Ссылка для цитирования: Эль-Бакри Т.В. Организация журналистской деятельности в контексте региональных СМИ // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 110−115. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.110115
УДК 070(1-31):338(049.32)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.110115
EDN: TSHSIW
© Эль-Бакри Татьяна Владимировна
научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), tarutan@mail.ru
Развитие информационных технологий обусловило возникновение онлайн-медиа, что привнесло большие изменения в редакционный менеджмент печатных СМИ. Перенесение печатных средств массовой информации в цифровую среду привело к трансформации организационной работы и технологии работы журналиста в конвергентной редакции в условиях новой информационной экосистемы. Этим насущным проблемам современной журналистики посвящено учебное издание Воронежского государственного университета «Медиаменеджмент. Организационные и творческие аспекты журналистской деятельности».
Пособие, опубликованное в 2023 г., стало продолжением монографий и учебных пособий профессора В.В. Тулупова и коллектива преподавателей факультета журналистики Воронежского государственного университета: «Выпуск СМИ: медиадизайн, моделирование, организация работы редакции» (2017), «Техника и технология медиадизайна (2018), «Техника и технология СМИ. Бильдредактирование» (2019), «Типология прессы: история, теория, практика» (2019) и др1. В новое учебное издание вошли материалы для подготовки студентов факультетов и отделений журналистики российских вузов по дисциплинам «Журналистика», «Телевидение» и «Медиакоммуникации».
Пособие состоит из двух частей. Первая часть объединяет материалы по организации работы редакции СМИ. Вторая часть рассматривает проблемы работы журналиста в условиях развития интернет-технологий. В каждой части три главы, после каждой главы приводятся ключевые понятия, объединеннын в небольшой словарь, вопросы для повторения, а также задания для самостоятельной работы, которые отсылают студентов к работе непосредственно с региональными или местными СМИ, что делает это воронежское учебное пособие универсальным для студентов в любом российском городе и регионе.
Первая часть пособия начинается с главы «Редакционный менеджмент», в которой авторы определяют основное научное понятие пособия – «медиаменеджмент», и дают подробные разъяснения организации работы редакции средства массовой информации, включая такие процессы, как формирование различных уровней редакционного менеджмента и повышение его эффективности, специфика пирамидальной и плоской структуры редакций, круг рабочих вопросов по управлению редакцией и творческим процессом на примере работы главного редактора СМИ, сущность редакционного маркетинга. При этом, как в первой главе, так и далее во всех материалах пособия, большое внимание уделено организации работы в редакциях небольших местных изданий и региональных газет. Перед местными и региональными изданиями стоят задачи, аналогичные тем, что решают крупные федеральные СМИ, – разработка и реализация финансовой политики, оптимизация подготовки и выпуска издания, реклама, медиаизмерения, кадровая политика. Авторы справедливо подчеркивают, что на современном этапе медиаменеджмент трансформируется в сторону требований рынка: «Прежде решающую роль играли внутренние возможности (кадровые, производственные ресурсы); общие ресурсы редакции увязывались с требованиями журналистского творчества и производства. <...> Теперь нередко решающим становятся внешние рыночные возможности. <...> На рубеже веков стала популярной идея редакционного бизнес-планирования» (с. 14)2. Вопросами, которые решают редакции, стали: учет интересов и потребностей аудитории, ценообразование медиапродуктов, планирование ассортимента продукции, включая электронные версии, реакция конкурирующих изданий и др.
Во второй главе, «Устройство редакции и работа журналистов», подробно рассмотрены особенности редакционного менеджмента в отдельных сегментах СМИ: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в интернет-СМИ. В параграфе, посвященном газетной отрасли, авторы перечисляют основные факторы, влияющие на ее современное состояние: аудиторная направленность; информационная политика; географический фактор (развитие районных, городских, региональных, федеральных изданий); демографический фактор (учет ключевых интересов читательской аудитории); политический фактор (участие в политической жизни страны) и др. Работа над газетным изданием прослеживается с этапа планирования номера до распространения тиража. Подобный принцип изложения учебного материала применяется также в параграфах, посвященных другим сегментам медиа.
Использование материалов на основе местных СМИ является, по нашим оценкам, одной из наиболее сильных сторон данного учебного пособия. Опыт развития местных СМИ может быть весьма полезным для студентов и предпринимателей в сфере медиа в других городах и регионах. Так, организация работы в газетных изданиях раскрывается на примере популярных воронежских газет «Коммуна», «Воронежский курьер», «Семерочка», «Берег» и др., а в параграфе «Радио» рассматриваются технические и творческие принципы работы диджея в эфире на воронежской радиостанции «Борнео».
Далее авторы переходят с традиционных СМИ на интернет-издания, где раскрывают особенности цифровых СМИ и организацию контента сетевого издания. Например, подчеркивается обязательность создания новостной ленты сетевого издания при постоянной необходимости ее обновления: «на федеральных сайтах мы наблюдаем публикацию новостей в круглосуточном режиме, в региональных медиа – с семи-восьми часов утра до девяти-десяти вечера» (с. 73).
Вместе с тем унификация новостной информации определяется как одна из тенденций развития интернет-журналистики: «сообщения становятся максимально шаблонными, подогнанными под единые медийные стандарты, обусловленные требованиями поисковых систем, программных алгоритмов и рекомендательных сервисов» (с. 77), что, по мысли авторов, снижает ценность такой информации для читателей. Авторы приводят примеры унифицированных новостей в воронежских интернет-изданиях и делают вывод о необходимости интерпретаций и осмысления подобных информационных сообщений для того, чтобы сделать их интересными и важными для читателей.
В книге также рассматривается создание аналитических материалов, которые не имеют таких высоких показателей посещаемости, как новости, однако составляют значительную часть контента большинства сетевых изданий. Основным способом изложения, по оценке авторов, становится сторителлинг: «многие издания выбрали в качестве наиболее эффективного инструмента для возвращения пользовательского внимания рассказывание историй» (с. 80). При этом среди мультимедийных форматов сторителлинга наиболее востребованными в современной журналистике признаются два вида. Первый – «диджитал-сторителлинг», по сути, формируется как типичный цифровой мультимедийный контент – текст, дополненный аудиовизуальными компонентами: фото, видео, аудио, инфографикой, виртуальной реальностью и др. (с. 84). Второй вид – «трансмедийный сторителлинг» – «создание интерактивной медиасреды, в которой элементы одной истории распределены между различными платформами, но вместе они создают целостное сюжетно-композиционное пространство <...>» (с. 84). Подчеркнем, что подобное значение трансмедийного сторителлинга было сформулировано в статье американского культуролога Г. Дженкинса3 и имеет отношение не столько к журналистике, сколько к созданию мультиплатформенных медиафраншиз на основе фильмов и телесериалов. Таким образом, пособие открывает для читателей новые горизонты развития художественных произведений в цифровой среде как творчества, близкого к профессии и навыкам журналиста.
Третья глава первой части учебного пособия посвящена организации работы конвергентной редакции СМИ. В качестве конвергентной выступает любая редакция, у которой есть хотя бы две технологически разные площадки для взаимодействия с аудиторией, одна из которых является интернет-площадкой. Например, традиционный печатный выпуск + онлайн-версия издания; телеканал + его сайт и др. (с. 87). Работа в конвергентной редакции рассматривается с точки зрения журналиста, что имеет большую практическую ценность для студентов и начинающих журналистов. Так, авторы подчеркивают, что, создавая печатный материал, журналист должен сразу же обдумывать структуру материала и его воспроизведение в интернет-версии, включая форматы и объемы визуализации контента. Более того, журналист должен развивать особое «конвергентное» мышление – изначальную установку на множественность вариантов подачи собранной информации для разных групп аудитории (с. 97). Кроме этого, для журналистов любых традиционных СМИ – печати, радио и телевидения – важнейшей задачей на современном этапе становится поддержание функционирования сайта СМИ в режиме нон-стоп (с. 93), что подразумевает разделение обязанностей внутри онлайн-редакции, поочередные дежурства в небольших коллективах местных газет и т.д.
Авторы подчеркивают, что для региональных СМИ помимо новостей на сайтах поисковых систем и рассылок от ключевых ведомств важнейшим поставщиком инфоповодов – а сегодня едва ли не первым по значимости – являются местные группы в соцсетях (с. 95). Вообще, роль социальных медиа в работе журналиста обоснованно подчеркивается во многих параграфах пособия. Рассматривая работу редакций СМИ в социальных медиа под различными ракурсами, авторы указывают на необходимость критичного отношения к информации в социальных медиа, а также соблюдения журналистами норм законодательства РФ, включая авторское право при размещении контента.
Весьма ценны для начинающих журналистов рассуждения о ложности дилеммы «универсального журналиста» (с. 98). Журналист, по мысли авторов, действительно должен владеть самыми разнообразными прикладными методиками поиска, сбора и оформления информации, однако, что касается глубины проникновения в предмет, уже на раннем этапе необходимо определиться со спектром своих тематических интересов, что позволит со временем самому журналисту стать экспертом в тех или иных вопросах. «Время профессиональных дилетантов, по всей видимости, прошло», – делают важный вывод авторы (с. 98).
Вторая часть пособия объединила материалы на тему технологии работы журналиста с учетом цифровизации техники производства медиапродукции и развития СМИ в Интернете. Первая глава посвящена основным тенденциям в организации журналистской работы как в печатных, так и в цифровых СМИ. В параграфе «Интервьюирование» рассматриваются практические примеры работы журналиста, дежурящего на новостной ленте и организующего интервью с экспертами или очевидцами без возможности выехать на место события: интервьюирование через социальные сети или мессенджеры, а также при помощи сервисов видеоконференций.
В параграфе о наблюдениях и работе журналиста с документом наглядно представлен круг проблем журналистов небольшого местного СМИ – такое печатное издание обязательно имеет сетевую версию, работа над которой становится для журналистов основной. В результате редакция часто работает в условиях цейтнота, перегрузок, нехватки кадровых ресурсов и требуемого финансирования командировок журналистов. Перед журналистским коллективом газеты или журнала, который выходит в печатном виде раз в неделю или реже, стоит двойная задача – необходимость развивать объемные аналитические или публицистические материалы для печатного издания и одновременно новости и заметки, характерные, скорее, для сетевого издания. Далее авторы подробно комментируют модели построения новостей и заметок и типичные ошибки, которые совершают начинающие журналисты при их написании – отсутствие лаконичности в материалах и понимания, что выносится в заголовок и в каком порядке излагаются детали события.
Вторая глава, посвященная моделированию в журналистике и выпуску СМИ, начинается с типологического анализа СМИ: целей и задач, профиля издателя (учредителя, владельца) и аудитории и др. Авторы подчеркивают, что необходимость всестороннего анализа финансово-экономической, правовой, содержательной, творческо-организационной форм деятельности позволяет редакции СМИ выработать эффективную модель информационного продукта. Практическая часть главы дает представление о композиционно-графическом моделировании, организации выпуска газеты, включая формирование стратегического и оперативного планирования работы редакции, роли и функциях главного редактора, ответственного секретаря, корреспондентов, фотокорреспондентов и других сотрудников в выполнении текущих и перспективных редакционных планов. В последнем параграфе рассмотрены процессы макетирования, верстки и корректуры газеты. Этот небольшой, но чрезвычайно емкий материал позволяет проследить все этапы производства газетных выпусков, включая набор текста, верстку, корректорскую правку, некоторые основные правила для верстальщиков газет и отдельно для верстальщиков и дизайнеров журналов, сложившиеся в мировой практике выпуска печатных изданий.
Наконец, третья заключительная глава второй части посвящена социальным медиа и содержит самую актуальную информацию по российскому законодательству, регулирующему информацию в Интернете, изменившемуся ландшафту российских социальных медиа (после блокировки глобальных социальных сетей Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Авторы раскрывают принципы организации присутствия СМИ в соцсетях: решение о развитии аккаунтов принимается изданием на основе информации о целевой аудитории каждого конкретного социального медиа. Медиаизмерения социальных сетей, публикуемые в открытых источниках, сопоставляются с социально-демографическими характеристиками собственной целевой аудитории. Соответственно, редакция СМИ нацелена на развитие страниц в тех социальных медиа, где наблюдается наибольшее совпадение аудиторий, причем продвижение в социальных сетях может осуществляться либо как поддержка отдельного сайта издания, либо в качестве основной интернет-площадки без открытия отдельного сайта, с использованием инструментов SMM (маркетинга в социальных медиа) для поддержания связи с аудиторией и проведения сравнительного анализа конкурирующих изданий и медиакомпаний. Примеры работы в социальных медиа приведены на основе деятельности медиахолдинга «TV Губерния», образованного на основе воронежского регионального телеканала «Губерния». Такая подача материала, несомненно, имеет большое практическое значение для начинающих журналистов: кейс медиахолдинга освещает вопросы объемов и частоты постингов, требования к постам, работу с репостами, формирование отдела SMM в медиакомпании и другие важные вопросы организации присутствия СМИ в социальных
медиа.
В целом учебное пособие, выпущенное научным коллективом факультета журналистики Воронежского государственного университета под руководством профессора В.В. Тулупова, создает прочную базу для изучения медиаменеджмента студентами и начинающими журналистами. Издание имеет яркую практическую направленность, вместе с тем в нем изложены основополагающие теоретические понятия в сфере техники, технологии СМИ, организации медиапредприятия, основ медиабизнеса. Пособие затронуло множество сторон организации журналисткой деятельности, сделав особый акцент на специфике работы региональных СМИ, что стало ценным вкладом в изучение российской журналистики. Развитие этого пособия в будущем, наполнение его новыми практическими кейсами, по нашим оценкам, может быть весьма полезным для преподавателей и студентов факультетов и отделений журналистики, начинающих работников средств массовой информации в самых разных регионах России.
1 Тулупов В.В. Выпуск СМИ: медиадизайн, моделирование, организация работы редакции. Воронеж: Фак. журн. ВГУ, 2017; Техника и технология медиадизайна: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Электронные СМИ / под ред. В.В. Тулупова. М.: Аспект Пресс, 2018; Тулупов В.В. Техника и технология СМИ: бильдредактирование: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019; Типология прессы: история, теория, практика: моногр. / под. ред. В.В. Тулупова. Воронеж: ИД ВГУ, 2019.
2 Здесь и далее книга «Медиаменеджмент. Организационные и творческие аспекты журналистской деятельности» цитируется с указанием страницы в круглых скобках.
3 Jenkins H. (2007) Transmedia Storytelling 101. Режим доступа: http://henryjenkins.org/2007/03/transmedia_storytelling_101.html#sthash.hB8oHJMQ.dpuf (дата обращения: 11.04.2023).
Дата поступления в редакцию: 12.05.2023
Дата публикации: 20.06.2023