Ссылка для цитирования: Багиян Ж.Г. Телевидение Армении: до и после перехода на цифровое вещание // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 70−79. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.7079
УДК 654.197(091)(479.25)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.7079
EDN: GPZCOG
© Багиян Жан Григорьевич
кандидат филологических наук, заместитель исполнительного директора по учебной работе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ереване (г. Ереван, Армения), zhanbaghiyan@gmail.com
Телевидение в современной Армении находится на стадии структурных преобразований, вызванных активным развитием онлайн-журналистики, которая с распространением интернет-технологий уверенно занимает лидирующие позиции. Изменения в этой области также связаны с деятельностью обновленного состава руководства Национальной комиссии по телевидению и радио Республики Армения, регулирующей деятельность сферы вещания и процедуру лицензирования каналов.
В российской академической среде, представленной в первую очередь Московской школой – исследователями факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, разрабатываются различные концептуальные подходы к изучению телевидения. Так, в учебнике «Медиасистема России» (Вартанова (ред.), 2020) комплексно рассматривается весь спектр развития российского телевидения с точки зрения основных факторов влияния, технологий доставки телевизионного сигнала, производства контента, содержания и жанровых особенностей программ. В коллективной монографии «Индустрия российских медиа: цифровое будущее» (Вартанова (ред.), 2017) телевизионный сегмент исследуется с точки зрения структуры, экономической составляющей, технологий, контента, аудитории, дается прогнозная динамика развития телевизионной индустрии России на ближайшие несколько лет. Выявляется один из наиболее значимых факторов развития телевидения – политический, поскольку без социальной и экономической определенности «в сегменте будет сохраняться отсутствие уверенности в завтрашнем дне, что способно сильно повлиять на возможности стратегического планирования и реализации стратегии» (2017: 84). Несомненный интерес для нашего исследования представляет статья Е.Л. Вартановой «Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ» (2011).
В учебных пособиях «Телевизионная журналистика» (2004; 2019) рассматриваются характеристики телевидения как средства массовой коммуникации и история его развития. М.И. Макеенко в монографии «Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии» (2010) анализирует, в частности, структурные особенности телевизионной системы и телевизионного рынка США в области потребления, а также экономическую составляющую индустрии. В поле зрения исследователей (Макеенко, Вырковский, Ванькова, 2014) попал и рынок неэфирного телевидения России: финансовые обязательства между провайдером и оператором, стоимость абонентской платы, объем рекламного рынка в неэфирном сегменте и т.д.
И.В. Кирия придерживается мнения, что «настоящим проводником человечества в информационное общество является не компьютер, но гибрид компьютера и ТВ – ПКТВ (персональный компьютер-телевизор)» (2005: 106). Е.В. Абашина (2020) рассматривает особенности функционирования института Общественного телевидения в Армении, Грузии и Азербайджане на законодательном уровне. Отдельные монографии посвящены процессу цифровизации, в том числе в сфере телевидения, в разных странах (см., напр.: Евсеева, 2007; Шарончикова, 2008; Васильева 2013). Социологическое исследование И.А. Полуэхтовой (2018) выявляет изменения телевизионных предпочтений россиян с учетом появления Интернета и новых медиа. Автор приходит к выводу, что в условиях конкуренции «за время и внимание аудитории происходит прямое и функциональное замещение телевидения новыми медиа».
Среди трудов армянских ученых выделим работы С.С. Ерицяна: «Особенности телевидения, способы и возможности выражения» (2004 (а)), «Современные проблемы развития телевидения» (2004 (б)), «Создание телевидения Армении, периоды развития» (2004 (в)), «50 лет развития армянского телевидения» (2007), в которых автор анализирует исторические, социально-экономические и профессиональные аспекты развития телевидения Армении на разных этапах становления (до 2008 г.), уделяя основное внимания его структуре, истории, профессиональным навыкам телерепортера и телеведущего.
Для установления хронологических этапов развития телевидения Армении, описания современного состояния отрасли после перехода на цифровой формат вещания методом количественного и качественного анализа мы опирались на исследовательскую модель Е.Л. Вартановой (2011) и труды ученых факультета журналистики МГУ.
Эмпирической и информационной базой исследования послужил широкий спектр различных источников, среди которых можно выделить размещенные в Интернете статистические базы данных государственных учреждений Армении, международных организаций и компаний, занимающихся телеметрическими измерениями; научные публикации армянских экспертов; онлайн-ресурсы кабельных операторов и неэфирных телеканалов. Основным методом исследования стали глубинные интервью с руководством и членами Совета Общественной телерадиокомпании Армении, Национальной комиссии по телевидению и радио Республики Армения, руководителями ведущих телевизионных каналов, медиаэкспертами.
Хронологически историю развития телевидения в Армении можно условно разделить на три этапа: советский (1957–1991), первых лет независимости республики (1991–2002), современный (2002 – наст. вр.).
История телевидения в Армении ведет свой отсчет с 20 августа 1957 г., когда в эфир вышел первый выпуск телевизионных новостей. Советский период был связан в основном с процессами технического становления. На начальном этапе телевидение рассматривалось как вид искусства, а не средство массовой информации1, преобладали художественные программы – в основном культурно-просветительского характера. Конец 1960 – начало 1970 гг. стал периодом активного совершенствования содержания и формата программ, а также развития технических возможностей: 1 мая 1971 г. телезрители увидели первую программу в цветном изображении, а в 1978 г. в цвете выходило 50% всех программ.
С середины 1980 гг. масштабные изменения в социально-политической, общественной, экономической сферах затронули и СМИ: «В рамках политики демократизации и гласности Михаила Горбачева телевидение стало играть новую роль в информационной системе, способствуя политизации масc» (Засурский И., 1999: 7). Начавшийся в 1988 г. Карабахский конфликт2 изменил роль телевидения в Армении. В противовес политике Москвы и Центрального телевидения, интерпретировавших требования карабахских армян как проявление национализма, в информационной программе «Лрабер» беспристрастно освещались митинги, демонстрации, проводились аналитические интервью с активистами движения, велись прямые трансляции из столицы Карабаха – Степанакерта. Рейтинг армянского телевидения среди населения на тот период был необычайно высок, на волне всеобщего патриотизма, вызванного присоединением Карабаха и идеей объединения диаспоры с исторической родиной, СМИ успешно справлялись с новой ролью «четвертой власти». Это был пример «журналистики, которая строится горизонтально, противостоит давлению властей и выступает как оппозиция» (Засурский Я., 2007: 29).
Второй этап в истории армянского телевидения относится к первым годам становления после приобретения независимости. В этот период телевещание в республике осуществляли Национальное телевидение Армении и канал «Норк». В создавшихся условиях экономической блокады и энергетического кризиса большей популярностью пользовались печатные СМИ. Телевидение в Армении, переживавшее не лучшие времена, функционировало по канонам общественной и коммерческой модели развития. «Общественной модели отдали предпочтение Национальное телевидение и радио, которые, не выдержав изменений и хронической нехватки финансирования из госбюджета, постепенно избавились от прежних идеологических подходов <…> Была принята и коммерческая модель развития, которая финансировалась со стороны частных организаций, предпринимателей и меценатов» (Ерицян, 2004 (в): 15). Однако в 1996–1997 гг. благодаря постепенному выходу из острого энергетического кризиса начался активный рост числа вещателей: были созданы телеканалы «АР», «Армения ТВ», «А1+».
Современный период в истории становления армянского телевидения связан с повышением уровня технической оснащенности и экономическим ростом этого сегмента медиа: появляются интересные проекты, каналы оснащают свои телестудии новым оборудованием, активно развивается рекламный рынок, в частности создается первый сейлз-хаус. Вплоть до президентских выборов 2008 г. телевидение стремительно развивается и по рейтингам является самым популярным и востребованным СМИ в Армении.
С 2008 г. начинается постепенный переход в онлайн-среду. Первый и по-настоящему массовый интерес аудитории к интернет-СМИ отмечен в марте 2008 г., когда оппозиция, выражавшая несогласие с результатами февральских выборов президента республики, вышла на улицы Еревана. В противовес тем, кто доверял традиционным СМИ, в основном представителям пожилого поколения, в Армении начало формироваться ядро так называемых «рожденных цифровыми, цифровых аборигенов» (Вартанова, 2014: 73) − молодых, политически активных и подкованных в цифровых технологиях граждан, отдающих предпочтение «сетературе», а не традиционным источникам информации.
Дальнейшие перманентные всплески гражданского общества – организация митингов летом 2015 г. против подорожания цен на энергоносители (движение «Электрик Ереван»), захват летом 2016 г. здания полиции в Ереване – сопровождались еще большим уходом СМИ и пользователей в онлайн-среду. Активизировалась блогосфера, социальные сети Facebook3 и «Одноклассники» «превратились в инструмент гражданской активности»4. Смена власти, произошедшая в Армении в апреле 2018 г., констатировала абсолютное доминирование онлайн-СМИ и социальных сетей над считавшимися ангажированными и предвзятыми проправительственными телеканалами. Онлайн-СМИ транслировали оперативно, в режиме реального времени, митинги и заседания парламента, где избирали нового премьера страны. Так называемая «бархатная революция» в Армении 2018 г. повлекла за собой «цифровую революцию» (digital revolution), когда «медиа стали вездесущими: телевизор, компьютер, мобильный телефон, беспроводные планшеты – все они превратились в носителей, в том числе телевизионного контента» (Вартанова, 2011). Если «до начала цифровой революции в сфере СМИ <….> телевидение оставалось важнейшим способом проведения семейного коллективного досуга» (Вартанова, 2003: 176), то на современном этапе традиционное телевизионное вещание в информационном пространстве республики отошло на второй план.
По данным Международного союза электросвязи (ITU), на январь 2012 г. 96,9% домохозяйств Армении имели телевизионные приемники5 (для сравнения: в 1957 г. в стране было всего 250 телевизоров, в середине 1970 гг. – свыше 400 тыс.6). Из-за отсутствия статистических данных за последние годы можно только предположить, что в 2023 г. количество приемников осталось на прежнем уровне, но процент их потребления существенно сократился в связи с активным распространением цифровых технологий и массовым уходом СМИ в онлайн и социальные сети. Анализ, проведенный исследовательским центром «Регион» в 2019 г., подтверждает доминирование онлайн-СМИ в информационной повестке жителей Армении (см. табл. 1).
Таблица 1. Медиапотребление в Армении, 2019 г.
Источник информации |
Аудитория (в %) |
Интернет |
58,9 |
Телевидение |
35,7 |
Радио |
1,0 |
Печатные СМИ |
0,3 |
Источник: Исследовательский центр «Регион»7
По данным другого исследования, проведенного Кавказским центром исследовательских ресурсов (CRRC) и Центром медиаинициатив в январе 2022 г., главными источниками получения информации в 2021 г. в Армении были онлайн-ресурсы и социальные медиаплощадки, далее шли телевидение, радио и печатные средства массовой информации. Сравнительный анализ результатов медиапотребления подтверждает явное снижение интереса к телевидению и усиление позиций онлайн-ресурсов и социальных площадок среди населения. Следует также подчеркнуть снижение значимости российских телевизионных каналов и русскоязычных печатных СМИ как основного источника информации (см. табл. 2).
Таблица 2. Медиапотребление в Армении в 2015, 2017, 2019, 2021 гг. (в %)
Ресурс |
Год |
| ||
2015 |
2017 |
2019 |
2021 | |
Онлайн-ресурсы, социальные площадки |
32 |
45 |
57 |
67 |
Телеканалы общереспубликанского вещания |
82 |
74 |
72 |
59 |
Местные/региональные телеканалы |
37 |
40 |
40 |
40 |
Российские телеканалы |
51 |
39 |
26 |
30 |
Кабельные, спутниковые, платные телеканалы |
0 |
28 |
25 |
26 |
Русскоязычные онлайнресурсы |
10 |
16 |
13 |
12 |
Радиоканалы общереспубликанского вещания |
7 |
9 |
8 |
8 |
Местные/региональные радиоканалы |
3 |
5 |
5 |
7 |
Международные телеканалы |
12 |
6 |
5 |
6 |
Армянские печатные СМИ |
10 |
5 |
2 |
3 |
Русскоязычные печатные СМИ |
5 |
2 |
0 |
1 |
Источник: исследование Центра медиаинициатив8
Условно в телевизионной отрасли Армении можно выделить два ключевых уровня. Общенациональный, в который входит государственный мультиплекс со столичными и региональными каналами, вещающий в цифровом формате, и локальный, представленный региональными телеканалами, не вошедшими в государственный мультиплекс и вещающими посредством кабельных операторов и Интернета (см. табл. 3). Основным регулятором в сфере цифрового телевещания выступает Национальная комиссия по телевидению и радио Республики Армения (НКТР РА) совместно с Ассоциацией кабельных телевещателей и Объединением армянских интернет-операторов.
Таблица 3. Охват аудитории по каналам доступа к телевизионному контенту
Аудитория |
Кол-во (млн чел.) |
Всего телезрителей (4+) |
2,813 |
Домохозяйства с телевизорами |
0,799 |
Пользователи кабельного телевидения |
0,185 |
Абоненты мобильной связи |
3,488 |
Абоненты
|
3,092 |
Абоненты с доступом к мобильному интернету |
2,475 |
Источник: Статистический комитет Республики Армения9
По итогам перехода на цифровое вещание в Армении образовался один государственный мультиплекс, в который вошли 27 телевизионных компаний, причем 7 из них вещают по всей республике, 10 – выходят в эфир только в столице, столько же – в регионах. Из них «Планета РТР», «Россия К», «Первый канал. Всемирная сеть» и «Межгосударственная телекомпания МИР» осуществляют трансляцию на основе отдельных межправительственных соглашений.
Рисунок 1. Структура столичных и республиканских каналов в 2022 г. Источник: отчет НКТР РА, 2022 г.10
Согласно ежегодному отчету НКТР РА за 2022 г.11, распределение тематического эфира столичных и республиканских каналов, присутствующих в мультиплексе, осуществлялось следующим образом. Первое место в рейтинге заняли общественно-полезные передачи (спортивные программы – 2%, детские – 4,7%, образовательные – 6,8%, культурные – 13,9%) и телесериалы. При этом 64% составляют программы собственного производства (см. рис. 1).
Основной язык вещания каналов в мультиплексе – армянский (в 2021 г. – 83% , в 2022 – уже 93%). В отчете не уточняется, какой процент занимает вещание на русском языке, но с учетом наличия в мультиплексе четырех российских каналов, можно предположить, что русский язык доминирует среди оставшихся иностранных вещателей.
Все телеканалы, которые транслируются операторами кабельного телевидения, представлены в Армении в пакетах интернет-провайдеров. Всего, по данным сайта НКТР РА, в республике насчитывается 65 сетевых операторов, которые, как правило, предоставляют пользователям пакеты услуг: фиксированную телефонную и интернет-связь, а также кабельное телевидение. По состоянию на декабрь 2022 г.,в список наиболее крупных игроков в сфере предоставления интернет-услуг по всей Армении входят: «Юком», «Телеком Армения», «Ростелеком», «Вивасел МТС», «Арпинэт» (см. табл. 4). «Юком», «Телеком Армения» и «Вивасел МТС» предоставляют также и услуги мобильной связи. Все они обеспечивают технологию передачи телевизионного сигнала по каналам интернет-связи IPTV (Internet Protocol Television).
Таблица 4. Программы в пакетах пакеты услуг: фиксированную телефон- кабельных операторов, ную и интернет-связь, а также кабельное по странам
Страна |
Кол-во программ |
Армения |
71 |
Россия |
174 |
Страны ЕС |
56 |
США |
38 |
Великобритания |
19 |
Другие страны |
15 |
Источник: отчет отчет НКТР РА, 2022 г12.
В целом все основные провайдеры включают в максимальные пакеты услуг каналы крупных мировых медиахолдингов, посвященные кино, спорту, путешествиям, музыке. Количество этих каналов существенно не отличается. Так, наибольшее количество каналов в максимальном пакете у провайдеров «Юком» и «Телеком Армения». Меньше всего каналов предоставляет «Арпинэт».
Рисунок 5. Язык вещания ретранслируемых программ в 2022 г.
Источник: отчет НКТР РА, 2022 г.13
В ходе исследования нас больше интересовало присутствие в этих пакетах армянских каналов, вещающих в мультиплексе, а также критерии и механизмы отбора этих каналов, особенно региональных. «Юком», «Телеком Армения», «Ростелеком» и «Арпинэт» включают в пакеты весь перечень столичных и республиканских каналов из общественного мультиплекса, меньше всего армянских каналов предоставляет «Вивасел МТС» (всего 10). Из региональных армянских каналов, представляющих 10 регионов в мультиплексе, только у «Юкома» представлены 7 вещателей, у остальных соответственно 5, 6 и 4. У «Вивасел МТС» в пакетах ни один региональный канал не включен. У всех провайдеров в пакетах, как правило, присутствуют одни и те же региональные каналы, но ни один провайдер в качестве поддержки не охватил региональные каналы, которые не вошли в мультиплекс. Также в обязательном порядке у всех провайдеров включены в пакеты два телевизионных канала не из мультиплекса: единственный канал, представляющий непризнанную республику Арцах, – «Арцах ТВ» (вещает напрямую из столицы Степанакерта), и телеканал «H2», выигравший судебную тяжбу с НКТР РА (в результате Комиссия вновь объявила конкурс на лицензирование городской частоты в мультиплексе)14.
Среди стран – производителей и дистрибьюторов ретранслируемых телепрограмм, лидирует Россия, соответственно, в пакетах сетевых операторов доминируют русскоязычные программы (см. рис. 5).
Согласно закону Республики Армения «Об аудиовизуальных медиа»15, все кабельные операторы обязаны включать местных производителей контента в свои пакеты. На практике это оказалось совсем не так. В предложения кабельных провайдеров не включены в полном объеме даже каналы общественного мультиплекса. Каналы, представляющие десять регионов (один для каждого региона) также транслируются в неполном объеме. По словам председателя НКТР РА Тиграна Акопяна, закон «Об аудиовизуальных медиа» в этом смысле нуждается в некоторых доработках. С одной стороны, он обязывает провайдеров включать в пакеты все каналы, с другой – предъявляет жесткие требования по соответствию критериям присутствия в этих пакетах: обязательное производство собственного контента, подготовка программ на армянском языке, перевод художественных фильмов и сериалов на государственный язык, тематическая разбивка программ с учетом характеристик абонентов. За вещание в кабельных сетях прежде всего отвечает интернет-провайдер, и в случае обнаружения каких-либо нарушений взыскания в виде штрафных санкций со стороны НКТР РА налагаются в первую очередь на провайдера.
В сложившейся ситуации телеканалам необходимо или улучшить контент, привести его в соответствие с требованиями закона и сотрудничать с кабельными операторами, или оказаться перед угрозой лишения лицензии, или перейти в онлайн-формат вещания. Можно предположить, что данная сфера на нынешнем этапе находится на стадии становления и в скором времени после внесения соответствующих поправок в закон мы увидим некоторую упорядоченность как в сетке вещания региональных каналов, так и в процедуре их включения в пакеты кабельных операторов.
Все страны после перехода на цифровой формат вещания испытывали те или иные трудности в правовой сфере, решали проблемы с технической оснащенностью телеканалов и финансовые вопросы. Данная сфера в Армении с учетом меняющихся реалий в процессе ее законодательного регулирования, постоянно находится в стадии преобразования.
Исторические этапы развития современного телевидения, начиная с эпохи становления и заканчивая периодом цифровизации, позволяют констатировать абсолютное доминирование интернет-СМИ и онлайн-вещания в информационном пространстве республики.
Переход Армении на цифровой формат вещания неоднократно откладывался в связи с финансовыми и техническими трудностями. Полностью он завершился лишь в 2021 г., и это имело тяжелые последствия, прежде всего для регионального телевидения. Парадоксально, но факт: вместо расширения возможностей для новых вещателей цифровое вещание в разы уменьшило их количество, особенно число каналов, вещающих в регионах. Не всем удалось объединиться по призыву НКТР РА, в итоге большая часть каналов прекратила свое существование. Этому способствовали также жесткие технические требования нового закона «Об аудиовизуальных медиа».
Кроме того, конкуренция между мобильными операторами и провайдерами интернет-связи привела к существенному удешевлению услуг в этой сфере. В результате увеличилось количество интернет-пользователей, а также сетевых операторов, предоставляющих услуги кабельного, неэфирного телевидения. Вместе с тем не до конца понятен механизм присутствия в этих пакетах армянских каналов, вещающих в мультиплексе, а также критерии отбора этих каналов, особенно региональных. Закон «Об аудиовизуальных медиа» содержит противоречивые положения: с одной стороны, обязывает провайдеров включать в пакеты все каналы, с другой – соответствовать требованиям для такого включения. В результате, в пакетах кабельных провайдеров пока не представлены в полном объеме даже каналы, вошедшие в общественный мультиплекс.
1 Возникновение и развитие армянского телевидения. Режим доступа: http://mediainitiatives.am/wp-content/uploads/2017/02/Television-in-Armenia-Start-up-and-Development-in-Russian.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
2 Весной 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область обратилась в Верховные Советы Армении, Азербайджана и Советского Союза с просьбой рассмотреть и принять положительное решение по вопросу о выходе из состава Азербайджанской ССР и вхождении в состав Советской Армении.
3 Принадлежит компании Meta Platforms, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.
4 Социальные сети и традиционные СМИ в Армении. Режим доступа: https://csef.ru/en/politica-i-geopolitica/237/soczialnye-seti-i-tradiczionnye-smi-armenii-901 (дата обращения: 20.01.2023).
5 Карта цифровых СМИ: Армения. Режим доступа: https://www.osf.am/wp-content/uploads/2013/11/OSF-Media-Report-Armenia-04-17-2014-RU-final-WEB.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
6 Возникновение и развитие армянского телевидения.
7 Media Consumption and Information Preferences in Armenia 2019. Режим доступа: https://www.regioncenter.info/en/node/1615 (дата обращения: 21.02.2023).
8 Результаты исследования: медиапотребление в Армении / Центр медиаинициатив. 2022. Янв., 26. Режим доступа: https://media.am/hy/lab/2022/01/26/31473/ (дата обращения: 20.03.2023) (на арм. яз.).
9 Статистический комитет Республики Армения. Отчет за 2022 г. Режим доступа: https://armstat.am/am/?nid=82 (дата обращения: 25.04.2023) (на арм. яз.).
10 Отчет Национальной комиссии по телевидению и радио Республики Армения за 2022 г. Режим доступа: http://tvradio.am/wp-content/uploads/2023/04/Report-2022.pdf (дата обращения: 20.03.2023) (на арм. яз.).
11 Там же.
12 Источник – сайты провайдеров: www.mts.am; www.ucom.am; www.rtarmenia.am; telecomarmenia.am; www.arpinet.am.
13 Там же.
14 Там же.
15 Закон Республики Армения от 05.08.2020 г. №3Р-395 «Об аудиовизуальных медиа». Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=126700 (дата обращения: 20.03.2023).
Абашина Е.В. Регулирование и функционирование общественного телевещания в странах Закавказья (2000–2014 гг.). М.: ВК, 2020.
Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6–26.
Васильева А.В. Особенности и результаты перехода телевидения Франции на цифровое вещание // Медиаскоп. 2013. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope. ru/node/1395 (дата обращения: 20.03.2023).
Евсеева Л.П. Цифровое телевидение Польши // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2007. № 6. С. 43−46.
Ерицян С.С. (а) Особенности телевидения, способы и возможности выражения. Ереван: Изд-во Луйс, 2004 (на арм. яз.).
Ерицян С.С. (б) Современные проблемы развития телевидения. Ереван: Изд-во Луйс, 2004 (на арм. яз.).
Ерицян С.С. (в) Создание телевидения Армении, периоды развития. Ереван: Изд-во Луйс, 2004 (на арм. яз.).
Ерицян С.С. 50 лет развития армянского телевидения. Ереван: Изд-во Луйс, 2007 (на арм. яз.).
Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2007. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
Индустрия российских медиа: цифровое будущее / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2017.
Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
Макеенко М.И., Вырковский А.В., Ванькова А.Д. Экономика неэфирных телеканалов в России: модель функционирования в контексте развития отечественной и мировой медиаиндустрии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 4. C. 36–51.
Медиасистема России: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2020.
Полуэхтова И.А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 20.03.2023).
Телевизионная журналистика: учеб. пособие / под ред. В.Л. Цвика. М.: Аспект Пресс, 2004.
Телевизионная журналистика: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2019.
Шарончикова Л.В. Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/249 (дата обращения: 20.03.2023).
Дата поступления в редакцию: 11.05.2023
Дата публикации: 20.06.2023