Ссылка для цитирования: Линь Фэй Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты») // Меди@льманах. 2023. № 6 (119). С. 60−69. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.6069
УДК 17.022.1(510):070(470+571): 81'42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.6069
EDN: SFIMUX
© Линь Фэй
независимый эксперт
(г. Шаньтоу, Китай), Lin.baby@mail.ru
В условиях медиатизации современного общества актуализируется процесс формирования информационной повестки дня (Каминченко, 2019), при этом необходимым и важным становится представление образа разных стран в медиа, а качественный контент, создаваемый журналистами на фоне информационного бума, служит одним из основных достоверных источников для понимания культуры, традиций и истории других народов (Franks, 2004). Изменения в геополитической конфигурации сил на мировой арене, растущая роль Китайской Народной Республики и интенсивное развитие отношений между Россией и Китаем1 привлекает все большее внимание журналистов и исследователей, однако особенности образа Китая в российском медиапространстве изучены недостаточно.
В данной статье мы попытаемся ответить на несколько исследовательских вопросов: Изменился или нет образ Китая в российских СМИ? Какие приоритеты, тематические и жанровые, выстраивает «Российская газета» при формировании образа Китая? Какие источники информации используются при освещении образа Китая в газетных публикациях?
Прежде чем перейти к поиску ответов на поставленные вопросы, считаем важным уточнить значение понятия «медиаобраз». В связи с тем, что эксперты предлагали свои трактовки термина «медиаобраз» в зависимости от сферы собственных научных интересов и объекта изучения (Драчева, 2019: 140), устойчивая дефиниция понятия до сих пор не сформулирована (Ковач, 2019: 57). Медиаобраз рассматривается как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией» (Богдан, 2007: 124), «форма отражения реальной действительности» (Григорян, 2016: 27) или «своеобразный пазл, такая форма фрагмента мира, которая требует лишь индивидуально выбранных, “заточенных” под него других пазлов (адресатов)» (Хочунская, 2013: 91). Некоторыми экспертами было отмечено, что понятие «медиаобраз» с точки зрения смыслов употребляется в узком и широком понимании (Галинская, 2013: 91).
«Медиаобраз страны» исследователи определяют как «выраженный в медиапространстве образ страны, созданный СМИ в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» (Богдан, 2007: 14). Создание медиаобраза страны интересовало ученых разных областей науки, в том числе сферы политических коммуникаций (Гуреева, Киреева, 2022: 38–39). В эпоху медиатизации, когда информационная функция журналистики является особенно значимой (Киричек, 2016: 14), публикации в СМИ оказывают ключевое влияние на формирование представлений аудитории (Лукина, Толоконникова, 2021: 31).
Анализ имеющейся на сегодняшний день научной литературы на английском и китайском языках о медиаобразе Китая показал, что большое внимание отводится интерпретации в западных СМИ эмпирических данных, особенно в ведущих американских газетах (Mokry, 2017; Tang, 2021), что связано с ситуацией, существующей в Гонконге и Синцзане (Becker, 2011; Menegazzi, 2022).
В небольшом сегменте русскоязычных научных работ, посвященных данной теме, медиаобраз Китая активно анализируется. Исследователей интересуют следующие вопросы: особенности образа Китая в специализированных интернет-изданиях, образ страны в рамках двусторонних отношений, образ политического лидера, способы создания образа Китая в русскоязычных китайских СМИ и роль российской прессы в формировании медиаобраза КНР (Кирсанова, 2019; Линь, 2020; Монастырева, 2011; Мэн, 2016; Ордахова, Гаврильев, 2019; Чэн, 2020).
В последнее время интерес медиаисследователей к изучению медиаобраза Китая увеличивается. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть особенности представления медиаобраза Китая в современной российской прессе с помощью диахронического метода. Результаты анализа журналистских материалов, представленные в данной статьи, могут восполнить этот пробел.
Контент-анализ материалов о Китае, опубликованных в «Российской газете» («РГ») в 2009, 2014 и 2019 гг., позволил выявить содержательные составляющие образа страны. С помощью синхронно-диахронического подхода были систематизированы материалы и проведено сравнение текстов на основе жанровых и тематических характеристик, а также проанализированы источники информации о Китае. В общей сложности автор рассмотрел 588 статей: 71 в 2009 г., 168 в 2014 г. и 349 – в 2019 г. Выбор издания обусловлен местом и ролью «Российской газеты» в системе СМИ, в том числе численностью ее аудитории2, а временной период – новым этапом развития российско-китайских отношений в различных сферах (Лукин, 2009).
Метод «конструирования недели», использованный автором, отражает недельную цикличность в публикациях СМИ и дает те же результаты при сплошном анализе всех материалов за год (Riffe, Charles, 1993; Жумагулова, Асангулова, 2009). Для анализа было выбрано 18 недель (6×3), репрезентирующие три года. Это обосновано тем, что использование шести сконструированных недель каждого года считается наиболее эффективным методом для контент-анализа публикаций в течение одного года или пяти лет (Luke, Caburnay, Cohen, 2011).
Поиск материалов в интернет-версии «Российской газеты», позволивший в дальнейшем их классифицировать, проводился по ключевым словам. При анализе публикаций использовалась схема, включающая следующие параметры:
– тематика;
– жанры;
– тональность;
– источники информации.
В частности, при исследовании жанров мы опирались на классификации, предложенные А.В. Колесниченко (2008, 2018) и А.А. Тертычным (2002), а при изучении источников информации – на научные труды Т.И. Фроловой (2015) и М.А. Разумовой (2016: 61).
Анализ публикаций показал, что «Российская газета» играет существенную роль в формировании многостороннего образа Китая. Политический блок занимает лидирующую позицию – от 33,6% до 36,3%; доля экономического блока незначительно меньше; публикации других блоков также востребованы (см. табл.1).
Таблица 1. Тематические блоки публикаций о Китае в «РГ» (от общего количества материалов),
N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)
Тематический блок |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Политический |
20 |
34,5 |
36 |
33,6 |
182 |
36,3 |
Экономический |
19 |
32,8 |
35 |
32,7 |
178 |
35,5 |
Военный |
1 |
1,7 |
3 |
2,9 |
22 |
4,4 |
Научный |
3 |
5,2 |
12 |
11,.2 |
26 |
5,2 |
Культура и искусство |
6 |
10,3 |
12 |
11,2 |
41 |
8,2 |
Социальный |
7 |
12,1 |
– |
– |
31 |
6,2 |
Другое |
2 |
3,4 |
9 |
8,4 |
21 |
4,2 |
Источник: составлено автором.
Данные, представленные в таблице 2, подтверждают приоритет темы международных и двухсторонних отношений, в особенности российско-китайского сотрудничества. В публикациях уделено внимание освещению событий в рамках трехсторонних отношений между США, Россией и Китаем, стратегического треугольника Россия – Индия – Китай и взаимоотношений Пекин – Сеул – Токио. Кроме того, журналисты регулярно освещали контакты между Россией и Китаем на разном уровне.
Таблица 2. Политическая тематика (от общего количества материалов),
N= 20 (2009 г.), N= 36 (2014 г.), N= 182 (2019 г.)
Тема |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Многосторонние международные отношения |
8 |
40 |
15 |
41,7 |
41 |
22,5 |
Двухсторонние политические отношения |
9 |
45 |
18 |
50 |
73 |
40,1 |
в том числе между Китаем и Россией |
5 |
25 |
16 |
44,4 |
44 |
24,2 |
Китаем и США |
2 |
10 |
2 |
5,6 |
24 |
13,2 |
Китаем и Казахстаном |
1 |
5 |
– |
– |
1 |
0,53 |
Китаем и Республикой Корея |
1 |
5 |
– |
– |
– |
– |
Китаем и Венесуэлой |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,53 |
Китаем и Беларусью |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,53 |
Китаем и Францией |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,53 |
Внутренняя политика КНР |
3 |
15 |
3 |
8,3 |
68 |
37,4 |
Источник: составлено автором.
В период с 2014 по 2019 г. наблюдается увеличение количества материалов о внутренней политике КНР (от 8,3% до 37,4 %), что обусловлено сотрудничеством Медиакорпорации с редакцией «РГ».
Анализ материал экономической тематики выявил шесть основных составляющих (см. табл. 3). В 2009 г. первое место заняло освещение событий, происходивших в мировой экономике: например, газета представляла антикризисную программу КНР о выделении кредитной помощи ШОС в размере 10 млрд долл.3
Таблица 3. Экономическая тематика (от общего количества материалов),
N= 19 (2009 г.), N= 35 (2014 г.), N=178 (2019 г.)
Тема |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Мировая экономика и торговля |
6 |
31,6 |
3 |
8,6 |
37 |
20,8 |
Двусторонняя торговля |
3 |
15,8 |
5 |
14,3 |
54 |
30,3 |
Экономика Китая и развитие |
3 |
15,8 |
7 |
20 |
42 |
23,6 |
Финансы, инвестиции |
3 |
15,8 |
5 |
14,3 |
12 |
6,8 |
Производственная сфера |
2 |
10,5 |
8 |
22,8 |
28 |
15,7 |
Инфраструктура |
2 |
10,5 |
7 |
20 |
5 |
2,8 |
Источник: составлено автором.
Особое внимание было уделено теме двусторонней торговли – количество публикаций увеличилось с 3 в 2009 г. до 54 в 2019 г. (см. табл. 3). Это объясняется, с одной стороны, обострением торгового конфликта между США и Китаем, а с другой – укреплением экономических и торговых связей между Россией и Китаем.
Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют об увеличении доли материалов с позитивной оценкой (с 37,9% в 2009 г. до 60,7% в 2019 г.). Чаще всего положительный медиаобраз Китая формируется в контексте российско-китайских отношений в промышленности, сельском хозяйстве, а также в сфере культуры, искусства и туризма.
Таблица 4. Соотношение тематики и тональности (в % от общего числа материалов),
N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)
Тематика |
Тональность (по годам) |
||||||||
Позитивная |
Нейтральная |
Негативная |
|||||||
2009 |
2014 |
2019 |
2009 |
2014 |
2019 |
2009 |
2014 |
2019 |
|
Международные политические отношения |
1,7 |
5,6 |
2,0 |
12,1 |
8,4 |
5,8 |
– |
– |
0,8 |
Двухсторонние политические отношения |
6,9 |
11,2 |
8,8 |
6,9 |
5,6 |
4,8 |
1,7 |
– |
1,0 |
Внутренняя политика КНР |
– |
0,9 |
9,0 |
5,2 |
0,9 |
4,0 |
– |
0,9 |
0,6 |
Международные военные отношения, вооруженные силы КНР |
1,7 |
– |
0,4 |
– |
1,9 |
3,6 |
– |
0,9 |
0,4 |
Международные отношения |
3,4 |
2,8 |
4,4 |
6,9 |
– |
2,0 |
– |
– |
1,0 |
Двусторонняя торговля |
– |
2,8 |
5,6 |
1,7 |
1,9 |
4,2 |
3,4 |
– |
1,0 |
Экономика Китая |
1,7 |
3,7 |
7,6 |
1,7 |
2,8 |
0,8 |
1,7 |
– |
– |
Финансы, инвестиции |
3,4 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
2,8 |
0,6 |
– |
– |
– |
Производственная сфера |
– |
5,6 |
3,2 |
– |
1,9 |
1,8 |
3,4 |
– |
0,6 |
Инфраструктура |
1,7 |
3,7 |
0,6 |
– |
1,9 |
0,4 |
– |
0,9 |
– |
Науки, технологии |
3,4 |
4,7 |
4,4 |
1,7 |
6,5 |
– |
– |
– |
0,8 |
Культура, искусство и туризм |
6,9 |
5,6 |
5,8 |
3,4 |
5,6 |
2,8 |
– |
– |
– |
Социальная сфера |
– |
– |
1,4 |
– |
– |
0,2 |
3,4 |
– |
0,6 |
Экология |
– |
– |
0,2 |
3,4 |
– |
– |
– |
– |
0,2 |
Медицина |
3,4 |
– |
– |
1,7 |
– |
0,2 |
– |
– |
– |
Другое |
1,7 |
1,9 |
5,6 |
1,7 |
4,7 |
0,6 |
– |
1,9 |
1,0 |
В целом |
37,9 |
50,5 |
60,7 |
48,3 |
44,9 |
31,3 |
13,8 |
4,6 |
8 |
Источник: составлено автором.
Нейтральный образ Китая создается «РГ» благодаря объективному изложению позиции Китая на международной арене по ряду актуальных вопросов, в том числе мирному урегулированию ситуации на Корейском полуострове и кризиса вокруг Венесуэлы, антироссийским санкциям США.
Исследователями было отмечено, что медиаобраз страны зависит от источника выбранной информации (Mokry, 2017). В 2009 г. более трети публикаций были основаны на российских источниках информации, в 2019 г. их доля сократилась до 24,6% (см. табл. 5), что связано с использованием материалов, подготовленных Российско-китайской информационной службой «Россия – Китай: главное» (совместный проект МИА «Россия сегодня» и Международного радио Китая, запущен 3 июля 2017 г.4).
Таблица 5. Источники информации (от общего числа источников данного типа), N= 81 (2009 г.), N= 177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)
Источники |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Российские |
32 |
39,5 |
72 |
40, 7 |
158 |
24,6 |
Китайские |
25 |
30,9 |
50 |
28,2 |
180 |
28,0 |
Американские |
4 |
4,9 |
7 |
4,0 |
69 |
10,7 |
Британские |
– |
– |
5 |
2,8 |
13 |
2,0 |
Южнокорейские |
5 |
6,2 |
5 |
2,8 |
9 |
1,4 |
Российско-китайская информационная служба |
– |
– |
– |
– |
108 |
16,8 |
Другие источники |
15 |
18,5 |
38 |
21,5 |
106 |
16,5 |
Источник: составлено автором.
За исследуемый период самыми востребованными источниками информации остаются государственные деятели, (от 28,2% до 30,3%) – чаще всего это лидеры России и Китая, министры и заместители министров двух стран. Отметим, что заявления государственных деятелей воспринимаются как авторитетная и достоверная информация (Seo, 2020). Далее следуют экспертный блок и материалы, подготовленные приложением «Россия – Китай: главное» (см. табл. 6).
Таблица 6. Источники информации (от общего числа источников), N= 81 (2009 г.), N=177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)
Источник информации |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Государственные деятели |
24 |
29,6 |
50 |
28,2 |
195 |
30,3 |
Эксперты |
20 |
24,7 |
45 |
25,4 |
71 |
11,0 |
Компании, бизнес-структуры |
4 |
4,9 |
11 |
6,2 |
50 |
7,8 |
Международные |
1 |
1,2 |
1 |
0,6 |
15 |
2,3 |
Некоммерческие организации |
2 |
2,5 |
3 |
1,7 |
2 |
0,3 |
Рядовые респонденты |
4 |
4,9 |
3 |
1,7 |
6 |
0,9 |
Пиар-службы |
– |
– |
1 |
0,6 |
8 |
1,2 |
Информационные агентства |
4 |
4,9 |
15 |
8,5 |
29 |
4,5 |
СМИ |
5 |
6,2 |
12 |
6,8 |
42 |
6,5 |
Социологические опросы |
1 |
1,2 |
4 |
2,3 |
1 |
0,15 |
НИИ и ИЦ |
– |
– |
– |
– |
10 |
1,6 |
Онлайн-источник (со ссылкой на ресурс) |
– |
– |
1 |
0,6 |
3 |
0,5 |
Онлайн-источник (без ссылки на ресурс) |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,15 |
Юридические, правовые документы |
– |
– |
– |
– |
3 |
0,3 |
Социальные сети |
– |
– |
3 |
1,7 |
5 |
0,8 |
Статистика |
2 |
2,5 |
4 |
2,3 |
23 |
3,6 |
Наблюдения журналистов |
8 |
9,9 |
6 |
3,4 |
19 |
3,0 |
Книги |
– |
– |
2 |
1,1 |
3 |
0,5 |
Архивы |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,15 |
Другое |
3 |
3,7 |
6 |
3,4 |
32 |
5,0 |
Не ясно, нет ссылки на источник |
3 |
3,7 |
10 |
5,6 |
17 |
2,7 |
Российско-китайская информационная служба «Россия – Китай: главное» |
– |
– |
– |
– |
108 |
16,8 |
Источник: составлено автором.
Анализ ссылок на китайские СМИ как источник цитирования показал, что их доля колеблется от 20% до 41,6%. Отчетливо обозначилась тенденция к расширению диапазона используемых материалов, подготовленных китайскими СМИ. Так, если в 2009 г. внимание журналистов «РГ» привлекало только Центральное телевидение Китая, то в 2019 г. к нему добавилось восемь новых источников (см. табл. 7).
Таблица 7. Доля цитируемых китайских СМИ (от общего числа источников),
N= 5 (2009 г.), N= 12 (2014 г.), N= 42 (2019 г.)
СМИ |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Газета «Жэньминь Жибао» |
– |
– |
– |
– |
1 |
2,36 |
Англоязычная газета Global Times |
– |
– |
1 |
8,3 |
2 |
4,8 |
Англоязычная газета China Daily |
– |
– |
– |
– |
1 |
2,36 |
Англоязычная газета South China Morning Post |
– |
– |
– |
– |
1 |
2,36 |
Газета «Вэньхуэйбао» |
– |
– |
– |
– |
1 |
2,6 |
Деловое издание «Цайсинь» |
– |
– |
– |
– |
1 |
2,36 |
Центральное телевидение Китая (CCTV) |
1 |
20 |
– |
– |
2 |
4,8 |
Международное радио Китая |
– |
– |
– |
– |
2 |
4,8 |
Китайские СМИ в целом |
– |
– |
4 |
33,3 |
4 |
9,5 |
Всего |
1 |
20 |
5 |
41,6 |
15 |
35,7 |
Источник: составлено автором.
Публикации, которые можно отнести к информационным жанрам, наиболее популярным в газетах, занимали лидирующие позиции на протяжении всего исследуемого периода, доля аналитических материалов сократилась (с 50% в 2009 г. до 37,1% – в 2019 г.). Отметим также, что публикации в «РГ» в 2014 и 2019 гг. характеризовались значительным разнообразием жанров – 15 против 8 в 2009 г. Наиболее востребованными оказались короткая новость, расширенная новость и статья, доля материалов в жанре информационного отчета колебалась от 6,7% до 10,5%, аналитического комментария – от 3,5% до 10% (см. табл. 8, 9).
Таблица 8. Виды жанров (от общего числа материалов),
N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)
Виды жанров |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Информационные |
15 |
50 |
44 |
51,2 |
152 |
61,3 |
Аналитические |
15 |
50 |
35 |
40,7 |
92 |
37,1 |
Художественно-публицистические |
– |
– |
5 |
5,8 |
4 |
1,6 |
Другое |
– |
– |
2 |
2,3 |
– |
– |
Источник: составлено автором.
Таблица 9. Жанры публикаций о Китае (от общего числа материалов), N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)
Жанр |
2009 г. |
2014 г. |
2019 г. |
|||
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
Абс. |
Доля, % |
|
Короткая новость |
7 |
23,3 |
15 |
17,4 |
32 |
12,9 |
Расширенная новость |
6 |
20 |
17 |
19,8 |
98 |
39,5 |
Статья |
7 |
23,3 |
23 |
26,7 |
52 |
21,0 |
Аналитический комментарий |
3 |
10 |
3 |
3,5 |
22 |
8,9 |
Аналитическая корреспонденция |
3 |
10 |
5 |
5,8 |
5 |
2,0 |
Информационный отчет |
2 |
6,7 |
9 |
10,5 |
17 |
6,9 |
Аналитическое интервью |
1 |
3,3 |
2 |
2,3 |
7 |
2,8 |
Информационное интервью |
– |
– |
2 |
2,3 |
3 |
1,2 |
Репортаж |
1 |
3,3 |
2 |
2,3 |
3 |
1,2 |
Хроника |
– |
– |
1 |
1,2 |
4 |
1,6 |
Рецензия |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,4 |
Беседа |
– |
– |
– |
– |
1 |
0,4 |
Портрет |
– |
– |
1 |
1,2 |
2 |
0,8 |
Очерк |
– |
– |
2 |
2,3 |
– |
– |
Эссе |
– |
– |
1 |
1,2 |
– |
– |
Мемуары, воспоминания |
– |
– |
1 |
1,2 |
– |
– |
Другое |
– |
– |
2 |
2,3 |
– |
– |
Источник: составлено автором.
Как показало исследование, на создание образа Китая в российском медиапространстве повлиял ряд определяющих факторов: политических, экономических, социальных, культурных. Контент-анализ и применяемые комплексно эмпирические методы наблюдения и сравнения позволили, подробно рассмотрев тематические блоки, жанры, источники информации и тональность публикаций о КНР в «Российской газете», выявить динамику освещения образа Китая, связанную с развитием национальных интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, их стратегическим взаимодействием и сотрудничеством в разных сферах деятельности. Таким образом, в сознании массовой российской аудитории формируется целостный медиаобраз Китая – современного государства, играющего одну из ведущих ролей на международной арене.
1 Radnitz S.B. (2020) М.И.С.С.И.Я. (Mission): Mending International Stability and Security Issues with Russia. Режим доступа: https://digital.lib.washington.edu/researchworks/bitstream/handle/1773/46270/20_JSIS_495I_Radnitz.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 13.12.2022).
2 Белуза А. Нам доверяют миллионы. Аудитория сайта rg.ru достигла 29 млн пользователей в месяц // Российская газета. 2019. Март, 25. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/25/auditoriia-sajta-rgru-dostigla-29-mln-polzovatelej-v-mesiac.html?ysclid=le6xtc7n3y356561562 (дата обращения: 21.08.2022).
3 Дубичева К. Дмитрий Медведев подвел экономические итоги саммита ШОС // Российская газета. 2009. Июнь, 16. Режим доступа: https://rg.ru/2009/06/16/reg-ural/sammit-medvedev-anons.html (дата обращения: 22.04.2020).
4 МИА «Россия Сегодня» и Международное радио Китая запустили совместное мобильное приложение. Режим доступа: http://russian-chinese.com/2017/07/05/mia-rossiya-segodnya-i-mezhdunarodnoe-radio-kitaya-zapustili-sovmestnoe-mobilnoe-prilozhenie/?ysclid=li2ur7t4tk355491278 (дата обращения: 22.07.2022).
Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестн. ОГУ. 2013. № 11 (160). С. 91–94.
Григорян С.В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016.
Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 28–56.
Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2019. № 2 (89). С. 134–146.
Жумагулова Ш.Т., Асангулова Ж.Э. Контент-анализ как социологический метод изучения средств массовой информации // Наука и новые технология. 2009. № 7. С. 148–151.
Каминченко Д.И. Сравнительный анализ информационной повестки дня средств массовой информации и современных социальных медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2576 (дата обращения: 22.07.2022).
Киричек П.Н. Инновации в миссии журналистики // Научные труды Моск. гум. ун-та. 2016. № 3. С. 13–21.
Кирсанова А.М. Образ Китая в российских специализированных интернет-СМИ // Архонт. 2019. № 3 (12). С. 55–61.
Ковач О.А. Принципы конструирования медиаобраза государства // Медиасреда. 2019. № 1. С. 57–62.
Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26–42.
Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
Линь Фэй. Роль прессы в формировании медиаобраза Китая (по материалам изданий «Российская газета» и «Независимая газета») // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2678 (дата обращения: 11.04.2021).
Лукин А.В. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий // Международная жизнь. 2009. № 11. C. 89–105.
Лукина М.М., Толоконникова А.В. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 27–50.
Монастырева О.В. Методы продвижения образа страны в практике «Международного радио Китая»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.
Мэн Лися. Имидж лидера КНР Си Цзиньпина в российских СМИ // Китай: история и современность: мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2016. С. 312–318.
Ордахова Т.В., Гаврильев Н.Я. Языковые средства в выступлениях Си Цзиньпина как средство создания имиджа Китая // Современный дискурс-анализ. 2019. № 2 (23). С. 61–65.
Разумова М.А. Тематические приоритеты и база источников информации деловых СМИ (на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.
Фролова Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 59–62.
Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2013. № 2. С. 91–95.
Чэн Юйсяо. Образ Китая в российских СМИ: лингвокогнитивный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2020.
Becker J. (2011) Coverage of the Tibet Crisis (March 2008) and the Olympic Games in China (August 2008) in the German-Language Mass Media. The International Communication Gazette 73 (6): 495–506.
Franks S. (2004) The World on the Box: International Issues in News and Factual Programmers. The Political Quarterly 75 (4): 425–428.
Luke D.A., Caburnay C.A., Cohen E.L. (2011) How much is enough? New Recommendations for Using Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis of Health Stories. Communication Methods and Measures 5 (1): 76–91.
Menegazzi S. (2022) World Politics and Media Framing: Introducing the Relevance of Narratives in Media outlet’s Coverage about the Hong Kong Protests. Partecipazione e conflitto 15 (1): 257–273.
Mokry S. (2017) Whose Voices Shape China’s Global Image? Links Between Reporting Conditions and Quoted Sources in News about China. Journal of Contemporary China 26 (107): 650–663.
Riffe D., Charles F.A. (1993) The Effectiveness of Random, Consecutive Day and Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis. Journalism Quarterly 70 (1): 133–139.
Seo S. (2020) “We See More Because We Are Not There”: Sourcing Norms and Routines in Covering Iran and North Korea. New Media and Society 22 (2): 283–299.
Tang L. (2021) Transitive Representations of China’s Image in the US Mainstream Newspapers: A Corpus-Based Critical Discourse Analysis. Journalism 22 (3): 804–820.
Дата поступления в редакцию: 05.11.2023
Дата публикации: 20.12.2023