Архив



Образы женщин в российских СМИ в аспекте аксиологии: концептуальные подходы и методологические решения



Татьяна Фролова, Таибат Агасиева

Ссылка для цитирования: Фролова Т.И., Агасиева Т.С. Образы женщин в российских СМИ в аспекте аксиологии: концептуальные подходы и методологические решения // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 50−58. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.5058

УДК 17.022.1-055.2+ 070:81’42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.5058
EDN: MPZYWB

© Фролова Татьяна Ивановна
доктор филологических наук, профессор кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), t_frolova@bk.ru

© Агасиева Таибат Сейфуллаховна
аспирантка кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), agasievataibat@gmail.com



Ключевые слова: женские медиаобразы, аксиологический подход, гендерные исследования, портретные очерки, интервью.



В статье представлено обоснование возможности и необходимости исследования женских медиаобразов с позиций аксиологии и этики. Авторы обращаются к глобальному гуманитарному кризису ценностей и роли образов женщин в трансляции основ духовной культуры. В качестве теоретико-методологической платформы рассматриваются многочисленные группы источников различной гносеологической природы. Предлагается оригинальная методика изучения портретных очерков и интервью, которые позволят получить данные о том, какие женские медиаобразы формируют сегодня позитивную модальность в отношении национального самосознания и культуры.

 

Женские образы в медиа: актуальность исследования

Глобальный кризис ценностей, наблюдаемый в последние годы во всех сферах жизни, его глубинные последствия для народов мира порождают необходимость развивать медиаисследования, направленные на выявление, интерпретацию и коррекцию аксиологических аспектов актуальных тем и образов повседневности. Одна из ключевых функций медиа – ценностно-регулирующая, представленная в классификациях всех ведущих исследователей СМИ (Фомичева, 2007; Бодрова, 2020). Маркированная по-разному, она тем не менее отражает общее понимание способности медиа транслировать ценности, отражать и формировать нормативные образы и модели поведения, которые обеспечивают целостность сообществ и их готовность к развитию и поиску решений в кризисных ситуациях, поддерживают культурные и духовные традиции – основу национальной идентичности и силы.

Женские медиаобразы выполняют особую роль в реализации сложной, многоаспектной и неоднозначной задачи трансляции ценностей и укреплении духовной культуры общества ввиду сложившейся давней традиции предъявления женщинам высоких моральных требований. Зачастую именно они становятся эталонами нравственности. Несмотря на то, что современные гендерные парадигмы кардинально меняют культурные и этические общественные идеалы, репрезентация женских образов в СМИ по-прежнему играет важную роль в сохранности национальных ценностных систем, подвергаясь при этом серьезным испытаниям: «Вызывает тревогу демонстрация сцен жестокости и насилия, разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей, культивирование материальных ценностей и потребительских стереотипов, сексуализация современной рекламы, широкое распространение порнографических и эротических материалов» (Куприянова, 2009: 5).

Исследование женских медиаобразов становится актуальной научной проблемой, содержательно наполненной целым рядом исследовательских вопросов. Среди них выявление и структуризация мотивов обращения к различным социальным статусам женщин, актуализация в медиапродуктах их гражданских, деловых, нравственно-психологических качеств, рассмотрение традиционных жизненных сценариев, анализ потенциальных воспитательных эффектов и многое другое. Не менее актуально изучение профессионально-творческих подходов, позволяющих избежать назидательности и морализаторства. Цель исследования заключается в выявлении аксиологической составля­ющей женских медиаобразов, транслируемых в российских СМИ. Другими словами, требуется выяснить, какие ценности заложены в героинях очерков и интервью в отечественных изданиях. В настоящей статье представлены концепция и методология этого исследования.

Хотелось бы привести дополнительный аргумент в пользу обращения к теме. В 2021 г. нами было проведено исследование содержательных моделей популярных в то время изданий для женщин: Glamour и Wonderzine, которые впоследствии покинули российский медиарынок. Исследовав материалы, опубликованные в этих журналах (6 671 текст), мы получили совокупное представление о соотношении основных тематических направлений (см. табл. 1).

Таблица 1. Тематика журналов Glamour и Wonderzine в 2020 г.

Категория

Glamour

Wonderzine

Средний показатель, %

Кол-во материалов

%

Кол-во материалов

%

Красота

1394

43,9

596

74,1

59,0

Любовь

1480

46,6

35

4,4

25,5

Семья

232

7,3

123

15,3

11,3

Дело

36

1,2

32

4,0

2,6

Здоровье

31

1,0

18

2,2

1,6

Итого

3173

100

804

100

100

 

Качественный анализ текстов показал, что журналы отдают предпочтение эстетизации всех сфер деятельности в ущерб укреплению внутренних нравственных основ. Мы не склонны приветствовать аксиологическую платформу этих изданий. Обобщенный образ женщины, транслируемый ими, – это лишь на первый взгляд формально независимая, здоровая, реализовавшая себя в разных жизненных сферах и поэтому счастливая женщина. В действительности же, если следовать паттернам журналов, это красивая женщина, которая любит прежде всего себя и свой комфорт, умеет привлечь внимание к себе и удержать его. Уход этих СМИ с российского медиарынка объективно отражает конфликт ценностных основ между цивилизационным выбором разных сообществ.

В новом исследовании представляется важным ответить на следующие вопросы: на каком этапе сегодня находится «женский вопрос» и гендерные отношения в России? в чем заключается позитивная женская гендерная идентичность? как она отражается в современном медиапространстве? Для поиска ответов на эти вопросы важно обратиться не только к женской, но и к общенациональной периодике. Цель исследования заключается в выявлении аксиологической составляющей женских медиаобразов, транслируемых в российских СМИ. Другими словами, требуется выяснить, какие ценности заложены в героинях очерков и интервью в отечественных изданиях. В настоящей статье представлены концепция и методология этого исследования.

 

Методологические подходы: обзор литературы и источников

Такое исследование находится на пересечении нескольких научных парадигм: гендерной, аксиологической, медийной. В этом его новизна, сложность и актуальный научный потенциал. Междисциплинарный характер исследования потребовал значительных усилий по формированию и изучению теоретической платформы, которую мы дополнили рядом других источников.

Объемная группа научной литературы включает гендерные исследования, активно развивающиеся в России последние десятилетия (Здравомыслова, Темкина, 2000; Пушкарева, 2007; Кузнецов, 2008), а также зарубежные источники – они настолько обширны по тематике и значимы по смыслу, что классические учебники социологии уже отводят гендеру самостоятельный раздел (Смелзер, 1994; Гидденс, 1999). В этих теориях определяются понятия гендера, фемининности и маскулинности, этапы развития гендерной науки, паттерны полоролевого поведения и другие аспекты. Однако следует отметить, что подавля­ющая часть исследований направлена на изучение проблемы достижения гендерного равноправия в его многочисленных проявлениях и смежной проблематики – с постановки проблемы освобождения женщин гендерные теории, как известно, и начинались, отражая общественные настроения и движения. В меньшей степени мужчины и женщины рассматриваются как носители культурных ценностей – как общих, так и обусловленных полом, историческим, социальным, культурным опытом.

Безусловную и исключительную значимость для исследования имеют труды по аксиологии в ее философском, культурном, социологическом, психологическом ракурсах. Медиаисследования в этой области, к сожалению, немногочисленны, однако чрезвычайно важны – речь о работах таких медиаисследователей, как И.В. Ерофеева (2010), Г.В Лазутина (2016), Л.Г Свитич (2018), В.А. Сидоров (2018). В своих трудах ученые рассмотрели журналистику в контексте аксиологии, ценностные конфликты в современных медиа и социальную роль журналиста.

Отдельное место в нашем перечне занимают работы теоретиков медиа, которые исследовали «женский вопрос» СМИ (Здравомыслова, Кигай, 2002; Смеюха, 2012; Лапшина, 2012, 2015; Минаева, 2015; Соколова, 2016; Балалуева, 2012; Фролова, Сычева, 2017). В то же время следует отметить, что в основном они посвящены изданиям для женщин, гендерной проблематике в СМИ, женщинам-журналисткам, феминизации профессии. Представление о женской гендерной идентичности авторы этих трудов формируют в процессе тщательной работы с «героями дня» и оценки социальных процессов. «Медийная сфера отражает гендерную ситуацию в социуме, инициирует создание символических гендерных образов и их распространение среди женских и мужских читательских масс, что ведет к определению и закреплению гендерных норм», – пишет В.В. Смеюха (2012: 34). Ценностный аспект этих образов в более широком, общенациональном аспекте пока исследован недостаточно.

Настоящий обзор будет неполным без указания источников другой когнитивной природы, значимых в контексте данного исследования. Ценностное содержание и его нравственный потенциал для аудитории в образах художественной культуры невозможно переоценить. Именно этот нравственный капитал сформировал традиционные национальные ценности, которые мы рассматриваем как главный критерий, своеобразную «точку отсчета» в нашем медиаисследовании. «Русские писатели-романтики создали образы исключительных героинь, отталкиваясь от особенностей русского национального женского характера и его специфики. Жертвенность, духовная красота, самоотверженность, религиозность, внутренняя сила всегда были нравственным идеалом для русского народа» (Ильченко, Титова, 2014: 253).

Еще один культурный источник – фольк­лорные образы и темы, глубоко исследованные отечественной наукой (Свитич, 2012). Женщины в этом содержательном слое – носительницы преимущественно положительных, глубоко укоренившихся в национальном характере позитивных качеств и свойств характера: отзывчивость, доброта, смирение и великодушие. На их долю выпадает борьба за благополучие семьи и личное счастье. Желание бороться, преодолевая и себя в том числе, также воплощает национальные представления об идеальной женщине.

В нашем обзоре значимое место занимают исследования социальных аспектов традиционных религий и сами религиозные тексты: «Именно женщины являются хранительницами традиций, культов и преданий, осуществляя культурную, духовную, сакральную непрерывность поколений», – утверждает философ А.Г. Дугин (2002: 395). Естественно, что представления о роли женщин в мировых и наших традиционных религиях различны (Ворошилова, 2017; Мужская и женская субкультуры в архаике, 2019), однако немало в них общего и чрезвычайно значимого в аксиологическом плане. Тенденция возрождения прежней высокой роли женщины в духовной сфере сегодня становится актуальной, и это важное условие гармонизации отношений полов и общественной жизни в целом.

Обратимся далее непосредственно к современной российской аудитории. Каково ее настроение? Что важно? Что для нее основные интересы, заботы, тревоги, страхи – фактически эти компоненты ее нравственного и духовного бытия открывают представления общества о ценностях. В воп­росе о главных ценностях россияне выбрали свое здоровье и здоровье родных (18%), здоровые отношения с семьей и родственниками (12%), а также наличие работы и возможность контактировать с другими людьми (по 10% соответственно)1.

 

Методические решения: «кто?», «что?», «как?»

Исследование, актуальность и междисциплинарный характер которого мы представили, требует не только опоры на группы самых разнообразных и типологически различных источников, но и должно быть реализовано с использованием множества методических решений.

Объект исследования также имеет свои особенности. В диссертационных работах их авторы выбирают, как правило, группу близких по типологическому профилю изданий, наиболее ярких носителей заявленной проблемы. Или издания противоположные в том или ином отношении, если ставится задача провести сравнительный анализ. Такой выбор для нашего исследования не подходит. Если мы ориентируемся на выявление ценностей, транслируемых посредством медиарепрезентации женских образов, уместно обратиться к разным СМИ, в перспективе охватывающим большие аудиторные кластеры. Подобная неоднородность эмпирического объекта оправдана, как мы полагаем, задачами исследования. Предполагается работа с общей совокупностью текстов, обращенной суммарно к большой аудитории и формирующей, следовательно, массовый дискурс. Мы понимаем, что типологически разные СМИ отдают предпочтение неодинаковым компонентам интересующих нас образов, но в то же время рассчитываем на эффект комплементарности. В совокупности, как мы полагаем, они представят качества личности, принимаемые и одобряемые российской аудиторией.

При всей «пестроте» объекта есть факторы, которые способны придать некоторую целостность исследуемой текстовой совокупности. Они таковы: мы отбираем публикации (вербальные с визуальными элементами) только аналитических жанров – портретные интервью и очерки, что позволит выявить искомые элементы аксиологического характера и даст возможность структурировать и упорядочить процессы анализа. Персонажами (героинями, субъектами, действующими лицами) этих текстов априори являются женщины, какими-либо своими достойными действиями заслужившие внимание СМИ. Другими словами, это тексты позитивной модальности, эмоционально более или менее однородные. Это «лучшие» женщины нашего времени; и стремление понять, какие их качества и достижения формируют сегодня нравственно-психологический общественный климат, естественно. Детали их медиапортретов весьма разнообразны: возраст, профессия, социальный статус. Все названные обстоятельства обещают дать интересный и потенциально сложный материал для анализа.

Последующий анализ должен ответить на вопросы количественного и качественного характера. Первый этап – выявление особенностей данной совокупности в плане, который можно характеризовать как «биографический», «паспортный», «анкетный»: речь идет о различных социальных статусах – гражданском (общественно-политическом), деловом (производственном, профессиональном), семейно-бытовом (семья, дети, свободное время). Характеристики в совокупности дадут возможность ответить на вопрос «кто?» является субъектом общественного и журналистского внимания в России (см. табл. 2).

Таблица 2. Структура совокупности текстов для анализа

СМИ

Год

Всего

2020

2021

2022

2023 (первое полугодие)

Очерк

Интервью

Очерк

Интервью

Очерк

Интервью

Очерк

Интервью

Караван историй

2

3

4

1

1

1

2

2

16

Сноб

2

0

3

0

5

0

3

0

13

Форбс.Вумэн

1

1

0

3

2

2

4

7

20

The Voice

1

1

0

0

1

3

6

Афиша

1

0

2

0

4

0

5

2

14

РБК

2

0

2

3

0

1

0

8

Постнаука

4

0

7

3

0

0

2

16

Правила жизн

1

0

2

1

1

1

2

0

8

Арзамас

2

0

0

0

5

1

3

0

11

Инк

3

0

0

1

2

0

0

2

8

Всего

18

5

19

8

26

5

21

18

120

 

Здесь, однако, следует сделать оговорку-дополнение: нередко героинями медиатекстов становятся женщины прошлого и женщины нероссийских территориальных пространств. Мы не планируем исключать их из исследовательского процесса. Во-первых, интересно соотношение настоящего и прошлого, «нашего» и «ненашего» в медиаповестках; во-вторых, сам факт обращения к таким образам говорит о том, что эти личности интересны нашей аудитории. Отобранные тексты значительны по объему (6, 8 или 10 журнальных полос), что дает достаточный материал для анализа. И, наконец, подчеркнем принципиальную неоднородность эмпирического объекта. Объемные материалы о женщинах, конечно, в основном встречаются в специализированных журналах для них, однако, если бы мы приняли во внимание только эти средства массовой информации, получили бы несколько одностороннюю картину. «Пестрота» объекта позволит учесть различные стороны участия женщин в жизни общества, к тому же эти публикации в совокупности ориентированы на широкую аудиторию разного возраста, занятий и предпочтений.

Вопрос «что?» еще значимее и интереснее. Что в женских медиаобразах привлекает внимание? Какие качества присущи этим медийным лицам? Эта часть исследования, как мы полагаем, наиболее близка к заявленной цели нашей работы, а также особенно сложна и трудоемка для изучения как любой компонент оценочного (потенциально ценностного) характера. Опираясь на исследования в области общей и социальной психологии (Немов, 2023), дающие представления о структуре/сферах личности человека (заметим, они далеко не идентичны, имеются разные трактовки), мы приняли решение выделить наиболее важные компоненты: деловые, интеллектуальные, нравственно-психологические, волевые. Систематизация качеств личности героинь позволит выявить искомый аксиологический аспект, а также сопоставить степень внимания авторов текстов к различным компонентам женских образов. Возможна также опора и на социально-психологические теории (Андреева, 2018) с выделением в них основных социальных статусов.

Сложность работы с журналистским текстом состоит в том, что далеко не всегда поиск качеств личности может опираться на конкретные вербальные единицы. Как следствие, мы намерены отделить прямые оценки (оценочная лексика) от непрямых/косвенных/контентных (описания, эпизоды, суждения и пр.) и разместить их в границах конкретного тематического сектора. Например: в деловой сфере – прямые оценки («инициативная», «компетентная», «ответственная»); непрямые – развернутое описание, обращение к ситуации и пр., ведущие в итоге к выявлению аналогичных качеств. На данном этапе исследования мы не знаем, насколько результаты такого анализа можно измерить, однако, полагаем, что наиболее одобряемые качества и ценностные смыслы, а также примерные соотношения могут быть установлены.

Наконец, немаловажен и вопрос «как?». Он наиболее близок к профессиональным журналистским потребностям. Учитывая вышесказанное, понятно, что мы получим разные форматы интервью и очерков, этим данный этап анализа и интересен. Если удалось выявить основные композиционно-смысловые узлы в «Морфологии волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» (Пропп, 1998) и сделать этот выдающийся литературоведческий труд классическим, ставшим своего рода образцом, вероятно, возможна скромная попытка предпринять нечто подобное и с журналистскими очерками и интервью.

Завершая презентацию концепции и методологии исследования, хотелось бы добавить следующее: в соответствии с замыслом мы намерены работать преимущественно с общей совокупностью текстов, показать наиболее значимое в женских медиаобразах. Однако рассчитываем представить и некоторые различия, свойственные отдельным изданиям. Станут ли они исключениями, подтверждающими правила, покажет исследование.

И последнее. Аксиологический дискурс становится основой полемики о состоянии и будущем современного мира – практически это глобальный дискурс, который находит отражение в разных предметно-тематических областях. Вопрос о ценнос­тях постоянно поднимается в дискуссиях о мировой политике, экономике, социальной сфере, культуре и даже «аксиологически нейтральных» науке и спорте, которые, очевидно, последовали за расхождениями во взглядах в основных общественных сферах. Проблема ценностей, их иерархии и ансамбля – глубинная проблема, восходящая к основам человеческой истории и психологии. Она не только разделила человечество на самостоятельные «миры», но и создала условия для противоречий в отношениях между ними. Столетиями миры воевали, и это были битвы не только за ресурсы и территории, но и за свои ценности. И в современных заявлениях высших должностных лиц защита ценностей занимает далеко не последнее место.

Происходит расщепление общего аксиологического дискурса на множество конкретных сегментов. Реагируя на обострение полемики вокруг ценностей, транслируемой через политику, дипломатию, экономические отношения, сегодня часто обращают внимание на межличностные, гендерные, семейные отношения, апеллируя к «истинности» тех или иных вековых устоев. В этом контексте гендер и гендерные отношения давно и далеко перешагнули их первоначальный смысл. К женщинам предъявляются особые, повышенные требования. Во многом именно они являются основными носителями нравственно-психологических ценностей; «именно традиции, являясь элементами культурного наследия, обеспечивают “устойчивость”, стабильность культуры и являются основой развития общества» (Куприянова, 2009: 4). В этом контексте «Куда катится мир?» – отнюдь не простой и не риторический вопрос, несмотря на всю маргинальность формулировки. Следовательно, исследование проблемы о содержании ценностей, воплощенных в женских медиаобразах, весьма актуально. И оно требует надежного, качественного, методологически и методически точного обоснования.

Какие женщины – их возраст, профессии, семьи и близкие, а главное нравственные ценности – формируют медиаобраз современной российской женщины? Каковы их качества в широком спектре личностной структуры? Мы рассчитываем получить знание о том, насколько интересны образы женщин журналистам, среди которых преобладают молодые люди с их рационалистическими установками пользы, успеха и пр., какое внимание уделено в отечественных СМИ метафизическим, в сущности, ценностям добра, любви, помощи, патриотизма, столь значимым в наше непростое время.

 

Примечания

    1 Здоровье, безопасность, семья и работа / ВЦИОМ. 2020. Окт., 14. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdorove-bezopasnost-semya-i-rabota (дата обращения: 13.03.2023).

 

Библиография

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2018.

Балалуева И. Образ женщины в современной российской прессе: этапы десятилетней трансформации // Гендер и СМИ. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 126–142.

Бодрова М.Н. Социальная философия о ценностно-регулирующей функции СМИ // Наука и образование в глобальных процессах. 2020. № 1. С. 30–34.

Ворошилова О.Н. Образ женщины в религиях // Концепт. 2017. Т. 23. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770428.htm (дата обращения: 15.04.2023).

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002.

Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века: дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010.

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. 2000. № 11. С. 15–24.

Здравомыслова О., Кигай Н. Женская тема в средствах массовой информации. М.: Ассоциация журналисток, 2002.

Ильченко Н.М., Титова Е.А. Особенности женского национального характера в русской романтической повести // Русско-зарубежные литературные связи: сб. науч. тр. Н. Новгород: Изд-во Нижегородск. гос. пед. ун-та им. Козьмы Минина, 2014. С. 253–258.

Кузнецов А.М. О понятии «гендер» и гендерной лингвистике // Социолингвистика вчера и сегодня: сб. науч. тр. М.: Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН, 2008. С. 175–194.

Куприянова О.В. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества: дис. … канд. филос. наук. Чита, 2009.

Лазутина Г.В. Аксиология массмедиа. Некоторые исходные представления. Дюссельдорф: LAP, 2016.

Лапшина Г.С. Женское лицо русской журналистики. М.: МедиаМир, 2012.

Лапшина Г.С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 176–190.

Липич Т.И., Марьясова Е.А. Образ женщины в русской культуре на изломе эпох // Система ценностей современного общества. 2014. № 35. С. 29–32.

Минаева О.Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920–1930 гг. М.: МедиаМир, 2015.

Мужская и женская субкультуры в архаике: мифологемы, системы обозначения, функции: сб. ст. / под ред. М.Ф. Альбедиль, Д.Г. Савинова. СПб.: МАЭ РАН, 2019.

Немов Р.С. Общая психология: в 3 т. Т. 3. Кн. 1. Теории личности. М.: Юрайт, 2023.

Пропп В.В. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.

Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя, 2007.

Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. М.: Юрайт, 2018.

Свитич Л.Г. Ценностная доминанта русских пословиц и СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 316–317.

Сидоров В.А. Аксиология журналистики. СПб.: Петрополис, 2018.

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

Смеюха В.В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве: на материале отечественных женских журналов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2012.

Соколова Е. Женские образы в современной прессе: ценностные ориентиры и идеологические истоки // Гендер и СМИ. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 115–125.

Соколова Е. От Афродиты до Персефоны: семь мифологизированных женских образов на страницах местных рекламно-информационных журналов 2005–2015 гг. // Гендер и СМИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 164–180.

Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.

Фролова Т., Сычева М. СМИ и нравственно-психологические проблемы современной семьи: гендерный подход // Гендер и СМИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2017. С. 75–94.

Дата поступления в редакцию: 12.05.2023
Дата публикации: 20.06.2023