Архив



Особенности функционирования федеральных российских телеканалов на платформе «VK Клипы»



Людмила Круглова, Кирилл Торопов

Ссылка для цитирования: Круглова Л.А., Торопов К.П. Особенности функционирования федеральных российских телеканалов на платформе «VK Клипы» // Меди@льманах. 2024. № 4 (123). С. 74−82. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.7482



УДК 316.776.3-021.321: 654.197(470+571): 004.738.5
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.7482
EDN: AWUQMM

© Круглова Людмила Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru

© Торопов Кирилл Петрович
независимый эксперт (г. Москва, Россия), toropovkirill@yandex.ru



Ключевые слова: социальные медиа, вертикальные видео, телевизионные каналы, медиапотребление, «VK Клипы».

В статье представлены результаты исследования функционирования трех ведущих федеральных каналов («Первый канал», «Россия 1» и НТВ) на платформе видеохостинга «<em>VK</em> Клипы» с июля по декабрь 2023 г. Анализируется специфика контента, активность и особенности функционирования телеканалов «большой тройки»; особое внимание уделяется основным показателям эффективности каналов в период турбулентности.

 

Предпосылки исследования и его актуальность

Согласно данным команды «ВКонтакте» за 2023 г., новый сервис коротких видео с бесконечной лентой «VK Клипы» ежедневно смотрит 30 млн человек, среднесуточное число просмотров — 950 млн, рекорд в один из дней — 1,1 млрд. В сравнении с ноябрем 2022 г. пользователи стали проводить на платформе в два раза больше времени, количество активных авторов выросло на 57%, а опубликованного контента — на 73%1.

Двадцать лет назад западные исследователи уже начали отмечать повышение результативности медиакомпаний, которые апробировали свое присутствие в Интернете (Dimmick, Chen, Li, 2004). Вместе с тем в научном сообществе не вызывало сомнений, что определяющим фактором развития медиаконвергенции станет распространение средств индивидуального потребления контента — мобильных устройств (Chon, Choi, Barnett, Danowski et al., 2003). Позже, с появлением социальных сетей и увеличением пользователей, встал вопрос о перераспределении трафика и на этих площадках. Эффективность функционирования и присутствие СМИ на различных интернет-платформах исследовал Ф. Саттельбергер (Sattelberger, 2015). В своей работе он пришел к выводу, что традиционные СМИ, которые активно взаимодействовали с социальными сетями, добивались лучших результатов по вовлечению и сохранению аудитории по сравнению с медиа, которые использовали привычные формы распространения. Возникновение тренда на короткий формат контента не только повлияло на необходимость работы СМИ с социальными медиа, но и послужило дополнительным фактором, который обуславливал присутствие телеканалов, в том числе и новостных, на современных платформах коротких видеороликов с бесконечной лентой (Chobanyan, Nikolskaya, 2021).

Короткие вертикальные видеоролики стали частью массовой культуры уже достаточно давно (Круглова, Коновальцева, 2020), но в практике телевидения подобный способ общения с аудиторией, как часть комплексного продвижения в цифровых медиа, начал использоваться недавно (Дзениш, 2020). С 2022 г., началом периода изменения российского медиаландшафта и социальной турбулентности, произошел передел зрительского внимания в интернет-сегменте (Вартанова, Дунас, Гладкова, 2023). Он был связан с уходом значительной части медиакомпаний и стриминговых сервисов, с блокировкой международных социальных сетей и доступа к новому контенту в TikTok, ограничением монетизации на YouTube, а также с общими процессами «медиаметаморфоза» (Вартанова, 2023).

Закономерным этапом создания суперприложений экосистем Mail.Ru Group (с приложением «ВКонтакте»), Сбербанка и «Яндекса», которые могли бы охватить практически все сферы услуг для россиян и разделить рынок между собой (Зиновьева, Кузнецова, 2020), стала переориентация на отечественные платформы, такие как RuTube, «Дзен» и VK. С резким увеличением интереса к российским сервисам перед СМИ встала задача завоевать аудиторию, готовую перейти к ним из-за возникших ограничений в комфортном пользовании привычными сервисами. По функционалу все крупнейшие отечественные платформы полноформатных видео равнозначны, однако только VK предоставляет пользователям возможность создавать короткие вертикальные видео.

По данным Mediascope, в 2022 г. совокупная телевизионная аудитория в месяц составила 98% населения страны (ежедневно — 66%), Интернета — 81% (ежедневно — 78%)2. Цифровые технологии не уничтожили телевидение, но сильно его изменили (Butler, 2007). Особенность потребления контента молодежью заключается еще и в том, что они не считают телевизионным материалом то, что не произведено телеканалами. Так, сериал, выпущенный продакшном одного из развлекательных телеканалов и просмотренный на стриминговом сервисе, или обзор событий от блогера, ушедшего с одного из федеральных каналов и создавшего собственный блог в формате новостей, не воспринимается как телевизионный продукт. Контент изменил лишь площадку для доставки контента, но сама форма осталась прежней. В результате взаимодействия разных видов медиа формируется «трансмедийная среда». Этот термин был введен Г. Дженкинсом и описывает способ повествования, который разворачивается на разных платформах и использует цифровые технологии (Jenkins, 2003).

Согласно исследованиям, большинство респондентов в России чаще всего сталкиваются с видеоконтентом в социальных сетях (77%), затем на видеохостингах (52%) и в онлайн-кинотеатрах (31%) (Щепилова, Круглова, 2019). Короткие вертикальные видео стали новым явлением не по содержанию, а по форме. Если мы рассматриваем телевизионный контент в контексте неизменной формы вне зависимости от места его распространения, то с возникновением необходимости взаимодействовать с абсолютно новой формой, телеканалы вынуждены менять подход к работе над материалом. При этом мы понимаем то, что телевидение и до этого существовало в цифровом пространстве, однако, в случае сервисов VoD, трансляций на сайтах, записей программ и пр., потребителю предоставляется тот же контент, что был произведен для эфирного вещания. При создании коротких вертикальных роликов необходимо, как минимум, переработать материал в доступный для восприятия формат. Здесь возникает огромное количество нюансов, начиная с подачи и заканчивая адаптацией средств выразительности под соотношение сторон 9 на 16.

На телевидении существует не так много ситуаций, когда ведущий или действующие лица смотрят прямо в камеру, т.к. это нарушает один из базовых принципов, согласно которому зрители — сторонние наблюдатели. На протяжении долгого времени взгляд в камеру использовался исключительно как прием, обоснованный режиссерским решением (Гордиенко, 2015). Контент-мейкеры, напротив, используют прием «общения» со зрителем как основной способ взаимодействия с аудиторией. О необходимости работы с блогерами пишут отечественные исследователи М.И. Макеенко и А.В. Вырковский (2021); они отмечают, что для мобилизации общества видеоблогер оказывается куда более эффективным «инструментом», чем телевидение.

Телевидению, как традиционному СМИ, необходимо подстраиваться под изменения в медиапространстве, чтобы привлекать аудиторию и цифровых, и аналоговых площадок. Исследование, проводившееся на британском медиарынке, показало, что концентрация на одной технологической платформе является ошибочной стратегией, а интеграция бренда в различные каналы позволяет наиболее эффективно взаимодействовать с потенциальными пот­ребителями (Doyle, 2015).

Однако универсальные телеканалы, которые «в цифровую эпоху <...> встречают больше всего сочувствия, так как по сравнению с „золотыми временами“ они потеряли значительное количество зрителей» (Долгова, Федорова, 2023: 236), до сих пор в основном общаются со своей аудиторией линейно — от телевизионной станции к зрителям. Крайне редко они привлекают зрителей к сотрудничеству через Интернет, используя интерактивные функции социальных сетей. Аудитория, посещая аккаунты телеканалов в социальных сетях, часто делает это без контроля со стороны телеканалов, пользователи просто общаются между собой (Щепилова, Круглова, 2018). Если говорить о платформе «VK Клипы», то результаты исследования показывают, что телеканалы способны адекватно оценивать популярность новых и старых форматов среди целевой (молодежной) и нецелевой аудитории. Статистика видеохостингов, в том числе и коротких вертикальных роликов, позволяет проанализировать один из важнейших параметров — среднюю длительность просмотра видео (или глубины просмотра), позволяющую увидеть до какого момента зрители досматривают материал. К примеру, в результате исследования, проведенного в 2021 г. на базе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, был сделан вывод: «Для детей самым популярным контентом в онлайн-среде является видео. Если для просмотра видео­контента дети выбирали YouTube, то дляразмещения ожидаемо лидировал TikTok» (Швыченкова, Круглова, 2022).

 

Методология исследования

В представленной статье рассматриваются стратегии каналов «большой тройки»: «Первый канал», «Россия 1», НТВ на отечественной платформе коротких видео с бесконечной лентой «VK Клипы». Период исследования составил полгода: с июля по декабрь 2023 г. Перед авторами стояла задача собрать открытые данные, позволяющие получить объективное представление о специфике присутствия телевизионных каналов на данной платформе. Предварительное исследование контента позволило разделить материал на три группы: проморолики, фрагменты эфирных передач и оригинальный контент. Подобная классификация считается общепринятой для исследований, посвященных изучению контента телеканалов (Шацкая, Макеенко, 2022). Традиционное разграничение контента потребовало адаптации под специфику рассматриваемой платформы, т.к. по своему формату весь материал представлял собой короткую форму. Материал, размещаемый телеканалами на платформе «VK Клипы», не помечается в текстовом описании, и понять, к какой группе стоит отнести ту или иную единицу контента, можно только с помощью визуального и аудиального анализа. К промороликам мы относили анонсы и те видео, главной задачей которых было продвижение телевизионного контента, к фрагментам — отрывки передач, фильмов, сериалов и т.д. Оригинальный контент представлял собой малочисленную, но весомую категорию — видеоролики создавались специально для короткого вертикального формата, в большинстве случаев без использования исходного телевизионного материала.

Исследование было разделено на две части по три месяца, чтобы разграничить два временных промежутка (III и IV кварталы 2023 г.) и отследить особенности планирования размещения материала. В ходе первого этапа, с июля по сентябрь 2023 г., лучшие показатели продемонстрировал канал «Россия 1»: всего было выпущено 8 промороликов, 60 фрагментов и 19 единиц оригинального контента (в среднем 10,2 тыс., 11,4 тыс. и 30,5 тыс. просмотров соответственно). Второе место занимает «Первый канал»: на его аккаунте было размещено 5 промороликов и 26 фрагментов (в среднем 2,1 тыс. и 3,3 тыс. просмотров соответственно), оригинальный контент отсутствовал. Наименее активная работа с платформой «VK Клипы» была выявлена у НТВ: 8 фрагментов.

На втором этапе исследования рассмат­ривалась активность аккаунтов телеканалов «большой тройки» в период с октября по декабрь 2023 г. с целью изучения изменений стратегий телеканалов на платформе «VK Клипы» в IV квартале, а также подведения итогов полугодовой работы с короткими вертикальными видео трех крупнейших российских телеканалов на отечественной платформе. Лидером осталась «Россия 1»: за последние три месяца 2023 г. на аккаунте канала было выпущено 19 промороликов, 60 фрагментов и 40 единиц оригинального контента (в среднем 30,5 тыс., 57,7 тыс. и 66,3 тыс. просмотров соответственно). Также свою позицию сохранил «Первый канал»: 3 проморолика, 24 фрагмента и 5 единиц оригинального контента (в среднем 14,5 тыс., 7,5 тыс. и 39,42 тыс. просмотров соответственно). Во второй исследовательский период зафиксировано полное отсутствие активности НТВ на платформе «VK Клипы».

 

Проморолики, фрагменты эфира и оригинальный контент

НТВ, создавая достаточно успешные проекты, имеет возможность эффективно работать с платформой «VK Клипы», но делает это на своей официальной странице «ВКонтакте». Однако некоторые проекты телеканала, например «Маска» или «Аватар», имеют собственные страницы в соцсети «ВКонтакте», где выкладывают клипы. Подобной политикой телеканал «распыляет» аудиторию между разными ресурсами вместо того, чтобы с помощью удачных проектов развивать сообщество. Клипы, которые были представлены телеканалом на официальной странице с июля по сентябрь 2023 г., представляют собой исключительно фрагменты архивных передач, и трафик не перенаправляется на другие платформы. Ролики не имеют логотипа НТВ, в описании нет никакой информации, дополняющей или комментирующей визуальный ряд, зритель может узнать передачу или даже телеканал, откуда взят фрагмент, только идентифицировав ведущего (по присутствию в кадре, тексту на плашке или закадровому голосу).

Суммарное количество просмотров у «Первого канала» оказалось больше, чем у НТВ, из-за количества и разнообразия контента. Присутствовали все необходимые элементы — информация не только о том, что происходит на экране, но и о времени выхода передачи в эфир. В описании к роликам указаны гиперссылки на официальный сайт или, если это фрагменты, — на полноценную запись программы. Однако по эффективности работы «Первый канал» уступает своему прямому конкуренту — «России 1».

Наиболее успешную стратегию применяет канал «Россия 1», что подтверждает не только количество распространяемого материала, но и его востребованность среди пользователей. Оригинальный контент в первом анализируемом периоде распространялся только этим телеканалом. Одновременно с написанием сценария самих шоу разрабатывались и сценарии вертикальных видео. К примеру, в рамках передачи «Ну-ка, все вместе!» специально для вертикальных площадок снимались интервью с судьями, и участие в шоу медийных лиц способствовало повышению интереса аудитории.

Выявленная особенность контента, распространяемого «Первым каналом» и «Россией 1», заключается в том, что даже если материал представляет собой фрагмент, подразумевающий минимальную обработку на этапе монтажа, то для различных передач создаются визуальные элементы, поясняющие, а иногда и дополняющие просматриваемый материал. И это принципиальное отличие от фрагментов, распространяемых пользователями различных цифровых платформ коротких видеороликов. В этом случае перед контент-мейкерами редко стоит задача по перенаправлению трафика на полноформатные передачи, поэтому визуальные элементы если и появляются, то выступают в качестве средства для привлечения внимания к личному профилю.

Помимо создания визуальных элементов телеканалы также использовали различные стратегии для привлечения аудитории к своим оригинальным передачам. Короткие ролики телеканалов сами по себе не могут приносить доход, поэтому при их создании главная цель — «перетянуть» аудиторию на другие платформы. Кроме включения описания, в котором могут присутствовать гиперссылки, каналы пытались достичь этой цели с помощью плашек и визуальных элементов, которые бы побуждали зрителей перейти по ссылке в описание видео или посетить сайт телеканала. Плашки могли содержать призыв к действию: «смотрите на 1tv.ru»3, «посмот­реть целиком можно на 1tv.ru»4, «по будням после программы „Время“» или «весь Малахов smotrim.ru/malahov»5, а визуальные элементы — привлекать внимание зрителей.

По результатам исследования первого временного промежутка (см. рис. 1) наиболее распространенным форматом оказались фрагменты эфира, что объясняется простотой создания и распространения. Процесс производства подобной категории роликов заключается в выборе наиболее интересных моментов передачи и их монтажной нарезке. Кроме того, и «Россия 1», и «Первый канал» сопровождают видеоматериал графическими элементами, информирующими о проекте, времени, дате выхода, а иногда и текстом, дополняющим содержание ролика.

mediaalmanah.4.2024.7482-1.png

Рисунок 1. Количество видеороликов, размещенных телеканалами на платформе «VK Клипы» в III квартале 2023 г.
Источник: составлено авторами.

 

Проморолики — наименее распространенная категория вертикального видеоформата, чаще всего они представляют собой дублирование телевизионных анонсов, к тому же подобные видео не пользуются спросом у пользователей из-за их рекламной направленности.

Наиболее успешной категорией роликов является оригинальный контент. Хотя для реализации таких видеороликов необходимы дополнительные ресурсы, их производство требует минимального технического обеспечения и интеллектуального труда. Кроме того, именно оригинальный контент позволяет следовать трендам короткого формата и продвигать премьерные программы среди молодежной аудитории. Также появляется возможность интерактивного взаимодействия: к примеру, запись ответов звезд на частые вопросы зрителей. Так, «Россией 1» был проведен ряд интервью с судьями шоу «Ну-ка, все вместе!».

Сложность позиционирования крупнейших телеканалов в современной конкурентной среде связана также с тем, что эти телеканалы при составлении программ стараются охватить как можно более широкую аудиторию. Демографические характеристики этой аудитории соответствуют тем, которые востребованы рекламодателями (Еastman, Ferguson, 2006). По данным Tubular Lans, с середины декабря 2022 г. по середину марта 2023 г. более 75% просмотров контента на YouTube составляло менее двух минут, а к контенту длительностью менее одной минуты пользователи обращались 535 млрд раз6.

Особый вид контента «большой тройки» — новостные ролики. Главное отличие от эфирных выпусков новостей в том, что в кадре отсутствует корреспондент или ведущий, также нет и закадрового голоса. Материал может состоять только из видео, иногда встречается интервью с героями сюжета, но практически всегда видеоряд сопровождается текстовым пояснением содержания, выполняя функцию субтитров, и служит для того, чтобы сделать контент доступным для тех, кто предпочитает смотреть видео без звука или на низкой громкости. Это также облегчает просмотр тем зрителям, которые по каким-то причинам не могут посмотреть видео целиком или не понимают язык, на котором оно снято.

Суммарное количество контента во второй исследовательский период — с октября по декабрь 2023 г. — у «России 1» выросло на 37%: с 87 до 119, фрагменты остались в том же объеме, а количество промороликов и единиц оригинального контента увеличилось в два раза. В IV квартале мы наблюдали не только наращивание общей массы материала, но и увеличение численных показателей. Важно отметить, что традиционного новостного контента на платформе «VK Клипы» за весь исследуемый период выявлено не было (см. рис. 2). На интернет-сайтах и видеохостингах, предоставляющих возможность публиковать полноформатный контент, телеканалы размещали не только различные шоу, но и эфирные сюжеты. Однако на платформе коротких видео, несмотря на возможность публикации того же контента с адаптацией под особенности площадки, телеканалы этого не делали. Это может быть связано с тем, что короткие видео имеют развлекательную направленность и просматриваются быстрее. Специфика коротких видео вынуждает при создании такого формата, как новости, полностью перерабатывать материал и сжимать его объем до временных ограничений платформы, а в силу того, что новости — это контент, быстро теряющий свою актуальность, телеканалы, вероятно, предпочитают использовать ресурсы для производства более эффективного продукта.

mediaalmanah.4.2024.7482-2.png

Рисунок 2. Количество видеороликов, размещенных телеканалами на платформе «VK Клипы» в IV квартале 2023 г.
Источник: составлено авторами.

 

Количество просмотров в течение второго исследовательского периода значительно выросло, самая непопулярная категория — проморолики, достигла того же результата, что и оригинальный контент в III квартале, а у оригинального контента — увеличилось более чем в два раза. Эффективность стратегии телеканала подтверждается тем, что при сохранении объема категории «фрагменты» показатель просмотров повысился в пять раз, т.е. сам контент стал более интересным для аудитории площадки «VK Клипы».

«Первый канал» практически не увеличил количество материала: фрагментов и проморроликов стало на два меньше, однако появился оригинальный контент (пять роликов). Кроме того, проморолики получили в семь раз больше просмотров, фрагменты — более чем в два раза, а оригинальный контент — рекордные для сообщества телеканала цифры. В целом, относительно первого временного промежутка, у канала можно отметить наращивание оригинального материала, но пока еще в меньшей степени, чем у ближайшего конкурента — «России 1».

 

Выводы

Телеканалы «большой тройки» осваивают отечественную платформу коротких видео с бесконечной лентой — «VK Клипы», используя сервис для привлечения новых зрителей и расширения своей аудитории. В «VK Клипах» наблюдается небольшое количество оригинального контента телеканалов и промороликов и явное преобладание роликов из фрагментов эфирных передач. Однако в случае использования оригинального контента проявляется наибольшая результативность, что может говорить о заинтересованности пользователей в уникальных видеоматериалах. Основная цель, которую ставят медиакомпании, заключается в том, чтобы перенаправлять трафик на ресурсы телеканалов, где пользователи могут получить доступ к полным версиям программ, таким как официальные сайты, ОТТ-сервисы и эфирное вещание.

«Россия 1» — неоспоримый лидер «большой тройки» и по количеству коротких вертикальных видеороликов, и по количеству просмотров за второе полугодие 2023 г. При этом происходит общее повышение эффективности функционирования телеканалов на площадке «VK Клипы», что подтверждается сравнением результатов анализа двух равных временных промежутков: «Россия 1» получила в 3,6 раза больше просмотров, а «Первый канал» — в 4,2 раза. Наиболее слабые позиции занимает НТВ, который за полгода выпустил всего восемь роликов, однако телеканал присутствует на площадке опосредованно — через сообщества.

 

Примечания

    1 Усманов Ф. «ВКонтакте» подвела видеоитоги года // iGuides. Дек., 15. Режим доступа: https://www.iguides.ru/main/other/vkontakte_podvela_videoitogi_goda_vk_klipy_smotryat_30_mln_zriteley_a_v_vk_video_poyavilos_bolee_200/ (дата обращения: 01.03.2024).

    2 Бороздина М. Mediascope на Digital Communications Day / Mediascope. 2023. Фев., 22. Режим доступа: https://mediascope.net/news/1567182/ (дата обращения: 01.03.2024).

    3 Режим доступа: https://vk.com/clips/1tv?z=clip-25380626_456301346 (дата обращения: 20.02.24).

    4 Режим доступа: https://vk.com/clips/1tv?z=clip-25380626_456305804 (дата обращения: 20.02.24).

    5 Режим доступа: https://vk.com/clips/russiatv?z=clip-24371598_456283784 (дата обращения: 20.02.24).

    6 Vijay A. (2023) How Brut India is Engaging Gen Z through Short-form Videos. WAN-IFRA, 06 Apr. Режим доступа: https://wan-ifra.org/2023/04/how-brut-india-is-engaging-gen-z-through-short-form-videos/ (дата обращения: 20.02.24).

 

Библиография

Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3. С. 8–16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2023.816

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиаконфликтология как поле междисциплинарного анализа социальных конфликтов // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 4. С. 601–618. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).601-618

Гордиенко Е.И. «Взгляд в камеру»: эффект отчуждения / присутствия? // Stephanos. 2015. № 5 (13). С. 103–109.

Дзениш Д.К. Vertical videos. How taboo becomes a trend // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации: XIX Междунар. науч. конф. бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (20 мая 2020, г. Красноярск): сб. мат. / под общ. ред. Ю.Ю. Логинова, М.В. Савельевой, Н.А. Шумаковой. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2020. С. 98–100. Режим доступа: https://www.sibsau.ru/scientific-publication/ (дата обращения: 02.05.2023).

Долгова Ю.И., Федорова В.С. Контент-стратегии российских универсальных телеканалов в условиях перехода на цифровое телевидение // Вестн. Томск. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2023. № 83. С. 234–256. DOI: 10.17223/19986645/83/12

Зиновьева Е.В., Кузнецова Е.А. Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.: Психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 142–157.

Круглова Л.А., Коновальцева А.О. Российские телевизионные каналы на платформе YouTube // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 2. C. 351–359. DOI: 10.22363/2312- 9220-2020-25-2-351-359

Макеенко М.И., Вырковский А.В. Онлайн-производители развлекательного контента как участники социально-политических процессов // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 24–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.2431

Шацкая А.Д., Макеенко М.И. Телеконтент в новых медиа: Работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете. М.: Аспект Пресс, 2022.

Швыченкова Ю.А., Круглова Л.А. Мобильное медиапотребление видеоконтента поколением альфа // Медиаскоп. 2022. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2768 (дата обращения: 02.05.2023).

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. С. 3–16. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2018.316

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Видеоконтент в Интернете: аудиторные предпочтения // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 134–138.

 

Butler J.G. (2007) Television. Critical Methods and Applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007.

Chon B.S., Choi J.H., Barnett G.A., Danowski J.A. et al. (2003) A Structural Analysis of Media Convergence: Cross-Industry Mergers and Acquisitions in the Information Industries. Journal of Media Economics 16 (3): 141–157. DOI:10.1207/s15327736me1603_1

Chobanyan K., Nikolskaya E. (2021) Testing the Waters: Tiktok’s Potential for Television News. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 3: 62–88. DOI: 10.30547/worldofmedia.3.2021.3

Dimmick J., Chen Y., Li Z. (2004) Competition between the Internet and Traditional News Media: The Gratification-Opportunities Niche Dimension. Journal of Media Economics 17 (1): 19–33. DOI:10.1207/s15327736me1701_2

Doyle G. (2015) Multi-Platform Media and the Miracle of the Loaves and Fishes. Journal of Media Business Studies 12 (1): 49–65. DOI:10.1080/16522354.2015.1027113

Еastman S.T., Ferguson D.A. (2006) Media Programming: Strategies and Practices. 7th ed. Australia: Thomson/Wadsworth.

Sattelberger F. (2015) Optimizing Media Marketing Strategies in a Multiplatform World: An Inter-Relational Approach to Pre-Release Social Media Communication and Online Searching. Journal of Media Business Studies 12 (1): 66–88.

Jenkins H. (2003) Transmedia Storytelling: Moving Characters from Books to Films to Video Games Can Make Them Stronger and More Compelling. MIT Technology Review, 15 Jan. Режим доступа: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling/ (дата обращения: 26.02.2020).

Дата поступления в редакцию: 17.07.2024
Дата публикации: 20.08.2024