Архив



Языковые средства выразительности в авторских телеграм-каналах военных корреспондентов



Полина Горбань

Ссылка для цитирования: Горбань П.В. Языковые средства выразительности в авторских телеграм-каналах военных корреспондентов // Меди@льманах. 2024. № 2 (121). С. 35−42. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.3542



УДК 070.422.1+81’23-049.2: 81'42
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.3542
EDN: RSPAHW

© Горбань Полина Викторовна
независимый эксперт (г. Санкт-Петербург, Россия), gorban.absolem@gmail.com



Ключевые слова: военные корреспонденты, Telegram, СВО, тропы, фигуры речи.

В статье представлен анализ языковых средств выразительности, используемых в авторских телеграм-каналах военных корреспондентов. Автор раскрывает стратегии, тактики и приемы, которые используются военными журналистами для воздействия на аудиторию и формирования общественного мнения.

 

Сегодня телеграм-каналы представляют собой площадку для глубокого анализа и обсуждения событий, а также для распространения авторской эксклюзивной информации, эмоциональных фото- и видеоматериалов. «Субъективность журналиста стала способом сокращения дистанции между субъектом и объектом» (Berning, 2011). Это наглядно проявляется в авторских телеграм-каналах военных корреспондентов, которые используют разнообразные лингвистические приемы с целью создания нужной атмосферы или как способ передать свои мысли и переживания посредством текста.

 

Теоретическая база и методология исследования

Среди средств художественной выразительности языка выделяют тропы и фигуры речи. Троп – это «оборот речи, употреб­ление слова или выражения в переносном значении (эпитет, сравнение, метафора и т.д.). Фигуры речи, или риторические фигуры, – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, степень ее воздействия на адресата (повтор, антитеза, риторический вопрос и т.д.). В основе тропов лежит словесная образность, в основе фигур – образность синтаксическая» (Балахонская, 2019: 18). Л.П. Сон отмечает, что «в рамках тактики речевого воздействия очень распространено использование тропов как средства оценки тех или иных событий и/или политических деятелей» (Сон, 2020: 193). К подобным тропам обращаются часто, поскольку высока их эмоциональная значимость и смысловая привязка для отправителя и получателя. В зависимости от целей и контекста один и тот же троп может выступать средством не только оценки, но и передачи информации и эмоционального закрепления. И тропы, и фигуры речи используются и в качестве средства манипуляции. «Здесь важно определить, намеренно ли автор материала использует различные приемы выразительности для достижения суггестивного эффекта или же нет. Все зависит от смысла, заложенного в них, от отношений спикера и слушателя, от критического восприятия информации слушателем и от других факторов» (Бородянская, 2019: 233).

Один из наиболее популярных и экспрессивных тропов – метафора, которая позволяет сравнивать абсолютно противоположные явления, свойства и предметы. Развернутые метафоры могут быть использованы в качестве гипотетического гиперболизированного примера. Они помогают создать легко запоминающиеся и понятные образы. Также данный троп может быть использован как средство стимуляции эмоциональной реакции. Е.А. Бородянская отмечает, что «употребление метафор в телевизионной речи, вероятнее всего, связано с желанием корреспондентов воздействовать на ассоциативное мышление зрителей. Метафора рождает устойчивый образ, который возникает сразу при упоминании слова или словосочетания. Кроме этого, использование метафор помогает сделать текст доступным и интересным, а это напрямую связано с рейтингом программы» (Бородянская, 2019: 234). Исследователи называют метафору и прием овеществления одними из самых распространенных способов манипуляции словами, которые можно наблюдать в статьях и новостных заметках (Никитина, 2022: 419), а военную метафору рассматривают как отдельный феномен, где на основе метафорического переноса употребляются слова или словосочетания военной тематики (Кулажко, 2018: 119).

Метафора, метонимия, синекдоха как основные виды тропов оказывают наибольшее суггестивное воздействие в массмедиальном дискурсе. Маркерами реализации суггестивного воздействия тропов на адресата являются интенсивность, экспрессивность, образность, эмоциональность/эмотивность, культурная специфичность, оценочность, стереотипность, мифологичность, комичность, адгерентность, актуализованность, фоносемантичность (Сухарева, 2010: 6).

Передавать скрытый, обусловленный контекстом публикации смысл журналис­там позволяет подтекст. Исследователи относят к признакам подтекста в дискурсе появление так называемого «раздутого языка», когда автор пытается «придать обычному окраску необычного, из простого – сделать сложное, из повседневной ситуации – породить сенсацию» (Александрова, Мухортов, 2022: 417).

Целью нашего исследования является выявление и последующая классификация наиболее часто используемых языковых средств выразительности в авторских телеграм-каналах военных корреспондентов – известных профессиональных журналистов. Объектом изучения выступают тропы и фигуры речи, основными методами – контент-анализ и стилистический анализ.

Критериями выбора каналов определены:

  • География канала: Россия.
  • Язык: русский.
  • Популярность: большое число подписчиков и/или высокая активность пользователей.
  • Время создания: до 2019 г.
  • Доступность: открытый канал.
  • Тематика: СВО.
  • Репутация: авторитетность и опыт авторов (в том числе опыт освещения вооруженных конфликтов на месте проведения боевых действий).
  • Позиция: материалы с четко выраженной авторской оценкой.

 

Результаты исследования

На основе совокупности установленных критериев были отобраны публикации из авторских телеграм-каналов профессиональных журналистов Евгения Поддубного1, Александра Сладкова2 и Александра Коца3.

Евгений Поддубный – военный коррес­пондент ВГТРК. Руководитель бюро ВГТРК на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ведущий информационного телеканала «Россия-24». Заслуженный журналист Российской Федерации. Начал работу на телевидении в 2002 г. С 2011 г. – специальный корреспондент телеканалов «Россия-1» и «Россия-24». Вел репортажи о вооруженных конфликтах в различных частях мира, включая Ирак, Афганистан, Сирию, Израиль, сектор Газа, Абхазию, Южную Осетию. С 2014 г. начал освещать конфликт на Украине4. Ведет авторский телеграм-канал «Поддубный |Z|О|V| edition», созданный 10 февраля 2017 г. Число подписчиков – 757 547. Индекс цитирования – 4 108. Всего за время ведения канала сделано 17 559 постов, в том числе в период с февраля 2022 г. по январь 2023 г. – 4 066 уникальных материалов и 2 902 репоста. Средний охват одной публикации – 237 528 пользователей5.

Александр Сладков – военный коррес­пондент ВГТРК. В 1992 г. уволился в запас в должности старшего лейтенанта. В этом же году начал работать корреспондентом подмосковной районной газеты «Время». В 1993 г. работал на радио «Голос России» и «Радио России», затем на телеканале «Россия». В качестве военного корреспондента освещал приднестровский конфликт, гражданскую войну в Таджикистане, грузино-абхазский конфликт, контртеррористические операции в Чечне, боевые действия в Афганистане, Ираке, Иране, Югославии и Сербии. С 2014 г. – вооруженный конфликт на Донбассе6. Ведет авторский телеграм-канал «Сладков+», созданный 12 февраля 2018 г. Число подписчиков – 962 944. Индекс цитирования – 3 586. Всего за время ведения канала сделано 7 254 публикации, в том числе в период с февраля 2022 г. по январь 2023 г. – 2 212 уникальных материа­лов и 217 репостов. Средний охват одной публикации – 367 663 пользователя7.

Александр Коц с 1999 г. является коррес­пондентом газеты «Комсомольская правда». В настоящее время работает специальным корреспондентом отдела политики. Публиковал материалы о вооруженных конф­ликтах в Косово, Афганистане, Венесуэле, на Северном Кавказе, в Ливии, Сирии, Египте и Ираке. С декабря 2013 г. освещает вооруженный конфликт на Украине8. Ведет авторский телеграм-канал Kotsnews, созданный 1 февраля 2017 г. Число подписчиков – 592 707. Индекс цитирования – 5 865. Всего за время ведения канала сделано 42 450 публикаций, в том числе в период с февраля 2022 г. по январь 2023 г. – 5 764 уникальных материала и 4 417 репостов. Средний охват одной публикации – 207 629 пользователей9.

Автором проанализированы публикации военных корреспондентов в их телеграм-каналах за период с февраля 2022 г. по январь 2023 г. ( Е. Поддубного – 1 675; А. Сладкова – 928; А. Коца – 2 607) и отобраны материалы, в которых наиболее четко прослеживается авторская позиция.

В статье представлен анализ исполь­зуемых военкорами языковых средств выразительности при освещении следующих событий:

24 февраля 2022 г. – начало СВО10;

3–5 апреля 2022 г. – массовое убийство мирного населения в Буче после ухода из города российских военных11;

21 сентября 2022 г. – объявление о час­тичной мобилизации в РФ12;

9 ноября 2022 г. – вывод войск МО РФ из Херсона13;

31 декабря 2022 г. – удар по лагерю российских солдат в Макеевке14.

Даты событий обозначены на основе государственных документов и опубликованных в СМИ новостей. Данные события выбраны на основе показателей абсолютного числа запросов пользователей в поис­ковой системе «Яндекс». Для чистоты исследования были отобраны публикации с ярко выраженной авторской позицией в течение месяца с даты события (см. табл.). В анализ не были включены репосты из других телеграм-каналов. Важно понимать, что декодирование сообщений во многом основывается на личном восприятии получателя и может быть в определенной степени субъективным.

 

Таблица. Количественный анализ языковых средств выразительности в публикациях телеграм-каналов (февраль 2022 г. – январь 2023 г.)

Тропы и фигуры речи

Автор публикации

Е. Поддубный

(N=20)

А. Сладков

(N=29)

А. Коц

(N=22)

Метафора

18

23

22

Эпитет

5

0

1

Риторический вопрос

11

42

4

Риторическое восклицание

0

9

6

Ирония

4

19

26

Сарказм

16

15

15

Гипербола

6

1

2

Повтор

12

17

26

Анафора

2

0

2

Перифраза

4

4

4

Метонимия

5

10

5

Парадокс

0

2

5

Антитеза

10

11

12

Парцелляция

24

35

38

Цитирование

2

2

2

Намек

10

24

22

Источник: составлено автором.

 

Все выявленные языковые средства выразительности можно классифицировать по цели использования: информирование, мотивирование, убеждение. Чаще всего к средствам выразительности военкоры прибегают в случаях потребности выразить личную позицию, передать эмоциональное отношение к событию. А. Коц активно применяет метафору и повтор. А. Сладков чаще всего обращается к риторическим вопросам и восклицаниям, совмещая их с иронией и сарказмом. Довольно редко среди используемых им средств выразительности можно встретить метафору, что подтверждает склонность корреспондента говорить прямо, с целью быть понятым максимально правильно. Е. Поддубный предпочитает иронию/сарказм и парцелляцию.

Отметим другие лингвистические особенности текстов военкоров. Так, в публикациях А. Коца часто появляется анафора вместе с парцелляцией, использование которой способствует более четкой структуризации аргументов и усилению внимания аудитории к их сути: «Слушал выступления членов Совета безопасности на совещании по признанию независимости Донецкой и Луганской Народных Республик и было мне тепло от того, что, видимо, читают меня большие люди. Потому что озвучивают они те же вещи, о которых я говорю и пишу последние восемь лет. <…> Что установленная блокада подорвала экономические возможности республик. Что в цент­ре Европы уже восемь лет продолжается гуманитарная катастрофа. Что за это время люди в некоторых районах научились жить в подвалах. Не спускаться в них время от времени, а жить постоянно. Что в постоянной опасности живут, в том числе сотни тысяч российских граждан»15 [здесь и далее курсив наш. – П.Г.].

В публикациях февраля 2022 г. Е. Под­дубный также активно использовал анафору, синтаксический параллелизм и парцелля­цию с целью определения аргументов в пользу выбранной РФ стратегии на террито­рии ЛНР и ДНР: «Восемь лет Киев воевал с Россией. Ожесточенно, официально, с ненавистью. Через восемь лет Россия изволила явиться на войну, и тут раздался крик: “А нас за що?” А есть за что. За то, что вколачивали в землю детей Донбасса, за то, что предали могилы своих отцов и дедов, за то, что скакали с кривыми лицами и дурниной кричали, что нет у вас братьев. За то, что во влажных своих мечтах гоняли на Abrams по Красной площади, за то, что вообще стали полигоном для всех врагов моей Родины»16.

В текстах всех военкоров за анализируемый период прослеживается синтаксический параллелизм и повтор словосочетания «восемь лет»: в текстах Александра Коца – 43 раза; Евгения Поддубного – 27 раз; Александра Сладкова – 14 раз. С его помощью военкоры подчеркивают, как долго длятся военные действия, которые также ассоциируются с бесконечными страдания­ми и смертями мирных жителей. Также журналисты используют словосочетание для убеждения в необходимости защищать российское население, в том числе на территории ЛНР и ДНР.

Александр Коц: «Что украинская армия восемь лет безнаказанно убивает мирных жителей Донбасса с молчаливого согласия своих западных партнеров»17; «…Некогда престижный дачный район областного цент­ра превратился в синоним смертельной угрозы, которая все эти восемь лет собирала свою жатву – жизнями мирных жителей Донбасса»18.

Евгений Поддубный: «Восемь лет Киев воевал с Россией. Ожесточённо, официально, с ненавистью. Через восемь лет Россия изволила явиться на войну, и тут раздался крик: “А нас за що?” А есть за что»19; «У ВСУ нет шансов, и вопрос капитуляции – это лишь вопрос времени, и даже не месяцев – дней. И бьют их пацаны, которые восемь лет провели в окопах, – им просто дали добро и немного помогли. Они терпели и просили о помощи восемь лет»20.

Александр Сладков: «Против России 40 го­сударств. Нас душат экономически, нас шельмуют и топят, создавая образ монстра. А вы, убившие 14000 человек за восемь лет агрессии в Донбассе, – просто душки»21; «Были у нас тут ОБСЕшники, восемь лет ходили с блокнотиками между трупов горожан, лопотали что-то на английском. И хоть какая-то <…> польза была? – Нет»22.

Основной массив текстов после объявления в РФ частичной мобилизации имеет информационно-патриотическую направленность: корреспонденты объясняют суть мобилизации, комментируют негативные реакции на организационные ошибки, пуб­ликуют тексты с призывом помогать в защите территорий и суверенитета России. «Частичная мобилизация ожидаемо началась с проблемами. Ожидаемо. Последний раз наша страна ее проводила в годы ВОВ. <…> Но я уверен, что страна справится. Мы все справимся. Я пишу это под звуки артиллерийских ударов. Братцы, те, кто сейчас находится в военкоматах, в учебках. Мы здесь вас ждем. Мы обязаны победить»23 (парцелляция, метонимия и повтор).

«Мобилизация объявляется не от хорошей жизни. Надо признать, что для поставленных целей сегодняшней группировки недостаточно. Бои для нас перешли в оборонительную фазу, когда продвижения вперед практически нет. <…> теперь не может быть вопросов, за чью землю мы там воюем. За свою. И никаких иллюзий быть не можем. Если уступим хоть пядь, они не остановятся. Ни на Донбассе, ни на Крыме. Отступать больше некуда, слабости нам уже никто не простит. Чтобы понять, чем это чревато, доста­точно посмотреть на Ирак или Ливию»24 (намек, парцелляция, метонимия).

«Посмотри на этот город, деревню и пред­ставь свою родную улицу. Она может стать такой. И по ней также будут ходить твои родные, изредка вылезая из подвалов. Это твоя земля. Она была таковой и до рефе­рендума, но теперь – и юридически. <…> Если сегодня ты, все мы не выстоим против этого натовского кулака, завтра он сомнет уже не Донбасс, а Крым, Белгород, Курск. <…> Это новая реальность, которую сложно принять сразу, но бессмысленно отрицать»25 (параллелизм, парцелляция, метонимия, метафора и гипербола).

 

Выводы

В статье были проанализированы языко­вые средства выразительности в публикациях в телеграм-каналах военных коррес­пондентов – профессиональных журналистов Евгения Поддубного, Александра Сладкова и Александра Коца. Все средства выразительности можно разделить на условные категории по цели использования: информирование, мотивирование и убеждение.

Среди наиболее часто используемых – метафора, ирония, риторический вопрос, повтор, парцелляция и намек. Эти приемы позволяют журналистам – военным корреспондентам создавать эмоционально насыщенные и запоминающиеся образы, кото­рые привлекают внимание и вызывают живой отклик у аудитории, что доказывает­ся высокой востребованностью данных телеграм-каналов.

 

Примечания

    1 Телеграм-канал «Поддубный |Z|О|V| edition». Режим доступа: https://t.me/epoddubny

    2 Телеграм-канал «Сладков+». Режим доступа: https://t.me/Sladkov_plus

    3 Телеграм-канал Kotsnews. Режим доступа: https://t.me/sashakots

    4 Евгений Поддубный. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tags/person/evgenii_poddubnyi.shtml (дата обращения: 09.10.2023).

    5 Поддубный |Z|О|V| edition / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@epoddubny/stat (дата обращения: 22.11.2023).

    6 Александр Сладков. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tags/person/aleksandr_sladkov.shtml (дата обращения: 09.10.2023).

    7 Сладков+ / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@Sladkov_plus/stat (дата обращения: 22.11.2023).

    8 Александр Коц. Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/author/133/ (дата обращения: 09.10.2023).

    9 Kotsnews / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@sashakots/stat (дата обращения: 22.11.2023).

    10 Обращение Президента Российской Федерации. 2022. Февр., 24. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 23.10.2023).

    11 Минобороны РФ опровергло данные Киева о массовых убийствах в Буче. Режим доступа: https://radiosputnik.ria.ru/20220403/minoborony-1781557929.html (дата обращения: 23.10.2023).

    12 Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении час­тичной мобилизации в Российской Федерации». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001 (дата обращения: 23.10.2023).

    13 Кошкин В. Чтобы сохранить жизни солдат и боеспособность группировки, Мин­обороны решило отвести войска на левый берег Днепра // Российская газета. 2022. Ноябрь, 09. Режим доступа: https://rg.ru/2022/11/09/chtoby-sohranit-zhizni-soldat-i-boesposobnost-gruppirovki-minoborony-reshilo-otvesti-vojska-na-levyj-bereg-dnepra.html (дата обращения: 23.10.2023).

    14 Украинские боевики в новогоднюю ночь начали обстреливать Донецк и Макеевку / РИА Новости. 2023. Янв., 01. Режим доступа: https://ria.ru/20230101/obstrel-1842678714.html (дата обращения: 23.10.2023).

    15 Режим доступа: https://t.me/sashakots/28954 (дата обращения: 26.12.2023).

    16 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/8094 (дата обращения: 26.12.2023).

    17 Режим доступа: https://t.me/sashakots/28954 (дата обращения: 26.12.2023).

    18 Режим доступа: https://t.me/sashakots/34914 (дата обращения: 26.12.2023).

    19 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/8094 (дата обращения: 26.01.2023).

    20 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/8170 (дата обращения: 26.01.2023).

    21 Режим доступа: https://t.me/Sladkov_plus/5457 (дата обращения: 26.01.2023).

    22 Режим доступа: https://t.me/Sladkov_plus/7495 (дата обращения: 26.01.2023). (дата обращения: 26.01.2023).

    23 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/12523 (дата обращения: 26.01.2023).

    24 Режим доступа: https://t.me/sashakots/35835 (дата обращения: 26.01.2023).

    25 Режим доступа: https://t.me/sashakots/36071 (дата обращения: 26.01.2023).

 

Библиография

Александрова О.В., Мухортов Д.С. О некоторых разновидностях подтекста в современном политическом дискурсе // Вестн. РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. №4. Ч. 3. С. 415–424. DOI: 10.28995/2686-7249-2022-4-415-424

Балахонская Л.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учеб. пособие. ٤-е изд. М.: Флинта, 2019.

Бородянская Е.А. Использование тропов для речевого воздействия в информационных программах современного телевидения // Филологические науки. Вопросы тео­рии и практики. 2019. № 4. С. 231–235. DOI: 10.30853/filnauki.2019.4.48

Кулажко С.А. Специфика использования военных метафор в текстах СМИ // Меди@льманах. 2018. № 6. С. 118–125. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2018.118125

Никитина А.П. Примеры речевого воздействия в языке СМИ // Трибуна ученого. 2022. № 6. С. 416–423.

Сон Л.П. Тактики речевого воздействия: использование тропов (на материале испанского публицистического текста) // Казанская наука. 2020. № 12. С. 192–196.

Сухарева О.Э. Западная риторическая традиция и проблема убедительности монолога (на материале публичной речи): автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2010.

Berning N. (2011) Narrative Journalism in the Age of the Internet: New Ways to Create Authenticity in Online Literary Reportages. Textpraxis 3. Режим доступа: http://www.uni-muenster.de/textpraxis/nora-berning-narrative-journalism-in-the-age-of-the-internet (дата обращения: 22.11.2023).

Дата поступления в редакцию: 04.03.2024
Дата публикации: 20.04.2024