Архив



Эволюция и преемственность сатирической прессы в Испании (на примере журнала El Jueves)



Гелия Филаткина, Ева Ильенко

Ссылка для цитирования: Филаткина Г.С., Ильенко Е.П. Эволюция и преемственность сатирической прессы в Испании (на примере журнала El Jueves) // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 60−69. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.6069

УДК 070.487(460)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.6069
EDN: HXKAIS

© Филаткина Гелия Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), geliafilatkina@gmail.com

© Ильенко Ева Павловна
независимый эксперт (г. Москва, Россия), eva-ilyenko@mail.ru



Ключевые слова: испанская сатирическая пресса, журнал, жанры журналистики, графический юмор, El Jueves.

В статье рассмотрены этапы становления и развития сатирической прессы Испании, а также ее место в жанровой системе журналистики, приведена периодизация и классификация испанских сатирических изданий. Метод контент-анализа публикаций популярного в Испании сатирического журнала El Jueves позволил выявить жанровые особенности и специфику функционирования сатирической прессы на современном этапе и продемонстрировать значимость подобного рода изданий как выразителя альтернативной позиции и критики различных общественных явлений.

 

Жанровые особенности и специфика функционирования всегда делали сатирическую прессу пространством для выражения альтернативной позиции и критики различных явлений, значимых для жизни общества. История испанской сатирической прессы, ее популярность на современном этапе и стремление редакций к постоянному совершенствованию контента и методов взаимодействия с аудиторией доказывают важность данного типа изданий для медиасистемы страны. Отражая на своих страницах особенности той или иной эпохи, архивные сатирические издания позволяют проследить, какое влия­ние оказывали различные исторические и общественно-политические факторы на их развитие, выявить закономерности, а также признаки эволюции и преемственности в современных испанских журналах сатирической направленности.

Еженедельник El Jueves является ярким примером издания, который следует традициям сатирической прессы, сложившимся на протяжении веков, а также внедряет новые технологии в процесс создания материалов и постоянно расширяет круг тем, освещая не только локальные явления и события, но и мировые проблемы. Журнал неоднократно оказывался в центре скандалов, становился участником судебного разбирательства, его номера изымались, но несмотря на это El Jueves продолжает издаваться, удерживая звание самого популярного сатирического издания Испании.

Важность сатирической прессы для испанской медиасистемы, а также отсутствие отечественных исследований, посвященных фундаментальному изучению испанской сатиры с момента ее возникновения до настоящего времени, доказывают актуальность и научную значимость данной темы.

 

Теоретическая база исследования

Несмотря на существование большого количества исследований, посвященных жанровой дифференциации журналистских текстов как в отечественной, так и в испаноязычной научной традиции, единого мнения относительно места сатирической прессы в жанровой системе журналистики нет.

В трудах отечественных ученых прослеживаются три тенденции определения текстов сатирической направленности. Ю.В. Безбородова и Е.С. Долгина (2014), Л.Е. Кройчик (2000) и А.А. Тертычный (2006) включают их в группу художественно-пуб­лицистических жанров, т.е. придерживаются традиционной классификации журналистских жанровых блоков (аналитические, информационные и художественно-пуб­лицистические). В.В. Ворошилов (2000), С.М. Гуревич (2004) и Е.В. Черникова (2012), соглашаясь с данной классификацией, отмечают, однако, что сатирические медиа­тексты обладают определенной спецификой, позволяющей отграничить их от других жанров, традиционно включаемых в художественно-пуб­лицистическую группу. Как в первом, так и во втором случае исследователи называют схожие критерии отнесения сатиры к названному жанровому блоку: использование характерных языковых средств, ярко выраженная авторская позиция, образность, экспрессивность и эмоциональность при описании действительности. Н.И. Зыкун (2014), Г.В. Лазутина и С.С. Распопова (2011), Г.С. Прохоров (2012), Г.Я. Солганик (2016) рассматривают тексты сатирической направленности как отдельный жанр, не относящийся к традиционным жанровым блокам. Так, по мнению Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой (2011: 106), сатирические и очерковые произведения, традиционно относимые к художественно-публицистической группе, являются отдельными видами «авторской журналистской деятельности», существенно различающимися по функциональной предназначенности и предмету отображения.

Кроме того, стоит отметить, что отечественные исследователи в большинстве случаев понимают сатирическую прессу как совокупность текстовых жанров: сатирической заметки, фельетона и памфлета, что может быть обусловлено особенностями функционирования данного типа изданий в российской журналистике, а также упомянутой традицией отнесения сатиры к художественно-публицистической группе. Визуальные же сатирические жанры в отечественных исследованиях либо анализируются в контексте иллюстративных компонентов публицистики (Гуревич, 2004: 151), либо не упоминаются вовсе (Безбородова, Долгина, 2014). В научных трудах, представляющих комплексное изу­чение специфики сатирической прессы, используются различные термины по отношению к визуальным средствам: «сатирическая графика» (Ефимов, 1967: 5), «сатирические изображения» (Свитич, 2016: 17), «изобразительные сатирические жанры» (Зыкун, 2014: 205).

Среди испаноязычных исследователей существуют различные точки зрения относительно классификации публицистических жанров, наблюдаются расхождения в терминологии и критериях дифференцирования. Однако большинство ученых склоняются к выделению следующих трех основных групп жанров: информационные (géneros informativos), интерпретирующие (géneros interpretativos) и жанры мнений (géneros de opinión) (см., напр., Parratt, 2008: 108). Исследователи жанровой системы: С. Л. Гонсалес Лонгория (González Longoria, 2006), Х. Х. Муньос Гонсалес (Muñoz González, 1994), Р. У. Пеньяранда (Peñaranda, 2000), С. Ф. Парратт (Parratt, 2008) – полагают, что создание сатирического медиатекста, для которого характерно выражение субъективной позиции, основанной на ценностях, идеях и чувствах автора, возможно только в рамках группы «жанров мнений».

В работах испанских исследователей сатира не рассматривается как самостоятельный жанр публицистики, а скорее выступает наряду с юмором средством, используемым авторами в процессе создания материалов. В отличие от отечественных ученых, она чаще всего рассматривается в контексте графических форматов, что связано с особенностями и традициями испанской сатирической прессы. Кроме того, в испаноязычной научной традиции существует устоявшийся термин «графический юмор» (el humor gráfico). Исследователь С.Ф. Парратт определяет его как «тип иллюстрации, связанной со злободневными событиями, которая, несмотря на кажущийся тривиальный характер, может содержать в себе важную информацию, интерпретацию и мнение» (Parratt, 2008: 160). Данное явление охватывает два тесно связанных между собой поджанра – карикатуру, или виньетку (el cartoon/caricatura humorística/viñeta), и комикс (el cómic/historieta/tira cómica) (Levín, 2009: 3).

В отечественных и зарубежных исследованиях сатирической прессы уделяется внимание и особенностям функционирования данного типа изданий в цифровом пространстве. Например, А.А. Тертычный описывает влияние мультимедийности и интерактивности на «сатирическую интернет-публицистику», в рамках которой появляются новые средства «экспрессивно-образного плана», которые сочетают в себе визуальные и аудиовизуальные образы, а также «упрощают восприятие содержания сатирических выступлений и оказывают более глубокое эмоциональное воздействие публикаций на посетителей Сети» (Тертычный, 2015: 126). Испанский исследователь М.И. Санчес Пенья (2020) считает, что актуальные процессы размывания границ традиционных жанров и их диффузия способствовали возникновению так называе­мой «инфо-сатиры» (info-sátira), которая преподносит новостные материалы в сатирическом ключе.

 

Этапы развития сатирической прессы в Испании

Для установления хронологических этапов развития испанской сатирической прессы были проанализированы и классифицированы выпуски 58 испанских изданий сатирического характера, выходивших с 1735 г. Доступ к оцифрованным архивным изданиям осуществлялся с помощью каталога Национальной библиотеки Испании (Biblioteca Nacional de España, BNE)1.

В результате были выявлены следующие пять этапов развития и становления сатирической прессы в Испании: 1) зарождение сатирических изданий (1735–1864 гг.); 2) появление феномена графического юмора (1864–1874 гг.); 3) сатирические издания в период реставрации Бурбонов и Второй Испанской Республики (1874–1936 гг.); 4) особенности испанской сатиры в период Гражданской войны и диктатуры Франсиско Франко (1936–1966 гг.); 5) этап либерализации печати и перехода к демократии (1966 г. – наст. вр.).

Некоторые этапы характеризуются активным развитием сатирической прессы в Испании, другие – замедлением и почти полным отсутствием развития данного типа изданий, что было связано с изменениями в общественно-политической ситуации, правящем режиме, доминирующей идеологии, законодательстве, запросах аудитории, появлением новых технологий.

Испанские сатирики 1735–1860 гг. критиковали монархию, религию, культуру, нравы и обычаи испанцев, основным средством на этом этапе становится инвектива, что можно заметить, например, в деятельности первого испанского сатирического издания – рукописной газеты El Duende Crítico de Madrid (1735–1736). Кроме того, на данном этапе появляются издания El Pensador (1762) и El Censor (1781–1788), La Abeja Española (1812–1814) и La Abeja Madrileña (1814), El Zurriago (1821–1823), Fray Gerundio (1837–1842), La Risa и La Carcajada (1843). Однако отличительной чертой данного этапа стало государственное регулирование печати и жесткая цензура, что не позволяло указанным общественно-политическим, литературным и революционным изданиям существовать долгое время. А к 1840 гг. антилиберальная испанская политика привела к невозможности публиковать какие-либо материалы сатирического характера.

С 1864 г. в испанских сатирических изданиях начинают появляться виньетки и карикатуры, что связано с активным внедрением более быстрого и дешевого метода печати – литографии. Первые примеры графического юмора можно было заметить еще в газетах предыдущего этапа (La Risa и La Carcajada), однако иллюстрации в них играли второстепенную роль. Центральным же элементом издания они стали с появлением газеты Gil Blas (1864–1872), в которой крупные виньетки с собственным идейным содержанием выполняли функцию заголовков. Первые цветные виньетки можно обнаружить на страницах еженедельника La Flaca (1869–1873). Этот период ознаменовался также расширением географических рамок сатирической прессы – теперь газеты данной направленности появляются практически во всех городах Испании. Такое всестороннее развитие сатиры связано прежде всего с началом демократического шестилетия (Sexenio Democrático) (1868–1874), во время которого была провозглашена Первая Испанская Республика, принята новая Конституция и введена свобода печати.

Вместе с реставрацией Бурбонов в 1874 г. в Испанию вернулась цензура, однако вместо ожидаемого кризиса сатирической прессы в стране появляется множество оппозиционных и республиканских изданий, среди которых El Motín (1881–1926), La Traca (1884–1938), Gedeón (1895–1912). По всей Испании наблюдается «издательский ажиотаж» (Gascón-Vera, 2020: 126). В 1931 г. провозглашается Вторая Испанская Республика, что приводит к возвращению свободы слова и печати, сатира начинает использоваться в «пропагандистских целях» (Martín Sánchez, 2010: 203), авторы все чаще используют более простые для восприятия графические элементы, чтобы воздействовать на общественное мнение. Данное явление находит свое отражение в радикальных газетах Gracia y Justicia (1931–1936) и El Be Negre (1931–1936).

В 1936 г. в Испании начинается Граж­данская война, за ней следует диктатура Франко (1939–1975). На данном этапе не только развитие, но и существование сатирических изданий становится невозможным. Газеты превращаются в инструменты продвижения идеологии ультраправой политической партии «Испанская Фаланга». Примером такого издания становится военная газета La Ametralladora (1937–1941), созданная Государственной делегацией по делам прессы и пропаганды в Саламанке. Единственным сатирическим журналом, существовавшим на протяжении периода диктатуры Франсиско Франко, был еженедельник La Codorniz (1941–1978), продолжающий традиции абстрактного, абсурдного и сюрреалистичного юмора (García Roldán, 2016: 56).

Смерть Франсиско Франко и провозглашение Хуана Карлоса I королем Испании ознаменовали начало перехода к демократии – Transición. В период с 1974 по 1975 г. издавались сразу шесть сатирических журналов – La Codorniz, Hermano Lobo, Por Favor, El Papus, Barrabás и El Cocodrilo Leopoldo, – ставших «инструментом свержения диктатуры и достижения демократии» (Gascón-Vera, 2020: 128). Конец 1970 гг. – один из самых ярких этапов в развитии испанской сатирической прессы. Однако новые общественно-политические условия диктовали издателям необходимость реформирования сатирической прессы, поиска актуальных форматов и определения своего места в новом медийном ландшафте страны (Gómez Mompart, Martínez Gallego, Bordería Ortiz, 2008).

В настоящее время в Испании выпускаются такие сатирические издания, как El Jueves (с 1977 г.), TMEO (с 1987 г.) Mongolia (с 2012 г.), которые демонстрируют явную эволюцию испанской сатиры, выража­ющуюся в использовании новых технологических возможностей в процессе создания материа­лов, а также в способах адаптации к цифровому пространству. Так, ежемесячный журнал Mongolia публикует сатирические фотоколлажи и фотографии, созданные с помощью современных графических редакторов. Главной отличительной чертой издания является его трансмедийность: кроме публикации материалов в печатной и цифровой версиях журнал создает аудиовизуальные проекты, те­атраль­ные постановки, проводит встречи с читателями.

 

Журнал El Jueves

Самое популярное сатирическое издание в Испании на современном этапе –еженедельный журнал El Jueves (в пер. с исп. – «Четверг»), аудитория печатной и цифровой версии которого, по информации издательства RBA, в 2021 г. составляла 1,2 млн человек2. Цель журнала – в сатирическом ключе анализировать текущую политическую, экономическую, культурную и социальную повестку, предлагать читателям альтернативную точку зрения на события в Испании и в мире и создавать графический юмор, наполненный большим количеством визуальных метафор, иронией и сарказмом. Несмотря на множество судебных разбирательств, штрафов и скандалов, еженедельник остается «самым любимым, но и самым ужасающим журналом в Испании»3.

Идея создания сатирического и юмористического журнала с фиксированным набором персонажей и рубрик появилась у Хосе Илларио – редактора нескольких изданий, выходивших в период демократизации печати. Вдохновившись французскими изданиями Hara-Kiri Hebdo и Charlie Hebdo, Хосе Илларио совместно с несколькими испанскими сатириками и карикатуристами создает журнал El Jueves, первый номер которого выходит 27 мая 1977 г. С 2012 г. журнал полностью принадлежит барселонскому издательству RBA Group, которое выпускает более 20 наименований журналов и специализируется на издании книг и предметов коллекционирования. Главный редактор El Jueves – автор винье­ток и комиксов Гильермо Мартинес-Вела.

Каждый выпуск журнала сопровождает каламбурный заголовок, который с 1978 г. публикуется на обложке издания: La revista que sale los miércoles («Журнал, который выходит по средам»). Рядом с названием на обложке традиционно размещается символ журнала – раздетый шут. Еженедельник полноцветный, состоит из 76 полос. Кроме того, номера, приуроченные к важным событиям для журнала и Испании в целом, выходят в большем объеме.

Следует отметить, что с февраля 2023 г. печатная версия журнала стала ежемесячной, тогда как цифровая продолжает выходить раз в неделю. Эти изменения связаны в первую очередь с ростом стоимости бумаги. Кроме подписки на цифровую версию и продажи печатных экземпляров источником доходов El Jueves является реклама, которая размещается на страницах издания. Журнал также имеет собственные страницы в социальных сетях, где дублируются некоторые материалы из новых выпусков, демонстрируется процесс создания номеров, устанавливается взаимодействие с аудиторией.

 

Методология и результаты исследования

Для анализа содержания журнала El Jueves был выбран метод контент-анализа. В рамках исследования рассмотрены материалы цифровой версии журнала, опубликованные в 2021–2022 гг. За указанный период было выпущено 103 номера (№ 2276–2379), каждый из которых содержал от 84 до 100 страниц (в зависимости от маркировки конкретного выпуска как специального). Кроме того, в рамках контент-анализа публикаций El Jueves учитывались следующие категории: тематика материала, жанровая специфика, объект сатиры, упоминаемые в публикациях дея­тели, организации, компании.

Главным критерием отбора того или иного материала для выполнения контент-анализа стали не использованные редакцией жанры или комедийные средства, а наличие в публикациях едкой насмешки и критики описываемых явлений, т.е. их идейные и эмоциональные составляющие. В результате в выборку вошли 214 материа­лов сатирического характера, представлен­ных в виде виньеток. Материалы были разделены на три группы: мультипликационные виньетки, оформленные в соответству­ющем стиле и графике (46%); виньетки с элементами карикатуры, что использовалось для высмеивания конкретной личности (39%); подборки виньеток (15%), которые позволяли авторам провести аналитический разбор, а также предложить читателям не только свой взгляд на описываемую проблему, но и реальные факты, что становилось возможным благодаря сочетанию визуальных и вербальных средств, в котором виньетки становились сатирической интерпретацией относящегося к ним текста. Отметим, что все указанные материалы в основном дополнялись паратекстуальными элементами – заголовками, репликами, краткими комментариями, объясняющими смысл и идейную составляющую рисунка, добавляющими публикациям экспрессивности, а их персонажам – карикатурности.

В процессе контент-анализа материалов журнала El Jueves за 2021–2022 гг. было выявлено, что редакция придерживается графического стиля повествования. Все выпуски журнала за выбранный период состояли из одного набора: комиксы (44%), виньетки (34%), подборки виньеток (14%), коллажи (3%), пародии на газеты (3%), статьи (2%). При этом не все они использовались в материалах сатирической направленности. Например, комиксы, коллажи и пародии на газеты несли в себе юмористический смысл, а в единственном полностью текстовом формате – редакционной статье – традиционно рассказывалось о тематике выпуска в нейтральном ключе.

Весьма разнообразной оказалась тематика материалов, опубликованных в журнале за 2021–2022 гг. (см. рис.). Так, в большинстве случаев редакция El Jueves критиковала внутреннюю и внешнюю политику Испании (37%), при этом объектом сатиры во всех публикациях данного тематического блока становились испанские политики. Чаще всего авторы журнала высмеивали главу правительства Мадрида Исабель Диас Аюсо, ее высказывания и политические инициативы, председателя правительства Испании Педро Санчеса, безразличного к ситуации в стране и желающего угодить лидерам других государств, лидера ультраправой испанской партии Vox («Голос») Сантьяго Абаскаля, которого издание называло фашистом и нацистом.

mediaalmanah.3.2023.6069-1.png

Рисунок. Тематика сатирических материалов, опубликованных в журнале El Jueves в 2021–2022 гг.
Источник: составлено авторами.

 

Вопросы мировой политики и международных отношений высмеивались авторами El Jueves в 17% публикаций. К данному тематическому блоку относятся такие аспекты, как деятельность лидеров государств, политиков, организаций (НАТО, ЕС, ООН), глобальные проблемы, международные конфликты. При этом чаще всего редакция критиковала Президента США Джо Байдена за вмешательство в политику других стран и развязывание войн ради повышения собственной популярности. Соединенные Штаты представлялись государст­вом-манипулятором, что несколько раз выражалось с помощью визуальной шахматной игры, в которой США изображаются рукой, ведущей партию, а другие страны – пешками.

В 22% материалов объектом сатиры становились проблемы социальной сферы: бедность, высокие цены на продукты питания, недвижимость, электроэнергию и топливо, плохие условия труда, безработица, высокая процентная ставка по ипотеке, состояние сферы образования и здравоохранения, низкая заработная плата, социальное неравенство.

Испанской монархии за выбранный период было посвящено 8% публикаций. Однако в основном авторы критиковали бывшего короля Хуана Карлоса I, что связано с его возвращением в Испанию из Абу-Даби в мае 2022 г., а также коррупционным скандалом и отсутствием правосудия. Нынешний король Испании Филипп VI нечасто становился героем сатирических материалов El Jueves, авторами высмеивается только «бесполезность» монарха, поскольку за анализируемый период с ним было связано малое количество событий и скандалов.

Тематический блок «Журналистика и СМИ» (4%) включает в себя две подтемы: с одной стороны, это вопросы безопасности работы журналистов в разных странах (например, в Мексике), с другой – нарушения принципов профессиональной этики, манипулирование общественным мнением, пропаганда. Также 4% материалов были посвящены пандемии корона­вируса, а именно ограничениям, вызванным эпидемией COVID-19, среди которых –
изоляция, ношение медицинских масок, вакцинирование. В данном контексте в большинстве случаев критиковались меры профилактики распространения коронавируса, введенные испанским правительством.

Кроме того, авторы El Jueves освещали и сатирически преподносили проблемы экологии (3%): изменение климата, вину крупных корпораций в загрязнении окружающей среды, действия лидеров государств по решению экологических проблем, а также деятельность судебной системы Испании (3%), в частности оправдание преступлений, совершенных известными личностями.

В рамках тематического блока «Католическая церковь» (2%) авторы писали о сексуальном насилии над детьми со стороны испанских священников. Характер данной проблемы обуславливает специфику посвященных ей материалов: в большинстве случаев они имели вульгарный характер и содержали в себе нецензурные высказывания и символы. В данном случае редакция не только разоблачала и резко критиковала испанских священников, но и призывала к устранению проблемы, которая нередко замалчивается.

 

Выводы

Взгляд испаноязычных исследователей на сатирическую прессу во многом отличается от позиции российских ученых, что прежде всего обусловлено спецификой функционирования и ролью сатирических материалов в публицистике конкретной страны. Так, в отечественном академическом пространстве сатира чаще рассматривается в контексте традиционных текстовых жанров: сатирической заметки, памфлета и фельетона, тогда как в испаноязычном преобладает изучение визуальной составляющей данного жанра: виньетки, комикса и карикатуры.

Анализ истории становления и развития испанской сатирической прессы в Испании позволил выделить пять основных этапов ее существования. В каждый из перио­дов сатирическая пресса адаптировалась под общественно-политическую ситуацию в стране, правящий режим, доминирующую идеологию, изменения в законодательстве, новые технологии и запросы аудитории. История развития сатирической прессы дает возможность проследить и историю Испании, обнаружить альтернативные точки зрения на конкретные события, а также рассмотреть взгляды публицистов на общественно-политическую ситуацию в стране.

Контент-анализ публикаций журнала El Jueves за 2021–2022 гг. позволил опреде­лить тематику и объекты сатиры, выявить жанровое разнообразие материалов. С помощью мультипликационных виньеток, винье­ток с элементами карикатуры, комиксов и подборок виньеток авторы El Jueves высмеи­вают и критикуют внутреннюю политику Испании, ее социальную сферу, судебную систему, действия властей в области экологии, мировую политику, журналистику, католическую церковь. Некоторые материа­лы посвящены пандемии COVID-19, а также оценке деятельности испанских политиков по предотвращению распростра­нения коронавируса.

Эволюция испанской сатирической прессы демонстрирует признаки преемственности, следование традициям сатиры предыдущих этапов. Так, набор используемых в журнале El Jueves средств практически не изменился с момента его появления в 1977 г. Кроме того, в каждый выпуск журнала входят комиксы с некоторыми фиксированными персонажами, которые были созданы еще в 1977 г. Новшеством издания является создание виньеток и комиксов с помощью компьютерных технологий, внедрение новых мультимедийных форматов, взаимодействие с аудиторией на различных цифровых площадках. Таким образом, журнал El Jueves реагирует на технологические изменения и подстраивается под актуальные запросы аудитории и в то же время следует традициям, заложенным в период перехода Испании к демократии и сформировавшимся под влиянием испанской сатиры более ранних этапов.

 

Примечания

    1 Biblioteca Digital Hispánica. Режим доступа: http://bdh.bne.es/bnesearch/inicio.do (дата обращения: 06.04.2023).

    2 El Jueves, una revista única en el top 5 de audiencia. Режим доступа: https://www.rbapubliventas.com/el-jueves (дата обращения: 06.04.2023).

    3 El Jueves, la revista de humor más temida. Режим доступа: https://tienda.rba.es/revistas/el-jueves (дата обращения: 06.04.2023).

 

Библиография

Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014.

Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня завтра: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1967.

Зыкун Н.И. Сатирические жанры в жанровой палитре журналистики: обобщение современных научных подходов // Изв. ЮФУ. Филологические науки. Журналистика. 2014. № 3. С. 200–209.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. С. 125–168.

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011.

Прохоров Г.С. Что такое «художественная публицистика»? // Нов. филол. вестн. 2012. № 3 (22). С. 44–52.

Свитич А.Л. Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий: дис. … канд. филол. наук. М., 2016.

Солганик Г.Я. Существуют ли публицистические жанры? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 127–131.

Тертычный А.А. Жанровые особенности сатирической интернет-публицистики // Научные ведомости. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). Вып. 25. С. 130–135.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2006.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.

 

García Roldán A. La revista de humor La Codorniz (19411965): análisis, contenidos y humoristas gráficos en el contexto de la ley de prensa de 1938: Tesis doctoral. San Pablo, 2016. Режим доступа: https://www.educacion.gob.es/teseo/imprimirFicheroTesis.do?idFichero=57UvjJYzf1I%3D (дата обращения: 05.04.2023).

Gascón-Vera P. (2020) Revisión histórica de la prensa satírica española hasta la actualidad: La revista Mongolia y su salto audiovisual a La Sexta y Flooxer. Estudios sobre el Mensaje Periodístico 26 (1): 123–133. DOI: https://dx.doi.org/10.5209/esmp.67292

Gómez Mompart J-L., Martínez Gallego F-A., Bordería Ortiz E. (2008) Discurso satírico y discurso político hegemónico: confrontaciones y convergencias. Una periodización. Режим доступа: https://ae-ic.org/santiago2008/Congreso08/Actas/contents/pdf/comunicaciones/403.pdf (дата обращения: 05.04.2023).

González Longoria S.L. (2006) El ejercicio del periodismo. Caracas: Trillas.

Levín F.P. (2009) El humor gráfico. Un estudio preliminar: Trabajo fin de grado. Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires.

Martín Sánchez I.M. (2010) La caricatura política durante la II República: El Debate, El Siglo Futuro y Gracia y Justicia. BROCAR: Cuadernos de investigación histórica 34: 203–242.

Muñoz González J.J. (1994) Redacción periodística. Salamanca: Librería Cervantes.

Parratt S.F. (2008) Géneros periodísticos en prensa. Quito-Ecuador: Quipus, CIESPAL.

Peñaranda R.U. (2000) Géneros periodísticos: ¿Qué son y para qué sirven? Режим доступа: http://www.saladeprensa.org/art180.htm (дата обращения: 06.04.2023).

Sánchez Peña M.I. (2020) El humor y la sátira: Periodismo satírico en Internet, una visión hacia Ecuador. Revista Publicando 7 (24): 59–70.

Дата поступления в редакцию: 15.05.2023
Дата публикации: 20.06.2023