Архив



Особенности медицинского дискурса The Wall Street Journal и The New York Times (сопоставление допандемийного и постпандемийного периодов)



Надежда Адрова

Ссылка для цитирования: Адрова Н.С. Особенности медицинского дискурса The Wall Street Journal и The New York Times (сопоставление допандемийного и постпандемийного периодов) // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 80−89. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.8089



УДК [070.44:61](73):616-036.21:81’42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.8089
EDN: YYTOVU


© Адрова Надежда Сергеевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), nadina3991@yandex.ru



Ключевые слова: медицинский дискурс, The Wall Street Journal, The New York Times, пандемия, повестка дня.



Статья посвящена анализу особенностей медицинского дискурса в известных американских изданиях The Wall Street Journal и The New York Times в 2019 и 2022 гг. Актуальность работы определяется потребностью общества получать достоверную и полную информацию медицинского характера, особенно в контексте пандемии COVID-19. Результаты исследования позволили выявить сходства и различия в подходе к медицинскому дискурсу в двух престижных деловых изданиях США, а также оценить их вклад в формирование медицинского дискурса как части медийного.

 

Предпосылки исследования и его актуальность

В настоящее время наблюдается широкая и глубокая медиатизация общественной жизни, в том числе в контексте популяризации научного знания (Вартанова (ред.), 2015). Медицина в ее практическом применении – и как социальный институт, выполняющий общественно значимую миссию, и как индустрия, оказывающая потребителям определенные услуги; и в научном теоретическом понимании – как область знаний и инновационных разработок – подверглась медиатизации довольно сильно (Фролова, Стрига, 2020). Этому способствуют естественные эволюционные процессы развития общества: повышение качества жизни, формирование здорового образа жизни как модной тенденции, стремление к хорошему внешнему виду и самочувствию как стилю жизни, а также урбанизация, цифровизация и развитие технологий, в том числе в сфере медицины, появление новых форм взаимодействий с медицинской сферой (телемедицина, онлайн-консультации, доступность контента о здоровье в СМИ, в блогах медицинских экспертов) и др. Стремление людей к саморазвитию и улучшению собственной жизни тесно связано с укреплением и сохранением здоровья, предупреждением и вылечиванием болезней, что становится одной из ключевых мотиваций медиапотребления соответствующего по теме контента для разных возрастных групп (Дунас (ред.), 2021). Здоровье является наивысшей ценностью современного общества, а продление качества и продолжительности жизни невозможно без его сбережения и сохранения. Особенно остро забота о здоровье вышла на первый план в общественном диалоге во время пандемии коронавируса. Тогда не только доля контента, посвященного здоровью, увеличилась в несколько раз, но и место медицинской тематики в повестке дня существенно изменилось – медицина стала такой же прио­ритетной темой, как политика и общество (Фролова, Стрига, 2020).

Несмотря на уменьшение количества материалов СМИ, посвященных медицинской тематике после завершения пандемии коронавируса и появления более актуальных тем, медицинский дискурс в целом имеет ряд возможностей для реализации в массмедиа. Для этого существует несколько предпосылок.

Во-первых, ежегодная заболеваемость россиян в осенне-зимний период (ОРВИ, ОРЗ, грипп, коронавирус и др.) провоцирует увеличение количества публикаций, включающих медицинский дискурс. По аналогии с периодом распространения COVID-19 в данный период журналисты могут публиковать информацию о статистике заболеваемости в различных регионах, привлекать читателей к вакцинации, знакомить с рекомендациями ВОЗ, Министерства здравоохранения и т.д.

Во-вторых, медицинский дискурс может быть реализован в современных печатных СМИ в связи с повышенной актуаль­ностью темы здорового образа жизни и здорового питания. Так, в некоторых газетах и журналах (например, узконаправленных) публикуются статьи, включающие различные рекомендации врачей-диетологов, гастроэнтерологов и т.д. Однако в данном ключе остается актуальной проблема распространения деструктивных социальных практик: предложение читателям непроверенных видов диет, биологически активных препаратов и прочих советов, которые могут быть расценены как недостоверные или требующие личной консультации у медицинских специалистов (в большей степени присуща неинституционализированным медиа и производителям контента) (Вартанова, 2023; Макеенко, Вырковский, 2021). Кроме того, целесообразно отметить, что медицинский дискурс может быть реализован не только в статьях на медицинские темы. Так, различные медицинские термины и иные сведения могут быть включены журналистами в различные публикации, то есть медицина может освещаться в контексте других тем.

Сегодня динамичные изменения в сфере цифровых медиакоммуникационных технологий и рост влияния новых игроков медиасреды открывают простор для распространения медицинской информации, в том числе о рисках для здоровья, методах их устранения и профилактики, что улучшает медицинскую образованность людей и способствует внедрению идеологии заботы о здоровье (Кажберова, 2019). Тем не менее из-за обилия каналов коммуникации и коммерциализации в секторе здравоохранения этот процесс может иметь двойственные последствия, поскольку преобладание неинституционализированных источников информации может способствовать распространению вредных для здоровья практик. Тем более ценно обратиться к изучению опыта традиционных СМИ – качественных американских газет – чтобы изучить, какие характерные особенности медицинского дискурса являются классическими атрибутами журналистского мастерства и высокого профессионального стандарта (Вырковский, 2009).

 

Обзор теоретической литературы

Хотя именно медиакоммуникации во всем их многообразии форматов, устройств и доступа играют огромную роль в информационной сфере, проникая в нашу жизнь и оказывая влияние на здоровье и благополучие населения, ключевым инструментом просвещения общества в вопросах здоровья и медицины остается журналистика (Вартанова, 2015). В настоящее время к поиску информации по профилю медицины и фармации прибегает все большее количество людей. Им важно, чтобы эта информация была правдивой, актуальной, а также чтобы она была написана простым и понятным языком, без обилия сложных медицинских терминов. Т.И. Фролова полагает, что медицинская журналистика имеет огромное значение для формирования правильного понимания здоровья и помощи людям в принятии обоснованных решений в вопросах здравоохранения. Ведь информацию о здоровье ищут люди разных возрастов, от школьников (пик интереса приходится на подростковый возраст) до людей пенсионного возраста (в связи с возрастными ухудшениями самочувствия).

Медицина и фармацевтика сегодня являются одними из самых быстро развивающихся областей во всем мире. В.В. Кажберова указывает на необходимость содействия становлению института общественного здоровья как одной из первоочередных задач, стоящих перед журналистским цехом страны (Кажберова, 2019). Распространение знаний, терминов и прочей информации, включенных в медицинский дискурс посредством средств массовой информации, может способствовать их популяризации, что имеет несколько ключевых преи­муществ. Во-первых, в медиапространст­ве будет распространяться достоверная профессиональная информация. Во-вторых, качество медиа и информационного пространства будет повышаться. В-третьих, у получателей подобной информации – широкой общественности, читателей печатных СМИ – будет повышаться общая медицинская грамотность (Кожарнович, 2021). Все эти преимущества связаны между собой.

Под медицинским дискурсом принято понимать сферу профессионально-коммуникативного взаимодействия медицинских работников (Желязовска-Собчик, 2019) либо письменные и устные коммуникативные практики в медицинской профессии (Макушева, Ковалева, 2014; Шибанова, 2016). Научные термины и медицинская терминология широко используются в текстах для точности и передачи специфики медицинской проблематики. Медицинские концепции и описания заболеваний представлены в понятной и легко усваиваемой форме для широкой аудитории. Это позволяет делиться медицинскими знаниями с как можно большим количеством людей и увеличивать осведомленность общества (Коханова, Штепа, 2010). Важной особенностью медицинского дискурса является сочетание научно-медицинских данных с личными историями пациентов. Это позволяет людям лучше понять конкретные случаи болезни, сопереживать пациентам, способствуя созданию эмоциональной связи с читателями. Еще одной отличительной особенностью медицинского дискурса в газетах и журналах является актуальность. Информация о новейших методах диагностики и лечения, медицинских исследованиях и открытиях регулярно обновляется, что делает эту область знаний динамичной и привлекательной для читателей (Воскобойникова, Ушакова, Рязанцев, 2022).

В связи с этим под «медицинским дискурсом» в рамках настоящего исследования мы понимаем совокупность текстов в медиапространстве, посвященных медицинской тематике, реализуемых для массовой аудитории профессионалами медиасреды  журналистами, медиакоммуникаторами и т.д., обладающих определенной спецификой – использованием языковых средств, свойственных научному и профессиональному дискурсам. Таким образом, медицинский дискурс в нашем исследовании – это часть медийного дискурса, а не часть научного или профессионального дискурса, которые изначально опираются на иные лингвистические и экстралингвистические параметры. Медицинский дискурс в газетах и журналах отличается научностью и одновременно доступностью научной информации для массового читателя, акцентом на повседневную культуру жизни представителя аудитории медиа – профилактику и здоровый образ жизни, использование личных историй пациентов (Суворова, 2009). Исследователи медицинского дискурса признают такую форму его бытования, как «научно-популярный медицинский дискурс» (Степанова, 2019: 95), понимая, что научно-популярная литература в области медицины востребована среди широкой аудитории. В отличие от строгих и сухих научных текстов, научно-популярные статьи и книги представляют информацию в более доступной и интересной форме, не перегружая читателя медицинской терминологией. Реципиент медицинского дискурса в нашем понимании – это прежде всего медиапотребитель, а не пациент, ожидающий приема врача.

 

Результаты исследования

Эмпирическая база настоящего исследования сформирована материалами качественных американских изданий The Wall Street Journal и The New York Times в 2019 и в 2022 гг. Эти два года были выбраны для сравнения в качестве допандемийного и постпандемийного периодов. В основу гипотезы нашего исследования был положен тезис: пандемия COVID-19 потенциально могла оказать влияние на особенности медицинского дискурса двух анализируемых газет, в частности на представленность тех или иных медицинских тем и журналистских приемов их освещения.

Методом исследования стал контент-анализ опубликованных материалов. Единицей анализа – журналистский текст, т.е. произведенный в условиях редакции материал, за авторством журналиста и опубликованный на страницах исследуемых газет. Всего было изучено 2977 журналистских текстов по 14 параметрам. В параметры были включены: периодичность выхода, тираж печатного издания, жанры публикаций, общее количество материалов медицинской тематики (статей), общее количество материалов в номере (в среднем), общее количество публикаций на исследуемую тематику, количество затронутых областей медицины, области медицины в издании (количество упоминаний); сведения о COVID-19, количество и доля материалов, представляющих интерес для общества, а не для бизнеса, средняя длина текстов, аналитические публикации, условия доступа к материалам.

Исследование ставило целью получение данных о количественном и качественном своеобразии представленности медицинской тематики не в специализированных медицинских, а в качественных общественно-политических изданиях США, чтобы определить основные темы и направления медицинского дискурса в данных газетах за указанный период времени; выявить различия и сходства в подходе к освещению медицинских тем The Wall Street Journal и The New York Times; проанализировать использование специализированной терминологии и стилевых приемов в статьях о медицине в обеих газетах, в том числе изучить присутствие цитирования на авторитетные медицинские источники, оценить представленность медицинской области в целом. Методы исследования включали контент-анализ статей в указанных газетах, а также методы сравнения. Для систематизации и визуализации данных использовался компьютерный анализ.

В период исследования (2019 и 2022 гг.) два авторитетных американских издания The Wall Street Journal и The New York Times активно освещали вопросы, связанные с медициной и здоровьесбережением. Рассмотрим ключевые показатели проведенного исследования по предложенным параметрам (см. табл.).

Таблица. Параметры анализа медицинского дискурса и их показатели (2019, 2022 гг.)

Параметр анализа

The Wall Street Journal

The New York Times

2019 г.

2022 г.

2019 г.

2022 г.

Периодичность выхода (вып.)

365

417

Тираж (экз.)

2,834,000

1,379,800

Жанры публикаций на медицинскую тематику

1) информационная статья; 2) новостная статья; 3) заметка; 4) интервью; 5) репортаж; 6) объявление.

Кол-во статей

17 532

17 128

20 025

19 850

Кол-во материалов в номере (ср. знач.)

48

47

48

47

Кол-во публикаций на медицинскую тематику

378

536

998

1065

Кол-во областей медицины

16

19

21

23

Области медицины в издании (кол-во упоминаний)

терапия (179);
диагностика (61);
хирургия (49);
фармакология (46);
дерматология (43)

терапия (258);
вирусология (78);
диагностика (70);
фармакология (68);
педиатрия (62)

терапия (71);
хирургия (65);
диагностика (58);
педиатрия (41);
дерматология (39)

терапия (90);
вирусология (81);
диагностика (75);
дерматология (37);
педиатрия (28)

Сведения о COVID-19

отсутствуют

503

отсутствуют

645

Материалы на медицинскую тематику, представляющие интерес для общества, а не для бизнеса: кол-во публикаций
(% от общего числа)

68 (18)

123 (23)

264 (39)

289 (41)

Средняя длина текстов на медицинскую тематику (стр.)

2,7

3,1

Аналитические публикации на медицинскую тематику: кол-во публикаций (% от общего числа)

265 (72,6)

302 (82,7)

265 (72,6)

302 (82,7)

Условия доступа к сайту

платный

платный

Источник: исследование автора, 2023 г.

 

Периодичность выхода газеты The Wall Street Journal составляет 365 выпусков в год, The New York Times – 417 выпусков. Первая анализируемая нами газета издается тиражом 2, 834 млн экз., вторая – 1,380 млн экз. Медицинский дискурс в обеих газетах был представлен следующими жанрами: информационная статья, новостная статья, заметка, интервью, репортаж и объявление. Всего в 2019 г. в The Wall Street Journal было опубликовано 17 532 статьи, а в The New York Times 20 025 статей. Тогда как в 2022 г. в The Wall Street Journal было опубликовано 17 128, а в The New York Times – 19 850 статей. В одном номере каждой из газет в 2019 г. в среднем было 48 материалов, а в 2022 г. – 47. Общее количество публикаций на исследуемую тематику составило: в газете The Wall Street Journal в 2019 г. – 378 материалов (2,2% от общего количества публикаций), а в 2022 г. – 536 материалов (3,1% от общего количества). В The New York Times на медицинскую тематику и по вопросам здоровья были опубликованы: в 2019 г. 998 материалов (5% от общего количества материалов), а в 2022 г. – 1065 материалов (5,4%). В обеих газетах освещаются различные области медицины: в 2019 и 2022 гг. в The Wall Street Journal соответственно 16 и 19, в The New York Times – 21 и 23.

Рассмотрим упоминаемость областей медицины более подробно. В 2019 г. The Wall Street Journal 179 раз уделяла внимание терапии, 61 – диагностике, 49 – хирургии, 46 – фармакологии, 43 – дерматологии. В 2022 г. упоминаемость областей медици­ны несколько изменилась: на первом месте по-прежнему осталась терапия (258 упоминаний), однако второе место в связи с пандемией COVID-19 заняла вирусология (78); диагностика и фармакология сохранили присутствие в топ-5 областей медицины, упоминаемых в издании (70 и 68 соответственно), пятое место вместо дерматологии заняла педиатрия (62). В The New York Times ситуация оказалась схожей: в 2019 г. терапия упоминалась 71 раз, хирур­гия – 65, диагностика – 58 раз, педиатрия – 41, дерматология – 39 раз, однако без внимания осталась фармакология. В 2022 г. ситуация изменилась: лидерство сохранила терапия, набрав 90 упоминаний, однако второе место (так же как в газете The Wall Street Journal) заняла вирусология – 81; диагностика упоминалась 75 раз, дерматология – 37 и педи­атрия – 28 раз. Таким образом, для обеих газет характерно замещение темы хирургии темой вирусологии как более актуаль­ной и релевантной аудитории. Эту тенденцию подтверждают и данные об освещении COVID-19: если в 2019 г. газеты не упоминали этот тип вируса ни разу, то в 2022 г. о вирусе COVID-19 писали 503 раза в The Wall Street Journal и 645 раз – в The New York Times.

Поскольку газеты являются деловыми, ориентированными на бизнес-сообщество, упоминание медицинской тематики в большинстве случаев носит коммерциализированный, а не социально ориентированный характер. Именно по этой причине мы произвели расчет такого параметра, как количество и доля материалов, представляющих интерес для общества, а не для бизнеса: то есть таких, которые ставили цель проинформировать аудиторию о вопросах, связанных с развитием медицины и здравоохранения, и не учитывали бы потенциальный коммерческий интерес со стороны предпринимателей. В 2019 г. The Wall Street Journal опубликовал всего 68 таких материалов, что соответствует 18% от общего количества публикаций на тему медицины. В 2022 г. доля социально ориентированных материалов медицинской тематики увеличилась незначительно – до 23% (123 публикации). Газета The New York Times изначально уделяла выполнению социальных функций журналистики больше внимания. В 2019 г. социально ориентированные материалы о медицине составили 39% от общего количества журналистских текстов по исследуемой теме (264 статьи), в 2022 г. – 41% (289 статей). Средняя длина текстов на медицинскую тему в газете The Wall Street Journal составляет 2,7 страницы; в The New York Times – 3,1.

Нами был выбран параметр аналитических публикаций, отражающий внимание газет к бизнес-аналитике, представленной в виде новостей, комментариев, мнений. Пандемия не оказала существенного влияния на этот показатель, сохранив для обеих газет примерно ровный уровень внимания к аналитике: 72,6% в 2019 г. и 82,7% в 2022 г. в газете The Wall Street Journal и 48,2% и 49,16% в The New York Times, подтвердив статус последней – как в большей степени ориентированной на выполнение традиционных журналистских, а не бизнес-задач газеты.

Материалы, публикуемые в печатном издании The Wall Street Journal (также дублируются на интернет-ресурсе), представлены как новостными, так и аналитическими жанрами. При этом в исследуемой выборке большая часть публикаций написана в жанре статьи и обзора, а также статьи-мнения компетентного эксперта, не входящего в редакционный коллектив. В исследуемой выборке материалов в 2022 гг. более 82% составили аналитические статьи (в том числе и материалы экспертов, наиболее часто публикуемые в разделе «Мнения»).

Важно отметить, что медицинская тематика в издании The Wall Street Journal тесно связана с деловыми тематическими линиями (бизнес, предпринимательство, политика). Публикации, где доминиру­ющей темой является медицина или здравоохранение вне предпринимательского контекста в издании, встречаются редко. Можно констатировать, что медицинская тематика в издании The Wall Street Journal не является приоритетной и выступает в качестве сопутствующей при публикации материалов о предпринимательской, политической или социальной деятельности в США. Материалы, в которых медицинская тема является ведущей, появляются в издании при наличии значимых для общества и резонансных информационных поводов. Публикации исследуемой выборки распределены по рубрикам: «Бизнес», «Соединенные Штаты», «Жизнь и работа», «Мнение», «Здоровье», «Политика» и др. Рубрикатор сайта более разнообразен, нежели в печатной версии газеты и включает такие тематические рубрики, как «Здоровье и жизнь», «Забота о здоровье» и др.

Материалы, публикуемые в печатном издании The New York Times, также дублируются на интернет-ресурсе. В исследуемой выборке материалов в 2022 г. более 49% составили аналитические статьи (в том числе и авторские материалы экспертов, публикуемые в разделе «Мнения»), очерки и др. Количество публикаций по исследуемой теме зависит от наличия информационных поводов.

Предлагая качественную характерис­ти­ку медицинского дискурса анализируемых изданий, отметим, что обе газеты уделяют особое внимание деталям и фактам, связанным со сделками фармацевтических компаний. Они предоставляют информацию о размерах выручки совокупных продаж вакцин и лекарственных средств, а также о влиянии, которое эти сделки могут оказать на банковскую сис­тему; о стоимости лекарств и общем сос­тоянии рынка фармакологии; расходах государства на систему здравоохранения; о прогрессе лечения различных заболеваний; о новых технологиях и разработках в фармакологической отрасли; об инвестициях в медицинские исследования; о судебных исках в сфере медицины и проч. Публикации изобилуют статистическими данными, которые приводят сравнение текущих показателей здравоохранения с предыдущими годами, что позволяет читателям иметь более полное представление о ситуации в данной отрасли. Журналисты предоставляют информацию и аргументируют свои утверждения путем цитирования экспертов и представителей различных компаний.

В большинстве исследуемых публикаций проявлен высокий профессионализм и достоверность в предоставлении информации. Это подчеркивает качественные характеристики The Wall Street Journal и The New York Times и подтверждает их статус авторитетных информационных источников. Аккуратность, точность, объек­тивность и другие атрибуты качественной прессы проявлены в строгости в отношении фактов и данных, касающихся медицинских вопросов, что подтверждается отсылками к медицинским исследованиям, статистическим данным по вопросам медицины и экспертным мнениям.

Отдельно следует отметить, что оба издания активно используют визуальные средства выразительности, такие как фотографии, графики и диаграммы, чтобы наглядно представить информацию и усилить ее воздействие на читателя. Это делает материалы более привлекательными для аудитории и легкими к восприятию.

Что касается заявленной в работе гипотезы о влиянии пандемии COVID-19 на особенности медицинского дискурса двух анализируемых газет, в частности на представленность тех или иных тем медицины и журналистских приемов их освещения, то можно констатировать следующее. Вирусология как медицинская сфера действительно обрела центральное место в структуре медицинского дискурса даже после того, как COVID-19 перестал быть чрезвычайной мировой угрозой. Несколько увеличилась и социальная ориентированность публикаций, т.е. журналисты стали больше освещать вопросы медицинского характера, которые напрямую затрагивают интересы граждан, а не предпринимателей. Тем не менее в целом пандемия не изменила сущностные особенности медицинского дискурса в качественных деловых американских изданиях, хотя и актуализировала его.

 

Выводы

Значимость проведенного исследования особенностей медицинского дискурса в The Wall Street Journal и The New York Times в 2019 и 2022 гг. неоспорима. Оба издания являются влиятельными газетами с глобальной аудиторией, и их публикации о медицине и здравоохранении имеют огромное значение для понимания актуальных тенденций в этой сфере. Оперативность в подаче актуаль­ных новостей и аналитический подход к медицинской тематике делает их незаменимыми источниками информации для профессионалов и людей, интересующихся медициной.

The Wall Street Journal и The New York Times обладают различными особенностями в представлении медицинской информации. The Wall Street Journal часто подходит к теме с экономической точки зрения, концентрируясь на финансовых аспектах здравоохранения и их влиянии на рынок. Издание акцентирует внимание на инвестициях в медицинские исследования, новые технологии и разработки, а также на вопросах фармацевтической отрасли. Вместе с тем The New York Times более ориентирована на широкую аудиторию и обычно фокусируется на глобальных проблемах здравоохранения, включая доступность и неравенство в медицине. Газета также уделяет внимание клиническим исследованиям, заболеваниям и тенденциям в общественном мнении относительно медицины.

Уникальность текстов, оперативность и достоверность информации играют значительную роль в привлечении читателей и создании доверия к газетам. The Wall Street Journal и The New York Times являются авторитетными источниками новостей не только в США, но и во всем мире. Их репутация и профессионализм способствуют глубокому анализу и объективности медицинской информации, представленной в их публикациях. Статьи и материалы, связанные с медициной, сохраняют науч­ный стиль и представляют сведения о последних достижениях в медицинской нау­ке и прогрессе в лечении различных заболеваний.

Хотя оба издания активно освещали темы, связанные с медициной и здравоохранением, у каждого из них были свои особенности в подходе к обработке информации. The Wall Street Journal, как деловая газета, уделяла больше внимания экономическим аспектам медицинской индустрии, таким как стоимость лекарств и расходы на здравоохранение. The New York Times, в свою очередь, сконцентрировалась на социальных и политических вопросах, касающихся медицины, – например, доступности медицинской помощи и реформ здравоохранения.

COVID-19 в 2022 г. стал одной из главных тем обсуждения в обеих газетах. The Wall Street Journal уделяла особое внимание экономическим последствиям пандемии, ее влиянию на рынок и разработке вакцин, в то время как The New York Times обращалась к вопросам пандемии с социальной и гуманитарной позиций.

Оба издания предлагали множество мнений и точек зрения различных экспертов и исследователей, что демонстрирует широкий диапазон медицинского дискурса в газетах. В целом анализ особенностей медицинского дискурса в The Wall Street Journal и The New York Times в 2019 и 2022 гг. позволяет сделать выводы о том, что эти издания играют важную роль в формировании общественного сознания о медицинских вопросах. Они освещают ключевые события и способствуют дискуссии о важных аспектах здравоохранения, а также экономики и социальных вопросов, связанных с медициной.

 

Библиография

Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике: заметки исследователя. М.: МедиаМир, 2015.

Вартанова Е.Л. Пересборка медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8–16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816

Воскобойникова А.П., Ушакова С.В., Рязанцев В.А. Российская медицинская журналистика: историческая традиция и актуальные тенденции // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 2. С. 179–192. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-179-192

Вырковский А.В. Деловые журналы России и США: прошлое и настоящее. М.: МедиаМир, 2009.

Желязовска-Собчик М. Дискурс в медицине: краткий обзор мировой литературы // Язык. Текст. Книга: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2019. С. 35–42.

Кажберова В.В. Тема становления института общественного здоровья в российских СМИ // Медиа@льманах. 2019. № 6. С. 68−75. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.6875

Кожарнович М.П. Медиатизация медицинского дискурса: способы, атрибуты и риски // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 4. С. 421–437. DOI: 10.21638/spbu22.2021.408

Коханова Л.А., Штепа В.И. Научная журналистика как фактор развития общества знаний // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 105–106.

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Онлайн-производители развлекательного контента как участники социально-политических процессов // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 24–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.2431

Макушева Ж.Н., Ковалева М.Б. Специфика медицинского дискурса на материале аутентичных текстов по специальности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (35). C. 108–111.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Популяризация науки в России: стратегии медиатизации и противодействия лженауке: Аналитические исследования по государственному контракту № 14.597.11.0010 / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Степанова Е.С. Лингвокогнитивные особенности научно-популярного медицинского дискурса // Вестн. ТГПУ. 2019. № 4. С. 95–101. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-95-101

Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций и задач // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 14–23.

Фролова Т.И., Стрига Е.А. Модели здоровьесбережения в российских региональных СМИ // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 60–73. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.6073

Шибанова Е.Ф. Проблемы медицинской журналистики // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 15 (57). С. 76–78.

Дата поступления в редакцию: 20.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023