Архив



Роль Московского университета в развитии русской культуры



Дмитрий Гутнов

Ссылка для цитирования: Гутнов Д.А. Роль Московского университета в развитии русской культуры // Меди@льманах. 2024. № 3 (122). С. 106−114. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.106114



УДК 378.4МГУ:316.73(470+571)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2024.106114
EDN: YTVSVU

© Гутнов Дмитрий Алексеевич
доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gutnov@yandex.ru



Ключевые слова: Московский университет, русская культура, Художественные классы, хор, театр и музеи.



Статья посвящена изложению некоторых аспектов влияния Московского университета на развитие отечественной культуры. В силу ограниченного объема актуализируются вопросы организации художественного образования, участия Московского университета в продвижении музыкальной культуры и театра, в создании музейных и библиотечных коллекций, перешагнувших ныне сугубо университетские рамки и приобретших самостоятельное значение.

 

Накануне 270-летнего юбилея Московского университета возникает очевидная потребность актуализировать известные грани вопроса о взаимодействии Московского университета и русской культуры или напомнить о фактах, которые по сей день находятся на периферии общественного внимания.

 

К истории вопроса

После открытия в 1755 г. Московский университет сразу же стал важнейшим цент­ром интеллектуальной и культурной жизни Российской империи. Поэтому многие нововведения в области культуры, искусства, просветительства вели свое начало именно из университетских стен, приобретая впоследствии не только общегородское, но и общероссийское значение. Рассматривать данный вопрос можно в двух аспектах. С одной стороны, среди выпускников, профессоров и преподавателей Московского университета было немало тех, кто внес свой весомый вклад в развитие отечественной культуры. Однако, учитывая, что по экспертным (и весьма приблизительным) оценкам за время своего существования из университетских стен вышло более 300 000 выпускников1, такой «персонализированный» подход к данному вопросу просто нереализуем из-за общего числа людей, которых необходимо упомянуть. С другой стороны, более востребованным в нашем случае кажется иной подход, который строится вокруг учреждений культуры, вышедших из стен Московского университета и ставших заметным явлением русской культуры. В силу ограниченного объема статьи основное внимание будет посвящено деятельности Художественных классов при Московском университете в XVIII в., музыкальных и театральных коллективов, связанных с Московским университетом, а также функционированию просветительских обществ и основанных ими музеев.

Историография сюжетов, которые затрагиваются в статье, поистине огромна. Это как общие культурологические работы (см., напр.: Краснобаев, 1972, 1983; Очерки русской культуры XIX века, 1998–2002), так и работы, посвященные истории Московского университета (Шевырев, 1855; Пономарева, Хорошилова, 1997, 2001, 2006; Петров, Пономарева, Хорошилова, 2012; Место, наукам посвященное, 1995 и др.). Еще более многообразна и разнопланова литература, посвященная отдельным областям культуры и их взаимосвязям с университетской жизнью. Наиболее информативной с точки зрения поставленных нами задач об истории Художественных классов при Московском университете представляется работа Д.А. Ровинского, посвященная взаимодействию Московского университета и Академии Художеств в XVIII в. (Ровинский, 1855). История музыки в Московском университете освещалась большим числом разнообразных исследований, из которых наиболее универсальной оказалась специальная работа В.А. Натансона о музыкальном прошлом МГУ (Натансон, 1955). Из весьма обширного круга работ, раскрывающих историю университетского театра, хотелось бы выделить статью нынешнего ректора ГИТИСа профессора Г.А. Заславского, непосредственно посвященную общим истокам университета и театра в России (Заславский, 2018). Кроме того, довольно широкий корпус более частных исследований по тем или иным аспектам истории, рассматриваемых учреждений культуры, привлекался нами по мере необходимости (Владимирская (ред.), 1998; Мирзоян, 2005; Балаханова, 2013; Любарский, 2009; Павлинов, 2016 и др.).

Традиционно влияние Московского университета на развитии русской культуры связывают с Художественными классами, открытыми при гимназии Московского университета в 1757 г. как косвенное следствие еще одного начинания первого куратора Московского университета И.И. Шувалова (1727–1797). После удачного опыта созда­ния Московского университета он решил основать еще и Академию художеств. Необходимые документы и разрешения по аналогии с открытием университета были быстро получены, однако, из-за начавшейся в 1756 г. Семилетней войны, этот проект не получил достаточного государственного финансирования. Правда, против самой идеи власти не возражали и предложили Шувалову хотя бы на первых порах взять на себя расходы по содержанию нового учебного заведения. Шувалов так и сделал: ректорат Академии художеств работал во флигеле собственного дворца Шувалова на Большой Садовой улице в Санкт-Петербурге, а обучение первых учеников Академии шло в специально созданных Художественных классах Московского университета (Ровинский, 1855: 63–64). В январе 1758 г. ученики Художественных классов были формально переведены из университета в Академию художеств. Окончательно учебные подразделения Академии переехали в Санкт-Петербург только в 1763 г.

 

Музыка

Как выяснилось вскоре после создания Художественных классов, потребность в полноценном художественном образовании в других видах искусства, а не только в предметах изобразительных искусств и архитектуры, была вызвана даже не увлечениями многих студентов, например пением, но и насущной необходимостью. Регулярные богослужения, церковные праздники (особенно после того, как была освящена домовая церковь св. мц. Татианы), университетские акты, торжества, юбилеи и пр. требовали участия хора. Поэтому буквально сразу после основания Московского университета был сформирован мужской хор из числа учеников разночинной гимназии. Для руководства им в 1757 г. И.И. Шуваловым был приглашен известный музыкант и композитор, капельмейстер Мадридской Королевской капеллы А. Дуни. Первый набор в вокальный класс составил всего шесть человек (Натансон, 1955: 69). Начав с сугубо университетских мероприятий, хор с 1774 г. стал вести концертную деятельность вне университетских стен. Первое публичное выступление этого коллектива зафиксировано в «Прибавлении» к «Московским ведомостям» от 11 июля 1774 г., где указывается, что в связи с празднованием годовщины восшествия на престол Екатерины II хор университета пел «на музыке» — в сопровождении оркестра (Минаева, 2005: 95). Удивительно — но факт. Выступления хора Московского университета прерывались лишь один раз — во время битвы за Москву в 1941 г., когда многие участники хора во главе с его руководителем С.В. Поповым ушли в народное ополчение (Московский университет в Великой Отечественной войне, 1975: 32).

С хором Московского университета как до, так и после революции работали известные отечественные дирижеры и композиторы. Среди них были М.М. Ипполитов-Иванов, Н.А. Маныкин-Невструев, В.М. Орлов, Н.С. Кленовский, К.К. Альбрехт, П.И. Бларамберг. В 1874 г. П.И. Чайковский обработал для мужского хора2 университета знаменитую студенческую песню Gaudeamus. В 1890 г. именно в этом коллективе начинал свою певческую карьеру известный советский певец, тенор Л. Собинов (Натансон, 1955: 180). В 1960 гг. были опубликованы четыре нотных сборника произведений из репертуара хора (Поют студенты МГУ, 1960–1969). В 1977 г. фирма «Мелодия» выпустила альбом грамзаписей его исполнений. И сегодня помимо участия в университетских мероприятиях хор выступает на разных площадках с известными в России и за рубежом оркестрами, солистами и дирижерами. Среди них такие музыканты, как В. Спиваков, В. Федосеев, М. Плетнев, Ю. Башмет, В. Полянский, А. Карабанов, А. Лубченко.

 

Театр

Как известно, императрица Елизавета Петровна своим указом от 30 августа 1756 г. положила начало истории русского нацио­нального театра. И буквально вслед за этим событием в Московском университете появилась своя театральная труппа. В том же 1756 г. состоялась первая премьера. Это была пьеса французского автора Ле Грана «Новоприезжие». Показ приурочили к первой годовщине Указа об основании университета. Труппа студенческого театра по понятным причинам была мужской, что создавало своеобразные трудности для первых постановок. Поэтому в газете «Московские ведомости» от 27 июня 1757 г. было размещено объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского Императорского университета»3.

Домашний театр университета имел полный запас кулис и гардероба. На святках или на масляную неделю давали обыкновенно два-три представления, «со своею музыкой» [т.е. в сопровождении музыкантов из числа студентов. — Д.Г.]. Пользовались большим успехом у публики комедии: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Скупой» Ж.-Б. Мольера, оперы: «Мельник» по пьесе А.О. Аблесимова, «Добрые солдаты» М.М. Хераскова, «Севильский цирюльник» по комедии П.-О. Бомарше. По воскресень­ям и праздникам иногда проводились вечерние танцы или концерты (Натансон, 1955: 114). Художественное руководство университетской труппой осуществлял сам ректор университета М.М. Херасков. Свою лепту в жизнь университетского театра внесли Н.Н. Сандунов, В.И. Макаров, Г.Г. Политковский, И.О. Тимковский, П.В. Злов.

Следующий этап становления университетского театра связан с именем театрального антрепренера и режиссера Дж.Б. Локателли. Он в 1759 г. заключил договор с Московским университетом, по которому актеры университетского театра принимали участие в постановках его труппы, а Локателли брал на себя оплату их обучения в университете. В итоге 18 учеников университетской гимназии из разночинцев составляли труппу Московского театра и были на иждивении Локателли, который помимо заведования этим театром и Итальянской оперой в Москве стал руководить и университетским театром. Отдельным условием контракта было то, что из этих 18 студентов десятеро должны были учиться музыке вокальной и инструментальной, двое — теа­тральной живописи и шестеро — танцам (200 лет плюс 20, 1979: 43).

В 1806 г. в значительной части из актеров университетского театра была сформирована театральная труппа М. Медокса, получившая статус императорской, из которой вырос теперь уже всемирно известный Малый театр. В числе знаменитых актеров этого театра было немало тех, кто имел за плечами работу в университетском театре Московского университета. Среди них были такие мэтры русской Мельпомены, как П.С. Мочалов и М.С. Щепкин (подр. см.: Заславский, 2018: 208–288).

С тех пор театральная жизнь в Московском университете то затихала, то возобновлялась, но никогда не прекращалась. Современный этап театральной истории Московского университета наступил в конце 1950 гг., когда театр возглавил Р. Быков, и театральный коллектив университета был преобразован в Студенческий театр. С этого момента он стал высокопрофессиональным, самоокупаемым, постоянно действующим театром. Именно там проявился талант таких известных советских актрис, как И. Савина и А. Демидова. После Р. Быкова в Студенческом театре спектакли ставили С. Юткевич, М. Захаров, И. Соловьев, Р. Виктюк.

В 1998 г., когда театр праздновал сорокалетие своего возрождения, его основатель Р. Быков высказал мысль о том, что Студенческий театр МГУ по своему творческому потенциалу вполне может стать полноправным московским театром. Ректор МГУ В.А. Садовничий поддержал эту идею. В итоге при содействии Правительства Москвы и Союза театральных деятелей России в декабре 1999 г. был создан объединенный студенческий театр «МОСТ». В 2010 г. театр «МОСТ» открыл новый сезон уже на собственной сцене в самом центре столицы и по сей день продолжает славные традиции университетского театра.

 

Научно-просветительские общества и музеи

Огромную роль в деле распространения культуры в Москве, да и во всей России, сыграли многочисленные научно-просве­тительские общества при Московском университете. За все время существования университета их было много. В дореволюционный период эти общества наряду с Российской академией наук вносили свою важную лепту в организацию и финансирование научных исследований. Но при этом в их деятельности всегда была сильна просветительская составляющая. В связи с этим хотелось бы отметить, что и поныне в составе МГУ работают два старейших на сегодняшний день научных общества России: Московское общество испытателей природы (основано в 1805 г.) (Мирзоян, 2005: 148–160) и Московское математическое общество (основано в 1867 г.) (Демидов, Тихомиров, Токарева, 2016: 155–183). Если же говорить об истории просвещения и популяризации науки, нельзя не отметить дея­тельность Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), членами которого состояли многие профессора, преподаватели и студенты Московского университета. Это общество было создано в 1863 г. по инициативе таких профессоров Московского университета, как А.П. Богданов, А.Ю. Давидов и Г.Е. Щуровский. Основной целью общества, согласно принятому в 1864 г. уставу, было всемерное развитие и распространение научных знаний в области антропологии, этнографии и естествознания. Одна из значительных его заслуг — участие в создании целого ряда музеев, ныне имеющих общероссийское значение (Любарский, 2009: 26).

Строго говоря, первый музей в Москве (и второй в России)4 был основан при создании Московского университета в виде Минералогического кабинета и в 1791 г. преобразован в Музей натуральной истории. Он служил не столько музеем в современном понимании этого слова, сколько библиотекой учебных пособий в разных отраслях естествознания. Большую роль в формировании этой коллекции сыграла семья горнозаводчиков Демидовых, неоднократно даривших Московскому университету различные геологические, антропологические и ботанические коллекции (подр. см.: Пономарева, Хорошилова, 1997: 58). В дальнейшем собрание музея постоянно пополнялось. Для хранения экспонатов требовались все новые площади. Кроме того, коллекции этого собрания требовали дифференциации в вопросах хранения, описания и использования богатых материалов. В итоге во второй половине XIX в. начался процесс выделения из университетского Музея натуральной истории самостоятельных музеев, часть из которых по сей день работает в составе МГУ, а некоторые выделилась в отдельные учреждения культуры.

Первым самостоятельным музеем стала Зоологическая коллекция Музея натуральной истории. Один из основателей ОЛЕАЭ, профессор А.П. Богданов много сделал для того, чтобы зоологические коллекции были инвентаризированы, описаны и выведены в отдельное помещение. Согласно назначению коллекций собрание формируемого Зоологического музея разделили на научную, экспозиционную и лекционную части. Были начаты регулярные занятия со студентами. Коллекция разрасталась за счет материалов экспедиций и подарков меценатов. Поэтому вплоть до начала ХХ в. музей испытывал трудности с хранением новых экспонатов. Дело доходило до того, что часть собрания хранилась в Историческом и Румянцевском музеях. Наконец, в связи с планируемой реконструкцией университетских зданий в конце XIX — начале ХХ вв. Попечительский совет Московского университета заказал архитектору М.Д. Быковскому проект специального здания для Зоологического музея. Это здание было спроектировано, построено на Большой Никитской улице и снабжено новейшим на тот момент музейным оборудованием. В 1902 г. музей открыл двери не только для студентов Московского университета, но и для широкой публики. По сей день Зоологический музей работает в составе Московского университета, хотя значение его вышло далеко за рамки вуза Сегодня его коллекции насчитывают около 7 млн единиц хранения. С 1991 г. Зоологический музей получил статус научно-исследовательского и считается вторым по значимости музейным собранием своего профиля в России после Зоологического музея РАН в Санкт-Петербурге (подр. см.: Павлинов, 2016: 156).

Несколько позже, в 1910 г., по инициа­тиве профессоров В.И. Вернадского и А.П. Павлова был поставлен вопрос о выделении в отдельный музей геологического, палеонтологического и минералогического собраний Музея натуральной истории. Министерство народного просвещения поддержало эту инициативу, и для строительства здания нового музея были ассигнованы необходимые средства. Разработка проекта здания была поручена известному московскому архитектору Р.И. Клейну. Но помешала Первая мировая война. Здание музея было построено в 1918 г., однако въехать в новый дом и сформировать экспозицию музей смог лишь в 1924 г. До 1930 г. Геологический музей продолжал работать в составе Московского университета, но в связи с созданием на базе Московской горной академии Московского геологоразведочного института он был выделен из состава МГУ и до 1994 г. входил в состав МГРИ имени С. Орджоникидзе. Сейчас он находится в подчинении Российской академии наук и носит имя своего основателя — В.И. Вернадского. Коллекция этого музея также является одной из самых представительных в России.

В 1949 г. геолого-почвенный факультет разделился на геологический факультет и факультет почвоведения, и в качестве необходимой учебной базы этих факультетов в проекте новых зданий МГУ на Ленинских горах было отведено место для Музея землеведения МГУ. Музей открылся в дни 200-летнего юбилея МГУ, широко отмечавшегося советской общественностью в 1955 г. (Ермаков, 1955: 44–48).

Еще в 1879 г. под эгидой ОЛЕАЭ в Москве состоялась Всероссийская антропологическая выставка. Большую организационную и научную роль в ее проведении сыграл профессор Московского университета Д.Н. Анучин. Выставка пользовалась огромным интересом у публики, и после закрытия ее экспонаты переместились в Исторический музей. Забрать эту экспозицию в Московский университет стало возможным лишь в 1907 г. из-за недостатка площадей. В 1922 г. усилиями того же Д.Н. Анучина при МГУ был основан Институт антрополо­гии, и антропологические коллекции вошли в его состав в качестве научных фондов и экспозиционного отдела. За более чем столетнее существование у Музея антропологии накопилась обширная коллекция. Экспозиция музея неоднократно обновлялась, однако недостаток помещений5 не позволял выставлять большую часть собранных мате­риалов. Лишь недавняя реконструкция Старого здания Московского университета, проводившаяся в 2003–2010 гг., позволила существенно расширить фонды, модернизировать экспозицию и возобновить просветительскую деятельность этого музея (Балаханова, 2013: 21).

Профессора и преподаватели Московского университета принимали участие в создании и других музеев, играющих важную роль в формировании культурного ландшафта России. И прежде всего надо отметить Императорский Политехнический и Исторический музеи, выросшие из Всероссийской политехнической выставки, открытой в Москве в 1872 г. по инициативе ОЛЕАЭ. После громкого успеха группа профессоров Московского университета — членов данного общества выступила с инициативой создать на основе Политехнической выставки постоянно действующий музей в Москве. Находящийся в составе экспозиции Крымский отдел этой выставки дал толчок формированию коллекции Государственного исторического музея.

Создание всемирно известного Госу­дарственного музея изобразительных ис­кусств имени А.С. Пушкина тоже связано с Московским университетом. Идея его основания принадлежит профессору Московского университета И.В. Цветаеву, который сначала организовал на историко-филологическом факультете Кабинет изящных искусств. Он представлял собой галерею слепков наиболее известных произведений западноевропейского искусства и использовался для учебных целей.

И.В. Цветаев выступил в 1896 г. с инициативой о превращении Кабинета изящных искусств в полноценный музей, мотивировав свое предложение тем, что проекты создания подобного музея в Москве уже не раз предлагались. Идея о создании подобного музея была поддержана на самом верху, и в 1896 г. был создан Комитет по устройству музея. Его возглавил Великий князь Сергей Александрович — на тот момент генерал-губернатор Москвы. Он объявил конкурс на лучший проект здания музея. Победу в нем одержал тот же Р.И. Клейн. Предложенный им вариант сочетал передовые строительные и музейные технологии с классическими формами фасадов нового здания, отсылавшими зрителя к образу античного храма. Во внутреннем убранстве архитектор предложил сочетание элементов разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. В сооружении здания участвовали инженеры И.И. Рерберг и В.Г. Шухов; в оформлении залов — такие известные живописцы, как В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А.Я. Головин, И.И. Нивинский. В 1898 г. на ул. Волхонка началось строительство здания, которое было завершено к 1904 г. Параллельно шла интенсивная работа по созданию музейной экспозиции. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890–1911 гг. в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В ряде случаев они делались впервые. Украшением музейного собрания явилась уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры, собранная русским ученым-египтологом В.С. Голенищевым.

Торжественное открытие состоялось 31 мая 1912 г. Музей получил имя Александра III и просуществовал в составе Московского университета до апреля 1923 г., потом решением Наркомпроса на базе его коллекций был создан новый Музей западноевропейского искусства. После этого началась уже самостоятельная история этого музея, который с 1924 г. получил современное имя — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (подр. см.: Владимирская (ред.), 1998).

Изложенные факты свидетельствуют о том, что участие Московского университета в развитии отечественной культуры имеет давние и очень глубокие корни, множество учреждений культуры, музыкальных коллективов, театров, музеев, имеющих ныне общероссийское значение, в свое время зародились в стенах Московского университета или же тесно с ним связаны. К сожалению, рамки данной статьи не позволяют нам осветить все сферы влияния Московского университета на жизнь России — распространение и популяризацию научных знаний, издательскую деятельность, создание новых учебных центров и высших учебных заведений в разных концах страны. Все эти направления деятельности университета могут стать предметом изложения в последующих статьях.

 

Примечания

    1 Доклад ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего на съезде выпускников Московского университета. Режим доступа: https://phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2004/6(42)-2004/doklad-rector/ (дата обращения: 23.01.2024).

    2 Изначально хор Московского университета был исключительно мужским. Девушки пришли в хор в 1872 г. после открытия Московских Высших женских курсов проф. В.И. Герье, также тесно связанных с историей Московского университета.

    3 Прибавление // Московские ведомости. 1957. № 51. Июнь, 27. Режим доступа: https://mediamuseum.guru.ru/sites/default/files/pdf/051_1.pdf (дата обращения: 23.01.2024).

    4 Первым музеем в России считается основанная Петром Великим Кунсткамера.

    5 Интересный факт: в 1907 г. Московский университет выделил под экспозицию Музея антропологии три зала в Старом здании по адресу Моховая ул. д. 11, и до начала ХХI в., несмотря на расширение коллекций, музею приходилось довольствоваться этими площадями. В 2003 г. университет передал Музею антропологии еще один зал. И лишь завершение реконструкции Старого здания университета в 2010 г. позволило существенно расширить экспозиционные возможности этого музея.

 

Библиография

200 лет плюс 20: книга о Студенческом театре Московского университета / сост. М.Л. Князева, Г.В. Витрен, В.М. Климов. М.: Искусство, 1979.

Балаханова Е.И. 130 лет Музею антропологии Московского университета им. М.В. Ломоносова: события и люди // Антропология. 2013. № 4. С. 4–22.

Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — 100 лет, 1898–1998 / под ред. А.С. Владимирской.М.: Галарт, 1998.

Демидов С.С., Тихомиров В.М., Токарева Т.А. Московское математическое общество и развитие математики в России (к 150-летию создания) // Труды Моск. математ. о-ва. 2016. Т. 77. № 2. С. 155–183.

Ермаков Н.П. Музей землеведения — учебно-научное учреждение нового типа // Вестн. высш. шк. 1955. № 3. С. 44–48.

Заславский Г.А. Театр и университет в России: общие истоки сценической лаборатории // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 3. С. 208–220.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.: Просвещение, 1972.

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Любарский Г.И. История Зоологического музея: идеи, люди, структуры. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2009.

Место, наукам посвященное (из истории Московского университета): сб. / сост. В.В. Ремарчук. Вып. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

Минаева О.Д. «Московские ведомости» — первая газета и летописец Московского университета // Императорский Московский университет в газете «Московские ведомости» (1756–1917): моногр. М.: Фак. журн. МГУ, 2005. С. 84–95.

Мирзоян Э.Н. Московское общество испытателей природы: 200 лет служения России (1805–2005 гг.) // Московское общество испытателей природы: доклады. Т. 37. М.: Графикон-принт, 2005. Режим доступа: https://moip.ru/images/09_doc/MirzoyanE_N_MOIP-200_let.pdf (дата обращения: 24.01.2024).

Московский университет в Великой Отечественной войне / отв. ред. А.М. Сахаров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Натансон В.А. Из музыкального прошлого Московского университета. М.: МузГиз, 1955.

Очерки русской культуры XIX века: в 6 т. М.: Изд-во Моск. ун-та,1998—2002.

Павлинов И.Я. Зоологический музей Московского университета: фрагменты истории (1755–1991) // Зоологические исследования. 2016. Вып. 19. С. 57–157.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университет для России: колл. моногр. Т. 1. Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М.: Русское слово, 1997.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университет для России: колл. моногр. Т. 2. Московский университет в александровскую эпоху. М.: Русское слово, 2001.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университет для России: колл. моногр. Т. 3. Университетский Благородный пансион, 1779–1830. М.: Русское слово, 2006.

Петров Ф.А., Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университет для России: колл. моногр. Т. 4. Московский университет в николаевскую эпоху. М.: Русское слово, 2012.

Поют студенты МГУ: избранные произведения из репертуара хора студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова / сост. И. Нестеренко. Вып. 1–4. М.: Музгиз, 1960–1969.

Ровинский Д.А. Академия художеств до времен императрицы Екатерины II // Отечественные записки. 1855. Т. 102. № 10. С. 45–76.

Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755–1855. М.: Унив. тип., 1855.

Дата поступления в редакцию: 24.04.2024
Дата публикации: 20.06.2024