Архив



Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период



Елена Мартыненко, Валентин Матвиенко, Алексей Малаховский

Ссылка для цитирования: Мартыненко Е.В., Матвиенко В.В., Малаховский А.К. Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 70−79. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.7079



УДК 070(410)«312»
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.7079
EDN: YWBXZO


© Мартыненко Елена Викторовна
доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории журналистики филологического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Россия), martynenko-ev@rudn.ru

© Матвиенко Валентин Викторович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Россия), matvienko-vv@rudn.ru

© Малаховский Алексей Кимович
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Россия), malakhovskiy_ak@pfur.ru



Ключевые слова: СМИ Великобритании, концентрация капитала, монополизация, медиарынок, корпорации.

В статье рассмотрены основные тенденции развития СМИ Великобритании в 2022–2023 гг. На основе данных британских государственных и общественных источников проанализировано состояние медиарынка страны по сегментам и выявлены особенности в области концентрации капитала, соотношения между новыми и традиционными СМИ на цифровых медиаплатформах. Авторы также оценили степень доверия аудитории британским средствам массовой информации.

 

Теоретическая база исследования

СМИ Великобритании традиционно находятся в центре внимания российских исследователей. В трудах С.И. Бегло­ва (2002), В.С. Соколова и С.М. Виноградовой (2000), А.Г. Рихтера (1991, 2002), Е.Л. Вартановой (2003, 2019 (ред.)), Е.Б. Киселевой (2015, 2022), Ю.М. Власова (1976), В.А. Матвеева (1986, 1986 (ред.)), Я.Н. Засурского (2011), Б.И. Любимова (2006, 2007) рассматриваются идеологические и пропагандистские аспекты функционирования британских СМИ, особенности теле- и радиовещания, прессы. Медиаландшафт Великобритании изучается в научных статьях С.С. Бод­руновой (2013 (а, б)), А.В. Пустовалова (2013), А.А. Пог­наевой (2006), М.В. Захаровой, А.А. Гладковой, Е.Б. Киселевой (2018), И.А. Кумылгановой, Н.К. Куцепаловой (2021), Г.С. Филаткиной, П.А. Киреевой (2022). Указанные труды посвящены специальным аспектам деятельности британских СМИ, в них применяются методы научного наб­людения, обобщения, линг­вострановедческий подход к изучению британских СМИ, конкретно-исторический метод, которые используют и авторы данной статьи. Кроме того, мы также опирались на труды следу­ющих англоязычных авторов: К. Сеймур-Юр (Seymour-Ure, 1991), Э. Марр (Marr, 2004) М. Конбой (Conboy, 2011), А. Расбрингер (Rusbringer, 2018), М. Вулфф (Wolff, 2023).

Эмпирическую часть исследования составили материалы британских и американских СМИ (The Guardian, Mail Online, Variety), а также статистические данные государственного регулятора СМИ Ofcom, общественных организаций Media Reform Coalition, Broadcasters Audience Research Board (BARB), Public Interest Foundation, The European Association of Daily Newspapers in Minority and Regional Languages (MIDAS).

 

Результаты исследования

Традиционные СМИ против высокотехнологичных холдингов. Гиганты Alphabet (Google и YouTube) и Meta1 (Facebook2, Instagram3 и WhatsApp) доминируют на британском медиарынке. Эти глобальные корпорации практически монополизировали онлайн-рек­ламу, базы данных пользователей Интернета, дистрибуцию медиаконтента и агрегацию новостей в Великобритании.

Современные цифровые технологии и онлайн-платформы значительно трансформировали британскую медиасреду и аудиторию: свыше 57 млн британцев являются активными пользователями социальных сетей4. Доля аудитории таких внеэфирных форматов, как аудио- и видеостриминговые сервисы, возросла с 29% в 2017 г. до 40% в 2022 г.5, 64% британской аудитории пользуются онлайн-сервисами для того, чтобы ознакомиться с новостями6. Десять из 15 веб-сайтов, приложений и платформ контролируется корпорациями Meta, Alphabet и X Corp, 72% аудитории обращаются к сервисам корпорации Meta и 71% –Alphabet7 (см. табл. 1).

Таблица 1. Топ-15 онлайн-источников новостей (2022 г.)

Источник новостей

Компания

% от населения Великобритании

Facebook

Meta

33,4

BBC

(сайт и приложение)

BBC

28,3

YouTube

Alphabet

21,3

Google

(поисковик)

Alphabet

20,4

Twitter

X Corp

19,5

Instagram

Meta

14,9

WhatsApp

Meta

14,7

Daily Mail

(сайт и приложение)

DMG Media

11,0

Guardian и Observer

(сайт и приложение)

Guardian Media Group

10,9

Google News

Alphabet

10,7

Sky News

(сайт и приложение)

Comcast

10,4

Apple News

(приложение)

Apple

8,9

Tik Tok

ByteDance

8,0

Сайты и приложения местных газет

7,6

Snapchat

Snapchat

6,0

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

 

На рисунке приведены данные по кросс­платформенному охвату новостных эфирных, печатных и онлайн-СМИ. В этой категории массмедиа два общественных вещателя – ВВС и ITN – занимают лидирующее положение, при этом Sky News, входящая в холдинг Comcast, группы DMG Media и News Corp занимают значительную долю в данной категории.

Facebook, Instagram и WhatsApp (Meta), а также Google (Alphabet) и X/Twitter используются британцами в качестве источников новостей намного чаще чем традиционные национальные теле- и радиовещатели, пресса. Управление по конкуренции и рынкам (СМА) в 2019 г. установило, что около 2/5 трафика традиционных печатных СМИ Великобритании шло через Google и Facebook. Более половины пользователей получают новостной контент в поисковых системах, среди которых доминирует Google, 3/4 британской интернет-аудитории – в Facebook, WhatsApp и YouTube8.

mediaalmanah.5.2023.7079-1.png

Рисунок. Кроссплатформенные провайдеры новостей (2023 г.)
Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

 

Скандал 2012 г. (закрытие газеты News of the World) до настоящего времени сказывается на корпорации Р. Мэрдока News Corp: не прекращаются суды с британскими политиками, знаменитостями и рядовыми гражданами по обвинениям во взломе персональных телефонов, харассменте, вторжении в личную жизнь9. Корпорация Reach и относительно новые вещатели GB News и TalkTV вынуждены участвовать в разбирательствах с регулятором Ofcom в связи с антивакцинными кампаниями времен пандемии COVID-19 и прочими нарушениями10. При этом ни Meta, ни Alphabet, несмотря на постоянную критику за злоу потребление своим монопольным положением, не вовлечены в многолетние суды.

Британская пресса: падение тиражей. Несмотря на то, что в период пандемии ряду газет удалось приостановить сокращение тиражей и даже увеличить их (Киселева, 2022), долгосрочная тенденция снижения тиражей продолжилась. В 2020–2022 гг. общий тираж национальных ежедневных газет упал на 4,6%, а начиная с 2017 г. – поч­ти на 40% (с 675 887 экз. до 412 821 экз.). Как видно из данных, приведенных в таб­лице 2, газета Metro (корпорация DMG) вошла в тройку лидеров наряду с Daily Mail (DMG) и с The Sun (News UK). Еще существеннее снизились тиражи общенациональных воскресных газет (см. табл. 3).

 

Таблица 2. Динамика тиражей общенациональных британских газет (2020–2023 гг.)

Газета

Тираж

Доля 2022 г. (%)

2022 г.

(кол-во экз.)

Изменения 2022/2023 (%)

2020 г.

(кол-во экз.)

Изменения 2020/2021 (%)

The Sun

23,31

1 058 350

-5,87

1 102 263

-3,98

Metro

22,50

1 021 687

13,08

754 922

35,34

Daily Mail

18,83

855 229

-9,21

1 028 879

-16,88

The Times

7,24

328 700

-2,72

323 817

1,51

Daily Mirror

6,82

309 663

-12,62

397 379

-22,07

Daily Telegraph

5,14

233 255

-8,97

264 520

-11,82

Daily Express

4,39

199 232

-14,70

258 665

-22,98

Daily Star

3,98

180 595

-15,30

243 474

-25,83

The Independent

3,10

140 646

-1,90

163 417

-13,93

Financial Times

2,53

114 924

2,00

108 809

5,62

Guardian

2,17

98 755

-7,93

115 626

-14,59

Всего

100

4 541 034

-3,96

4 761 770

-4,64

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

 

Таблица 3. Динамика тиражей британских воскресных газет (2020–2022 гг.)

Газета

Тираж

Доля 2022 г. (%)

2022 г.

(кол-во экз.)

Изменения 2021/2022 (%)

2020 г.(кол-во экз.)

Изменения 2020/2022 (%)

Mail on Sunday

26,20

728 164

-11,81

894 207

-18,57

Sun on Sunday

24,51

681 067

-15,58

917 018

-25,73

Sunday Times

17,60

489 023

-12,74

600 811

-18,61

Sunday Mirror

8,52

236 740

-17,25

327 251

-27,66

Sunday Express

6,24

173 520

-15,68

229 148

-24,28

Sunday Telegraph

5,82

161 749

-17,88

223 763

-27,71

Observer

4,37

121 327

-11,86

149 004

-16,90

Daily Star Sunday

3,66

101 769

-19,33

148 933

-31,73

Sunday People

3,08

85 606

-21,71

127 728

-32,98

Всего:

100

4 541 034

-3,96

4 761 770

-4,64

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

 

Согласно данным за июль 2023 г., корпорации DMG Media, Reach и News UK занимают 2/3 рынка онлайн-аудитории. Несмотря на то, что сайт ВВС находится на первом месте (аудитория 37, 9 млн чел.), опережая The Sun (24,3 млн чел.), Mail Online (23,9 млн чел.) и Mirror (22,7 млн чел.), три последних сайта вместе занимают значительную долю рынка – 41% (см. табл. 4). Корпорации традиционных газетных СМИ News Corp UK, DMG Media и Reach составляют тройку лидеров по годовым доходам11.

 

Таблица 4. Ведущие новостные бренды Великобритании (2023 г.)

Новостной бренд

Аудитория (млн)

Изменение аудитории по сравнению с 2022 г. (%)

Доля аудитории (%)

1

BBC

37,7

-3

75

2

Mail Online

23,9

-2

48

3

The Sun

22,8

-19

46

4

The Guardian

21,7

-8

43

5

Mirror

21,6

-11

43

6

The Independent

20,6

-11

41

7

Sky News

18

-5

36

8

ITV

14,8

5

30

9

Metro

14,6

-26

29

10

The Telegraph

13,5

-27

27

11

Money Saving Expert

13,2

-2

26

Источник: Majid A. (2023) Top 50 UK News Websites: ITV and Mail Online See Double-Digit Growth in October. PressGazette, 26 November.

 

Коммерческие каналы против общест­венного вещания. Разрыв доходов цифровых компаний, предоставлявших услуги «видео по запросу» и традиционных телекомпаний в 2022 г. только увеличился (см. табл. 5). Так, Netflix заработала в четыре раза больше, чем ВВС, доходность этого стримингового сервиса с 2020 г. возросла на 29%, в то время как прибыль Amazon по сравнению с 2020 г. увеличилась на 36%, Apple – на 35%, Alphabet – на 59%12.

 

Таблица 5. Компании-поставщики контента (2022 г.)

Платформа

Материнская компания

Резидентство  владельца

Доход  (млн ф. ст.)

Производители контента (общественное вещание и платные каналы по подписке)

British Telecom

British Telecom Group

Великобритания

20,669

Sky (включая Now TV)

Comcast

США

14,051

BBC

BBC Group

Великобритания

5,752

ITV

ITC Plc

Великобритания

3,728

Channel 4

Channel Four Television

Великобритания

1,142

Channel 5

Paramount Global

США

309

Телекоммуникационные компании

Virgin Media O2

Liberty Global & Telefonica

США и Испания

10,381

Vodafone

Vodafone Group Plc

Великобритания

5,687

Three

CK Hutchinson Holdings

Гонконг

2,520

Vodafone и Three

предполагается слияние

Великобритания  и Гонконг

8,207

Talk Talk

Tosca IOM Ltd

Великобритания

1,455

Видео по запросу

Prime Video

Amazon Inc

США

402,429

Apple TV

Apple Inc

США

303,427

YouTube

Alphabet Inc

США

221,450

Disney+

Disney

США

66,094

Netflix

Netflix Inc

США

24,753

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

 

В таблице 6 приведены данные об услугах «видео по запросу» за 2023 г., отражающие доминирующее положение Netflix. Согласно данным комиссии по изучению вещательной аудитории (BARB), за июль 2023 г. доля аудитории ВВС составляет 31,5%, на втором месте ITV с 21,4%. Несмотря на то, что компания Sky в три раза прибыльнее ВВС, она привлекает лишь 1/3 от количества зрителей компании. Однако, когда в отчете BARB речь идет о доходах от подписки на видеоуслуги, доля аудитории ВВС снижается до 19,7%. Компания Netflix привлекла большую аудиторию по сравнению со Sky/NBC Universal, Channel 4 и Channel 5, в то время как видеохостинги по количеству просмотров превзошли все другие категории компаний13.

 

Таблица 6. Количество подписчиков «видео по запросу» в Великобритании (II квартал 2023 г.)

Платформа

Домохозяйства (млн)

% от домохозяйств с любой подпиской

Доля (%)

Netflix

16,1

87,2

37,6

Amazon Prime Video

12,1

65,6

28,3

Disney Plus

6,7

36,4

15,7

Now TV

1,8

9,8

4,2

Apple TV+

1,6

8,5

3,7

Paramount+

1,5

8,0

3,5

Xbox Live

1,4

7,5

3,3

Discovery

1,2

6,3

2,7

BritBox

0,3

1,5

0,6

HayU

0,2

1,0

0,4

Итого (одна подписка) 18,5 млн

Итого (несколько подписок) 42,8 млн

Источник: Monthly Viewing by Channel/Service. October 2023.

 

В сфере радиовещания количество коммерческих аналоговых и цифровых радиостанций значительно превышает ВВС (см. табл. 7): из 318 местных аналоговых радиостанций BBC имеет пять общенацио­нальных радиостанций, три общенацио­нальные коммерческие радио­станции принадлежат компаниям Bauer (Absolute Radio), Global Radio (Classic FM) и Wireless Group, входящая в состав News UK (Talk Sport). BBC владеет 46 местными радиостанциями, коммерческим компаниям принадлежит 270 местных радиостанций, испытывающих давление монополий14. По данным отчета MIDAS/RAJAR, в Великобритании 12,8 млн чел. слушают подкасты (на 2,6 млн чел. больше, чем в 2020 г.15), 40% из них предпочитают ВBC Sounds16.

 

Таблица 7. ВВС и коммерческое радиовещание: общенациональное и местное (август 2023 г.)

Система радиовещания

ВВС

Коммерческие радиостанции

Общенациональные аналоговые радиостанции

5

3

Местные аналоговые радиостанции

46

270

Общенациональные цифровые радиостанции

11

44

Местные цифровые радиостанции

50

606

Источник: Monthly Viewing Summary. October 2023.

 

Проблема доверия СМИ. Отставка главы ВВС Р. Шарпа, покрывавшего Б. Джонсона, отстранение популярного ведущего спортивных программ Г. Линекера после его критики политики правительства не способствовали укреплению доверия аудитории к СМИ. Согласно данным отчета Института Рейтер, доверие британской аудитории к СМИ в течение последних восьми лет постоянно снижается (с 51% в 2015 г. до 33% в 2023 г.). Наибольшим доверием пользуются новости ВВС (61%), Channel 4 (59%), ITV (58%), Financial Times (57%), Guardian и Sky (51%)17. Традиционные СМИ, в отличие от таблоидов и социальных сетей, воспринимаются аудиторией как более надежный источник информации.

 

Выводы

Для медиарынка Великобритании постковидного периода (2022–2023 гг.) характерно продолжение тенденций, наметившихся в последние годы: дальнейшая концентрация капитала и поглощения СМИ как общенационального, так и регионального уровня, снижение тиражей общенациональных и местных печатных периодических изданий.

Корпорация ВВС остается на лидирующих позициях на телевизионном рынке, однако уступает коммерческому телевидению и стриминговым платформам (Netflix) по уровню доходности, а на рынке радиовещания уже проигрывает коммерческим радиостанциям вследствие непродуманной стратегии в эпоху цифровизации.

Игнорируя правила Ofcom, медиакорпорации Alphabet, Meta, X/Twitter доминируют в сфере потребления и распределения как развлекательного, так и новостного контента на британском рынке. Судебные тяжбы медиакорпораций News UK и Associate Newspapers, политическая нестабильность правительства консерваторов, неопределенность в общественных настроениях на фоне пропагандистских кампаний усу­губляет сложившееся в последние несколько лет недоверие британской аудитории к массмедиа, причем традиционные СМИ сохраняют большую степень доверия ауди­тории. Несмотря на продолжающиеся призывы части журналистской общественности страны к перезагрузке системы британских СМИ, именно существующие тенденции определят развитие медиаиндустрии в ближайшем будущем.

 

Примечания

1 Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

2 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

3 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

4 Media Nations UK 2023. Ofcom, 03 August. С. 65, 69. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0029/265376/media-nations-report-2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

5 Media Nations 2018 Interactive Report. Ofcom, 18 July. С. 21. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/tv-radio-and-on-demand/media-nations-reports/media-nations-2018 (дата обращения: 04.08.2023); Media Nations UK 2023. Ofcom, 03 August. С. 7. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0029/265376/media-nations-report-2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

6 Ofcom Media Plurality Quantitave Report. October 2022. P. 10. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0028/247546/annex-7-quant-research.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

7 Media Plurality and Online News (2022). Ofcom, 16 November. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/multi-sector-research/media-plurality (дата обращения: 04.08.2023).

8 Online Platforms and Digital Advertising Market Study (2020). Competition and Markets Authority, 01 July. Режим доступа: https://www.gov.uk/cma-cases/online-platforms-and-digital-advertising-market-study (дата обращения: 04.08.2023).

9 Waterson J. (2022) The Sun Faces Fresh Claims of Phone Hacking During Rebekah Brooks Era. The Guardian, 11 October. Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2022/oct/11/the-sun-faces-fresh-claims-of-phone-hacking-during-rebekah-brooks-era (дата обращения: 04.08.2023); Waterson J. (2023) Piers Morgan Knew of Phone Hacking When at the Mirror, High Court Hears. The Guardian, 10 May. Режим доступа: https://www.theguardian.com/uk-news/2023/may/10/piers-morgan-knew-of-phone-hacking-when-at-the-mirror-high-court-hears-prince-harry (дата обращения: 04.08.2023).

10 Cм., напр.: Ofcom Finds GB News in Breach of Due Impartiality Rules. (2023) Ofcom, 18 September. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/news-centre/2023/ofcom-finds-gb-news-in-breach-of-due-impartiality-rules (дата обращения: 04.08.2023).

11 Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report. Режим доступа: https://www.mediareform.org.uk/wp-content/uploads/2023/10/Who-Owns-the-UK-Media-2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

12 Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report. Режим доступа: https://www.mediareform.org.uk/wp-content/uploads/2023/10/Who-Owns-the-UK-Media-2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

13 Monthly Viewing by Channel/Service. October 2023. Режим доступа: https://www.barb.co.uk/monthly-viewing/(дата обращения: 10.08.2023).

14 Hall R. (2023) BBC Confirms It Will Cut 48 Jobs in Local Radio Overhaul. The Guardian, 31 October. Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2022/oct/31/bbc-confirms-it-will-cut-jobs-local-radio-overhaul (дата обращения: 09.08.2023).

15 Measurement of Internet Delivered Audio Services (MIDAS). Spring 2023. C. 7. Режим доступа: https://www.rajar.co.uk/docs/news/MIDAS_Spring_2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

16 Ofcom UK Podcast Survey 2023. Режим доступа: https://www.adambowie.com/blog/2023/04/ofcom-podcast-survey-2023/ (дата обращения: 02.08.2023).

17 Reuters Institute Digital News Report 2023. C. 59. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2023-06/Digital_News_Report_2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

 

Исследование выполнено в рамках инициативной НИР кафедры теории и истории журналистики РУДН № 050737-2-000 «Исследование медиасистем и медиаиндустрии России и мира: научно-образовательная компонента».

 

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Бодрунова С.С. (а) Британские таблоиды в электоральном процессе: пример медиакратии или «слабая сила»? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 4. С. 55–74.

Бодрунова С.С. (б) Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «Таблоидных поворотов» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. 2013. № 1. С. 188–206.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей (Информационные материалы прессы на службе буржуазной пропаганды). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Зарубежная печать (средства массовой информации Великобритании, Франции, ФРГ, Италии): учеб. пособие / под. ред. В.А. Матвеева. М.: МГИМО, 1986.

Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 2. С. 3–7.

Захарова М.В., Гладкова А.А., Киселева Е.Б. Влияние дигитализации на ежедневную прессу Франции, Нидерландов и Великобритании: основные тенденции // Меди@ль­ма­нах. 2018. № 4. С. 82−94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2018.82–94

Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я.Н. Засурского. М: Фак. журн. МГУ, 2015.

Киселева Е.Б. Газета «Таймс»: смена владельцев и трансформация содержания // Качественная пресса в медийных структурах: кол. моногр. / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Фак. журн. МГУ, 2015. С. 22–60.

Киселева Е.Б. Особенности развития британских национальных новостных брендов в сфере печати в 2020–2021 гг. // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 86−94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.8694

Кумылганова И.А., Куцепалова Н.К. Brexit в контексте основных британских ценностей // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 103–111. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.103111

Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. М.: ВК, 2006.

Любимов Б.И. СМИ Великобритании в 2006 г. // Медиаскоп. 2007. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/сми-великобритании-в-2006-г (дата обращения: 22.08.2023).

Матвеев В.М. Великобритания: итоги политики консерваторов. М.: Знание, 1986.

Погнаева А.А. Современные тенденции развития СМИ Великобритании // Лингвострановедение, методы анализа, технология обучения: сб. ст. М: МГИМО-Университет, 2006. С. 128–133.

Пустовалов А.В. Пресса Великобритании: между «бумажным» прошлым и цифровым будущим // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 3 (23). С. 191–204.

Рихтер А.Г. Забастовка в отражении английской консервативной и коммунистической печати: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1991.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: учебник для студентов вузов, обуча­ющихся по специальности «Журналистика». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Филаткина Г.С., Киреева П.А. Особенности бизнес-моделей и динамика финансового положения британских качественных изданий в 2016–2020 гг. // Медиаскоп. 2022. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2771 (дата обращения: 23.07.2023).

Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2019.

 

Сonboy M. (2011) Journalism in Britain: A Historical Introduction. London: Sage.

Marr A. (2004) My Trade: A Short History of British Journalism. London: Macmillan.

Rusbringer A. (2018) Breaking News: The Remaking of Journalism and Why It Matters Now. London: Canongate Books.

Seymour-Ure C. (1991) The British Press and Broadcasting Since 1945. Oxford; Cambridge: Basil Blackwell.

Wolff M. (2023) The Fall: The End of the Murdoch Empire. London: Bridge Street Press.

Дата поступления в редакцию: 19.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023