Архив



Зооморфные стереотипы в политических карикатурах Global Times



Милана Захарова, Екатерина Киселева

Ссылка для цитирования: Захарова М.В., Киселева Е.Б. Зооморфные стереотипы в политических карикатурах Global Times // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 86−95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.8695



УДК 741.5+59:070(510)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.8695
EDN: QQPFDN

© Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru

© Киселева Екатерина Борисовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), krasnova.katerina@gmail.com



Ключевые слова: Global Times, зооморфный стереотип и зооморфная метафора, КНР , карикатура, СМИ на иностранных языках.



В статье исследуются особенности привлечения зооморфной метафоры в визуальных материалах газеты Global Times (на примере карикатур рубрики Cartoon). Авторы приходят к выводу, что для формирования и образа конкретной страны (США — орлан, КНР — панда, Австралия — кенгуру), и собирательных образов с дополнительной смысловой нагрузкой (мир — голубь, опасность — акула), и открытых для интерпретации образов зооморфная метафора в большинстве случаев используется в негативном контексте.

 

К постановке проблемы

В первые десятилетия ХХI в. присутствие Китая в разных сферах деятельности регионов мира становится все более заметным. В этих условиях особую важность начинает приобретать изучение способов, с помощью которых динамично развивающаяся держава транслирует во внешний мир свое видение миропорядка и своего места в нем. Одной из подобных площадок внешнеполитического дискурса Китая являются активно развивающиеся в последние годы государственные СМИ на иностранных языках (Xinhua, People’s Daily, CGTN, CRI, Global Times). Эти ресурсы становятся значимым каналом как для донесения до мирового сообщества позиции китайского правительства и истеблишмента по широкому кругу внешнеполитических вопросов, так и для продвижения положительного имиджа КНР. Важное место в данном коммуникационном процессе все увереннее занимает политическая карикатура, посвященная актуальным вопросам и проблемам. Такие графические изображения подхватываются и быстро распространяются в центральных массмедиа и социальных сетях в самых разных странах благодаря простоте восприятия и легкости интерпретации, а также присущей им эмоциональной окрашенности.

Одним из распространенных способов кодировки смыслов и нарративов политической карикатуры являются зооморфные1 (или анималистические) метафоры, которые не требуют от адресата специальных знаний (в том числе знания языка публикации), но вызывают соответствующий ассоциативный ряд и способствуют практически мгновенному распознаванию символов. Некоторые зооморфные стереотипы исторически закрепились за отдельными странами и легко декодируются в насто­ящее время представителями любой части мира. Так, Россия ассоциируется с медведем, Франция — с галльским петухом, Великобритания — со львом, Австралия — с кенгуру, США и Германия — с орлом. Наряду с зооморфными национальными стереотипами, обусловленными особенностями конкретной страны или народа, в политических карикатурах могут активно применяться и изображения птиц и зверей, за которыми закрепилась дополнительная смысловая нагрузка (голубь — символ мира, акула — опасности). Китайская газета Global Times активно прибегает к анималистическим метафорам, этот опыт требует внимательного изучения и анализа, поскольку позволяет прояснить некоторые особенности привлечения государственными СМИ КНР на иностранных языках политической карикатуры как инструмента внешнеполитической коммуникации в эпоху глобального распространения информационных потоков в цифровом пространстве.

Газета Global Times начала выходить в 1993 г. в структуре концерна «Жэньминь жибао». На ежедневный выпуск издание перешло в 2006 г. (сайт был создан через год), а через три года появились печатная версия и сайт на английском языке. Это единственная ежедневная газета в КНР, которая выходит одновременно на двух языках — китайском и английском. Она стала частью общей стратегии «голоса» Китая в мировом информационном пространстве, попыткой противодействия «предвзятому» освещению образа КНР в мировых масс­медиа. В 2013 г. газета начала выходить в США, в 2016 г. — в ЕС. В настоящее время ежедневный совокупный тираж Global Times составляет более 2,6 млн экз.2 Интернет-версия широко представлена в сегменте мировых англоязычных СМИ (более 8 млн ежедневных просмотров), активно развиваются мобильное приложение (более 2,5 млн пользователей) и аккаунты в социальных сетях — Weibo, WeChat, TikTok, Facebook3 и Twitter/X4 (всего — более 100 млн китайских и зарубежных подписчиков). Среди изданий государственного холдинга «Женьминь жибао» газета Global Times имеет наиболее популярный и колоритный стиль, что позволяет ей привлекать внимание зарубежных массмедиа.

 

Методология исследования и теоретическая база

В процессе изучения СМИ Китая на иностранных языках («голоса» Пекина) как канала внешнеполитической коммуникации одним из вопросов стал анализ специфики конструирования образов и смыслов в карикатурах Global Times. В настоящей статье представлены результаты второго этапа исследования, посвященного анализу карикатур рубрики Cartoon5 (англ. — карикатура) на сайте издания.

Всего было проанализировано 102 изображения с зооморфными образами, опубликованными в период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2023 г6. Для презентации итогов работы публикации были разделены на три группы — «образ конкретной страны», «собирательный образ с дополнительной смысловой нагрузкой» и «открытые для интерпретации образы». В ходе исследования мы стремились выявить характерные черты и ключевые особенности отобранных материалов (страновая или региональная принадлежность, событийно-тематический контекст, смысловая нагрузка, тональность и ряд других) и сис­тематизировать их с учетом взаимодействия при интерпретации аудиторией визуального и текстового ресурса сатирических иллюстраций. Отдельно подчеркнем, что в настоящей статье специальное внимание (за исключением ряда случаев) не уделяется анализу вербального компонента изучаемых изображений (заголовочный комплекс, подписи-пояснения, надписи на некоторых элементах изображений), т.к. наши выводы полностью идентичны тем, что были сделаны на первом этапе работы (Захарова, Киселева, 2023).

В последние годы в исследованиях отечественных ученых растет интерес к изучению структурных элементов китайской медиасистемы и современных особенностей их развития (Вартанова (ред.), 2018; Вартанова (ред.), 2019), массмедиа Китайской Народной Республики как глобального феномена и инструмента «мягкой силы» (Вартанова (ред.), 2018; Ткачева, 2019; Денисов, 2016; Лай, 2018; Цзе, 2018), а также образа КНР в СМИ России, Китая и других стран и компаративного анализа связанных с этой проблематикой публикаций (Якова, Ню, 2022; Хабаров, Чудинов, Ян, 2022). Однако в этих научных трудах достаточно скромное место отводится анализу позиции китайских массмедиа по вопросам мировой политики и изучению их реакции на актуальные события на мировой арене. К редким исключениям можно отнести статью коллектива исследователей (Zeng, Sparks, 2020) с анализом текстовых материалов Global Times, посвященных торговой войне КНР и США. Реализуемый авторами исследовательский проект представляет собой попытку отчасти восполнить этот пробел. Так как анализ проводился на основе специфического иллюстративного материала (использование зооморфных образов в политической карикатуре), авторы обращались к ряду источников по данной проблематике (Багдасарян, Телицын, Орлов, 2003; Фоли, 1997; Wu, 2023). Были рассмотрены только те работы, в которых карикатура выступала главным объектом исследования, а не дополнением к анализу текстового материала. Отметим, что на современном этапе в целом наблюдается интерес российских исследователей как к изучению политической карикатуры в СМИ в историческом и современном контекстах, так и к использованию в таких изображениях анималистических образов (Коптяева, Шустрова, 2021; Котеленец, Затуловская, Лаврентьева, 2018; Ульянов, Чернышов, 2015).

При подготовке настоящей работы мы также уделили отдельное внимание современным особенностям карикатуры в Китае как национального феномена. Привлеченные исследования из этой группы можно разделить на три направления. К первому относятся труды, посвященные историографии политической карикатуры КНР (Crespi, 2020; Lent, 2013; Taylor, 2015), ко второму — наблюдения, связанные с функционированием политической карикатуры в разных событийных и тематических контекстах (Chu, 2021; Chu, 2023; Hung, 1994), к третьему — работы, непосредственно изу­чающие анималистические карикатуры в китайских медиа (Caschera, 2017).

 

Зооморфная метафора в восприятии образа страны

В первую группу были включены изображения животных, которые ассоциируются с конкретной страной (см. рис. 1). Всего в эту часть выборки вошло 56 рисунков, или 55% от общего количества изображений. Абсолютным лидером в этой группе являются США (70%), затем следуют КНР (14%), Австралия (9%), Великобритания (3%), Индия (2%) и Канада (2%). Все зооморфные образы представлены в классическом рус­ле (США — орлан, КНР — панда, Австралия — кенгуру и т.д.), но могут быть и другие решения, которые тем не менее легко декодируются. Великобританию, например, может олицетворять реальное животное — кот Ларри, проживающий в резиденции премьер-министра страны. При этом любопытно, что для презентации США используется несколько способов (см. рис. 2): когда речь идет о роли США на мировой арене, наряду с белоголовым орланом могут привлекаться изображения спрута или акулы, а если о внутренней политике страны — используются образы слона и осла (символы Рес­публиканской и Демократической партий соответственно). Тот факт, что спрут или акула олицетворяют США, специально акцентируется, к примеру, с помощью цилиндра в цветах американского флага, который носит животное.

 

 Зооморфные образы стран

Рисунок 1. Зооморфные образы стран
Источник: составлено авторами.

 

Зооморфные образы США

Рисунок 2. Зооморфные образы США
Источник: составлено авторами.

 

Все материалы, посвященные США, — 39 рисунков — содержат критику действий государства в мировой политике или привлекают внимание к внутренним проблемам в стране. Чаще всего Соединенные Штаты Америки рассматриваются через призму образов осла и слона (24 карикатуры), затем следуют орлан (8 рисунков), спрут (6 иллюстраций) и акула (1 рисунок). Изображения осла и слона привлекают внимание к внутренним проблемам страны, в рассматриваемый период это были предстоящие в 2024 г. выборы и межпартийная борьба, а также проблемы государственного долга, миграционной политики, рецессии, инфляции.

Издание ясно дает понять читателям, что соперничество партий вредит политической или экономической ситуации в стране. Так, на одной из карикатур на фоне перетягивающих канат осла и слона рушится здание Конгресса7, на другой — они меряются силами в армрестлинге, сидя на вулкане проблем (инфляция, расизм, рецессия)8. Поднимается также вопрос о нечестности и алчности политиков американских партий. Некоторые карикатуры имеют говорящие заголовки — например, «Прибыльный бизнес на Капитолийском холме»9. Только на одном рисунке10 слон и осел действуют сообща: они выстроили плотину, удерживающую потоки воды с надписью «Американский долг», однако волна вот-вот преодолеет построенную стену (подпись «Неизбежная катастрофа»).

Отдельно стоит обратить внимание на сами фигуры осла и слона — на то, как выстраивается изобразительный ряд. Прак­тически на всех карикатурах они находятся в состоянии спора или борьбы, при этом на большинстве картинок они именно дерутся. Преимущественно осел и слон изобра­жены как люди, в деловых костюмах (18 рисунков). В качестве дополнительных маркеров оценочного послания можно рассматривать мимику, жесты, размер животных. На мордах зафиксированы явно негативные эмоции — усмешка, злоба, агрессия, упрямство, беспомощность и страх11. Интересным представляется также соотношение размеров фигур слона и осла и остальных изображенных образов: на некоторых рисунках они подчеркнуто небольших размеров по сравнению с огромным дымящимся ружьем, с бомбой с надписью "Потолок госдолга«12, с валуном с надписью «Фискальный дефицит».

Действиям США на мировой арене посвящено 15 карикатур. Белоголовый орлан привлекается в двух основных образах. Это орлан-хищник: у него острый клюв, воинственный взгляд, оскал, острые когти на лапах, он и ведет себя соответственно —набрасывается на плату с надписью «Производство чипов в КНР», шпионит за союзниками; и орлан — льстец и обманщик с лукавой улыбкой (стремление показать, что США вводят в заблуждение своих союзников). Спрут практически везде изобра­жен в паре с глобусом, земным шаром. Это тоже явно негативный образ, что подчеркнуто через мимику (снисходительный или суровый взгляд) и ситуативный ряд — спрут высасывает через трубочку соки из земного шара13, провоцирует военные конф­ликты и цветные революции14, шпионит за всеми15, с помощью НАТО вмешивается в конф­ликт на Ближнем Востоке16. Не случайно рядом с шахматной доской с подписью «Ближний Восток» лежат тюки с деньгами и канистры с нефтью — это показывает суть конфликта и его причины. Однако следует отметить, что в Global Times появляются и непривычные образы облысевшего орлана, теряющего перья17, или явно нездорового спрута, на теле и щупальцах которого видны трещины18.

Образ панды — символа КНР — встречается на восьми рисунках. Темой нескольких карикатур становятся непростые отношения между Китаем и США. Здесь также четко расставлены акценты: с одной стороны — безоружная панда, предлагающая остальному миру развитие и инвестиции, а с другой — агрессивно действующий, вооруженный дубиной дядя Сэм, подталкивающий к войне и дестабилизации19. Прослеживается мысль о том, что, выступая с санкциями против Китайской Народной Рес­публики, Соединенные Штаты Америки преследуют другие страны и насаж­дают свои собственные интересы. В карикатуре "Американская марионетка«20 с увесистой дубинкой против панды (Китая) уже выступает Япония, которой управляют США.

Говоря о других странах, для изображения которых издание привлекало анималистические образы, стоит обратить внимание на кенгуру, символизирующего Австралию, который оказывается втянутым в игры «взрослых» — США и Великобритании. Это, безусловно, касается пакта АУКУС, который направлен на противодействие КНР в Южно-Китайском море. Так, взрос­лая рука передает юному кенгуру игрушечный самолет с американским флагом21 или кенгуру приносит свинью-копилку на нужды строительства подлодок22 зарубежным коллегам. В данных карикатурах получает свое развитие идея о гегемонии США и теперь еще Великобритании, о том, что эти страны используют союзников в своих интересах. Мысль о том, что кукловодом являются Соединенные Штаты Америки, прослеживается и в карикатуре «Кукольный спектакль» — но здесь уже марионеткой становится бобер в футболке с кленовым листом (Канада).

 

Зооморфная метафора: дополнительные смысловые нагрузки в интерпретации

Ко второй группе были отнесены символы, дающие дополнительную смысловую нагрузку (зооморфные образы, позволяющие проследить негативную/позитивную коннотацию, смысловые значения/оттенки и др.). Всего в эту часть выборки было включено 26 рисунков с зооморфными образами. Лидерами стали изображения голубя (7 рисунков) и лошади (6 иллюстраций), далее следуют свинья и динозавр (по 2 карикатуры). Все остальные фигуры, связанные с миром животных, встречались один раз. Это — акула, индейка, корова, овца, волк, осел, змея, олени, также была обнаружена птичка Twitter.

Голубь с оливковой ветвью используется как символ мира. По мнению издания, мир в опасности и виноваты в этом США, которые способствуют росту напряженности и конфронтации на Тайване, Ближнем Востоке, в ходе палестино-израильского конфликта (эта идея прослеживается на всех изображениях с голубем мира). Характерными примерами здесь могут выступить рисунки "Вырываясь из кандалов США"23, где голубь мира с оливковой ветвью летит на Ближний Восток, из песка пус­тыни вырывается побег растения с шипами с пиктограммой флага США и хватает его за лапы, не давая двигаться дальше; "Убийство голубя мира«24, где США (в виде гангстера в костюме и белых перчатках, с автоматом с надписью «Вето» в руках) уничтожили проект резолюции ООН о прекращении огня в Газе, а голубь лежит бездыханный на столе с логотипом ООН, в сторону отброшена оливковая ветвь.

В зависимости от контекста можно предположить, что образ лошади используется для презентации собирательного символа конкретной страны или региона — ее населения, государственных институтов, экономики и пр. Например, на рисунке "США привязывают Европу к своей колеснице«25 — дядя Сэм со зловещей ухмылкой крепко схватил за локоть испуганную девушку-Европу, изображенную в древнеримской тунике с лавровым венком на голове, в другой руке он крепко держит поводья лошадей, полностью перехватив управление колесницей. Надпись на указателе на дороге, по которой они едут, гласит: «Новая холодная война», в пузыре написаны его слова: «Ты принадлежишь мне». При том, что дядя Сэм явно полностью перехватил управление, интересно, что лошади, запряженные в колесницу, изображены по-разному: одна из них смиренно опустила голову, а вторая имеет агрессивный вид, артачится и скалит зубы. Можно предположить, что издание обращает внимание на то, что не все в Европе согласны с новыми правилами игры.

Свинья как символ плодородия и процветания привлекается в образе копилки, что позволяет карикатуристам газеты весьма красноречиво расставить смысловые акценты (с помощью размера или трещин). Так, на рисунке "Обратный результат«26 экономику США символизирует образ грустной, в трещинах свиньи-копилки, по-видимому смирившейся со своей участью. На ней расположен чип с надписью «Высокотехнологичная индустрия Китая», а над ней дядя Сэм занес молоток со словами на рукояти «Ограничения инвестиций в КНР». Мы можем заключить, что издание подчеркивает — любые экономические препоны Китаю со стороны США являются обоюдоострым оружием, под удар обязательно попадет и американская экономика, состояние которой и так не самое процветающее.

Все остальные зооморфные образы, которые были включены в данную группу, также служат однозначной интерпретации смыслов изображения, встраиваясь в контекст послания. Практически все они используются с целью заострить внимание на опасной ситуации.

В третью группу были включены образы, которые не несут дополнительной смысловой нагрузки или в ряде случаев остаются открытыми для интерпретации. Всего в эту часть были включены 19 рисунков с изобра­жениями рыб, птиц/чаек, осьминога, белых медведей, кролика. Образ рыбы в основном привлекался в связи с событиями в Японии, когда было принято решение о сбросе очищенной воды с «Фукусимы-1» в Тихий океан, который, как утверждалось, не будет иметь негативных последствий для окружающей среды. Издание выража­ет обеспокоенность и в своих рисунках ставит под сомнение такие утверждения. Так, в цент­ре рисунка "Есть или не есть?«27 изображена рыба, в левой части карикатуры размещена информация о ее происхождении — из отравленной радиацией воды (в воде и на рыбе маркировка «опасные отходы» или «радиоактивность»), в правой — она уже представлена в виде готового блюда.

 

Выводы

В материалах Global Times политическая карикатура выступает как способ оценки событий на мировой арене. Зооморфные образы из рубрики Cartoon используются газетой для анализа событий на мировой арене и презентации позиции Китая или его оценки тех или иных событий. Для соз­дания образа КНР, связанного с внутренней политикой и жизнью общества, это нетипично и является скорее исключением. Характерно обращение к традиционным классическим решениям в зооморфных метафорах как для формирования образа конкретной страны (США — орлан, КНР — панда, Австралия — кенгуру), так и для создания собирательных образов (голубь — мир, свинья — плодородие и процветание). В то же время отдельные образы не несут дополнительной смысловой нагрузки (рыба), а некоторые в ряде случаев остаются открытыми для интерпретации (лошадь, птица).

В целом же нужно отметить, что основным оппонентом издания являются США, которые преимущественно предстают в виде слона и осла, белоголового орлана, спрута. Рассматривая американскую внутреннюю политику, издание акцентирует внимание на том, что ни слон, ни осел не принимают во внимание потребности населения, увлекшись собственным противостоянием и спорами друг с другом. В результате — во многих сферах жизни общества наблюдается упадок, а решение проблем дает лишь временный эффект. Образ США как «мирового гегемона», «мирового кукловода» и даже «мирового гангстера» является одной из магистральных тем и лейтмотивом в карикатурах газеты. При этом, сравнивая США с другими странами, иллюстраторы создают образы последних визуально меньше (орел и кенгуру), а китайская панда — всегда крупнее своего американского оппонента. По мнению карикатуристов Global Times, конец американской гегемонии (в том числе и долларовой) уже не за горами — на некоторых изображениях мы видим следы разложения и разрушения у спрута и орлана, символизирующих США.

Отметим также, что в большинстве рассмотренных нами карикатур создается вербально-визуальный образ (декодируется изображение и текст), при этом многие из них составляют сложные символические конструкции (одновременно декодируются зооморфная метафора, пиктографические символы (флаги, дорожные знаки) и др.). При расшифровке смыслового значения необходимо учитывать разные особенности графического решения (размер, цвет, местоположение фигуры и др.). Фигуры животных антропоморфированы, они очеловечиваются (поведение, одеж­да, мимика, жесты). Ярко прослеживается дихотомия «образ жертвы» и «образ хищника». При конструировании образа жертвы используются фигуры домашних животных (лошадь, свинья, корова), для создания образа хищника привлекаются фигуры диких животных (акула, волк, змея). В абсолютном большинстве случаев зооморфная метафора привлекается в негативном контексте, при этом образ панды (символа Китая) всегда положительный.

 

Примечания

    1 В ходе работы авторы используют как синонимы понятия «зооморфный стереотип», «зооморфный образ», «зооморфная метафора», а также «зооморфный» и «анималистический».

    2 About Global Times. Режим доступа: https://subscribe.globaltimes.cn/index/page/about.html?lang=en (дата обращения: 23.01.2024).

    3 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

    4 Доступ ограничен в соответствии со ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

    5 Cartoon. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/cartoon/index.html (дата обращения: 23.01.2024).

    6 Авторы осуществляли мониторинг рубрики Cartoon в период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2023 г., где в это время была опубликована 471 карикатура, из которых затем были отобраны рисунки, содержащие образы животных. Основной целью было формирование выборки для анализа в 100 карикатур, т.к., по мнению авторов, такой объем является оптимальным для достижения целей исследования.

    7 Rui L. (2023) Tug of War. Global Times, 18 October. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202310/1300116.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    8 Rui L. (2022) Volcanic Division. Global Times, 03 November. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202211/1278655.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    9 Latuff C. (2022) Lucrative Business on Capitol Hill. Global Times, 27 October. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202210/1278095.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    10 Rui L. (2023) Imminent Disaster. Global Times, 05 June. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202306/1291978.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    11 Rui L. (2023) America's Political Black Hole. Global Times, 07 February. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285009.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    12 Rui L. (2023) A Ticking Bomb. Global Times, 24 May. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202305/1291283.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    13 Rui L. (2022) Preying On the World. Global Times, 21 November. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202211/1280048.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    14 Rui L. (2023) Destroyer of Worlds. Global Times, 17 October. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202310/1300028.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    15 Xia C (2023) Under Surveillance. Global Times, 13 April. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202304/1289096.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    16 Rui L. (2022) Caught in Washington’s Grip. Global Times, 13 July. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202207/1270437.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    17 Latuff C. (2023) The Dying Dollar. Global Times, 11 May. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202305/1290538.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    18 Rui L. (2023) Destroyer of Worlds.

    19 Latuff C. (2023) Who Poses a Real Risk For the World? Global Times, 12 July. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202307/1294214.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    20 Rui L. (2023) A US Puppet. Global Times, 23 July. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202307/1294887.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    21 Rui L. (2022) Dangerous Game. Global Times, 07 December. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202212/1281351.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    22 Rui L. (2023) Bankrolling US Ambitions. Global Times, 15 March. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202303/1287329.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    23 Rui L. (2023) Escaping US' Shackles. Global Times, 10 May. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202305/1290436.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    24 Podvitski V. (2023) Killing of Peace Dove. Global Times, 20 October. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202310/1300255.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    25 Rui L. (2022) US Ties Europe To Its Chariot. Global Times, 21 July. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202207/1271089.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    26 Rui L. (2023) Backfiring Moves. Global Times, 11 August. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202308/1296091.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

    27 Rui L. (2023) To Eat, Or Not To Eat? Global Times, 26 February. Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1286228.shtml (дата обращения: 23.01.2024).

 

Библиография

Багдасарян В., Телицын В., Орлов И. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. М.: Локид, 2003.

Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 6. С. 20–40. DOI: 10.23932/2542-0240-2016-9-6-20-40

Захарова М.В., Киселева Е.Б. Китайский взгляд на мир в карикатурах Global Times в 2022 году: особенности конструирования образов и смыслов // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 4. С. 745–762. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).745-762

Коптяева Н.Н., Шустрова Е.В. Зооморфная метафора в репрезентации Джереми Корбина (на материале британских политических карикатур) // Политическая линг­вистика. 2021. № 5 (89). С. 45–54.

Котеленец Е.А., Затуловская М.С., Лаврентьева М.Ю. «Русский медведь» — динамика изменений образа России в мире // Научный диалог. 2018. № 7. С. 164–176. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-164-176

Лай Л. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «Один пояс — один путь»: медийный дискурс // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2018. № 1. С. 106–109.

Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2018.

Ткачева Н.В. Национальная медиа как инструм енты продвижения мягкой силы Китая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 94–128. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.94128

Ульянов П.В., Чернышов Ю.Г. Россия в амбивалентном «Образе медведя» (на примере европейских карикатур периода Первой мировой войны) // Изв. Алтайск. гос. ун-та. Исторические науки и археология. 2015. № 4/1 (88). С. 259–265.

Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997.

Хабаров А.А., Чудинов А.П., Ян Кэ. Образ Китая в российских и американских СМИ // Политическая лингвистика. 2022. № 2 (92). С. 159–171.

Цзе Ч. Продвижение положительного имиджа Китая в традиционных СМИ и медиа нового типа // Медиаскоп. 2018. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2449 (дата обращения: 23.01.2024).

Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019.

Якова Т.С., Ню Хэ. Имидж Китая в зарубежных массмедиа в контексте инициативы «Один пояс — один путь» (по материалам телеканала CNN в 2020–2021 гг.) // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 141–150. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150

 

Caschera M. (2017) Chinese Cartoon in Transition: Animal Symbolism and Allegory from the «Modern Magazine» to the «Online Carnival». Journal on Visual Art and Communication 4 (1): 1–13.

Chu Y. (2023) Cartooning COVID-19 in China. Critical Arts 37 (4): 39–56. DOI: 10.1080/02560046.2023.2290689

Chu Y. (2021) Politics of Visual Discourse in China: the Corruption Cartoon. Visual Communication 23 (2). DOI: 10.1177/14703572211058822

Crespi J.A. (2020) Manhua Modernity: Chinese Culture and the Pictorial Turn. Oakland: University of California Press.

Hung C.-tai. (1994) War and Popular Culture: Resistance in Modern China, 19371945. Berkeley: University of California Press.

Lent J.A., Ying X. (2013) Chinese Cartoons and Humour: The Views of First- and Second-Generation Cartoonists. In: Davis J.M., Chey J. (eds.) Humour in Chinese Life and Culture: Resistance and Control in Modern Times. Hong Kong: Hong Kong University Press, pp. 81–102.

Taylor J.E. (2015) Cartoons and Collaboration in Wartime China: The Mobilization of Chinese Cartoonists under Japanese Occupation. Modern China 41 (4): 406–435. DOI: 10.1177/0097700414538386

Zeng W., Sparks C. (2020) Popular Nationalism: Global Times and the US—China Trade War. The International Communication Gazette 82 (1): 26–41.

Wu A. (2023) The Images of China in Political Cartoons of Foreign Media. Open Journal of Modern Linguistics 13 (4): 523–558. DOI: 10.4236/ojml.2023.134033

Дата поступления в редакцию: 18.03.2024
Дата публикации: 20.06.2024