24», имидж Китая, глобализация.

В статье на основе изучения новостных программ телеканала «Россия 24» в 2020–2022 гг. представлены результаты исследования имиджа Китая в контексте глобального инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Проведенный контент-анализ показал, что телеканал «Россия 24» формирует положительный имидж Китая, используя разные новостные жанры, стилистику, и подчеркивает важность инициативы «Один пояс – один путь» для плодотворного сотрудничества двух стран.

 

В современном мире в условиях глобализации взаимоотношения между государствами претерпели серьезные изменения во всех сферах. Все большее значение в международной коммуникации играет имидж страны, важную роль в формировании которого играют традиционные и новые медиа, оказывая серьезное влияние на восприятие той или иной страны в массовом сознании.

 

«Один пояс – один путь» как инструмент продвижения имиджа Китая

С инициативой «Один пояс – один путь» (также приняты названия: «Инициатива поя­са и пути» («ИПП»), «Экономический пояс Шелкового пути») Председатель КНР Си Цзиньпин впервые выступил осенью 2013 г. во время своего визита в Казахстан. За прошедшие десять лет этот глобальный проект, постоянно развиваясь, превратился в действительно новую управленческую модель, в рамках которой последовательно реализуется ряд важных направлений международного сотрудничества: экономическое, гуманитарное, культурное. Инициатива, вызвавшая интерес во всем мире, была упомянута в резолюции Совета Безопасности по Афганистану от 15 марта 2016 г.1, а 17 ноября того же года – в резолюции 71-й Генеральной Ассамблее ООН «Положение в Афганистане»2 как важное направление для содействия в развитии и решении афганского вопроса. В Пекине в 2017 и 2019 гг.3 прошли два международных форума «Один пояс – один путь».

Огромное значение данная инициатива играет и в сотрудничестве России и Китая. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути»4, подписанное 8 мая 2015 г. лидерами обеих стран, «подразумевает стыковку многосторонних платформ на региональном уровне и согласование долгосрочных планов национального развития <…> включает восемь приоритетных направлений»5, связанных с взаимодействием в области инвестиций, торговли, регионального развития. Несмотря на проблемы, связанные с различием в стратегических интересах России и Китая, а также «сомнения относительно ИПП», которые «могут в определенной степени повлиять на стабильность сотрудничества <…> в рамках ИПП и нанести ущерб взаимному доверию»6, китайские исследователи положительно оценивают сотрудничество по сопряжению строи­тельства ЕАЭС и ИПП7. В 2017 г. на форуме в Пекине китайские и российские эксперты обсуждали необходимость сотрудничества не только в области инвестиций, но и в сфере высоких технологий с привлечением представителей делового сообщества обеих стран8. Министр по торговле Европейской экономической комиссии А. Слепнев отмечал также важность конструктивного сотрудничества в вопросах вакцинации от коронавируса и преодоления кризисных явлений после пандемии, а также развития цифровой транспортной логистики и зеленой экономики в целом9.

Новый импульс для дальнейшего плодотворного сотрудничества придало «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углуб­лении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху», подписанное 21 марта 2023 г. во время официального визита Си Цзиньпина в Москву. В документе отмечалось: «Стороны подтверждают нацеленность на параллельное и скоординированное формирование Большого Евразийского партнерства и строительство “Одного пояса – одного пути” в интересах развития двусторонних и многосторонних интеграционных процессов на благо народов евразийского континента»10.

Инициатива «Один пояс – один путь» одновременно является важным инструментом продвижения имиджа Китая в мире, что обусловлено не только ее значимостью в глобальном масштабе, но также и пристальным вниманием к ней со стороны масс­медиа. Проект постоянно находится в фокусе внимания и российских телеканалов, в частности «России 24». Этот федеральный государственный новостной телеканал отличается взвешенным подходом в освещении событий как внутри страны, так и за рубежом. Согласно рабочей гипотезе, «Россия 24» не пытается использовать манипулятивные технологии для обработки общественного сознания, что характерно для западных новостных телеканалов, а стремится отражать реальность в неискаженном виде.

Цель исследования – выявить основные направления формирования имиджа Китая в контексте дипломатической инициативы «Один пояс – один путь» в новостных выпусках телеканала «Россия 24».

 

Теоретико-методологические основы исследования

Инициатива «Один пояс – один путь» привлекает внимание исследователей разных направлений гуманитарного знания, рассматривающих ее с позиций экономики, политологии, культурологии, журналистики (Денисов, 2016; Ван С., Сунь, Ван Ю., 2020; Чжан, Ян, 2020 и др.). Выявлено, что понятие «имидж» и «образ» в исследованиях российских и китайских ученых воспринимается по-разному (Якова, Ню, 2022). Так, российские авторы серьезное внимание уделяют понятию «имидж» в международных коммуникациях, считая его «национальной ценностью международного значения, которая существует в определенном пространстве и времени» (Галумов 2004: 4). Его формирование представляет собой процесс «создания приоритетов и ключевых инструментов развития самого общества» (Глинская 2010: 6) и серьезно влияет на восприятие того или иного государства в мире к проводимой им политике (Гринберг, 2008: 4). Китайские исследователи чаще рассматривают понятие «имидж» в связке с ролью СМИ в его продвижении, как «некий “продукт” общественной оценки, где масс­медиа выполняют задачу по направлению международного общественного мнения в выгодном для страны свете, улучшения ее имиджа с целью усиления международного влияния и защиты национальных интересов» (Гань, Конг, 2010: 151–152).

В теории отдельное внимание уделяется значению телевидения в продвижении положительного имиджа за рубежом (Пан, 2012; Чэнь, 2014), которое за счет создания эффекта непосредственного присутствия и сопричастности к происходящим событиям (Муратов, 2017: 15–25) активно влияет на массовое сознание за счет программирования общественного поведения (Кара-Мурза, 2000: 16). Это позволяет говорить о его широких возможностях для манипулирования.

В ходе исследования использовалось несколько методов: структурно-функцио­нальный анализ, количественный и качественный контент-анализ телевизионных новостных выпусков. Эмпирическую базу исследования составили репортажи телеканала «Россия 24» за 2020–2022 гг. На его официальном сайте был проведен поиск по тегам «Один пояс – один путь», «Шелковый путь», «Морской Шелковый путь». Всего за исследуемый период было выявлено 60 телевыпусков, которые изучались по нескольким направлениям: тематика, информационный повод, ключевые слова, оценка редакции телеканала к транслируемой информации. Основным методом был выбран количественный контент-анализ, кодификатором стала тема о дипломатической инициативе «Один пояс – один путь», единицей анализа был выбран отдельный новостной выпуск. Кроме того, оценивалась тональность каждого телевыпуска за исследуемый период (положительная, нейтральная, отрицательная). Категориями анализа были выбраны тема, информационный повод и знак оценки, единицей счета выступила частота упоминаний. Ключевые слова и словосочетания, выявленные в ходе прочтения текстовой версии новостных телевыпусков, помогли в определении оценки тональности.

 

Результаты исследования

В ходе исследования было установлено несколько ведущих тем: экономика (65%), политика (5%), спорт (10%), COVID-19 (5%), общество (5%), культура (5%), образование (2%), туризм (3%) (см. рис. 1).

Тема политики в основном была тесно связана с темой экономики и редко была представлена как отдельная (например, «Узбекистан готовится к саммиту ШОС»12, «Си Цзиньпин впервые за восемь лет посетил Синьцзян-Уйгурский район»13). Экономическая тематика в исследуемый период касалась инвестиций Китая в разные страны («Китайские инвестиции в Австралию сократились более чем вдвое в 2019 году»14), противостоя­ния США и Китая («Арктика – следующий рубеж в борьбе Китая и США за мировое влияние?»15; «Долговой кризис развива­ющихся стран – новый этап противостояния США и Китая»16), а также влияния пандемии на реализацию инициативы «Один пояс – один путь» («Как Китай извлекает выгоду в хаосе коронавируса»17; «Главные проблемы Саудовской Аравии – коронавирус, экономика и геополитика»18). Спортивная тематика в основном была связана с проведением ралли «Шелковый путь» («Ралли “Шелковый путь” впервые пройдет по территории Дагестана и Чечни»19) и с негативным влиянием пандемии коронавируса на его проведение («Ралли “Шелковый путь” может не состояться из-за пандемии»20). Культурная тема касалась освещения таких событий, как международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути», который проводится начиная с 2014 г. при участии Государственного управления по делам печати, радио, кино и телевидения КНР. Основная цель мероприятия – культурный обмен, сотрудничество, распространение духа и культуры между странами вдоль Шелкового пути («Международный кинофестиваль “Жемчужина Шелкового пути” открылся в Узбекистане»21).

Категориями анализа информационных поводов были выделены: конкретные события, позиция государств и конфликты. Изучение информационных поводов показало, что подавляющее большинство выпусков были посвящены позициям разных государств и представляющих их политических деятелей, а также экспертов (70%). Информационные поводы, связанные с конкретными событиями, относящимися к инициативе «Один пояс – один путь», составили 30% (проведение ралли-марафона, международного кинофестиваля, культурных и образовательных мероприятий, обсуждение мер противовеса китайскому глобальному проекту на заседании G20).

Следует отметить, что автор ранее рассмат­ривал телевыпуски канала «Россия 24» за период 2019–2020 гг. и выявил в ходе количественного контент-анализа основные новостные жанры при освещении инициативы «Один пояс – один путь»: информационные выпуски (50%) и репортажи (25%), реже выступления (16,7%) и отчеты (8,3%), интервью отсутствовали (Ню, 2021: 205). Был сделан вывод, что благодаря их использованию телеканал «Россия 24» формирует благоприятное отношение к данной инициативе и одновременно выражает официальную позицию руководства страны, будучи федеральным государственным телеканалом. В ходе анализа жанровой специфики за период 2020–2022 гг. общая картина распределения претерпела определенные изменения (см. рис. 2).

Контент-анализ тональности новостных выпусков телеканала «Россия 24» за период 2020–2022 гг. показал, что 90% материалов носят нейтральный характер и 10% – положительный, негативная оценка отсутствует. Нейтральное отношение редакции телеканала проявляется в сообщении новостей о противостоянии между Китаем и коллективным Западом, чаще – США, о ситуации в конкретных странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Положительная оценка присутствует в новостных телевыпусках, связанных с сотрудничеством России и Китая, с заявлениями первых лиц государства. Так, 23 марта 2022 г. С. Лавров, характеризуя Евросоюз как «ненадежного партнера», в противовес приводит успешную гармонизацию сопряжения ЕАЭС и «Один пояс – один путь»22. Положительная оценка связана также с увеличением инвестиций Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию в 2021 г. (несмотря на пандемию корона­вируса)23.

В ходе семантического анализа был выявлен ряд релевантных слов и словосочетаний: «металлургия», «коронавирус», «долговой кризис развивающихся стран», «противостояние США и Китая», «глобальное доминирование», «инвестиции», «мировое влияние», «геополитическое доминирование», «геополитическая агрессия», «геополитическая схватка», «вирус» («хаос коронавируса»), «железнодорожные перевозки через Россию», «российско-китайское взаимодействие», «сотрудничество», «ралли-марафон», «сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути».

Кроме того, семантический анализ показал, что негативный оттенок слов и словосочетаний связан с освещением позиций представителей коллективного Запада во главе с США, которые стремятся очернить международную репутацию Китая, обвиняя его в стремлении к глобальному доминированию, долговому закабалению развивающихся стран Азии и Африки, считая КНР главным своим геополитическим конкурентом. Что касается отношений России и Китая, то в контексте инициативы «Один пояс – один путь» в информационных выпусках телеканала «Россия 24» используются такие слова, как «взаимодействие», «успешное сотрудничество», «гармонизация», «взаимовыгодная помощь», «общие интересы», «способствование экономическому и социальному прогрессу», «увеличение прямых инвестиций Китая в Россию». Тем самым редакция российского телеканала стремится создать положительный имидж Китайской Народной Республики у своей аудитории.

 

Выводы

Телеканал «Россия 24» при освещении инициативы «Один пояс – один путь» создает положительный имидж Китая, показывает пример нового глобального сотрудничества между странами в области политики, экономики, культуры, спорта, образования, экологии, туризма. Российский телеканал придерживается взвешенной нейтральной позиции при освещении новостей в мире, которые касаются инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь» и отмечает его реальные результаты или положительное влияние на российско-китайские отношения.

В сознании российских телезрителей Китай через «Один пояс – один путь» предстает как государство, стремящееся к гармонизации и взаимовыгодному сотрудничеству. Тем самым положительный имидж Китая еще более укрепляет доверие россиян к КНР, улучшает их отношение к стране в целом. Формирование имиджа Китая посредством инициативы «Один пояс – один путь» реализуется телеканалом за счет использования разных новостных жанров (информационных выпусков, репортажей и выступлений), лексики с семантикой положительной оценки (гармонизация, взаимодействие, успешное сотрудничество, взаимовыгодная помощь), указания благоприятного влияния инициативы на российско-китайское сотрудничество.

 

Примечания

    1 Резолюция Совета Безопасности ООН от 15 марта 2016 года S/RES/2274 «Положение в Афганистане». Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2016 (дата обращения: 25.03 2023).

    2 Резолюция 71-й Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 2016 года A/RES/71/9 «Положение в Афганистане». Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/71/docs/71res1.shtml (дата обращения: 25.03.2023).

    3 Третий форум планируется провести в мае 2023 г.

    4 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 25.03.2023).

    5 Сунь Чжуанчжи. Сотрудничество по сопряжению между Китаем и странами Евразии в контексте построения Инициативы пояса и пути / Российский совет по международным делам. 2020. Сент., 18. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sotrudnichestvo-po-sopryazheniyu-mezhdu-kitaem-i-stranami-evrazii-v-kontekste-postroeniya-initsiativ/ (дата обращения: 25.03.2023).

    6 Сунь Чжуанчжи. Сотрудничество по сопряжению между Китаем и странами Евразии в контексте построения Инициативы пояса и пути.

    7 См., напр.: Гао Цзисян. Развитие Дальнего Востока России: с «поворота на Восток» до «соразвития Востока и Севера» // Актуальные вопросы формирования регионального пространства: управленческий и экономический контекст: сб. науч. ст. по мат. II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пермь, ПГНИУ, 1 июня 2022 г.). Пермь: ПГНИУ, 2022. С. 123–134; Ся Шуан, Халмакшинова С.В. Сравнительный анализ современных китайских исследовательских подходов к инициативе «Один пояс – один путь» // Изв. Иркутск. гос. ун-та. Сер.: Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 68–78; Ли Цзяньминь. Экономический пояс Шелкового пути, Евразийский экономический союз и китайско-российское сотрудничество // Элосы сюекань. 2014. № 4 (5). С. 7–18 (на кит. яз.); Ли Син. Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз: сравнительный анализ и перспективы взаимоотношений // Чжунго гаосяо шэхуэй кэсюе. 2015. № 6. С. 64–72, 153 (на кит. яз.); Цинь Фанмин, Цзи Сяоган. Исследование стыковочного сотрудничества между строительством Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза // Элосы дун´оу´чжун´я яньцзю. 2015. № 4. С. 34–40 (на кит. яз.); Чжан Нин, Чжан Линь. Анализ связи между Экономическим поясом Шелкового пути и Евразийским экономическим союзом // Синьцзяншифань дасюе сюебао. 2016. № 37 (2). С. 85–93 (на кит. яз.); Лю Цинцай, Чжи Цзичао. Стыковочное сотрудничество между Экономическим поясом Шелкового пути Китая и Евразийским экономическим союзом – основные принципы и пути реализации // Дунбэй´я луньтань. 2016. № 25 (4). С. 49–59, 127 (на кит. яз.) и др.

    8 Эксперты: сопряжение ЕврАзЭС и проекта «Один пояс – один путь» должно быть многовекторным / ТАСС. 2017. Сент., 18. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4572160 (дата обращения: 24.03.2023).

    9 Андрей Слепнев: «Сопряжение китайской инициативы “Один пояс – один путь”, и ЕАЭС поможет восстановить экономики от последствий пандемии и сдержит тенденции к деглобализации» / Евразийская экономическая комиссия. 2021. Июнь, 24. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/andrej-slepnev-%c2%absopryazhenie-kitajskoj-initsiativy-%c2%abodin-poyas-odin-put%c2%bb-i-eaes-pomozhet-vosstanovit-ekonomiki-ot-posledstvij-pandemii-i-sderzhit-tendentsii-k-deglobalizatsii%c2%bb/ (дата обращения: 24.03.2023).

    10 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (дата обращения: 25.03.2023).

    11 Здесь и далее – по результатам контент-анализа новостных выпусков за 2020–2022 гг.

    12 Узбекистан готовится к саммиту ШОС. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/2505345 (дата обращения: 20.03.2023).

    13 Си Цзиньпин впервые за восемь лет посетил Синьцзян-Уйгурский район. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2846681?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 20.03. 2023).

    14 Китайские инвестиции в Австралию сократились более чем вдвое в 2019 году. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2419079?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 20.11.2022).

    15 Арктика – следующий рубеж в борьбе Китая и США за мировое влияние? Режим доступа: https://smotrim.ru/article/1287830?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 01.01.2021).

    16 Долговой кризис развивающихся стран – новый этап противостояния США и Китая. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2412913?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp (дата обращения: 25.12.2022).

    17 Как Китай извлекает выгоду в хаосе коронавируса. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2398814?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 26.11.2022).

    18 Главные проблемы Саудовской Аравии – коронавирус, экономика и геополитика. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2411081?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения:17.11.2022).

    19 Ралли «Шелковый путь» впервые пройдет по территории Дагестана и Чечни. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2748955?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 15.12.2022).

    20 Ралли «Шелковый путь» может не состояться из-за пандемии. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/2414949 (дата обращения: 06.11.2022).

    21 Международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути» открылся в Узбекистане. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2619659?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 12.12.2022).

    22 Россия не будет захлопывать дверь перед Европой. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2693220?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 12.12.2022).

    23 Китай резко увеличил инвестиции в России. Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2610852?utm_source=internal&utm_medium=serp_news&utm_campaign=serp_news (дата обращения: 09.12.2022).

 

Библиография

Ван Сюйци, Сунь Вэнь, Ван Юймин. Пропаганда ведущих СМИ и создание внешнего имиджа Китая на примере двух международных форумов «Один пояс – один путь» // Чуаньмэй гуаньча. 2020. № 1. С. 85–91 (на кит. яз.).

Галумов Э.А. Международный имидж современной России: политологический анализ: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.

Гань Сяньфэн, Конг Линшун. Ответственность телевизионных СМИ в распространении имиджа стран // Сяньдай чуаньбо. 2010. № 12. С. 150–152 (на кит. яз.).

Глинская И.Ю. Политические механизмы формирования позитивного имиджа России: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.

Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 09.12.2022).

Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад // Контуры глобальных трансформаций. 2016. Вып. 6. Т. 9. С. 20–39.

Кара-Мурза С.Г. Манипулирование сознанием. М.: Эксмо, 2000.

Муратов С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2017.

Ню Хэ. Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (на примере телеканала «Россия 24») // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 21 / отв. ред. А.А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2021. С. 201–207.

Пан Чжансянь. Грамматика визуального дизайна в телевизионных коммуникациях: комментарий к построению смысла китайских национальных пропагандистских фильмов // Чжунго гуанбодяньши сюекань. 2012. № 10. С. 33–35 (на кит. яз.).

Чжан Тун, Ян Вэй. «Один пояс – один путь» – создание словосочетания и национального имиджа // Чжунго бао. 2020. № 2. С. 10–18 (на кит. яз.).

Чэнь Цзяньвэй. Факторы ТВ-медиа в построении и продвижении национального имиджа // Синьвэнь чуаньбо. 2014. № 10. С. 96–98 (на кит. яз.).

Якова Т.С., Ню Хэ. Имидж Китая в зарубежных массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала CNN в 2020–2021 гг.) // Ме­ди@льманах. 2022. № 6. С. 141–150. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150

Дата поступления в редакцию: 29.03.2023
Дата публикации: 20.04.2023