Архив



Исследование газеты в условиях цифровизации: актуализация подходов



Ольга Смирнова

Ссылка для цитирования: Смирнова O.В. Исследование газеты в условиях цифровизации: актуализация подходов // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 18−24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.1824



УДК 070+316.422:001.891
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.1824
EDN: TEHHNV


© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga.msu@yandex.ru



Ключевые слова: российские СМИ, газета, институциональный кризис, медиапространство, социальные функции.

В статье обосновывается необходимость актуализации газеты как объекта исследования в связи с заметными изменениями в ее институциональном статусе и выполняемых ею социальных функциях и возникающих в связи с этим эффектах не только для СМИ и журналистики, но и для общества в целом. Автор приходит к выводу, что способность газеты адаптироваться на различных платформах не влияет на ее базовые профессионально-ценностные ориентации.

 

Актуальность исследования газеты в контексте общественных процессов

Современные исследователи акцентируют внимание на институциональном кризисе как системной общественной проб­леме, возникшей в контексте «разрушения социальной нормы постмодернистским релятивизмом, внедряющимся в структуры общественного сознания, функционирования организаций и профессиональной деятельности» (Блохин, 2022: 234) и развивающимся под влиянием различных факторов, в результате чего общественная активность в значительной степени перемещается в медиапространство. В условиях ускоряющегося институционального кризиса так называемые «старые институты» оказываются на пути размывания и даже утраты своей субъектности, формируется своего рода «новая институциональность», характеризующаяся процессами освобож­дения информации и людей «от оков старых институтов» (Зубофф, 2022: 65) в имеющих критически важное значение сферах. В соответствии с классическими подходами институты располагаются в системном ряду между различными социальными подсис­темами (политика, экономика, культура) и организациями, реализующими институциональные функции. Так, в контексте миросистемной теории И. Валлерстайна локальные миросистемы продуцируют собственные медиапространства, которые состоят из цивилизационных медиасистем, языкового национального общения и коммуникативных полей смысловых циркуляций. При этом возникает конфликт глобального и локальных медиапространств, поскольку глобальные сетевые организации нацелены, по мнению Валлерстайна, на последовательное замещение и уничтожение традиционных институтов, таких как религия, образование, государство, семья, СМИ и журналистика. В миросис­темах, противостоящих процессам глобализма, формируется понимание значения институтов в обеспечении суверенности и усиливается охранительная тенденция по отношению к ним (Валлерстайн, 2006: 88).

Российские исследователи также обращают внимание на эти процессы, в том числе акцентируя внимание на необходимости сохранения структуры ментальных матриц медиапространства, обеспечива­ющих «единство стиля мышления» и состо­ящих из «концептов и контекстов, ценностей и смыслов» (Блохин, 2022: 237). На уровне этих концепций газета может рассматриваться не только как социальный институт, но и как некая ментальная матрица медиа­пространства, позволяющая сохранять и мультиплицировать в структурированном виде ключевые национальные контексты, ценности и смыслы.

Российские исследователи определяли появление газеты как упорядочение массовой информации во времени и в пространстве (Ученова, Старых, 2002: 96). Если развивать данное утверждение в соответствии с современным контекстом, то происходящие в условиях технологических трансформаций процессы можно обозначить как тенденцию к разупорядочению массовой информации во времени и пространстве в целом, а также как тенденцию к постепенной деконструкции институционального статуса традиционных СМИ (в первую очередь газеты), к трансформации их имманентных признаков и выполняемых ими социальных функций. Современные исследователи также обозначают эти процессы такими терминами, как деинституционализация СМИ, демедиатизация информационного пространства, депрофессионализация журналистики и т.д. Обращается внимание на трансформацию медиасистемы, в результате которой наибольшие последствия заметны именно для газеты как социального института, на протяжении столетий выполнявшего задачи не только по информированию, но и по консолидации, интеллектуальному развитию общества и т.д.

Развитие и трансформация институционального статуса и функций газеты, а также формирование их имманентных признаков происходили с момента ее появления на всех общественно-исторических этапах под влиянием разновекторных факторов. В результате этих процессов изменялся не только облик газеты, но и ее ключевые свойства и целеполагание. Известный исследователь газеты К. Бюхер считал, что если у десяти человек спросить, что такое газета, то, вероятно, последует десять различных ответов (2001: 9–10). Но при этом он отмечал, что если задать вопрос о средствах, при помощи которых создавалась «громадная ткань духовных и материальных взаимодействий, собирающая современное человечество в единое общество» (Бюхер, 2001: 9–10), то газету уверенно назовут в числе первых и важнейших.

Технологические трансформации, связанные с цифровизацией медиапространства, в значительной степени дезактуализировали интерес исследователей к газете как значимому институту социокультурного преобразования общества. Можно констатировать, что в связи с цифровизацией и снижением интереса к газете как традиционному институту происходят критические изменения в ее институциональном статусе и выполняемых ею социальных функциях и ролях, которые на данном этапе недостаточно изучены, так же, как и предполагаемые эффекты от этих изменений не только для СМИ и журналистики, но и для общества в целом. Так, по мнению В.П. Коломийца, «в обществе еще не сложилась система, построенная на современных технологиях, которая взяла бы на себя функцию общест­венной консолидации, выработки и распространения социальных норм человеческого общежития» (Коломиец, 2020: 25) – именно та функция, которую на протяжении долгого времени выполняла газета.

Я.Н. Засурский считал роль газеты в обществе настолько значимой, что подчеркивал безусловную необходимость объеди­нения усилий всех, кто «заинтересован в сплочении нашего общества на основе каче­ственной и аналитической информации для того, чтобы общественное сознание в нашей стране успешно развивалось и удовлетворяло потребности нашей прекрасной страны России в духе создателя первой российской газеты Петра Великого, который сумел в 1703 г. предвидеть развитие России, призвал россиян познавать мир, “пробил окно в Европу” своей газетой и наз­вал главные проблемы России – соз­дание и развитие образованной среды, которая необходима для великого государства в масштабах сегодняшнего дня» (Засурский, 2015: 342–343). Отталкиваясь от этого обозна­чения общественной роли российской газеты, представляется, что динамика ее развития, сопровождающаяся серьез­ными кризисами и вызовами, требует, на наш взгляд, актуализации подходов к ее осмыслению как института и социокультурного феномена.

В современных условиях беспрецедентной трансформации медиасистемы, характеризующейся появлением в ней новых субъектов и акторов, а также тенденцииями к обособлению журналистской деятельности от СМИ (фриланс, блогерство и т.п.), сформировалась насущная научная потребность к переосмыслению и более четкой дифференциации как понятий, так и самих явлений. В связи с этим ставится вопрос о статусе исследовательских направлений, изучающих не журналистику в целом, а институцио­нальные объекты, подвергающиеся критическим изменениям и вызываемые этим общественные эффекты.

 

Газета как объект исследования: традиционные и современные подходы

Газета как первое СМИ и базовая платформа для развития журналистики являлась и первым объектом в исследованиях российской журналистики и массмедиа. В 1992 г. вышла публикация Е.П. Прохорова «Социология журналистики. Материалы к библиографии (1965–1990)», в которой были обозначены 522 наименования научных публикаций по исследованию журналистики и средств массовой информации, лидирующее место в которых занимали исследования прессы / печатных СМИ (анализ этой библиографии был проведен В.П. Коломийцем и изложен в монографии «Медиатизация медиа» (2020)).

В целом можно говорить о высокой степени научной разработанности газеты как объекта, однако при этом нельзя не оговорить, что исследовательское внимание к газете как объекту в последние десятилетия резко снизилось (если не упало до критически низкого уровня), что можно объяснить как объективными факторами, связанными с кризисом печатных СМИ, так и субъективными, вызванными переключением исследовательского внимания на новые, динамично развивающиеся цифровые медиа. Тем не менее и в этот период появлялись значимые исследования как теоретического, так и эмпирического характера (Реснянская, Фомичева, 1999; Гуревич, 2004; Газеты средних и малых городов России,, 2015; Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг., 2016; Грабельников, Родионова, 2022), осмысляющие статус российской газеты как важнейшего общественного института.

Актуализация газеты в качестве объекта научных наблюдений требует опоры как на изучение текущего состояния газеты как общественного института, так и на ее анализ отечественными классиками-медиаисследователями. Определяя институциональный статус газеты, необходимо опереться, в частности, на такие ключевые тезисы, как идеи Е.П. Прохорова о том, что информационное пространство наполнено множеством СМИ, которые стремятся обосноваться в актуальных условиях и при этом постоянно вступают между собой в определенные отношения, нацеленные на выявление свойств и процессов формирования идентичности СМИ. Обозначая такие взаимодействия как «столкновения», исследователь подчеркивал, что в различных формах макровзаимодействий между всеми существующими СМИ и выявляются их характеристики и отличительные свойства (Прохоров, 2011: 261). По мнению Л.Г. Свитич, «общество как совокупная ауди­тория является главным субъектом информационного взаимодействия, пусковым механизмом функционирования журналистики» (2000: 104). При этом пусковым механизмом, порождающим информацион­ную деятельность в самом обществе, являются «его потребности в информации, обусловленные основными политическими, экономическими, социальными, духовными и биологическими потребностями» (Свитич, 2000: 104). Снижение системного структурированного потребления информации и снижение потребности в ней имеет прямую и обратную связь.

Исходя из тезиса о том, что в формировании медиапространства системообразующую роль играют средства массовой информации, обладающие выраженными институциональными признаками и статусом (Ученова, Старых, 2002: 96) – газеты, телевидение, радио, интернет-СМИ, можно говорить о том, что пространство функционирования институализированных СМИ и создает условия для реализации функций социального взаимодействия. Трансформационные процессы, происходящие в медиапространстве, формируют новые системообразующие факторы. Важным представляется осмысление влия­ния этих процессов на глубинные трансформации современной газеты, меняющие ее имманентные свойства и целеполагание. Имманентные свойства газеты, как предполагается, являются базовыми для формирования ее институционального статуса, создающими необходимые условия для генезиса пространства газеты как объекта, самоструктурирующегося в процессе организации своих сущностных признаков.

Можно предположить, что газета, в ходе развития которой сформировались «корневые» социальные функции средства массовой информации (информационная, аналитическая, просветительская и т.п.), имеет основания для того, чтобы рассматриваться как базовый формат журналистики в целом, продолживший в дальнейшем развиваться за пределами печатной платформы. Даже в глобализирующихся и цифровизирующихся медиа газета может рассматриваться как формат, структурирующий иные типы медиа посредством своих имманентных свойств.

Современные трансформационные процессы, вызванные разноуровневыми факторами, меняют представления о статусе и функциях газеты, сложившихся ранее. Газета как социальный институт, доминирующей характеристикой которого на протяжении длительного времени являлось воздействие на общество посредством реализации преимущественно информационной функции, утратила это свойство под влиянием конкуренции с более оперативными цифровыми медиа. При этом газета, как базовый коммуникативный ресурс социума, выполняет разновекторные функции коммуникационного, организующего, просветительского, ценностно-ориентирующего характера. Формируя и обогащая поведенческие модели читателей в целях позитивного воздействия на организацию их жизни, газета сохраняет способность совершенствовать общественные отношения на политическом, общекультурном, нравственном и иных уровнях, используя различные платформы. Можно при этом говорить, что газета как социокультурный феномен на протяжении ее существования обретала значимость культурно-ментальной формы, отражающей и формирующей национальное сознание. Одним из важнейших имманентных свойств газеты является ее способность к объединению людей по признакам их территориальной/национальной/культурной идентичности (в отличие от глобальных медиа, унифицирующих ауди­торию). В результате территориально-географической консолидации вокруг газеты формируется аудитория, стимулируется развитие экономического и социокультурного потенциала территории (страны, региона, города и т.п.). Газета, как представляется, может сохранять эти свойства независимо от платформы, на которой выходит, и среды –аналоговой или цифровой.

На протяжении всех этапов существования газета являлась базовым средством массовой информации, на основе которого формировалась и структурировалась журналистская деятельность, профессиональные стандарты и этические принципы. Представляется, что газета по-прежнему имеет ресурс для выполнения задачи по сохранению журналистики, соответству­ющей национальным потребностям и ценностям. На каждом из последующих этапов развития газета как основной инструмент реализации социальных функций журналистики способствовала информационной консолидации общества, формированию единой национальной культуры, площадки для диалога и взаимодействия разных уровней общества и власти. Например, именно газета формировала традицию и культуру регулярного массового чтения, ориентированного на национальную речевую культуру. Важным имманентным признаком газеты также представляется аналитичность ее содержания – свойство, призванное стимулировать аудиторию не только к потреблению информации, но и к ее осмыслению.

В современных условиях имманентные свойства газеты сохраняются, как можно предположить, не только на ее «материнской платформе» – бумаге. Свойства газеты как традиционного СМИ интегрируются в новую медиасреду, продолжая развиваться за пределами ее базового формата. Инновационные форматы, даже родившиеся в цифровой среде, не могут не опираться на выработанные на протяжении нескольких столетий методы сбора и обработки информации, взаимодействие с аудиторией, профессиональные журналистские технологии и ценности. К примеру, городские сайты, персональные сайты журналистов и другие ресурсы цифровой медиасреды усвоили ряд признаков газеты, такие как ответственность перед аудиторией/обществом, организованность работы редакционного коллектива и понимание общих целей, проверка информации, наличие профессионально-этических норм и принципов и т.п. Цифровые медиа, не позиционирующиеся себя как газету, зачастую реализуют ее социальные функции, используя при этом различные комбинации имманентных свойств и инновационных возможностей.

В таком контексте можно говорить о том, что медиа, стремящиеся функционировать в русле консолидирующих общественных задач, обладают латентными признаками газетной институциональности. Интернет-ресурс, сохраняющий в себе целеполагание и базовые свойства газеты, имеет большие возможности для эффективной реализации своих социальных функций.

 

Выводы

Таким образом, на первоначальном этапе научных наблюдений, имеющих целью актуализацию и обновление подходов к анализу современной российской газеты, ее институционального статуса и социальных функций, можно сделать вывод о том, что существующая теоретическая база исследования газеты имеет разветвленные и разнообразные подходы (зачастую они следуют расхожей матрице о «смерти газеты» и формируют преимущественно негативные сценарии и перспективы ее развития) и концепции, но при этом требует пере­осмысления в условиях, формиру­ющихся под влиянием актуальных социокультурных и технологических изменений. При этом очевидна недостаточность работ, концептуали­зирующих функциональные основы инс­ти­туционального статуса, функций и ролей, по-прежнему выполняемых современной газетой, и исследований, актуализирующих позитивные сценарии ее развития как общественного института.

Среди факторов, определяющих эволюцию российских газет, наиболее значимыми являются: уровень экономического развития страны/региона/города, финансовая, материально-техническая обеспеченность редакций; правовой и экономический статус газет; социальный заказ общества, потребности населения, запросы аудитории; информационная политика учредителей и собственников; обеспеченность квалифицированными редакционными кадрами и эффективный редакционный менедж­мент. Трудности в реализации социальных функций современных российских газет в значительной степени связаны с высокой конкуренцией с неинституционализированными акторами медиапространства, а также возможным недопониманием со стороны государства и общества ее высокой значимости. Следствием падения авторитета газеты в обществе становится снижение профессиональной подготовленности и мотивированности журналистов, недостаточное финансирование и техническая обеспеченность, старение аудитории и т.п.

Системный подход к исследованию газеты как первому средству массовой информации представляется важным для укрепления ценностной структуры российского общества, сохранения национальной идентичности и устойчивого развития. В условиях корректировки институциональной идентичности необходима выработка актуальных критериев качества и эффективности газет, учитывающих их способность к интеграции в интернет-пространство и к «имплантации» имманентных свойств в неинституционализированные медиаформаты. Целостность (не разорванность) медиапространства достигается в том случае, если эффективно выполняются информационно-коммуникативные функции разных типов СМИ в соответствии с потребностями общества, его различных социальных слоев, групп, если привлекается широкий круг акторов, выступающих в качестве производителей медиаконтента, способных отразить полифонию, многообразие общественных отношений в разных социальных сферах и на разных уровнях функционирования социума, обеспечить полноту и общественную значимость медиаконтента. Способность газеты к адаптации (амбидекстральные свойства), не утрачивая при этом базовые профессионально-ценностные ориентации, представляется одной из важнейших с точки зрения сохранения как горизонтальной (медийной), так и вертикальной (общественной) системы общественных институтов.

 

Библиография

Блохин И.Н. Институциональная память журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 2. С. 233–248. DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).233-248

Бюхер К. Происхождение газеты // История печати: антология. Т. 2. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 7–28.

Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. М.: Территория будущего, 2006.

Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. Контент-аналитическое исследование: колл. моногр. / Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. и др. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.

Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов: колл. моногр. / Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. и др. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Грабельников А.А., Родионова Т.С. Русская газета, цифровая среда и аудитория: моногр. М.: РУДН, 2022.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004.

Засурский Я.Н. Вместо заключения. России нужна национальная качественная газета // Качественная пресса в медийных структурах: колл. моногр. М.: ИКАР, 2015. С. 341.

Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2022.

Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011.

Прохоров Е.П. Социология журналистики. Материалы к библиографии 1965–1990. М.: Фак. журн. МГУ, 1992.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.: ИКАР, 1999.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: ИКАР, 2000.

Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

Дата поступления в редакцию: 16.01.2024
Дата публикации: 20.02.2024