Архив



Освещение благотворительности в СМИ: фреймирование акции «Дети вместо цветов»



Рузанна Иванян

Ссылка для цитирования: Иванян Р.Г. Освещение благотворительности в СМИ: фреймирование акции «Дети вместо цветов» // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 59−70. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.5970



УДК 364.054:070.1
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.5970
EDN: RYQRJH


© Иванян Рузанна Гургеновна
кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий средств массовой информации Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия), rouzanna@youthcentre.ru



Ключевые слова: социальная журналистика, средства массовой информации, благотворительность, «Дети вместо цветов», фрейминг.

В статье описываются особенности освещения в российских СМИ благотворительной акции «Дети вместо цветов». Автор выявляет семь фреймов, применяемых СМИ, и приходит к выводу, что большая часть медиаконтента, опубликованного до 1 сентября, была направлена на усиление мотивации и упрощение доступа к участию в акции, медиаконтент, вышедший в свет после ее проведения – на повышение прозрачности благотворительности и формирование доверия к акции на глобальном уровне.

 

История вопроса

Ни одно общество не обходится без социальных проблем, уязвимость ощущает каждый, что делает тему близкой и понятной массовой аудитории СМИ, созвучной ее запросам и потребностям. Этим и объясняется традиционный интерес к социаль­ной проблематике журналистов, которые не только информируют читателя, но и с успехом примеряют на себя роли других институтов, агентов социальных преобразований, субъектов гражданского контроля. В тех случаях, когда социальная проблематика является стержнем медиаконтента, а журналисты стремятся повлиять на ситуацию доступными им способами, можно говорить об отдельном направлении, получившем в теории и практике российских медиаисследований название «социаль­ная журналистика». Это журналис­тика не только о социальном неблагополучии, но и о человеке в самом широком смысле, который в разные периоды своей жизни проходит различные этапы эмоциональной, физической, экономической уязвимости и ресурсности. Мы имеем в виду область профессиональной деятельности, производящей и воспроизводящей гуманитарную повестку (Фролова, 2017). Такая журналис­­тика декларируют свою ориен­тированность на личность, с ее проблемами и желания­ми, нереализованными потребностями и ограничениями, постоянными или временными.

При этом необходимо понимать, что социальная журналистика соприкасается с другим, смежным понятием социальности журналистики, но не является ее синонимом (Корконосенко, 2020: 420). Оно включает в себя институциализированное (установленное) людьми порождение и распространение смыслов, нацеленных на организацию взаимодействия в обществе (Марченко, Веденклей, Янь, Инкю, 2023: 61).

В объемном пространстве социальной журналистики вырисовываются отдельные тематические и функциональные блоки, не получившие официальное название в тео­рии журналистики: например, «журналис­тика социальных проблем», «крауд­фандинговая фандрайзинговая журналистика», направленная на сбор средств, «социальное измерение в экономической журналис­тике» и т.д. Имеются и другие сопрягаемые и близкие понятия («журналистика решений», «журналистика социального действия», «конструктивная журналистика», «журналистика соучастия», «адвокативная журналистика» и др.). С развитием Интернета социальная проблематика плавно перешла в новое пространство, приобретя дополнительные свойства и при этом сохранив свою ценностную основу. Так, в специализированных СМИ, ориентированных на благотворительность, появился конк­ретный и важный показатель действенности журналистики – сумма сборов, размеры донатов аудитории после знакомства с журналистским материалом. По такому принципу работает портал «Такие дела», собравший за семь лет более 230 млн руб.1

Тематика благотворительности – важный фрагмент пространства российской социаль­ной журналистики. Филантропиче­с­кие традиции формировались на Руси с давних времен – как со стороны церкви, так и со стороны власти. В конце XX в. рост капитализма в России, как и в других странах, вызвал настоящий «бум» благотворительных обществ, создаваемых промышленниками, предпринимателями, неравнодушными гражданами. Советский период развития страны характеризовался неоднозначным отношением к благотворительности. Патерналистские установки выражались в том, что граждане ожидали опеки со стороны государства, однако именно в этот период активно развивалось «шефство»: школьники помогали детсадовцам, отличники – отстающим, рабочие заводов – школьникам, пионеры – старикам (что отражено в хрестоматийных образах «тимуровцев»). Помощь развивающимся странам Африки и Латинской Америки, перечисление средств в международные фонды борьбы за мир также позиционировались как образцовые формы поведения.

С 1990-х гг. в России начался новый этап благотворительности. В разные периоды объектом ее внимания становятся различные целевые группы. В 2021 г. россияне отдали на благотворительность 360–380 млрд руб.2 В 2022 г. объемы поддержки упали3, хотя каждый четвертый россиянин участвовал в деятельности тех или иных НКО или гражданских инициативах (24%)4. Финансовую, в натуральной форме или в виде услуг, помощь своему окружению в общей сложности оказывали 79% россиян; незнакомым людям – каждый второй (52%)5. Согласно данным ВЦИОМ, основной объект благотворительности среди незнакомых – это дети. Главный мотив благотворительности исследователи связывают с желанием почувствовать возможность влиять на ситуацию в обществе (57% в группе тех, кто жертвовал деньги)6.

Объем медиасопровождения благо­творительности постоянно увеличивается. В условиях цифровой среды участники и организаторы многое осуществляют самостоятельно. Организации опираются на ценности социальной ответственности, размещают полезный и просветительский контент с опорой на местную локальную идентичность (Кисляков, 2022). Эти действия не только реализуют информационную цель, но и консолидируют вовлеченных, создают сообщества, демонстрируют значимость вклада участников, формируют положительный образ благотворительнос­ти в целом и фондов-посредников в частности. Однако медиапродукт, созданный организаторами акции, как правило, редко выходит за рамки пиар, а организации не используют контента, который вызывает негативные эмоциональные реакции.

Продвижение благотворительности как важной ценностной категории, с одной стороны, способствует формированию гражданского участия, вовлекая новых акторов в доброе дело, но с другой – сокращает потенциал для всестороннего осмыс­ления этого явления в медиа. Критика, как правило, касается ограниченного спектра ракурсов: непрозрачности расходования средств и неинформированности о существующих опциях, при этом ответственность и вина возлагается на организации–посредники. На наш взгляд, пространство, где возможно не только отражение благо­творительной деятельности общества, но и качественная общественная рефлексия, в том числе и ее критическая составляющая, может быть намного шире, и журналис­тика вместе с другими институтами несет ответственность и за его формирование, и его фасилитацию.

 

Обзор литературы

Освещение благотворительности относится к социальной журналистике. На­чало теоретического осмысления этого явления можно связать с именами И.М. Дзяло­шинского (2006), Т.И. Фроловой (2017), М.А. Бе­режной (2020) и др. Публикации последнего десятилетия фокусируются как на обновлении общих концептуальных рамок социальной журналистики, так и на определенных узких фрагментах анализи­ру­емого поля. Речь может идти о спе­­ци­­фи­ке каналов в передаче информации (Л.П. Шестеркина, А.Р. Сабитова (2017), Т.Д. Чемо­данова (2020) и др.), а также медиадис­курсе в отношении конкретных проблем (Н.О. Автаева., М.И. Дикасова (2021) и др.). В отдельную группу имеет смысл выделить научные статьи о трансформации каче­ственных характеристик социальной журналистики А.С. Гатилина (2021), У.Т. Злавдинова (2023), Р.Г. Иванян (2023) и др. Еще одна группа представлена исследо­ва­ниями, связанными с медийной репрезентацией организаций некоммерческого сектора (регулярный мониторинг, выполняемый ИГ ЦИРКОН и Агентством социаль­ной информации (АСИ)) (Сапонова, Задорин, 2021).

Примечательны работы о благотвори­тельности и ее представленности в СМИ О.Г. Зубовой (2022), А.Ю. Горчевой (2013), А.Ю. Климовой, В.В. Витвинчука (2020), Н.В. Крайновой, А.А. Агуровой (2021), А.В. Юра­новой, А.В. Каменца (2019) и др. Согласимся с тезисом, что проблематика благотворительности продолжает утверждать себя в российском медиапространстве, приумножается количественно, но пока не демонстрирует заметного качественного роста (Котаева, 2018: 358).

 

Методология исследования

Цель проведенного нами исследования заключалась в анализе особенностей освещения благотворительности (а именно общенациональных благотворительных акций) в онлайн-версиях традиционных федеральных, региональных, местных СМИ (на примере общенациональной акции «Дети вместо цветов») в 2023 г.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки7.

В качестве базовой методологии исследования используется концепция фрейминга – феномена, предполагающего отбор или подчеркивание некоторых черт, с тем чтобы продвигать определенную интерпретацию, оценку и/или решение (Entman, 1993). Предлагаемая научная статья показывает возможности использования концепции фрейминга для анализа освещения благотворительности в СМИ.

Наше внимание сосредоточено на общенациональной благотворительной акции «Дети вместо цветов», которая с 2014 г. проводится ежегодно 1 сентября. Некоторые классы отказываются от сформировавшей­ся в конце 1980 гг. традиции дарить учителям цветы на первый день школьного года и осуществляют вместо этого пожертвования. Учитель получает от класса символический букет, а сэкономленные деньги родители перечисляют на благотворительные цели. В каждом городе и регионе имеются свои общественные организации и бенефициа­ры, число которых неуклонно растет.

Если в 2022 г. было собрано около 58 млн руб. и оказана помощь 739 семьям, то в 2023 г. сумма превысила 73 млн руб., бенефициарами стали 1 050 семей. В 2023 г. на сайте акции было 14 344 регистрации, а гео­графия деятельности охватила 1 307 городов8.

От других форм фандрайзинга акцию «Дети вместо цветов» отличают опора на социальное партнерство между школьниками, учителями и родителями, активизация школьных систем гражданского участия, четкая привязанность к дате, адресность, регулярность, большой выбор организаций, через которые можно помочь конечным бенефициарам, управленческая децентрализация. Основной слоган акции «Ваша помощь не завянет» подчеркивает ориентацию на долгосрочность вложения средств и ее и гуманистическую направленность.

В то же время, как и любая форма граж­данского участия, этот кейс сопровождается рядом спорных нюансов. Ключевые конфликтные линии наблюдаются вокруг столкновения традиционности и инновационности, отказа от привычных поведенческих моделей, с которыми связаны теплые чувства и ностальгические эмоции, сопротивления попыткам внешнего влияния на ценностные установки и их замене на новые, которые могут восприниматься как чуждые. Неоднозначны и оценки учительского сообщества. Возникают проблемы, связанные с искусственностью в консолидации родительского коллектива, а также группового давления и форсирования учас­тия в благотворительности. Ответом на эти вызовы со стороны организаторов становится диверсификация форматов акции.

Для СМИ масштабная благотворительная акция является хорошим информационным поводом для актуализации тем гуманизма, доброты, соучастия. В отличие от системной регулярной деятельности НКО благотворительные акции, как правило, в полной мере отвечают принципам событийности, предлагают яркую визуальную картинку с хорошим финалом, способным подарить аудитории чувство собственной значимости, сопричастности «правильному делу». Сопряжение с трепетной датой, 1 сентября, апелляция к детству и школьным годам усиливают эмоциональное воздействие и эффект.

В качестве эмпирического объекта исследования был отобран медиаконтент (телесюжеты и публикации в традиционных общероссийских общественно-политических тематически универсальных СМИ, представленных в Интернете), вышедший в свет за две недели, с 25 августа по 8 сентября 2023 г. (N=50).

Мы сформулировали следующие исследовательские вопросы: Каковы тематические и функциональные особенности отражения благотворительной акции в массовом медиадискурсе? Какие приори­тетные задачи ставят перед собой журналисты? Каковы сходства и различия в практике СМИ разных видов?

В качестве предмета анализа опреде­лены тематические и функциональные особен­ности медиаконтента, составлены кодификаторы (признаки) этих категорий анализа.

 

Результаты исследования

Освещение благотворительной акции «Дети вместо цветов» в 2023 г. происходи­ло через призму нескольких фреймов. Мы выделили семь основных, расположив их на символической линейке времени: до акции (фреймы 1–3), во время акции (фреймы 2–4) и после завершения (фреймы 5–7).

Фрейм 1: Инструментальный. Медиа­продукт сфокусирован на практических действиях, которые необходимо предпринять для участия в акции. Журналист информирует аудиторию о шагах, алгоритме участия, обозначает благополучателей и посредников (фонды, общественные организации и т.д.), соотносит стоимость букетов и социальных услуг («три часа работы помощника по кормлению детей с тяжелыми множественными нарушениями равняется стоимости одного букета. Два букета – это пять часов занятий с педагогом-дефектологом») и т.д. Так, Р. Бабаева структурирует свою публикацию на основании трех возможных способов участия в акции, списком перечисляет, что нужно сделать, если возникает желание принять участие в каждом из них9.

Публикации в рамках инструментального фрейма могут иметь разные информационные и мультимедийные форматы (например, в виде карточек10), их главная задача сводится к упрощению участия в акции взрослых, чья мотивация не требует дополнительной стимуляции или укрепления.

Фрейм 2: Мобилизационный. Медиа­контент строится с опорой на субьект­ность граждан, согласно «концепции маленьких дел». Основной фокус направлен на подчеркивание важности конкретных, хотя и небольших, шагов по улучшению жизни общества, потому что, согласно авторам, именно они создают ощущение своей граж­данской субьектности и приводят к конк­ретным изменениям при формировании «критической массы». Часто материал содержит информацию о судьбе одного-двух потенциальных благополучателей. Авторы медиаконтента прямо или косвенно призывают материально помочь «всем миром» конкретному ребенку. Фрейм строится на ценностях взаимопомощи и добрососедства, гражданственности на низовом уровне, локализации федеральной повестки11. «Только представьте: сотни тысяч школьников из сотен городов и сел России объединятся первого сентября для того, чтобы спасти жизнь девочки, которая тяжело больна. Разве это не меняет мир к лучшему? Меняет!»12. Принципиальное отличие этого фрейма от предыдущего заключается в попытке влияния на мотивацию потенциальных благотворителей за счет апелляции к значимым ценностным ориентирам и формирования сочувствия и эмпатии к конк­ретным благополучателям.

Фрейм 3: Полемический. Журналист сопоставляет противоречащие друг другу позиции, мнения и оценки по поводу акции. Например, в материале РБК основной акцент сделан на амбивалентности акции: трое интервьюируемых (два учителя и руководитель благотворительного фонда) обозначили конфликтные нарративы, в том числе связанные с утратой первоначальных ценностных смыслов, коллективным принуждением, родительской агрессией, поборами в школах, мнимостью и формаль­ностью детского участия в принятии решений, формализацией благотворительности и др.13 Задача таких материалов – пред­ставить максимально полный спектр оценок акции. Но, несмотря на противопоставление противоположных нарративов, журналист, как правило, не анализирует, на чем они базируются, не делает выводов, заключений, прогнозов и т.д.

Фрейм 4: Воспитательный. В его рамках акция представлена как урок, «прививка доброты», способствующая гуманистическому воспитанию школьников. Фрейм формируется за счет подчеркивания нравственной, воспитывающей роли акции в судьбе детей14. В другом примере школьники рассказывают о важности инициативы, демонстрируют свою вовлеченность. «Благодаря этой акции у детей воспитываются такие качества, как: милосердие, взаимопомощь, взаимовыручка, толерантность, уважение», – говорит одна из героинь сюжета15.

Акцент в таких материалах сделан на «обу­чении доброте за счет доброты». Медиаконтент демонстрирует прямую связь между положительными личными качества­ми человека и его вовлеченнос­тью в благотворительность. С одной стороны, это апелляция к понятному и прос­тому ценностному фактору, но с другой – здесь можно найти и односторонность толкования благотворительности, и манипулятивные интенции.

Фрейм 5: Отчетный. Медиаконтент содержит описание итогов акции, в нем называется количество участников, сумма собранных средств, перечисляются позиции, на которые уже потрачены или будут израсходованы собранные средства. Главная задача такого медиаконтента – продемонстрировать прозрачность акции и повысить уровень доверия к ней в долго­срочной перспективе, а также сформировать положительный бренд организаций-посред­ников16.

Фрейм 6: Отсроченный эффект. Журналисты обращаются к опыту акций «Дети вместо цветов» за прошлые годы и актуализируют их результат и долгосрочный эффект. Задача материалов этого фрейма видится в повышении доверия аудитории к акции в глобальной перспективе, формировании ее позитивного образа, удержании вовлеченных благотворителей за счет признания ценности их вклада и демонстрации глубинных системных результатов17.

Фрейм 7: Самопоглаживание. Его основной особенностью является эмоциональная позитивная тональность, проявление радости и гордости из-за участия в акции. Фрейм позволяет воспринимать акцию и благотворительность в целом как действие, приносящее счастье, чувство гордости, ощущение сопричастности и другие позитивные эмоции, а также удовлетворение собственных эмоциональных и духовных потребностей18.

Медиаконтент во всех фреймах характеризуется стремлением обозначить принадлежность к чему-то большому (национальный уровень) через локальное, местное (региональный, муниципальный уровень). Федеральная повестка акции локализуется за счет описания судеб местных потенциальных благополучателей и местных посредников – региональных и локальных фондов и некоммерческих организаций, а также местных «героев» – благо­творителей, которыми становятся классы и школы, собравшие наибольшие суммы пожертвований.

Сходным аспектом всех фреймов является и преимущественная позитивная оценочность акции, причем и на уровне идеи, и на уровне ее воплощения, и – результата. Он оценивается, как правило, количественными показателями сумм собранных средств и их переводом в материальные предметы или, реже, услуги. Негативная эмоциональная реакция на человеческие истории в качестве способа привлечения внимания утрачивает прежнюю актуальность; отмечаемая нами позитивная тональность при освещении акции лишь подтверждает этот тренд.

Общей характеристикой можно назвать нивелирование политической составля­ющей при освещении акции практически до нуля, что в медийном пространстве выводит благотворительность за рамки политики. Так, нами не были замечены фреймы, которые артикулировали бы идеи доступа к правам (и, в частности, социальным) человека, социальной солидарности и социальной справедливости.

Практически во всех публикациях авторам удается обойти аналитику благо­творительности. Даже во фрейме, который мы условно назвали «полемическим», как правило, отсутствует осмысление природы противоречия, причинно-следственный или оценочный анализ, прогнозирование или другие традиционные черты аналитической журналистики.

Еще одной схожей во всех фреймах чертой осмелимся назвать внимательность при выборе и презентации героев материалов, в частности ориентации на его/ее «близость» аудитории по социальному, экономическому и другому статусу и положению, способность вызвать чувство эмпатии и сочувствия. По нашему наблюдению, среди потенциальных благополучателей в материалах СМИ доминируют дети, имеющие инвалидность (чаще врож­денную или случайную). Эта социальная группа, как правило, не вызывает у аудитории сильного отторжения по сравнению, например, с представителями стигматизированных сообществ (подростками, имеющими ВИЧ-инфекцию, потребляющими наркотики, находящимися в конфликте с законом, детьми, нуждающимися в паллиативном уходе и др.).

Очевидны попытки СМИ при освещении частных судеб уйти от образов «жертв». Но в то же время герои материалов и бенефициары благотворительности часто позициониру­ются как «борцы с обстоятельствами и примеры для подражания». Героизация в социальной сфере имеет свои оборотные стороны, о которых пишет М.А. Бе­режная. «Истории преодоления», «духоподъемные примеры и символы» усиливают позитивную дискриминацию людей с ограничениями по здоровью (Бережная, 2019). А она проявляется также и в том, что их рядовые достижения возводятся на пьедестал, утверждает режиссер Ю. Сапонова. Она считает, что «игра» на недуге является инструментом манипуляции эмоциями аудитории и мешает относиться к людям с инвалидностью на равных19.

Авторы стремятся выбирать истории с предсказуемым и позитивным концом («лекарство помогло», «с помощью новой инвалидной коляски ребенок стал учиться в школе» и т.д.). Вполне возможно, что таким образом они стремятся обойти эффект «усталости от сострадания», который хорошо исследован в западной научно-исследовательской литературе (Sorenson, 2017).

Интересным аспектом, который может найти свое место в любом фрейме, является позиционирование отказа от букета в пользу благотворительности как уже сложившейся, даже многолетней традиции. Это усиливает мотивацию потенциальных благотворителей, для которых приверженность традициям является важным ценностным регулятором.

Во всех фреймах могут встречаться случаи апеллирования к опыту прошлых акций, когда благодаря собранным средствам была решена чья-то проблема. Это акцентирует внимание на действенности и эффективности акции, снимает элементы недоверия и в конечном счете служит повышению ее прозрачности и повышает мотивацию к участию в ней.

 

Выводы и напрвление развития исследования

Важность роли СМИ в благотворитель­ности не подвергается сомнению ни в России, ни в других странах (Baguia, 2023). В 2010 г. газета Evening Standard провела кампанию в поддержку обездоленных. Я.Н. Засурский писал: «Газета здесь выступила как раз в защиту тех, кто не владеет газетой, кто, может быть, с трудом может ее купить, но нуждается в поддержке прессы» (Засурский, 2012: 4). Вовлеченность СМИ в благотворительность может кардинально влиять на ситуацию. Так, например, рост перечислений на борьбу с пожарами в Австралии в 2019–2020 гг. был в значительной степе­ни обусловлен освещением в СМИ экологи­ческой катастрофы (Chapman, 2023). А.Р. Яшина пишет, что в период пандемии COVID-19 журналистика стала регулятором, экспертом и помощником в борьбе с глобальным вызовом. Задача журналистов заключалась в том, чтобы поддержать у людей надежду, успокоить, развенчать слухи (Яшина, 2020).

Однако закрепившаяся в период пандемии за «третьим сектором» роль «социального помощника» государства продолжает оставаться доминирующей» (Сапонова, Задорин, 2021: 437). Благотворительность репрезентуется как вспомогательная отрасль, закрывающая «дыры» и «прорехи» государственной системы. Ситуативная повестка (пандемия коронавируса, специальная военная операция) только усиливает оказание помощи.

Наше исследование выявило, что при освещении благотворительной акции СМИ стремятся к повышению участия аудитории в ней в долгосрочной и краткосрочной перспективе. В этом плане мы разделяем опасения немецких исследователей, связанные с тем, что журналисты, приверженные идеологии «конструктивной журналистики», отказываются от отстраненного и нейтрального наблюдения и сознательно работают в нормативном ключе, политизируются и фокусируются на определенных проблемах и целях (Krüger, Beiler, Gläßgen, Kees et al., 2022).

Это происходит и в том числе за счет того, что при освещении благотворительных акций журналисты прибегают к разным, но в то же время устойчивым и регулярно повторяющимся фреймам. Подходы СМИ смещаются в сторону «журналистики действия», «фандрайзинговой журналистики», интервенционистского типа, что проявля­ется в прямом или косвенном поощрении инициативы и мотивировании аудитории к принятию участия в благотворительности, что отражается как на структуре медиаконтента, так и на его содержании. Материалы, опубликованные до начала акции, направлены на усиление мотивации и упрощение доступа к участию, материалы, опублико­ванные после акции, – на повышение уровня доверия к ней за счет демонстрации проз­рачности, подотчетности, эффективности. То есть журналистика, скорее всего, трансформируется в актора фандрайзинга для некоммерческих инициатив. Это соотносится с ее ролью коллективного организатора особенно в контексте действенности. В то же время журналисты стремятся создать ощущение подконтрольности, прозрачности и честности деятельности фондов-посредников и финансовой прозрачности акции, что в целом должно благоприятно повлиять на уровень доверия в обществе.

Исследовательская группа ЦИРКОН фиксирует тренд на эскалацию негативных информационных сообщений20 – в противовес этому, на наш взгляд, набирает силу тренд, направленный на формирование позитивной повестки за счет внимания к вопросам, которые имеют решение в краткосрочной перспективе, в том числе за счет микропрактик, маленьких шагов, локальных «добрых дел».

Важной чертой при освещении является деанонимизация благополучателей, их «близость» аудитории (в том числе и за счет локализации общенациональной повестки) и возможность получения быстрого успешного результата. Эффективность акции в медийном пространстве оценивается преимущественно через ее результат, в количественных показателях – цифрах сборов средств и их переводе в товары или, реже, услуги для благополучателей.

При освещении социальной проблематики, особенно когда речь идет о «журналистике действия» или «конструктивной журналистике», «журналистике решений», апелляция к доброте как общечеловеческой ценности становится стартовой площадкой. Однако, не умаляя значимости этой ценности и ее фундаментальной роли в воспитании подрастающего поколения, подчеркнем, что использование чувственно и эмоционально заряженных конструктов в социальной журналистике имеет большой манипулятивный потенциал, а эффективное освещение благотворительности возможно и через менее сенситивные фреймы (например, доступ к социальным правам личности, социальной солидарности, социальной справедливости).

Результаты исследования показали, что журналисты, как правило, не используют акцию «Дети вместо цветов» как повод для аналитики и изучения глубинных процессов в благотворительности и социальной сфере. Выявленный нами полемический фрейм в лучшем случае демонстрирует наличие альтернативных оценок или замещается позиционированием акции как позитивного явления.

 

Примечания

    1 Режим доступа: https://takiedela.ru/ (дата обращения: 08.01.2024). (дата обращения: 08.01.2024).

    2 Мамиконян О. В 2021 году россияне пожертвовали на благотворительность более 360 млрд рублей // Forbes. 2022. Дек., 01. Режим доступа: https://bit.ly/3ORHLvS (дата обращения: 15.09.2023).

    3 В 2022 году почти половина россиян не помогали нуждающимся деньгами // Доб­ро.Журнал. 2023. Март, 01. Режим доступа: https://bit.ly/3OOpU9h (дата обращения: 15.09.2023).

    4 Массовый опрос был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2022 г. Объем выборки – 2002 респондента. См.: Участие россиян в деятельности НКО: говорят цифры // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. 2023. № 1 (23). Режим доступа: https://grans.hse.ru/data/2023/07/05/2076292689/Bulleten%2023_small.pdf (дата обращения: 15.09.2023). (дата обращения: 15.09.2023).

    5 Благотворительность в России: вовлеченность, мотивы, барьеры / ВЦИОМ. 2022. Сент., 05. Режим доступа: https://bit.ly/3T85F8Y (дата обращения: 15.09.2023).

    6 Там же.

    7 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Режим доступа: https://base.garant.ru/104232/ (дата обращения: 18.09.2023). (дата обращения: 18.09.2023).

    8 Сайт акции «Дети вместо цветов». Режим доступа: https://dvc.fondvera.ru/itogi (дата обращения: 18.09.2023). (дата обращения: 18.09.2023).

    9 Бабаева Р. Благотворительность вместо цветов учителю на 1 сентября: 3 акции // РБК. 2023. Авг., 25. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/630cc0779a7947834c13b78e (дата обращения: 06.09.2023).

    10 «Дети вместо цветов»: как отказ от букетов 1 сентября поможет тяжелобольным детям // Тинькофф Журнал. 2023. Авг., 10. Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/short/deti-vmesto-tsvetov/(дата обращения: 06.09.2023).

    11 Акция «Дети вместо цветов» поможет 10-летней Далиле из Всеволожска в борьбе с недугом // Фонтанка.ру. 2023. Авг., 21. Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2023/08/21/72620147/(дата обращения: 05.09.2023).

    12 В благотворительном фонде «69 параллель» стартовала акция «Дети вместо цветов» // Заполярная правда. 2023. Авг., 29. Режим доступа: https://bit.ly/42QsoJX (дата обращения: 16.09.2023).

    13 «Дети вместо цветов»: как благое намерение обернулось новым побором // РБК. 2023. Авг., 30. Режим доступа: https://bit.ly/4bJa8pT (дата обращения: 06.09.2023).

    14 Паутова О. Благотворительная акция «Дети вместо цветов» проходит в школах по всей стране // Первый канал. 2023. Авг., 29. Режим доступа: https://bit.ly/48qSm7S (дата обращения: 08.09.2023).

    15 Гутовская Е. Няганские педагоги предлагают присоединиться к акции «Дети вмес­то цветов» // Югра. 2023. Авг., 28. Режим доступа: https://bit.ly/3UQF6qa (дата обращения: 13.09.2023).

    16 Новоселова Е. Участники акции «Дети вместо цветов» собрали более миллиона рублей в помощь больным малышам // Российская газета. 2023. Сент., 06. Режим доступа: https://bit.ly/3uJGP62. (дата обращения: 13.09.2023).

    17 Карпов Е. История о том, как акция «Дети вместо цветов» спасла жизнь 12-летней Полине Дмитриевой из Выксы // ГТРК «Нижний Новгород». 2023. Сент., 06. Режим доступа: https://vestinn.ru/news/vesti/223001/ (дата обращения: 13.09.2023). (дата обращения: 13.09.2023).

    18 Впервые в Чистоозерном районе в детском саду «Светлячок» прошла акция «Дети вместо цветов» // Кулундинская новь. 2023. Сент., 08. Режим доступа: https://bit.ly/49KeWcG (дата обращения: 13.09.2023).

    19 Светкина Д. Как менялся образ человека с инвалидностью в отечественном кино? // Такие дела. 2019. Май, 22. Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2019/05/22/obraz-v-kino/ (дата обращения: 20.09.2023). (дата обращения: 20.09.2023).

    20 Освещение в СМИ и соцсетях деятельности негосударственных НКО в России: третья волна. Презентация результатов исследования. Режим доступа: https://bit.ly/49mxujL (дата обращения: 20.10.2023).

 

Библиография

Автаева Н.О., Дикасова М.И. Здоровье семьи в гуманитарной повестке отечественных СМИ: история и современность // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 1. С. 125–135.

Бережная М.А. Концепт героического в телевизионном контенте // Век информации. 2019. Т. 7. № 1. С. 16–23.

Бережная М.А. Социальная журналистика как проблемно-тематическое направление в подготовке журналистов // Очерки Петербургской школы журналистики. К 70-летию С.Г. Корконосенко: сб. ст. / под ред. И. Блохина, З. Хубецовой, А. Марченко. СПб.: Алетейя, 2020. С. 236–250.

Гатилин А.С. Функционально-ролевые особенности деятельности журналистов в кон­тексте реализации социальных проектов (на материале местных СМИ) // Меди@ль­манах. 2021. № 2. С. 66–79. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.6679

Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. 2-е изд. М.: Духовное возрождение, 2013.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.

Засурский Я.Н. Колонка редактора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 6. С. 3–7.

Злавдинова У.Т. Практика социальной работы в социальных медиа: этические вопросы // Вестн. КазНУ. Сер.: Психология и социология. 2023. № 83 (4). С. 71−80. DOI: 10.26577/jpcp.2022.v82.i4.07

Зубова О.Г. Доверие как фактор развития института благотворительности в современном российском обществе // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 9 (85). С. 2895−2907. DOI: 10.35775/PSI.2022.85.9.005

Иванян Р.Г. Телеграм как платформа для адресной социальной помощи (на примере каналов для беженцев) // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 1. № 4 (42). С. 91−105. DOI: 10.51965/2076-7919_2023_1_4_91

Кисляков П.А. Социально-психологический анализ образа благотворительности и доб­ровольчества в цифровой среде // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 322−346. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2225

Климова А.Ю., Витвинчук В.В. Благотворительность в системе социальной журналистики // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 146–152.

Корконосенко С.Г. Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 417–430.

Котаева А.Р. Освещение в СМИ России вопросов благотворительности: обзор источников // Мировая журналистика: единство многообразия. Т. I. М.: РУДН, 2018. С. 358−364.

Крайнова Н.В., Агурова А.А. Интернет-благотворительность в России: условия, формы и практики // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 1. С. 18–27.

Марченко А.Н., Веденклей А.С., Янь Л., Инкю К. Социальность журналистики, медиа и интернета: поиски перспективы // Вопросы журналистики. 2023. № 13. С. 49–69. DOI: 10.17223/26188422/13/3

Сапонова А.В., Задорин И.В. «Хорошими делами прославиться нельзя»: проблемы репрезентации в СМИ деятельности некоммерческого сектора во время пандемии COVID-19 в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 423–444. DOI:10.14515/monitoring.2021.2.1919

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Вестн. Нижегородск. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 6. С. 226–230.

Чемоданова Т.Д. Гуманитарная повестка СМИ как инструмент социальной журналистики // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 493–501.

Шестеркина Л.П., Сабитова А.Р. Современные тенденции развития социальной журналистики на российском телевидении // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 83–88. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-5-83-88

Юранова А.В., Каменец А.В. Приемы и тенденции в освещении благотворительных тем в современных российских СМИ // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: сб. науч. тр. Вып. V. М.: КТ Буки-Веди, 2019. С. 244–249.

Яшина А.Р. Освещение социально значимых проблем в СМИ (на примере продуктового дефицита в 2020 году) // Медиасреда. 2020. № 17. С. 185–191. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10140

 

Baguia J.A. (2023) The Media and Social Problems. In: The Palgrave Handbook of Global Social Problems. Cham: Springer International Publ., pp. 1–18. DOI: 10.1007/978-3-030-68127-2_231-1

Chapman C., Hornsey M., Fielding K., Gulliver R. (2022) International Media Coverage Promotes Donations to a Climate Disaster. Disasters 47 (3) 725–744. DOI:10.1111/disa.12557

Entman R.M. (1993) Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication 43 (4) 51–58.

Krüger U., Beiler M., Gläßgen T., Kees M. et al. (2022) Neutral Observers or Advocates for Societal Transformation? Role Orientations of Constructive Journalists in Germany. Media and Communication 10 (3): 64–77. DOI: 10.17645/mac.v10i3.5300

Sorenson C. (2017) An Evolutionary Concept Analysis of Compassion Fatigue. Journal of Nursing Scholarship 49 (5): 22–26.

Дата поступления в редакцию: 16.01.2024
Дата публикации: 20.02.2024