Архив



Национальные медиа в условиях деглобализации: альтернативность опыта БРИКС



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. Национальные медиа в условиях деглобализации: альтернативность опыта БРИКС // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 8−16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.816



УДК 070+654.19+004.77-021.25:327.7(БРИКС)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.816
EDN: FDEQCU

© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru





Концепция медиасистемы, активно обсуждавшаяся в академическом дискурсе с момента выхода работ Д. Халлина и П. Манчини в 2004 и 2012 гг. (Hallin, Mancini, 2004; Hallin, Mancini (eds.), 2012), остается одной из тех конструкций, с помощью которой исследователи объясняют функционирование медиа в социуме. Медиасистема в теории рассматривается как вненациональный феномен современности, обладающий рядом общих объективных черт. Она является неотъемлемой частью системы общественных институтов, осуществляющей ряд специфических социальных функций по информированию, просвещению, интеграции, мобилизации, рекреации аудитории; интегральную информационно-коммуникационную медиаструктуру, выполняющую задачи по созданию, распространению и хранению определенного вида содержания (медиатекста) и предоставлению определенного вида услуг (медиауслуг); складывающуюся в процессе цифровой трансформации «экосистему ИТ — телекоммуникации — медиа» (Вартанова (ред.), 2024).

Однако в настоящее время появляется все больше понятийных альтернатив, которые нацелены на уточнение ее сущности в сложных условиях социального развития. В контексте общественной неопределеннос­ти и текучести (Bauman, 2005), усложнения геополитической обстановки (Huntington, 2016), становления и расширения новых геополитических объединений, прежде всего БРИКС (Садовничий, Акаев, Коротаев, Мальков, 2014), деглобализации (Паньков, 2010) очевидно, что медиа как важный общественный институт и как драйвер специфических процессов современности, например медиатизации (Hepp, 2013; Гуреева, 2018), нуждаются в теоретическом уточнении.

 

Изучение медиасистем: противостояние теоретических традиций

Понимание медиасистем, как, впрочем, и ключевой профессии этого института — журналистики, в академическом дискурсе традиционно было тесно связано, даже проистекало, из англо-американской концепции демократии, рынка, свободы индивидуума и его права на выражение собственного мнения (Christians, Glasser, McQuail, Nordenstreng et al., 2009). В числе ставших классическими работ — положившая начало традиции в 1956 г. книга Ф. Зиберта, Т. Петерсона, У. Шрамма (Siebert, Peterson, Schramm, 1956), монография Дж. Бламлер и М. Гуревича (Blumler, Gurevitch, 1995), упомянутые работы Д. Халлина и П. Манчини (Hallin, Mancini, 2004; Hallin, Mancini (eds.), 2012). Эта же концепция в 1990 гг. положила начало исследованию медиасистем в странах Центральной и Восточной Европы, где пали социалистические государства (Dobek-Ostrowska, Glowacki, Jakubowicz, Sukosd (eds.), 2010). В этих исследованиях были получены эмпирические подтверждения тесных связей между политикой и СМИ, что и признавалось главной и универсальной детерминантой медиасистемы. Частью этих научных изысканий стали и отечественные исследования, направленные на десоветизацию изучения медиасистем (Засурский, 2003).

На рубеже столетий концепции медиасистемы брошены серьезные теоретические вызовы, причем связано это было с уже вошедшими в общественную жизнь актуальными процессами.

Во-первых, это процесс глобализации, который все очевиднее стирал границы между государствами, национальными экономиками, культурами и идентичностями, что, соответственно, вело к глобализации информационно-коммуникационных технологий, формированию единого потока новостей и рынка развлекательного контента (Рантанен, 2004). И, несмотря на то, что даже для теоретиков глобализации сам процесс традиционно казался неоднородным и неравномерным, что заставляло называть его и ассиметричной глобализацией, и американизацией, именно он означал для медиа выход из национальных границ.

Во-вторых, это становление единой цифровой медиакоммуникационной среды, порожденное технологическим прогрессом, процессами цифровизации медиабизнеса и его конвергенции. В результате в этой новой среде исчезают границы между прежними отдельными сегментами медиабизнеса — прессой, радиовещанием, телевидением, информационными агентствами, сектором производителей аудио- и визуального содержания, распространителями, чью роль на себя все больше примеряет Интернет (Вартанова, 2022). Эта среда, по сути, преодолела не только индустриальные разграничения, но и территориальные границы современных государств и региональных блоков, превратив медиа в действительно наднациональное глобальное пространство. Особенно наглядно это иллюстрирует пример растущего влияния цифровых платформ, для которых не существует территориальных, временных и языковых границ.

Однако на рубеже 2010–2020 гг., в условиях пандемии COVID-19, Брекзита, возрастания геополитической напряженности, дискуссии о неразрывной связи процесса глобализации и развития медиа изменили свой характер, перейдя в плоскость академических сомнений.

Об этом свидетельствовал и новый виток в дискуссии о понятии «медиасистема», возникший к началу 2000 г., когда в первую очередь зарубежные исследователи призвали к его переосмыслению. Уже в середине 2010 гг. ряд авторов (Flew, Waisbord, 2015) высказались в защиту тесной связи медиа с национальным государством и его регулированием, что придавало медиа как социальному явлению по крайней мере двойственный характер — глобального и одновременно национального феномена. Тем самым, по мере теоретического развития термина «медиасистема» проявилось принятие как универсальной (общей для всех государств и национальных контекстов) ее природы, так и частной (страновой, национальной, этнической, культурной и т.п.).

При этом те тенденции, которые привели исследователей к пониманию наднациональной универсализации медиапроцессов — глобализация экономики и массовой (медиа)культуры, цифровизация бизнеса и общественной жизни, продемонстрировали при изучении медиасистем за пределами «западного мира» стремление к девестернизации и интернационализации медиатеории (Curran, Park (eds.), 2000; Thussu (ed.), 2009). Это стало особенно заметным в контексте «подъема остальных» — стремления государств, находившихся за пределами «Богатого Севера», к признанию и роста их влияния в международной политике (Thussu (ed.), 2009). Очевидно, что появление и динамика такого ключевого международного объединения, как БРИК, БРИКС, БРИКС+1, стало важнейшим стимулом для пересмотра баланса и значения универсальных и национальных факторов как в геополитике, так и в медиатеории (Nordenstreng, Thussu (eds.), 2015; Thussu, Nordenstreng (eds.), 2020).

Именно медиасистемы стран БРИКС в 2010–2020 гг. продемонстрировали, что во времена неопределенности, текучести, гибридности и разновекторного развития необходимо артикулирование национального фактора и понимания национальных культурных кодов в деятельности медиа.

Причиной возвращения к «национально-страновому фокусу» при анализе медиа является усиление воздействия ряда факторов, которые в условиях глобализации не только сохранили свое воздействие на функционирование медиа, но в отдельных случаях даже усилили его (см. табл.).

 

Таблица. Национально-страновые детерминанты медиасистемы

Факторы влияния

Содержание критерия

Географические

Размер территории, определяющий особенности национального мышления, стоимость технологий распространения

Законодательные

Правовые рамки для работы медиа

Экономические

Структура экономики, налоговая система, объем ВВП, финансовая система, размер национального рекламного рынка, уровень концентрации в медиаиндустрии, покупательная способность населения

Исторические

Общность идентичностей и соглашений в обществе, между сообществами и внутри них, отражаемая медиа

Культурные

Запрос на содержание, особенности медиапотребления аудитории,

мораль/этика как основа системы ценностей в СМИ,

воспроизводство этнических культур, поддержка языков, воздействие культурных кодов

Профессиональные

Наиболее популярные у аудитории форматы и жанры содержания, стиль изложения, роль новостных медиа, наиболее распространенные типы развлекательного контента

Источник: составлено автором.

 

Медиасистемы стран БРИКС в цифровой «глобальной деревне»

Страны БРИКС во многих аспектах своего существования, в том числе и с точки зрения функционирования медиа и журналистики, представляют собой менее изученные, чем западные, но более динамично развивающиеся общественные явления и процессы. Эта концепция, конечно, не ограничивает альтернативные или непохожие на западную, англосаксонскую, модель общества контексты. Достаточно вспомнить и концепцию возвышения «остальных стран» (the rise of the rest), которые в начале XXI в. рассматривались как еще одна группа по-иному растущих экономик, и более широкую концепцию «бедного Юга», анализировавшую множество проблем большинства стран Азии, Африки, Латинской Америки, в том числе информационного и цифрового неравенства (Jamil, Gladkova, 2021).

Характерные черты, объединяющие государства — члены БРИКС, далеко расположенные географически и разные по истории и современному устройству, можно считать общими и для широкого круга стран, которые в течение последних десятилетий претерпевают схожие социальные и экономические изменения (Садовничий, Акаев, Коротаев, Мальков, 2014; Модернизация и демократизация в странах БРИКС, 2015).

С одной стороны, страны БРИКС представляют собой альтернативные в отношении «Богатого Севера» (западного, англосаксонского мира) контексты, включающие наследие постколониализма и/или постсоциализма, сильные и самостоятельные национальные идентичности, зависимость от исторического пути, значительное социальное неравенство, бедность, многоэтничность и т.д. Стремясь к укреплению многополярного мира, страны-участницы ставят целью не только расширение глобальной политической повестки, но и формирование более полных и сбалансированных информационных потоков, которые адекватно репрезентировали бы их политику, культуру, повседневную жизнь (Вартанова (ред.), 2018).

С другой стороны, страны БРИКС в последние десятилетия стремятся сделать более справедливыми устоявшиеся правила в таких областях, как мировая торговля, цифровая коммерция, кибербезопасность, и — что важно для их медиасистем — право интеллектуальной собственности и мировой рынок контента.

Словом, на наших глазах происходит новая консолидация стран с целью укрепления многополярного мира. Этот процесс по-разному оценивается академическим сообществом — от признания его деглобализацией, реглобализацией до восприятия его как новой глобализации (Thussu, 2024). Очевидно, что, фиксируя данные геополитические реалии, мы особое внимание обращаем на актуализирующуюся роль факторов национальной природы, связанных или с самобытным прошлым государств, или с отличительными особенностями их современного положения (Вартанова (ред.), 2018).

Опыт стран БРИКС помогает найти актуальные подходы к концепции медиасистемы с учетом цифровых преобразований общества и медиа, сместить фокус внимания с устоявшихся взаимодействий с государством и его политическими и экономическими элитами на более динамичные современные среды — технологическую, культурную, повседневную. Важнейшие факторы, которые следует учитывать при сравнении медиасистем стран БРИКС с наиболее изученными и модельными для теоретических разработок медиасистемами США и Западной Европы, — это мощные и оригинальные культурные идентичности, опора на «мягкую силу» в неагрессивных форматах, прежде всего внутри страны (Ткачева, 2019, 2020).

Одним из важных проявлений самобытности медиаполитики в цифровую эпоху становится подход к цифровым коммуникациям с учетом целей национального развития. Это, правда, характерно только для сильных государств, входящих в БРИКС, — Китая, России. Здесь очевиден уклон в сторону протекционизма с целью защиты национальных отраслей ИТ, компьютерного программного производства, деятельности национальных цифровых платформ (Вартанова (ред.), 2018). Именно в этих странах роль государства в формировании медиаполитики, или, как это определяется в отечественном академическом дискурсе, государственной информационной политики, становится приоритетной — в обозначении как целей регулирования, так и инструментов реализации политики (Thussu, Nordenstreng (eds.), 2020).

В последние два десятилетия медиасистемы стран БРИКС находились в технологических и культурных условиях, заметно отличающихся от условий существования, развития и функционирования западных медиа. Первым свойственны такие ключевые характеристики, как:

  • экономический рост, стимулировавший потребление, что, в свою очередь, привело к развитию цифрового медиабизнеса, опирающегося на новые клиентские формы монетизации;
  • рост рекламного рынка как условие расширения медиаиндустрии;
  • сохранение относительной устойчивости традиционных медиаструктур, предполагающее модернизационный подход (рост тиражей печатных газет в Азии и Латинской Америке, сохранение телевидения в центре медиасистемы, а также значительное развитие телевизионного производства для внутреннего и международного использования) (Вартанова (ред.), 2019).

Нельзя не отметить и актуальные тенденции включения стран БРИКС в общемировые медиатренды, однако с определенной спецификой. С одной стороны, это заметный технологический скачок вперед, открыва­ющий новые социоэкономические возможности, новые рынки и новые информационно-коммуникационные пространства. С точки зрения медиасистемы это появление и широкое внедрение принципа «цифровое в первую очередь» (digital first), т.е. быстрая цифровизация медиапроизводства и медиапотребления (Вартанова (ред.), 2018). С другой стороны, сохранение цифрового неравенства как общая черта стран «Глобального Юга», усиление цифровых разрывов между регионами стран и поколениями пользователей. Особенно это заметно на примере Индии, ЮАР и Бразилии, где процент населения, пользующегося Интернетом ниже, чем у лидеров объединения.

И все же, если использовать известную метафору Г.М. Маклюэна (2003), цифровизация ускорила движение в сторону «глобальной деревни»: технологический прогресс, развитие средств связи и медиа еще больше «сжали» мир до состояния новой, а именно цифровой «глобальной деревни». В ней наблюдается стремительный рост и становление китайских и индийских корпораций — в том числе и медийных, а также цифровых платформ. В медиаиндустрии это проявляется через становление новых значимых центров производства развлекательного контента (Турция, Южная Корея, Индия, Латинская Америка).

Конечно, говорить о БРИКС как о монолитном объединении, особенно в условиях его расширения, невозможно. Более того, это международное сообщество неравномерно, негомогенно, обладает оно и внутренними противоречиями (например, взаимоотношения Китая и Индии). В государствах — членах БРИКС, при схожих темпах роста, — различные экономические потенциалы и масштабы деятельности, разнообразные профили и структуры экономики, финансовые системы, модели собственности. Здесь очевидны неодинаковое распределение богатства, социальная и политическая поляризация, вариативность политических систем, географических и демографических моделей (Вартанова (ред.), 2019).

При этом возможно заключить: разнородный опыт и непохожесть как самих стран БРИКС, так и их медиасистем с учетом тех индикаторов и вопросов, которые были сформулированы выше, подводит нас к одному общему выводу, сформулированному уже в результате работы по «девес­тер­низации» и «интернационализации» медиаисследований. Определяющей концепцию медиасистемы модели, основанной на взаимодействии «медиа — политика — общество — аудитория» в рамках таких западных постулатов, как демократия и свободный рынок (Вартанова, 2019: 102), брошен вызов. Культурные традиции, национальные особенности, языковое, конфессиональное, этническое разнообразие, альтернативные политические модели, цифровизация — все эти явления увеличивают число факторов влияния и значение национальных контекстов при изу­чении медиа. Примеры медиасистем стран БРИКС (и особенно БРИКС+) расширяют концептуальную основу и эмпирические проявления упомянутой модели, включая и новые факторы воздействия на СМИ, и новые конструкции самих медиасистем.

 

Выводы

Очевидно, что медиасистемы стран, входящих в сегодняшнее объеди­нение БРИКС+, сильно отличаются друг от друга в сравнительной перспективе, как и политические, экономические и культурные структуры и процессы. Однако уникальность их опыта следует использовать как основу дальнейшей концептуализации медиасистемы как сложного фактора, синтезирующего национальное и глобальное в ее функционировании.

Пример БРИКС+ показывает, что исторические и культурные корни многих современных государств зачастую противоречат процессу глобального культурного усреднения и неолиберальному повороту в мировой экономике. Это все очевиднее проявляется на примерах международных конфликтов, усиления напряженности в отношениях государств и политических международных блоков. Усилению напряженности способствуют информационно-психологические аспекты конфликтного противостоя­­ния, что вовлекает средства массовой информации и журналистику в конфликтогенные процессы современных международных отношений. Все это превращает национальные медиасистемы в важные узлы общественных противоречий и обращает внимание на них как на национально детерминированные пространства, отражающие логику медиа как универсального индустриально-коммуникационного поля, находящегося при этом под сильным воздействием специфики конкретного странового общественного развития.

Предлагая эмпирическую основу для межстрановых сравнительных академических исследований, медиасистемы остаются хорошим примером для выявления общего и особенного в коммуникационном общественном поле, даже если мы говорим о цифровых медиакоммуникациях. Несмотря на свой глобальный характер, последние на нацио­нальном уровне представляют собой концептуальную конструкцию, в которой сис­темно рассматривается комплекс медиаструктур и их динамика с учетом национальных факторов: регуляторной политики, экономической стратегии, культурной традиции, видения будущего.

Современные медиасистемы, становясь в условиях цифровизации, повышения конфликтогенности международных отношений, разновекторной глобализации все более сложным социальным и индустриальным феноменом, по-прежнему остаются институтом, сохраняющим и укреп­ляющим национальную идентичность аудитории.

Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00225)

 

Примечания

    1 В 2024 г. к международному объединению быстро развивающихся стран, включавшему до этого времени Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, присоединились Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ.

 

Библиография

Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Гуреева А.Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // Меди@льманах. 2018. № 5. С. 24–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2018.2431

Засурский Я.Н. Колонка редактора. 50 лет десталинизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2003. № 6. С. 3–6.

Маклюэн Г.M. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2018.

Модернизация и демократизация в странах БРИКС: сравнительный анализ / под ред. И.М. Бусыгиной, И.Ю. Окунева. М.: Аспект Пресс, 2015.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2024.

Паньков В.С. 2020 год — глобализация или деглобализация? // Международная жизнь. 2010. № 5. C. 163–176.

Рантанен Т. Глобальное и национальное. Массмедиа и коммуникации в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики. М.: ИД «Наука», 2014.

Ткачева Н.В. Киноиндустрия Индии: особенности современного развития // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 102–112. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.102112

Ткачева Н.В. Развитие массмедиа в контексте эволюции политики мягкой силы Китая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 94–128. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.94128

Энциклопедия мировой индустрии СМИ / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019.

 

Bauman Z. (2005) Liquid Life. Cambridge: Polity Press.

Blumler J., Gurevitch M. (1995) The Crisis of Public Communication. London: Routledge.

Christians C.G., Glasser T.L., McQuail D., Nordenstreng K. et al. (2009) Normative Theories of the Media: Journalism in Democratic Societies. Urbana: Univ. of Illinois Press.

Curran J., Park M.-J. (eds.) (2000) De-Westernizing Media Studies. New York: Routledge.

Dobek-Ostrowska B., Glowacki M., Jakubowicz K., Sukosd M. (eds.) (2010) Comparative Media Systems: European and Global Perspectives. Budapest: Central European Press.

Flew T., Waisbord S. (2015) The Ongoing Significance of National Media Systems in The Context of Media Globalization. Media, Culture and Society 37 (4): 620–636.

Hallin D., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. New York: Cambridge Univ. Press.

Hallin D., Mancini P. (eds.) (2012) Comparing Media Systems beyond the Western World. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

Hepp A. (2013) Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity Press.

Huntington S. (2016) The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster.

Jamil S., Gladkova A. (2021) Ethnic Journalism: Theoretical Context. In: Gladkova A., Jamil S. (eds.) Ethnic Journalism in the Global South. Cham: Palgrave Macmillan, pp. 9–21. DOI: 10.1007/978-3-030-76163-9_2

Nordenstreng K., Thussu D.K. (eds.) (2015) Mapping BRICS Media. New York: Routledge.

Siebert F.S., Peterson T., Schramm W. (1956) Four Theories of the Press. Univ. of Illinois Press.

Thussu D. (2024) Changing Geopolitics of Global Communication. London: Routledge.

Thussu D.K. (ed.) (2009) Internationalizing Media Studies. London: Routledge.

Thussu D.K., Nordenstreng K. (eds.) (2020) BRICS Media: Reshaping the Global Communication Order? London: Routledge. DOI: 10.4324/9780429468759

Дата поступления в редакцию: 07.06.2024
Дата публикации: 20.06.2024