Ссылка для цитирования: Круглова Л.А., Юань Е Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 23−29. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329
УДК 654.197:792.5 -042.2(470+571+510)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329
EDN: QBRVZG
© Круглова Людмила Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru
© Юань Е
аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), yuanye9681@gmail.com
Успех музыкальных реалити-шоу во всем мире доказывает, что для популярного шоу необходим креативный формат, а также его правильная адаптация. Формат – это совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой телепрограмме. Он включает в себя жанр, стиль, драматургическую конструкцию, хронометраж, тематические и сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего и многое другое (Кемарская, 2004). Реалити-шоу – это «сценарно организованное взаимодействие людей, которые в течение определенного промежутка времени находятся под видеонаблюдением» (Долгова, Ершов, Чан, 2022: 577).
Скачкообразный рост интереса аудитории к программам реального телевидения на рубеже 1990–2000 гг. говорит о готовности зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания. Это, в частности, подтверждается огромной популярностью российских проектов «За стеклом» (2001) или «Дом-2» (2004), где зритель увидел героев новой экранной реальности. В интервале между проектами демонстрировались менее «экстремальные» реалити-шоу («Сердце Африки», «Последний герой»). Стабильно высокий рейтинг проекта «Дом-2» (Телевидение в России в 2020 году, 2021) говорит о способности программ этого формата надолго удерживать интерес аудитории. Такой же неподдельный интерес у зрителей вызывали герои и характер их личных взаимоотношений в известном зарубежном реалити-шоу «Большой брат» (идея проекта основана на цитировании известного образа из романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»). Это означает, что обитатели «стеклянного дома» расцениваются зрителем как один из примеров для подражания (Шульцман, 2014). В связи с этим примечателен подход Н.Б. Маньковской к осмыслению места телевидения в постмодернистском процессе: «Эстетика постмодернизма оказала существенное воздействие на специфику телевидения: телевизионные передачи стали восприниматься как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ <…> Развлекательность, зрелищность, серийность постмодернистской телевизионной культуры изменили психологические установки аудитории» (Маньковская, 2009: 127). Исследователь Мяо Шэнь отмечает важность «духовного расслабления» для зрителя и подчеркивает, что основной функцией развлекательного телевидения Китая является релаксация: «Чем лучше решена релаксационная функция, тем более здоровым входит человек в свою созидающую фазу» (Мяо, 2014: 39).
Согласно китайским телевизионным рейтингам, в последнее время наибольшей популярностью пользуются развлекательные программы, посвященные искусству. После вступления в силу правительственных постановлений об ограничительных мерах1 в отношении развлекательных телепрограмм2 на телевидении Китая была произведена «ревизия» развлекательного контента (Ван, 2018). Развлекательные реалити-шоу взяли на себя просветительские функции, и сейчас молодое поколение воспитывается по принципу «развлекая, обучай». На современном китайском телевидении практически отсутствуют программы с «шок-контентом», демонстрирующие безнравственные модели поведения, прекратили свое существование и популярные среди молодежи реалити-шоу «Создание лагеря», «Идол». Государственное регулирование должно привести к тому, что развлекательная телеиндустрия Китая будет нацелена на укрепление чувства национальной гордости, развитие многовековых национальных культурно-эстетических традиций (Ли, 2021).
В системе телевизионных жанров театральность и цитатность в целом утрачивают какие-либо художественные задачи в пользу сугубо утилитарных – обеспечить высокий рейтинг, используя обновленную форму и, по возможности, содержание. Однако сам жанр реалити-шоу, по сути, не меняется, хотя благодаря внедрению в телевизионную сферу новых технологий зритель, в частности, получил «возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования» (Абраменко, 2005: 23).
Музыкальные реалити-шоу относятся к программам поиска новых талантов, в которых участники показывают свои способности, чаще вокальные (Гуцал, 2008). По мнению Юань Сяофан, музыкальные реалити-шоу основаны на технике документальных съемок и следуют правилам мероприятия, позволяя участникам продемонстрировать свои музыкальные таланты (Сяофан, 2016). Таким образом, музыкальные реалити-шоу представляют собой синтез музыкальных программ, конкурсов и реалити-шоу.
В современном мире новые медиа и традиционные СМИ, сосуществуя, дополняют друг друга, находясь при этом в постоянной конкуренции. Эту взаимосвязь можно наглядно проследить на примере телевидения и социальных сетей. В академической среде серьезное внимание стали уделять состоянию национальных регуляторных систем, которые под влиянием процессов глобализации, освоения американскими транснациональными корпорациями западноевропейского и других региональных рынков, проникновения кабельных и спутниковых телевизионных технологий в сферу традиционного телерадиовещания с 1970 гг. вступили на путь трансформации (Вартанова, Дунас, 2022). Медиаисследователи все чаще рассматривают технологические платформы «как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга» (Вартанова, Смирнов, 2009).
По мнению Чэн Сяопин, основной целью взаимодействия музыкальных реалити-шоу с социальной сетью является не только продвижение самого шоу, но и создание платформы для тематического обсуждения через соцсети (Чэн, 2017). Профессор Пэн Лань из Университета Цинхуа считает, что взаимодействие между телепрограммами и социальными сетями представляет собой «переупаковку» телевизионных продуктов на платформах социальных сетей, т.е. в соответствии с особенностями платформы и привычками пользователей трансформируется контент исходной программы (Пэн, 2014). Как известно, основной характеристикой контента социальных сетей является фрагментарность информации, которая означает, что полное информационное сообщение в системе расчленено и разложено на фрагменты с определенным значением (Ай, 2012). Следовательно, и музыкальные реалити-шоу в соответствии с условиями коммуникации в социальных сетях могут быть легко «переупакованы».
По данным CSM Media Research3 и Mediascope4, музыкальные реалити-шоу пользуются большой популярностью и в Китае, и в России (см. табл. 1).
Таблица 1. Аудиторные показатели музыкальных реалити-шоу (апрель 2023 г., в %)
Программа |
Телеканал |
Рейтинг |
Доля |
Голос Китая |
Чжэцзян |
2,27 |
10,59 |
Голос |
Первый канал |
3,4 |
8,1 |
Певец в маске |
Цзянсу |
1,5 |
6,9 |
Маска |
НТВ |
3,4 |
9,8 |
Концерт времени |
Хунан |
1,75 |
6,45 |
Песни от всей души |
Россия 1 |
2,7 |
6,9 |
Источник: составлено авторами.
Данная статья представляет результаты локального этапа комплексного исследования музыкальных реалити-шоу в Китае и России. Многоуровневый анализ выбранных телевизионных программ начался в 2017 г., став частью всестороннего исследования трансформации аудиовизуального контента, изучаемого на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ (Круглова, Казачкова, 2020). На этом этапе была предпринята попытка определить особенности формата изучаемых шоу, а также выявить их контент-стратегии в новых медиа.
В выборку попали три китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и три российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу. Данные шоу анализировались с 2017 по 2023 г. и сравнивались по следующим параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.
В 2010 г. в Голландии на местном телеканале RTL4 вышел новый телепроект под названием The Voice of Holland. После успешного завершения первого сезона шоу было адаптировано и для других стран. «Голос Китая» на Чжэцзянском телевидении и русская версия на «Первом канале» – программа «Голос» – были запущены в 2012 г. Успех «Голоса» тесно связан с его правилами игры. Шоу состоит из следующих этапов: слепые прослушивания, поединки, четвертьфинал, полуфинал и финал.
«Голос Китая» – суперпроект, принципиально отличающийся от привычных вокальных конкурсов и шоу по поиску музыкальных талантов. Он выходит по пятницам, каждый выпуск длится около 105 мин. Основная миссия шоу – поиск и отбор универсальных вокалистов, поющих в разных жанрах и на разных языках. Несмотря на то, что «Голос Китая» – программа-долгожитель (за десять лет вышло более 150 выпусков), ее популярность не уменьшается. Согласно данным Weibo, в 2021 г. эта программа заняла четвертое место в рейтинге.
В 2023 г. роль ведущего стал играть один из членов жюри. В жюри сейчас четыре основных наставника, четыре ассистента и один свидетель. Право выбора разделено между наставниками и медиажюри. «Голос Китая» – франшиза мирового формата The Voice – является ярким примером мультимедийного продукта. У шоу есть официальные аккаунты в TikTok, на YouTube и Weibo. На китайском видеохостинге TikTok аккаунт «Голоса Китая» насчитывает более 5 млн подписчиков. Команда суперпроекта потратила много усилий на развитие собственного интернет-маркетинга и его инструментов. Зрители могут не только увидеть самые яркие моменты программы в социальных медиа, но и найти уникальный контент об участниках-певцах и их наставниках.
Стиль общения между участниками и членами жюри, в которое входят четыре наставника, в российском вокальном шоу «Голос» более непринужденный, чем в «Голосе Китая», и приближен к повседневному. В России сезон продолжается дольше: так, во втором и третьем сезонах вышло по 17 выпусков, с четвертого по шестой – по 18. Российская команда «Голоса» запустила также детскую версию шоу – «Голос. Дети» (2014), и проект для конкурсантов старшего возраста – «Голос. 60+» (2018).
Формат вокального конкурса «Маска» был создан Корейской культурной вещательной корпорацией. В России первый сезон музыкального реалити-шоу стартовал 1 марта 2020 г. на телеканале НТВ, в Китае проект выходит в эфир с 2016 г. на телеканале Цзянсу. Певцы выступают в костюмах, которые полностью скрывают их личность. Настоящие голоса конкурсантов слышны только во время исполнения песен. В остальное время они говорят через искаженный фильтр голоса. Члены жюри вслух рассуждают о том, кто может скрываться за маской.
Производственные команды в Китае и России внесли в программу свою собственную творческую инициативу. В КНР количество членов жюри увеличилось с 4 до 20 человек, а раскрыть тайну исполнителя им помогает искусственный интеллект. В российской версии шоу участвуют не только поп-музыканты, но и оперные исполнители, такой подход обеспечивает больший охват целевой аудитории. Каждый участник заранее записывает небольшой видеоролик, чтобы представить своего персонажа.
С развитием телевизионных программ количество оригинальных телешоу увеличивается и в Китае, и в России. Самыми популярными в последнее время стали соответственно проекты «Концерт времени» и «Песни от всей души». В Китае, где зрители устали от шоу талантов и соревновательных реалити-шоу, программа «Концерт времени» завоевала за короткий период большую аудиторию. Это первое китайское музыкальное реалити-шоу под открытым небом, созданное телеканалом Хунан.
Премьера «Песни от всей души» состоялась 27 марта 2022 г. на телеканале «Россия 1». В отличие от других музыкальных программ и реалити-шоу здесь нет элемента соревновательности. Назвать этот формат полноценным реалити-шоу было бы неправомерно, хотя здесь и присутствуют его элементы, т.к. участники рассказывают свои личные истории – в кругу «большой семьи». За круглым столом в гостях у ведущего Андрея Малахова они делятся своими мечтами и планами и исполнят любимые народные песни.
Обе программы отличаются от предыдущих музыкальных реалити-шоу тем, что они делают акцент не на соревновании между участниками, а на песнях и историях героев. Атмосфера обоих шоу очень спокойная – в отличие от напряженной обстановки в конкурсных реалити-шоу. Музыка и песни, скорее, особенный способ выражения эмоций. Отметим, что в российском шоу кроме профессиональных певцов участвуют и обычные люди, а в китайском шоу – только профессиональные певцы. «Песни от всей души» снимают в помещении в студиях, а «Концерт времени» – на открытом воздухе, в лесу.
Российские музыкальные реалити-шоу в основном выходят на ведущих федеральных каналах («большой тройки»). Китайские музыкальные реалити-шоу (как собственного производства, так и мировой франшизы) транслируются в эфире местных региональных каналов. Основные интернет-площадки для китайских шоу – официальные сайты и приложения телеканалов. Интересно, что такой же стратегии придерживается проект «Песни от всей души» канала «Россия 1». У этого шоу нет официальных страниц в социальных сетях, вся информация концентрируется на официальном сайте «Привет, Андрей!» и на платформе «Смотрим.ру». Два остальных проекта («Голос» и «Маска») в большей степени используют социальные медиа («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram) и видеохостинги (YouTube, Rutube) – даже несмотря на то, что YouTube удалил аккаунты российских федеральных каналов. Китайские музыкальные реалити-шоу предпочитают социальные медиа: TikTok, YouTube и Weibo (см. табл. 2).
Таблица 2. Контент-стратегии музыкальных реалити-шоу в социальных сетях
Программа |
Телеканал |
Кол-во подписчиков, млн |
Основная интернет-площадка |
|||||
Официальные аккаунты |
YouTube |
TikTok |
||||||
|
Telegram |
ВК |
ОК |
|||||
Голос Китая |
Чжэцзян |
2,31 |
– |
– |
– |
0,43 |
5,540 |
Чжэцзян (сайт) |
Голос |
Первый канал |
– |
0,578 |
1,3 |
0,343 |
1,90 |
0,133 |
YouTube |
Певец в маске |
Цзянсу |
0,349 |
– |
– |
– |
0,23 |
0,930 |
JSTV (сайт) |
Маска |
НТВ |
– |
0,226 |
0,218 |
0,237 |
2,16 (WeiT Media) |
0,217 |
YouTube, Rutube |
Концерт времени |
Хунан |
0,192 |
– |
– |
– |
4,83 |
– |
Хунан, Концерт времени (сайты) |
Песня от всей души |
Россия 1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Россия 1; Привет, Андрей! (сайты) |
Источник: составлено автором (исследование проводилось в мае 2023 г.)
Успех реалити-шоу во всем мире доказывает, что интерес аудитории к этому телевизионному формату, вызванный, в частности, готовностью зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания, стабильно высок. Особой популярностью пользуются музыкальные реалити-шоу.
Исследование трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу выявило, что китайские проекты выходят в основном в эфире местных региональных телеканалов, российские – на федеральных. Команды шоу придерживаются определенной контент-стратегии в социальных сетях. Так, все рассмотренные китайские проекты используют в качестве основных онлайн-площадок официальные сайты и приложения телеканалов, российские («Голос» и «Маска») – соцсети и видеохостинги. Нельзя не отметить высокую вирусность контента выбранных шоу – фрагменты программ распространяются как самими участниками, так и зрителями, которых впечатлил тот или иной эмоциональный момент.
1 Постановление Государственного совета КНР «О внесении изменений в некоторые административные акты и их аннулирование» от 29 ноября 2012 г. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/广播电视管 理条例/7978515?fr=aladdin (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).
2 Постановление Государственного совета КНР «О дальнейшем усилении управления культурными программами и их персоналом» от 2 сентября 2021 г. Режим доступа: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/9/2/ art_113_57756.html (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).
3 Режим доступа: https://www.csm.com.cn/cpfw/ds/jbjm.html (дата обращения: 15.05.2023) (на кит. яз.). (дата обращения: 15.05.2023) (на кит. яз.).
4 Режим доступа: https://mediascope.net/data/(дата обращения: 15.05.2023).
Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Acta Diurna. Вестн. Пермск. гос. ун-та. 2005. № 1. С. 23–26.
Ай Вэньцзин. Исследование информационной фрагментации платформы Weibo // Шэньси шифан сюэбао. 2012. № 6. С. 15 (на кит. яз.).
Ван Шуанянь. Современное развлекательное телевидение КНР и России: сравнительный анализ: дис. ... магистра журналистики. СПб., 2018.
Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6 (113). С. 8–19. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.817
Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. Вып. 4. Режим доступа: https://www.mediascope.ru/сми-россии-как-индустрия-развлечений (дата обращения: 23.05.2022).
Гуцал Е.А. Реалити-шоу на современном российском телевидении: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.
Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 573–589. DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.
Круглова Л.А., Казачкова А.Ю. Музыкальные реалити-шоу на российском телевидении (2017–2018 гг.) // Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1. С. 48–59.
Ли Чжэн. Реалити-шоу в развлекательном телевизионном контенте Китая: особенности формата // Журналістыка – 2021: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 23-й Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Беларус. дзярж. ун-та, Мінск, 11 лістап. 2021 г. Мінск: БДУ, 2021. С. 273–275. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/273404/1/273-275.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009.
Мяо Шэнь. Релаксация – основная функция развлечений // Синьвэнь айхаочжэ. 2014. № 2. С. 36 (на кит. яз.).
Пэн Лан. Повторное обсуждение гена новых медиа // Синьвэнь сецзо. 2014. № 2. С. 5–8 (на кит. яз.).
Телевидение в России в 2020 году: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. Е.Л Вартановой, В.П. Коломийца. М.: Минцифры России, 2021.
Чэн Сяопин. Структура продукта реалити-шоу в эпоху социальных сетей // Сяндэй шитин. 2017. № 2. С. 9–14 (на кит. яз.).
Шульцман П.Э. Зрелищность в системе экранных искусств: формат реалити-шоу // Вестн. электрон. и печ. СМИ. 2014. № 17. С. 100–116.
Юань Сяофан. Инновации и развитие китайских музыкальных реалити-шоу в контексте новых медиа // Синьвэнь чуаньбо. 2016. № 6. С. 22–23 (на кит. яз.).
Дата поступления в редакцию: 18.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023