Архив



Аксиологемы в коммуникативно-речевом обеспечении молодежной политики



Илья Шакалов

Ссылка для цитирования: Шакалов И.И. Аксиологемы в коммуникативно-речевом обеспечении молодежной политики // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 32−40. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.3240



УДК 81’42:323.2-053.81
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.3240
EDN: PNBASD


© Шакалов Илья Игоревич
кандидат социологических наук, доцент, преподаватель Центра дополнительного профессионального образования филологического факультета РУДН, генеральный директор Фонда развития Краснодарского края (г. Краснодар, Россия), shakalov_ilya1@mail.ru



Ключевые слова: молодежь, политика, медиадискурс, ценности, аксиологема.

В процессе исследования автор анализирует «ценностные» характеристики медиадискурса продвижения молодежной политики и приходит к выводу, что траектория медийного продвижения законодательно закрепленных целей молодежной политики прежде всего обусловлена необходимостью внедрения в сознание молодых людей ценностей-регулятивов.

 

Актуальность исследования

Исследование посвящено проблеме социоречевого праксиологического исследования отражения в медиадискурсе государственной молодежной политики. Актуальность проблемы определена в законодательных актах, регулирующих проведение молодежной политики, где «форми­рование информационного поля для реализации человеческого потенциала молодежи» обозначено одним из приоритетных направлений1. Следует подчеркнуть, что востребованность социоречевого иссле­дования медиа, направленного на анализ эффективных форм речевого взаимодействия с молодежью в условиях роста объемов и интенсивности информационных потоков, а также средств реализации коммуникативных взаимодействий, многократно возрастает в переломные периоды истории страны.

Анализ научных публикаций, посвященных исследованию медиадискурса молодежной политики, показывает, что, несмотря на активный интерес к разработке вопросов государственной молодежной политики в научной литературе по социологии, юриспруденции, политологии, нет системных исследований, посвященных вопросам речевой эффективности организации диалога с молодым поколением.

Наше исследование основано на анализе широкого круга теоретических подходов, рассматривающих:

– категорию «коммуникативная стратегия», которая трактуется в праксиологическом ключе и подразумевает: синхронизацию множества скоординированных сообщений, направленных на достижение той или иной цели (Шакалов, 2021);

– понятия «аксиологемы», «императивы» в молодежной политике;

– вопросы юридического обеспечения коммуникативной работы с молодежью;

– проблемы коммуникативного продвижения молодежной политики;

– взаимодействие субъектов политики с молодежью;

– ценностные основания молодежной политики и др.

Некоторые из обозначенных подходов попадают в зону внимания современных исследователей. В частности, в работах оценивается потенциал социальных сетей для информирования молодых людей о государственной молодежной политике (Друкер, 2020; Гуреева, Киреева, 2023), проводится контент-анализ онлайн-коммуникации популярных молодежных сообществ (Дунас, Салихова, Бабына, 2023). Но детальный анализ степени разработанности поставленной проблемы показал отсутствие в научной литературе комплексных речеведческих моделей коммуникативных стратегий молодежной политики, несмотря на их высокую социальную значимость. Между тем исследования молодежной политики лишь в политологическом, юридическом, социологическом аспектах, без моделирующего речеведческого анализа, позволяющего понять речевое устройство коммуникативных процессов с его технологиями и техниками, не позволяют в полной мере постичь закономерности и механизмы их протекания.

Постсоветский период показал не только непродуктивность, но и пагубность полного отказа от «идеологизированной» коммуникативности, потому что пустота быстро заполняется девиантными ценностями, внед­рение в сознание молодежи которых приво­дит к соответствующим поведенческим практикам. Опыт организации коммуни­кативных процессов в молодежной среде показал, что построение государством диало­га с молодежной аудиторией без идеологически маркированных аксиологических констант ведет к его обессмысливанию, а это чревато для общества распространением уголовной субкультуры, криминализацией сознания, распространением экст­ремистских идей2.

 

Теоретические основания исследования

Ключевое понятие нашего исследова­ния – оценки, отражающие ценности медиадискурса молодежной политики. Основополагающими, системообразу­ющими для личности исследователи называют фундаментальные ценности. Их ядро – ценности традиционные, система которых представлена в Указе Прези­дента РФ В.В. Путина № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»3. В Указе подчеркивается: «Сохранение традиционных ценностей – это часть стратегического планирования и национальной безопасности»4.

В законодательных актах к основным характеристикам традиционных ценностей отнесены следующие:

– ценности, имеющие истоки в прошлом, результат исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, циви­ли­зации;

– ценности базовые;

– ценности, обеспечивающие идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций;

– национальное, цивилизационное свое­образие понимания, принятия, актуализации общечеловеческих ценностей;

– национальное, цивилизационное свое­образие выстраивания иерархии и системы ценностей.

Презентующие аксиологические основания государственной молодежной полити­ки нормативные документы, в частности принятый в 2020 г. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»5, называют одним из важнейших направлений работы информационное сопровождение молодежной политики, акцентируют внимание на том, что базовые принципы стратегического планирования государственной молодежной политики определяют траекторию медийного продвижения представленных выше видов ценностей.

Для понимания динамики ценностного воздействия в политико-коммуникативной стратегии, осуществляемой через медиадискурс, правомерно обратиться к типологии ценностей, предложенной В.В. Булановым, который по характеру воздействия на человека различает:

– ценности-средства (инструментальные);

– ценности-регулятивы (нормы);

– ценности-цели (идеалы);

– фундаментальные ценности.

«Под ценностью-средством понимается субъективно значимая ценность, облада­ющая положительной значимостью как инструмент содействия ориентации на объективно значимую ценность» (Буланов, 2019: 98). В качестве иллюстрации ценности-средства ученый упоминает рыцарские доспехи, которые утратили свою ценность при появлении огнестрельного оружия. Автор приводит исторический пример ценностей-регу­лятивов: до отмены крепостного права российские помещики могли вмешиваться в личную жизнь крестьян, что стало невозможно пос­ле Манифеста 19 февраля 1861 г. «О всеми­лостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»6.

Ценности-цели, по свидетельству В.В. Бу­ланова, «стимулируют отдельного субъекта или группу людей к ориентации на эталон вневременного совершенства. Вместе с тем каждому человеку и любому обществу той или иной историко-культурной эпохи присущи свои идеалы, которые со временем сменяются» (Буланов, 2019: 99).

Обратившись к анализу Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации»7, обнаруживаем в нем формулировку идеальной цели, в которой синхронизируются дискурсивные фундаментальные ценности (молодежь и традиционные ценности) и ценности-цели (самореализация, т.е. дея­тельность молодого человека в рамках собственных возможностей по осуществлению своего человеческого назначения, устанавливаемого с ориентацией на традиционные ценности).

Как показало изучение текста закона, ценности-регулятивы представлены в разделе, посвященном принципам государственной молодежной политики, т.е. руководящим положениям, установкам, которые позволяют достичь ценности-цели государственной молодежной политики. Инструментальные ценности реконструируются при анализе Статьи 6 «Основные направления реализации молодежной политики», в которой представлен вполне определенный набор аксиологем – «концептов, которые воспринимаются носителями языка как абсолютные ценности и игнорирование которых обществом осуждается» (Кретов, 2016: 140): труд, семья, образование, творчество, волонтерство, наставничество, досуг, общественная деятельность.

Медиадискурс стал сегодня для молодежи пространством обитания. Являясь мощным фактором формирования ценностной ориентации молодежи, медиа влияют на принятие или отрицание обществом ценностей. Транслирование базовых аксиологем молодежной политики – важнейшая особенность медиа. Она проявляется уже на установочном этапе траектории продвижения инициатив молодежной политики. Важно подчеркнуть, что в данном исследовании под аксиологемой, в отличие от лингвоаксиологических работ, понимается компонент ценностной системы, предлагаемой для российского общества в законодательных документах, и лексема, несущая этот ценностный смысл в медиа­дискурсе. Полагаем, что вариативное развертывание и интерпретация аксиологем, обознача­ющих ценности-средства, регулятивы, нормы и базовые идеалы в медиадискурсе, позволят обеспечить разностороннее ценностное речевое воздействие на молодежную аудиторию.

 

Результаты исследования

Цель данной статьи – рассмотреть «ценностные» характеристики медиадискурса продвижения молодежной политики через определение в нем тех ключевых для него оценок, которые отражены в законодательных актах о молодежной политике. Для решения задачи были проанализированы тексты соответствующих государственных нормативных документов и, в соответствии с принципом релевантности, были отобраны публикации в традиционных и новых СМИ, чтобы проиллюстрировать, как отобра­жаются в медиадискурсе важные для государственной молодежной политики ценности. Объем статьи не позволяет представлять более широкий контекст медиадискурса. Хронологические рамки исследования: 2020–2023 гг., время формирования системы медийного продвижения государственной молодежной политики.

В основе используемого нами аналитического алгоритма – социоречевой метод анализа публикаций традиционных и новых медиа, утверждающий зависимость речевых свойств высказывания от социаль­ных факторов. В данной статье представлено исследование особенностей экспликации в медиадискурсе молодежной политики утверждаемых в законодательных документах правовых аксиологических нормативов. Методологической основой послужили работы по медиалингвистике Н.С. Болотновой (2020), Т.Г. Добросклонской (2020), Л.Р. Дускаевой (2019), Г.А. Копниной (2009), В.И. Конькова (2016), Н.С. Цветовой (2020) и др.

В медиадискурсе продвижения государственной молодежной политики ядром аксиологической системы становится социальная ценность – молодежь. В современной общественно-политической ситуации информационно-аналитические публикации, презентующие молодежь как базовую социаль­ную ценность, приобретают особое значение. Пример – публикация В. Бурта «Как верили в себя: надо ли праздно­вать День молодежи»8.

В лиде подчеркивается значение молодого поколения для развития государства, выявляются основания для преемственности государственной молодежной политики с акцентом на инструментальных ценностях: «30 лет назад, летом 1993 года, <…> президент РФ Борис Ельцин издал распоряжение О праздновании Дня молодежи”. С тех пор в стране ежегодно 27 июня проводятся <…> мероприятия: концерты, состязания спортс­менов, дискотеки, викторины, народные гуляния <…> Во времена СССР существовал почти аналогичный праздник и, следует признать, отмечали его в последнее воскресенье июня с куда большим размахом»9.

Аксиологические доминанты (ценности-идеалы и ценности-нормы) презентованы в текстах подзаголовков: «Мировой рекорд Алексея Стаханова», «Завтра было лучше, чем вчера» и в сильных текстовых позициях: «У нас героем становится любой <…>. Людям просто хорошо оттого, что они молоды, уверены в себе, готовы преодолеть любые преграды на пути к светлому будущему. В то время великих свершений, смелых проектов, больших строек научная фантастика чуть ли не ежедневно становилась реальностью, в которой молодым у нас действительно вез­де была дорога»; «До наступления коммунистического завтра следовало упорно учиться, добросовестно трудиться, закалять тело, укреплять дух <...> День молодежи под лозунгами благотворительности и милосердия? <...>»10.

В этом тексте присутствуют лексемы (время великих свершений, смелых проектов, больших строек и т.д.), отражающие ценности, важные для современного российского общества и для внедрения их в сознание молодежи. Обращение к памяти – прошлым успехам молодежи советского времени, в частности к мировому трудовому рекорду Алексея Стаханова, – это тот самый инструмент «патриотизации граждан», переформатирования «неработающих» конструкций, о которых идет речь в одном из исследований (Дунас, Салихова, Бабына 2023: 263).

Согласимся с тем, что напоминание о героическом опыте прошлого молодого поколения советской эпохи служит «интеграции молодого россиянина» в «медиадискурс страны, историю и территорию» (Дунас, Салихова, Бабына 2023: 263). В этом контексте использование аксиологем, называющих ценности-средства (молодость, преодоление преград, уверенность в себе и т.д.), принимается как инструмент для достижения жизненных целей. Упомянуты также ценности-регулятивы (нормы) – упорный труд, получение образования, укрепление здоровья – как нормы, которые должны регулировать поведение молодого человека. Названные в публикации ценности-цели – светлое будущее, великие свершения, смелые проекты, большие стройки – это те идеалы, которые стимулируют «отдельного субъекта или группу людей к ориентации на эталон вневременного совершенства» (Буланов, 2019: 99). Фундаментальные ценности – благотворительность и милосердие – способствуют утверждению в обществе справедливости и социального спокойствия. Все в совокупности ценности определяют основные векторы медийной репрезентации аксиологического содержания государственной молодежной политики.

Важны и характеристики молодежи, указанные в публикации. Во-первых, уникальный творческий инновационный потенциал, значительная мобильность молодых, обусловленные их психологическими особенностями, учитываемые при разработке проблемы трудовой занятости, при профориентационной работе, которая проводится с использованием самых разнообразных коммуникативных форм. Совсем не случайно в 2023 г. Институт развития Интернета попытался модернизировать соответствующую сферу коммуникации с молодежной аудиторией за счет привлечения лидеров мнений с помощью специального конкурса, который широко освещался медиа. На него принимались проекты в разных жанрах и форматах на актуальные для молоде­жи темы: возможности для развития и выбора жизненного пути, поиск себя и отношения с окружающим миром, историческое наследие и поводы для гордости, культурное многообразие и инклюзия. 81 новый проект получил поддержку по институтской программе. К таким проектам, например, относятся профориентирующее шоу для старшеклассников с О. Бузовой, программа «По пятам» Р. Тодоренко, активно анонси­руемые новыми СМИ11.

Вместе с тем важны были ценностные представления молодого человека, оказывающие непосредственное влияние на его образ жизни, определяющие здоровье, досуговые занятия. Формированию таких ценностей способствуют публикации в медиа, продвигающие, например, ценность-регулятив ЗОЖ (здоровый образ жизни). Концептуализация этого понятия в сознании молодых, как показывают социологические исследования, сегодня находится на установочном этапе. Массовой аудиторией понятие воспринимается как медиастереотип с предельно отвлеченной семантикой: «…способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучше­ние здоровья людей»12. Общеизвестно, здоровый образ жизни предполагает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков. Признанные средства реализации установки на здоровый образ жизни: создание приемлемого режима труда и отдых, занятия физкультурой и спортом, рациональное питание. В нормативных документах эта ценность утверждается в противопоставлении разным формам девиантного поведения (преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийства и проституция).

Следует отметить, что «фактор перемен» (И.М. Ильинский)13 заставляет акцентировать внимание на независимости, самостоятельности мышления молодежи. В частности, это просматривается в публикациях сайта агентства Росмолодежь14. Например, в сообщениях, посвященных форуму «Территория смыслов», который проходил с 26 июля по 2 сентября 2023 г., мы наблюдаем именно эти аксиологические акценты в заголовках, девизах, сообщениях, информирующих о ходе форума. Журналисты и блогеры рассказывали об участии в проектах молодых людей, которые доказывают, что стремление молодого человека к самореализации позволяет им быть причастными к судьбе своей страны.

Форум проходил под девизом «Делай больше, чем можешь», на нем была организована крупная образовательная площадка, где собирались молодые профессио­налы, среди которых представители науки, журна­листы и блогеры, известные политики, техно­логи, изобретатели, представители социально ответственного бизнеса. Форум вклю­чал восемь смен: «Мыслить», «Убеждать», «По­могать», «Творить», «Служить», «Учить», «Открывать», «Действовать». Для всех смен целевой аудиторией была молодежь 18–35 лет15. Как видно уже из названий, каждая из смен призвана выделить ценности-регулятивы и продвигать их в ходе обучения молодежи. В рамках первой смены обсуждались идеи по созданию новых норм в мире, а в центре внимания дискуссии – отношение к такой ценности, как патриотизм. Формированию языка новой реальности, требующему соблюдения информационной диеты, посвящалась вторая смена, обучавшая защите своих ценностей и элиминации «чужих». Вопросам создания общества, в центре внимания которого – культура социальной ответственности, была посвящена дискуссия третьей смены. В фокусе внимания четвертой смены – поиск ответов на вопросы, как массовая культура влияет на формирование ценностей общества, является ли социальная ответственность реальностью, как решать проблемы влияния массовой культуры на молодых. Разработке методики повышения престижа государственной службы была посвящена пятая смена. На построение системы формирования отношений человека и мира в ходе обучения была ориентирована шестая. Седьмая – на развитие технологического суверенитета страны. Восьмая – на выработку концепции будущего страны. Уже по названиям смен ясна аксиологическая модель, на основе которой построена концепция форума. В центре развития сознания молодого человека ценности-регулятивы: Отечество, нормы языка, взаимодействия с другими, культура социальной ответственности, творчество, государственность, обучение, труд. Судя по комментариям, которые оставляли участники в телеграм-канале, группах «Одноклассники», «ВКонтакте» и т.п., этот форум оставил неизгладимые впечатления.

Утверждение государственных ценностей в медиадискурсе ведется в противодействии чуждым. В публикации популярного блогера М. Звинчука (телеграм-канал «Рыбарь»16) анализируются западные техники ценностного воздействия на сознание молодого человека (внушение мысли об особой значительности принимаемых молодыми решений), транслируются оценки инструментов воздействия (к которым причисляют международные молодежные саммиты, фонды, глобалистские организации).

«У воспитания лояльной молодежи западными странами есть занятная особенность: в момент, когда у впечатлительных молодых людей только начинают формироваться взгляды, им внушают, что от принятых ими здесь и сейчас решений зависит будущее всего мира. Это прекрасно видно на примере очередного молодежного саммита «Будущее Европы» <…>. Молодые активисты из 18 стран вели разговоры о том, как ЕС может противостоять врагам свободы по всему миру.

Кого на Западе подразумевают под этим термином – в отдельных комментариях не нуж­дается. <…> На подобных юношеских сходках будущим лидерам общественного мнения и прививают нужные взгляды вмес­те с образом европейской модели общества. Которую, естественно, нужно защищать от авторитарных режимов… На этом фоне нет ничего удивительного в том, что впоследствии “молодая коллективная Европа готова идти с крестовым походом на борьбу с русским имперским духом»17.

Как видим, характер воздействия пока­зан с помощью антитезы (европейская модель общества – авторитарные режимы; молодая коллективная Европа – российский имперский дух). Но использование ироничных оценок (занятная, сходка, подобный) помогает увидеть оценочный модус автора: все эти западные техники воздействия, которые используются для молодежной аудитории, лживы и являются антироссийскими.

 

Выводы

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что коммуникативное продвижение современной государственной молодежной политики должно осуществляться с учетом тех ценностей, которые утверждаются законодательными актами в виде нормативных ценностей-целей.

Продвижение по траектории достижения политической цели невозможно без демонстрации аксиологической сущности коммуникативной работы с молодежью. Это, в частности, показывает аксиологическая модель форума «Территория смыс­лов» агентства Росмолодежь18, каждое из его мероприятий освещалось в медиа, в том числе социальных. Главное, в чем убеждает совре­менная ситуация, что целью информационного обеспечения государственной молодежной политики должно стать системное внедрение в сознание молодежи тех ценностей, которые важны для обеспечения общественной стабильности и развития страны.

Разъяснение ценностных оснований коммуникативных действий способствует внедрению в сознание молодых прежде всего ценностей-регулятивов. В случае эффективной работы медиа именно ценности-регулятивы обеспечат мотивированную социальную активность молодых людей. Среди важнейших для успешной молодежной политики коммуникативных действий – актуализация идеи патриотизма, творчества, утверждение ценности созидательного, инициативного труда как способа самореализации и возможности быть полезным другим, пропаганда традиционных семейных ценностей и т.д. Важной стороной траектории продвижения становится коммуникативное «сопротивление» влиянию ложных и девиантных ценностей, дезориентирующих молодых людей и приводящих к экспансии ценностей общества потребления. Судя по материалам медиадискурса молодежной политики, в последние годы в российском медиадискурсе на первый план выходит модус ценностей истинных, противостоящих ложным, а также модус общественной необходимости, не противоречащий личным желаниям, а гармоничный с ними.

 

Примечания

    1 Основы государственной молодежной политики до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р. Режим доступа: http:// government.ru/docs/15965/ (дата обращения: 20.11.2023).

    2 «В ряде российских регионов силовики уже открыто заявляют, что организованные преступные группы (ОПГ), состоящие из подростков, вновь поднимают голову. Это подтверждают и представители общественных организаций. ОПГ организуют “стрелки”, вербуют в свои ряды школьников и захватывают улицу. Эксперты склонны связывать происходящее с очередным витком экономического неблагополучия в стране. NEWS.ru попытался разобраться, что это – всего лишь очередная страшилка или настоящий ренессанс молодежной преступности». Режим доступа: https://news.ru/society/vtoroe-prishestvie-v-rossii-vnov-aktivizirovalis-molodezhnye-gruppirovki/ (дата обращения: 10.06.2023).

    3 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 10.06.2023). (дата обращения: 10.06.2023).

    4 Там же.

    5 Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 10.06.2023). (дата обращения: 10.06.2023).

    6 Режим доступа: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm (дата обращения: 10.06.2023). (дата обращения: 10.06.2023).

    7 Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

    8 Бурт В. Как верили в себя: надо ли праздновать День молодежи // Свой. 2023. № 5. С. 36–39. Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/history/351659-kak-verili-v-sebya-nado-li-przdnovat-den-molodezhi/ (дата обращения: 20.08.2023). (дата обращения: 20.08.2023).

    9 Там же.

    10 Там же.

    11 ИРИ выделит 57 млн рублей на поддержку 20 проектов начинающих режиссеров. Режим доступа: https://adindex.ru/news/media/2023/03/29/311571.phtml (дата обращения: 23.08.2023). (дата обращения: 23.08.2023).

    12 Здоровый образ жизни: основные понятия и определения. Режим доступа: http://privetstudent.com/referaty/bgd/635-zdorovyy-obraz-zhizni-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya.html (дата обращения: 23.08.2023).

    13 Ильинский И.М. Молодежь как социальная ценность и фактор перемен. Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molsoc.php (дата обращения: 20.08.2023). (дата обращения: 20.08.2023).

    14 Режим доступа: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 20.08.2023). (дата обращения: 20.08.2023).

    15 Образовательный форум «Территория смыслов». Режим доступа: https://rsv.ru/competitions/project/1/d6291210-0ecd-4dcd-99d6-97c80f879bbb/ (дата обращения: 20.08.2023). (дата обращения: 20.08.2023).

    16 Режим доступа: https://t.me/rybar (дата обращения: 20.08.2023). (дата обращения: 20.08.2023).

    17 Там же.

    18 Образовательный форум «Территория смыслов».

 

Библиография

Болотнова Н.С. Текст как объект многоаспектного изучения в современной русистике // Русская речевая культура и текст: мат. XI Междунар. конф. (Томск, 22–23 октября 2020 г.). Томск: Изд-во Томск. ЦНТИ, 2020. С. 26–32.

Буланов В.В. О феномене традиционных ценностей // Вестн. ТвГУ. Сер.: Философия. 2019. № 1 (47). С. 98–101.

Гуреева А.Н., Киреева П.А. К вопросу о вовлеченности молодежи в медиакоммуникацию с государством в цифровой среде // Меди@льманах. 2023. № 4 (117). С. 20–28. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2023.2028

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: [б. и.], 2020.

Друкер М.М. Создание положительного контента социальных медиа как инструмент формирования ценностных ориентиров современных подростков // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 2 (32). С. 145–151.

Дунас Д.В., Салихова Е.А., Бабына Д.А. Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK) // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2023. № 85. С. 247–268.

Дускаева Л.Р. Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике // Медиалингвистика. 2019. Т. 6. № 1. С. 4–18. DOI: 10.21638/spbu22.2019.101

Коньков В.И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. 2016. № 3. С. 58–63. DOI: 10.24411/1811-1629-2016-13058

Копнина Г.А. Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания. М.: Флинта: Наука, 2009.

Кретов А.А. Русские аксиологемы по данным МАСа-2 // Политическая лингвистика. 2016. № 2 (56). С. 140–154.

Цветова Н.С. Критика медиаречи как вектор развития медиалингвистики // Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 3. С. 280–292. DOI: 10.21638/spbu22.2020.301

Шакалов И.И. Ключевые параметры модели стратегической коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 4. С. 30–38. DOI: 10.12737/issn.2306-2592

Дата поступления в редакцию: 15.01.2024
Дата публикации: 20.02.2024