Архив



Медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи: обзор современных исследований



Наталия Москаленко

Ссылка для цитирования: Москаленко Н.М. Медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи: обзор современных исследований // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 26−31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.2631



УДК 070+316.774-053.81:001.891
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.2631
EDN: SDISQG

© Москаленко Наталия Михайловна
старший преподаватель кафедры журналистики Донецкого государственного университета, помощник ректора (г. Донецк, Россия), n.moskalenko@donnu.ru



Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиапотребление, медиатекст, социализация.

В статье анализируются современные российские исследования пространства медиа, которые систематизируются в рамках триады медиаобразование–медиаграмотность– медиапотребление. Подчеркивается, что понимание медиаобразования расширилось и сводится не только к учебному процессу, но и в целом к навыкам существования в цифровом мире; медиаграмотность характеризуется как способность не только потреблять, но и создавать медиатексты, а анализ медиапотребления позволяет понять специфику социализации цифрового поколения.

 

Стремительная цифровизация СМИ, появление новых информационных форматов и коммуникационных практик в первую очередь затрагивают молодежь. Эти процессы подробно освещаются в исследованиях, посвященных медиа. Систематизация рассматриваемых в них подходов к вопросам взаимоотношений молодого поколения со СМИ позволит уточнить представления о триаде «медиаобразование–медиаграмотность–медиапотребление» (далее – медиатриада). Ее части имеют четко выраженную причинно-следственную связь: медиаобразование формирует медиаграмотность, которая, в свою очередь, позволяет сделать медиапотребление более рациональным и продуктивным.

Задача данной статьи – рассмотреть и систематизировать концепции российских исследователей медиатриады, сложившие­ся за последние годы. В основном это работы исследователей из двух ведущих российских центров изучения медиа – таганрогского, под руководством А.В. Федорова (внимание направлено преимущественно на вопросы медиаобразования), и московского, под началом Е.Л. Вартановой (основная тема – специфика медиапотребления в различных социальных группах) (Казаков, 2020). Еще один центр, в котором разрабатывается проблематика взаимоотношений общества и СМИ, – кафедра медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, работающая под руководством И.А. Купцовой. В отличие от центров А.В. Федорова и Е.Л. Вартановой кафедра И.А. Купцовой уделяет внимание преимущественно исследованиям воспитательной и культуртрегерской функций медиа (Купцова, 2021).

 

Медиаобразование: между просветительством и профессиональной подготовкой

Если традиционно под медиаобразованием подразумевалось прежде всего обучение работе с медиа и информацией, то теперь его понимание существенно расширилось. Медиаобразование сегодня – это не только и даже не столько подготовка специалистов в области СМИ, сколько привитие навыков жизнедеятельности в информационном обществе (Вартанова, Засурский, 2003), для чего необходимо «массовое медиаобразование населения» (Fedorov, Levitskaya, 2018: 6). При этом непрерывное массовое медиаобразование необязательно должно следовать форматам высшего образования (Chelysheva, Mikhaleva, 2022). Оно необходимо еще и потому, что ввиду порождаемых медиапространством рисков человеку необходимо научиться безопасному поведению в нем (Kislyakov, Shmeleva, 2018).

Высказываются предложения и по совершенствованию профессионального медиаобразования. Появление цифровой журналистики предполагает развитие у профильных студентов способностей действовать в постоянно изменяющейся мультимедийной среде, что не должно приводить к утрате антропологического содержания журналистского труда (Melnik, Pantserev, 2020).

Подчеркивается необходимость медиа­образовательного компонента в учебных планах высшей школы вообще, а не только в заведениях, где готовят журналистов или даже просто специалистов, работающих с информацией. Медиаобразование должно присутствовать и во внеучебной работе со студентами (Chelysheva, Mikhaleva, 2023). А при формировании подходов к медиа­образованию студентов важно учитывать их будущую профессию и увязывать с ней рекомендуемые им СМИ (Khilko, Genova, 2023).

Вырисовывается четкая тенденция представления медиаобразования как многофункциональной программы адаптации самых разных общественных групп к реа­лиям цифровой эпохи. Можно даже сказать, что подобная программа направлена не столько на подготовку человека к работе с медиа в СМИ, сколько на развитие и совершенствование его способности жить и ориен­тироваться в информационном и преж­де всего цифровом пространстве в целом.

 

Медиаграмотность: от умения учиться до умения жить

Медиаграмотность определяется как «понимание природы и основных принципов деятельности СМИ, освоение информационных технологий, развитие способности к анализу и оценке содержания информации, умение использовать эту информацию осознанно» (Вартанова, 2018, 6–7). Или как умение находить в пространстве медиа заданную информацию, подвергать ее критическому осмыслению, оценивать ее достоверность и в случае необходимос­ти созда­вать собственные медиатексты (Казаков, 2017: 86–87).

Медиаграмотность предполагает наличие навыков формулирования запроса и поиска информации, ориентации в окружающем информационном пространстве, способностей к критическому мышлению и анализу информации, умения обеспечивать информационную безопасность (Вартанова, 2019: 9; Вартанова, Вихрова, Самородова, 2021). Политическая составляющая является ключевой для медиаграмотности (Kazakov, 2018), поскольку в настоящее время приходится постоянно противостоять фейкам и информационным суррогатам (Kazakov, 2019). Оборотной стороной медиаграмотности является медиазависимость (Дунас (ред.), 2021: 65).

Недостаточная квалификация молодежи для оценки получаемой информации определяет и ее социально-политическую позицию. Отсюда предпочтение сетевого взаимодействия официальным информационным каналам (Frolova, Rogach, Tyurikov, 2022). Во многом как раз данное обстоятельство является причиной того, что медиа­обра­зование не стимулирует у студентов интереса к политике (Bykov, Medvedeva, 2022).

Определения медиаграмотности разнятся в большей степени, чем обозначения медиаобразования, т.к. фиксировать состояния, показатели некоего качественного уровня (медиаграмотность) и вытекающие из таких потенциальных условий те или иные возможности гораздо сложнее, чем описывать конкретные организованные действия (медиаобразование). Идентификации медиаграмотности диктуются способами использования пространства информации и работы в нем.

 

Медиапотребление: насколько закрыты молодежные медиасообщества

Вырисовывается в целом разделяемая всеми авторами модель молодежного онлайн-медиапотребления. Молодые люди сторонятся любых проявлений массовости, в том числе общенациональной повестки, они живут в мире своей локальной группы и через нее поддерживают собственную социальную идентичность, в том числе через медиапотребление, которое утрачивает познавательную направленность и становится больше элементом стиля. Гражданственность, ассоциируемая с общенациональными ценностями, уступает место индивидуальным или групповым ценностям, а также «цифровым привычкам потребления» (Дунас, Толоконникова, Черевко, 2017; Гуреева, Аникина, Муронец, Самородова, 2021; Гуреева, 2021; Гуреева, Дунас, Муронец, 2020). Обращение к социальной сети за информацией, эмоцией или коммуникацией имеет в качестве побудительной причины прежде всего мотив социализации (Дунас, Вартанов, Кульчицкая, Салихова и др., 2019; Дунас (ред.), 2021).

Источниками новостного контента для молодежи являются уже даже не социальные медиа и тем более не Интернет и традиционные СМИ, а мессенджеры – они же и коммуникационные пространства (Вьюгина, 2018; Ефанов, Степанченко, 2019; Дунас, Вартанов, Кульчицкая, Салихова и др., 2020; Дунас, Толоконникова, Гуреева, Вартанов, 2021). Молодежное новостное потребление не целенаправленное, а фоновое, новость же представляет собой не сообщение о чем-то только что произошедшем, а нечто обнаруженное в Интернете и заинтересовавшее (Черевко, Дунас, Толоконникова, 2018; Кульчицкая, Филаткина, 2021).

Налицо замыкание молодежи в собственном цифровом пространстве и ее изоляция от общенациональной политической повестки. Однако встречается и принципиально иная картина, свидетельствующая о запросе студентов на внутриполитический новостной контент с вниманием к общефедеральным новостям (Каминченко, 2022).

Получается, что главная проблема молодежного медиапотребления – это его социальный, социально-психологический, социокультурный форматы, а сам этот процесс подразумевает не столько увеличение объема информации, с которой работает человек или сообщество, сформированное по интересам, сколько весьма специфическую практику выстраивания ими собственной коммуникационной среды.

 

Выводы

Приведенный краткий обзор мнений со­временных российских исследователей позволяет заключить, что рассмотрение процессов, происходящих в медиапространстве, в привязке к каждой из частей медиатриады представляется вполне оправданным. Несмотря на очевидную причинно-следственную связь этих частей, каждая из них по-своему затрагивает проблемы взаимоотношений молодого человека и его среды с информационной сферой. Предназначение медиаобразования воспринимается в основном как приобщение к цифровизации. Диапазон предлагаемых показателей медиаграмотности шире, но в  целом сводится к умению активно жить в окружающем информационном мире. Медиапотребление в основном анализируется как социальная практика, позво­ляющая уточнить коллективный порт­рет молодежных сообществ. Соотнесение результатов всех трех компонентов триады позволяет составить более корректное представление о специфических особенностях бытования молодежи в современном информационном пространстве.

 

Библиография

Вартанова Е.Л. Медиаграмотность школьников и учителей в условиях цифровизации российского образования // Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 5–22.

Вартанова Е.Л. Медиаобразование в контексте становления цифровой культуры общества // Меди@льманах. 2019. № 5. С. 8−10. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.810

Вартанова Е.Л., Вихрова О.Ю., Самородова Э.В. Медиаграмотность как условие преодоления цифрового неравенства в Российской Федерации // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2679 (дата обращения: 15.12.2023). DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.1

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. Вып. 3. С. 5–10.

Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2475 (дата обращения: 15.12.2023). DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11

Гуреева А.Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-поли­тических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2721 (дата обращения: 15.12.2023). DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.6

Гуреева А.Н., Аникина М.Е., Муромец О.В., Самородова Э.В. К вопросу об общественно-политических ценностях российской молодежи: медиацентричный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 51–73. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.5173

Гуреева А.Н., Дунас Д.В., Муронец О.В. Социальные медиа и политика: к вопросу о переосмыслении природы политического участия молодежи // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2638 (дата обращения: 15.12.2023). DOI: 10.30547/mediascope.3.2020.1

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А. и др. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 2. С. 3–27. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2020.327

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А. и др. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 3–28. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.328

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Гуреева А.Н., Вартанов С.А. Мотивация использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 285–301. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(2).285-301

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 30–50.

Ефанов А.А., Степанченко В.А. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. 2019. № 3. С. 69–72.

Казаков А.А. Медиаграмотность в контексте политической культуры: к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 78–97.

Казаков А.А. Структурно-содержательные особенности отечественных исследований по проблематике медиаграмотности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 4. С. 28–52. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2020.2852

Каминченко Д.И. Медиапотребление современной студенческой молодежи: политический аспект // Медиаскоп. 2022. Вып. 3–4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2783 (дата обращения: 15.12.2023).

Кульчицкая Д.Ю., Филаткина Г.С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2680 (дата обращения: 15.01.2024). DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.2

Купцова И.А. Современные медиа как средство информального образования в сфере искусства: возможности и риски // Медиа. Информация. Коммуникация. 2021. Т. 36. № 2. С. 17–23.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ, 2021.

Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 3–25.

 

Bykov I., Medvedeva M. (2022) Importance of Media Literacy for Political Communication in Russia: A Case of Student Community. Media Education (Mediaobrazovanie) 18 (1): 24–35. DOI: 10.13187/me.2022.1.24

Chelysheva I., Mikhaleva G. (2022) Media School “Media Education and Media Literacy for All” as a System Model of Continuous Mass Media Education. Media Education (Media­obrazovanie) 18 (2): 147–156. DOI: 10.13187/me.2022.2.147

Chelysheva I., Mikhaleva G. (2023) University Students’ Readiness for Teaching Media Competence. Media Education (Mediaobrazovanie) 19 (1): 17–23. DOI: 10.13187/me.2023.1.17

Fedorov A., Levitskaya A. (2018) Mass Media Literacy Education in Modern Russia. Media Education (Mediaobrazovanie) 2: 6–23.

Frolova E., Rogach O., Tyurikov A. (2022) Student’s Media Competence: New Opportunities to Counteract Information Manipulations in Network Interactions. Media Education (Mediaobrazovanie) 18 (3): 380–389. DOI: 10.13187/me.2022.3.380

Kazakov A. (2019) Post-Truth as a Main Feature of Modern Media Landscape and Primary Concern of Media Education. Media Education (Mediaobrazovanie) 59 (4): 500–507. DOI: 10.13187/me.2019.4.500

Kazakov A.A. (2018) Political Segment of Students’ Media Literacy: An Approach to Measure it. Media Education (Mediaobrazovanie) 58 (3): 63–71. DOI: 10.13187/me.2018.3.63

Khilko N., Genova N. (2023) Formation the Media Literacy of Culture and Arts Universities’ Students in the Process of Analyzing the Interactive Environment. Media Education (Mediaobrazovanie) 19 (3): 425–435. DOI: 10.13187/me.2023.3.425

Kislyakov P.A., Shmeleva Е.А. (2018) Media Education in Training Students to Provide Information and Psychological Security. Media Education (Mediaobrazovanie) 1: 107–116.

Melnik G., Pantserev K. (2020) Digitalization of the Communication Environment as an Incentive for Innovation in Media Education. Media Education (Mediaobrazovanie) 60 (2): 290–297. DOI: 10.13187/me.2020.2.290

Дата поступления в редакцию: 12.01.2024
Дата публикации: 20.02.2024