Архив



Средства массовой информации Союзного государства: состояние и перспективы развития



Елена Мартыненко

Ссылка для цитирования: Мартыненко Е.В. Средства массовой информации Союзного государства: состояние и перспективы развития // Меди@льманах. 2024. № 4 (123). С. 20−24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.2024



УДК 316.77:070(470+571+476)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.2024
EDN: POTOZA

© Мартыненко Елена Викторовна
доктор политических наук, заведующая кафедрой теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Россия), martynenko_ev@pfur.ru



Ключевые слова: информационное пространство, Россия, Беларусь, Союзное государство, СМИ.

В статье исследуется информационное пространство Союзного государства России и Беларуси, интегрированное в социокультурный, политический и идеологический контексты, дана оценка эффективности работы СМИ по обеспечению национальных аудиторий качественной и достоверной информацией и определены тенденции развития. Автор приходит к выводу о необходимости развития информационной политики, соответствующей полноценной и действенной интеграции России и Беларуси, нацеленной на создание многоуровневой информационной системы Союзного государства.

 

На фоне усилившейся в последние годы конфронтации с Западом, расширения практики применения методов информационного противоборства в условиях геополитических конфликтов, с учетом инте­грационного потенциала России и Беларуси рынок медиаресурсов Союзного государства требует тщательного изучения с целью разработки стратегий, ориентированных на популяризацию и масштабирование деятельности соответствующих каналов информирования населения.

Несмотря на безусловную актуальность, данная тема не получила должного раскрытия в научных исследованиях. В 2015 г. была защищена единственная кандидатская диссертация «Союзные СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии (1999–2014)» (Попов, 2015). Остальные исследования представлены в виде статей в журналах и сборниках конференций (см.: Смолик, 2019; Трифонова, 2007; Дорошина, 2022; Елисеева, 2024).

 

Медиапространство Союзного государства: краткая характеристика

Инициативу по развитию и модернизации союзного медиапространства высказал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на заседании Высшего государственного совета Союзного государства 6 апреля 2023 г., объясняя это неослабевающим «противостоянием по линии Запад — Восток». По его мнению, новый медиахолдинг, освещающий повестку Союзного государства, должен быть создан, чтобы не проиграть «битву за умы и сердца наших граждан на печатных, теле-, радио- и цифровых полях сражения»1.

На Высшем государственном совете, который прошел 22 января 2024 г., сообщалось, что главный офис единого медиахолдинга Союзного государства будет размещен в Москве, а партнерское представительство — в Минске. Об этом заявил Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

С момента образования Союзного государства начала формироваться единая медиасистема, в которую сегодня, по данным сайта Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, входят организации из разных сегментов медиаиндустрии2.

1. Ежедневная газета «Союзное Вече» — официальное издание Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В Рес­публике Беларусь газета распространяется в качестве бесплатного приложения к «Народной газете», в Российской Федерации выходит еженедельно в виде вкладыша газеты «Комсомольская правда» на 16 полосах (формат А3) общим тиражом 318 625 экз.

Объективно освещать проблемы Союзного государства — основополагающий принцип издания. Страницы «Союзного Вече» — это своеобразный дискуссионный клуб, в котором политики, ученые, парламентарии, простые читатели высказывают самые разные, нередко полярные точки зрения о политических, экономических, социальных процессах, происходящих в двух странах.

Немало внимания на страницах издания уделяется образовательным, культурным и спортивным связям двух стран. Они показаны на реальных примерах, через живых людей: героями публикаций практически каждого номера «Союзного Вече» становятся известные спортсмены, писатели, актеры3. Анализ динамики роста аудитории также подтверждает интерес к газете, что, в свою очередь, подкрепляет тезис о влиянии и роли средств массовой информации Союзного государства. В качестве примера приведем данные сайта «Союзное вече» с 1 января по 31 марта 2024 г.: просмотры +19,36%, визиты +22,5%, посетители +22,52% (Елисеева, 2024: 74).

2. Периодическое издание Совета Министров Союзного государства газета «Союз. Беларусь — Россия» выходит еженедельным приложением к газете «СБ. Беларусь сегодня» и «Российской газете» с декабря 1999 г. Распространяется во всех регио­нах России и Беларуси общим тиражом 321 429 экз.

Главная задача издания — информационное сопровождение процессов создания Союзного государства, формирование в общественном сознании понимания перс­пектив российско-белорусской интеграции. В числе приоритетных тем газеты — освещение заседаний Высшего госсовета, Совета министров Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, реализация союзных программ, создание реального равноправия граждан России и Беларуси в области образования, труда, медицины, пенсионного обеспечения и других социальных сферах. Одно из главных тематических направлений — развитие эффективных прямых связей между отдельными предприятиями и целыми регионами обеих стран. Кроме того, газета много внимания уделяет темам культуры и спорта, рассказывает о том, как живут простые люди в российской и белорусской глубинке.

Московская и минская редакции газеты работают при взаимодействии с Постоянным Комитетом Союзного государства, используют потенциал ведущих изданий стран: «СБ. Беларусь сегодня» и «Российской газеты», обладающих огромным авторитетом у читателей, а также большими творческими и технологическими возможностями. «Союз. Беларусь — Россия» публикует материалы известных российских и белорусских журналистов4.

3. Ежемесячный иллюстрированный общественно-политический журнал «Союзное государство» издается тиражом 15 тыс. экз. Первый номер вышел весной 2006 г. и был приурочен к 10-летию Дня единения народов России и Беларуси.

В Редакционный совет журнала входят известные политические и общественные деятели, ведущие журналисты двух стран. В редакционной политике первостепенное внимание уделяется информационному сопровождению строительства Союзного государства. Журнал стал трибуной участников объединительных процессов, которые, опираясь на конкретные факты, убедительно показывают, что интенсивно развива­ющееся взаимодействие двух стран служит в первую очередь интересам братских народов. Издание не избегает и острых тем, руководствуясь принципом необходимости объективного информирования читателей по вопросам союзного строительства5.

4. Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО) создана в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 22 января 1998 г., ратифицированным 6 июля 1999 г6.

ТРО Союза на сегодняшний день это — телеканал «БелРос», союзное радиовещание («Первое Союзное радио», ведущие радиостанции России и Беларуси), интернет-вещание, официальные страницы в социальных сетях Telegram, «Яндекс. Дзен», YouTube и RuTube. Потенциальная аудитория телеканала — более 30 млн абонентов (Раковская, 2021: 104). На YouTube-канале «БелРос ТВ» число просмотров приближается уже к 4 млн.

Никто в России не публикует столько контента о Беларуси, сколько ТРО. Спутниковый оператор «Триколор-ТВ» — лидер цифрового телевещания России, с охватом почти 12 млн домохозяйств, — внес «БелРос» в пакет информационных телеканалов, при этом ТРО присутствует и в прежнем пакете региональных телеканалов7.

Задачи ТРО состоят в дальнейшем укреп­лении отношений братства, дружбы и сотрудничества между Россией и Беларусью, создании благоприятных условий для функционирования единого информационного пространства, обеспечении свободы слова и средств массовой информации, сохранении культурной самобытности народов стран-участниц объединения, во взаимо­обогащении культур и всестороннем гармоничном развитии личности, в повышении международного авторитета Союзного государства. В сотрудничестве с творческими коллективами других телекомпаний и радиостанций ТРО производит тематические теле- и радиопередачи, историко-пат­риотические документальные фильмы8.

5. Информационно-аналитический портал Союзного государства представляет белорусской и российской общественности объективную информацию о жизни Союзного государства. На портале функционирует 14 информационных рубрик, предлагающих эксклюзивную информацию о процессе интеграции России и Беларуси: политике, экономике, безопасности, геополитике, таможне и транзите, сотрудничестве регионов, гуманитарном развитии, реализации союзных программ постсоветского пространства, бизнесе9.

 

Выводы

Союзные СМИ охватывают значительную аудиторию в России и Беларуси. При этом адресатами информации являются различные профессиональные и социальные группы. Сформированная союзными органами система информирования населения о российско-белорусских интеграционных процессах обладает определенным потенциалом влияния на общественное мнение. Однако этот потенциал не всегда реализуется в полной мере.

Представляется, что задача более эффективного пропагандирования союзной идеи не может быть решена только при помощи увеличения числа союзных СМИ. Следует широко внедрять и активно использовать современные информационные приемы. Например, Постоянный Комитет Союзного государства и Национальный пресс-центр Республики Беларусь успешно апробировали практику организации коммуникационных площадок для проведения тематических семинаров, касающихся деятельности Союзного государства, и пресс-конференций для российских и белорусских журналистов, что позволило обеспечить разного рода материалами в большом объеме федеральные, региональные и союзные средства массовой информации. Это в дальнейшем может придать импульс популяризации имеющихся достижений Союзного государства.

Немаловажную роль играет аналитическое обеспечение деятельности Союзного государства, налаживание партнерских отношений с ресурсными центрами интеграционных структур постсоветского пространства с последующей возможной организацией совместных информационных акций.

Возможно издание союзных СМИ в качестве приложений или постоянных тематических колонок (разделов) в региональных печатных СМИ России и Беларуси, зачастую более востребованных на местах, чем центральные издания.

Союзное государство нуждается в дальнейшем развитии информационной политики, соответствующей полноценной и действенной интеграции России и Беларуси. Для ее осуществления необходима планомерная работа по созданию многоуровневой информационной системы Союзного государства. Основная роль в создании такой системы принадлежит союзным органам и их партнерам.

Исследование выполнено в рамках инициативной НИР кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы № 050737-2-000 «Исследование медиасистем и медиаиндустрии России и мира: научно-образовательная компонента».

 

Примечания

    1 Киселева А., Казакулова Г. В новый холдинг Союзного государства войдут две газеты, журнал и телеканал // Ведомости. 2024. Янв., 30. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2024/01/30/1017400-v-novii-holding-soyuznogo-gosudarstva-voidut-dve-gazeti-zhurnal-i-telekanal (дата обращения: 11.05.2024).

    2 СМИ Союзного государства. Режим доступа: https://belrus.ru/content/smi_souznogo_gosudarstva/ (дата обращения: 11.05.2024).

    3 См.: Газета «Союзное Вече». Режим доступа: https://www.souzveche.ru/ (дата обращения: 15.05.2024).

    4 См: Газета «Союз. Беларусь — Россия». Режим доступа: https://rg.ru/soyuz (дата обращения: 15.05.2024).

    5 См.: Журнал «Союзное государство». Режим доступа: https://xn—c1anggbdpdf.xn—p1ai/reading_room/234357/ (дата обращения: 15.05.2024).

    6 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 06 июля 1999 года № 134-ФЗ. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901750542 (дата обращения: 15.05.2024).

    7 Фомченков Т. Николай Ефимович: Мы идем всюду, где есть наша аудитория, даже в TikTok // Российская газета. 2022. Янв., 27. Режим доступа: https://rg.ru/2022/01/27/glava-tro-soiuznogo-gosudarstva-my-idem-vsiudu-gde-est-nasha-auditoriia.html (дата обращения: 15.05.2024).

    8 См.: Телерадиовещательная организация Союзного государства. Режим доступа: https://belros.tv/ (дата обращения: 11.05.2024).

    9 Информационно-аналитический портал Союзного государства. Режим доступа: http://www.soyuz.by (дата обращения: 11.05.2024).

 

Библиография

Дорошина Г.В. СМИ как важнейший инструмент реализации информационной политики Союзного государства: проблемы и перспективы развития // Союзное государство: стратегии институционального развития интеграционного процесса: сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. П.А. Меркулова, О.В. Малаховой. Орел: Среднерус. ин-т упр. — филиал РАНХиГС, 2022. С. 22–31.

Елисеева Е.В. СМИ Союзного государства России и Беларуси как механизм укрепления межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве // Коммуникационный вектор — 2024: сб. мат. III Всерос. симпозиума. М.: Моск. гос. лингв. ун-т им. Мориса Тореза, 2024. С. 69–75.

Попов С.Ю. Союзные СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии: дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.

Раковская Л.П. Создание системы СМИ Союзного государства // Беларуская Думка. Фiлалогiя. 2021. № 4. С. 100–104.

Смолик Н.Г. Интеграция аудиовизуальных и электронных СМИ Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 8. С. 1580–1585. DOI: 10.24411/2618-7426-2019-00077

Трифонова О. Роль СМИ в формировании общественного мнения о Союзном государстве Беларуси и России // Международная журналистика — 2017: идея интеграции интеграций и медиа: сб. мат. VI междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 16 февраля 2017 г.) / сост. Б.Л. Залесский, под общ. ред. Т.Н. Дасаевой. Мн.: ИЦ БГУ, 2017. С. 334–339.

Дата поступления в редакцию: 19.07.2024
Дата публикации: 20.08.2024