Ссылка для цитирования: Простякова В.А. Радиовещание в Норвегии: этапы развития // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 90−97. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.9097
УДК 654.191(481)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.9097
EDN: ZLYUOY
© Простякова Вероника Алексеевна
младший научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru
В статье анализируются основные факторы, повлиявшие на развитие радиовещания в Норвегии. Как показало исследование, этот сегмент медиаиндустрии стал активно развиваться после отмены монополии Норвежской государственной вещательной компании (NRK), привлечения инвестиционного капитала и введения цифрового формата вещания, что привело к диверсификации системы радиовещания в стране.
Исследований о развитии радиовещания в Норвегии немного. Прежде всего необходимо отметить монографию Е.Л. Вартановой (1997), в которой анализируется деятельность радиовещания в странах Северной Европы, и ее же труды (2020, 2022, 2023) о проблемах медиа в условиях цифровизации и развития цифровых платформ. Московская школа исследований представлена также работами Л.Д. Болотовой, О.В. Тихоновой, Л.А. Кругловой (2023), ГГ. Щепиловой, Л.А. Кругловой ((ред.), 2021), рассматривающих историю развития и современное состояние отечественной радиожурналистики, и Е.Л. Вартановой, М.И. Макеенко, А.В. Вырковского (2011) об особенностях деятельности FM-радиостанций.
Среди работ норвежских ученых внимания заслуживают прежде всего труды Х.Ф. Даля и Х.Г. Бастиансена (Dahl, Bastiansen, 1999; Bastiansen, Dahl, 2019), анализирующие историю норвежских медиа, в том числе описывающие историю развития радиовещания в Норвегии, а также исследователей Х. Фоссума (Fossum, 1994), Л.Р. Лагслета (Langslet, 1966), изучающих реорганизацию общественного радиовещания.
Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы: экономические отчеты о развитии медиаиндустрии Норвегии Økonomi i norske medievirksomheter1, отчеты Управления по делам СМИ – Medietilsynet2, фиксирующие основные тенденции развития медиаотрасли Норвегии, а также данные Центрального статистического бюро Норвегии3. Цель исследования – выделить основные этапы в развитии радиовещания Норвегии.
История радиовещания в Европе начинается с 1920 гг. В связи с экономическим кризисом привлекать инвестиционный капитал для развития нового средства массовой информации было сложно. В странах Скандинавии активно развивалось радиолюбительство, однако во время Первой мировой войны на радиосвязь были наложены жесткие ограничения, и самодельные радиоустройства стали использоваться только после снятия запретов.
С 1920 гг. радиоклубы действовали во многих городах и поселках Норвегии. В 1922 г. радиолюбители стали добиваться создания радиостанции. Она была основана в 1924 г. как общество с ограниченной ответственностью при участии предпринимателей и содействии Телеграфного управления, которое являлось лицензирующим органом по всем вопросам радиовещания. Компании была выдана эксклюзивная лицензия на ежедневное вещание в пределах 150 км от Осло. В следующем году аналогичная компания с собственным передатчиком была создана в Бергене, еще через год – в Тромсе. Чтобы компания могла приобрести радиопередатчик, ей требовалось не менее 20 тыс. норв. крон, поэтому коммерческий потенциал нового средства массовой информации в условиях экономической нестабильности послевоенного времени оказался труднореализуемым.
Во всех скандинавских странах центральную роль в планировании постоянного радиовещания (сегмент радио как вид СМИ оформился в 1924–1925 гг.) играли власти. В Норвегии Телеграфное управление рассматривало вещание как государственную задачу, однако дефицит бюджетных средств после экономического спада 1920 г. исключил возможность государственного финансирования, и ставка была сделана на радиолюбителей и предпринимателей. Телеграфный совет лишь пообещал, что сам будет предварительно утверждать как радиопередачи, так и их распространение. Таким образом, несмотря на частную форму собственности, вещание контролировалось государством. К тому же частные акционеры так и не смогли ни превратить радио в общенациональное средство массовой информации, ни способствовать развитию радиовещания по всей стране. Через несколько лет Министерство культуры выкупило у них акции и учредило NRK (Norsk Rikskringkasting – Норвежскую государственную вещательную компанию).
В 1930 гг., в период повышения уровня безработицы, естественно, снизился спрос на приобретение радиоприемников. Рост числа платных лицензий в Норвегии был незначительным, а развитие радиовещания отставало от Дании и Швеции. В 1933 г., по данным официальной статистики, радиоприемник был только в 18% домохозяйств страны.
В конце 1930 гг. радиовещание превратилось в развивающуюся отрасль с годовым оборотом в 20 млн норв. крон, что способствовало росту числа слушателей. С 1933 по 1940 г. количество лицензионных платежей выросло почти на 300% (Bastiansen, Dahl, 2019: 168). Когда 9 апреля 1940 г. немцы вторглись в Норвегию, радиоприемники были в половине домохозяйств.
Программы ежедневных радиопередач, за которые газеты поначалу пытались взимать плату с радиовещательной компании, стали публиковаться бесплатно и занимали все более заметное место в газетах. Однако пресса была против того, чтобы NRK транслировала рекламные ролики, как это делали раньше частные компании. Время трансляции рекламных роликов, которые были популярным элементом основной программы, достигало 15 мин в день. Хотя реклама составляла всего 2–3% доходов вещателя, примерно 200 тыс. норв. крон, газеты не собирались от нее отказываться. В прессе началась целенаправленная, экономически мотивированная кампания против рекламы на радио, которая оказала серьезное давление на NRK (Bastiansen, Dahl, 2019: 169).
Во время Второй мировой войны средства массовой информации Норвегии стали инструментом пропаганды. Послевоенное время связано с ростом спроса на средства массовой информации. Годовой рост валового внутреннего продукта составил более 4%, что соответствовало цели, поставленной Лейбористской партией под руководством премьер-министра Э. Герхардсена. Благодаря более высоким доходам и большему количеству свободного времени люди могли и читать газеты и еженедельные журналы, и слушать радио, и посещать кинотеатры, не ограничивая свое время.
Начиная с 1950 г. радиопередачи NRK на общенациональной радиостанции P1 имели все более широкий охват. Если в 1949 г. лицензию получили 654 тыс. человек, то в 1950 г. эта цифра превысила миллион (рост составил почти 40%,) а к 1960 г. – 3 млн (Bastiansen, Dahl, 2019: 219), лишь незначительно уступив общей численности населения Норвегии. Роль радио в 1950 гг. уникальна в истории норвежских СМИ – ни одна радиостанция не охватывала всего населения страны. NRK стала крупнейшим СМИ, имеющим свой персонал и оборудование для производства радиопрограмм в собственном помещении.
С 1960 по 1980 г. медиаисследователями норвежских СМИ было отмечено параллельное функционирование основных средств массовой информации. С учетом достигнутого охвата населения все они имели многомиллионную аудиторию. Количество лицензий на радиовещание достигло нового рекордного уровня в 1976 г. – 1 318 022 (Bastiansen, Dahl, 2019: 302). Государственная поддержка кинематографа и благоприятные условия для развития радио и телевидения – в дополнение к значительным государственным субсидиям прессы с 1969 г. – представляли собой комплексную политику в отношении всех СМИ. Период с 1960 по 1980 г. – это время, на которое пришелся пик государственных программ по поддержке СМИ. Далее ситуация изменилась. (Краткая характеристика основных этапов развития радиовещания в Норвегии с 1920 по 2020 г. приведена в таблице 1.)
Таблица 1. Основные этапы развития радиовещания в Норвегии, 1920–2020 гг.4
Период |
Характеристика |
1920–1930 |
Появление радиоклубов, частных радиокомпаний. Создание NRK |
1930–1940 |
Активное развитие радиовещания |
1940–1950 |
Радио – инструмент пропаганды. Восстановление системы СМИ |
1950–1960 |
Увеличение времени потребления радиопрограмм |
1960–1970 |
Отсутствие конкуренции между СМИ, введение государственных субсидий |
1970–1980 |
NRK – крупнейшая медиакомпания Норвегии. Рост потребления всех СМИ |
1980–1990 |
Отмена монополии NRK |
1990–2000 |
Появление частных инвесторов, коммерциализация радиорынка |
2000–2020 |
Переход на цифровой формат, цифровизация медиарынка |
Наиболее ярким событием стала потеря Норвежской национальной вещательной корпорацией эксклюзивной лицензии на радиотелевещание. Об этом было объявлено 16 декабря 1981 г. Таким образом, пятидесятилетняя государственная монополия была ликвидирована, и радиовещание как средство массовой информации оказалось в ситуации, во многом аналогичной той, в которой оно находилось в 1920 гг., когда его развитие определялось частными и местными инициативами.
За этим решением, ставшим одним из знаковых для нового правительства, стоял процесс, который продолжался уже несколько лет, – недовольство монополией NRK. Произошел сдвиг настроений в сторону более либеральной идеологии. В ходе опроса, проведенного в 1978 г. Норвежским институтом общественного мнения, на вопрос о том, является ли исключительное право NRK на ведение радио и телевидения преимуществом или недостатком, 54% ответили, что преимуществом, а 39% посчитали, что «…было бы лучше, если бы монопольное положение NRK было отменено» (Bastiansen, Dahl, 2019: 322).
В феврале 1980 г. комитет, назначенный Консервативной партией в 1978 г., представил доклад «Вещание в Норвегии – перспективы и возможности», где впервые был сформулирован план ликвидации монополии NRK с введением местного радио, местного телевидения и спутникового вещания. Отмена монополии сразу же привела к активной деятельности на радио, и в течение последующих пяти лет к желающим участвовать в эфире присоединилось почти 300 новых игроков: политические, религиозные организации, местные радиоассоциации, муниципалитеты и приходские советы. В начале 1980 гг. в радиовещание пришел профессиональный инвестор. Принадлежащая датчанам компания Aller стала первой в сети станций, вещающих под брендом Radio1. С 1988 г. в ограниченном объеме было разрешено транслировать рекламу на радио. В этот период стало развиваться местное радиовещание. Для NRK появление местного радио имело глубокие последствия. В 1979 и 1980 гг. были введены в эксплуатацию собственные FM-радиопередатчики для трансляции радиостанции P2, которая была создана в 1983 г. и официально начала вещание в следующем году.
Когда на рубеже 1970–1980 гг. местное радио только появилось, в общественных дебатах в странах Северной Европы многие политики и журналисты рассматривали его как реальный путь расширить доступ публики к средствам массовой информации. Прошло менее двадцати лет, и местное радиовещание развилось в самостоятельную индустрию – с собственной экономикой, программным стилем, проблемами и достижениями (Вартанова, 1997: 140). Таким образом, период с 1980 г. можно назвать переломным для медиасистемы страны. Именно в это время стала оформляться медиасистема Норвегии с ключевыми игроками СМИ. Динамика изменений в сфере местного радио стран Северной Европы в 1990 гг. следовала общей тенденции развития радиовещания в индустриальных странах Запада, приведшей к бурному росту числа региональных радиостанций. Важнейшей причиной стали новые возможности, открывшиеся для местных рекламодателей (Вартанова, 1997: 142).
Для норвежского радио FM-диапазон долгое время был преобладающим, несмотря на то, что цифровое радио было создано в Норвегии еще в 1995 г. Тогда компании NRK и P4 организовали свои первые тестовые передачи с помощью цифрового аудиовещания Digital Audio Broadcasting (DAB). В последующие годы вопрос о цифровизации радио неоднократно поднимался в ходе обсуждений. Министерство культуры видело много преимуществ в переходе на DAB-диапазон: увеличение количества радиопрограмм и радиостанций, обеспечение более качественного звука (DAB практически исключает шумовые помехи как проблему для слушателей), однако полагало, что развивать цифровую радиосеть в Норвегии должны сами компании на коммерческих условиях. Рабочая группа, созданная в 2005 г., рекомендовала выбрать DAB в качестве основного стандарта для будущего цифрового радио в Норвегии.
NRK и P4 заявили, что они вряд ли будут участвовать в финансировании цифровой радиосети без официальной даты прекращения вещания в FM-диапазоне, хотя NRK уже вещала в обоих диапазонах. В течение нескольких лет NRK вводила новые нишевые радиостанции, транслировавшие программы непосредственно в DAB-диапазоне – NRK Gull и NRK Barn. В 2007 г. NRK запустила пакет цифровых каналов, включающий 16 радиостанций, в том числе NRK Jazz, NRK Sport, NRK P3 Urørt и NRK Stortinget. Позиция Министерства культуры и требования NRK и P4 указывали на то, что DAB должен стать новым норвежским радиостандартом.
Министерство культуры понимало, что игрокам радиорынка будет сложно инвестировать в дорогостоящее развитие DAB без решения об окончательном отказе от FM-вещания, но оставляло за собой право контролировать этот процесс. Поэтому министерство сформулировало условия, которые необходимо было выполнить, прежде чем произойдет постепенный отказ от FM-вещания. Также было рекомендовано прекратить FM-вещание в 2017 г. Это решение давало слушателям шесть лет на адаптацию. Министерство вместе с тем выступало за новый стандарт DAB+, но считало, что выбор технологии должен быть предоставлен самим операторам. По оценкам, сделанным в 2011 г., еженедельно цифровое радио слушали почти 8 млн человек. В 2011 г. было объявлено о том, что в течение 2017 г. FM-вещание должно быть прекращено (Bastiansen, Dahl, 2019: 282). В рамках подготовки к переходу на DAB-диапазон NRK, P4 и частная Scandinavian Broadcasting System (SBS) создали совместную компанию Digitalradio Norge AS. Ее важнейшей задачей стало обеспечение быстрого перехода на цифровое радиовещание.
Аналоговая сеть радиовещания в FM-диапазоне устарела и нуждалась в модернизации. Министерство культуры выдвинуло свои требования. Радиослужбы NRK должны были иметь цифровое покрытие, наиболее важные частоты национальных радиовещателей – расширены до охвата населения не менее 90%, созданы доступные и технически удовлетворительные решения для приема радио в автомобилях.
Слушатели заранее узнали, что 2017 г. станет годом крупнейшего технологического сдвига в новейшей истории норвежского радио: вещание радиостанций в FM-диапазоне будет отключено, и его место займет DAB. Таким образом, сторонники DAB добились своего – в 2017 г. произошел полный переход на вещание в DAB-диапазоне (хотя некоторые местные радиостанции продолжали по-прежнему продолжали вещать в FM-диапазоне). Чтобы установить радио в автомобиль, необходимо было заменить радиоприемник или использовать адаптер. Была разработана схема возврата старых радиоприемников, которые подлежали переработке.
Цифровизация видоизменила производство и распространение радиопрограмм. Кроме того, Интернет привел к появлению онлайн-радио. Все основные норвежские радиостанции − NRK, P4 и Radio Norge − можно было найти в Интернете. Если в FM-диапазоне существуют ограничения по количеству вещателей и объему эфирного времени, то в DAB-диапазоне таких ограничений меньше. Кроме того, DAB дает местным вещателям возможность вести непрерывное вещание на большей географической территории, чем в FM-диапазоне. Начиная с 2010 г. DAB также поддерживает стандарт DAB+. Впоследствии все радиотрансляции DAB в Норвегии были преобразованы в DAB+. В 2022 г. радиовещательный сегмент был представлен 171 радиостанциями, большинство из которых были местными (см. табл. 2).
Таблица 2. Количество радиостанций, по годам5
Диапазон |
Охват |
Количество радиостанций |
|||||
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2022 г. |
||
FM |
Общенациональный |
4 |
5 |
5 |
5 |
0 |
0 |
Региональный |
18 |
16 |
16 |
16 |
0 |
0 |
|
Местный |
274 |
249 |
250 |
238 |
78 |
57 |
|
DAB |
Общенациональный |
3 |
5 |
11 |
18 |
32 |
33 |
Региональный |
2 |
3 |
1 |
1 |
15 |
16 |
|
Местный |
– |
– |
– |
– |
57 |
65 |
Ликвидация монополии NRK, появление частных инвесторов и переход на цифровое вещание привело к тому, что произошла полная реорганизация сегмента радиовещания. И одним из ключевых вопросов стал вопрос о его финансировании.
Законодательство Норвегии в области радиовещания четко регулирует вещательную деятельность с помощью процедуры лицензирования. В соответствии с законодательством радиокомпании могут получить три различных типа лицензий на вещание: круглосуточное, общественное и нишевое. Тип лицензии предназначен для предоставления радиостанциям лучших условий для получения доходов от рекламы.
Радиокомпании, работающие круглосуточно и без выходных, находятся в самых густонаселенных районах. Общественные радиостанции имеют право на непрерывное вещание в прайм-тайм. Согласно положению о лицензиях, нишевые радиостанции ограничены в получении доходов от рекламы и, как правило, имеют время вещания вне прайм-тайм.
Стоит отметить, что местное радиовещание испытывает серьезное давление со стороны игроков рынка. Отказ от вещания в FM-диапазоне и переход на DAB впервые оказали заметное влияние на структуру местной радиоиндустрии. Например, Bauer Media перешла на трансляцию своего радиоконтента только в цифровом формате.
Для независимых радиостанций наиболее важным источником дохода являются доходы от лотерей. Большое количество нишевых радиостанций финансируется за счет пожертвований и добровольных лицензий. Радиостанции, входящие в крупную вещательную группу, в которой участвует национальная радиостанция или сеть, имеют еще больше возможностей для получения дохода – например, возможность совместной продажи рекламных площадей. Наиболее важным источником прибыли является доход от рекламы (см. табл. 3).
Таблица 3. Чистый доход от рекламы в норвежских СМИ (млн норв. крон, по годам)6
СМИ |
Доход |
||||
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2022 г. |
|
Печатные газеты |
6658 |
6684 |
3978 |
1711 |
1473 |
Печатные журналы |
626 |
547 |
326 |
122 |
105 |
Телевидение |
2648 |
3059 |
3867 |
3330 |
3550 |
Радио |
500 |
561 |
764 |
506 |
641 |
Интернет |
1532 |
3919 |
7545 |
12 269 |
17026 |
Местные радиостанции, которые находятся в национальной сети, получают выгоду от возможности координировать продажу рекламных площадей на национальном рынке. Несмотря на то, что доход от рекламы для радиостанций является одним из основных, по сравнению с другими СМИ, доходы от рекламы в сегменте радиовещания медиаиндустрии отстают от доходов онлайн-медиа, телевидения и газет.
В последние два десятилетия XX в. и в начале XXI в. медиасистема Норвегии претерпела беспрецедентную трансформацию с точки зрения организации и формы собственности. Радио и телевидение перешли от полной государственной монополии к децентрализованной, смешанной частно-государственной форме. Радиовещание, которое на протяжении многих лет было закрытой отраслью, оказалось открыто для жесткой конкуренции на свободном медиарынке.
Трансформация 1980−1990 гг. была обусловлена несколькими факторами: коммерциализацией, необходимостью адаптации к медиарынку и интернационализацией СМИ. Позже сложились и внутренние условия, позволившие радиокомпаниям перейти на новый формат вещания. С 1980 гг. местные радиостанции оказались под влиянием крупных коммерческих медиакомпаний. С 1990 гг. изменения проходили в два этапа: первый связан с появлением Интернета, второй – с трансформацией СМИ и адаптацией к цифровым технологиям. Согласно отчету Digital News Report (2017)7, Норвегия была в числе ведущих стран мира по уровню цифровизации медиаиндустрии.
Таким образом, основные изменения, происходившие в сегменте радиовещания Норвегии были связаны с цифровизацией медиасистемы. Переход на цифровое вещание также помог местным и нишевым радиостанциям увеличить аудиторию и улучшить вещание.
1 Medietilsynet (2009) Økonomi og eierskap i norske medievirksomheter 2005–2009. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/medieokonomi/2005---2009-utvikling-i-okonomi-og-eierskap-i-norske-medier-full.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2011) Økonomi i norske medievirksomheter 2006–2010. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/medieokonomi/2006---2010-utvilking-i-okonomi-i-norske-medier.pdf (дата обращения: 02.09.2023); Medietilsynet (2012) Økonomi i norske medievirksomheter 2007–2011. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://medienorge.uib.no/files/Eksterne_pub/Medietilsynet_Okonomirapport_2007-2011.pdf (дата обращения: 02.09.2023).
2 Medietilsynet (2020) Årsrapport 2020. Oslo: Norwegian Media Authority. Режим доступа: https://www.medietilsynet.no/globalassets/publikasjoner/arsrapporter-medietilsynet/medietilsynets-arsrapport-2020-red.pdf (дата обращения: 02.09.2023).
3 Net Advertising Revenue in Norwegian Media. Режим доступа: https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 02.09.2023); Number of Norwegian Radio Channels. Режим доступа: https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 02.09.2023).
4 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).
5 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=171 (дата обращения: 12.09.2023).
6 https://www.medienorge.uib.no/english/?cat=statistikk&page=radio&queryID=362 (дата обращения: 01.09.2023).
7 Digital News Report 2017. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf (дата обращения: 02.09.2023).
Болотова Л.Д., Тихонова О.В., Круглова Л.А. История отечественной радиожурналистики.1895−2020 годы: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2023.
Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) //Меди@льманах. 2020. № 4. С. 8–15. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.815
Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813
Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8−16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816
Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
Вартанова Е.Л., Макеенко М.И., Вырковский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 6–32.
Современное радио в России: учеб. пособие / под ред. Г.Г. Щепиловой, Л.А. Кругловой. М.: Аспект-Пресс, 2021.
Bastiansen H.G., Dahl H.F. (2019) Norsk mediahistorie. 3 utgave. Oslo: Universitetsforlaget.
Dahl H.F., Bastiansen H.G. (1999) Over til Oslo. NRK som monopol 1945–1981. Oslo: Cappelen.
Fossum H. (1994) Radio i tre kanaler: om omleggingen av de offentlige radioene i Danmark og Norge. Oslo: Universitetet i Oslo.
Langslet L.R. (1966) Radio og fjernsyn. Oslo: Minervas kvartalsskrift.
Дата поступления в редакцию: 20.09.2023
Дата публикации: 20.10.2023