Архив



Особенности контент-стратегии современного медиахолдинга (на примере музыкальных телеканалов Bridge Media)



Лидия Гуцериева

Ссылка для цитирования: Гуцериева Л.М. Особенности контент-стратегии современного медиахолдинга (на примере музыкальных телеканалов Bridge Media) // Меди@льманах. 2023. № 2 (115). С. 115−123. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.115123

УДК 004.91-021.321:654.197:334.758.4
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2023.115123
EDN: OAGTIY

© Гуцериева Лидия Микаиловна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), libby.lu.1990@mail.ru



Ключевые слова: Bridge Media, телевидение, медиахолинг, контент-стратегия, музыкальный телеканал.

В статье на примере Bridge Media – крупнейшего производителя музыкальных телеканалов в России и странах СНГ, рассматривается деятельность современного медиахолдинга. Автор выявляет особенности эффективной контент-стратегии Bridge Media, которая позволила компании создать систему телеканалов на основе музыкальных предпочтений зрителей всех возрастных групп и привлечь многомиллионную аудиторию.

 

Музыка занимает особое место в жизни современного человека: вольно или невольно мы слушаем музыку дома и на работе, в личном автомобиле и общественном транспорте, на улице, она звучит в фильмах и на массовых мероприятиях, став неотъемлемой частью повседневного времяпровождения практически каждого человека. С музыкой ассоциируются политические и социальные общественные процессы, она основа многих молодежных субкультур. Как показывают исследования, пиковый возраст развития музыкального вкуса у человека – 10–25 лет (с расширенными рамками – до 30–35 лет). Именно в этот период происходит большая часть наиболее значимых и влияющих на нашу жизнь событий, которые нередко ассоцииру­ются с музыкальными произведениями. По данным стримингового сервиса Deezer, пиковый возраст поиска новой музыки – 24 года, однако в зависимости от страны показатели могут различаться. Так, в Бразилии он составляет 22 года, в Великобритании и США – 24,5, во Франции – 26 лет и четыре месяца, в Германии – 27 лет1. Исследователи отмечают, что в возрасте от 30 до 33 лет музыкальный вкус консервируется2.

При естественной ограниченности речевых средств общения, определяемых как языковые барьеры, музыка становится одним из главных претендентов на универсальность. В связи c этим новая музыкальная форма социальной коммуникации открывает и новые возможности социокультурного потребления.

 

К постановке проблемы

Важнейшие проводники в поиске и прослушивании музыки – средства массовой информации. Музыка занимает до 70% объема всей массовой культуры, а источники потребления музыкальных продуктов – самые разнообразные. Это стриминговые сервисы, социальные сети, новые и традиционные медиа – музыкальные телеканалы, радио (рынок которого в России очень насыщен), пресса (отметим, что периодические издания сегодня ведут активную деятельность и в Интернете).

Потребление музыки растет во всем мире, и музыкальная журналистика претерпевает серьезные изменения. У телевизионных музыкальных каналов есть преимущество по сравнению с интернет-пространством – высокий уровень профессионализма. Если практически любой желающий может завести свой блог или открыть сайт (и даже создать в социальной сети группу, посвященную музыке, а затем раскрутить ее с помощью рекламных кабинетов социальных сетей), то телевизионным каналам нужны профессиональные сотрудники, которые умею грамотно создавать и преподносить контент, вводить новые стратегии и совершенствовать старые, учитывая в том числе конкуренцию с другими телеканалами в технологиях производства контента, жанрах программ, технических форматах вещания, технологиях рекламы, степени проникновения в Интернет.

Музыкальное телевидение – это и совокупность различных типов аудитории, которые объединены потребностями в релаксации, рекреации и эскапизме, при этом основной способ их медиапотребления можно охарактеризовать как фоновое медиапотребление. Сегодня, когда количество потребителей музыки ежегодно растет ускоренными темпами во всех странах мира, в том числе и в России, музыкальная индустрия, реагируя на спрос, наполняет рынок продукцией самых разных музыкальных стилей, жанров и направлений. Не удивительно, что музыкальные телеканалы, которые к тому же являются доступным и востребованным способом расслабления в условиях возрастающей информационной перегрузки, занимают важное место на современном российском телевизионном рынке. Благодаря изобилию смыслообразующих, стилеобразующих, а также эстетических и других единиц контента они способны генерировать новые социальные связи и формировать общественное мнение, способствовать производству и воспроизводству ценностей и культуры.

 

Музыкальное телевидение в контексте актуальных теоретических подходов

Цифровизация в современном мире, несомненно, является важнейшим процессом, который преображает медиасистемы (Вартанова, 2011). Переход телевидения на «цифру» стал определяющим фактором развития цифровой революции в массмедиа. «Цифровая революция» привлекает внимание ученых с начала 1980 гг. Но еще задолго до этого один из самых известных медиаисследователей Г.М. Маклюэн, главный идеолог технологического детерминизма, связывал начало качественно нового этапа в развитии медиа именно с возникновением телевидения. По его мнению, между развитием технологий, СМК и уровнем развития цивилизации существует прямая зависимость, а жизнь общества в целом определяет коммуникативная функция медиакультуры. В одночасье связывая людей во всем мире, она превращает мир в одну «глобальную деревню», под которой Маклюэн понимал все современное общество, то, как оно воспроизводится с помощью телевидения, радио, кино («элект­рических», по его терминологии, средств общения) (Мак­люэн, 2003). Внедрение цифровых ИКТ в создание контента в редакциях «старых» (традиционных) СМИ, в системы доставки этого содержания аудитории, в его хранение преобразило современный мир (Айрис, Бюген, 2010; Вартанова, 2010). Один из ведущих мировых социологов М. Кас­тельс главным в современном обществе считал не информацию, а сетевой способ ее хранения. Сетевой способ коммуникации, отмечал ученый, уничтожает иерархию и способствует усилению демократического (и экономического) потенциала (Кастельс, 2000).

Сегодня телевидение превратилось в «инструмент стимулирования потребления» – приобрело функции рычага экономического роста, основанного на потреблении (Williams, 2003; Бурдье, 2002), в результате, массовое телевидение (просветительский, культурный институт) вынуждено строить свою деятельность на рекламной бизнес-модели.

С конца ХХ столетия массовая аудитория в большинстве развитых стран, потеряв интерес к политике, все больше внимания стала уделять своим, частным, интересам и потребностям − самореализации и карьерному росту, семейной жизни и личному обогащению, что, естественно, не могло не отразиться на содержании массмедиа. СМИ стали пристальнее изучать индивидуальные потребности своих читателей, зрителей, слушателей. И уже в начале ХХI в. пришло осознание, что средства массовой информации все в большей степени ориентируются не на общественный, а на частный интерес аудитории.

В свою очередь, телевидение, хотя и продолжает сохранять функции института просвещения и культуры, неуклонно движется в сторону института массового развлечения, что связано с ориентацией современной экономики, в особенности цифрового потребления, на организацию свободного времени. Центром экономики индустрии развлечений, которая, наращивая мощности, продолжает обслуживать свободное время современных потребителей, становится рекламный рынок телевидения. Как известно, в рекламной бизнес-модели два основных индикатора – рейтинг и доля. Эти универсальные показатели позволяют приблизиться к пониманию таких понятий, как «массовый спрос» и «массовый вкус». А введенный в оборот американскими телеменеджерами так называемый «минимальный единый знаменатель», способствует выстраиванию стратегии вещателей с учетом массового вкуса таким образом, что программы, не интересные многим, на экран не попадают (Albarra, Chan-Omsted, Wirth (eds.), 2006).

Поскольку цифровой контент доставляется потребителю посредством разных платформ, аудитория фрагментируется уже не только между разными телеканалами, как в эпоху аналогового многоканального телевидения, но и между разными платформами, а также по времени. В условиях цифровой мультиплатформенной медиасреды так называемая «диффузная аудитория» (по определению Н. Аберкромби и Б. Лонгхерста) знаменует следующий этап фрагментации (Задорожная, 2010).

Фрагментация общества, которая является одной из причин развития цифрового телевидения, связана со многими важными процессами. Для современной молодежной аудитории, которая ушла в Интернет, в спутниковое и кабельное телевидение, стала более требовательной и разборчивой, телевидение – часть инфокоммуникационной среды, в которой она растет и получает образование. Для старшего поколения (возрастные группы 45+, 55+) цифровое телевидение – это, прежде всего, возможность смотреть программы с более высоким качеством изображения, а не другая ментальность (или медиакультура). В течение продолжительного времени зрители включали телевизор не спонтанно, а предварительно изучив программу передач. Однако сегодня, когда контент существует не только в телевизионном пространстве традиционного телевещания, но и в цифровой, мультимедийной среде, которая характеризуется наличием большого числа как каналов, так и форм доставки телевизионного содержания зрителю, ситуация изменилась. Современное телевидение, структурируя повседневную реальность, создает привычки, которые подчиняют домашние практики сетке вещания любимых каналов (Hujanen, 2002).

В цифровую эпоху особое значение получает концепция «длинного хвоста», стимулированная развитием книжной торговли в онлайн-пространстве. Как отмечает ее автор К. Андерсен, «если в ХХ в. развлекательная индустрия была построена на “попаданиях” в список хитов, то в ХХI в. она будет пострена и на “промахах”» (Андерсен, 2006: 282). Очевидно, что в условиях цифрового телевидения, телевидения пост­индустриальной эпохи, нацеленного на удовлетворение индивидуальных запросов зрителей, «длинный хвост» телевизионных программ, интересных маленькому количеству зрителей гораздо легче находит свою аудиторию. Вполне вероятно, что станет еще более востребованной «идея коллаборативной фильтрации», когда вокруг телепрограмм будут создаваться зрительские сообщества, организовывающие доступ к этим телепрограммам, т.е. телевидение получит возможность пойти по пути Всемирной сети.

В результате, вокруг телепрограмм создаются новые маркетинговые стратегии – для максимального удовлетворения запросов телезрителей – и формируется новое понимание трансмедийного контента. Таким образом, можно заключить, что современное, постиндустриальное телевидение – это тематическое и специа­лизированное телевидение, развитию которого активно способствует процесс цифровизации.

 

Программная политика холдинга Bridge Media

Исследователи определяют медиахолдинг как «совокупность материнской организации и контролируемых ею дочерних организаций, занимающихся издательской, вещательной и иными видами деятельности в сфере медиа» (Смирнов, 2014: 44). Медиахолдинг Bridge Media, созданный в 2005 г., является крупнейшим производителем популярных музыкальных телеканалов в России и странах СНГ. Деятельность холдинга направлена на развитие музыкальной индустрии в России и дает шанс начинающим талантливым артистам добиться славы и успеха. Руководство компании так определяет свою миссию: «Предлагать зрителям качественный музыкальный контент. Быть проводником в современном шоу-бизнесе. Давать возможность выбора музыки по своему настроению и предпочтению. Вдохновлять, объединять и быть спутником для всей семьи»3. Эффективная контент-стратегия позволила Bridge Media создать систему телеканалов на основе музыкальных предпочтений зрителей всех возрастных групп и привлечь многомиллионную аудиторию.

В настоящее время в холдинг Bridge Media входят восемь кабельных телеканалов, транслирующих зарубежную и отечественную музыку: Bridge, «Bridge Русский хит», Bridge Classic, Bridge Hits, «Bridge Шлягер», Bridge Deluxe, Bridge Rock и Baby Time by Bridge. Летом 2023 г. планируется возвращение в эфир телеканала «Bridge Фрэш», посвященного молодежной музыке. В 2016 и 2021 гг. у телеканалов холдинга прошел ребрендинг. Телеканалы распространяются как через спутник, так и наземным способом. Совокупная ежемесячная аудитория музыкальных каналов Bridge Media в России превышает 40 млн человек4. Телеканалы группы компаний Bridge Media – это высокое качество звука, контента и дизайна, богатый выбор музыки всех стилей и направлений, уникальных программ собст­венного производства и доступность в лучших кабельных сетях. Они имеют разные аудитории, в зависимости от формата контента. В холдинге два мультиформатных канала – Bridge и «Bridge Русский хит».

Эффективность контент-стратегии холдинга Bridge Media наглядно иллюстрируют основные характеристики наполнения телеканалов (см. табл.).

Рассмотрим подробнее телеканалы Bridge Media:

Bridge (до 1 декабря 2021 г. – Bridge TV) – начал вещание 1 июня 2005 г., ориентирован на трансляцию «лучшей зарубежной музыки», формат – 16:9. Аудитория телеканала – молодые люди возрастной группы 18–34 (40,9%) из крупных городов, с высшим образованием (34,6%)5. Уже в сентябре 2005 г. на канале планировалось запустить ряд программ, связанных с шоу-бизнесом, туризмом и клубной жизнью для целевой аудитории телеканала (на тот момент зрители в возрасте 14–27 лет), однако из-за смены руководства запуск программ был отложен на 2006 г.

В декабре 2005 г. вышел первый выпуск музыкального чарта – Bridge Parade Top-20, позже программа сменила название на Bridge TV Top-10. А через год (в декабре 2006 г.) запущен круглосуточный sms-чат. Было получено 5,5 млн сообщений от более 2 млн зрителей, проводились интерактивные голосования за лучших исполнителей телеканала, зрители могли через сообщения общаться с диджеями и заказывать клипы, а редакторы – в течение 30 сек заменить в эфире клип по запросам аудитории. Это был совершенно новый, оригинальный, подход к наполнению музыкального телеканала, фишка Bridge, однако со временем все функции sms-чата перешли к социальным сетям канала. Вещание осуществляется более чем через 4 000 операторов по всей России, странам СНГ и Запада, в том числе через таких операторов, как «Мегафон», «Билайн», «Ростелеком», НТВ и др.

«Bridge Русский хит» (до 11 сентября 2017 г. – Rusong TV, до 1 декабря 2021 г. – «Bridge TV Русский хит»). С расширением аудитории и увеличением числа зрителей, а также популярностью телеканала Bridge TV появилась потребность в создании канала с узкой направленностью. Поэтому в ночь с 19 по 20 января 2010 г. на частотах Bridge TV начал вещание Rusong TV. С момента запуска он заимствовал популярные форматы Bridge TV: sms-чат, программы Baby Time, Bridge in Time, Bridge to Nightlife, но с адаптацией под русскоязычную музыку. В ноябре 2012 г. была запущена новостная программа News Time об отечественном шоу-бизнесе. Выходила программа Movie Time – лучшие песни из советских и российских кинофильмов, а с 2012 г. – Retro Dance с хитами советских и российских исполнителей. В апреле 2014 г. был запущен чарт отечественной музыки – программа Rusong TV Top-10. С июля 2014 г. по 8 января 2017 г. выходила программа Wake Up Call, а в период с 21 по 25 декабря 2016 г. и с 10 января 2017 г. – Lime Time. 11 сентября 2017 г. телеканал провел ребрендинг и сменил название на «Bridge TV Русский хит». Появились программы «Детали» и #Repost. Аудитория телеканала насчитывает 5 млн человек (среднемесячный охват) – это молодые люди возрастной группы 18–34 (57,1%) из крупных городов, с высшим образованием (50,9%)6.

Bridge Classic (до 16 ноября 2016 г. – Topsong TV, до 1 декабря 2021 г. – Bridge TV Classic). Транслирует золотые хиты 1950–2000 гг. Канал начал вещание 1 ноября 2013 г. клипом Андрея Лефлера «Прости». Аудитория телеканала – 2,5 млн человек.

Bridge Hits (до 1 декабря 2021 г. – Bridge TV Hits) вещал с марта 2013 г. под названием Dange TV, в октябре 2016 г. менял название на Bridge TV Dance. Канал ориентирован на трансляцию популярной танцевальной музыки (отечественной и зарубежной, по аналогии с MTV Dance) для молодежной аудитории (18–30 лет).

«Bridge Шлягер» – телеканал «золотой коллекции советской и российской эстрады», начал вещание в 2020 г. В эфире – со­временная (40%) и советская эстрада (60%) из коллекции Гостелерадиофонда, выпуски «Песни года», музыка из советских кинофильмов. Стал одним из самых успешных запусков среди всех музыкальных телеканалов на российском рынке. В 2021 г. канал получил национальную премию «Золотой луч» в номинации «Открытие года».

Bridge Deluxe (до 1 декабря 2021 г. – Bridge TV Deluxe). Запущен 3 сентября 2019 г., заменил телеканал Bridge TV HD. Транслирует некоммерческую музыку самых разных жанров – «от классики и джаза до фанка и современных музыкальных течений». Отличительная особенность канала в том, что в нем нет рекламы. Возрастная аудитория – 30+. Телеканал создает «идеальный фон для вдохновения, творчества и самореализации»7.

Bridge Rock («телеканал рок-музыки всех времен»). Начал вещание 14 марта 2023 г. Основная аудитория – зрители возрастной группы 25–60 лет. 88% контента – зарубежная музыка, 12% – отечественная.

Baby Time by Bridge. Был запущен 1 октября 2022 г. Одноименная программа выходила ежедневно на телеканалах Bridge и «Bridge Русский хит» в 2006–2020 гг. Аудитория – дети (возрастная группа 2–8 лет) и их родители.

Телеканалы холдинга, как и его прог­раммы, ориентированы на определенные целевые группы. К примеру, подростки чаще смотрят чарты, такие как Hot & Spicy или Hit Mix, представители старшей возрастной группы предпочитают Retro Dance, а дети – Baby Time. Благодаря такому разнообразному спектру передач и каналов, реальный возрастной охват ауди­тории холдинга Bridge Media действительно широкий – от четырех лет до пожилого возраста.

 

Таблица. Характеристики наполнения телеканалов Bridge Media

Программа

Характеристики

Канал (периодичность)

Baby Time

Первая тематическая программа холдингпа. Идея программы – «воспитывать» аудиторию с детства. Изначально в ней демонстрировались музыкальные мультфильмы и клипы для детей, планировался показ известных детских мультсериалов. Позже функционал был расширен: в программу были включены короткие новостные сюжеты для детей. Ведущие – дети. С 1 октября  2022 г. программа преобразована в одноименный  круглосуточный канал.

Bridge и «Bridge Русский хит» (ежедневно, с декабря 2007 г.  по ноябрь 2020 г.)

News Time

Главные музыкальные новости шоу-бизнеса, музыки и светской жизни в форме эксклюзивных репортажей с концертов, презентаций, интервью со знаменитостями и др. С марта 2020 г. по февраль 2022 г. выходила под названием «Агентство хороших новостей».

Bridge, «Bridge Русский хит», Bridge Classic  и Bridge Hits (ежедневно, с 1 сентября 2013 г.  по 28 февраля 2022 г.)

Bridge in Time

Популярные клипы прошлых лет.

Bridge и «Bridge Русский хит» (ежедневно, с февраля 2008 г.)

Bridge to Nightlife

Лучшие танцевальные клипы и информация о танцевальных мероприятиях, в первую очередь связанных с ночной жизнью.

Bridge (понедельник, суббота и воскресенье, с апреля 2008 г.)

Retro Dance

Наиболее известные танцевальные хиты прошлых лет. Основные жанры – евродэнс, поп, электронная музыка конца 1990 гг. –  начала 2000 гг.

Bridge и «Bridge Русский хит» (ежедневно)

Rock Party Time

Программа о рок-музыке – подробности биографии популярных рок-исполнителей, музыкальные клипы. Ведущий – фронтмен группы «Слот Кэш» Игорь Лобанов.

Bridge TV и Bridge TV Classic (с июля 2012 г. по сентябрь 2020 г.), Bridge Rock (с 14 марта 2023 г., понедельник– среда, пятница– воскресенье)

Time Liтe

Музыкальный чарт, топ-10 клипов недели.

«Bridge Русский хит» и Bridge Hits (ежедневно)

Wake up Call

Утренние музыкальные чарты.

Bridge (ежедневно), «Bridge Русский хит» (понедельник – пятница), Bridge Classic (ежедневно)

Lounge Time

Музыкальный чарт со спокойной музыкой для отдыха и создания расслабляющей атмосферы.

Bridge Classic (ежедневно)

Movie Time

Известные саундтреки из отечественных фильмов.

«Bridge Русский хит» (суббота – воскресенье),

«Bridge Шлягер» (понедельник–пятница)

Music Hits

(ранее Hit Mix,

Music Roll, Clips)

Основной эфир телеканала Bridge. Наиболее популярные отечественные клипы всех времен и музыкальных направлений.

Bridge (ежедневно)

K-Pop Time

Корейская поп-музыка. Активная фан-база самостоятельно формировала контент в социальных сетях телеканала.

Bridge TV Hits (с 1 февраля 2017 г. по 19 октября 2020 г.)

Золотая коллекция клипов

Наиболее известные клипы последних десятилетий XX в., записи концертных выступлений популярных зарубежных исполнителей прошлых лет.

Bridge Classic (ежедневно)

Горячие хиты

Основной эфир телеканала Bridge Hits. Лучшие клипы всех времен и направлений.

Bridge Hits (ежедневно)

Star Time

Подборка клипов и интересные факты об известных музыкантах в их день рождения.

Bridge TV, Bridge TV Classic (с 1 сентября 2013 г

по 10 мая 2020 г.)

Самый Русский хит

Хит-парад наиболее популярной модной российской музыки.

«Bridge Русский хит» (ежедневно)

Детали

Репортажи о скрытом от глаз фанатов и поклонников отечественном мире музыки – съемках клипов, закулисной жизни, репетиций концертов и др.

«Bridge Русский хит»
(в настоящее время не выходит)

Bridge Live

Трансляция концертных выступлений российских и зарубежных исполнителей.

Bridge TV (в настоящее время не выходит)

Bridge #Repost

В центре внимания программы – социальные сети знаменитостей.

«Bridge Русский хит» (ежедневно, до 28 февраля 2022 г.)

Hot & Spicy

Чарт из 10 лучших и популярных клипов за день.

Bridge и Bridge Hits
(ежедневно)

Deluxe Music

Основной эфир телеканала Bridge Deluxe. Клипы различных жанров – от классики до инди.

Bridge Deluxe (ежедневно)

Music Hits

Наиболее актуальные и известные клипы на данный момент.

Bridge (ежедневно)

Рок миксер

Основной эфир телеканала Bridge Rock.  Рок-хиты всех времен.

Bridge Rock (ежедневно)

Mini Disco

Танцевальные мультипликационные клипы для детей.

Baby Time (ежедневно)

Маленькие песни

Музыкальный блок с песнями из легендарных советских и современных российских мультфильмов.

Baby Time (ежедневно)

Bridge Chart

Топ-10 клипов по итогам недели.

Bridge (ежедневно)

Лучшие песни

Основной эфир телеканала «Bridge Русский хит». Лучшие клипы всех музыкальных направлений – классика и современные композиции.

«Bridge Русский хит» (ежедневно)

Источник: составлено автором по данным Bridge Media и интервью с В. Назаренко.

 

Выводы

Проведенное исследование показало, что медиапроекты холдинга Bridge Media являются успешными СМИ, осуществля­ющими свою деятельность в соответствии с современными стратегиями эффективного медиаменеджмента.

Грамотно выстроенная программная политика холдинга позволила компании создать систему телеканалов на основе музыкальных предпочтений зрителей всех возрастных групп и привлечь многомиллионную аудиторию высоким качеством звука и контента, богатым выбором музыки всех стилей и направлений, уникальностью программ собственного производства и доступностью в лучших кабельных сетях всех телеканалов Bridge Media.

 

Примечания

    1 Исследование: «Музыкальный паралич». Режим доступа: https://resprod.ru/post_industry/muscled/ (дата обращения: 28.01.2023).

    2 Аскарян А. Исследование: после 30 лет люди перестают слушать новую музыку. Режим доступа: https://knife.media/music-age/ (дата обращения: 28.01.2023).

    3 Интервью автора с генеральным директором Bridge Media Владимиром Назаренко. 2023. Февр., 8 (из личного архива).

    4 Там же.

    5 Там же.

    6 Там же.

    7 Там же.

 

Библиография

Айрис А., Бюген Ж. Управление медиакомпаниями: реализация творческого потенциала. М.: Университетск. кн.; ШКИМБ, 2010.

Андерсен К. Длинный хвост // Экономика современной культуры и творчества: сб. ст. М.: ФНИ «Прагматика культуры», 2006. С. 281–292.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Ин-т эксперимент. социологии, 2002.

Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 10–40.

Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6–26.

Задорожная К.Е. Эпоха постсетевого ТВ в США: генезис, основные черты, влияние на деятельность традиционных телекомпаний // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2010 / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2010. С. 120–121.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: НИУ ВШЭ, 2000.

Маклюэн Г.M. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.

 

Albarra A., Chan-Omsted S., Wirth M. (eds.) (2006) Handbook of Media Management and Economics. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.

Hujanen T. (2002) The Power of Schedule. Programme Management in the Transformation of Finnish Public Service Television. Tampere: Tampere University Press.

Williams R. (2003) Television: Technology and Cultural Form. London; New York: Routledge.

Дата поступления в редакцию: 25.03.2023
Дата публикации: 20.04.2023