Ссылка для цитирования: Меликова И.А., Герасимова А.В. Освещение вопросов воспитания и образования детей в журнале «Друг женщин» // Меди@льманах. 2024. № 2 (121). С. 44−54. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.4454
УДК 316.614-053.2:070(470)"188"
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.4454
EDN: PAVBPJ
© Меликова Ирина Александровна
доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), isurnina1983@mail.ru
© Герасимова Анна Владимировна
соискатель кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), ganechka@inbox.ru
Периодические издания России XVIII–XIX вв. изучены весьма неравномерно. В первую очередь исследователи обращались к революционно-демократическим изданиям позапрошлого века, таким как «Современник» Н.А. Некрасова, «Русское слово» Г.Е. Благосветлова или «Отечественные записки» (в разных редакциях). Это логично, ведь на страницах журналов активно обсуждались вопросы, связанные с крепостным правом, реформами. Однако узконаправленные издания (деловые, спортивные и т.п.) долгое время оставались в тени. К их числу относятся журналы для женщин, несмотря на то что женский вопрос (женское образование, женский труд, семейный уклад и роль женщины в браке) был весьма актуальным в XIX в.
Журнал «Друг женщин», издаваемый М. Богуславской в 1882–1884 гг. также привлекал внимание исследователей лишь частично. Детального разбора содержания журнала не было до настоящего времени. При этом стоит отметить диссертации Е.Ю. Коломийцевой (2008) и Д.А. Пустарнаковой (2013), а также статью Д.А. Масалкиной (2011). Подчеркнем, что все упомянутые исследователи придерживаются похожей точки зрения на журнал «Друг женщин» и его значение, обращая внимание на религиозную направленность периодического издания. Одной из центральных тем в этом журнале стала проблема детства.
В № 1 журнала «Друг женщин» за 1882 г. в слове от редакции М. Богуславская выделяет вопросы воспитания как приоритетные для обсуждения в женском издании. Но первые статьи на эту тему появляются только в № 4 того же года. Среди них перевод с французского «Разумного воспитания» Поля Сурио1.
Примечательна статья А. К–ной «О влиянии ласки на воспитание детей (из наблюдений матери-воспитательницы)»2. Статья посвящена семейному воспитанию, а именно – отношениям между матерью и ребенком. В материале осуждается строгость в воспитании детей. Наказания полностью не отрицаются, но при этом указывается, что они должны быть умеренными: «Поэтому всякая, даже вполне заслуженная и логически необходимая кара, как, например, лишение злого и буйного мальчика общества его товарищей, удаление из общей комнаты ребенка, нарочно беспокоящего присутствующих криком и шумом и т.д., должна быть применяема взрослыми без резкости, без гнева, а кротко, хотя и твердо, неуклонно и последовательного. И без того всякое наказание вызывает в малютке раздражение и недовольство: при отсутствии же в воспитателе сдержанности этот протест легко может превратиться в озлобление и упорство»3.
Публикуются переводные статьи, иллюстрирующие современный опыт в организации воспитания и обучения детей. В №8 1882 г. вышла статья «Понятие о дисциплине»4. В ней поднимается проблема установления дисциплины в коллективе учеников. Описываются два подхода к ее решению: понуждение с целью безусловного повиновения и разумное отношение, включающее личный пример воспитателя. Предпочтение отдается второму подходу. Ученики должны научиться самостоятельно поддерживать порядок во время обучения, пользуясь своей силой воли и осознавая чувство собственного достоинства. Для этого предлагается воспитывать в них доброе начало личным примером. Таким образом в журнале публиковался современный взгляд на педагогику, пропагандировались гуманные способы воспитания детей.
Тема воспитания детей поднимается в статье Л. Александровой «Заметки о воспитании», опубликованной в №4 за 1883 г. В ней автор замечает, что роль школы в воспитании детей важна, но школьная система несовершенна и не может в полной мере отвечать за развитие в детях твердости характера, правдивости, гуманного отношения к людям и других положительных качеств. За это несут ответственность родители. Автор статьи дает рекомендации родителям по воспитанию детей, советует придерживаться «одного, весьма простого, правила, которое не многим приходит в голову, но которое весьма важно и должно бы служить основою воспитания. Правило это следующее: к ребенку мы должны всегда относиться как к равному нам <…>; не стараться снизойти до него, но поднять его до себя. Это, однако, не значит, что в ребенке нужно заглушать его детские инстинкты и сделать из него преждевременно взрослого. Нужно только откинуть присущую взрослым страсть к деспотизму относительно детей и перестать смотреть на ребенка как на существо, низшее нас, потому только, что он слабее нас. Нужно помнить, что и он, быть может, носитель великих человеческих достоинств и лучше взрослого потому уже, что еще не успел развратиться. Ребенку следует выказывать доверие и приучать его к сознанию своих прав, но в то же время вести себя с ним так, чтобы он понял, что надо уважать права других»5.
Л. Александрова советует, как нужно бороться с детской привычкой лгать. Во-первых, не читать рассказы и истории о лгунах, даже если они поучительные. Во-вторых, даже в мелочах не лгать самим родителям. В-третьих, понять причину лжи и поставить ребенка в такое положение, чтобы ложь стала ему не нужна: «И в самом деле, какие дети лгут более всего? Именно те, родители которых стесняют самые законные их потребности. Дети лгут вовсе не из любви к самой лжи, а из страха или вообще без видимой нужды. Устранить эти причины – значит отучить детей ото лжи»6 .
Детям, склонным к преувеличениям, фантазерам автор советует предлагать сочинять рассказы и сказки, пересказывать или записывать их и тем самым направлять к более осознанным действиям, к полезной деятельности.
Тема подбора литературы для чтения детям затронута в № 10 за 1883 г. в рубрике «Библиография». В этом номере дается подробный перевод-пересказ немецкой статьи «Путеводитель по молодежной литературе для родителей, педагогов и библиотекарей Дитриха Тедена»7 . В ней отмечается, что современная детская литература в большинстве своем низкого качества. В статье анализируется, какой должна быть книга, предназначенная для детей и юношества. Автор считает, что такая книга должна быть «нравственно-чистой (sittlich rein)»8. Литературные произведения, в которых положительные герои и героини заслуживают своими хорошими поступками поощрение от родителей в виде угощения, «от начальников – почести и мест, а от Бога – всевозможных земных благ»9, нужно изъять из употребления. Не стоит давать детям книги, наполненные высоконравственными мыслями, цитатами и изречениями, «они недоступны для детского понимания, наводят на них скуку и чаще всего приводят к прямо противоположным результатам»10. Также книга не должна быть религиозна. Луше всего подходят для чтения научные книги (биографии, землеописания, книги по естествознанию, искусству, технике). При подборе книги нужно ориентироваться на возраст читателя. При этом, по мнению автора (и на этом акцентирует внимание переводчик), детям старше десяти лет уже малоинтересны книги про детей, их уже в большей степени привлекает жизнь взрослых.
В статье «Поправимое зло» Л...вой11 (№1. 1883 г.) приводятся рассуждения автора о том, насколько правильно организовано обучение детей в гимназиях. Дается негативная оценка отсутствию питания в учебных заведениях, недостаточной двигательной активности учащихся, уровню преподавания и системы проверки знаний. Высказывается мнение о необходимости изменения всего процесса обучения: «Все это зубренье уроков длинными вечерами, ответы слово в слово учителю, эти экзамены залпом – отжили свое. Пора создать новый метод; пора удалить из обучения всякий мучительный элемент; пора обратить внимание на физическое развитие гимназисток в стенах гимназий и затем уже стараться питать их умственной пищей, более значительной не по количеству, а по качеству»12.
В отчете о съездах учителей и учительниц в Санкт-Петербурге и Бердянске в апреле 1883 г., опубликованном в №7 за 1883 г., представлено краткое содержание тем выступлений по вопросам усовершенствования образовательного процесса в школах.
В Санкт-Петербурге были названы следующие предложения:
1) о необходимости изучения физических явлений в начальной школе и применения наглядного и опытного методов преподавания;
2) о новом способе освещения классных комнат с целью более равномерного распределения света;
3) о вопросах обучения ремеслам в народной школе, необходимости устройства летних курсов для ознакомления учителей и учительниц с ручными занятиями и ремеслами;
4) о необходимости создания приютов и общежитий при школах для детей, проживающих далеко от самих учреждений.
В Бердянске перечень вопросов был таким:
1) об организации вечерних повторительных школ для учившихся раньше и о программе преподавания как в этих школах, так и в начальных народных училищах;
2) об организации библиотек при начальных земских народных училищах Бердянского уезда;
3) о времени открытия учения в народных школах и возрасте поступающих в народные школы;
4) о времени производства поверочных и окончательных испытаний учащихся;
5) о мерах к исправному посещению училищ;
6) о школьной дисциплине;
7) о бесплатной раздаче книг ученикам, оканчивающим курс;
8) о созыве участковых съездов народных учителей;
9) о школьном попечительстве;
10) о пенсионной кассе для учителей и учительниц;
11) о служебном положении учителей13.
Анонимная статья «Вопросы народной школы», опубликованная в №1 за 1884 г., описывает систему организации обучения в народных школах детей из низших слоев общества. При этом признается исключительная заслуга женщин-учителей в развитии такого рода школ, возникновения к ним доверия людей. Еще 20 лет назад во время появления народных школ чувствовался недостаток в педагогах, т.к. мужчин не устраивал низкий размер оплаты труда. Зачастую преподавателями становились люди с плохим образованием, рассматривающие педагогику только как способ заработка. Крестьяне сторонились школ, считали учение лишним. Только когда возможность работать в школе получили женщины, ситуация изменилась: «Теперь в большинстве школ преподавательницами являются женщины, окончившие курс гимназий, семинарий, даже женщины с высшим образованием. Их загнала в глушь, в деревню, не нужда, не необходимость заработка, а горячее желание приносить пользу народу. С редким самоотвержением и любовью к делу идут они передавать свои знания народу, идут на невозможную материальную обстановку, ничем не защищенные от грубых оскорблений, встречая недоверие со стороны крестьян и отсутствие поддержки со стороны общества. Но их скромная, безвестная работа в короткое время их деятельности дала уже благотворные результаты. Народные симпатии к школе уже завоеваны ими»14.
Далее в статье приводятся материалы съезда учительниц Земской учительской школы П.П. Максимовича в Твери, проходившего в августе 1883 г. На съезде присутствовало 96 учительниц. Среди участниц были жительницы не только Тверской губернии, но и Петербурга, Смоленской, Ярославской, Новгородской губерний. Одним из главных вопросов, обсуждаемых на съезде, был вопрос доверия людей к школе и ее влияния на детей. Высказано решение, что школа не должна оспаривать приоритетное право родителей на определение того, в каком направлении осуществлять обучение и воспитание их детей. Также участницы съезда выразили мнение, что в настоящее время из-за возросшего доверия крестьян, они охотнее отдают детей в школы, особенно мальчиков. Далее поднимается проблема охвата обучением девочек, указываются причины, по которым они зачастую его лишены. Среди таких причин главная – условия жизни: «Поступлению девочек в школу немало препятствует в иных местностях отдаленность школы, мальчика не опасно и зимой посылать в школу за несколько верст, мальчика и на квартиру легче устроить в ночлежном приюте»15. Таким образом, дальнее расположения школ – основное препятствие для обучения крестьянских детей, особенно девочек. Не всегда есть возможность обустроить помещение для ночлега обучающихся, организовать отопление (заготовить дрова), нанять повариху и закупить продукты.
Поскольку журнал рассчитан на женщин, заинтересованных получать новости о педагогических новшествах, в нем публикуются материалы об опыте образовательных учреждений за рубежом, много внимания уделяется тому, как устроено в других странах образование и воспитание девочек и девушек.
Так, в № 7 за 1882 г. представлена статья «К вопросу о женском воспитании» Н. Сытенко, которая представляет собой пересказ материала из американского журнала The Century (полное название – The Century Illustrated Monthly Magazine, ежемесячный журнал, выходивший в США в 1881–1930 гг. – И.М., А.Г.). Статья дает рекомендации по воспитанию девочек. Например, автор называет два обязательных направления воспитания: практическое приучение девочки к правильной оценке стоимости денег и разумному их расходованию; обучение ее такой работе, которая могла бы в случае крайности обеспечить ей существование. Интересно, что девочкам с 9–10 лет рекомендовано выделять деньги на определенные нужды (покупка ленточек, перчаток), а к 14–17 годам ежемесячно выдавать сумму, необходимую для покрытия всех личных расходов, «…предоставляя ей при этом полную свободу распоряжаться излишком, но отнюдь не дозволять передержек, не позволять выходить из нормы положенного жалованья. Никогда не следует пополнять недочетов, разве только в экстренных случаях. Пусть она сама почувствует последствия своего неразумия и ошибок»16. Таким образом девочкам предлагается получить опыт расходования денег, находясь еще под опекой родителей.
В №4 и №9 за 1883 г. публикуется очерк А. Боголюбовой17 «Народное образование в Соединенных Штатах в 60-х годах». В нем описывается система школьного образования в США, способы его финансирования, внешний вид и обустройство зданий школ, классных комнат, сам процесс обучения: «Учебный день длится в школах обыкновенно с 9 до 3 час., причем 1 час – с 12 до 1 ч. – назначается на отдых и завтрак. В это время занятия перемешиваются с уроками, во время которых ученики, под наблюдением учителя, “учат свои книжки” – учебники, а также приготовляют письменные работы. Нельзя не одобрить горячо такой системы, столь резко отличающейся от обычно практикуемого задавания уроков в младших классах на дом, увеличивающего учебный день ребенка до бесконечности»18.
Отдельно А. Боголюбова рассматривает особенности преподавания каждого учебного предмета. Например, при обучении чтению детей часто просят декламировать стихи и прозу, в особенности «речи, произнесенные некогда основателями республики, – речи, проникнутые горячим патриотизмом и любовью к свободе»19. Автор пишет о том, как учителя наказывают школьников за провинность: «Если и случаются здесь наказания, то такие, что они носят на себе характер неизбежного следствия проступка, но ни в коем случае не мести ребенку. Невыполнение заданного урока ведет за собой, напр., оставление на лишний час в школе для его приготовления и т.п.»20. Упоминается наличие вечерних школ для взрослых. Дается обзор результатов образования по итогам обучения детей: «Выходя из народной школы, американцы вполне бегло и выразительно читают, хорошо и скоро пишут на отечественном языке, умеют хорошо решать задачи практической арифметики; к этому присоединяется диалектическая ловкость, умение верно отыскать слабый пункт в доводах своего противника, уменье скоро подыскать правильное выражение; они знают историю своей страны во всех подробностях, все лица и главные факты, знают хорошо государственное устройство Соед. Штат. и устройство отдельных штатов»21.
Информация, содержащаяся в статье, очень интересна для педагогов, т.к. отражает разнообразие подходов к организации обучения детей, подробно описывает опыт воспитательно-образовательной работы в иностранном государстве.
В № 8 за 1883 г. в статье «Детские сады в Соединенных штатах» М. Луазильон (статья переведена с французского) дается описание организации детских садов в г. Бостоне, основанных Полиной Шов, дочерью профессора Агассиза. Воспитание в этих учреждениях строится по системе Фребеля, немецкого педагога, создателя понятия «детский сад». Эта теория была наиболее популярна в России. Публикуются выдержки из устава подобного дошкольного учреждения, наиболее важные факты, например: «Первый § устава гласит о том, что одна учительница может иметь на своем попечении не более 25 человек детей. Один предписывает принимать детей, по преимуществу, только бедных родителей, другой § строго запрещает телесные наказания и т.д. Содержание садов, то есть помещение, мебель и вообще все необходимые пособия, для применения системы Фребеля, безукоризненно. В некоторых садах имеются даже фортепиано. Занятия детей продолжаются от 9 до 12 утра. Всякое отдельное упражнение занимает собою не более 5–8 минут времени. Главное основание Фребелевской системы воспитания состоит, главным образом, в том, чтобы развить в детях соображение, мышление и умение наблюдать, сравнивать и находить связь и различие между предметами их окружающими. По этой системе детей учат прежде всего правильно говорить и излагать свои мысли. Обязанность учительниц, не считая ежедневных занятий с детьми, заключается еще в обязательном присутствовании на всех педагогических конференциях этого учреждения, и также они должны посещать бедные семейства тех детей, который находятся на их попечении, входить во все их нужды и стараться, по возможности, во всем помогать им»22.
Дается информация по оплате труда педагогам: «Вознаграждение, получаемое учительницами, простирается от 600 до 700 долл. или 3000–3500 франков в год» (875 р., считая по 25 коп. франк. – И.М., А.Г.)23.
В этой же статье приведен краткий обзор организации дошкольного образования в г. Сен-Луи, где детские сады находятся под управлением городских властей и работают в одной системе со школами: «Различные детские занятия, как то: складывание, вышивание, плетение, рисование, распределены так систематично и разумно и по силам каждого, что переход самых занятий от легких к более трудным совершается почти незаметно. В программу занятий входят гимнастика и пение. Все комнаты, занимаемые детьми во время классных занятий, украшены различными изделиями детских рук»24.
Вопрос совместного обучения девочек и мальчиков, женщин и мужчин обсуждается в журнале с точки зрения зарубежного опыта. В статье М. Горбуновой «Женский труд и профессиональное образование»25 приводится пример организации образования в Великобритании, где нет деления школ на женские и мужские. Автор объясняет это тем, что учреждения, специализирующиеся на образовании для женщин, не дают им того уровня знаний и умений, который требуется в условиях современной жизни: «Одинаковое воспитание и одинаковые образовательные заведения дадут им возможность ответить на запросы жизни и идти по тому же пути, по какому идут их сверстники мужчины»26. По мнению автора, объединение мужских и женских школ должно помочь женщинам в достижении равноправия при трудоустройстве и определении уровня оплаты труда.
В статье автор перечисляет отрасли, в которых могут работать женщины, получив профессиональное образование в Великобритании27:
1) бухгалтерия;
2) техническое рисование;
3) портняжное, белошвейное мастерство, разные рукоделия;
4) гравирование и резьба по дереву;
5) рисование по фарфору, кости, шелку, дереву и т.п.;
6) книгопечатание и типографское дело;
7) кулинарное искусство;
8) почтовая и телеграфная служба.
Достаточно много информации дано о работе ассоциаций и разнообразных обществ, добивающихся организации специальных профессиональных курсов и школ для женщин.
Автор описывает отношение англичан к общему образованию: «Везде у них господствует принцип, общее образование прежде всего, человек без общего образования не может быть хорошим, интеллигентным рабочим, не может отвечать тем требованиям, какие, при настоящем совершенстве машин, лишающих человека необходимости применять грубую, физическую силу к работе, предъявляются рабочему. И на основании этого всевозможные учреждения, предназначенные поднять умственный уровень рабочего, возникают тысячами; открываются даровые библиотеки (free lilrary), заведения для отдыха рабочих, снабженные читальнями и дешевыми закусочными; ученые, светила науки, читают лекции по различным отраслям науки, литературы этим же рабочим и проливают новый свет в эту среду»28.
Как и в других статьях о зарубежном опыте, в статье «Вопрос о совместном обучении лиц обоего пола в Америке» М. Горбуновой, опубликованной в № 2 за 1884 г., через освещение достижений и трудностей при осуществлении совместного образования в иностранном государстве косвенно ставится подобная проблема в России. Упоминается, что в США все еще есть школы, где дети учатся раздельно. Перечисляются причины, которые называет руководство в качестве основополагающих для сохранения подобного устройства организации образовательного процесса: «…из консерватизма; потому что это лучше; потому что можно поддержать лучшую дисциплину; потому что население предпочитает отдельные школы; потому что у них никогда не было смешанных школ; потому что у них никогда не поднимался вопрос о смешанных школах и т.п.»29. Можно заметить, что М. Горбунова намеренно выделяет наиболее слабые аргументы курсивом, говорит, что они носят «неопределенный характер». Им противопоставляются причины других учреждений, выбравших путь совместного обучения: «…потому что это естественно, т.е. соответствует обыкновенному строю семьи и общества; <…> потому что это согласуется с обычаем, т.е. с привычками обыденной жизни и с законами государства, <…> потому что это беспристрастно и справедливо по отношению обоих полов; <…> это дешевле, полезно, удобно, это дало хорошие результаты и т.п.»30. В результате прочтения статьи становится понятен прогрессивный взгляд автора и редакции на совместное обучение мальчиков и девочек в школе, на необходимость образования для девочек в принципе.
Статьи, описывающие опыт образовательной деятельности в иностранных государствах, были очень важны, т.к. позволяли почерпнуть различные новые идеи и знания и перенести их в российскую жизнь. Журнал «Друг женщин» активно публиковал такие статьи, и в этом состоит его большая заслуга. Освещая опыт других стран в организации образования для детей, в частности для девочек, М. Богуславская как будто предлагает перенять этот опыт, взять лучшее и применить его в России.
В отделе «Судебная хроника» в №6 за 1883 г. ставится проблема правового бесправия незаконнорожденных детей: «Часто гибнут они в момент своего рождения, которое всегда почти происходит скрытно, без всяких предохранительных мер и нередко при бессознательном состоянии матери; часто последняя, особенно если она принадлежит обездоленному, неимущему классу, умышленно убивает свое, едва успевшее только вздохнуть, незаконное дитя, чтобы самой не слышать попреков, а ему, бесправному ребенку, не мыкаться среди людей; иногда незаконных “подкидывают” преимущественно к богатым, рассчитывая на их милость и человеколюбие, а то – отдают на постоянный прокорм обыкновенно в деревни, где самим хозяевам есть нечего; иногда же просто бросают их где-нибудь в канаве, в лесу, вообще – на произвол судьбы; здесь они гибнут и от холода, и от голода, и только не многих, очень не многих, спасает неимоверный случай»31.
В № 9 за 1883 г. в статье «Положение незаконнорожденных по русскому законодательству» С. Филатова ставится проблема несовершенства действующих в России гражданских законов. Высказывается призыв согласовать «требования справедливости, громко говорящие за более человечное отношение к незаконнорожденным, с формальными требованиями права, иногда диктующим совершенно другое»32.
Перечисляются все негативные стороны законодательства. Так, все незаконнорожденные дети зачисляются в податные сословия, независимо от того, к какому сословию принадлежали его родители. Эти дети не имеют права наследования ни после смерти матери, ни после смерти отца. Если мать умирает в родах, то ребенок «не имеет права ни на кров, под которым родился, ни на пропитание из оставшихся после матери средств, – все это переходит в руки, быть может, далеких, но зато законных наследников»33. Запрещается передача прав незаконнорожденным детям в виде усыновления отцом. Дворянам усыновление своих же детей строго запрещено. Не признаются законными дети даже через последующий брак их родителей. Небольшое послабление касается купцов: «…наше законодательство хотя прямо и не разрешает усыновлять своего незаконного ребенка, но, с другой стороны, дозволяя усыновление подкидышей, приемышей, непомнящих родства, оно, под прикрытием этих названий, допускает усыновление и собственных незаконнорожденных детей…»34. Крестьянам и мещанам усыновлять своих детей можно, это осуществляется припиской их к своей семье. С. Филатов заключает, что такое несоответствие требований закона к разным слоям общества неправильно.
Автор пишет, что по закону содержать ребенка обязана его мать. Исключение делается только при установленном факте изнасилования девушки, но не замужней женщины или вдовы. Осуждается то, что в законе нет пояснений о том, как именно, в каком размере и до какого возраста ребенка должно быть обеспечено содержание. Филатов утверждает, что за незаконнорожденным должно быть закреплено право на розыск отца и дает свои рекомендации по усовершенствованию законодательства, регулирующего права незаконнорожденных детей:
1) над несовершеннолетними незаконнорожденными должна быть учреждена обязательная опека;
2) должно быть допущено признание добровольное или принудительное;
3) необходимо узаконение через последующий брак родителей;
4) на отца и мать должны быть положены алиментарные обязанности, соразмерно их средствам;
5) незаконнорожденным должны быть предоставлены права наследственные;
6) должно быть предоставлено право на формальное имя отца и отменены законы, ограничивающие правосостояние незаконнорожденных35.
Опыт в попытках решения проблемы правового бесправия незаконнорожденных детей представлен и в публикациях на тему положения женщин в зарубежных государствах. Так, например, окончание цикла статьей «Положение женщины во Франции», опубликованное в №4 за 1884 г., затрагивает вопросы положения незаконнорожденных детей и их матерей. Указывается тот факт, что население Франции в последнее время сокращается, а число детоубийств и покинутых детей увеличивается. Причиной гибели детей автор считает невозможность морально и материально одинокой матери воспитывать своего незаконнорожденного ребенка. Чтобы решить эту проблему, предлагается привлечь отцов к ответственности, заставить оказывать материальную поддержку матерям. Для этого нужно изменить законодательство. Автор предлагает вотировать нижеследующий закон:
1) «девушке-матери ребенка предоставляется <право на иск.> против отца своего ребенка, если у нее имеется достаточно письменных и свидетельских показаний;
2) если признанный отец ребенка отказывается жениться на матери последнего, то он обязан уплатить ей за бесчестье и за все издержки;
3) женщина может объявить о своей беременности;
4) во время несовершеннолетия ребенка право вчинять иск принадлежит его матери или опекуну;
5) право иска против отца прекращается через шесть месяцев по достижении незаконнорожденным совершеннолетия;
6) девушка 25 л. не может вчинять иск против недостигшего 18 л. от роду;
7) за злонамеренный и лишенный основания иск женщина будет преследуема как за клевету;
8) ст. 340 гражданского кодекса, запрещающая искать отца, упраздняется»36.
Автор статьи отмечает, что у предложенного законопроекта много противников. Так, судьи и адвокаты противятся ему, потому что «им не хочется расставаться с привычными формулами, с усвоенной рутиной», а новый законопроект усложняет ведение юридических дел.
Статьи, посвященные проблеме детства, занимали особое место в журнале М. Богуславской «Друг женщин». В конце XIX в. уже назрело решение реформирования детского воспитания, образования, как мальчиков, так и девочек, особняком стояло обсуждение последствий для детей, рожденных вне брака. Просуществовав всего лишь два года, журнал смог занять особую позицию и сыграть серьезную роль в отстаивании прав не только женщин, но и детей.
1 Друг женщин. 1882. № 4. С. 57–61.
2 Там же. С. 61–64.
3 Там же. С. 64.
4 Заимствование из статьи De la Discipline Grimard (Revue pedagogique, Juin. 1882., в переводе А. Волковой).
5 Друг женщин. 1883. № 4. С. 113.
6 Там же. С. 116.
7 Führer durch die Iugendliteratur für Eltern, Erzieher und Bibliothekare von Dietrich Theden (Hamburg, 1883), перевод с нем. И.М.
8 Друг женщин. 1883. № 10. С. 120.
9 Там же.
10 Там же.
11 Согласно «Словарю псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» псевдоним «Л…ва» принадлежал Летковой Екатерине Павловне (Султановой – в замужестве). См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. Т. 2. М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1957. С. 100.
12 Друг женщин. 1883. № 1. С. 62.
13 Там же. № 7. С. 90.
14 Друг женщин. 1884. № 1. С. 75.
15 Там же. С. 81.
16 Друг женщин. 1882. № 7. С. 53.
17 Вероятно, А. Боголюбова – Боголюбова Анна Андреевна, педагог.
18 Друг женщин. 1883. № 9. С. 89.
19 Там же. С. 90.
20 Там же. С. 96.
21 Там же. С. 101.
22 Там же. № 8. С. 80–81.
23 Там же. С. 81.
24 Там же. С. 82.
25 Там же. № 12. С. 50–93.
26 Там же. С. 50.
27 Там же. С. 81.
28 Там же. С. 89.
29 Друг женщин. 1884. № 2. С. 77.
30 Там же.
31 Друг женщин. 1883. № 6. С. 87.
32 Там же. № 9. С. 64.
33 Там же. С. 71.
34 Там же.
35 Там же. С. 81.
36 Друг женщин. 1884. № 4. С. 80.
Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII–XIX веков: история развития и типологические особенности: дис. … д-ра филол. наук. Армавир, 2008.
Масалкина Д.А. «Друг женщины» (1882–1884): характерные особенности // Вестн. гуманит. образования. 2011. № 12. С. 16–19.
Пустарнакова Д.А. Отечественные общественно-политические женские журналы второй половины XIX – начала XX веков: дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2013.
Дата поступления в редакцию: 20.03.2024
Дата публикации: 20.04.2024