Архив



Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика



Людмила Круглова, Юань Е

Ссылка для цитирования: Круглова Л.А., Юань Е Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 23−29. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329



УДК 654.197:792.5 -042.2(470+571+510)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.2329
EDN: QBRVZG


© Круглова Людмила Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru

© Юань Е
аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), yuanye9681@gmail.com



Ключевые слова: музыкальные шоу, формат, реалити-шоу, аудитория, новые медиа.



В статье приводятся результаты исследования трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу. Авторы сравнивали версии шоу по следующим параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.

 

К постановке проблемы

Успех музыкальных реалити-шоу во всем мире доказывает, что для популярного шоу необходим креативный формат, а также его правильная адаптация. Формат – это совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой телепрограмме. Он включает в себя жанр, стиль, драматургическую конструкцию, хронометраж, тематические и сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего и многое другое (Кемарская, 2004). Реалити-шоу – это «сценарно организованное взаимодействие людей, которые в течение определенного промежутка времени находятся под видеонаблюдением» (Долгова, Ершов, Чан, 2022: 577).

Скачкообразный рост интереса аудитории к программам реального телевидения на рубеже 1990–2000 гг. говорит о готовности зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания. Это, в частности, подтверждается огромной популярностью российских проектов «За стеклом» (2001) или «Дом-2» (2004), где зритель увидел героев новой экранной реальности. В интервале между проектами демонстрировались менее «экстремальные» реалити-шоу («Сердце Африки», «Последний герой»). Стабильно высокий рейтинг проекта «Дом-2» (Телевидение в России в 2020 году, 2021) говорит о способности программ этого формата надолго удерживать интерес аудитории. Такой же неподдельный интерес у зрителей вызывали герои и характер их личных взаимоотношений в известном зарубежном реалити-шоу «Большой брат» (идея проекта основана на цитировании известного образа из романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»). Это означает, что оби­татели «стеклянного дома» расцениваются зрителем как один из примеров для подражания (Шульцман, 2014). В связи с этим примечателен подход Н.Б. Маньковской к осмыслению места телевидения в постмодернистском процессе: «Эстетика постмодернизма оказала существенное воздействие на специфику телевидения: телевизионные передачи стали восприниматься как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ <…> Развлекательность, зрелищность, серийность постмодернистской телевизионной культуры изменили психологические установки аудитории» (Маньковская, 2009: 127). Исследователь Мяо Шэнь отмечает важность «духовного расслабления» для зрителя и подчеркивает, что основной функцией развлекательного телевидения Китая является релаксация: «Чем лучше решена релаксационная функция, тем более здоровым входит человек в свою созидающую фазу» (Мяо, 2014: 39).

Согласно китайским телевизионным рейтингам, в последнее время наибольшей популярностью пользуются развлекательные программы, посвященные искусству. После вступления в силу правительственных постановлений об ограничительных мерах1 в отношении развлекательных телепрограмм2 на телевидении Китая была произведена «ревизия» развлекательного контента (Ван, 2018). Развлекательные реалити-шоу взяли на себя просветительские функции, и сейчас молодое поколение воспитывается по принципу «развлекая, обучай». На современном китайском телевидении практически отсутствуют программы с «шок-контентом», демонстрирующие безнравственные модели поведения, прекратили свое существование и популярные среди молодежи реалити-шоу «Создание лагеря», «Идол». Государственное регулирование должно привести к тому, что развлекательная телеиндустрия Китая будет нацелена на укрепление чувства национальной гордости, развитие многовековых национальных культурно-эстетических традиций (Ли, 2021).

В системе телевизионных жанров теат­ральность и цитатность в целом утрачивают какие-либо художественные задачи в пользу сугубо утилитарных – обеспечить высокий рейтинг, используя обновленную форму и, по возможности, содержание. Однако сам жанр реалити-шоу, по сути, не меняется, хотя благодаря внедрению в телевизионную сферу новых технологий зритель, в частности, получил «возможность не только наб­людать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования» (Абраменко, 2005: 23).

Музыкальные реалити-шоу относятся к программам поиска новых талантов, в которых участники показывают свои способности, чаще вокальные (Гуцал, 2008). По мнению Юань Сяофан, музыкальные реалити-шоу основаны на технике документальных съемок и следуют правилам мероприятия, позволяя участникам продемонстрировать свои музыкальные таланты (Сяофан, 2016). Таким образом, музыкальные реалити-шоу представляют собой синтез музыкальных программ, конкурсов и реалити-шоу.

В современном мире новые медиа и традиционные СМИ, сосуществуя, дополняют друг друга, находясь при этом в постоянной конкуренции. Эту взаимосвязь можно наглядно проследить на примере телевидения и социальных сетей. В академической среде серьезное внимание стали уделять состоянию национальных регуляторных систем, которые под влиянием процессов глобализации, освоения американскими транснациональными корпорациями западноевропейского и других региональных рынков, проникновения кабельных и спутниковых телевизионных технологий в сферу традиционного телерадиовещания с 1970 гг. вступили на путь трансформации (Вартанова, Дунас, 2022). Медиаисследователи все чаще рассматривают технологические платформы «как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга» (Вартанова, Смирнов, 2009).

По мнению Чэн Сяопин, основной целью взаимодействия музыкальных реалити-шоу с социальной сетью является не только продвижение самого шоу, но и создание платформы для тематического обсуждения через соцсети (Чэн, 2017). Профессор Пэн Лань из Университета Цинхуа считает, что взаимодействие между телепрограммами и социальными сетями представляет собой «переупаковку» телевизионных продуктов на платформах социальных сетей, т.е. в соответствии с особенностями платформы и привычками пользователей трансформируется контент исходной программы (Пэн, 2014). Как известно, основной характерис­тикой контента социальных сетей является фрагментарность информации, которая означает, что полное информационное сообщение в системе расчленено и разложено на фрагменты с определенным значением (Ай, 2012). Следовательно, и музыкальные реалити-шоу в соответствии с условиями коммуникации в социальных сетях могут быть легко «переупакованы».

 

Методология и результаты исследования

По данным CSM Media Research3 и Mediascope4, музыкальные реалити-шоу пользуются большой популярностью и в Китае, и в России (см. табл. 1).

Таблица 1. Аудиторные показатели музыкальных реалити-шоу (апрель 2023 г., в %)

Программа

Телеканал

Рейтинг

Доля

Голос Китая

Чжэцзян

2,27

10,59

Голос
(Россия)

Первый канал

3,4

8,1

Певец в маске
(Китай)

Цзянсу

1,5

6,9

Маска
(Россия)

НТВ

3,4

9,8

Концерт времени
(Китай)

Хунан

1,75

6,45

Песни от всей души
(Россия)

Россия 1

2,7

6,9

Источник: составлено авторами.

 

Данная статья представляет результаты локального этапа комплексного исследования музыкальных реалити-шоу в Китае и России. Многоуровневый анализ выбранных телевизионных программ начался в 2017 г., став частью всестороннего исследования трансформации аудиовизуального контента, изучаемого на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ (Круглова, Казачкова, 2020). На этом этапе была предпринята попытка определить особенности формата изучаемых шоу, а также выявить их контент-стратегии в новых медиа.

В выборку попали три китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и три российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу. Данные шоу анализировались с 2017 по 2023 г. и сравнивались по следующим параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.

В 2010 г. в Голландии на местном телеканале RTL4 вышел новый телепроект под названием The Voice of Holland. После успешного завершения первого сезона шоу было адаптировано и для других стран. «Голос Китая» на Чжэцзянском телевидении и русская версия на «Первом канале» – программа «Голос» – были запущены в 2012 г. Успех «Голоса» тесно связан с его правилами игры. Шоу состоит из следующих этапов: слепые прослушивания, поединки, четвертьфинал, полуфинал и финал.

«Голос Китая» – суперпроект, принципиально отличающийся от привычных вокальных конкурсов и шоу по поиску музыкальных талантов. Он выходит по пятницам, каждый выпуск длится около 105 мин. Основная миссия шоу – поиск и отбор универсальных вокалистов, поющих в разных жанрах и на разных языках. Несмотря на то, что «Голос Китая» – программа-долгожитель (за десять лет вышло более 150 выпусков), ее популярность не уменьшается. Согласно данным Weibo, в 2021 г. эта программа заняла четвертое место в рейтинге.

В 2023 г. роль ведущего стал играть один из членов жюри. В жюри сейчас четыре основных наставника, четыре ассистента и один свидетель. Право выбора разделено между наставниками и медиажюри. «Голос Китая» – франшиза мирового формата The Voice  – является ярким примером мультимедийного продукта. У шоу есть официальные аккаунты в TikTok, на YouTube и Weibo. На китайском видеохостинге TikTok аккаунт «Голоса Китая» насчитывает более 5 млн подписчиков. Команда суперпроекта потратила много усилий на развитие собственного интернет-маркетинга и его инструментов. Зрители могут не только увидеть самые яркие моменты программы в социальных медиа, но и найти уникальный контент об участниках-певцах и их наставниках.

Стиль общения между участниками и членами жюри, в которое входят четыре наставника, в российском вокальном шоу «Голос» более непринужденный, чем в «Голосе Китая», и приближен к повседневному. В России сезон продолжается дольше: так, во втором и третьем сезонах вышло по 17 выпусков, с четвертого по шестой – по 18. Российская команда «Голоса» запустила также детскую версию шоу – «Голос. Дети» (2014), и проект для конкурсантов старшего возраста – «Голос. 60+» (2018).

Формат вокального конкурса «Маска» был создан Корейской культурной вещательной корпорацией. В России первый сезон музыкального реалити-шоу стартовал 1 марта 2020 г. на телеканале НТВ, в Китае проект выходит в эфир с 2016 г. на телеканале Цзянсу. Певцы выступают в кос­тюмах, которые полностью скрывают их личность. Настоящие голоса конкурсантов слышны только во время исполнения песен. В остальное время они говорят через искаженный фильтр голоса. Члены жюри вслух рассуждают о том, кто может скрываться за маской.

Производственные команды в Китае и России внесли в программу свою собственную творческую инициативу. В КНР количество членов жюри увеличилось с 4 до 20 человек, а раскрыть тайну исполнителя им помогает искусственный интеллект. В российской версии шоу участвуют не только поп-музыканты, но и оперные исполнители, такой подход обеспечивает больший охват целевой аудитории. Каждый участник заранее записывает небольшой видеоролик, чтобы представить своего персонажа.

С развитием телевизионных программ количество оригинальных телешоу увеличивается и в Китае, и в России. Самыми популярными в последнее время стали соответственно проекты «Концерт времени» и «Песни от всей души». В Китае, где зрители устали от шоу талантов и соревновательных реалити-шоу, программа «Концерт времени» завоевала за короткий период большую аудиторию. Это первое китайское музыкальное реалити-шоу под открытым небом, созданное телеканалом Хунан.

Премьера «Песни от всей души» состоя­лась 27 марта 2022 г. на телеканале «Россия 1». В отличие от других музыкальных программ и реалити-шоу здесь нет элемента соревновательности. Назвать этот формат полноценным реалити-шоу было бы неправомерно, хотя здесь и присутствуют его элементы, т.к. участники рассказывают свои личные истории – в кругу «большой семьи». За круглым столом в гостях у ведущего Андрея Малахова они делятся своими мечтами и планами и исполнят любимые народные песни.

Обе программы отличаются от предыдущих музыкальных реалити-шоу тем, что они делают акцент не на соревновании между участниками, а на песнях и историях героев. Атмосфера обоих шоу очень спокойная – в отличие от напряженной обстановки в кон­курсных реалити-шоу. Музыка и песни, скорее, особенный способ выражения эмоций. Отметим, что в российском шоу кроме профессиональных певцов участвуют и обычные люди, а в китайском шоу – только профессиональные певцы. «Песни от всей души» снимают в помещении в студиях, а «Концерт времени» – на открытом воздухе, в лесу.

Российские музыкальные реалити-шоу в основном выходят на ведущих федеральных каналах («большой тройки»). Китайские музыкальные реалити-шоу (как собственного производства, так и мировой франшизы) транслируются в эфире местных региональных каналов. Основные интернет-площадки для китайских шоу – официальные сайты и приложения телеканалов. Интересно, что такой же стратегии придерживается проект «Песни от всей души» канала «Россия 1». У этого шоу нет официаль­ных страниц в социальных сетях, вся информация концентрируется на официальном сайте «Привет, Андрей!» и на платформе «Смотрим.ру». Два остальных проекта («Голос» и «Маска») в большей степени используют социальные медиа («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram) и видеохостинги (YouTube, Rutube) – даже несмотря на то, что YouTube удалил аккаунты российских федеральных каналов. Китайские музыкальные реалити-шоу предпочитают социальные медиа: TikTok, YouTube и Weibo (см. табл. 2).

Таблица 2. Контент-стратегии музыкальных реалити-шоу в социальных сетях

Программа

Телеканал

Кол-во подписчиков, млн

Основная интернет-площадка

Официальные аккаунты

YouTube

TikTok

Weibo

Telegram

ВК

ОК

Голос Китая

Чжэцзян

2,31

0,43

5,540

Чжэцзян

(сайт)

Голос
(Россия)

Первый канал

0,578

1,3

0,343

1,90

0,133

YouTube

Певец в маске
(Китай)

Цзянсу

0,349

0,23

0,930

JSTV

(сайт)

Маска
(Россия)

НТВ

0,226

0,218

0,237

2,16

(WeiT Media)

0,217

YouTube,

Rutube

Концерт времени
(Китай)

Хунан

0,192

4,83

Хунан,

Концерт времени

(сайты)

Песня от всей души
(Россия)

Россия 1

Россия 1; Привет, Андрей!

(сайты)

Источник: составлено автором (исследование проводилось в мае 2023 г.)

 

Выводы

Успех реалити-шоу во всем мире доказывает, что интерес аудитории к этому телевизионному формату, вызванный, в частности, готовностью зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания, стабильно высок. Особой популярностью пользуются музыкальные реалити-шоу.

Исследование трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реали­ти-шоу выявило, что китайские проекты выходят в основном в эфире местных региональных телеканалов, российские – на федеральных. Команды шоу придерживаются определенной контент-стратегии в социальных сетях. Так, все рассмотренные китайские проекты используют в качестве основных онлайн-площадок официаль­ные сайты и приложения телеканалов, российские («Голос» и «Маска») – соцсети и видео­хостинги. Нельзя не отметить высокую вирусность контента выбранных шоу – фрагменты программ распространяются как самими участниками, так и зрителями, которых впечатлил тот или иной эмоциональный момент.

 

Примечания

    1 Постановление Государственного совета КНР «О внесении изменений в некоторые административные акты и их аннулирование» от 29 ноября 2012 г. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/广播电视管 理条例/7978515?fr=aladdin (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).

    2 Постановление Государственного совета КНР «О дальнейшем усилении управления культурными программами и их персоналом» от 2 сентября 2021 г. Режим доступа: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/9/2/ art_113_57756.html (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).

    3 Режим доступа: https://www.csm.com.cn/cpfw/ds/jbjm.html (дата обращения: 15.05.2023) (на кит. яз.). (дата обращения: 15.05.2023) (на кит. яз.).

    4 Режим доступа: https://mediascope.net/data/(дата обращения: 15.05.2023).

 

Библиография

Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Acta Diurna. Вестн. Пермск. гос. ун-та. 2005. № 1. С. 23–26.

Ай Вэньцзин. Исследование информационной фрагментации платформы Weibo // Шэньси шифан сюэбао. 2012. № 6. С. 15 (на кит. яз.).

Ван Шуанянь. Современное развлекательное телевидение КНР и России: сравнительный анализ: дис. ... магистра журналистики. СПб., 2018.

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6 (113). С. 8–19. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.817

Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. Вып. 4. Режим доступа: https://www.mediascope.ru/сми-россии-как-индустрия-развлечений (дата обращения: 23.05.2022).

Гуцал Е.А. Реалити-шоу на современном российском телевидении: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.

Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 573–589. DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589

Кемарская И.Н. Телевизионный редактор: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

Круглова Л.А., Казачкова А.Ю. Музыкальные реалити-шоу на российском телевидении (2017–2018 гг.) // Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1. С. 48–59.

Ли Чжэн. Реалити-шоу в развлекательном телевизионном контенте Китая: особенности формата // Журналістыка – 2021: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 23-й Між­нар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Беларус. дзярж. ун-та, Мінск, 11 лістап. 2021 г. Мінск: БДУ, 2021. С. 273–275. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/273404/1/273-275.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009.

Мяо Шэнь. Релаксация – основная функция развлечений // Синьвэнь айхаочжэ. 2014. № 2. С. 36 (на кит. яз.).

Пэн Лан. Повторное обсуждение гена новых медиа // Синьвэнь сецзо. 2014. № 2. С. 5–8 (на кит. яз.).

Телевидение в России в 2020 году: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. Е.Л Вартановой, В.П. Коломийца. М.: Минцифры России, 2021.

Чэн Сяопин. Структура продукта реалити-шоу в эпоху социальных сетей // Сяндэй шитин. 2017. № 2. С. 9–14 (на кит. яз.).

Шульцман П.Э. Зрелищность в системе экранных искусств: формат реалити-шоу // Вестн. электрон. и печ. СМИ. 2014. № 17. С. 100–116.

Юань Сяофан. Инновации и развитие китайских музыкальных реалити-шоу в контексте новых медиа // Синьвэнь чуаньбо. 2016. № 6. С. 22–23 (на кит. яз.).

Дата поступления в редакцию: 18.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023