Архив



Повестка дня молодежных телеграм-каналов: тематическое наполнение



Денис Дунас, Дарьяна Бабына

Ссылка для цитирования: Дунас Д.В., Бабына Д.А. Повестка дня молодежных телеграм-каналов: тематическое наполнение // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 75−84. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.7584



УДК [35.077.533+004.77+355.424.3]: 316.77-053.81
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.7584
EDN: OLCWZH

© Дунас Денис Владимирович
кандидат филологических наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dunas.denis@smi.msu.ru

© Бабына Дарьяна Александровна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), daribabyna@gmail.com



Ключевые слова: «цифровая молодежь», телеграм- канал, повестка дня, тональность, тематика.



В статье представлены результаты исследования повестки дня телеграм-каналов, популярных среди «цифровой молодежи». Было выявлено, что телеграм-каналы распространяют публикации, посвященные социально значимым темам, встраивая их в контекст стиля жизни. В центре подавляющего большинства материалов — человек и его благо, нравственные и морально-этические ценности.

 

Вопрос о влиянии медиа на функцио­нирование общества и жизнь людей в условиях расширяющейся цифровой медиакоммуникационной среды и разнообразия форматов медиапотребления остается крайне актуальным. В академических кругах и общественных дискуссиях все чаще выражается обеспокоенность увеличением негативного воздействия новых медиа на социализацию и инкультурацию аудитории, продвижением идей, норм и ценностей, нехарактерных для национальных культур и традиций, особенно среди молодежной «цифровой» аудитории (Дунас, Салихова, Бабына, 2023; Дунас, Бабына, Бойко, Вартанов, 2023).

 

К постановке проблемы

Медиасреда, испытавшая на себе не один виток технологических прорывов, или «переходов», — от появления печатного станка до возможности стабильной передачи сигнала на сколь угодно дальние расстояния, сегодня в наибольшей степени подвержена цифровизации — «широкомасштабному социоэкономическому процессу» и «инструменту общественных преобразований» (Вартанова, 2024; Frolova, Ilchenko, Striga, 2023).

Исследователи полагают, что сегодня происходит глубокое проникновение медиа в социальные процессы, институты и повседневную практику аудитории. Однако ответственность за это распределяется между двумя видами игроков цифровой медиакоммуникационной индустрии — институционализированными и неинституционализированными медиа (Вартанова, 2022 (б)). Практически всегда, хотя и в различных формах, все виды медиа не только информируют, но и передают и воспроизводят «смысловые рамки» социальной и культурной среды общества (Вартанова, 2023); вместе с тем формируются локальные медийные пространства с особой иерархией, обусловленной появлением новых функций, доступных как производителям, так и потребителям контента (Коломиец, 2020: 5–9).

Цифровые платформы спровоцировали появление новых медиагигантов, которые представляют собой площадки для хранения данных, предоставления IT-услуг, интер­нет-торговли и др. — всего того, что дает возможность установить взаимодействие производителей, использующих большие данные о потребителе, и потребителей материального или нематериального товара (Вартанова, 2022 (б)).

Цифровое развитие медиакоммуникационных технологий не только сформировало новые контуры медиаландшафта, но и трансформировало потребительские привычки, формы взаимодействия человека и медиа, предложив как традиционные (например, онлайн-сервисы обратной связи на официальных сайтах «старых» СМИ), так и новые пространства для осуществления коммуникации (Вартанова, 2022 (а); Уэбстер, 2004; Fuchs, 2017; Lindgren, 2017; Negroponte, 1996). К таким возможно отнести популярные у «цифровой молодежи» и набирающие популярность у россиян всех возрастов социальные сети и мессенджеры (Дунас (ред.), 2021). К последним относится и кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями Telegram.

 

Telegram как предмет академического интереса медиаисследователей

В конце февраля 2022 г. среднесуточный охват Telegram в России пересек отметку в 30% населения1, а уже в марте 2022 г. мессенджер обошел ключевого западного конкурента — WhatsApp — по объему трафика в России с долей 63% в данной категории мобильных приложений2.

В июне 2022 г., в период проведения контент-аналитического исследования, среднесуточный охват Telegram составил 33% населения России. К 2024 г. 68% россиян стали заходить в данный мессенджер хотя бы раз в день, при этом Telegram достиг показателя 7% от всего объема медиапотребления граждан, став самым популярным ресурсом в возрастной группе 12–24. Аналитики Mediascope во многом связывают планомерный рост количества пользователей с развитием телеграм-кана­лов, позволяющих распространять свои сообщения на практически безграничный круг читателей. На современном этапе эволюции отечественной медиакоммуникационной индустрии установление повестки дня невозможно без телеграм-каналов.

Русскоязычные телеграм-каналы традиционно представляют среду социально-политической коммуникации (Гуреева, Киреева, 2023; Зуйкина, Аникина, 2022; Зуйкина, 2022; Зуйкина, Кондрушина, 2021; Соколова, 2017; Нигматуллина, 2021; Черевко, Дунас, Толоконникова, 2018), авторский взгляд медийных личностей (Вьюгина, Салихова, Филаткина, 2023), гиперлокальный тип медиа с городскими и районными новостями (Зуйкина, Аникина, 2022), а также каналы институционализированных СМИ (Круглова, Щепилова, 2024; Конкина, Лапина, Храпова, Штифанова, 2024).

Telegram признается значимой площадкой при освещении пандемии COVID-19. Выполняя информационную функцию, в начале пандемии каналы публиковали преимущественно информационные тексты, затем появились аналитические и крео­лизованные (с инфографикой и мемами) (Зуйкина, Соловьева, 2022: 228–234).

Право на анонимность спровоцировало развитие лингвокреативности при создании как названий каналов, так и самих текстов. Особое внимание этому аспекту публикаций в Telegram уделяли Л.Р. Дускаева (2023) и Л.Ю. Иванова (2023), анализировавшие параметры реализации креативности в нейминге и оформлении анонимных каналов. Исследователи отметили высокий лингвокреативный потенциал паратекстуальных элементов телеграм-каналов, выразительные возможности словообразования и языковой игры.

Ряд популярных каналов мимикрируют под традиционные СМИ, а точнее — под новостные редакции, публикуя с определенной периодичностью материалы, имеющие четкую структуру и формат (Вьюгина, Салихова, Филаткина, 2023). Развитие гиперлокальных (районных) телеграм-кана­лов стало предметом исследования К.Л. Зуйкиной и М.Е. Аникиной (2022), в ходе которого была выявлена неоднородность структуры публикаций каналов, а также их широкое тематическое разнообразие, имеющее преимущественно социально-бытовую направленность. Значимой особенностью телеграм-каналов авторы называют пространство для общественной дискуссии, обусловленное функциями и характеристиками площадки.

Л.А. Круглова и Г.Г. Щепилова (2024), изучив деятельность российских телеканалов в социальных сетях, отметили, что из каналов «большой тройки» наилучшее положение у лидера по числу подписчиков — НТВ, разделившего новостную и развле­кательную повестку. Анализ контента в телеграм-каналах развлекательных СМИ выявил преимущество Telegram как платформы с эксклюзивными возможностями адаптации телевизионного контента, например, в формате анонса (Конкина, Лапина, Храпова, Штифанова, 2024).

Особую роль телеграм-каналы играют в процессе медиатизации политической и социальной сферы. А.Н. Гуреева и П.А. Киреева (2023), исследовавшие специфику освещения молодежной политики каналами федеральных органов исполнительной власти, называют Telegram одной из ключевых площадок ее продвижения, однако отмечают тенденцию к освещению своей офлайн-активности, а не реализации молодежной политики в цифровой среде.

 

Повестка дня российских молодежных каналов в Telegram

Для проведения исследования было выявлено три наиболее популярных у «цифровой молодежи» телеграм-кана­ла: «Топор 18+», «НЕ МОРГЕНШТЕРН» и «Кровавая барыня». В рамках настоящей статьи проанализированы публикации сообществ в течение одной случайной недели с 20 по 26 июня 2022 г., не отмеченной государственными праздниками. Всего в трех каналах было опубликовано 469 постов.

В течение исследуемой недели в телеграм-канале «Топор 18+» (58 177 988 подписчиков)3 было размещено 162 пос­та. Наиболее частыми темами публикаций становились юмор/развлечения (50 пос­тов, 18,4%), стиль жизни (41 пост, 15,1%), общест­во (26 постов, 9,6%) (см. табл. 1). Стоит отметить, что одна публикация мог­ла быть одновременно посвящена не­­­с­коль­ким темам, в связи с этим можно, например, говорить о юморе не столько как о конкретной теме публикации, сколько о формировании шутки или мема на основе информационного повода.

 

Таблица 1. Тематическое разнообразие публикаций в телеграм-канале «Топор 18+», N=162

Тематика

Кол-во

%

Юмор / Развлечения

50

18,4

Стиль жизни

41

15,1

Общество

26

9,6

Происшествия

25

9,2

Политика

20

7,4

Экономика

16

5,9

Межличностные/семейные отношения

15

5,5

Международная повестка

10

3,7

Армия

9

3,3

Культура

5

1,8

Медицина

5

1,8

Религия

3

1,1

Спорт

2

0,7

Экология

1

0,4

Другие темы

44

16,1

Источник: составлено авторами.

 

В матрице контент-анализа изначально предполагалось использовать три существующие тональности: позитивную, негативную и нейтральную. Однако исследование показало, что в стремлении завладеть вниманием читателя авторы смешивают тональности, что затрудняет для пользователя различать эмоционально-оценочные коннотации и однозначно трактовать смыслы. В связи с этим в матрицу была добавлена тональность «сложная для определения».

Так, в публикациях телеграм-канала «Топор 18+» доминировала ироничная коннотация (54 поста, 33,3%), придавая в ряде случаев негативную (12 постов, 7,4%) или позитивную окрашенность (1 пост, 0,6%). При этом тональность заголовков была преимущественно нейтральной (87 пос­тов, 53,7%), реже — негативной (25 пос­тов, 15,4%) и позитивной (14 постов, 8,6%).

Для оценивания заголовков в матрице использовалась классификация по признаку полноинформативный/неполноинформативный. Полноинформативные (номинативные и предикативные) заголовки отражают основную мысль сообщения; неполноинформативные выражают только часть информационного материала или просто намек на предмет дискурса, они часто используются в телеграм-каналах благодаря способности мгновенно воздействовать на читателя, (кликбейтные заголовки).

О новостной природе большинства публикаций в телеграм-канале «Топор 18+» говорит присутствие номинативных (83 пос­та — 51,2%) и предикативных заголовков (113 постов — 69,8%). Отметим, что в ряде случаев встречаются неполноинформативные — кликбейтные — заголовки (69 постов — 42,6%) и содержащие авторскую оценку (61 пост — 37,7%).

Основой информационного повода преимущественно становилось сочетание информации о свершившемся факте и мнения редакции на этот счет (100 пос­тов — 61,7%), а ньюсмейкерами — простые люди, попавшие в поле зрения медиа (80 пос­тов — 49,4%), представители бизнеса (24 поста — 14,8%), селебрити (15 пос­тов — 9,3%). Герой публикаций — обычный россиянин, а главные ценности — пат­рио­­тизм, безопасность, противостояние насилию, здоровый образ жизни, достойный уровень благосостояния. Антигероями становились преступники, недобросовестные чиновники (в том числе и иностранные, усложняющие жизнь россиян), нарушители общественного порядка. Среди антиценностей особо отмечается алкоголизм, насилие, коррупция.

Вторым исследуемым телеграм-каналом стал «НЕ МОРГЕНШТЕРН» с 1 130 663 подписчиками4. В течение рассматриваемой нами недели в канале было размещено 164 поста. Наиболее часто публиковались сообщения, связанные с тематикой стиля жизни (51 пост, 17,1%), юмора и развлечений (41 пост, 13,8%), а также с общественной тематикой (37 постов, 12,4%) и темой происшествий (35 постов, 11,7%) (см. табл. 2). Роль юмористической тематики аналогична: в публикациях канала «НЕ МОРГЕНШТЕРН» она встречается и как самостоятельная, и как дополнительная, например в сводке происшествий, экономических и политических новостях.

 

Таблица 2. Тематическое разнообразие публикаций в телеграм-канале «НЕ МОРГЕНШТЕРН», N=164

Тематика

Кол-во

%

Стиль жизни

51

17,1

Юмор / Развлечения

41

13,8

Общество

37

12,4

Происшествия

35

11,7

Культура

27

9,0

Экономика

20

6,7

Политика

18

6,0

Международная повестка

10

3,3

Медицина

9

3,0

Экология

4

1,3

Межличностные/семейные отношения

3

1,0

Армия

2

0,7

Спорт

2

0,7

Религия

0

0

Другие темы

40

13,3

Источник: составлено авторами.

 

Наиболее часто встречается позитивная тональность (68 постов, 41,5%), затем — нейтральная (33 поста, 20,1%) и негативная (28 публикаций, 17,1%), нередко выраженная в форме сарказма. Ироничная коннотация прослеживалась в 33 постах (20,1%).

Иные результаты были выявлены при исследовании тональности заголовков. Большая часть заголовков публикаций в телеграм-канале «НЕ МОРГЕНШТЕРН» (59 постов, 36%) имела нейтральную тональность, позитивная была обнаружена в 37 постах (22,6%), 22 публикации (13,4%) имели трудно поддающуюся определению тональность, в меньшей степени оказалась проявлена негативная тональность (13 постов, 7,9%). Ироничная коннотация зафиксирована в 22 публикациях (13,4%).

Заголовки в основном были номинативными (64 поста, 39%), что также указывает на тяготение редакционной политики канала к новостной направленности, и предикативными (59 постов, 36%). В 52 заголовках (31,7%) присутствует оценка авторов канала, в 45 (27,4%) — метафора, зачастую отсылающая к какому-либо популярному в субкультуре «цифровой молодежи» мему. Единожды встречается демонстрация оценки ньюсмейкера в заголовке. Были выявлены также случаи использования кликбейтных заголовков (23 поста, 14%).

Ньюсмейкерами чаще всего оказывались простые люди, попавшие в поле зрения медиа (44 поста, 26,8%), представители бизнеса (42 поста, 25,6%) и знамени­тости (41 пост, 25%). Органы государственной власти становились ньюсмейкерами в 22 случаях (13,4%).

Главным героем в телеграм-канале «НЕ МОРГЕНШТЕРН» так же, как и в канале «Топор 18+», является простой человек, а ценностями — его достойная жизнь. В качестве антигероев выявлены корпорации и мошенники, стремящиеся ухудшить материальное положение и качество жизни россиян, эмигранты, выступающие против России недружественные страны и общественные организации, неэффективные чиновники и криптоинвесторы, представленные в исследуемом канале мошенниками. Среди антиценностей выделяются насилие и низкий уровень жизни людей.

Третьим популярным у «цифровой молодежи» ресурсом стал канал «Кровавая барыня» (1 193 263 подписчика)5, принадлежащий Ксении Собчак.

По тематическому наполнению канал значительно отличается от двух других, попавших в выборку. Наиболее часто публикации были посвящены политической (68 постов, 23%), общественной (55 постов, 18,6%) и международной (38 постов, 12,9%) тематике (см. табл. 3). Невостребованной оказалась экологическая тематика, всего по одному посту было посвящено темам спорта и религии. Типичная для других каналов тема юмора и развлечений была затронута в 21 публикации (7,1%) — и как самостоятельная тема, и как сопроводительная в форме авторской оценки новости.

 

Таблица 3. Тематическое разнообразие публикаций в телеграм-канале «Кровавая барыня», N=143

Тематика

Кол-во

%

Политика

68

23,0

Общество

55

18,6

Международная повестка

38

12,9

Стиль жизни

24

8,1

Экономика

23

7,8

Юмор / Развлечения

21

7,1

Происшествия

19

6,4

Армия

10

3,4

Культура

8

2,7

Медицина

7

2,4

Межличностные/семейные отношения

5

1,8

Спорт

1

0,3

Религия

1

0,3

Экология

0

0

Другие темы

15

5,2

Источник: составлено авторами.

 

Тональность публикаций в «Кровавой барыне» в подавляющем большинстве случаев нейтральная (62 поста, 43,4%), позитивная выявлена в 25 постах (17,5%) и сложно поддающаяся определению — в 24 постах (16,8%). Ироничная коннотация встречается в 17 постах (11,9%), негативная — в 15 (10,5%).

Статистика тональности заголовков в целом демонстрирует аналогичные тенденции: превалирует нейтральная тональность (86 постов, 60,1%), за ней следуют позитивная и сложно поддающаяся определению (по 10 постов, по 7%), затем негативная (8 постов, 5,6%). Ироничная коннотация прослеживается в 8 публикациях (5,6%).

Доминирующим типом заголовка можно считать предикативный (95 постов, 66,4%), заголовки номинативного типа обнаружены в 87 постах (60,8%), в 15 постах (10,5%) — кликбейтные. Авторская оценка выявлена в 18 постах (12,6%), 10 заголовков (7%) содержат оценку, данную ньюсмейкером. Метафоричность отмечена в наименьшем количестве заголовков публикаций (3 пос­та, 2,1%).

В 72 публикациях (50,3%) в основе информационного повода лежали и факт, и мнение. Подобные показатели, на наш взгляд, связаны с тем, что в большинстве публикаций в качестве ньюсмейкеров выступали государственные органы или официальные представители власти (56 пос­тов, 39,2%). В публикациях такого рода приводились цитаты, содержащие оценку ньюсмейкеров, которая редко попадала в заголовки постов, или сухие выжимки из их публичных выступлений. Второе место по частоте выступления в роли ньюсмейкеров разделили представители бизнеса и простые люди, попавшие в поле зрения медиа (по 29 постов, по 20,3%). В 13 случаях (9,1%) ньюсмейкерами становились знаменитости.

Героями публикаций были преимущественно представители российской власти (в том числе и первые лица государства), а также компании, действия которых улучшали условия жизни граждан России. Антигероями выступали представители недружественных стран и российского бизнеса.

Среди ценностей выделяется патриотизм, формируемый через образ сильной России, имеющей прочные позиции на мировой арене, и ее власти, заботящейся о своих гражданах, а также развитый бизнес. Другой ценностью стали права человека, определяющиеся защитой его персональных данных и свободой. Важным представляется мирное урегулирование конфликтов, дипломатия и договороспособность, тогда как разрушающими признаются призывы к насилию и действия, способствующие эскалации конфликтов.

 

Выводы

Совокупный анализ публикаций в исследуемых телеграм-каналах выявил доминирование трех тематических направлений: общественного, стиля жизни и юмористиче­ского. Незначительно меньшее количество публикаций было на тему политики. Представленные в текстах телеграм-каналов ценности и антиценности формируют «смысловые рамки», имеющие социально-политическую направленность. Под «смысловой рамкой» в данном исследовании мы имеем в виду понимание конкретного медиасообщения, предполагающее отсылку к его ключевому смыслу, связанную с социокультурным контекстом, культурным кодом, соотносимую с доминирующей системой ценностей общества, государственной идеологией, нормами морали и другими весомыми детерминантами макроконтекса, при этом встроенную в актуальную повестку дня в качестве информационного сообщения, описывающего текущие факты действительности (см. подр. Дунас, Бабына, Бойко, Вартанов, 2023).

В центре подавляющего большинства публикаций — человек и его благо, высокий уровень жизни, возможность доступа к потребительским товарам и безопасность — в том числе и защита от обмана и мошенничества. Социально-политические темы освещались на примере резонансных, значимых для аудитории событий. Очевидно, что гуманистический и патриотический дискурсы анализируемых каналов ориентируют на конструктивное разрешение социальных противоречий. Таким образом, значимость телеграм-каналов в освещении социально важных вопросов очевидна.

Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда
(проект № 22—18—00398).

 

Примечания

    1 Аудитория Telegram / Mediascope. 2024. Янв. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/0c1/bkercpc19h48r7e0ifzioccun2qq2zhk/Telegram_отчет_январь2024.pdf (дата обращения: 22.04.2024).

    2 Тюняева М. Telegram обошел WhatsApp по объему трафика в России // Ведомости. 2022. Март, 20. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2022/03/20/914320-telegram-oboshel-whatsapp (дата обращения: 22.04.2024).

    3 По данным на май 2024 г.

    4 По данным на май 2024 г.

    5 По данным на май 2024 г.

 

Библиография

Вартанова Е.Л. (а) К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814

Вартанова Е.Л. (б) Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813

Вартанова Е.Л. Термин «медиарепрезентация»: к актуализации теоретического фундамента // Меди@льманах. 2023. № 5. С. 8−13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2023.813

Вартанова Е.Л. Три «перехода»: о воздействии технологических прорывов медиа на социальное развитие // Меди@льманах. 2024. № 1. С. 8−16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.816

Вьюгина Д.М., Салихова Е.А., Филаткина Г.С. Структурные элементы постов новостных каналов в Telegram и ВК // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 5. С. 22–39. DOI: 10.30547/vestnik. journ.5.2023.2239

Гуреева А.Н., Киреева П.А. К вопросу о вовлеченности молодежи в медиакоммуникацию с государством в цифровой среде // Меди@льманах. 2023. № 4. С. 20−28. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2023.2028

Дунас Д.В., Салихова Е.А., Бабына Д.А. Консенсус, новый патриотизм и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK) // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2023. № 85. С. 247–268. DOI: 10.17223/19986645/85/13

Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Вартанов С.А. и др. Отражение метанарративов в молодежных онлайн-сообществах (на примере VK и Telegram) // Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманит. науки. 2023. № 16 (12). С. 2285–2297.

Дускаева Л.Р. Речевая организация метатекста телеграм-поста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 1 (48). С. 30–65. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2023.3065

Дускаева Л.Р., Иванова Л.Ю. Лингвокреативность в создании паратекста телеграм-канала // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Язык и литература. 2023. Т. 20. № 1. С. 40–60. DOI: 10.21638/spbu09.2023.103

Зуйкина К.Л. Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса — 2020 // Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 56–74. DOI: 10/17976/jpps/2022.05.05

Зуйкина К.Л., Кондрушина О.Э. Манипулятивные приемы репрезентации выборов в Мосгордуму в социальных сетях // Вестн. Пермск. ун-та. Сер.: Политология. 2021. Т. 15. № 1. С. 84–96. DOI: 10.17072/2218-1067-2021-1-84-96

Зуйкина К.Л., Аникина М.Е. Районные Telegram-каналы Москвы: опыт контент-аналитического исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 87–117. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2023.87117

Зуйкина К.Л., Соловьева Д.В. Пандемия COVID-19 как медиасобытие: особенности конструирования в социальных медиа // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2022. № 77. С. 222–240. DOI: 10.17223/19986645/77/11

Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020.

Конкина К.М., Лапина П.А., Храпова Д.М., Штифанова П.В. Контент телевизионных развлекательных каналов в социальных сетях (на примере VK и Telegram) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2024. № 1. С. 29–48. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2024.2948

Круглова Л.А., Щепилова Г.Г. Российские телеканалы и социальные медиа в условиях трансформации медиаполя // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2024. № 87. С. 255–272. DOI: 10.17223/19986645/87/14

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Нигматуллина К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 30–51. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.3051

Соколова Д.В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2380 (дата обращения: 22.04.2024).

Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. под науч. ред. М. Добряковой. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 3–25.

 

Frolova T., Ilchenko D., Striga E. (2023) Media Representation of the Technologies of the Fourth Industrial Revolution: Russian Business Media Practice (2017–2021). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 48–68. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2023.3

Fuchs C. (2017) Social Media: A Critical Introduction. London: Sage.

Gureeva A., Kireeva P. (2023). Mediatized by Policy and Demediatized in Practice: Representation of Russian Youth Policy in the Social Media Accounts of the Authorities. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 69–90. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2023.4

Lindgren S. (2017) Digital Media and Society. London: Sage.

Negroponte N. (1996) Being Digital. New York: Vintage.

Дата поступления в редакцию: 20.05.2024
Дата публикации: 20.06.2024