Архив



Аудиовизуальный сегмент медиасистемы Республики Беларусь: программы для женской аудитории



Вера Бойко

Ссылка для цитирования: Бойко В.Н. Аудиовизуальный сегмент медиасистемы Республики Беларусь: программы для женской аудитории // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 96−104. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.96104



УДК 654.198-055.2(476)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.96104
EDN: YSLLSV

© Бойко Вера Николаевна
научный сотрудник кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vera.efimowich@yandex.ru



Ключевые слова: белорусские СМИ, телепередачи для женщин, радиопередачи для женщин, типологические характеристики, медиасистема Беларуси.



В статье представлены результаты исследования аудиовизуального сегмента медиасистемы Республики Беларусь. Автор, анализируя теле- и радиопрограммы для женской аудитории, приходит к выводу, что белорусские средства массовой информации развиваются в русле общемировых тенденций, не утрачивая при этом национальной специфики.

 

Актуальность исследования и теоретический аппарат

Медиасистема Республики Беларусь — это сложная многоуровневая среда с крупнейшими национальными холдингами: Белтелерадиокомпания, ЗАО «Второй национальный телеканал», ЗАО «Столичное телевидение», ИД «Беларусь сегодня», ИД «Звязда». По состоянию на 1 марта 2024 г. в стране зарегистрировано 179 телерадиовещательных СМИ, из них 100 государственных (59 радиопрограмм и 41 телепрограмма) и 79 негосударственных (28 радиопрог­рамм и 51 телепрограмма)1. Основные общенацио­нальные телеканалы: «Беларусь 1», «Беларусь 2» (молодежный), «Беларусь 3» (социо­культурный), «Беларусь 5» (спортивный), «Общенациональное телевидение» (ОНТ), «Столичное телевидение» (СТВ). С сентяб­ря 2015 г. начал работу регио­нальный теле­канал «Беларусь 4», который выступает платформой для областных каналов2. Около 30 радиостанций осуществля­ют вещание в FM-диапазоне.

В 2020 г. доступ к цифровому телевидению и радиовещанию имели 99,47% населения страны3. В 2019 г. были завершены работы по прокладке волоконно-оптических линий связи в каждую квартиру городских многоквартирных жилых застроек, сетью было обеспечено 97% населенных пунктов со 100 и более домохозяйствами. Техническая доступность телевидения и радио позволяет им оставаться самыми популярными каналами СМИ, однако доля телесмотрения год от года снижается: если в 2020 г. телевизор каждый день смотрели 62,6% опрошенных, то в 2023 г. — 59,3%. Данная тенденция характерна не только для столицы, но и для регионов (Черняк, 2022: 227). Уровень потребления телевидения и радио тесно связан с возрастными показателями ауди­тории. Так, согласно социологическим данным, доля активных радиослушателей (практически каждый день) составляет более 26%, в основном это люди старше 30 лет (Подвальская, 2020: 52).

Переход медиасегментов в единую цифровую форму расширил границы медиасистемы республики. Сегодня все традиционные телеканалы создали свои онлайн-версии, получили развитие интернет-каналы, видеоблоги, видеохостинги. Так, согласно заявлению заместителя министра информации Республики Беларусь А. Кунцевича, цифровой формат в общем объеме радиослушания составляет 19%4. Председатель правления ОО «Белорусский союз журналистов» А. Кривошеев, говоря о региональных СМИ, отмечает: «С одной стороны, региональная пресса становится медиахолдингами, которые работают во всех инфосредах со своей аудиторией напрямую, обеспечивают эффективную обратную связь для своих учредителей. С другой стороны, мы видим рост читательского интереса к новым мультимедийным проектам классических до этого медиаресурсов. По сути, даже региональные СМИ становятся квазителевидением, квазирадио, работают в новых медиа — соц­сетях, мессенджерах»5. Выводы чиновников подтверждают и исследователи: «...для представителей обоих сегментов телевизионной системы именно поиски и апробация удачных технологий размещения, распространения, продвижения и монетизации своего контента онлайн превратились в ключевое направление <...> регулярной, ежедневной работы <...>, часть стратегического планирования» (Телевизионная журналистика, 2019: 6).

Проникновение новых технологий положительно сказалось на радиоиндустрии и расширило возможности получения прибыли: «Раньше платили за проекты или партнерский контент только в эфире, сейчас все хотят также выкладку на сайте и в соцсетях. К тому же цифровизация позволяет радиостанциям гораздо точнее, чем еще 10 лет назад, понять, кто их ауди­тория» (Телевизионная журналистика, 2019: 88). Помимо понимания аудитории цифровые площадки и социальные сети дают возможность прямого доступа к ней: «В социальных сетях размещают приглашения на мероприятия, организуемые радио­станциями; публикуются фотоальбомы, создаются новые темы для обсуждения и площадки диалога с аудиторией» (Современное радио в России, 2021: 89).

Белорусские исследователи также отмечают эту тенденцию, причем в работе не только общенационального, но и регионального радиовещания. Важна ставка на применение различных инструментов продвижения и в первую очередь вне­эфирных — расширение доступа к вещанию за счет присутствия в Интернете, использование мобильных платформ и приложений, которые активно применяют их конкуренты из столицы (Малмыго, 2020). О значимости внеэфирной работы пишут и исследователи телевидения (Кузьминова, 2022, 2021; Булацкий, 2020). Среди других современных тенденций они называют: осознание важности работы с эмоциями зрителя; активизация аналитических и художественно-публицистических жанров; жанровая гибридизация; сотрудничество СМИ с каналами-конкурентами; создание масштабных шоу-проектов. А.Д. Шацкая и М.И. Макеенко считают, что «фирменные» проекты сегодня представляют собой практически отдельные элементы медиапространства: «...важными элементами медиасистемы становятся не столько конкретные телеканалы, сколько принадлежащие им программы-бренды и даже, что еще важнее, создаваемые на их основе единицы контента» (Шацкая, Макеенко, 2022: 9). Исследователи также выявляют тенденцию к сегментации аудитории и, соответственно, специализации передач (Малмыго, 2022).

 

Результаты исследования

В Беларуси отдельных телеканалов или радиостанций, ориентированных исключительно на женщин, выявить не удалось, поэтому объектом исследования были определены отдельные программы. Поиск осуществлялся по сайтам белорусских теле- и радиокомпаний. Были выбраны оригинальные белорусские проекты, позиционирующие себя как «женские».

«Точки над i». Женский проект с мужским характером затрагивает самые важные вопросы жизни страны. Формат ток-шоу подразумевает дискуссию и довольно бурное обсуждение экспертных мнений и интригующих историй. Задача ведущих: дать высказаться всем сторонам конфликта и к концу эфира постараться прийти к компромиссу.

Выходит на канале СТВ, созданном в 2000 г. (на отдельной частоте — с 1 января 2001 г.). Это один из трех национальных телеканалов, вещающих на всю территорию Беларуси. В его эфире информационные программы, публицистика, развлекательные шоу, спортивные программы, документальные фильмы и др.

«Белорусская superженщина». Как понятно из названия программы, ее главные героини — «представительницы прекрасной половины человечества, каждая из которых старается сделать мир лучше и начинает с себя». Еженедельное знакомство с теми, кто достоин самых высоких похвал, кто своей красотой, умом, креативностью, силой и мудростью добиваются карьерных высот, верят в доброту и единство, успевают вырастить и воспитать достойное поколение и не забывают о процветании родной страны.

Совместный проект трех телеканалов: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ. Основной государственный телеканал страны «Беларусь 1» ведет свою историю с 1 января 1956 г. В эфире — разнообразные программы о жизни страны, дальнего и ближнего зарубежья, художественные фильмы и популярные телесериалы, трансляции крупнейших мировых форумов и эксклюзивный спортивный продукт. Телеканал ОНТ начал вещание 25 июня 2002 г. В эфире мировые телевизионные проекты, фильмы и сериалы, собственные программы, важные для белорусского зрителя, оперативные новости.

«Женщины и спорт». Первый выпуск проекта, рассказывающего о белорусских спортсменках, призерах и победительницах Олимпийских игр, вышел в эфир в 2016 г., накануне главных Игр четырехлетия в Рио-де-Жанейро. Он оказался востребованным не только у телезрителей, но и у чиновников из мира спорта.

Программа выходит на канале «Беларусь 5». Это первый белорусский национальный спортивный телеканал, обеспечивающий освещение государственной информационной политики в области спортивной жизни. Начал вещание 21 октября 2013 г. Своей миссией телеканал определяет формирование национального самосознания посредством пропаганды здорового образа жизни и достижений спорта.

«Парадоксы». Ток-шоу об отношениях между мужчиной и женщиной, с привлечением экспертов в решении самых парадоксальных ситуаций. Выходит на радиостанции «Сталіца», это единственная в стране полностью белорусскоязычная радиостанция FM-диапазона. В эфире звучат информационные, познавательные и музыкально-развлекательные программы. Особое место занимают программы, посвященные истории и культуре Беларуси.

«Семейная программа». В центре внимания авторов — секреты простого семейного счастья, поддержка института семьи в обществе, семейные ценности и традиции, реализация государственной демографической политики. Выходит на Первом национальном канале Белорусского радио — крупнейшем в республике, с самой широкой трансляционной сетью. Сетка вещания основана на сочетании информационных, тематических и музыкальных передач, ориентированных на слушателей возрастной группы 45+.

Попавшие в выборку теле- и радиопрограммы были проанализированы по следующим критериям: год создания, канал (ТВ или радио), частота выхода, хронометраж, формат, язык, целевая аудитория, тематика, наличие аккаунтов в социальных сетях (Instagram6, X7, Facebook8, YouTube, «Одноклассники», «ВКонтакте», TikTok, Telegram). Результаты представлены в таблице.

Таблица. Типологические характеристики государственных теле- и радиопередач для женщин в Беларуси

Критерий

Название программы

Точки над i

Белорусская superженщина

Женщины и спорт

Парадоксы

Семейная программа

Год создания

2021

2021

2016–2021

2023

2016

Канал

ТВ

ТВ

ТВ

радио

радио

Кол-во выходов
в неделю

4

2

1

1

7

Хронометраж, мин

45–55

8–10

25–40

55

30

Формат

ток-шоу

интервью-портрет

портрет

ток-шоу

Язык

русский

белорусский и русский

Целевая аудитория (возрастная группа)

50+

25+

н/д

н/д

45+

Тематика

социальная

социальная

спортивная

отношения

семейная

Принцип размещения контента
в Интернете

последний выпуск

все выпуски

все выпуски

описание передачи

описание передачи + ссылки на YouTube

Представленность
в социальных сетях (аккаунт канала
или программы)

YouTube, TikTok, ВКонтакте, Telegram,
Instagram, X

YouTube, ВКонтакте,
Instagram, X,
Facebook

YouTube

YouTube, ВКонтакте,
Instagram

YouTube, ВКонтакте, Telegram, Одноклассники, Facebook

Источник: составлено автором.

 

Из таблицы видно, что все передачи, кроме «Семейной программы», появились в последние несколько лет. Это может говорить о возрастающем интересе к «женским» темам, который поддержан государством, т.к. все телеканалы и радиостанции входят в официальные холдинги. Здесь проявляется особенность белорусского общества: женщины активно участвуют в социальной жизни, занимают должности в государственных органах, в республике действует Белорусский союз женщин, не номинальная, а активно развивающаяся структура, имеющая отделения на всех уровнях — от первичных до общереспубликанских.

Что касается форматов, можно отметить, что передачи представлены в двух вариантах: ток-шоу и портрет/интервью-портрет — оба этих формата достаточно популярны на современном телевидении и радио (Гуленко, Долгова, 2016; Куницына, 2021). В частоте выхода и хронометраже какого-либо единства не просматривается, различается и тематика. Характеристики каждого из проектов соответствуют его задачам: получасовое портретное интервью о спортсменках («Женщины и спорт») или более длительное проблемное ток-шоу, в котором надо выделить время на представление точек зрения всех участников и экспертов («Точки над i»).

Все телепрограммы выходят на русском языке, радиопередачи — и на белорусском, и на русском языках. Исследователь И.И. Минчук отмечает, что для общереспубликанских телеканалов характерна небольшая доля белорусскоязычного контента и «абсолютно естественна ситуа­ция, когда языковой код переключается в рамках одной программы» (2017: 109). Мы можем согласиться с выводом исследователя о том, что на выбор языка влияет концепция телеканала, тематика и жанр программы, а также языковые предпочтения участников. Так, ток-шоу с большим количеством участников («Точки над i») и передача «Женщины и спорт», изначально ориентированная на YouTube, выходят на русском языке, что позволяет привлечь широкую аудиторию.

Аудитория всех проектов — в основном люди среднего и старшего возраста, что подтверждают статистические данные. С этим связан и выбор стратегии — с упором на традиционные СМИ, а не на новые медиа. Однако это не означает, что в редакциях игнорируют интернет-пространство, передачи представлены в рамках аккаунтов телеканалов и радиостанций и индивидуально («Точки над i» в TikTok). Как аудиовизуальные СМИ они лучше всего представлены на YouTube (в среднем — 200 просмотров).

Далее мы рассмотрим ответы, полученные в результате экспертных интервью, и проведем их анализ с целью выявить актуальные тенденции в развитии программ, рассчитанных на женскую аудиторию: выбор и поиск героев и тем, идея и миссия проекта и его национальная специфика, способы формирования контента для социальных сетей, взаимодействие с зрителями/слушателями/пользователями.

Одной из самых заметных особенностей женских программ на радио и телевидении можно назвать то, что они — авторские. За идеей и концепцией стоит один человек, команда исполнителей небольшая: «Что касается информационного наполнения и ведения, то мы сами» (М. Худалей, «Парадоксы»); «Татьяна, Анастасия, Елизавета и я — четверо ведущих. Мы сами записываем, сами монтируем, пишем подводки. И швец, и жнец, и на дуде игрец» (Е. Демидович, «Семейная программа»); «Программу делает один человек — автор» (О. Высоцкая, «Белорусская superженщина»); «Доступ к проекту имеют, как правило, три-четыре человека» (А. Эйсмонт, «Женщины и спорт»). Особенно ярко авторский почерк прослеживается в программе «Женщины и спорт». А. Эйсмонт, обладающая большим опытом в тележурналистике, самостоятельно продумывает все: от изначальной идеи, концепции до сценарных ходов каждой передачи: «У меня некоторые девочки снимались чуть ли не по полгода. С интервалом, понятно, но у некоторых я ждала свадьбу, у кого-то еще что-то <...> я подстраивалась. Не было такого, что я приехала, сняла маму-папу, на следующий день интервью записала, на тренировку съездила — и слепила». Выделяется также ток-шоу «Точки над i» на канале СТВ, над которым работает достаточно большая по белорусским меркам команда: «Четыре темы — четыре сценариста. На программу по два редактора, работает продюсерская группа». Подобное разделение по темам есть и в «Семейной программе». Так как передача ежедневная, каждая из четырех ведущих отвечает за свою тематику: молодежная политика, волонтерские проекты, многодетные семьи, женщины и пенсионеры.

Для формата ток-шоу характерны темы семьи, детей и родителей, воспитания, социальные проблемы, отношения женщины и мужчины. В «Семейной программе» затрагивается религиозные темы, в качестве гостей приглашаются православные и католические священники. Также выходили выпуски, посвященные Дню единения Беларуси и России, где о своем опыте рассказывали смешанные русско-белорусские семейные пары. Ю. Крыницкая («Точки над i») отмечает важность не только интересной темы, но и подбора героев: «Можно заявить какую угодно интересную тему, но если не будет интересных героев, то она провалится. И даже харизма, опыт ведущих не помогут». Для интервью-портрета выбор героя — центральная задача автора передачи, и если для программы «Женщины и спорт» значение имели спортивные достижения, то для «Белорусской superженщины» стояла задача показать представительниц самых разных профессий и социальных кругов. На вопрос, кто «супер» в современной Беларуси, О. Высоцкая ответила, что они выбирают разных героинь, но с активной гражданской и личной позицией. Это может быть и трактористка, и настоятельница монастыря, и многодетная мама. Также героинями становились победительницы конкурса «Женщина года». О. Высоцкая отметила, что многих женщин она знает лично по Союзу женщин: «Своих передовиц-женщин все знают, и просто нам предлагают: вот есть активные женщины, давайте посмотрим». Среди героинь передачи не только горожанки, но и сельские работницы: «В этом тоже есть своя фишка. Женщина прекрасна везде. Когда мы рассказываем о трактористке, а она с любовью рассказывает о своей земле, о работе, — вы сами влюбитесь. Патриотизм в простых вещах, в отношении к земле, к зерну, к тому, чтобы привлечь детей в коровник сходить так, чтобы им было интересно. Нужно воспитывать патриотизм на таких вещах».

Ю. Крыницкая («Точки над i») отметила, что их программу смотрят в больших и маленьких городах. Обратная связь идет по традиционным каналам: «Нам пишут письма, звонят в редакцию. Поскольку ауди­тория зрелая, чаще всего такие форматы». О. Высоцкая («Белорусская superженщина») подтверждает актуальность обратной связи: «Нам очень много пишут, пишут лично. Мы люди публичные, мы все друг друга знаем. Если программа понравилась, то я обязательно об этом узнаю».

Иной подход у М. Худалей («Парадоксы»). Так как аудитория программы моло­дая, для общения ведущая использует социальные сети. «Мы всегда начинаем работу над темой программы с того, что пишем в соцсетях: если у вас есть какая-то тема, вам бы хотелось ее обсудить, присылайте нам».

Как было отмечено выше, программы представлены в соцсетях. «Точки над i» имеет свой аккаунт в TikТok. Директор спецпроектов Ю. Крыницкая объяснила это так: «TikТok нашей передачи ведет наша ведущая, она выкладывает какие-то моменты со съемочной площадки, забавные рилсы. У нас солидная для Беларуси аудитория — 800 тысяч подписчиков». Она также отметила некоторые сложности адаптации телеконтента в Интернете — сложно спрог­нозировать, какие темы будут популярны в онлайн-пространстве, почти отсутствует корреляция с популярностью на телевидении. Однако большой проблемой это не является: основной упор делается все же на телеаудиторию, где влияние оказывает сама привычка к телесмотрению.

Остальных программы представлены в рамках аккаунтов своего телеканала/радиостанции. Как правило, за продвижение в Интернете отвечают сотрудники не из редакционного коллектива — автор программы «Парадоксы» объясняет это простой целесообразностью: «Передач очень много, есть ли смысл под каждую делать отдельно? Людям удобно находить все в одном месте». Кейс «Белорусской superженщины» подтверждает эту точку зрения: так как программа создается тремя телеканалами, ее выпуски представлены в соцсетях каждого из них.

 

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Аудио­визуальные СМИ в Республике Беларусь развиваются в русле общемировых тенденций: аудитория этих каналов преимущественно среднего и старшего возраста, интернет-версиям телеканалов и радиопередач уделяется все большее внимание, совершенствуются внеэфирные инструменты продвижения через Интернет, создаются «фирменные» проекты, с которыми ассоциируется канал. Однако есть и своя специфика — например, широкий доступ к цифровому телевидению и радиовещанию, инициируемый государством.

Для теле- и радиопередач, ориентированных на женскую аудиторию, характерны следующие особенности: интерес к «женским» темам, который поддержан государством, но сами передачи — авторские, поэтому формат и тематика зависят от создателя проекта. Телепрограммы выходят на русском языке, радиопередачи — на белорусском и русском языках; религиозная специфика Беларуси (большая доля католического населения) находит отражение в выборе гостей передач; проявляются социальные задачи СМИ: внимание к семье, людям старшего возраста, труженикам села. В отличие от указанной выше тенденции к продвижению контента в Интернете, характерной для массмедиа в целом, передачи для женщин в Беларуси ориентированы больше на традиционные СМИ и имеют обратную связь через звонки, письма, что связано с возрастом аудитории. Кроме того, за продвижение в Интернете отвечают сотрудники, которые занимаются ведением аккаунтов телеканала или радиостанции в целом.

 

Примечания

    1 Средства массовой информации. Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/society/mass-media (дата обращения: 30.04.2024).

    2 Средства массовой информации в Беларуси. Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/mass-media-in-belarus (дата обращения: 03.04.2024).

    3 Телевидение и радиовещание. Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/televidenie-i-radioveshchanie (дата обращения: 03.04.2024).

    4 Радио в Беларуси продолжает активно развиваться, в сутки его слушают 720 тыс. человек // БЕЛТА. 2024. Февр., 13. Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/radio-v-belarusi-prodolzhaet-aktivno-razvivatsja-v-sutki-ego-slushajut-720-tys-chelovek-615234-2024/ (дата обращения: 03.04.2024).

    5 Кривошеев: белорусское медиаполе переживает структурную модернизацию // БЕЛТА. 2024. Март, 28. Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/krivosheev-belorusskoe-mediapole-perezhivaet-strukturnuju-modernizatsiju-624256-2024/ (дата обращения: 03.04.2024).

    6 Принадлежат компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

    7 Доступ ограничен в соответствии со ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

    8 Принадлежат компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

 

Библиография

Булацкий В.Г. Тенденции развития регионального телевидения в Беларуси // Рэгіянальныя СМІ Рэспублікі Беларусь у лічбавую эпоху: ад лакальнай праблематыкі да інфармацыйнай бяспекі дзяржавы: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. Мінск: БДУ, 2020. С. 41–43.

Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «Ток-шоу» // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2016. № 3. С. 102–110.

Кузьминова А.Ю. Белорусское телевидение сегодня: основные тренды // Журналістыка — 2022: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 24-й Міжнар. навук.-практ. канф. Мінск: БДУ, 2022. С. 260–263.

Кузьминова А.Ю. Нарративный и ненарративный телеконтент в реализации приоритетов информационной политики Беларуси // Журналістыка — 2021: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 23-й Міжнар. навук.-практ. канф. Мінск: БДУ, 2021. С. 261–264.

Куницына Н.В. Интервью — ток-шоу — подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестн. ВУиТ. 2021. № 2 (35). С. 140–147. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_140

Малмыго Т.В. Региональное радиовещание в условиях реагирования на вызовы в информационной сфере // Рэгіянальныя СМІ Рэспублікі Беларусь у лічбавую эпоху: ад лакальнай праблематыкі да інфармацыйнай бяспекі дзяржавы: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. Мінск: БДУ, 2020. С. 219–221.

Малмыго Т.В. Система современного радиовещания Беларуси // Аудиовизуальные медиа в эпоху интернета и информационных войн: от традиций к инновациям: мат. международ. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию каф. телевидения и радиовещания БГУ (Минск, 21–22 сент. 2022 г.). Минск: БГУ, 2022. С. 148–154.

Минчук И.И. Русский и белорусский языки в эфире белорусских телеканалов // Медиалингвистика. 2017. № 2 (17). С. 105–114.

Подвальская В.С. Медиапространство Республики Беларусь: состояние и тенденции развития // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2020. № 3. С. 51–55.

Современное радио в России / под ред. Г.Г. Щепиловой, Л.А. Кругловой. М.: Аспект Пресс, 2021.

Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2019.

Черняк Ю.Г. Медиапотребление в Беларуси: региональный аспект // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 225–234.

Шацкая А.Д., Макеенко М.И. Телеконтент в новых медиа: работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете: моногр. М.: Аспект Пресс, 2022.

Дата поступления в редакцию: 02.05.2024
Дата публикации: 20.06.2024