Архив



Три «перехода»: о воздействии технологических прорывов медиа на социальное развитие



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. Три «перехода»: о воздействии технологических прорывов медиа на социальное развитие // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 8−16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.816



УДК 316.48:070.15
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.816
EDN: ZYVVPR

© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru





 

Современные дискуссии о цифровизации поставили вопрос о значении и важности передовых технологий для развития экономики как сферы общественной жизни и социума в целом. Понятия «цифрового перехода», «цифровой трансформации» все чаще появляются в политических программах, официальных документах, академических исследованиях, материалах СМИ. Тем самым в публичном поле более четко обозначается основной вектор социального развития, анализируется ключевое направление развития социума. Цифровизация, понимаемая как широкомасштабный социоэкономический процесс и как инструмент общественных преобразований, несомненно, уже приносит инновационные результаты в разных областях человеческой деятельности (Frolova, Ilchenko, Striga, 2023).

Очевидно, что этот процесс оказывает значительное влияние и на функционирование и трансформацию медиа, в очередной раз подчеркивая воздействие технологий на статус медиа как социального пространства, на функции и роли различных субъектов этого пространства (Вартанова, 2022). В настоящей статье ограничимся рассмотрением нескольких, но, на наш взгляд, ключевых моментов исторической динамики так называемых традиционных (старых) средств массовой информации.

 

Первый «переход»: печатный станок

Изучение развития медиа как технологий ведется согласно устойчивым традициям в социальных и культурных академических дисциплинах (Уэбстер, 2004). У этих традиций есть свои последователи и противники (Землянова, 2004), однако, несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах, многие авторы в целом согласны с тем, что все виды медиа – начиная с печатных и заканчивая современными цифровыми, интерактивными, телекоммуникационными – детерминируются информационно-коммуникационными технологиями, которые, в свою очередь являясь результатом технологического прогресса общества, определяют степень их распространенности, актуальные форматы социальной коммуникации, индустриальные структуры, формы взаимодействия с аудиторией, профессиональную природу и социальные функции (Назаров, 2014; Гавра, 2023; Baychik, 2023).

Изменения в технологиях производства медиа как социального продукта, адресованного широкой аудитории и определяющего формы их материального существования и форматы взаимодействия с аудиторией, в значительной мере обусловливают как ключевые этапы в появлении и функционировании СМИ, так и современный их вид. Существуют разные оценки истории развития медиа как социального или культурного пространства, как сферы индустриального производства. Наиболее заметны различия между социологически ориентированными коммуникативистами – сторонниками взгляда на СМИ как на форму социального взаимодействия, и технологическими детерминистами – исследователями, ставящими все общественно-культурные явления в зависимость от развития медиатехнологий (Землянова, 2004: 197–198, 321).

Противопоставление этих подходов представляется непродуктивным, поскольку оба они, хотя и каждый по отдельности, рассматривают разные стороны, являющиеся интегральными составляющими медиа как явления действительности: медиа не существуют без основных информационно-коммуникационных технологий, актуальных для определенного времени и места, но при этом они всегда представляют собой не только каналы, но и содержательное пространство общественной коммуникации (McQuail, 2011: 11, 136).

Пресса – газеты, журналы – находится у истоков социальной истории медиа, и потому представляется, что появление печатного станка в середине XV в. можно рассматривать как первый и основополагающий технический прорыв, первый социотехнологический «переход» в системе социальной коммуникации. В результате появления печатного станка в обществе возникло интегральное коммуникационное пространство, в котором произведенное посредством новой для своего времени технологии содержание стало выполнять общественно важные функции: информирование, осуществление (поддержка) рекреации и распространение рекламы – коммерчески важной потребительской информации (Землянова, 2004: 197; Щепилова, 2010; Тангейт, 2020: 26–27).

Новости как условие международной торговли, как информационный продукт в Средние века были необходимы небольшому кругу людей – правителям, высшему классу, торговцам. Долгое время «освещение современных событий оставалось второстепенным делом» (Петтигри, 2021: 67). Однако, как отмечают историки, была важна не только технология, требовался запрос общества на новости, был необходим интерес к событиям: «…только в начале XVI в., спустя целых семьдесят лет после того, как Гутенберг опубликовал свою Библию, мир переживает первое важное медиасобытие – немецкую Реформацию… это кардинально изменило печатную промышленность, которая осознала спрос на освещение современных событий. Рынок новостей изменился безвозвратно» (Петтигри, 2021: 68).

По существу, именно новая для своего времени технология – печать – сумела впервые в истории человечества предложить широкой аудитории формат и масштаб распространения информации как формы актуальных знаний и как важных для организации и проведения досуга текстов. Тем не менее одной технологии было недостаточно, требовался и интерес аудитории. Потребность в актуальной общественно-политической информации с начала XVI в. оказалась объективной, причем с годами она только росла.

Становление индустриального общества в XVIII–XIX вв. начало формировать рынок новой – по сравнению с предыдущим этапом развития общества – рабочей силы. Последняя предполагала гораздо больше работников для растущей промышленности, и у них должны были по­явиться иные качества: прежде всего грамотность, но также и социальная мобильность, умение формировать свое потребительское поведение, привычка отдыхать в небольшой промежуток времени, оставшийся от монотонного продолжительного труда (Основы медиабизнеса, 2014). Отдельную роль сыграла и необходимость для избирателей принимать участие в политическом процессе, что способствовало вовлечению людей в выборы, пробуждению интереса к вопросам общественно-политической жизни, становлению гражданского сознания (Медиакратия: современные теории и практики, 2013).

В XVIII в. именно издательская индустрия предложила свой ответ на формировавшуюся потребность в новом инструменте социальной коммуникации. Речь, несомненно, идет о газете, первые формы которой, напоминающие современные печатные издания, появляются в XVII в. В начале первого этапа исторического развития медиа информационная функция периодической печати имела ключевое значение и ее аудитория на этом этапе была ограничена небольшим числом состоятельных и образованных читателей. Позже, на рубеже XVIII и XIX вв., актуальные процессы – развитие массового производства и потребления под воздействием промышленной революции, урбанизация, доступность образования для широких слоев, становление рынка труда – превратили массовую прессу в значимый общественный институт. Для широкой ауди­тории общественно-политические новости, развлекательные и сенсационные материалы массовых газет наряду с коммерческой рекламой стали неотъемлемой частью повседневности, а чтение газет и журналов – гораздо более значимым, чем высокое искусство художественной литературы или театра (Томпсон, 2018).

Промышленные, в том числе и издательские технологии, совершенствуясь, приводили к удешевлению бумаги, повышению производительности станков, упрощению доставки, усиливая роль печатных средств массовой информации в жизнедеятельности общества. Таким образом, на протяжении XIX в. в дополнение к информационной у газет и журналов постепенно развивалась и рекреативная, и рекламная (маркетинговая) функция, сформировав ядро тех задач, которые медиа начали, продолжили и продолжают выполнять в обществе (Щепилова, 2010).

Не стоит забывать, что актуализировавшийся в XIX в. во многих странах процесс вовлечения избирателей в общественно-политическую жизнь государства – через их участие в выборах, вхождение в политические партии – оказался возможным именно на основе широкого привлечения прессы к информированию и убеждению аудитории. Как подчеркивал Е.П. Прохоров, «через целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления» (Прохоров, 2009: 33), политики обращались к своему электорату. И обеспечить широкий масштаб доступа к нему и его охват смогла только массовая пресса (Hallin, Mancini, 2004).

Таким образом, необходимо признать: становление первой модели массмедиа – печатной1 – стало, с одной стороны, естественным результатом внедрения актуальных для своего времени технологических достижений в общественное развитие, а с другой – ответом на запросы экономики и политики, тесно связав эти разные и разноуровневые социальные явления в том социальном поле, которое мы сегодня называем медиа.

 

Второй «переход»: сигналы в эфире

Набор функций, выполнявшихся прессой в обществе, по мере исторического развития института медиа расширялся, и происходило это под значительным воздействием именно технологического прогресса: к ХХ в. были заложены основы общественной коммуникации, которые окончательно были осознаны и сформулированы в постиндустриальном обществе. По мнению отечественных теоретиков, прежде всего Е.П. Прохорова, в числе наиболее ранних задач выделялись информационная, рекреационная, рекламно-справочная (Прохоров, 2011). Те же функции отмечаются и в зарубежной теории (McQuail, 2011).

Несомненно, реализация этих функций была напрямую связана с возникновением медиаинноваций и дальнейшим проникновением СМИ в жизнь общества, аудитории и отдельного человека, но очевидно и то, что возникновение этих функций в свою очередь было детерминировано социальным развитием. Именно для его обеспечения на протяжении XIX–XX вв. печать, а затем и аудиовизульные СМИ гарантировали расширение охвата аудитории за счет новых способов доставки содержания, сама доставка и производство содержания удешевлялись, делая массмедиа доступнее различным классам и общественным группам.

К началу ХХ в. индустриальное развитие общества, рост рынка рабочей силы, запрос на участие электората в политическом процессе и многие другие факторы общественной жизни стали тем процессами, которые значительно увеличили потребность в разных форматах коммуникации с широкими массами людей – на уровне общества, однотипных социальных групп, небольших целевых аудиторий. Медиатехнологии, создававшиеся учеными-энтузиастами и любителями-самоучками, постепенно становились востребованными как в промышленности, так и в социальной жизни.

Радио, несомненно, бросило вызов печатной прессе, что стало первой вехой наметившегося «перехода». Хотя изучение радиомагнитных явлений было начато учеными передовых в технологическом отношении стран (США, Россия, Западная Европа) еще в 1830 гг., первые приборы для передачи радиосигналов на расстояние появились только в последнем десятилетии XIX века. От опытов до практических воплощений в этой области прошло еще около трех десятилетий, а массовым СМИ, адресованным широкой аудитории, радио стало значительно позже (Основы медиабизнеса, 2014: 18–20). Таким образом, второй – аудиовизуальный – «переход» начинается на рубеже прошлого и позапрошлого столетий.

К началу XX в. в развитии медиатехнологий наметился еще один прорыв. Телевидение как инновационная идея впитывала достижения технического прогресса в достаточно обширной информационно-коммуникационной сфере. Речь идет о таких изобретениях, как телеграф, фотография, кино и, естественно, радио. Однако путь телевидения как СМИ к массовому зрителю оказался исторически более коротким, чем у радио: от начальных опытов 1900 гг. создатели новой медиатехнологии перешли к практическим решениям для аудитории менее чем за три десятилетия (Основы медиабизнеса, 2014).

В своей хрестоматийной работе еще в 1975 г. о взаимодействии социального развития и технологического прогресса в области медиа Р. Уиль­ямс говорил следующим образом: «Имевшие решающее значение ранние трансформации индустриального производства и их новые социальные формы, из которых выросли процессы накопления капитала и улучшения условий труда, создали новые потребности и возможности, соответ­ственно, коммуникационные системы, вплоть до телевидения, стали их естественным результатом» (Williams, 1975: 10). На примере радио и телевидения он подчеркивал особенности их социального внедрения и распространения, отражающие вхождение медиатехнологий в социальную жизнь в целом. Чем интересна эта небольшая работа для теории медиа?

Во-первых, Р. Уильямс обращает внимание на своего рода парадокс, сложившийся при изобретении радио и впоследствии телевидения: формально эти достижения носили технологический характер, что привело к появлению нового сегмента в потребительской экономике – сегмента производителей техники (радиоприемников, телевизоров) (Williams, 1975, 20–23). Но в отличие от предыдущих технологий медиа (прессы, телеграфа, фотографии) радио и телевидение изначально возникали как инновации, прежде всего предназначенные для новых форм передачи и приема сигналов, но при этом с минимальным или даже нулевым вниманием к передаваемому содержанию.

Главная мысль в работе касается той связи, которую уловил Г.М. Мак­люэн между каналом медиа и его содержанием: «Изначально самоценность содержания не была понята… Удивительно не только то, что предложение вещательных технических средств предшествовало спросу, но и то, что средства коммуникации предшествовали появлению своего содержания» (Williams, 1975: 25).

Во-вторых, рассматривая социальный путь телевидения, Р. Уильямс обратил внимание на роль массмедиа в общественной жизни, которая определяется тем, что вещание (радио и телевидение) становится новой мощной формой социальной интеграции и контроля (Williams, 1975: 23). Более того, он связал рост популярности телевидения с рождением новых для своего времени, противоречащих друг другу, но при этом взаимо­связанных тенденций – мобильности человека работающего, постоянно перемещающегося в городском пространстве между домом и работой, и одновременно оседлости его семейной жизни. Социальная мобильность требовала от людей интереса к новостям для того, чтобы следить за политической и общественной жизнью. Оседлость предполагала в том числе возможность домашнего досуга, чему телевидение, как новая культурная форма общественной жизни, немало способствовала.

Таким образом, появление радио в первой трети ХХ в., начало телевизионного вещания на рубеже 1920–1930 гг. ознаменовали второй «переход» в истории развития медиа. Тогда же наметился и новый индустриальный вектор поступательного движения от печатной прессы и модели газетно-издательской индустрии к вещательным, электронным, аудиовизуальным массмедиа и к новой индустриальной структуре – модели медиаиндустрии, предполагавшей и особую (рекламную) бизнес-модель, и опору на принцип эффекта масштаба (Вартанов, 2023).

По сути, с первой трети ХХ в., когда новые медиатехнологии начали прокладывать свой путь к массовой аудитории, можно говорить не только о зарождении национальных медиасистем, какой бы расплывчатой и спорной для медиаисследователей эта концепция ни была (Вартанова, 2019: 85–100), но и о приобретении информационно-коммуникационными технологиями статуса ключевого фактора как индустриального (медиа-), так и общественного развития (Маклюэн, 2003).

Радио и телевидение стали первыми СМИ, которые создали действительно массовую аудиторию – и в силу специфических технологических возможностей распространения нового вида аудиовизуального содержания, и в силу постоянного удешевления доставки и устройств воспроизведения, и в силу простоты их использования.

Многие ученые сходятся во мнении, что массмедиа, эпоха которых начинается с появления радио и укрепляется с развитием телевидения, характеризуются:

  • наличием специальной высокотехнологичной передающей инфраструктуры, часто напрямую не связанной с производством содержания для радио и телевидения;
  • более серьезным, по сравнению с сегментом прессы, контролем государства и даже международных организаций (IBU) за радиочастотным спектром;
  • простотой восприятия аудиовизуального содержания;
  • широким и массовым географическим охватом зрителей;
  • несколькими специфическими чертами аудитории: ее неоднородностью, неорганизованностью, анонимностью и пассивностью (Землянова, 2004: 197–198; McQuail, 2011: 24–45).

Особенностью является и то, что появление аудиовизуальных медиа не отменило существования прессы, хотя и сказалось на ее популярности, особенно у более молодых людей, и на экономическом положении (отток рекламы сначала на радио, потом на телевидение). Пресса продолжила выполнять свои функции, однако телевидение и радио бросили ей вызов, не только взяв на себя выполнение прежних функций, но и использовав новые технологические возможности. В контексте усложнения общественной жизни старые и новые для этого времени СМИ расширили спектр выполняемых социальных функций, и в ХХ в. к числу уже упомянутых добавляются, согласно Е.П. Прохорову, коммуникативная (социальное взаимодействие), непосредственно-организаторская (регулятивная деятельность), идеологическая (информационное обслуживание массового сознания, общественного мнения), культуроформирующая (формирование культуры поведения) (Прохоров, 2011).

В число функций журналистики, уже реализовывавшихся не только прессой, но и радио и телевидением, в дополнение к перечисленным выше, в ХХ в. исследователи начали включать также: познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую, ценностно-регулирующую, задачу сохранения единого информационного пространства, функцию форума и многие другие (Свитич, 2000; Фомичева, 2007; Корконосенко, 2010). При этом многие отечественные авторы подчеркивали, что в современном мире функции СМИ отличаются многогранностью и многослойностью (Корконосенко, 2010), находятся в неразрывной связи с гуманитарной ролью СМИ в обществе (Свитич, 2000).

 

Вместо заключения: к цифровому «переходу»

Очевидно, что сегодня общество находится на этапе третьего – цифрового – «перехода» медиа, в рамках которого, как нам представляется, происходят значительные технологические трансформации, но социальная природа медиа, изменяясь, все-таки сохраняется. Ведь вся история СМИ подтверждает, что технологические инновации медиа, даже если они и возникали не как прямой ответ на общественный запрос, а как результат неожиданных находок ученых и изобретателей, часто приводили к серьезным изменениям в масштабах и формах общественной коммуникации и к изменениям социальных практик. При этом любая трансформация медиатехнологий находила свое место в пространстве медиа, только отвечая на возникавший в ходе общественного развития социальный запрос.

Неудивительно, что сейчас уже ведутся исследования современной медиакоммуникационной среды в ее цифровой динамике, меняющей как возможности производства и распространения содержания (Вартанов, 2023), так и само медиасодержание – в его жанрах и форматах (Колесниченко, 2023; Замков, Крашенинникова, Лукина, Цинарева, 2017), в его тематическом и проблемном наполнении (Зуйкина, Аникина, 2023; Щепилова, Круглова, 2024), в его потреблении аудиторией (Дунас (ред.), 2021). Все это становится следствием развития медиатехнологий, усложнения общественной жизни, что в очередной раз в истории человечества подводит к новому (цифровому) «переходу» в общественных коммуникациях.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект № 22–18–00225).

 

Примечания

    1Автор сознательно артикулирует роль прессы на первом этапе технологического развития медиа, не рассматривая в этом процессе значение телеграфных (информационных) агентств. Во-первых, потому, что агентства практически до появления Интернета не выходили с новостями напрямую к аудитории, выполняя своего рода функцию B2B-компаний, поскольку они работали «поставщиками» новостей для журналистских редакций. Во-вторых, потому, что с момента своего возникновения в XIX в. телеграфные агентства стали во всех странах частью сис­тем связи, используя первую в истории государств, сложную для своего времени и напрямую не включенную в медиаиндустрию технологическую и организационную инфраструктуру – телеграф.

 

Библиография

Вартанов С.А. Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 6. С. 3–36. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2023.336

Вартанова Е.Л. Полисубъектность медиасреды и ее потенциальное влияние на социальный конфликт // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.814

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций. М.: Юрайт, 2023.

Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 1. С. 166–172.

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Зуйкина К.Л., Аникина М.Е. Районные telegram-каналы Москвы в городской коммуникации: опыт контент-аналитического исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 6. С. 87–117. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2023.87117

Колесниченко А.В. Мультимедийные жанры в современных российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 2. С. 3–22. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2023.322

Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010.

Маклюэн Г.M. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А.С. Пую, С.С. Бодруновой. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Назаров М.М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116–128.

Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2014.

Петтигри Э. Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе. М.: АСТ, 2021.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: ИКАР, 2000.

Тангейт М. Всемирная история рекламы. М.: Альпина Паблишер, 2020.

Томпсон Д. Хитмейкеры. Наука популярности в эпоху развлечений. М.: Азбука-Бизнес, 2018.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Российские телеканалы и социальные медиа в усло­виях трансформации медиаполя // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2024. № 87. С. 255–273. DOI: 10.17223/19986645/87/14

Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ. История, технологии, классификация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

 

Baychik A. (2023) Reality and Virtuality of the Mass Media Space. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 20–45. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2023.2

Frolova T., Ilchenko D., Striga E. (2023) Media Representation of the Technologies of the Fourth Industrial Revolution: Russian Business Media Practice (2017–2021). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 48–68. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2023.3

Hallin D.C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press.

McQuail D. (2011) McQuail’s Mass Communication Theory. 6th ed. London: Sage.

Williams R. (1975) Television Technology and Cultural Form. New York: Schocken Books.

Дата поступления в редакцию: 05.02.2024
Дата публикации: 20.02.2024