Ссылка для цитирования: Агасиева Т.С. Образ женщины в СМИ: представленность социальных и личных статусов // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 71−80. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.7180
УДК 17.022.1-055.2+070:81’42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.7180
EDN: ONWYOM
© Агасиева Таибат Сейфуллаховна
аспирантка кафедры цифровой журналистики факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), agasievataibat@gmail.com
Медиаисследования, направленные на оценку и интерпретацию ценностных аспектов жизни современного общества, не теряют актуальности в силу возможности не только выявлять, но и корректировать проблемы и образы повседневности. На фоне глобального кризиса ценностей во всех сферах жизни, наблюдаемого в последние годы, изучение образов, транслируемых СМИ, имеет важное научное и прагматическое значение. Откликаясь на запросы личности и социума, реализуя свою общественную миссию, медиа не только сообщают о событиях и процессах, но и посредством прескриптивной информации способствуют преобразованиям и позитивным изменениям. Ценностно-регулирующая функция, признанная исследователями как одна из основных функций медиа (Фомичева, 2007; Васильева, 2010; Бодрова, 2020), отражает понимание способности СМИ формировать нормативные модели поведения и образы, а также распространять их на разные аудиторные кластеры. Транслируемые образы, в свою очередь, задают нормы позитивного самовосприятия, обеспечивают целостность сообществ и их готовность к дальнейшему развитию. В то же время информационные процессы подвергают трансформации такие регуляторы общественных ценностей, как традиции, обеспечивающие сохранение духовной культуры.
Значимую роль в реализации задач укрепления культуры и транслировании национальных ценностей играют женские медиапортреты, что связано с издавна сложившейся традицией предъявления женщине, духовной опоры семьи, высоких моральных требований, со стремлением сделать ее эталоном нравственности. Вместе с тем в аксиологическом контексте женские образы представлены в современных СМИ недостаточно, несмотря на то что такая потребность определенно существует. Так, по данным опросов ВЦИОМ1, главное, что ценят россияне в женщине, – доброта, отзывчивость и умение сочувствовать.
Еще в 1997 г., изучая женские образы в отечественной журналистике с целью определить «лицо эпохи», известная журналистка и общественный деятель Н.И. Ажгихина отмечала, что в интерпретации женского образа в СМИ существует множество оценок и подходов, что затрудняет создание так называемого «коллективного портрета». Тогда в поле ее внимания попали национальные, московские и региональные издания: газеты «Известия», «Сегодня», «Московский комсомолец», еженедельники «Аргументы и факты», «Я молодой», а также журналы для женщин «Работница» и «Крестьянка». Проведенная исследователем работа позволила сделать вывод, что «современная российская печать не имеет в настоящий момент единодушного мнения о женщине, не предлагает какую бы то ни было единую концепцию ее предназначения в обществе, а стало быть, дает возможность для развития подлинного плюрализма в освоении и интерпретации данной проблемы <…> и не отражает реального положения дел» (Ажгихина, 1997: 46).
Мы, в свою очередь, предприняли попытку сформировать совокупное представление о женском медиаобразе в 2021 г. Изучив содержание интернет-изданий, покинувших впоследствии российский рынок, мы сравнили такие тематические поля, как «Семья», «Здоровье», «Профессия», «Отношения», «Красота», наиболее полно представленные в контенте этих СМИ. Проанализировав 6 671 релевантный материал, мы пришли к выводу, что в презентации женщин и их интересов во главу угла ставится эстетизация всех сфер ее жизнедеятельности, ведущая к личному удобству и получению максимально возможных собственных преференций, но далеко не развитие и укрепление внутренних нравственных основ (Агасиева, 2023).
В новом исследовании мы намерены рассмотреть женские медиаобразы в аксиологическом контексте более основательно, связав остроактуальную тематику ценностей, духовного развития современного общества с репрезентацией и продвижением гуманитарных ценностей в текстах о женщинах. В качестве начальных шагов мы считаем важным представить обзор статусных характеристик женских медиаобразов, полагая, что выбор героинь в медиатекстах в немалой степени отражает ценностные предпочтения журналистов и понимание ими названных задач. Цель данного этапа исследования состоит в выявлении, представлении и оценке социальных статусов женщин, ставших объектом внимания в интервью и очерках российских СМИ, а также в определении баланса этих характеристик.
Под социальным статусом мы понимаем совокупность различных социальных ролей женщин, представленных в журналистских текстах: профессия, карьера, образование, семья. Далее последует изучение характеристик личностных, нравственно-психологических, непосредственно раскрывающих заявленный аксиологический подход. В качестве дополнительной информации мы также обращаем внимание на характеристики «внешнего» порядка, дающие представление о месте и времени проживания женщин, об уровне их публичности – такие данные характеризуют не столько самих женщин, сколько приоритеты информационного пространства: мотивы выбора героинь журналистами и их понимание аудиторных предпочтений.
Наше исследование строится на теоретической платформе, имеющей актуальный научный потенциал и междисциплинарный характер. Начать изучение феномена женской образности следует с религии и искусства (Дугин, 1999; Свитич, 2008, 2012; Ильченко, Титова, 2014; Ворошилова, 2017), поскольку в этих духовных сферах акцентированы одобряемые обществом нравственные качества, присущие женщинам.
В научном плане нами изучались гендерные теории, фактически ставшие неотъемлемой частью современного социально-гуманитарного знания. Их «вездесущность» создала большое число толкований в рамках социологии, культурологии, аксиологии, психологии и философии, где женщины рассматриваются как носители ценностей (Кон, 2009; Ерофеева, 2010; Липич, Марьясова, 2014; Лазутина, 2016; Свитич, 2018; Сидоров, 2018). Аксиология как наука получила развитие в смежных областях гуманитарного знания (Ильин, 2020), в том числе аксиологии медиа (Нигматуллина, 2008; Сидоров, Ильченко, Нигматуллина, 2009; Массмедиа и ценностные отношения общества, 2013; Свитич, 2016).
Подробнее мы остановимся на исследованиях, поднимающих «женский вопрос» в СМИ (Боннер-Смеюха, 2012; Балалуева, 2013; Лапшина, 2012, 2015; Соколова, 2012, 2015; Фролова, Сычева, 2017). Теоретики медиа выделяют это направление как самостоятельное. Они изучают такие аспекты, как гендерная проблематика в медиа, женщины-журналисты, феминизация профессии, издания для женщин и женские образы в рекламе. Что касается женской гендерной идентичности, она формируется исследователями в результате трудоемкой работы с «героями дня», сконструированной как под влиянием социальных процессов, так и в зависимости от запросов аудиторий: «…следует отметить, что акценты отечественного медийного женского образа кардинально меняются в зависимости от удаленности от политического центра России: от личного успеха, основанного на карьерном росте, – к семейному благополучию»2. Новизна нашего подхода заключается в выявлении представленности социальных статусов женских образов в СМИ и последующем соотнесении их с ценностными характеристиками.
Эмпирическим объектом исследования выступают журналистские тексты в общедоступных интернет-версиях различных СМИ: «Арзамас», «Афиша», «Диалектика искусств. ММОМА», «Инк», «Караван историй», «Коммерсантъ», «Литературная газета», «Постнаука», «Правила жизни», «РБК», «Русская мысль», «Сноб», «Учительская газета», Marie Claire, Voice, Forbes, Woman и др. Такая разноплановость мотивирована стремлением проанализировать медиапортреты, создаваемые для численно и качественно разных аудиторий. Именно опора на разные аудиторные пласты даст более точную картину образа женщины в современном медиапространстве. Издания не рассчитаны строго на женщин или мужчин, часть из них носит специализированный характер, освещая сферы науки, искусства, экономики, педагогики и др., включены и издания общего интереса – таким образом мы намерены определить, как образы женщины транслируется в разных областях жизнедеятельности. Мы не стали исключать из списка и женские глянцевые журналы, которые исторически отражают женские модели поведения.
Автор отобрал 128 материалов за 2020–2023 гг. Это портретные интервью и очерки о женщинах – объемные тексты, в которых персонажи представлены достаточно полно и дают неплохие перспективы для решения поставленных задач (соотношение жанров примерно 3:1).
Решение методических задач на данном этапе не представляло особых трудностей. Как правило, в отобранных текстах содержатся данные о социальном статусе женщины в достаточном объеме, что позволило сделать количественные подсчеты без обращения к особым методикам и отразить результаты в таблицах. В случаях, когда такие данные представлены неполно, мы указываем на общие тенденции, не прибегая к измерениям.
Представляя результаты исследования, мы сочли уместным начать с презентации «внешних» характеристик, отражающих распределение женских образов из выборочной совокупности во времени и пространстве (см. табл. 1).
Таблица 1. Представленность женских образов в СМИ ( % от общего количества изученных текстов)
Гражданки России |
Гражданки инстранных государств |
Современные женщины |
Женщины прошлого |
Жительницы Москвы и Санкт-Петербурга |
Жительницы регионов |
88 |
12 |
94 |
6 |
72 |
28 |
Источник: составлено автором.
В выборочной совокупности представлены в основном наши соотечественницы, но в российских СМИ также немало рассказов о женщинах, живших и живущих в зарубежных странах (в нашей выборке им посвящено чуть более 10% материалов). В их числе: актрисы, официальные лица государств и женщины, вошедшие в историю покорением «мужских» профессий3.
Согласно полученным результатам, около трети героинь проживают в российских регионах, остальные – в Москве и Санкт-Петербурге. В подавляющем большинстве (94%) в выборке оказались тексты о женщинах – наших современницах, изредка авторы обращаются к прошлому, чтобы рассказать о судьбах кумиров прошлых лет4, их лучших качествах, востребованных и в наше время.
Примерно четверть материалов (27%) посвящена женщинам, которые уже известны широкой аудитории, это медийные личности; остальные не являются публичными персонами в масштабах страны. Это значит, что они стали выдающимися личностями в сферах жизни, находящихся по другую сторону экрана. Получается, что медиа не только предлагают равняться на артисток, спортсменок, воспевая историю «Золушки», но и все чаще разыгрывают другие сценарии, в которых достаток – это результат прикладного труда: ведения бизнеса, производства, работы с населением и т. д.
Обратимся к социальным статусам как части женского медиаобраза. Профессиональный статус: эта характеристика для нас наиболее значима, поскольку она является платформой для изучения рода деятельности героинь интервью и очерков. Выбор профессии отражает предпочтения героинь в одобряемых ими направлениях жизненного пути. В этой части исследования мы выявляли как представленность конкретных профессиональных статусов в СМИ (в известных пределах прибегая к обобщениям), так и сопряженность с основными общественными сферами (см. табл. 2).
Таблица 2. Профессиональный статус женщин
Сфера занятости |
Статус |
Абс. |
Доля, % |
Культурная сфера |
Актриса, певица |
18 |
14 |
Поэтесса, писательница |
5 |
4 |
|
Работница музея |
5 |
4 |
|
Другое |
9 |
7 |
|
Экономика |
Руководитель |
13 |
10 |
Основатель бизнеса |
7 |
5 |
|
Производитель |
3 |
2 |
|
Другое |
4 |
3 |
|
Наука |
Специалист в гуманитарных науках |
14 |
11 |
Специалист в естественных/точных науках |
8 |
6 |
|
Разработчик |
3 |
2 |
|
Другое |
– |
– |
|
Социальная сфера |
Педагог |
6 |
5 |
Психолог |
4 |
3 |
|
Врач |
2 |
2 |
|
Другое |
5 |
4 |
|
Политика |
Представитель власти |
6 |
5 |
Руководитель |
1 |
1 |
|
Управленец |
1 |
1 |
|
Другое |
– |
– |
|
Медиа |
Журналист |
4 |
3 |
Шеф-редактор |
1 |
1 |
|
Спорт |
Олимпиец |
3 |
2 |
Спортсмен |
2 |
2 |
|
Домашнее хозяйство |
Мать-домохозяйка |
1 |
1 |
Не указано |
3 |
2 |
Источник: составлено автором.
Проанализировав соотношение женских образов в СМИ и основных сфер жизнедеятельности женщин в социуме, можно заметить, что прямых корреляций между медиаобразами и реальным распределением ролей женщин в профессиональной сфере нет. Самые «медийные» профессии и сферы занятости не являются таковыми в жизни. Популярность также не означает, что жизненный сценарий и личностные качества наиболее публичных лиц однозначно одобряются аудиторией и являются для нее образцами. Так, из полученных данных следует, что культурная сфера – самая популярная среди сфер, освещаемых через женские образы. Практически каждая третья героиня так или иначе трудится в этой сфере, причем истории актрис и певиц, которых привычнее видеть на обложках изданий или в качестве приглашенных гостей, занимают половину материалов из данной категории (14%). Цифры отражают традиционный интерес аудитории к экранным лицам, что вполне объяснимо и новостью не является. Мы намерены выявить в дальнейшем, каким образом данное обстоятельство влияет на презентацию нравственно-психологических и иных качеств личности и существует ли корреляция в вопросах ценностных акцентов.
В экономической сфере в качестве примера успешной женщины представляют основательниц бизнеса, которые выбрали нестандартный путь зарабатывания денег и сохранили свое дело, несмотря на сложные времена. В сфере науки героини часто выступают как эксперты в популяризаторских текстах, в особенности в таких изданиях, как «Арзамас» и «Постнаука». В социальной сфере наиболее часто героинями становятся педагоги, врачи, психологи. Отметим, однако, что учителя и врачи значительно уступают во внимании медиа артисткам и певицам, что кажется несправедливым. Это вполне объяснимо закономерностями функционирования медиа: самое важное и полезное не всегда самое привлекательное для аудитории. Образы учителей и врачей ассоциируются у аудитории с повседневной жизнью, в них нет новизны, в отличие от образов экранных знаменитостей, которые одновременно рядом и далеко. Что остается журналисту? Как известно, создавать «добавленную стоимость» совсем не просто, но и не невозможно. Полученные данные только подтверждают наличие проблемы. В категорию «Другое» (см. табл. 2) вошли представительницы профессий, считавшихся «неженскими»5. Меньшее число женских медиапортретов представлено в сферах политики, медиа, спорта и домашнего хозяйства. Однако истории успеха и жизненные сценарии здесь по-своему уникальны и заслуживают внимания.
Продолжая тему занятости, мы посчитали важным отличить служебный/трудо-вой статус, в котором отражается гражданско-правовая сторона любого типа занятости, а также косвенно демонстрируются и карьерные достижения, и личные качества героинь, от профессионального. Исходя из этого, мы также разделили героинь текстов на самозанятых (33%), работодателей/руководителей (25%), исполнителей (17%) и тех, чей трудовой статус не указан (4%). Самостоятельная группа – научные работники (17%) и спортсмены (4%). Выяснилось, что чаще остальных героинями очерков и интервью становятся основатели своего дела. Это можно объяснить востребованностью среди массовой аудитории историй создания личного бренда, в особенности с нуля, в качестве примеров успешной самоактуализации.
Стоит отметить, что такие категории, как возраст, образование и семейное положение, отражают личные статусы героинь, но при этом в медиаобразах они получают социальный подтекст, показывая интерес аудитории к таким характеристикам. Сложность их исследования в материалах СМИ обусловлена тем, что они далеко не всегда представлены в журналистских текстах. Чаще это происходит, когда в них есть не только биографические сведения, но и показательная деталь темы, например самореализация в раннем возрасте6 или тесная связь с супругом, счастливое супружество (или наоборот)7. Ссылки на возраст – редкость в текстах о женщинах, скорее всего, угадываются некие поколенческие приметы; на примерный возраст героинь также указывает их опыт. В первую очередь медиаобразы – это примеры взрослых, реализовавшихся женщин – специалистов в той или иной области. Реже встречаются образы молодых девушек, которые совершили прорыв в карьере, но еще закрепляют свой статус. Единичными можно считать истории юных девушек, однако они также интересны8. Что касается представительниц старшего поколения, они частые гостьи медиа, поскольку имеют за плечами богатый жизненный опыт и могут уверенно комментировать события и процессы, разъяснять проблемы и явления и, что важно в аксиологическом контексте, давать советы как в семейной жизни, так и в работе.
Подавляющее число героинь имеют высшее образование, хотя и не все продолжили развиваться в рамках выбранной специализации. Наличие семьи упоминается зачастую в текстах, посвященных медиаперсонам, – таким образом показывается повседневная сторона их жизни, закрытая от поклонников9. Именно такие истории демонстрируют черты характера медийной персоны, раскрывая ее как личность, что также важно для нашего исследования.
Как показало исследование, галерея женских медиапортретов разнообразна, вместе с тем между героинями немало сходства. К характерным чертам можно отнести реализацию в соответствующей области, будь это спорт, выход на мировой рынок, научное исследование или даже управление государством. Героинь объединяет твердый характер, в большинстве историй они выступают self-made-персонами. Было выявлено, что наиболее популярной областью деятельности женщин остается культура. «Героинями номера» чаще становятся самозанятые женщины средних лет, преимущественно из Москвы или Санкт-Петербурга. Истории «женщин из народа», которые занимаются наемным трудом, встречаются редко – доминирует образ независимой и, как правило, влиятельной женщины.
Тема семьи, ведения быта и сохранения домашнего очага так или иначе затрагивается в историях героинь, хотя и не так часто. Семья в материалах при этом не рассматривается как препятствие к реализации, а скорее понимается как источник силы, а порой и смысл жизни, ее главный приоритет, что не противоречит национальной культуре. В сфере трудовой занятости мы выявили разнообразие положений в карьерной лестнице – от глав государств до домохозяек. Многие из рассматриваемых героинь продолжают подниматься по служебной лестнице, считая, что еще не достигли своей вершины, а самозанятые расширяют свое дело или вовсе идут на риск и меняют всю концепцию жизненного сценария. И те, и другие примеры демонстрируют самоотверженность женщин, веру в свои силы и стойкие нравственные ориентиры.
Следующий этап нашего исследования – выявление качеств личности в женских образах в СМИ, их отношение к ценностям различного порядка, выявление совокупного «аксиологического ресурса» этих образов.
1 Федоров В. Русская женщина в непростые времена. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/Russkaja_zhenshchina_v_neprostye_vremena.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
2 Соколова Е.А. Образ женщины в современной газете провинциального города // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 86–89. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-v-sovremennoy-gazete-provintsialnogo-goroda/viewer (дата обращения: 25.10.2023).
3 Гандрабура Ю. Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета // Forbes Woman. 2023. Март, 29. Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/486754-kak-pilot-amelia-erhart-izmenila-aviaciu-a-potom-zagadocno-iscezla-vo-vrema-poleta (дата обращения: 11.10.2023); Михантьева М. Мадам дирижер: как Фредерика Петридес помогала женщинам добиваться успеха в музыке // Forbes Woman. 2023. Апр., 01. Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/486990-madam-dirizer-kak-frederika-petrides-pomogala-zensinam-dobivat-sa-uspeha-v-muzyke (дата обращения: 11.10.2023).
4 Столбова А. Леди совершенство: непростая судьба Бэйб Пейли – самой богатой светской львицы, которой завидовала сама Мэрилин Монро. Режим доступа: https://www.marieclaire.ru/psychology/ledi-sovershenstvo-neprostaya-sudba-beib-peili-samoi-bogatoi-svetskoi-lvicy-kotoroi-zavidovala-sama-merilin-monro/ (дата обращения: 11.10.2023); Макин С. Кто может сравниться с Матильдой моей? // Русская мысль. 2022. Авг., 10. Режим доступа: https://russianmind.com/kto-mozhet-sravnitsya-s-matildoj-moej/ (дата обращения: 12.10.2023); Сухих И. Маленькая поэтесса с большим бантом // Русская мысль. 2023. Май, 18. Режим доступа: https://russianmind.com/malenkaya-poetessa-s-ogromnym-bantom/ (дата обращения: 12.10.2023).
5 Морозова К. Девушка-сантехник – о стереотипах, сотрудниках ЖЭКа и уважении к профессии // Афиша Daily. 2023. Июнь, 09. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/stories/25684-devushka-santehnik-o-stereotipah-sotrudnikah-zheka-i-uvazhenii-k-professii/ (дата обращения: 14.10.2023).
6 Данилов А. Создательнице украшений Lili Archive 17 лет, а ее бренд носит Тина Кунаки. В чем секрет? // Афиша Daily. 2022. Ноябрь, 30. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/stories/24738-sozdatelnice-ukrasheniy-lili-archive-17-let-a-ee-brend-nosit-tina-kunaki-v-chem-sekret/ (дата обращения: 14.10.2023).
7 Гуревич О. Галина Муравьева: «Мы с мужем раскладывали итальянские открытки и гуляли по ним» // Арзамас. 2022. Февр., 23. Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/1065-gd (дата обращения: 14.10.2023).
8 Через побои к славе: как Полину Осетинскую отец пытками превратил в вундеркинда // Voice. 2023. Март, 21. Режим доступа: https://www.thevoicemag.ru/social/stories/cherez-poboi-k-slave-kak-polinu-osetinskuyu-otec-pytkami-prevratil-v-vunderkinda/ (дата обращения: 14.10.2023); Тучкова А. Камила Валиева: жизнь до и после Олимпиады, которая изменила все // 7дней.ru. 2023. Апр., 26. Режим доступа: https://7days.ru/stars/privatelife/kamila-valieva-zhizn-do-i-posle-olimpiady-kotoraya-izmenila-vse.htm (дата обращения: 14.10.2023).
9 Скогорева Н. Светлана Немоляева: «У мужа было много поклонниц – мы хлебнули этого сполна» // 7дней.ru. 2023. Янв., 15. Режим доступа: https://7days.ru/stars/privatelife/svetlana-nemolyaeva-u-muzha-bylo-mnogo-poklonnits-my-khlebnuli-etogo-spolna.htm (дата обращения: 14.10.2023); Яковлева М. Ольга Медынич: «Для меня работа никогда не была превыше семьи» // 7дней.ru. 2023. Янв., 25. Режим доступа: https://7days.ru/kino/articles/olga-medynich-dlya-menya-rabota-nikogda-ne-byla-prevyshe-semi.htm (дата обращения: 14.10.2023).
Агасиева Т.С. Содержательные модели журналов для женщин: критический анализ // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2023. № 1. С. 75–80.
Ажгихина Н.И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Валдай – 96: мат. Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М.: МЦГИ, 1997. С. 43–46. Режим доступа: https://a-z.ru/women/texts/azhgir.htm (дата обращения: 23.10.2023).
Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 134–152.
Бодрова М.Н. Социальная философия о ценностно-регулирующей функции СМИ // Наука и образование в глобальных процессах. 2020. № 1. С. 30–34.
Боннер-Смеюха В.В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов): дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2012.
Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестн. Амурск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 50. С. 109–112.
Ворошилова О.Н. Образ женщины в религиях // Науч.-метод. электр. журнал «Концепт». 2017. Т. 23. С. 33–37. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770428.htm (дата обращения: 15.10.2023).
Дугин А.Г. Метафизика Благой Вести. М.: Арктогея, 1999.
Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века: дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010.
Ильин В.В. Аксиология. М.: Проспект, 2020.
Ильченко Н.М., Титова Е.А. Особенности женского национального характера в русской романтической повести // Русско-зарубежные литературные связи: сб. науч. тр. Н. Новгород: Нижегородск. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2014. С. 253–258.
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.
Лазутина Г.В. Аксиология массмедиа. Некоторые исходные представления. Дюссельдорф: LAP, 2016.
Лапшина Г.С. Женское лицо русской журналистики. М.: МедиаМир, 2012.
Лапшина Г.С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 176–190.
Липич Т.И., Марьясова Е.А. Образ женщины в русской культуре на изломе эпох // Система ценностей современного общества. 2014. № 35. С. 29–32.
Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2013.
Нигматуллина К.Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся измерения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 1-1. С. 140–146.
Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. М.: Юрайт, 2018.
Свитич Л.Г. Корневые черты русской нации и телеобраз России // Современный образ России: перспективы развития: сб. ст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 257–286.
Свитич Л.Г. Ценностная доминанта русских пословиц и СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 316–317.
Свитич Л.Г. Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы // Век информации. 2016. № 2. С. 300–306.
Сидоров В.А. Аксиология журналистики. СПб.: Петрополис, 2018.
Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины. СПб.: Роза мира, 2009.
Соколова Е.М. Женские образы в современной прессе: ценностные ориентиры и идеологические истоки // Гендер и СМИ. Ежегодник 2011. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 115–125.
Соколова Е.М. От Афродиты до Персефоны: семь мифологизированных женских образов на страницах местных рекламно-информационных журналов 2005–2015 гг. // Гендер и СМИ. Ежегодник 2014. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2015. С. 164–180.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.
Фролова Т.И., Сычева М. СМИ и нравственно-психологические проблемы современной семьи: гендерный подход // Гендер и СМИ. Ежегодник 2016. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2017. С. 75–94.
Дата поступления в редакцию: 11.11.2023
Дата публикации: 20.02.2024