Ссылка для цитирования: Бойко В.Н. Журналистика и медиасистема Республики Беларусь: историко-хронологический анализ (на примере печатных изданий для женской аудитории) // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 82−89. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.8289
УДК 070.48-055.2(091)(476)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.8289
EDN: KGVSIM
© Бойко Вера Николаевна
научный сотрудник кафедры цифровой журналистики факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), vera.efimowich@yandex.ru
Общие исторические корни белорусских и российских СМИ и журналистики дают возможность для осмысления общего и специфического опыта развития медиапространства двух стран. Последовательное изучение особенностей формирования и функционирования системы средств массовой информации в разные периоды с целью сохранения культурно-исторического наследия в условиях трансформации информационного и коммуникационного пространства, изучение связей истории журналистики с историей общества, социально-политической и культурной парадигмами становится важным для понимания истоков происходивших процессов и связей их с современностью. Рост заинтересованности историей в контексте современных общественных процессов актуализирует концепции исторической памяти, т.е., по определению Е. Тонкина, подхода, в котором именно социальная практика определяет облик прошлого, разделяемый массами в качестве важнейшей основы своей социальной или этнической идентичности (Tonkin, 1992: 111–112). Это подчеркивается, в частности, и в договоре «О создании Союзного государства», где формирование общего научного, технологического и информационного пространства обозначено как важная задача (ст. 18); также в преамбуле Договора подчеркнута «общность исторических судеб» двух народов1. Внимание к истории подтверждает и регулярное проведение мероприятий в России и Беларуси. Источником современной исторической памяти выступают СМИ, литература, кино, музеи и в первую очередь школьное образование, поэтому важной представляется тенденция, озвученная Е.Л. Вартановой: «Изменения, <…> помещенные в широкий глобальный контекст, постепенно обрели форму важнейшей тенденции современности – движение идей, смыслов, ценностей и знаний от глобального Запада к глобальному Востоку, от глобального Севера к глобальному Югу, движение к самоопределению, свободомыслию и свобододействию национальных медиасистем» (Типология СМИ, 2023: 112).
В контексте тенденций усиления внимания к историческим основаниям общественных процессов представляется важным проанализировать отдельные направления, в том числе связанные с формированием медиасистемы. Изучение этих процессов имеет научную значимость, т.к. не только позволяет выявить тематические и типологические особенности, но и помогает обозначить принципы их воздействия на аудиторию. Рассмотрение развития периодической печати в историческом контексте с одновременным определением типологических составляющих способствует изучению ее эволюционного характера, выявлению взаимосвязей трансформации типа с социально-историческими преобразованиями (Смеюха, 2012: 50).
Данная статья посвящена историко-хронологическому анализу одного из малоизученных сегментов белорусской медиасистемы – изданиям для женщин, выполнявшим в разные периоды важные функции, связанные с просвещением, развлечением, информированием и репрезентацией интересов женской аудитории. «Исследователи подчеркивали, что роль аудитории как главного типоформирующего фактора значительно возросла после масштабных социально-политических и экономических трансформаций…», что позволяет выделить женские журналы в отдельную категорию (Типология СМИ, 2023: 9).
В российском научном поле проблемы исторического развития женской прессы исследованы достаточно подробно (Смеюха, 2011; Лапшина, 2018; Смирнова, 2012; Свитич, 2013; Коломийцева, 2008). Авторы обращают внимание на формирование журналов в соответствии с общими тенденциями развития периодики: просветительско-нравоучительной направленностью, постепенной коммерциализацией, приобретением универсальной тематики и развлекательно-прикладного характера. Изменения, вызванные социально-политическими трансформациями начала XX в., затронули и женские издания (Минаева, 2016). Специфика их функционирования на разных этапах рассматривалась и белорусскими исследователями: Н.А. Кулинкой (2001), Р.И. Мелешевич (2005), Е. Купой (2008).
В работе обобщены данные белорусских и российских исследователей с использованием историко-хронологического анализа. Новым представляется изучение эволюции журналов для женщин в рамках общих тенденций истории белорусской журналистики, позволяющее лучше понять особенности и закономерности всей медиасистемы.
История белорусской журналистики тесно связана с формированием Беларуси как национального государства. Территории современной республики в разные годы принадлежали Великому княжеству Литовскому, Польше, Российской империи, входили в Советский Союз. Каждая из этих стран внесла свой вклад в формирование языковой, культурной, образовательной, информационной среды.
Исследователи относят появление первых газет на территории Беларуси ко второй половине XVIII в. – периоду постепенного перехода под власть Российской империи. Первой газетой считается Kurier Wileński («Виленский курьер»), она появилась в 1760 г. Изначально она выходила на польском языке, а с 1841 г. стала издаваться на русском под названием «Виленский вестник». В XIX в. сотрудниками редакции были известные белорусские ученые и писатели – Я. Тышкевич, У. Сыракомля, А. Адзинец и др.
В систему прессы XVIII–XIX вв. входили официальные, губернские и епархиальные газеты, несколько русскоязычных журналов. Свои издания выпускали в Вильно, Минске, Полоцке, многие из них – на польском языке. К 1880 гг. польскую прессу заменит русскоязычная, что связано с политическим курсом Российской империи, которая на всем протяжении XIX в. боролась с польским влиянием (Довнар-Запольский, 2016). В целом языковой вопрос был крайне острым – с восстания 1863 г. до 1905 г. было запрещено издание любой книжной и периодической продукции на белорусском. Как следствие, этот язык считался языком необразованного простонародья. Только в начале XX в. началось так называемое «белорусское возрождение», включавшее подъем литературы и публицистики, а также научное внимание к истории края. Важную роль в этом процессе играла пресса, особенно местные издания: «Минский листок», «Виленский вестник», «Витебские ведомости», «Могилевские ведомости» и др. Первой газетой на белорусском языке стала «Наша доля» (1906 г.), однако вышло лишь четыре номера. По-настоящему значительный след оставила «Наша нiва», появившаяся позднее в том же году: «Ставя своей целью всестороннее возрождение белорусской народной культуры и, следовательно, твердо стоя на определенной демократической позиции, она пробила себе дорогу в самые глухие уголки Белоруссии, в самые темные слои населения. Для многих тысяч людей она является первой газетой, прочитанной ими, первым источником знания, не носившего казенной печати, изложенного простым и ясным языком» (Довнар-Запольский, 2016: 418). Ее читали на территории всей губернии, что подтверждает статистика по количеству корреспонденций, которые присылали в редакцию.
С начала 1920 гг. Белорусская ССР стала частью общей медиасистемы СССР с ее вертикалью республиканских изданий, а главным печатным органом – газета «Звязда» («Звезда»). Особенностью этого периода является не только ярко выраженная идеологическая функция печати, но и внимание к языку и национальным особенностям республик – в 1920–1930 гг. 88% газет в БССР выходит на родном языке (Овсепян, 2001: 41), ко второй половине века этот показатель уменьшился до 73%, но они все равно преобладают (Овсепян, 1968: 40). Другой важной вехой этого времени стало появление радио и телевидения. В 1925 г. открылась первая радиостанция в г. Гомеле. С самого начала вещание шло на белорусском языке, а учитывая, что в начале XX в. большая часть населения была неграмотной, радио стало необычайно значимым СМИ. Со второй половины 1950 гг. большую роль стало играть телевидение. В 1970–1980 гг. оно было самым динамично развивающимся СМИ: во всех городах и больших населенных пунктах принимали сигнал из Минска, Москвы и областных белорусских телестудий.
К началу социально-политических трансформаций 1990 гг. в БССР выходило почти 300 газет и журналов, функционировали Белорусское телеграфное агентство и Агентство печати «Навiны» («Новости»), телевизоры и радиоприемники были почти в каждой семье. Однако большее влияние, чем технологические новшества, на СМИ этого периода оказали социально-политические трансформации. 27 июля 1991 г. Верховный совет БССР объявил Республику Беларусь суверенной страной. Сложившаяся за советский период медиасистема также подверглась изменениям под влиянием как экономических, так и политических факторов: «В Республике Беларусь сложилось свое автономное информационное пространство, которое характеризуется интенсивным заполнением не только традиционных коммуникативных каналов, но и развитием современных технологий: возникновением новых СМИ, включая частные агентства, организацию теле- и радиостудий, стремительное развитие рекламы, бурное развитие частного книгоиздания» (Слука, 2011: 382) [перевод наш. – В.Б.]. На рынке журнальной прессы происходило замещение советских журналов западными: Burda, Playboy и др., что привело к закрытию некоторых белорусских изданий в особо конкурентных сферах, например женской периодики (Слука, 2011: 387). Результаты анализа этапов и процессов исторического развития представлены в таблице.
Таблица 1. Историко-хронологическое развитие журналистики и медиасистемы Республики Беларусь
Период |
Характеристика |
XIII–XVII вв. (возникновение летописания, книгопечатания и публицистики) |
Первая литература: каноническая, летописи и хроники. Деятельность Ф. Скорины. Книги и периодика на польском языке. |
XVIII–XIX вв. (возникновение и развитие периодической печати) |
Первые газеты на польском и русском языках, возникновение системы периодических изданий в рамках системы печати Российской империи. Соперничество польской и российской культур. Политика русификации, борьба с католичеством. |
Конец XIX – начало XX в. («Белорусское возрождение») |
Взлет национального самосознания и культуры. Появление периодических изданий и литературы на белорусском языке. Увеличение количества исследований по истории, этнографии края, фиксация фольклора и народных традиций, которые перестают считаться «низкой», деревенской культурой. |
1917–1940 гг. (журналистика в политической системе СССР) |
Формирование системы партийных изданий в рамках системы печати СССР. Борьба с неграмотностью. Появление периодических изданий для крестьян, рабочих, женщин. Распространение радио. |
1941–1945 гг. (журналистика в период Великой Отечественной войны) |
Приостановлен выпуск газет на оккупированных территориях, их издавали подпольно или привозили из России. Антифашистская пропаганда и поддержка партизанского движения. |
1945–1986 гг. (журналистика и СМИ в послевоенные годы) |
Рост числа газет. Появление и распространение телевидения. Внимание СМИ направлено на социально-экономические, политические и культурные стороны жизни. |
1986–1991 гг. (белорусская журналистика и СМИ в период трансформации советского государства) |
Падение доверия к СМИ в связи со сложными ситуациями (Чернобыльская катастрофа). |
1991 – н.в. (медиасистема Республики Беларусь) |
Журналистика как бизнес, появление негосударственных СМИ. Сохраняется влияние крупных государственных медиакомпаний и информационных агентств. Появление интернет-СМИ и влияние цифровизации на процессы. |
Источник: составлено автором.
Исследователи традиционно разделяют историю развития печати в России на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. Это деление будет верным и для Беларуси. Отсутствие последовательного экстенсивного развития до начала XX в. объясняется сложным периодом существования прессы на национальном языке, отражающей национальные интересы. В XX в. периодизация становится более дробной, система СМИ развивается как часть агитационно-пропагандистского комплекса с четкой вертикальной структурой.
Из таблицы видно, что среди сравнительно небольшого разнообразия дореволюционной прессы не нашлось места изданиям для женщин. Это объясняется совокупностью факторов: более низким, чем в центральных районах, уровнем грамотности2, отсутствием высших учебных заведений для женщин. Соответственно, аудитория начала формироваться только с приходом советской власти и политикой всеобщего образования и включения женщин в активную социальную и рабочую (не крестьянскую) деятельность. Таким образом, о печатных изданиях для женской аудитории мы можем говорить только со второй четверти XX в.
Обозначенные в предыдущем разделе этапы и особенности исторического развития Беларуси обусловили специфику формирования медиасистемы, в том числе сегмента, нацеленного на женскую аудиторию. Важным фактором стали политические трансформации 1917–1919 гг., повлекшие появление этого типа изданий, рассчитанных на широкую женскую аудиторию; отделы по работе с женщинами были созданы в местных органах партийной власти. Местные издания создавались по всей стране, до Великой Отечественной войны выходило более 90 газет и журналов для женщин. Для Беларуси особую значимость играла политика ликвидации неграмотности. Система печати для женщин выстраивалась партийными органами с целью привлечь женскую часть общества в ряды партии коммунистов и обеспечить ее участие в социальном строительстве: «… объединить женщин на борьбу с хозяйственной разрухой, готовить из работниц организаторов и руководителей производства, вовлекать женщин в общественную работу, вести работу за улучшение санитарно-гигиенических, продовольственных, жилищных условий и т.д.» (Минаева, 2015: 83).
«Беларуская работніца і сялянка» («Белорусская работница и крестьянка») (1924 г.)3 выходила на белорусском языке; ее первым редактором стала заведующая женотделом ЦК ВКП (б) Мария Муратова. Общественная дискуссия тех лет и содержание журнала во многом совпадали, отражали политику своего времени: «женщины <…> будут проводить заветы Ильича при созидании нового, социалистического образа жизни, а для руководства этой деятельностью были созданы разнообразные структуры, в частности, появились волостные организаторы, для которых были составлены специальные «Инструкции по работе среди женщин» (Гапова, 2016: 71). Развитие журнала шло в русле всей системы СМИ БССР: в годы войны на его страницах активно велась антифашистская пропаганда, в послевоенные годы он оставался популярным источником информации для белорусских женщин; из журнала постепенно ушел «идеологический запал», но появилось много прикладной информации – советов, рецептов, выкроек. В 1980 гг. тираж «Работніцы і сялянкі» достиг рекордной отметки – 1,5 млн экз.
Другим изданием начала XX в. была «Жаноцкая справа» («Женское дело»), оно не входило в систему советских СМИ, т.к. выходило в г. Вильно (Литва), где в 1931 г. было основано «Объединение белорусских женщин имени Алоизы Пашкевич (Тетки)». Журнал выходил вне территории республики, однако доля белорусского населения там была большая, поэтому и по названию, и по целям, и по составу авторов (Белорусский Женский кружок) его можно назвать белорусским. Вышло (или сохранилось) четыре номера (Гапова, 2016). «Журнал делался группой интеллигенток, но был ориентирован на сельских женщин, жительниц местечек и небогатых горожанок. В нем публиковались небольшие тексты о национальной культуре, белорусская хроника (сведения о собраниях, объединениях, арестах активистов и учителей белорусской гимназии в Вильно), новости из “женского мира” – сведения о женском движении в различных странах мира; значительную часть занимали советы по ведению хозяйства и воспитанию детей» (Гапова, 2016: 91). Различия между «Белорусской работницей и селянкой» и «Женским делом» показывают влияние политических факторов на тип, особенности содержания, проблематики изданий, ориентированных на одну аудиторию – женщин.
Вторым переломным моментом, повлиявшим на бытование изданий для женщин, стал развал СССР. Женские журналы особо показательны, т.к. изменились и тип собственности (негосударственные), и экономическая модель (рекламная), и оформительская (глянцевая бумага, фотографии, современная верстка). Появились местные версии самых известных международных брендов, часть из которых пришла из России. Среди оригинальных изданий тех лет можно назвать «Женские дела», «Я+Я», «Эрос», «Беларусачка», «Ксюша», «Золотая орхидея». «Работница и селянка» получила новое название: «Журнал называется “Алеся” – это веяние 90 гг., когда, вроде бы, “Работница и селянка” стало звучать не гламурно, не престижно», – объясняет его главный редактор Лариса Раковская4.
Однако несмотря на разнообразие и новый, глянцевый формат, журналы конца 1990 – 2000 гг. подвергались критике со стороны научного сообщества. Н.А. Кулинка отмечает недостатки в женских образах, их стереотипность. Е. Купа также обращает внимание на недостатки журналов «Алеся» и «Гаспадыня»: «… недостаточно полно раскрывает социальные проблемы женского мира. Своим читателям, женщинам, “Алеся” предлагает обсудить ряд бытовых тем и поделиться советом по вопросам воспитания детей, психологии семейных отношений, здоровья и красоты» (2008: 358). Автор считает, что этого недостаточно: «Сегодня в Беларуси нет изданий, направленных на развитие и саморазвитие женщины как личности, показывающих на своих страницах сбалансированный образ женщины, ведущей активную и разнообразную жизнь» (2008: 358).
Подводя итоги, можно сказать, что развитие СМИ для женщин шло в русле с общим развитием медиасистемы Беларуси, их трансформации отражают изменения, которые происходили в истории страны. Период от зарождения книгопечатания до начала XX в. был для страны сложным, национальная культура находилась под сильным влиянием польской и российской культур, действовали запреты на использование белорусского языка в прессе. Включение местных изданий в общую медиасистему СССР способствовало росту числа газет и журналов, а также их тиражей. Аудитория расширилась в том числе и за счет женщин – для них стал выходить журнал «Беларуская работніца і сялянка». В результате социально-политических трансформаций 1990 гг. и обретения страной независимости произошли кардинальные изменения в медиасистеме, в том числе в сегменте женской прессы. На белорусском рынке появились международные и российские бренды, а также новые оригинальные СМИ. Изменения коснулись как содержательной, так и оформительской модели транслируемых образов.
В целом результаты исследования показали, что развитие печатных изданий для женщин происходило в русле общих для прессы Беларуси тенденций. Данный вывод представляется важным, т.к. подтверждает тесную связь журналистики и медиасистемы с социально-историческими преобразованиями, проявляющуюся даже в специфических сегментах системы, каким являются женские периодические издания. Их историческое развитие обуславливает современное состояние изданий для женщин, анализ которых будет проведен на следующих этапах рассмотрения темы.
1 Договор о создании Союзного государства. Режим доступа: https://soyuz.by/dogovor-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva (дата обращения: 10.10.2023).
2 К 1904 г. уровень грамотности в Гродненской и Могилевской губерниях был меньше 60%, в Минской – 35%. См. подр.: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813–1913). Статистические очерки. М.: Госстатиздат, 1956. С. 305–306.
3 Впоследствии журнал несколько раз переименовывался: с 1931 по 1941 г. он назывался «Работніца і калгасніца Беларусі» («Работница и колхозница Беларуси»), с 1946 – «Работніца і сялянка» («Работница и селянка»).
4 «Алеся» или «Работница и селянка»? К 95-летию журнала коллектив задумался о смене названия. Режим доступа: https://ctv.by/chto-segodnya-vazhnee-novoe-nazvanie-alesya-ili-rabotnica-i-selyanka-mozhno-otvetit-na-sayte (дата обращения: 10.10.2023).
Гапова Е. Западная Беларусь: пробуждение гражданки // Гапова Е. Классы наций: феминистская критика нациостроительства. М.: НЛО, 2016. С. 83–98.
Довнар-Запольский М.В. История Белоруссии. Минск: Беларусь, 2016.
Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII–XX веков: история развития и типологические особенности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2008.
Кулинка Н.А. Женская печать как тип изданий и социокультурный контекст: дис. … канд. филол. наук. Минск, 2001.
Купа Е. Женская проблематика в СМИ // Журналiстыка–2008. Стан, праблемы і перспектывы: мат. 10-й Miжнар. навук.-практыч. канф. (11–12 снежня 2008 г.) / С.В. Дубовік (рэд.). Мінск: БДУ, 2008. С. 357–360.
Лапшина Г.С. Женское лицо русской журналистики. М.: Флинта, 2018.
Меляшэвіч Р.І. «Беларуская работніца i сялянка» – першае нацыянальнае выданне для жанчын // Вестн. БДУ. Сер. 4. 2005. № 2. С. 129–133.
Минаева О.Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920–1930-е гг. М.: МедиаМир, 2015.
Минаева О.Д. Формирование и развитие системы периодических изданий для советских женщин в 1917–1941 гг.: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2016.
Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М.: РИП-холдинг, 2001.
Овсепян Р.П. Советская многонациональная печать. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
Свитич Л.Г. Женская пресса России в динамике // Гендер и СМИ. Ежегодник 2012. М.: Фак. журн. МГУ, 2013. С. 104–106.
Слука А.Г. Беларуская журналiстыка: падручнiк. Минск: БДУ, 2011.
Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: историко-типологический аспект: монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.
Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: история и типология // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 50–57.
Смирнова О.В. Гендерные исследования профессии журналиста // Меди@льманах. 2012. № 5. С. 18–28.
Типология СМИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М.: Логос Пресс, 2023.
Tonkin E. (1992) Narrating Our Pasts. The Social Construction of Oral History. Cambridge: Cambridge University Press.
Дата поступления в редакцию: 10.01.2024
Дата публикации: 20.02.2024