Архив



Цифровой переход: от технологических к сущностным трансформациям медиа?



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. Цифровой переход: от технологических к сущностным трансформациям медиа? // Меди@льманах. 2024. № 2 (121). С. 8−15. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.815



УДК 070+004.77:316.422
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.815
EDN: VGOYVU

© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru



В эпоху цифровизации понимание трансформаций медиасреды становится актуальной задачей как для медиаисследователей и журналистов, так и для общественных наук в целом. Перемены в СМИ, вызванные цифровизацией и непростыми геополитическими отношениями, несомненно, определяются векторами масштабных социальных процессов. И сами медиа, как традиционные, возникшие в XVII–XX вв., так и новые, порожденные технологической революцией рубежа XX–XXI вв., стали одним из мощных стимулов социальных преобразований.

 

Цифровизация медиа: продолжение «двойственной динамики»?

Исторически внедрение революционных медиатехнологий порождало новые типы и структуры медиа, что приводило к появлению новых социальных функций журналистики, массовых и медиакоммуникаций, однако изменения в медиа, в свою очередь, запускали если не новые процессы социального развития, то, во всяком случае, заметные трансформации в нем (Прохоров, 2023; МакКуэйл, 2014).

Вспомним основные этапы технологических изменений в обществе, приводившие к той «двойственной динамике», при которой медиа, осваи­вая технологические инновации своего времени, трансформировались и становились способными оказывать прямое воздействие на общество.

Протоэтап. Уже в глубокой древности информация относительно регулярно передавалась как в устной форме (выступления ораторов или сообщения глашатаев), так и в письменной форме (папирусы с новостями в Древнем Египте, доски объявлений в общественных центрах Древнего Рима). Предшественники газет – рукописные сводки новостей – стали первыми сигналами зарождения нового типа общества, в котором информация приобретала заметное социальное значение. Торговля не могла развиваться вне глобального контекста, о котором сообщали «писатели новостей», «информационные бюро» или пункты обмена новостей еще в раннем Средневековье. Отечественные историки прессы отмечают, что и в Русском государстве многие удельные князья имели своих «корреспондентов» в зарубежных странах для получения экономических новостей (Пальгунов, 1955: 8–10). И хотя информация на этом этапе еще не имела массового распространения и использовалась ограниченным количеством людей, она уже была и политической необходимостью, и востребованным товаром, причем дорогим (Петтигри, 2021: 11–12).

Первый технологический переход. Очевидно, что первый прорыв, первый переход в процессах общественной коммуникации приходится на период создания печатного станка с подвижными литерами. Изобретения И. Гутенберга и И. Федорова исторически разведены немногим более столетия, что для мировой цивилизации не столь значительно. Печатный станок стал техническим ответом на растущий запрос общества на информацию, значимую для торговли и международных отношений. Появление периодической прессы и журналистики как ее центральной профессии, их широкое распространение стало возможным благодаря потенциалу первой массовой медиатехнологии – печатного станка. Первая российская печатная газета «Ведомости» Петра I, которая появилась ненамного позже, чем периодические издания в развитых западноевропейских странах, отразила переход к новой эпохе – Пет­ровские реформы открыли выход России на новые международные площадки, способствовали развитию образования и культуры, преобразовали государственную и общественную жизнь. Стало очевидным, что газета и социальное развитие находятся в тесной связи.

Второй технологический переход. Система средств массовой информации начала складываться и под воздействием технологического прогресса – изобретение телеграфа, фотографии, радио в XIX в. и телевидения в ХХ в., – и в качестве ответа на менявшиеся в этот период запросы общества. В СМИ сформировалась устойчивая бизнес-модель медиакомпании, основанная на рекламе. Внутри медиасистемы происходило своего рода распределение ролей между печатными (информирование, анализ) и электронными (информирование, развлечение) СМИ. Инновации первой половины ХХ в. ускорили темпы и оперативность профессиональной журналистской деятельности, обеспечили появление новых типов журналистских произведений, рассчитанных на массовую аудиторию.

Медиа, преобразившись под воздействием технологического прог­ресса, стали частью характерных процессов массового индустриального и постиндустриального общества – урбанизации, совершенствования сис­темы образования, демократизации политической сферы, стандартизации потребления, ослабления социальных связей. Проникновение радио и телевидения в повседневную жизнь людей, становление кинематографа как важной формы проведения свободного времени, использование СМИ для получения информации, знаний, развлечений, – все это подтвердило «двойственную динамику» медиа и как самостоятельного общественного института, и как результата социального развития. По сути, без медиасистемы не сложилось бы массовое индустриальное общество, при этом сама медиасистема и стала результатом его эволюции.

Третий технологический переход. Современный этап развития напрямую связан с цифровизацией – с внедрением цифровых технологий в разные направления деятельности медиа. При этом многие противоречивые социальные процессы (достаточно вспомнить непростое существование человека одновременно в физическом и виртуальном мирах, в аналоговом и цифровом пространствах) нашли проявления и в структуре и функционировании медиа. Важными тенденциями цифровой медиакоммуникационной среды стали: снижение стоимости медиатехнологий при одновременном повышении стоимости содержания и доступа к ним; появление многоканальной цифровой среды и усиление цифрового неравенства на уровне подключений к телекоммуникационным сетям и навыков пользователей; многообразие и при этом неравномерность качества цифрового контента; фрагментация аудитории в массовом обществе и индивидуализация медиапотребления; размывание границ профессиональной деятельности; появление «новых профессионалов» и приход в профессию множества любителей (Вартанова (ред.), 2017; Назаров, 2023; Полуэхтова, 2023). И вновь встает вопрос: это последствия технологического развития медиа или сами медиа в меняющейся социальной среде начинают удовлетворять новые запросы?

Сегодня медиа и сами находятся у истоков актуальных социальных процессов и явлений: медиатизации всех сфер общественной жизни (Гуреева, 2022); развития регуляторных мер по преодолению информационного неравенства и формированию у современного человека цифрового капитала (Вартанова, Гладкова, Вихрова, Лапин и др., 2023); расширения масштабов сетевой коммуникации; замещения физической коммуникации виртуальной (Дунас, 2022); усиления информационных воздействий, превращающихся в новый механизм социального управления (Лабуш, Пую, 2019) и конфликтогенности общества в результате растущего влияния цифровых медиакоммуникаций (Anikina, Krasheninnikova, Vyrkovsky, 2023).

 

Меняющаяся архитектура

Как мы отмечали выше, вместе с социальными трансформациями, стимулируемыми развитием информационно-коммуникационных технологий, меняются и сами медиа. Концептуальная цепочка «пресса, радио, телевидение» и связанные с ней понятия «журналистика» и «редакция», вокруг которых в ХХ в. строились базовые теоретические подходы концепции «медиасистема», преобразовывается на наших глазах в более сложную конфигурацию «контент, канал, платформа, пользователи как потребители, ретрансляторы, авторы» (Тышецкая, 2023). Тем самым в последние десятилетия было положено начало изменению традиционной для ХХ в. медиасистемы в сторону ее новой архитектуры, объединившей прежде раздельные индустрии – медиа, телекоммуникации, информационные технологии (Вартанов, 2023), конвергентные медиапродукты и цифровые сервисы с новым качеством аудитории (Dunas, Vartanov, 2020). Исследователи ввели в обиход термин «экосистема ИТ – телекоммуникации – медиа», не только обозначающий новую технологическую среду, в которой существуют медиа, но и характеризующий комплекс современных производственных, социальных и культурных реалий медиа в целом (Вартанова (ред.), 2019: 122).

Технологические процессы (цифровизация, технологическая конвергенция каналов, платформ и сервисов, гибридизация жанров и стилей журналистики), преобразующие отечественную медиасреду, имеют универсальный характер, присущий глобальной информационной среде и национальным медиасистемам (Mosco, 2017). Цифровизация медиа создала новые конфигурации субъектов в медиасистеме (Вартанова, 2023; Гуреева, Киреева, 2023) и новые формы медиапроизводства (Вартанова (ред.), 2017), привела к существенным изменениям в медиапотреблении (Дунас (ред.), 2021). В результате активной цифровизации медиапространства все больший объем свободного времени россиян приходится на потребление цифровых медиапродуктов и сервисов1.

В конце ХХ в. ряд медиаисследователей предположили, что в ходе технологических преобразований новые формы и архитектура цифровых медиа возникают не спонтанно, а оказываются связанными с традиционными медиа (Fedler, 1997). Это, в свою очередь, позволяет допустить, что трансформации природы, структуры, социальных функций и роли медиа потенциально могут идти по двум направлениям. Первое определяется количественным умножением типов и видов СМИ, расширением среды, в которой они функционируют, что приводит к усложнению системы медиа, сохраняющей свою сущность, функции и базовые структурные элементы. В рамках второго направления происходит «перерождение» тех или иных сущностей, процессов, явлений в медиакоммуникационной среде, т.е. речь идет о метаморфозах, предполагающих как изменения объекта в его форме или виде, так и определенное постоянство, поскольку объект не исчезает, а переходит в иную форму. Этот подход связан с термином «медиаморфоз», который предлагает взгляд на цифровые медиа как на результат преобразования традиционных СМИ (Nwammuo, 2011; Niket, 2018; Okon, Obukoadata, Ekwok, 2022).

Сегодня, учитывая радикальные изменения, потенциально способные привести к перерождению сущности СМИ и журналистики, представляется возможным развить предложенный зарубежными исследователями термин «медиаморфоз» до «медиаметаморфоза». В нашем понимании «медиаморфоз – это постоянные изменения медиа, тогда как медиаметаморфоз – их глубинные преобразования, проводящие к заметному обновлению и появлению новой сущности медиа с сохранением многих черт, присущих предыдущей форме» (Вартанова, 2023: 10).

 

Перерождение «старых СМИ»?

Под влиянием цифровизации (Negroponte, 1996, Mosco, 2017) заметно меняются и традиционные СМИ, которые стали осваивать интернет-пространство с начала 2000 гг., становясь конвергентными, мультимедийными, формируя новые инструменты работы с цифровой информацией и качественно иной аудиторией, чем в эпоху аналоговых СМИ.

В число значимых последствий, которые проявляются в отношениях медиа и их аудитории (Сырков, Круглова, 2023; Бабына, 2023; Назаров, 2023; Полуэхтова, 2023), входят:

  • увеличение объемов доступных аудитории профессионально и непрофессионально произведенного контента на самых разных, в том числе и немедийных, площадках (например, маркет-плейсы);
  • «интеграция» и «дезинтеграция» содержания при переходе в онлайн-среду (диффузия и текучесть жанров в мультимедийной среде, становление новых сервисов – подкастов, музыкальных и видеостримин­гов, OTT как отдельных платформ для потребления традиционного аудио-, видео-, телевизионного и киноконтента);
  • становление практик активного медиапотребления пользователей, позволяющих им сочетать потребление информации с ее распространением, оцениванием, комментированием и даже производством, а также появление прежде недоступных практик (нелинейный просмотр);
  • новые интерактивные и нелинейные формы коммуникации СМИ и аудитории (комментарии, реакции, прямой диалог);
  • изменение роли информационных агентств как «фабрик новостей», которые переходят от взаимодействия со СМИ к информированию широкой аудитории посредством цифровых каналов – сайтов, мессенджеров, аккаунтов в социальных сетях;
  • диверсификация запросов на актуальную общественно значимую информацию, с одной стороны, и на развлечения, с другой;
  • формирование новой – цифровой – культуры коммуникации и медиапотребления.

В ходе цифрового перехода значительные трансформации испытала и ключевая профессия пространства массовых/медиакоммуникаций – журналистика. Изменения коснулись как основного продукта журналистской деятельности – текста, так и инструментария его создателя – журналис­та, а также поведения аудитории. Традиционная журналистика активно развивается в цифровой среде, адаптируя к ней свои профессиональные инструменты, стандарты и этику. Пользователи, в свою очередь, все чаще создают свои повестки дня, в результате чего возникает пользовательская (гражданская) журналистика, реализующая себя через блогерство, инфлюэнсерство, под- и видеокастинг – все еще специфические непрофессиональные формы деятельности. Цифровизация привела к трансформации журналистского текста, с довольно противоречивыми последствиями. Среди положительных можно выделить следующие:

  • возникновение мультимедийных и конвергентных форматов журналистского текста, обогащающих содержание;
  • доступность новых источников информации (официальные сайты, цифровые архивы и библиотеки);
  • появление прямых интерактивных каналов связи с экспертами, органами государственной власти;
  • сокращение времени, которое журналист тратит на написание, редактирование и доставку текстов аудитории;
  • расширение технологического инструментария журналистики: появление компьютерных программ для производства аудио- и видеоформатов, использование нейросетей для создания своего текста.

Однако возросший объем работы и уменьшение сроков ее сдачи усложнили выполнение традиционных журналистских задач: составление единой повестки дня, сбор и фильтрацию новостей, проверку фактов, донесение до читателей достоверной информации и т.д., что, в свою очередь, привело к сужению жанрового разнообразия, обеднению языковой палитры СМИ.

Несмотря на очевидные преимущества цифровизации, которая стала движущей силой развития отечественных средств массовой информации, журналистика вынуждена искать ответы на ее вызовы: политизацию и поляризацию, ангажированность интернет-коммуникации и информационную перегрузку, психологическое давление и цифровое разрушение профессиональной репутации, обилие фейков и инфопузырей, цифровую неграмотность и цифровое мошенничество.

Сегодня вряд ли можно говорить о том, что журналистика как неотъем­лемая часть «старых СМИ», редакционного способа производства содержания переродилась. Но очевидно, что, сохраняя элементы прежнего существования, она уже находится под воздействием третьего технологического перехода. Вероятно, стоит говорить о «пересборке» журналистского творчества, структур и форм традиционных СМИ, о значительном обновлении прежних практик.

 

Выводы

Современные медиа, несомненно, стали тем институтом общества, который, вбирая в себя множество изменений, порожденных цифровизацией социальной жизни, сам оказывает на нее заметное влияние. Высокие темпы цифровизации пространств общественной коммуникации только усилили воздействие цифровых медиа на функционирование социальных институтов и индивидуальные практики.

Мы отчетливо видим, как процесс цифровизации медиа оказывает существенное влияние и на природу средств массовой информации, и на медиабизнес, и на отношения медиапрофессионалов и аудитории. «Технологическое разрушение» традиционных СМИ в ходе процесса цифровизации, которое затронуло принципы и системы их производства, форматы доставки продуктов аудитории, принципы построения классической рекламной бизнес-модели медиа, стало, как представляется, «новым началом», обозначив этап становления принципиально иных структур, возникновения иных субъектов и процессов, преобразования ряда свойств, функций и ролей медиа в условиях цифровой среды.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект № 22–18–00225.)

 

Примечания

    1 Ачкасова К. Медиапотребление 2023 / Mediascope. 2023. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/226/e7lwh96qizxpwhf1rj2ttfzkwlie8vr8/медиапотребление 2023.pdf (дата обращения: 25.03.2024).

 

Библиография

Бабына Д.А. Развитие стриминговых сервисов в условиях цифровых трансформаций медиасистемы России // Меди@льманах. 2023. № 6. С. 85−92. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.8592

Вартанов С.А. Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 6. С. 3–36. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2023.336

Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8–16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816

Вартанова Е.Л., Гладкова А.А., Вихрова О.Ю., Лапин Д.А. и др. Цифровое неравенство в современном коммуникационном пространстве России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2023.

Гуреева А.Н. Процесс медиатизации как фактор субъектности цифровых медиа в конфликтогенных коммуникациях // Культура России в современном мировом пространстве: сб. тезисов Первого междунар. гуманитар. форума (Москва, 20 октября 2022 г.). М.: РУДН, 2022. С. 37–40.

Гуреева А.Н., Киреева П.А. Основные подходы к теоретическому осмыслению процесса демедиатизации современных коммуникаций // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2023. № 490. С. 5–15. DOI: 10.17223/15617793/490/1

Дунас Д.В. Медиа и социализация: первичная, вторичная или самосоциализация? Опыт изучения медиапотребления «цифровой молодежи» России // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2022. № 78. С. 200–224. DOI: 10.17223/19986645/78/12

Индустрия российских медиа: цифровое будущее / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2017.

Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019.

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74–99. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499

МакКуэйл Д. Журналистика и общество / пер. с англ. М.Ю. Полевой. М.: Медиа­Мир, 2014.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Назаров М.М. Медиа: Аудиторные тренды: Человек в современной российской медиасреде. М.: Ленанд, 2023.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Пальгунов Н.Г. Основы информации в газете. ТАСС и его роль. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955.

Петтигри Э. Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе / пер. А. Громченко, Е. Ивановой. М.: АСТ, 2021.

Полуэхтова И.А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2023.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 9-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2023.

Сырков Г.В., Круглова Л.А. «Прямое включение»: квазижанровая форма в стихийной типологии жанров радиожурналистов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 2. С. 23–46. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2023.2346

Тышецкая А.Ю. Цифровые платформы и современные медиакоммуникации: актуальные исследовательские подходы // Медиаскоп. 2023. Вып. 4. Режим досту­па: http://www.mediascope.ru/2839 (дата обращения: 25.03.2024).

Anikina M., Krasheninnikova M., Vyrkovsky A. (2023) Structural Characteristics of Social Media Representations of Diverse Conflicts: Prospects for Modelling. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 5–26. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2023.1

Dunas D., Vartanov S. (2020) Emerging Digital Media Culture in Russia: Modeling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses. 15 (2): 186–203. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648

Fedler F. (1997) Reporting for the Media. Fort Worth: Harcourt Brace College Publ.

Mosco V. (2017) Becoming Digital: Toward a Post-Internet Society. London: Emerald Publ.

Negroponte N. (1996) Being Digital. New York: Vintage.

Niket M. (2018) Mediamorpfosis: Identity and Participation. New Delhi: Excel India Publ.

Nwammuo A.N. (2011) Mediamorphosis: Analyzing Convergence of Digital Media Forms Alongside African Media. African Research Review 5 (2): 115–125.

Okon P.E., Obukoadata P.R., Ekwok L. (2022) Mediamorphosis: Assessing the Influence of Digital Media on Traditional Newspapers in Nigeria from the Audience and Media Managers’ Perspectives. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 45–64. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2022.3

Дата поступления в редакцию: 03.04.2024
Дата публикации: 20.04.2024