Архив



Журналистика факта и журналистика мнений в сетевых СМИ



Лада Кудрина

Ссылка для цитирования: Кудрина Л.В. Журналистика факта и журналистика мнений в сетевых СМИ // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 36−43. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.3643



УДК 070.44+001.12+316.65:004.77
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.3643
EDN: IVQHBP

© Кудрина Лада Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и литературного образования филологического факультета ЛГУ имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург, Россия), gorodkommunar@yandex.ru



Ключевые слова: журналистика, новости, комментарии, мнения, сетевые издания.



В статье с помощью контент-анализа ведущих российских, британских и американских интернет- изданий исследуется разделение на журналистику факта и журналистику мнений, частотность материалов журналистики мнений и их жанрово-форматная природа. Автор доказывает, что в современной медиасфере наблюдается сдвиг от новостной к комментирующей журналистике.

 

Теоретическая база и методика исследования

Актуальность данного исследования обусловлена развитием журналистики в интернет-пространстве, необходимостью анализа дихотомии «новость — мнение» в контексте динамично меняющейся информационной среды.

Глобальные изменения в журналистских подходах, жанровой системе, коммуни­ка­ционных моделях, редакционных структу­рах цифровой медиасреды изучают многие отечественные и зарубежные ученые: Е.Л. Вартанова (2022), Д.В. Дунас, С.А. Вар­танов, Д.М. Вьюгина, А.Н. Гуреева (2021), М.Н. Ким (2023), А.В. Колесниченко (2021), А.Ю. Тышецкая (2023), Р. Риордан (Riordan, 2014), Дж. Уолл (Wall, 2013). Об усилении журналистского голоса как тренда, получа­ющего распространение в эпоху цифровых и социаль­ных медиа, пишут П.Г. Кошкин (2019), О.И. Агнистикова (2022). Роль колумнисти­ки в современном массмедийном дискурсе рассматривается в научных публикаци­ях И.Б. Игнатовой (2021), Е.А. Зверевой, О.А. Стры­гиной (2022), И.В. Высоцкой, В.А. Марьянчик (2020) и др. О преобладании мнений над новостями, стирании грани между ними говорят также журналисты и медиаэксперты.

Основу информационного потока в сетевых изданиях составляют новостные тексты. Новостной текст — это 1) текст, представляющий собой сообщение о важных событиях, которые отражают явления современной жизни; 2) медиатекст, относящийся к группе новостных жанров (Кудрина, 2020: 15). При различии в названии группы жанров журналистики — информационных или новостных — среди исследователей нет расхождения в том, что информационная или новостная заметка является их базовым жанром.

Комментарий как аналитический жанр журналистики представляет собой расширение новости с целью ее разъяснения или оценки. Он возник в западной журналистике, где существует традиция разделения факта и мнения (Колесниченко, 2008: 84).

Поскольку приоритет фактологической информации в сетевых изданиях общеизвестен, автор статьи не ставил задачу сравнивать соотношение новостей и мнений, главная его цель — проанализировать, насколько в материалах современных онлайн-СМИ распространена журналистика мнений. Основные задачи исследования:

— выявить разделение информационных потоков издания на новости и мнения;

— изучить соотношение рубрик мнений в различных сетевых изданиях;

— проанализировать различия между российскими и зарубежными сетевыми изданиями;

— определить жанрово-форматную специфику материалов в рубрике «Мнения».

Хронологические рамки исследования — один месяц (с 10 июля по 10 августа 2023 г.).

В выборку включены издания, вошедшие в рейтинг Reuters Institute Digital News Report 20221, а именно первые десять онлайн-СМИ двух англоязычных стран — Великобритании и США. Российские сетевые издания выбирались на основании данных Медиалогии2, Mediascope3 и Liveinternet4 за 2022 г. Так, в список вошли официальные сайты следующих изданий: Lenta.ru, «Коммерсантъ» (Kommersant.ru,), «РБК» (RBC.ru), «Российская газета» (Rg.ru), «Газета.Ru» (Gazeta.ru), «Царьград ТВ» (Tsargrad.tv), «Аргументы и факты» (Aif.ru), «Комсомольская правда» (Kp.ru), Iz.ru, Life.ru. Во всех приведенных изданиях более одного миллиона уникальных посетителей в день, причем рейтинг возглавляет Kp.ru. Отметим также, что рассматривались только федеральные издания, в выборку не попали региональные или местные СМИ.

Мы не выделяли отдельно газеты, журналы, информационные агентства или телеканалы, поскольку они относятся к одному типу СМИ — сетевому изданию / сайту. Кроме того, в выборку вошли онлайн-СМИ как с усиленным деловым блоком (Kommersant.ru, RBC.ru), так и новостные таблоиды (Thesun.co.uk, Life.ru). Такие разноплановые сетевые издания рассматривались как самые влиятельные в своих странах.

Единицей анализа в данном исследовании является один материал (публикация) в рубрике. С помощью контент-анализа были выбраны издания, в которых есть рубрики, теги или другие указатели, показывающие наличие разделения на новостные сообщения и материалы, в которых выражено мнение автора.

 

Результаты исследования

Кодирование материалов исследования основывается на простой логике: знаком «+» или «—» отмечается наличие или отсутствие рубрик или разделов на сайтах. Знак «+ —» обозначает, что такая рубрика в издании была, но в данный момент не ведется. Помета «x» означает технические ограничения научных наблюдений. Результаты анализа британских, американских и российских сетевых изданий представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Представленность рубрик «Мнения» и «Новости» в сетевых изданиях (по странам)

Страна

Сетевое издание

Рубрика

Мнения

Новости

Великобритания

BBC News*

+—

+

Guardian

+

+

Sky News

+ (аналитика)

MailOnline (Daily Mail)

+ (страница обозревателей)

+

Telegraph*

+

+

Independent

+

+

Mirror

+

+

Sun

+

+

Metro

+

+

ITV News

+

Россия

Комсомольская правда

+ (колумнисты)

+

Lenta.ru

+

+

Коммерсантъ

+—

+

РБК

+ (дискуссионный клуб, мнения)

+

Российская газета

+

+

Газета.Ru

+

+

Царьград ТВ

-

+

Аргументы и факты

+ (эксперты АиФ: мнения, комментарии, авторские колонки)

+

Iz.ru

+

+

Life.ru

+

+

США

Yahoo! News

+

+

CNN

+

Fox News

+

+

New York Times

+

+

NBC/MSNBC News

+

Washington Post

+

BuzzFeed News

+

+

CBS News

+

HuffPost

+

+

USA Today

+

+

Источник: составлено автором.

* Заблокировано на территории РФ.

 

В британских ежедневных газетах The Guardian и The Telegraph рубрика Opinion («Мнение») представлена широко, она разделяется на The Guardian View / Telegraph View («Взгляд редакции»), Columnists («Колумнисты»), Letters («Письма»), Opinion videos («Видео с мнениями»), Cartoons («Карикатуры»). Ежедневно в Opinion публикуются от 11 до 20 новых материалов, включая карикатуры. У каждого художника The Guardian или The Telegraph есть отдельная страница, на которой представлены его карикатуры с текстами или без.

Sky News в разделе Opinion редко и бессистемно публикует материалы: последний опубликован 10 мая 2023 г. BBC News не сохранила раздел «Мнения. Культура», последняя публикация датируется 2020 г. Колумнисты MailOnline (Daily Mail) написали семь материалов в разделе Opinion за один день исследуемого периода (16 августа). Посчитать другие материалы технически невозможно. Отметим, что в данном СМИ также разведены Columnists («Колумнисты, обозреватели») и Debate («Дискуссии»).

Британский таблоид Metro представляет богатую палитру мнений, в которую входят комментарии, реальные истории и анализ экспертов, однако посчитать материалы в рамках исследования технически невозможно. При этом в период с 20 по 29 августа 2023 г. на сайте опубликован 61 материал с пометой Opinion или First Person.

В Independent рубрика Voices («Голоса») разделена на Editorial («Редакционное письмо») и Letters («Письма»), что позволяет пользователю четко различать редакционный комментарий и внешний. И в отличие от новостей материалы данного раздела можно прочитать только с премиум-подпиской. Аналогичным образом построен раздел Opinion в издании Mirror: он разделяется на редакционную часть, причем гипер­ссылочную, ByVoice of the Mirror, и остальную. В заголовках персонифицированных публикаций в первую очередь указывается имя и фамилия автора текста.

Отметим также, что в The Sun на публикацию мнения помимо Opinion указывает также дополнительный рубрикатор Comment («Комментарий»), The Sun Says (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Рубрика «Мнения» в британских сетевых СМИ

Сетевое издание

Кол-во публикаций

Telegraph

343

Guardian

258

Mirror

109

Sun

94

Independent

67

MailOnline (Daily Mail)

9(x)

Sky News

4

BBC News*

Metro

x

ITV News

Источник: составлено автором.

 

Американский сайт The Huffington Post, запущенный в 2005 г., выбрал стратегию построения материала на основе блогов и комментариев подписчиков. Новостная повестка издания представляет агрегатор из материалов других СМИ, блогов, подкас­тов. Рубрика Opinion в HuffPost имеет отличительные черты. Выделяются подрубрики Culture & Arts («Культура и искусство»), Politics («Политика»), Entertainment («Развлечение»), American as Violence («Американская жестокость»), а раздел Voices — это блоги в поддерж­ку различных социальных групп: Women’s Voices («Голоса женщин»), Black Voices («Голоса черных»), Queer Voices («Голоса квир-людей»), Latino Voices («Латиноамериканские голоса»), Indigenous Voices («Голоса коренных народов»), Asian Voices («Голоса азиатов»). Создатель и главный редактор А. Хаффингтон в одном из интервью сказала: «Люди не хотят просто потреблять новости. Они хотят делиться ими, они хотят продвигать и дополнять их»5.

Также из американских СМИ, участву­ющих в исследовании, отметим сайт телеканала CNN и его рубрику Opinion, которая разделяется на Political Op-Eds («Политические обзоры») и Social Commentary («Социальный комментарий»). Самый развернутый раздел Opinion у сайта New York Times. Здесь помимо традиционных Politics («Политика»), World («Мир»), Business («Бизнес»), Tech («Техника»), Climate («Климат»), Health («Здоровье»), Culture Columnists («Культурный обозреватель») представлены рубрики Guest Essays («Эссе приглашенных авторов»), Editorials («Редакционные статьи»), Letters («Письма»), Sunday Opinion («Еженедельный обзор»), Opinion Video («Видеомнение»), Op-Docs («Документальные видео»).

Новостной телевизионный канал США NBC/MSNBC News представляет в рубрике Opinion колумнистов (их тридцать) и авторские блоги шести медийных персон, среди которых известные политики, журналисты, писатели. Отметим, что публикаций в этой рубрике очень много. Так, только в блоге известной телеведущей Р. Мэдоу с 1 по 10 августа 2023 г. опубликовано 50 материалов, причем автором является не только она, но и продюсер ее шоу С. Бенен.

Washington Post в рубрике Opinion также содержит разветвленную сеть разнотипных материалов, таких как Editorials («Редакционные статьи»), Columns («Колонки»), Guest Opinions («Мнения приглашенных авторов»), Cartoons («Карикатуры»), Today’s Opinions Newsletter («Сегодняшний бюллетень мнений») и разъяс­няющие ответы на вопросы «что является обзором?», «как попасть в авторы издания?» и пр.

Сайт ежедневной газеты USA Today в разделе Opinion разделяется на рубрики Today’s Debate («Дебаты сегодня»), Voices («Голоса»), Сolumnists («Обозреватели»). Посчитать материалы за указанный период всего раздела невозможно, но в двух последних рубриках, например, опубликован 31 материал.

Лидер по количеству публикаций — The New York Times (409 по всем подрубрикам за исследуемый период). По заголовкам Editorials выстраивается четкая картина актуальных проблем американского общественно-политического дискурса (внешняя и внутренняя политика). В целом The New York Times Opinion включает 16 разветвленных подрубрик, среди которых тексты, фото, карикатуры, аудио- и видеоматериалы, документальные короткометражные фильмы (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Рубрика «Мнения» в американских сетевых СМИ

Сетевое издание

Кол-во публикаций

New York Times

409

Fox News

256

Washington Post

156

HuffPost

109

CNN.com

38

Yahoo! News

NBC/MSNBC News

x

BuzzFeed News

0

CBS News

USA Today

x

Источник: составлено автором.

 

На момент анализа последний материал российского сетевого издания «Коммерсант» в рубрике «Мнения» опубликован 3 июня 2013 г., это реплика политического обозревателя, заместителя главного редактора издания Д. Дризе. С февраля 2023 г. рубрика «Мнения» не обновляется и на Tsargrad.tv.

В анализируемый период сайт RBC.ru не обновлял материалы рубрики «Дискуссионный клуб»: последний материал датируется 20 июля 2023 г.

Сайт издания «Аргументы и факты» содержит раздел с развернутым названием «Эксперты АиФ: мнения, комментарии, авторские колонки». Среди авторов данного раздела — юристы, психологи, врачи, бизнес-эксперты и штатные журналисты.

В рубрике «Мнения» Lenta.ru в течение анализируемого периода опубликовано 20 материалов, однако они не отвечают критериям журналистики мнений. Все публикации представляют собой типичные новостные тексты, написанные по принципу перевернутой пирамиды. Интересно, что информационные поводы для медиатекстов журналисты нашли в Independent, NEWS.ru, телеграм-канале «НЕХабар», блогах на платформе «Дзен» и других внешних онлайн-источниках. Такие материалы нельзя отнести к журналистике мнений, поскольку они переписаны другими авторами, в них утрачивается диалогичность, эмоциональная образность, а главное — они строятся не вокруг авторского «я», в их основе лежит сам факт появления чьего-то мнения в медиапространстве.

В рамках исследования выявлен российский лидер раздела мнений по количеству публикаций — интернет-портал «Российской газеты» Rg.ru. В разделе «Мнения» публикуются комментарии отечественных и зарубежных военных экспертов, профессоров, депутатов, писателей, политологов, журналистов, политических обозревателей. Среди постоянных авторов «РГ» политолог Г. Бовт, доктор искусствоведения М. Швыдкой, писатель П. Басинский, редактор журнала «Арсенал Отечества» А. Леонков, автоэксперт И. Моржаретто и др., поэтому круг тем данного раздела достаточно широк. Формат комментария является классическим: текст, в котором выделяются цитаты, публикуется с фотографией автора.

На сайте Rg.ru существует также подрубрика «Позиция», не имеющая прямого отношения к журналистике мнений. В данной подрубрике опубликованы новостные тексты или статьи о российских крупных политических деятелях, таких как заместитель председателя Совета безопасности РФ Д. Медведев, секретарь Совбеза Н. Патрушев, председатель Госдумы В. Володин и другие (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Рубрика «Мнения» в российских сетевых СМИ

Сетевое издание

Кол-во публикаций

Российская газета

53

Iz.ru

36

Комсомольская правда

25

Lenta.ru

20(x)

Аргументы и факты

12

Газета.Ru

11

Life.ru

2

Коммерсантъ

±

РБК

0

Царьград ТВ

±

Источник: составлено автором.

 

Выводы

Таким образом, почти все исследуемые сетевые СМИ разделяют потоки новостей и мнений. Журналистские материалы в российских изданиях — это авторские блоги, колонки, аналитика, кроме Lenta.ru и час­тично «Аргументов и фактов», которые под рубрикой «Мнения» периодически публикуют информационные материалы, а также «Российской газеты», в которой существует рубрика «Позиция», не связанная с открытым авторством.

Лидером по количеству авторских материалов, которые можно отнести к журналистике мнений, является сайт «Российской газеты»; мнения реализуются с помощью классического аналитического жанра — комментария, который представлен фотографией с текстом.

На современном этапе развития британская и американская онлайн-журналис­тика мнений представляет собой разветвленную систему рубрикации. Сетевые издания с наиболь­шим количеством материалов (The New York Times, The Telegraph, The Guardian) четко разделяют редакционные мнения, письма читателей, обзоры, комментарии, что создает благоприятную поч­ву для общест­венной дискуссии. Особое место здесь принадлежит изданию The Huffington Post, которое целиком построено на блогах и колумнистике. Стоит отметить, что журналистика мнений часто использует мультимедийные средства: карикатуры, аудио, видео, документальные фильмы.

Российская сетевая журналистика мнений не имеет разветвленной системы рубрикации, что отчасти объясняется жанровой спецификой. При этом комментарий, как самый частотный персонализированный жанр в отечественной онлайн-журналистике, активно присутствует, но широкой общественной дискуссии на страницах сетевого издания не вызывает. Очевидно, что главное взаимодействие с читателями российских сетевых изданий происходит сегодня в социальных сетях и блогосфере.

Сегодня общественно-политический медиатопик является постоянной доминантой субъективной журналистики, благодаря крупным политическим событиям, глобальным кризисам и общественным потрясениям в определенные периоды на первый план выходит журналистика мнений. Причиной становится потребность пользователей в интерпретации факта, а также усталость от новостей. Таким образом происходит поворот от журналистики факта к урналистике мнений.

 

Примечания

    1 Reuters Institute Digital News Report 2022. Режим доступа: https://www.reutersagency.com/wp-content/uploads/2022/06/Digital_News_Report_2022.pdf (дата обращения: 07.09.2023). (дата обращения: 07.09.2023).

    2 Федеральные СМИ: 2022 год. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/11832/ (дата обращения: 07.09.2023). (дата обращения: 07.09.2023).

    3 Сусанова И. E-commerce. Цифры и факты / Mediascope. 2022. Апрель. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/c3d/DBD_ECOMM_17052022.pdf (дата обращения: 07.08.2023). (дата обращения: 07.08.2023).

    4 Рейтинг сайтов России. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/media/ (дата обращения: 07.08.2023). (дата обращения: 07.08.2023).

    5 Lyons D. (2010) Interview with Arianna Huffington. Newsweek, 25 July. Режим доступа: https://www.newsweek.com/has-arianna-huffington-figured-out-future-74833 (дата обращения: 24.09.2023).

 

Библиография

Агнистикова О.И. Усиление присутствия субъективного журналистского голоса в новостях как тренд цифровой среды // Вестн. КГУ. 2022. № 4. С. 86–92. DOI: 10.34216/1998-0817-2022-28-4-86-92

Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814

Высоцкая И.В., Марьянчик В.А. Метатекст и речевая маска автора (на примере жанра колонки) // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. 2020. № 6. С. 180–193. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-180-193

Зверева Е.А., Стрыгина О.А. Трансформация авторства в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). C. 123–130. DOI: 10.47475/2070-0695-2022-10416

Игнатова И.Б. Колумнистика в современном публицистическом дискурсе // Наука и школа. 2021. № 1. С. 22–28. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-22-28

Ким М.Н. Инновационные практики в работе мультимедийных журналистов // Управленческое консультирование. 2023. № 4 (172). С. 72–80. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-4-72-80

Колесниченко А.В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. C. 51–74. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275

Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Кошкин П.Г. Американская журналистика и постправда. М.: Весь Мир, 2019.

Кудрина Л.В. Структура новостных текстов и их лексические особенности: на примере социальных сетей и Интернет-СМИ: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2020.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Тышецкая А.Ю. Цифровые платформы и современные медиакоммуникации: актуальные исследовательские подходы // Медиаскоп. 2023. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2839

 

Riordan R. (2014) Accuracy, Independence, and Impartiality: How Legacy Media and Digital Natives Approach Standards in the Digital Age. Режим доступа: https://goo.su/naFzMUR (дата обращения: 16.04.2024).

Wall J. (2013) Truthful Reporting through Subjective Journalism. Режим доступа: https://gogonzojournal.com/blog/2013/06/07/truthful-reporting-through-subjective-journalism/ (дата обращения: 16.04.2024).

Дата поступления в редакцию: 16.05.2024
Дата публикации: 20.06.2024