Архив



Стратегия позиционирования бренда развлекательного телеканала в онлайн-среде



Ксения Конкина, Полина Лапина, Аполлинария Солдатова

Ссылка для цитирования: Конкина К.М., Лапина П.А., Солдатова А.М. Стратегия позиционирования бренда развлекательного телеканала в онлайн-среде // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 52−61. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.5261



УДК 654.197:339.138+659.4:004.77
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.5261
EDN: VQYMPP


© Конкина Ксения Михайловна
кандидат филологических наук, методист кафедры социологии массовых коммуникаций, преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), konkinakm@yandex.ru

© Лапина Полина Андреевна
аспирантка кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), pa_lapina@mail.ru

© Солдатова Аполлинария Михайловна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), polya.soldatova@mail.ru



Ключевые слова: телевидение, развлекательные телеканалы, бренд телеканала, социальные сети, интервью.

В статье рассматривается формирование бренда российских развлекательных телеканалов в социальных сетях. Представлены результаты глубинных интервью с представителями пяти развлекательных телеканалов: «Муз-ТВ», СТС, «Пятница!», ТНТ, «ТВ-3». На основании полученных данных определены методы продвижения контента, которые телеканалы используют для формирования собственного бренда, а также обозначены проблемы, с которыми они сталкиваются при создании контента на цифровых площадках.

 

Постановка исследовательской проблемы

Интернет изменил характеристику взаимодействия общества. Трансформация коснулась форм социальных взаимодействий на уровне групп, институтов и в том числе – со СМИ. Если ранее коммуникация с масс­медиа происходила в одностороннем порядке (СМИ передает сообщение массовой аудитории), то сегодня аудитория может постоянно взаимодействовать с ним с помощью цифровых сервисов. Взаимодействие через цифровые сервисы происходит посредством коммуникации, которая, в свою очередь, организует существование цифрового общества (Дзялошинский, Лободенко, Пильгун, 2020: 472). Медиатизация социального мира влечет за собой трансформацию социальных практик, в результате возросла значимость коммуникации с использованием цифровых медиа (Cloudly, Hepp, 2016). Медиапотребитель, как пользователь, становится субъектом коммуникативной модели, вступая во взаимоотношения с медиа в рамках собственного медиапространства (Дугин, 2017: 11). Особое место в этой системе занимают социальные сети – цифровые сервисы, созданные для общения пользователей.

Общество формирует информационно-коммуникативное пространство – систему взаимодействия социальных субъектов с помощью информационно-коммуникативных технологий для удовлетворения информационных потребностей (Волкова, Кемарская, Лободенко, Уразова и др., 2021: 181). Социальные сети перестали быть только инструментом индивидуального общения и превратились в каналы взаимодействия с информацией любого вида. Существуют разные исследовательские подходы к определению социальных сетей – социально-коммуникационный и информационно-коммуникативный (Друкер, Яновская, 2021). На основании этих родовых признаков выделяют следующие функции социальных сетей: информационную и коммуникативную. Данные функции неразрывно связаны со спецификой работы медиа, в том числе с работой традиционного СМИ, производственные процессы которого уже выстрое­ны с учетом его представленности в социаль­ных сетях.

Если ранее телевидение обладало монополией на создание аудиовизуального контента, то сегодня новые медиа способны влиять на его производственный процесс и даже трансформировать его контент (Круглова, 2012). К 2010 гг. «вызовом» для телевидения стали специализированные интернет-площадки – видеохостинги. Именно они, а не собственные площадки телеканалов были основной площадкой для просмотра «видео в Интернете» (Круглова, 2012: 63). К настоящему моменту любая цифровая площадка обладает характеристикой мультимодальности. Так, в социальных сетях появилась возможность публиковать видео не только в качестве фрагмента эфира, но и вести прямую трансляцию. Эти технологические изменения оказали влия­ние на производственный процесс телевидения, который происходит в условиях конвергенции.

Е.Л. Вартанова отмечает, что важной характеристикой новых медиа является их конвергентность, и это, в свою очередь, оказывает влияние на технологическое и экономическое производство традиционных СМИ (Вартанова, 1999). Производство современного телевизионного контента учитывает необходимость его последующей адаптации для разных площадок. К тому же новые площадки предполагают интер­активность взаимодействия аудитории с контентом, тогда как «отклики» пользователей влияют на производственные процессы СМИ (Henry, 2006: 133). В подобных «гибридных» условиях отличительной чертой телеканала является характеристика его бренда (Bryant, Mawer, 2016).

 

Бренд телеканала и взаимодействие с аудиторией соцсетей

Бренд – это совокупность ассоциаций, которые возникают у потребителя при контакте с товаром и приносят ему добавленную ценность, отличающую его от конкурентов (Келлер, 2005). В то же время современный бренд СМИ, по мнению исследователей, отличается от бренда какого-либо товара. Медиабренд предполагает «расширенный контекст потребления» аудитории, а именно актуализирует образы и ассоциации, которые связаны с контентом того или иного СМИ (Шестеркина, Лободенко, 2014: 54). Отличает медиабренд и то, что СМИ может постоянно взаимодействовать со своей аудиторией (Хант, 2001: 24). Развитие бренда телевизионного канала происходит в двух плоскостях: промотирование и программирование эфира.

Телевизионный бренд представляет собой образ, набор впечатлений и ассоциаций аудитории, который в том числе формируется с помощью программирования эфирной сетки вещания (Улюра, 2016). Неотъемлемой частью телевизионного бренда является логотип, его дизайн, а также используемые аудиовизуальные эффекты, которые формируют визуальную коммуникацию (Марченко, Яроменко, 2016: 1276).

В эпоху цифровизации становится важным позиционирование бренда телеканала в онлайн-среде. Его особенность характеризуется сокращением дистанции между производителем контента и потребителем. Аудитория может оперативно реагировать на трансляции телеканала и посредством реакций и комментариев демонстрировать свое отношение. Телеканал становится зависимым от лояльности аудитории и выстраивает позиционирование бренда исходя из ее предпочтений.

Образ телеканала в социальных сетях аудитория описывает через его некоторые индивидуальные характеристики (Миргородская, Поздняковская, 2021). Эта особенность восприятия бренда традиционного СМИ актуализировалась в изменяющихся условиях взаимодействия с аудиторией в информационно-коммуникационном пространстве. В пространстве социальных сетей бренд выстраивает собст­венную коммуникационную стратегию (Кузьмина, 2015). Формируется индивидуальный стиль коммуникации с аудиторией, т.к. взаимодействие в социальных сетях происходит вплотную. Подобная близость создает некоторые ограничения: в случае, если пользователь отмечает профиль или группу в ожидании ответа, редакции необходимо его дать, проигнорировать нельзя. Это существенно изменило традиционную прямую модель коммуникации, при которой обратная связь с редакцией была не­обязательной. По причине того, что в социальных сетях телеканал воспринимается как индивидуальный коммуникативный актор, аудитория может начать общение с ним в любое время. В связи с сокращением дистанции и возможностями оперативной коммуникации между производителем и потребителем бренд телеканала воспринимается как «личность» со своими характе­ристиками. Для того, чтобы завое­вать лояль­ность аудитории, телеканалы создают гибридный тип контента, который содержит как черты традиционного коммуникатора, так и те, которые диктует сегодня онлайн-среда. К примеру, сериал, который транслируется в рамках эфирной сетки, в социальных сетях может трансформироваться в разнообразные форматы: мемы, тесты, опросы и т.д. Такая гибридизация контента становится необходимой для удержания и наращивания тесного контакта с аудиторией в контексте ее лояльности к бренду телеканала в целом. Бренд телеканала в социальных сетях, таким образом, представляет собой узнаваемый образ, актуализирующий ассоциации аудитории и обладающий собст­венным стилем коммуникации при взаимодействии с пользователями.

Отметим, что в социальных сетях телевизионный кониент конкурирует и с контентом традиционных СМИ, и с размещенным на цифровых ресурсах. В данном случае телевидение заходит на поле уже сформированных виртуальных взаимодействий пользователей друг с другом и с форматами, отличающимися от эфирного. В связи с вариативностью каналов распространения контента меняется производственный процесс и возрастает значимость развития бренда в соцсетях (Шацкая, 2019: 132).

В настоящее время специфика взаимодействия телеканалов с аудиторией трансформировалась так же, как изменились их стратегии продвижения контента в социальных сетях. Ранее исследователи указывали на то, что телевизионные редакции «дублировали» свой контент без каких-либо изменений (Щепилова, Круглова, 2018). Мы предполагаем, что сегодня такая стратегия не является эффективной, поэто­му телеканалы используют различные способы как продвижения контента, так и коммуникации с аудиторией.

Стоит отметить, что аудитория социальных сетей и мессенджеров чаще потребляет развлекательный контент, это касается и аудиовизуального формата (Вырковский, Макеенко, 2021: 84). Развлекательный формат существует в высококонкурентной среде, что, представляется, влияет на качество контента. Высокая конкуренция между развлекательными телеканалами влияет и на те стратегии, которые они используют для программирования эфира (Долгова, Ершов, Чан, 2022: 585). Таким образом, конкурентное поле развлекательных телеканалов существует в двух плоскостях: в эфире и соцсетях. Предполагаем, что высокая конкуренция на нескольких уровнях должна влиять на формирование и выявление наиболее успешных стратегий.

 

Методика исследования

В выборку исследования вошли российские развлекательные телевизионные каналы. Для анализа выбраны телеканалы, которые ведут социальные сети на двух активно развивающихся площадках – «ВКонтакте» и Telegram. Средняя ежемесячная аудитория «ВКонтакте» в 2022 г. составила 79,5 млн1, а 6% медиапотребления россиян приходится на Telegram2. В выборку вошли телеканалы, которые имеют официальный профиль на этих двух ресурсах со своей аудиторией.

В рамках исследования с июля по сентябрь 2023 г. было проведено пять глубинных полуформализованных интервью с представителями телеканалов «Муз-ТВ», СТС, «Пятница!», ТНТ, «ТВ-3» (далее – информанты: И1, И2, И3, И4, И5 соответственно). Представители телеканала «Ю» от участия в интервью отказались. В рамках исследования мы ставили целью решить следующие исследовательские вопросы:

1) Как выстраивается работа SMM-отделов сегодня?

2) Какую роль играют социальные сети?

3) Какие стратегии продвижения используются? И что на них влияет?

Первый блок интервью касался вопросов, связанных с организацией работы, второй был посвящен аспектам представленности телеканала в социальных сетях и производства контента для них, третий строился с учетом стратегий продвижения контента телеканала в социальных сетях и реакции аудитории на них. В качестве экспертов выступили руководители диджитал-отделов, руководители SMM-отделов и менедже­ры социальных сетей перечисленных телеканалов.

 

Организация работы отдела продвижения телеканала

Согласно полученным данным, выбранные развлекательные телеканалы используют разный подход к производству онлайн-контента как на организационном, так и на креативном уровнях. Общим для них является процессный подход, когда производство контента делится на различные этапы – это отметили все информанты (И1–И5). Можно сделать вывод: работа развлекательных телеканалов в онлайн-сегменте стандартизируется, что, в свою очередь, приводит к получению более эффективных показателей (Вырковский, 2016: 193).

Организация работы коллектива, ответственного за производство контента на онлайн-площадке, зависит от текущих производственных запросов. У большинства телеканалов отдел по работе с социальными сетями интегрирован в существующую структуру СМИ (И2, И4, И5), но возможны и другие способы организации работы продвижения контента. Например, создается цифровой отдел не внутри структуры телеканала, а как отдельное юридическое лицо: «Структура в “Медиа1” немного другая, в отличие от других каналов или компаний: обычно диджитал-отдел всегда является частью структуры телеканала. В нашем случае он выделен в отдельную структуру. Мы работаем сами на себя, как агентство, которое предоставляет диджитал-услуги телеканалу» (И1). Еще один способ организации работы – привлечение сторонних агентств: «Мы нанимаем агентство, которое сотрудничает с рекламными сетками и размещает анонсы, баннеры, видео о наших премьерах на своих площадках (например, “Яндекс”)» (И3).

Вариативность способов организации работы отделов является также причиной различия в их названиях. Встречаются следующие названия: диджитал-отдел, SMM-отдел, комьюнити-отдел. Однако несмотря на разные названия, функции отделов схожи. Данная вариативность в том числе демонстрирует, что организация работы по продвижению контента телеканалов в соц­сетях не до конца институализирована. Но сам факт того, что многие телеканалы создают в своей структуре штат по продвижению контента в социальных сетях, говорит о том, что эта активность на цифровых площадках становится неотъемлемой частью их производственного процесса.

По оценке информантов, главной целью использования социальных сетей является формирование бренда развлекательного телеканала. «Мы точно знаем, что соцсети создают позиционирование телеканала, а своими публикациями мы формируем у аудитории представление о том или ином проекте» (И4); «Для нас очень важно растить комьюнити, лояльность к бренду. Нам важно, чтобы все просто знали и узнавали “Пятницу!” везде» (И3).

Продвижение бренда неразрывно связано с формированием лояльной аудитории. Среди трудностей, которые называли информанты, можно выделить проблему «сохранения» уже сформированной в прошлом аудитории. В случае, если телеканал создал свои социальные сети давно, у него уже есть аудитория, интересы которой необходимо учитывать, поэтому он не может использовать некоторые инструменты по привлечению новой аудитории. Эта проблема не касается «молодых» развлекательных телевизионных каналов, например телеканала «Ю».

Социальные сети становятся площадкой для прямого контакта аудитории с телеканалом, формируют ее лояльность: «Для нас важно общаться с аудиторией на “ты”, оперативно реагировать на какую-то ситуацию, чтобы быть с людьми на одной волне» (И3). В случае развлекательного контента, коммуникация проходит в интерактивной форме: «В Telegram мы пытаемся быть ближе – мы друг для аудитории. <…> У нас основная стратегия такая: мы твой лучший друг, мы развлекаемся и играем» (И3), «У нас легкий контент. Если это текст, он написан простыми словами. Как общение с друзьями» (И1). Таким образом, в социальных сетях у развлекательных телеканалов формируется образ позитивного пользователя, виртуального друга, который готов поддерживать дружелюбную коммуникацию с аудиторией. Данная «включенность» в коммуникацию предполагает генерацию контента, направленного на прямую реакцию аудитории. Например, в публикациях используются обращения и вопросы. Постоянная коммуникация с пользователями также влияет на формирование режима работы производственных коллективов: «Соцсети – такой продукт, который живет постоянно. В выходные ты все равно залезешь в диджитал, телик работает. Чтобы были выходные у нас, допус­тим, есть SMM выходного дня» (И1). Иногда коммуникация с аудиторией переносится в офлайн, когда для продвижения телевизионного проекта организовывают мероприятия: «Помимо того, чтобы проработать для проекта в соцсетях креативные идеи, нужно еще организовать мероприя­тие. Вот у нас была история – выставка приюта» (И5).

Учитывая эти факторы, сотрудник SMM-отдела находится в режиме постоянной многозадачности. Как следствие, его компетенции представляют собой широкий круг: от организационных до коммуникативных. Например, работа в социальных сетях предполагает постоянную отчетность: «...производство контента – это все весело и хорошо, но есть документооборот» (И2). Специфика процесса производства контента для социальных сетей может также формировать нестандартные задачи: «Дело в том, что ни одна профессия из сферы диджитал не может быть ограничена строгим перечнем обязанностей, всегда могут возникнуть форс-мажорные ситуации, в которых надо действовать здесь и сейчас» (И4).

Изменчивость цифровой среды, появление новых инструментов продвижения контента в социальных сетях, требуют от сотрудников адаптивности: «Я считаю, что круг обязанностей необычайно широк, потому что зачастую нужно быть не только человеком, который разбирается в чем-то узконаправленном, но и в таких моментах, как креатив, создание больших идей для реализации этого креатива» (И5).

Информанты отмечают, что каждая из социальных сетей обладает собственным инструментарием, поэтому профессиональные компетенции сотрудников должны содержать навыки технологической работы с различными площадками. На данный момент телеканалы стараются разделять сотрудников, отвечающих за продвижение контента в разных социальных сетях на разные группы. Это связано в том числе с дифференциацией целевых аудиторий и разными способами продвижения контента для них.

 

Стратегии продвижения телеканала в социальных сетях

Учитывая стремление активно продвигать создаваемый контент и привлекать подписчиков, телеканалы дифференцируют аудиторию разных социальных медиа и эфира: «Аудитория в “Одноклассниках” отличается от <…> Telegram, а эта аудитория отличается от аудитории “ВКонтакте”» (И5); «…у нас на разных площадках сидит разная целевая аудитория, поэтому она в целом сильно отличается от аудитории, которая смотрит ТНТ по телевизору» (И4); «аудитория разная, но она частично пересекается с эфирной» (И2). Несмотря на это, телеканалы все равно предпринимают попытку привлечь аудиторию эфира в социальные сети и наоборот. Например, для того, чтобы привлечь эфирную аудиторию сотрудники телеканала «ТВ-3» во время показа шоу «Утренние гадания» добавили QR-код на специальный телеграм-канал с одноименным названием для того, чтобы увеличить количество подписчиков: «Это 100% чистая аудитория телеканала, которая перешла после просмотра эфира для того, чтобы получить дополнительные ответы на свои вопросы» (И5). Напротив, по мнению эксперта телеканала «ТВ-3», к шоу «Экстра такси» зрителей привлекло продвижение в социальных сетях, т.к. создавалось много специального контента в виде публикаций и вертикальных видеороликов. Однако на данный момент глобально отследить корреляцию между переходом аудитории из социальных сетей на сам телеканал и наоборот невозможно ввиду отсутствия специальной метрики. Можно сделать вывод, что не существует стратегии по производству контента, которая гарантировала бы рост просмотров тех или иных программ: «В любом случае, роль соцсетей достаточно велика в нашем эфире, в нашей доле, поэтому могу сказать точно, что влияют, но не могу сказать, насколько сильно» (И2).

Все информанты отметили то, что ауди­тория и ее медиапотребление существенно изменились за последние несколько лет. Так, телеканалы вынуждены создавать дополнительный контент, избегая прямого повторения эфира. «Мы не дублируем контент, мы стараемся сделать что-то новое. Просто дублирование телевизионного контента теперь работать не будет. Нужно создавать свой тип уникального оригинального контента, который в том числе будет следовать трендам» (И5). Подписчики не будут смотреть полный выпуск шоу или сериала в социальных сетях: «... все знают, что пользователь не будет сидеть 10 минут в социальных сетях и читать один большой пост. Пользователя нужно удержать всего секунд на 15» (И2), «Главная стратегия – делать то, что “залетает”. Мы постоянно пробуем разные форматы, смотрим, на что лучше реагирует аудитория» (И4).

Таким образом, развлекательные телеканалы используют различные стратегии создания и продвижения контента для удержания внимания пользователя. Например, информанты выделили среди активно используемых форматов «ВКонтакте» вертикальные видеоролики: «...это ВК-клипы, которые сейчас очень продвигаются, особенно после ухода Tik Tok» (И2); «Сейчас набирают популярность, хотя не все это признают, вертикальные форматы  это актуальный и важный тренд всех соцсетей, которые используют все телеканалы, в том числе и мы. Мы публикуем много контента этого формата, и в “ВК” он заходит» (И5).

Для вовлечения пользователей телеканалы устраивают различные интерактивы: «Мы постоянно делаем много розыгрышей, конкурсов, создаем короткие мемы, которые просто быстро посмотрел, а через секунду смотришь уже другой» (И2). «Наша задача – создать мощную промо-кампанию проекта, рассказать, о чем он, почему его стоит посмотреть, но сделать это нужно, используя развлекательные формы, всевозможные активации, игры, коллаборации» (И4). Среди наиболее популярных интерактивов выделяются мемы, которые для некоторых телеканалов становятся основой стратегий взаимодействия с аудиторией: «В Telegram мы развлекаем молодую аудиторию именно мемами из “Битвы экстрасенсов”» (И4). «Контент должен быть коротким и мемным, чтобы это хорошо вирусилось в социальных сетях» (И3).

Среди стратегий продвижения представители телеканалов называли и привычные форматы «статичных публикаций» в виде картинки и текста, дополнительных съемок со звездами: «Мы ориентированы на то, чтобы в Telegram был быстрый новостной эксклюзивный контент про звезд, потому что сейчас очень много телеграм-каналов с новостями, это сейчас популярно. Мы стараемся давать этот эксклюзив, потому что у нас много собственного контента с концертов, где можно много под­снять» (И1).

Разнообразие стратегий можно связать с несколькими факторами. С одной стороны, это связано с предпочтениями аудитории: «Основные рубрики у нас из месяца в месяц, из года в год идут и не меняются, потому что пользователям нравится, они довольны и счастливы. Только внедряем что-то новое, если появляются новые форматы» (И2). С другой – разно­образие определяют постоянно меняющиеся алгоритмы социальных сетей: «Нужно своевременно нащупывать алгоритмы соцсетей и под них подстраиваться» (И4). Так, например, формат «кругов» в Telegram активно использовал телеканал СТС: «Мы любим тренды. Мы часто баловались кружочками, но однажды поняли, что пользователи немного от них устали, поэтому ненадолго их убрали. Скоро в этом формате по­явятся “Импровизаторы” – это произведет очередной фурор» (И2).

Таким образом, основной задачей развлекательного телевидения в социальных сетях выступает стремление сформировать бренд телеканала для интернет-аудитории. Для достижения данной цели производители онлайн-контента используют различные стратегии создания и продвижения, учитывая изменения среды и предпочтения аудитории. Согласно полученным данным, информанты готовы внедрять новые инструменты в свою работу. Главное – производимый контент должен быть трендовым, т.к. именно этот показатель эксперты определяют как главенствующий. Следование трендам социальных сетей позволяет не только привлечь новую аудиторию, но и продемонстрировать современность и актуальность бренда телеканала.

 

Выводы

На основании проведенных глубинных интервью с экспертами – представителями развлекательных телеканалов можно сделать ряд выводов, касающихся стратегий продви­жения контента и позиционирования бренда традиционного СМИ в социальных сетях. Прежде всего исследование демонстрирует, что телеканалы, производящие развлекательный контент, больше не представляют свою работу без социальных сетей. Так, ответы информантов, касающиеся прогностического блока вопросов, не допускали возможности прекращения работы по созданию контента в социальных сетях. В связи с этим можно говорить о процессах институционализации отделов, занимающихся соз­данием контента для цифровых площадок. И хотя институционализация этих профессиональных практик только формируется, каждый телеканал имеет собственную уникальную структуру по работе с контентом в социальных сетях (от аутсорсинг-компаний до диджи­тал- и SMM-отделов). Название структуры, которая организуется телеканалом для этих целей, отличается так же, как отличается функциональный набор компетенций ее сотрудников.

Разнообразны способы продвижения контента в социальных сетях: для одних телеканалов социальные сети используются с целью продвижения эфирного контента, для других – это отдельная самостоя­тельная медиаплощадка с уникальным, отличающимся от эфирного, контентом. В то же время эксперты выразили общее мнение, что социальные сети создают эффект «прямого контакта» с аудиторией. Таким образом, телеканалы с помощью социальных сетях формируют лояльность аудитории.

Телевизионные редакции воспринимают цифровые площадки как отдельный канал коммуникации, поэтому основной целью не является привлечение пользователей к телевизионному просмотру. Напротив, эксперты осознают разницу аудиторий площадок, не стремятся к их объединению и адаптируют контент под запросы каждой из этих аудиторий. Это связано с тем, что главной целью своей работы все информанты назвали формирование положительного и дружелюбного бренда телеканала у аудитории.

Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что сегодня трансформировались как способы организации производства контента в социальных сетях, так и коммуникативная функция медиа – более тесное взаимодействие с пользователями в социальных сетях воспринимается как важный фактор формирования бренда в медийном поле.

 

Примечания

    1 Итоги четвертого квартала 2022 года «ВКонтакте»: рост выручки на 31% и месячной аудитории в России на 9,6% – до рекордных 79,5 млн. Режим доступа: https://vk.com/press/q4-2022-results (дата обращения: 01.08.2023).

    2 Аудитория Telegram / Mediascope. 2023. Апрель. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/9fb/3nfdyfloew36u7oqs3fip8loz14yad4g/Telegram_Otchet_Mediascope.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

 

Библиография

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 5. С. 11–14.

Волкова И.И., Кемарская И.Н., Лободенко Л.К., Уразова С.Л. и др. Экосистема медиа: цифровые модификации: моногр. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2021.

Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016.

Дзялошинский И.М., Лободенко Л.К., Пильгун М.А. Социальные сообщества и коммуникационные сервисы в эпоху цифровой цивилизации: моногр. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2020.

Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 573–589. DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589

Друкер М.М., Яновская Г.В. Социальные медиа: подходы к дефиниции понятия // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2699 (дата обращения: 10.08.2023).

Дугин Е.Я. Теории среднего уровня в исследованиях информационно-коммуникационных медиасистем // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 1. С. 3–23.

Келлер К.Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. М.: Вильямс, 2005.

Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 61–71.

Кузьмина О.Г. Формирование имиджа бренда в интернет-пространстве: социолинг­вистические и социально-психологические технологии // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 4. С. 431–440. DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(4).431-440

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74–99. DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499

Марченко М.Н., Яроменко А.В. Особенности проектирования визуальных коммуникаций в телевизионной среде // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 1276‒1278.

Миргородская О.Н., Поздняковская Ю.Э. Особенности формирования телевизионного бренда // Вестн. Ростов. гос. эконом. ун-та (РИНХ). 2021. № 2 (74). С. 115–122.

Улюра А.А. К вопросу о телевизионном бренде: алгоритм построения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 1. С. 104–111.

Хант Л. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. М.: Галерия, 2001.

Шацкая А.Д. Контент российских телеканалов в Интернете: технологии размещения и монетизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 129–154. DOI 10.30547/vestnik.journ.6.2019.129154

Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2014. Т.11. № 3. С. 50–55.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. С. 3–16.

 

Bryant A., Mawer C. (2016) The TV Brand Builders: How to Win Audiences and Influence Viewers. London: Kogan Page.

Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

Henry J. (2006) Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York; London: New York University Press.

Дата поступления в редакцию: 19.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023