Архив



Радиовещание в Норвегии: этапы развития



Вероника Простякова

Ссылка для цитирования: Простякова В.А. Радиовещание в Норвегии: этапы развития // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 90−97. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.9097



УДК 654.191(481)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.9097
EDN: ZLYUOY


© Простякова Вероника Алексеевна
младший научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru



Ключевые слова: NRK и цифровизация, Норвегия, радиовещание, монополия, этапы развития.

В статье анализируются основные факторы, повлиявшие на развитие радиовещания в Норвегии. Как показало исследование, этот сегмент медиаиндустрии стал активно развиваться после отмены монополии Норвежской государственной вещательной компании (NRK), привлечения инвестиционного капитала и введения цифрового формата вещания, что привело к диверсификации системы радиовещания в стране.

 

Теоретическое осмысление проблемы

Исследований о развитии радиовещания в Норвегии немного. Прежде всего необходимо отметить монографию Е.Л. Вартановой (1997), в которой анализируется деятельность радиовещания в странах Северной Европы, и ее же труды (2020, 2022, 2023) о проблемах медиа в условиях цифровизации и развития цифровых платформ. Московская школа исследований представлена также работами Л.Д. Болотовой, О.В. Тихоновой, Л.А. Кругловой (2023), ГГ. Щепиловой, Л.А. Кругловой ((ред.), 2021), рассматривающих историю развития и современное состоя­ние отечест­венной радиожурналис­тики, и Е.Л. Вартано­вой, М.И. Макеенко, А.В. Вырковского (2011) об особенностях деятельности FM-радио­станций.

Среди работ норвежских ученых внимания заслуживают прежде всего труды Х.Ф. Даля и Х.Г. Бастиансена (Dahl, Bastiansen, 1999; Bastiansen, Dahl, 2019), анализирующие историю норвежских медиа, в том числе описывающие историю развития радиовещания в Норвегии, а также исследователей Х. Фоссума (Fossum, 1994), Л.Р. Лагс­лета (Langslet, 1966), изучающих реорганизацию общественного радиовещания.

Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы: экономические отчеты о развитии медиаиндустрии Норвегии Økonomi i norske medievirksomheter1, отчеты Управления по делам СМИ – Medietilsynet2, фиксирующие основные тенденции развития медиаотрасли Норвегии, а также данные Центрального статистического бюро Норвегии3. Цель исследования – выделить основные этапы в развитии радиовещания Норвегии.

 

К истории вопроса

История радиовещания в Европе начинается с 1920 гг. В связи с экономическим кризисом привлекать инвестиционный капитал для развития нового средства массовой информации было сложно. В странах Скандинавии активно развивалось радио­любительство, однако во время Первой мировой войны на радиосвязь были наложены жесткие ограничения, и самодельные радиоустройства стали использоваться только после снятия запретов.

С 1920 гг. радиоклубы действовали во многих городах и поселках Норвегии. В 1922 г. радиолюбители стали добиваться создания радиостанции. Она была основана в 1924 г. как общество с ограниченной ответственностью при участии предпринимателей и содействии Телеграфного управления, которое являлось лицензирующим органом по всем вопросам радиовещания. Компании была выдана эксклюзивная лицензия на ежедневное вещание в пределах 150 км от Осло. В следующем году аналогичная компания с собственным передатчиком была создана в Бергене, еще через год – в Тромсе. Чтобы компания могла приобрести радиопередатчик, ей требовалось не менее 20 тыс. норв. крон, поэтому коммерческий потенциал нового средства массовой информации в условиях экономической нестабильности послевоенного времени оказался труднореализуемым.

Во всех скандинавских странах центральную роль в планировании постоянного радиовещания (сегмент радио как вид СМИ оформился в 1924–1925 гг.) играли власти. В Норвегии Телеграфное управление рассматривало вещание как государственную задачу, однако дефицит бюджетных средств после экономиче­ского спада 1920 г. исключил возможность государствен­ного финансирования, и ставка была сделана на радиолюбителей и предпринимателей. Телеграфный совет лишь по­обещал, что сам будет предварительно утверждать как радиопередачи, так и их распространение. Таким образом, несмотря на частную форму собственности, вещание контролировалось государством. К тому же частные акционеры так и не смогли ни превратить радио в общенациональное средство массовой информации, ни способствовать развитию радио­вещания по всей стране. Через несколько лет Министерство культуры выкупило у них акции и учредило NRK (Norsk Rikskringkasting – Норвежскую государственную вещательную компанию).

 

Результаты исследования

В 1930 гг., в период повышения уровня безработицы, естественно, снизился спрос на приобретение радиоприемников. Рост числа платных лицензий в Норвегии был незначительным, а развитие радиовещания отставало от Дании и Швеции. В 1933 г., по данным официальной статис­тики, радиоприемник был только в 18% домохозяйств страны.

В конце 1930 гг. радиовещание превратилось в развивающуюся отрасль с годовым оборотом в 20 млн норв. крон, что способствовало росту числа слушателей. С 1933 по 1940 г. количество лицензионных платежей выросло почти на 300% (Bastiansen, Dahl, 2019: 168). Когда 9 апреля 1940 г. немцы вторглись в Норвегию, радиоприемники были в половине домохозяйств.

Программы ежедневных радиопередач, за которые газеты поначалу пытались взимать плату с радиовещательной компании, стали публиковаться бесплатно и занимали все более заметное место в газетах. Однако пресса была против того, чтобы NRK транслировала рекламные ролики, как это делали раньше частные компании. Время трансляции рекламных роликов, которые были популярным элементом основной программы, достигало 15 мин в день. Хотя реклама составляла всего 2–3% доходов вещателя, примерно 200 тыс. норв. крон, газеты не собирались от нее отказываться. В прессе началась целенаправленная, экономически мотивированная кампания против рекламы на радио, которая оказала серьезное давление на NRK (Bastiansen, Dahl, 2019: 169).

Во время Второй мировой войны средст­ва массовой информации Норвегии стали инструментом пропаганды. Послевоен­ное время связано с ростом спроса на средства массовой информации. Годовой рост валового внутреннего продукта составил более 4%, что соответствовало цели, постав­ленной Лейбористской партией под руководством премьер-министра Э. Герхардсена. Благодаря более высоким доходам и большему количеству свободного времени люди могли и читать газеты и еженедельные журналы, и слушать радио, и посещать кинотеатры, не ограничивая свое время.

Начиная с 1950 г. радиопередачи NRK на общенациональной радиостанции P1 имели все более широкий охват. Если в 1949 г. лицензию получили 654 тыс. человек, то в 1950 г. эта цифра превысила миллион (рост составил почти 40%,) а к 1960 г. – 3 млн (Bastiansen, Dahl, 2019: 219), лишь незначительно уступив общей численности населения Норвегии. Роль радио в 1950 гг. уникальна в истории норвежских СМИ – ни одна радиостанция не охватывала всего населения страны. NRK стала крупнейшим СМИ, имеющим свой персонал и оборудование для производства радиопрограмм в собственном помещении.

С 1960 по 1980 г. медиаисследователями норвежских СМИ было отмечено параллельное функционирование основных средств массовой информации. С учетом достигнутого охвата населения все они имели многомиллионную аудиторию. Коли­чество лицензий на радиовещание достигло нового рекордного уровня в 1976 г. – 1 318 022 (Bastiansen, Dahl, 2019: 302). Государственная поддержка кинематографа и благоприят­ные условия для развития радио и телевидения – в дополнение к значительным государственным субсидиям прессы с 1969 г. – представляли собой комплексную политику в отношении всех СМИ. Период с 1960 по 1980 г. – это время, на которое пришелся пик государственных программ по поддержке СМИ. Далее ситуа­ция изменилась. (Краткая характеристика основных этапов развития радиовещания в Норвегии с 1920 по 2020 г. приведена в таблице 1.)

 

Таблица 1. Основные этапы развития радиовещания в Норвегии, 1920–2020 гг.4

Период

Характеристика

1920–1930

Появление радиоклубов, частных радиокомпаний. Создание NRK

1930–1940

Активное развитие радиовещания

1940–1950

Радио – инструмент пропаганды. Восстановление системы СМИ

1950–1960

Увеличение времени потребления радиопрограмм

1960–1970

Отсутствие конкуренции между СМИ, введение государственных субсидий

1970–1980

NRK – крупнейшая медиакомпания Норвегии. Рост потребления всех СМИ

1980–1990

Отмена монополии NRK

1990–2000

Появление частных инвесторов, коммерциализация радиорынка

2000–2020

Переход на цифровой формат, цифровизация медиарынка

Наиболее ярким событием стала потеря Норвежской национальной вещательной корпорацией эксклюзивной лицензии на радиотелевещание. Об этом было объяв­лено 16 декабря 1981 г. Таким образом, пятидесятилетняя государственная монополия была ликвидирована, и радиовещание как средство массовой информации оказалось в ситуации, во многом аналогичной той, в которой оно находилось в 1920 гг., когда его развитие определялось частными и местными инициативами.

За этим решением, ставшим одним из знаковых для нового правительства, стоял процесс, который продолжался уже несколько лет, – недовольство монополией NRK. Произошел сдвиг настроений в сторону более либеральной идеологии. В ходе опроса, проведенного в 1978 г. Норвежским институтом общественного мнения, на вопрос о том, является ли исключительное право NRK на ведение радио и телевидения преимуществом или недостатком, 54% ответили, что преимуществом, а 39% посчитали, что «…было бы лучше, если бы монопольное положение NRK было отменено» (Bastiansen, Dahl, 2019: 322).

В феврале 1980 г. комитет, назначенный Консервативной партией в 1978 г., представил доклад «Вещание в Норвегии – перс­пективы и возможности», где впервые был сформулирован план ликвидации монополии NRK с введением местного радио, местного телевидения и спутникового вещания. Отмена монополии сразу же привела к активной деятельности на радио, и в течение последующих пяти лет к желающим участвовать в эфире присоединилось почти 300 новых игроков: политические, религиозные организации, местные радиоассоциации, муниципалитеты и приходские советы. В начале 1980 гг. в радиовещание пришел профессиональный инвестор. Принадлежащая датчанам компания Aller стала первой в сети станций, вещающих под брендом Radio1. С 1988 г. в ограниченном объеме было разрешено транслировать рекламу на радио. В этот период стало развиваться местное радио­вещание. Для NRK появление местного радио имело глубокие последствия. В 1979 и 1980 гг. были введены в эксплуатацию собственные FM-радиопередатчики для трансляции радиостанции P2, которая была создана в 1983 г. и официально начала вещание в следующем году.

Когда на рубеже 1970–1980 гг. местное радио только появилось, в общественных дебатах в странах Северной Европы многие политики и журналисты рассматривали его как реальный путь расширить доступ пуб­лики к средствам массовой информации. Прошло менее двадцати лет, и местное радиовещание развилось в самостоятельную индустрию – с собственной экономикой, программным стилем, проблемами и дос­тижениями (Вартанова, 1997: 140). Таким образом, период с 1980 г. можно назвать переломным для медиасистемы страны. Именно в это время стала оформляться медиасистема Норвегии с ключевыми игроками СМИ. Динамика изменений в сфере местного радио стран Северной Европы в 1990 гг. следовала общей тенденции развития радиовещания в индустриальных странах Запада, приведшей к бурному росту числа региональных радиостанций. Важнейшей причиной стали новые возможности, открывшиеся для местных рекламодателей (Вартанова, 1997: 142).

Для норвежского радио FM-диапазон долгое время был преобладающим, несмот­ря на то, что цифровое радио было создано в Норвегии еще в 1995 г. Тогда компании NRK и P4 организовали свои первые тестовые передачи с помощью цифрового аудио­вещания Digital Audio Broadcasting (DAB). В последующие годы вопрос о цифровизации радио неоднократно поднимался в ходе обсуждений. Министерство культуры видело много преимуществ в переходе на DAB-диапазон: увеличение количества радиопрограмм и радиостанций, обеспече­ние более качественного звука (DAB прак­тически исключает шумовые помехи как проблему для слушателей), одна­ко полага­ло, что развивать цифровую радио­сеть в Норвегии должны сами компании на коммерческих условиях. Рабочая группа, соз­данная в 2005 г., рекомендовала выбрать DAB в качестве основного стандарта для будущего цифрового радио в Норвегии.

NRK и P4 заявили, что они вряд ли будут участвовать в финансировании цифровой радиосети без официальной даты прекращения вещания в FM-диапазоне, хотя NRK уже вещала в обоих диапазонах. В течение нескольких лет NRK вводила новые нишевые радиостанции, транслировавшие программы непосредственно в DAB-диапазоне – NRK Gull и NRK Barn. В 2007 г. NRK запустила пакет цифровых каналов, включающий 16 радиостанций, в том числе NRK Jazz, NRK Sport, NRK P3 Urørt и NRK Stortinget. Позиция Министерства культуры и требования NRK и P4 указывали на то, что DAB должен стать новым норвежским радиостандартом.

Министерство культуры понимало, что игрокам радиорынка будет сложно инвестировать в дорогостоящее развитие DAB без решения об окончательном отказе от FM-вещания, но оставляло за собой право контролировать этот процесс. Поэтому министерство сформулировало условия, которые необходимо было выполнить, прежде чем произойдет постепенный отказ от FM-вещания. Также было рекомендовано прекратить FM-вещание в 2017 г. Это решение давало слушателям шесть лет на адаптацию. Министерство вместе с тем выступало за новый стандарт DAB+, но считало, что выбор технологии должен быть предоставлен самим операторам. По оценкам, сделанным в 2011 г., еженедельно цифровое радио слушали почти 8 млн человек. В 2011 г. было объявлено о том, что в течение 2017 г. FM-вещание должно быть прекращено (Bastiansen, Dahl, 2019: 282). В рамках подготовки к переходу на DAB-диапазон NRK, P4 и частная Scandinavian Broadcasting System (SBS) создали совмест­ную компанию Digitalradio Norge AS. Ее важнейшей задачей стало обеспечение быстрого перехода на цифровое радиовещание.

Аналоговая сеть радиовещания в FM-диапазоне устарела и нуждалась в модернизации. Министерство культуры выдвинуло свои требования. Радиослужбы NRK должны были иметь цифровое покрытие, наиболее важные частоты национальных радиовещателей – расширены до охвата населения не менее 90%, соз­даны доступные и технически удовлетво­рительные решения для приема радио в автомобилях.

Слушатели заранее узнали, что 2017 г. станет годом крупнейшего технологического сдвига в новейшей истории норвежского радио: вещание радиостанций в FM-диапазоне будет отключено, и его место займет DAB. Таким образом, сторонники DAB добились своего – в 2017 г. произошел полный переход на вещание в DAB-диапазоне (хотя некоторые местные радиостанции продолжали по-прежнему продолжали вещать в FM-диапазоне). Чтобы установить радио в автомобиль, необходимо было заменить радиоприемник или использовать адаптер. Была разработана схема возврата старых радиоприемников, которые подлежали переработке.

Цифровизация видоизменила производство и распространение радиопрограмм. Кроме того, Интернет привел к появлению онлайн-радио. Все основные норвежские радиостанции − NRK, P4 и Radio Norge − можно было найти в Интернете. Если в FM-диапазоне существуют ограничения по количеству вещателей и объему эфирного времени, то в DAB-диапазоне таких ограничений меньше. Кроме того, DAB дает местным вещателям возможность вести непрерывное вещание на большей географической территории, чем в FM-диа­пазоне. Начиная с 2010 г. DAB также поддерживает стандарт DAB+. Впоследствии все радиотрансляции DAB в Норвегии были преобразованы в DAB+. В 2022 г. радио­вещательный сегмент был представлен 171 радиостанциями, большинство из которых были местными (см. табл. 2).

 

Таблица 2.  Количество радиостанций, по годам5

Диапазон

Охват

Количество радиостанций

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2022 г.

FM

Общенациональный

4

5

5

5

0

0

Региональный

18

16

16

16

0

0

Местный

274

249

250

238

78

57

DAB

Общенациональный

3

5

11

18

32

33

Региональный

2

3

1

1

15

16

Местный

57

65

Ликвидация монополии NRK, появление частных инвесторов и переход на цифровое вещание привело к тому, что произошла полная реорганизация сегмента радио­вещания. И одним из ключевых вопросов стал вопрос о его финансировании.

Законодательство Норвегии в области радиовещания четко регулирует вещательную деятельность с помощью процедуры лицензирования. В соответствии с законодательством радиокомпании могут получить три различных типа лицензий на вещание: круглосуточное, общественное и нишевое. Тип лицензии предназначен для предоставления радиостанциям лучших условий для получения доходов от рекламы.

Радиокомпании, работающие круглосуточно и без выходных, находятся в самых густонаселенных районах. Общественные радиостанции имеют право на непрерывное вещание в прайм-тайм. Согласно положению о лицензиях, нишевые радиостанции ограничены в получении доходов от рекламы и, как правило, имеют время вещания вне прайм-тайм.

Стоит отметить, что местное радиовещание испытывает серьезное давление со стороны игроков рынка. Отказ от вещания в FM-диапазоне и переход на DAB впервые оказали заметное влияние на структуру местной радиоиндустрии. Например, Bauer Media перешла на трансляцию своего радиоконтента только в цифровом формате.

Для независимых радиостанций наиболее важным источником дохода являются доходы от лотерей. Большое количество нишевых радиостанций финансируется за счет пожертвований и добровольных лицензий. Радиостанции, входящие в крупную вещательную группу, в которой участвует национальная радиостанция или сеть, имеют еще больше возможностей для получения дохода – например, возможность совместной продажи рекламных площадей. Наиболее важным источником прибыли является доход от рекламы (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Чистый доход от рекламы в норвежских СМИ (млн норв. крон, по годам)6

СМИ

Доход

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2022 г.

Печатные газеты

6658

6684

3978

1711

1473

Печатные журналы

626

547

326

122

105

Телевидение

2648

3059

3867

3330

3550

Радио

500

561

764

506

641

Интернет

1532

3919

7545

12 269

17026

Местные радиостанции, которые находятся в национальной сети, получают выгоду от возможности координировать продажу рекламных площадей на национальном рынке. Несмотря на то, что доход от рекламы для радиостанций является одним из основных, по сравнению с другими СМИ, доходы от рекламы в сегменте радиовещания медиаиндустрии отстают от доходов онлайн-медиа, телевидения и газет.

 

Выводы

В последние два десятилетия XX в. и в начале XXI в. медиасистема Норвегии претерпела беспрецедентную трансформацию с точки зрения организации и формы собственности. Радио и телевидение перешли от полной государственной монополии к децентрализованной, смешанной частно-государственной форме. Радио­вещание, которое на протяжении многих лет было закрытой отраслью, оказалось открыто для жесткой конкуренции на свободном медиарынке.

Трансформация 1980−1990 гг. была обус­ловлена несколькими факторами: коммер­циализацией, необходимостью адаптации к медиарынку и интернационализацией СМИ. Позже сложились и внутренние усло­вия, позволившие радиокомпаниям перейти на новый формат вещания. С 1980 гг. местные радиостанции оказались под влиянием крупных коммерческих медиакомпаний. С 1990 гг. изменения проходили в два этапа: первый связан с появлением Интернета, второй – с трансформацией СМИ и адаптацией к цифровым технологиям. Согласно отчету Digital News Report (2017)7, Норвегия была в числе ведущих стран мира по уровню цифровизации медиаиндустрии.

Таким образом, основные изменения, происходившие в сегменте радиовещания Норвегии были связаны с цифровизацией медиасисте­мы. Переход на цифровое вещание также помог местным и нишевым радио­станциям увеличить аудиторию и улучшить вещание.

 

Примечания

    1 Medietilsynet (2009) Økonomi og eierskap i norske medievirksomheter 2005–2009. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/medieokonomi/2005---2009-utvikling-i-okonomi-og-eierskap-i-norske-medier-full.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2011) Økonomi i norske medievirksomheter 2006–2010. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/medieokonomi/2006---2010-utvilking-i-okonomi-i-norske-medier.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2012) Økonomi i norske medievirksomheter 2007–2011. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://medienorge.uib.no/files/Eksterne_pub/Medietilsynet_Okonomirapport_2007-2011.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

    2 Medietilsynet (2020) Årsrapport 2020. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/arsrapporter-medietilsynet/medietilsynets-arsrapport-2020-red.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

    3 Net Advertising Revenue in Norwegian Media. Режим доступа: https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 02.09.2023); Number of Norwegian Radio Channels. Режим доступа: https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 02.09.2023).

    4 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

    5 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 12.09.2023).

    6 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 01.09.2023).

    7 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

 

Библиография

Болотова Л.Д., Тихонова О.В., Круглова Л.А. История отечественной радиожурналис­тики.1895−2020 годы: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2023.

Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) //Меди@льманах. 2020. № 4. С. 8–15. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.815

Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813

Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8−16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Вартанова Е.Л., Макеенко М.И., Вырковский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 6–32.

Современное радио в России: учеб. пособие / под ред. Г.Г. Щепиловой, Л.А. Кругловой. М.: Аспект-Пресс, 2021.

 

Bastiansen H.G., Dahl H.F. (2019) Norsk mediahistorie. 3 utgave. Oslo: Universitetsforlaget.

Dahl H.F., Bastiansen H.G. (1999) Over til Oslo. NRK som monopol 1945–1981. Oslo: Cappelen.

Fossum H. (1994) Radio i tre kanaler: om omleggingen av de offentlige radioene i Danmark og Norge. Oslo: Universitetet i Oslo.

Langslet L.R. (1966) Radio og fjernsyn. Oslo: Minervas kvartalsskrift.

Дата поступления в редакцию: 20.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023