Архив



Особенности распространения фейков о вакцине от COVID-19 в китайских сетевых медиа



Ли Инин

Ссылка для цитирования: Ли Инин Особенности распространения фейков о вакцине от COVID-19 в китайских сетевых медиа // Меди@льманах. 2024. № 2 (121). С. 94−101. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.94101



УДК 351.774.7COVID19+616-036.21: 001. 102-021.111+004.77
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2024.94101
EDN: LCAVTN

© Ли Инин
аспирантка Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), yingyingli2701@outlook.com



Ключевые слова: вакцина от COVID-19, фейк, инфодемия, сетевые медиа, доверие к вакцине.



В статье рассмотрены особенности распространения фейков о вакцине против COVID-19 в китайских сетевых медиа, а также последствий восприятия недостоверной информации разными аудиториями. Составлена классификация по категориям фейков, проанализирована их тематическая направленность, текстовые характеристики и способы распространения.

 

Предпосылки исследования и его актуальность

5 мая 2023 г. генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) объявил, что пандемия COVID-19 больше не считается «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, вызывающей международную озабоченность»1. Однако инфодемия, сформировавшаяся во время пандемии коронавируса, может по-прежнему оказывать влияние на общественность. В пост­пандемическую эпоху сохраняется угроза возникновения нежелательных эффектов воздействия на общество разнонаправленной информации, особенно в период ЧС в виду резонанса значимости и неординарности процессов (Кондратьева, Игнатова, 2023; Новицкая, 2021). Феномен инфодемии, представляющий собой стремительное и неконтролируемое распространение необоснованной и ложной информации о кризисных событиях, усиливающей общественное беспокойство, активно исследуется в гуманитарном научном сообществе (Борхсениус, 2021; Землянский (a), 2021; Иванова, 2021). Фейковые новости изучаются как измененная форма информационной картины мира в кризисные периоды, такие как пандемия (Дорофеева, 2019; Vasilyeva, 2021). Не случайно ВОЗ была вынуждена выпустить информационный раздел «Мифы и ложные представления» и подготовить рекомендации для населения в связи c распространением нового коронавируса2.

Среди различных методов профилактики пандемий и борьбы с COVID-19 наиболее эффективным считается применение вакцинации (Wenping, Seoppo, Xueqiong, Ashok, 2023). Высказывания представителей ВОЗ о вреде отдельных вакцин и их ограниченном применении для населения вызвали новую волну обсуждений, распространяемых в ведущих мировых медиа, например, в публикации «ВОЗ пересматривает Рекомендации по вакцинации против COVID-19 для Omicron-Era»3.

11 августа 2020 г. Россия – первая в мире – зарегистрировала вакцину от коронавируса4. 31 декабря 2020 г. была выпущена первая китайская вакцина от COVID-19, разработанная China National Biotec Group (CNBG, контролируется Sinopharm). Эксперт по респираторным заболеваниям Чжун Наньшань заявил, что для формирования коллективного иммунитета национальный уровень вакцинации должен превысить 80%5. К 19 ноября 2021 г. в Китае завершена полная вакцинация 1,225 млрд человек, что составляет 76,3% от общей чис­ленности населения6. В России к 24 декабря 2021 г. 49,8% населения было привито одним компонентом вакцины, а 45,3 % – полностью7. По состоянию на 12 мая 2022 г., в мире было введено 11,7 млрд доз вакцины от COVID-19, и 65,4 % населения получило, по крайней мере, одну дозу вакцины8. Однако достаточного уровня вакцинации для создания коллективного иммунитета достигнуто не было, т.к. было подорвано доверие к официальной информации и безопасности вакцин. В постпандемическую эпоху появилась необходимость восстановить доверие общества к вакцинам.

Актуальность данного исследования обусловлена уникальностью коммуникативно-дискурсивного поля, сформировавшегося в период пандемии COVID-19, и его влиянием на «прагматические мотивы социального взаимодействия на глобальном уровне» (Зубкова, Денисова, Антипова, 2023: 113).

Цель исследования – изучить природу недостоверной информации о вакцине от COVID-19 и особенности ее распространения. Задачами исследования являются отбор публикаций о вакцине от COVID-19, анализ содержания фейков о вакцине и использование контент-анализа для объективного, систематического и количественного описания содержания коммуникации. Объект исследования – сетевые фейки о вакцине от COVID-19, проанализированные на китайских онлайн-платформах.

В качестве единиц счета используются ключевые слова «Вакцина от COVID-19» (新冠疫苗) в текстах, которые были опубликованы на общенациональной платформе по борьбе с фейками Piyao («опровержение сплетен») (中国互联网联合辟谣平台)9 и в ее официальном аккаунте в популярной соцсети Weibo (微博辟谣)10, запустившей функцию для борьбы с дезинформацией, позволяющую аккаунтам правительства и СМИ помечать определенный контент как недостоверный. Все анализируемые материалы вышли в свет с 31 декабря 2019 г., когда в Китае впервые появилась информация о пандемии COVID-19, по 31 декабря 2021 г. когда вакцина от COVID-19 была одобрена для продажи на рынке. В соответствии с критериями отбора информация, определяемая как фейки о вакцине от COVID-19, включена в выборку этого исследования. В общей сложности было отобрано 102 объекта.

В условиях чрезвычайных ситуаций сообщения СМИ играют жизненно важную роль в формировании общественного мнения и поддержании стабильности социальной среды. Во время пандемии COVID-19 и правдивая, и фейковая информация, связанная с пандемией, быстро и широко распространялась через сетевые медиа и другие онлайн-коммуникации. В феврале 2020 г. представители Всемирной организации здравоохранения охарактеризовали рост недостоверной и избыточной информации о вирусе как инфодемию (Zarocostas, 2020). Основным элементом инфодемии являются фейки, вызывающие недоверие к СМИ и панические реакции. В случае с пандемией инфодемия –это неквалифицированные медицинские советы, теории заговора и слухи о коронавирусе, не подтвержденные научными данными (Землянский (б), 2021). Отсутствие достоверной информации, а главное – эффективных факторов, способных пресечь распространение фейков, позволило наводнить мировое информационное пространство всевозможными фейковыми сообщениями о COVID-19 (Андрю­шина, 2022).

Понятие «фейк» охватывает разно­образные явления в медиасреде, включая поддельные тексты, фотографии, видео- или аудиозаписи, чаще всего с использованием интернет-ботов или фальшивых аккаунтов для накрутки лайков и позитивных комментариев11. Фейки являются информацией об определенных личностях, общественных событиях или явлениях, которая может быть полностью или частично выдуманной, но представленной в СМИ как достоверные журналистские материалы (Дорофеева, 2019). Китайские ученые определяют фейки как «неподтвержденные/ложные/необоснованные» новости (Лю, 2001: 291; Су, 2001: 6; Цай, 2008: 3). Фейк представляет собой специально сконструированную новость, событие или материал, содержащие ложную или искаженную информацию (Мудрая, 2016).

На основе собранных материалов о вакцине от COVID-19 был проведен контент-анализ; обобщены особенности распространения фейков о вакцине от COVID-19 в сетевых медиа (классификация фейков, привлечение аудитории и роль социальных связей в Сети).

 

Классификация фейков о вакцине от COVID-19

Безопасность вакцин от коронавируса. Из собранных данных половина сетевых фейков о вакцине касалась безопасности вакцин. Фейки, связанные с безопас­ностью вакцины от COVID-19, в основном преувеличивают побочные эффекты, которые возникают после применения вакцины. Согласно информации, опубликованной в Китае о клинических испытаниях, возможные побочные реакции после вакцинации в основном незначительны. Но порождение слухов часто мешает восприятию этой информации и провоцирует отрицание безопасности вакцин: например, «существует ряд неизвестных долгосрочных побочных реакций на вакцины»; «вакцинация увеличит риск прерывания беременности»; «вакцинация повлияет на половую функцию» и т.д.

Кроме того, сторонники антивакцинации утверждают, что вакцины провоцируют рост заболеваемости и смертности. Наиболее распространенный слух – «вакцина от COVID-19 будет представлять собой вакцину от рибонуклеиновой кислоты-мессенджера (мРНК), которая может изменять дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) людей, а затем превращать их в генетически модифицированных людей». Или: «наночастицы алюминиевого адъюванта в вакцине будут проникать через гематоэнцефалический барьер и вызывать повреждение головного мозга»; «вакцины содержат тяжелые металлы, которые видно на тепловизоре в аэропорту»; «вакцинация от COVID-19 пожилых людей с основными заболеваниями будет опасной для жизни»; «применение анестетиков после вакцинации привело к летальному исходу»; «некоторые люди в Чжэцзяне умирали после вакцинации» и т.д.

Эффективность и приемлемость вакцины от коронавируса. Примерно четверть фейков была связана с эффективностью и приемлемостью вакцины от COVID-19. Феномен иммунного выхода вируса вызвал снижение защитной способности вакцины, что также вызвало вопросы о ее эффективности. К примеру: «вирус мутировал, вакцина бесполезна»; «выпуск вакцины не занял много времени, и она ненадежна» и т.д. Наоборот, с января 2021 г., когда страны по всему миру активно пропагандировали вакцинацию людей, начали появляться преувеличенные высказывания об эффективности вакцин: «как только вакцина введена, в организме могут вырабатываться антитела»; «вакцина обладает противораковым действием» и т.д.

Политические мотивы. Распростране­ние ложной информации может преследовать определенные цели, такие как пропаганда определенной политической или идео­логической позиции, изменение мнения ауди­торией и вызов паники (Мудрая, 2016). Около 22% фейков о вакцинации от COVID-19 связаны со слухами и теориями заговора о вакцине от COVID-19. Некоторые западные страны используют вакцину в качестве предлога для внедрения политизированной дезинформации. В материалах The New York Times, ФБР и Минис­терства внутренней безопасности США китайские хакеры обвинялись в попытке украсть американские результаты исследования вакцины от COVID-19, что отражалось на международном общественном мнении, подрывало имидж Китая и повлияло на отношения между двумя странами.

 

Привлечение внимания аудитории

Апелляция к страху и смешивание правдивой и ложной информации. В распространении фейков в цифровой среде используются коммуникативные навыки для привлечения внимания аудитории и получения трафика. Как известно, фейки часто вызывают панику, депрессию и другие негативные эмоции (Бутырин, Захаркин, Самойленко, 2021), апеллируют к страху. Результаты первого эксперимента по «апелляции к страху» (Hovland, Janis, Kelley, 1953) показали, что этот способ оказывается более действенным, чем убеждение. СМИ, используя различные методы воздействия на социальное настроение граждан, нередко способствуют нагнетанию страха в обществе (Малькевич, 2018). Так, фейки о вакцине нередко вызывают у людей тревожность и напряжение. В названиях новостей часто используются такие слова, как «внимание», «осторожно», «инфекция». Например, в слухе о том, что «анестезия после вакцинации от коронавируса может привести к смерти», слово «осторожно» было включено в содержание и выделено красным цветом, чтобы привлечь внимание людей.

Фейки, которые основаны на смешивании правды и лжи, труднее отличить от реальности, что делает их эффективным средством дезинформации. К примеру, в китайском TikTok было распространено видео, в котором показывалось, что «студент, сделавший прививку, падает в обморок». Реальное место и время создавали иллюзию правдивости фейка.

«Авторитетные доказательства». В инфодемии важным фактором является обеспечение доступа к достоверной информации из авторитетных источников (Буркова, Бутовская, 2023). Когда официальные СМИ распространяют информацию о новой коронавирусной пневмонии, ими нередко заимствуется мнение экспертов и научные знания для ее подтверждения. Для того чтобы адаптироваться к коммуникационным особенностям медиа и быстрее завоевать внимание и доверие общественности, некоторые фейки, часто распространяемые с использованием имени известных экспертов в области медицины, манипулируют фактами и выделяют из контекста заявления о вакцинах, чтобы создать иллюзию достоверности (Лю, Ван, 2021). К примеру, фейк о том, что «директор Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний не рекомендует вакцинацию здоровым людям», широко распространился на TikTok в августе 2021 г., что вызвало страх аудитории перед вакцинацией. На самом деле, это была вырванная из контекста фраза из интервью, записанного в декабре 2020 г. Директор центра сказал, что «вакцины предназначены для здоровых людей, и если вакцина не обеспечивает 100% безопасности, мы не смеем рекомендовать ее здоровым людям»12. Так создатели дезинформации искажают высказывания, распространяя их без контекста, с измененной хронологией, и, чем более авторитетен источник, тем легче верить таким слухам.

 

Социальные связи

Исследователь М. Грановеттер разделил межличностные связи на сильные и слабые (Грановеттер, 2009). Сильные социальные связи возникают между членами семьи, друзьями, коллегами, которые чаще взаимо­действуют друг с другом и устанавливают между собой доверительные отношения. Как показало исследование, основными каналами распространения фейков о вакцине от COVID-19 в Китае являются Weibo, TikTok и WeChat – соцсеть с наиболее сильными социальными связями. Функции «добавить в друзья» и «проверка подлинности» помогают фильтровать доступ к контактам, создавая круг общения с высоким уровнем доверия. Наблюдения подтвердили, что в WeChat фейки о вакцине передавались через сообщения и групповые чаты, такие как рабочие группы, группы родственников и друзей и т.д. Под воздействием «групповой инфекции» пользователи одного круга склонны адаптировать и распространять фейковую информацию под влиянием психологии толпы (Колпаков, 2009). Так, мужчина, не желавший получать вакцину от COVID-19, на своей странице в WeChat распространял фейковые сообщения о вредных последствиях новой вакцины, утверждая, что «вакцина вызовет инфекции и увеличит смертность населения», что имело широкий резонанс.

 

Выводы

Пандемия COVID-19 закончилась, но инфодемия продолжает набирать обороты. Вакцинация считается наиболее эффективным средством предотвращения заболевания, но фейки в сетевых медиа подрывают доверие к ней, что серьезно влияет на уровень охвата населения в разных странах. Вначале мнение о вакцине было позитивным, но после появления фейков оно изменилось. Количество сетевых фейков постепенно увеличивается, дезинформация влияет на готовность людей к вакцинации, что затрудняет борьбу с коронавирусом.

Исследование выявило три основные темы фейков о вакцине от COVID-19: безо­пасность, связанную с вакциной от коронавируса; эффективность и приемлемость вакцины; политические мотивы. В общест­ве часто возникает недопонимание по этим вопросам, однако целенаправленная пропаганда, просвещение общества, в том числе с помощью СМИ, могут повысить доверие к вакцинации.

Распространяемые в медиа фейки способны повлиять на настроения в обществе, особенно, если они сопровождаются апелляцией к страху; смешивают правдивую и ложную информацию; ссылаются на так называемые «авторитетные источники»; не содержат данных из альтернативных источников.

Фейки активно распространяются в первую очередь в сетевых медиа с сильными социальными связями, таких как WeChat, и пользуются популярностью в онлайн-сообществах. Понимание существующей схемы создания и восприятия недостоверной информации, безусловно, поможет органам государственной власти выработать эффективные стратегии борьбы с фейками, а также в сотрудничестве со СМИ повысить медицинскую грамотность населения и создать надежные источники информации, в том числе путем выявления дезинформации. Анализ опыта Китайской Народной Рес­публики в управлении информацией о вакцинации позволит определить спектр возможных мер противодействия недостоверной информации, что важно для принятия в будущем в случаях эпидемий правильных решений.

 

Примечания

    1 Statement on the Fifteenth Meeting of the IHR Emergency Committee on the COVID-19 Pandemic (2023). World Health Organization, 05 May. Режим доступа: https://www.who.int/news/item/05-05-2023-statement-on-the-fifteenth-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-coronavirus-disease-(covid-19)-pandemic (дата обращения: 05.05.2023).

    2 Рекомендации ВОЗ для населения в связи с распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления / Всемирная организация здравоохранения. 2022. Янв., 19. Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters (дата обращения: 19.01.2024).

    3 WHO Revises COVID-19 Vaccine Recommendations for Omicron-Era (2023). U.S. News & World Report, 28 March. Режим доступа: https://www.usnews.com/news/world/articles/2023-03-28/who-changes-covid-vaccine-recommendations (дата обращения: 22.02.2024).

    4 Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса / ТАСС. 2020. Авг., 11. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9171179?ysclid=lsg1e1pvuc129573880 (дата обращения: 04.12.2023).

    5 Более 80% населения Китая могут получить коллективный иммунитет после вакцинации // Хуаньцюшибао. 2021. Авг., 20. Режим доступа: https://m.thepaper.cn/baijiahao_14135859 (дата обращения: 20.02.2024) (на кит. яз.).

    6 Вакцинацией от нового коронавируса в нашей стране охвачено 1, 225 млрд человек / Синьхуа. 2021. Ноябрь, 20. Режим доступа: http://www.news.cn/politics/2021-11/20/c_1128083263.htm (дата обращения: 04.12.2023) (на кит. яз.).

    7 Количество привитых от коронавируса в России на 24 декабря 2021 г. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20211228113846/https://gogov.ru/covid-v-stats/russia/21-12-24 (дата обращения: 24.12.2023).

    8 Coronavirus (COVID-19) Vaccinations. Режим доступа: https://ourworldindata.org/covid-vaccinations#citation (дата обращения: 12.05.2023).

    9 Режим доступа: https://www.piyao.org.cn/pysjk/frontsql.htm (дата обращения: 04.12.2023) (на кит. яз.).

    10 Режим доступа: https://www.weibo.com/weibopiyao?refer_flag=1001030101_&is_all=1&key_word=%E6%96%B0%E5%86%A0%E7%96%AB%E8%8B%97&is_ori=1&is_text=1&is_pic=1&is_video=1&is_music=1&is_forward=1&start_time=1577739600&end_time=1635714000 (дата обращения: 04.12.2023) (на кит. яз.).

    11 Клишин И. Максимальный ретвит: фейк-пропаганда на новом уровне // Ведомости. 2014. Февр., 12. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/12/fejk-propaganda-na-novom-urovne (дата обращения: 08.04.2020).

    12 Заявление Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний о недавних ложных заявлениях о вакцинации в Интернете / Чжунго цзибин юйфан кунчжи чжунсинь. 2021. Авг., 05. Режим доступа: https://www.chinacdc.cn/yw_9324/202108/t20210805_232336.html (дата обращения: 04.12.2023) (на кит. яз.).

 

Библиография

Андрюшина Е.В. Infodemic as a Factor of Social Security and Anti-Infodemic Policy // Гос. управление. Электронный вестн. 2022. № 95. С. 53–63. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-53-63

Борхсениус А.В. Инфодемия: понятие, социальные и политические последствия, методы борьбы // Вестн. РУДН. Сер.: Государственное и муниципальное управление. 2021. Т. 8. № 1. С. 52–58. DOI: 10.22363/2312-8313-2021-8-1-52-58

Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Коронафобия, инфодемия и фейки во время COVID-19 // Сибирские исторические исследования. 2023. № 2. С. 55–75. DOI: 10.17223/2312461X/40/3

Бутырин Д.А., Захаркин Р.А., Самойленко П.Ю. Фейки в Российской медиасреде в период распространения коронавируса COVID-19 // Вестн. Кабардино-Балкарского гос. ун-та: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. Т. 1. № 1. C. 44–64. DOI: 10.24334/KBSU.2021.1.1.004

Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31–50.

Дорофеева В.В. Фейковые новости в современном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4. С. 774–786. DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(4).774-786

Землянский А.В. (а) Причины возникновения инфодемии: сравнительный анализ освещения эпидемии SARS и пандемии COVID-19 // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 3. C. 570–579. DOI: 10.22363/2312-9220-2021-26-3-570-579

Землянский А.В. (б) Инфодемия: генезис и морфология явления // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2021. № 4. С. 111–114.

Зубкова О.С., Денисова Г.В., Антипова А.С. Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19 // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18. № 4. С. 113–122. DOI: 10.11621/npj.2023.0410

Иванова С.В. Инфодемия в зеркале журналистики // Наука и школа. 2021. № 2. С. 60–65. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-60-65

Колпаков Е.А. Информационное общество как «Общество, основанное на рекламе» // Социология власти. 2009. № 4. С. 82–85.

Кондратьева О.Н., Игнатова Ю.С. Инфодемия: становление нового медиаконцепта // Медиалингвистика. 2023. T. 10. № 4. C. 497–521. DOI: 10.21638/spbu22.2023.404

Лю Цзинъяо, Ван Цзюэбинь. Создание иммунного барьера для преодоления «дорожных заграждений» фейков / Синьхуа Мэйжидяньсюнь. 2021. Апр., 13. Режим доступа: http://mrdx.cn/content/20210413/Page07DK.htm (дата обращения: 14.05.2023) (на кит. яз.).

Лю Цзяньмин. Общественное мнение. Пекин: Цинхуа Дяньши Чубаньшэ, 2001 (на кит. яз.).

Малькевич А.А. Влияние СМИ на социальное настроение населения в условиях геополитической напряженности // Стратегические коммуникации в современном мире: сб. мат. по результатам V и VI Международ. научн.-практ. конф., IV и V Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 757–764.

Мудрая И. Понятие «фейк» и его виды в СМИ // Теле- и радиожурналистика. 2016. Вып. 15. С. 184–188.

Новицкая Т.Е. Проблема дезинфодемии в контексте медиатизации глобальной пандемии COVID-19 // Философия и вызовы современности: к 90-летию Ин-та философии НАН Беларуси: мат. Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск): в 3 т. Т. 3. Минск: Четыре четверти, 2021. C. 83–86.

Су Пин. Фейки и современные программы обучения. Шанхай: Шанхай Юаньдун Чубаньшэ, 2001 (на кит. яз.).

Цай Цзин. Слухи: социальная коммуникация в тени. Пекин: Чжунго Гуанбо Дяньши Чубаньшэ, 2008 (на кит. яз.).

 

Hovland C., Janis I., Kelley H. (1953) Communication and Persuasion. New Haven, GT: Yale University Press.

Vasilyeva l.A. (2021) Myths – the Precursor of Fakes in the Modern Media Space. In: International Conference, Scientific Research of the SCO Countries: Synergy and Integration. Part 1: Participants’ Reports in English (Beijing, 04 August 2021). Beijing, PRC: Infinity Publ., pp. 79–85. DOI: 10.34660/INF.2021.13.57.010

Wenping G., Seppo P., Xueqiong W., Ashok A. (2023) SARS-CoV-2 Variants and COVID-19 Vaccines: Current Challenges and Future Strategies. International Reviews of Immunology 42 (6): 393–414.

Zarocostas J. (2020) How to Fight an Infodemic. Lancet, 29 February. Режим доступа: https://covid19communicationnetwork.org/wp-content/uploads/2020/04/how-to-fight-an-infodemic.pdf (дата обращения: 14.02.2024).

Дата поступления в редакцию: 15.03.2024
Дата публикации: 20.04.2024