Архив



О значении кинокритики и раннего немого кино для курса истории зарубежной журналистики



Галина Вороненкова, Артем Лысенко

Ссылка для цитирования: Вороненкова Г.Ф., Лысенко А.В. О значении кинокритики и раннего немого кино для курса истории зарубежной журналистики // Меди@льманах. 2024. № 5 (124). С. 38−45. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2024.3845



УДК 791.32+791.11:070(091)(1-87)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2024.3845
EDN: AMIOHH

© Вороненкова Галина Федоровна
доктор филологических наук, и.о. заведующего кафедрой зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Galina-F-W@yandex.ru

© Лысенко Артем Валерьевич
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), artem.lyssenko@mail.ru



Ключевые слова: история зарубежной журналистики, исследования журналистики, история кинокритики, история кино, междисциплинарный подход.

В статье анализируется значение кинокритики и раннего немого кино для курса истории зарубежной журналистики XX века, выявляются факторы, влияющие на специфику этого этапа развития СМИ; рассматривается возможность включения в курс специализированных материалов по курсу в контексте значимости междисциплинарного подхода в теоретическом изучении медиа.

 

Возможности междисциплинарного подхода

Изучение истории зарубежной журналистики имеет давние традиции в российской науке. Курс, разработанный на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова профессором Я.Н. Засурским, продолжает развиваться и базируется на теориях отечественных и зарубежных исследователей: В.Е. Аникеева, М.В. Захаровой и Л.В. Шарончиковой (2012), С.И. Беглова (1980), Е.Л. Вартановой (2019), Г.Ф. Вороненковой (1999), Л.М. 3емляновой (2004), Б.И. Любимова (2006), Г.В. Прутцкова (2012), М. Маклюэна и Э. Маклюэна (McLuhan M., McLuhan E., 1992), Ю. Вильке (Wilke, 2009) и др.

Одним из методических приоритетов курса и его животворным ресурсом был и остается междисциплинарный подход, позволяющий эффективно использовать достижения смежных ветвей науки, крепче увязывать основные положения исторических разделов и глав с полезной и содержательной информацией из сфер политики, экономики, культуры. Преподавание предмета предполагает обращение к русской и зарубежной литературе, журналистике, истории религии, перевода, кино, фотографии и т.д. Последние десятилетия показывают постоянное возрастание значимости теоретического изучения медиа как междисциплинарной области (Вартанова, 2019).

Сочетание историко-типологического и проблемно-хронологического методов позволяют в этой статье выявить ряд факторов, влияющих на специфику развития средств массовой информации в начале XX в. Период характеризуется интенсивным развитием типологии журналов, возникавших на фоне растущих потребностей читателей в специализированной информации. Возникновение совершенно нового явления — «живых фотографий» (раннего кинематографа) не только привлекло интерес широких слоев населения, но и породило в европейской прессе многочисленные споры, оставившие свой след в журналистике: одни видели в кинематографе угрозу существованию печатных средств массовой информации, другие беспокоились за судьбу театра, третьи протестовали против расшатывания нравственных норм общества. Особенной остротой отличались дискуссии немцев. В журнале Bild und Film за 1914 г. слышен характерный итоговый отзвук об этих спорах: «Пожалуй, более девяти десятых того, что в последнее время написано о новом явлении „игры света“, о его „грандиозной“ связи с особенностями современного права и спецификой культуры, относится к немецкой литературе» (Diederichs, 2001: 4).

Дискуссии о значении кино в прессе в основном велись в 1907–1914 гг., т.е. начиная с периода возникновения журналов о кино и до начала Первой мировой войны (Diederichs, 2001: 4; Чернышев, 1987 (а): 9). В этих хронологических рамках мы и рассмат­риваем постановку проблемы в настоящей статье. Эта тема представляется достаточно важной при изучении истории зарубежной журналистики начала XX в. Следует уделить более пристальное внимание многочисленным аспектам развития специализированных изданий, возникших в ответ на появление кинематографа. Осознание значимости нового фактора в культурной жизни, политике, экономике общества того времени, преломленные в мировой печати, определение его места должны дополнить курс истории журналистики. Первые попытки уже сделаны: опробованные в процессе чтения лекций и проведения семинаров на факультете журналистики МГУ в 2023–2024 гг. элементы нового подхода показывают обнадеживающие результаты. Студенты с повышенным вниманием и интересом воспринимают и эпизоды из истории становления специализированных периодических изданий о кино (кинопечати) в условиях быстро растущей конкуренции, и фрагменты немого кино, визуальные вкрапления, углубляющие и обогащающие курс и облегчающие его восприятие. Начальный период «синематографа» дает некоторый дополнительный содержательный и иллюстративный материал для освоения истории журналистики начала XX в.

Ценный научный опыт с этой точки зрения содержит докторская диссертация профессора А.А. Чернышева (1936–2019) «Русская дооктябрьская киножурналистика», защищенная на факультете журналистики МГУ в 1987 г. (Чернышев, 1987 (а)); тогда же была издана и его одноименная монография (Чернышев, 1987 (б)). В переработанном виде исследование под названием «Рядом с „чудесным кинемо...“» стало разделом книги «Открывая новые горизонты»1 (Чернышев, 2017). Научная работа содержит комплексный анализ кинокритики на примере 68 органов печати, с привлечением большого массива архивных документов, посвященных раннему кино, и находится на стыке двух дисциплин: истории журналистики и истории кинематографа. А.А. Чернышев аргументированно показал роль отраслевых газет и журналов, проанализировал большой объем эмпирического материала о культурной жизни России на рубеже XIX–XX вв., дал объяснение, почему кинематограф так быстро занял лидиру­ющие позиции по сравнению с печатью, литературой, изобразительным искусством и т.д., стал важным сегментом в курсе истории журналистики.

Диссертация А.А. Чернышева построена на материале из ранней русской истории кинематографа и киножурналистики, но схожие процессы почти параллельно по времени развивались в Европе и США, поэтому исследование ученого представляет интерес и для специалистов, занимающихся проблемами истории зарубежной печати. Ценные материалы по кинокритике начала XX в. содержит и упомянутый выше многолетний научный труд «Ранняя история германской теории фильма» немецкого исследователя Г. Дидерихса (Diederichs, 2001).

 

Кинематограф и журналистика: динамика развития

В начале ХХ в. кинематограф развивался исключительно быстрыми темпами: открывались новые технические возможности, шло обогащение выразительных средств. За короткое время это явление стало массовым и позволило установить связь с тремя четвертями населения России, в том числе с его неграмотной частью. Зрителями первых фильмов становились более обеспеченные слои населения2, но круг любителей кино интенсивно расширялся и в нашей стране, и на Западе. «О чем идет речь в увесистом романе, понять мог далеко не каждый, но в кино зритель разбирался за считанные минуты», — читаем, например, в немецком журнале о новинках кинематографии Der Komet3. Уже в 1910-х гг. кинотеатры появляются не только в элитных, но и в рабочих кварталах крупных городов Европы.

Это же время характеризуется возросшим значением живописи, музыки, театра. С развитием технологий в полиграфии расширяется многообразие форматов изданий. Меняется и внешний вид изданий, рассчитанных на привлечение внимания читателей, на страницах журналов появляется больше красок, рисунков, фотографий.

Газеты того периода отражают растущее разнообразие общественной жизни, охватывают все более широкую публику. Появляются специализированные издания, предназначенные для представителей определенных социальных групп и профессий, которые отвоевывают аудиторию у «классических» форматов изданий, сформировавшихся в XIX в., в частности у «толс­тых» журналов.

Читатель не только получает невиданный до сих пор объем информации, но и испытывает потребность в более глубоком погружении в интересующие его темы. Одну из этих ниш занимают издания о новинках кинематографа, который становится и источником развлечения для значительной части зрителей, и возрастающим действенным ресурсом влияния на людей. Здесь был особенно востребован талант журналистов, способных предложить авторитетную точку зрения на происходящее. Среди кинокритиков в России встречаем имена выдающихся журналистов, писателей, политиков, деятелей искусства того времени: Л. Андреева, А. Белого, М. Волошина, М. Горького, В. Ленина, В. Маяковского, А. Серафимовича, В. Стасова, Л. Толстого, К. Чу­ковского и многих других.

Весь массив кинокритики первых десятилетий прошлого века вырывается из узких рамок специальных изданий и становится фактом общей истории журналистики, требующей дальнейшего углубленного анализа. Примерно те же процессы, может быть, чуть раньше и в больших масштабах, мы наблюдаем в Европе. Логика подсказывает активнее рассматривать западную киножурналистику как часть общей истории курса зарубежной печати. Трудно не признать со­временными размышления А.А. Чернышева по этому поводу: «Материалы кинопечати в прошлом использовали только киноведы. Для них она ценнейший источник, позволяющий восстановить прошлое киноискусства с такой полнотой, какую не могут дать никакие другие источники — мемуары, эпистолярное наследие, дневники. Однако этой вспомогательной функцией значение отраслевой печати отнюдь не исчерпывается. Киножурналистика — отряд печати, важное средство агитации и пропаганды, самостоятельный живой организм. В качестве составной части периодической печати она должна рассматриваться наукой о журналистике (курсив наш. — Г.В., А.Л.). Исследования, находящиеся на стыке наук, получают в наши дни приоритетное развитие» (Чернышев, 1987 (а): 10).

 

Ведущая роль «целого направления в публицистике»

В журналах о кино неоднократно отмечалось, что кинематограф как явление находился еще в стадии формирования, картины зачастую были наивны и явно далеки в творческом отношении от вершин, которые к тому времени были взяты в литературе, живописи или театре. Авторы публикаций становились своеобразным катализатором развития кино и интенсивного его превращения из модного аттракциона в искусство.

Журналисты хотя и видят в кинематографе потенциального конкурента печатным изданиям, но в специализированных статьях выражают скорее восторг, а не опасения за будущее. В этом отношении характерно высказывание Л. Андреева в 1912 г.: «Чудесный Кинемо! Что рядом с ним — воздухоплавание, телеграф и телефон, сама печать? Портативный, укладывающийся в коробочку — он по всему миру рассылается по почте, как обыкновенная газета. Не имеющий языка, одинаково понятный дикарям Петербурга и дикарям Калькутты, — он воистину становится гением интернационального общения, сближает концы земли и края душ...»4. Накопленный опыт поучителен также в свете изучения истории борьбы новых цифровых технологий с традиционными печатными форматами передачи информации в XX–XXI вв.

Кинокритика пользовалась большим спросом у широкой читательской общественности и развивалась сопоставимыми с кинематографом темпами. Материалы первого номера журнала «Сине-фоно...» (1907–1918), выходившего в России дольше других, уместились всего на четырех страницах5. А номер за февраль 1917 г., т.е. спустя десять лет, содержал уже 114 страниц6, увеличившись почти в тридцать раз. В этом же году в Германии создается журнал Kinematorgraph (1907–1935), первый специализированный журнал о новинках кинематографии. Объем этого издания также быстро увеличивается до 70 страниц. Высокая востребованность изданий по этой тематике приводит к возникновению газеты Erste internationale Filmzeitung (1907–1920).

Появление кинематографа поначалу вызвало резонанс и в общей печати, выходившей большими тиражами, в первую очередь в ежедневной прессе. Немало писали, например, о киносеансах, проходивших в разных городах. В 1896 г. в центре внимания журналистов оказалась Нижегородская выставка, где показывалось кино. О киносеансах на ярмарках и выставках в Европе, в частности в Германии, читаем в немецкой прессе7. В перевозных шатрах с затемнением, располагавшихся на многолюдных мероприятиях, удивленным зрителям показывали впечатляющее кино8. Эти «аттракционы» обращают на себя внимание, становятся обсуждаемой новостью9. Тогда, в период появления периодических изданий о кино «ни один человек в мире не воспринимал кино как искусство. Она начиналась как отрасль печати, обслуживающая индустрию зрелища с постоянно сменяющейся программой» (Чернышев, 2017: 11). По мере вхождения кинематографа в жизнь горожан это явление перестает быть новинкой, о которой раньше писали в газетных новостях, но еще не становится фактом культурной жизни, достойным освещения в прессе. В 1905 г. в Европе появляются первые стационарные кинотеатры, что свидетельствует о растущей потребности населения в «синематографе». Если передвижные кинотеатры предлагали зрителям в разных городах одни и те же картины, то с появлением стационарных кинотеатров ситуация меняется: посетители уже нуждаются в новинках. Продолжительность фильмов начинает существенно превышать одну минуту, кино из аттракциона трансформируется в вид искусства. С ростом зрительского интереса увеличивается и спрос на авторитетный взгляд на новинки в этой сфере. «В течение всего нескольких лет массовая публика получила целое направление в публицистике, которая играла ведущую роль в кругах литературной интеллигенции» (Diederichs, 2001: 4).

В 1910 г. публикуются статистические данные, показывающие, что в течение года количество кинозрителей в несколько раз превысило количество посетителей театра. К этому времени средняя продолжительность фильма уже достигла двадцати минут, сюжеты становятся более многогранными. «Даже не покидая деревню, мы можем наслаждаться игрой хороших и даже лучших актеров», — читаем в немецком журнале Der Kinematograph10.

Десятки газет в это время публикуют материалы, в которых акцент делается на уникальные достоинства кино. Немало дебатов ведется и относительно его недостатков. В первую очередь представители Церкви во Франции и Германии публикуют протестные статьи об опасности подрыва новым явлением моральных устоев общества. Громче звучат голоса о необходимости усиления цензуры. Немало копий сломано в прессе и при обсуждении опасностей исчезновения театра (Diederichs, 2001: 14). Например, в октябре 1907 г. выходящая в Берлине газета Pädagogische Zeitung, главный орган Германского объединения учителей, провела опрос среди учеников. Результаты показали, что из 97 мальчиков только 3 ни разу не были в кино, 31 был в кино десять раз, 13 человек — двадцать, 19 — сообщили, что бывают в кино так часто, что не могут сосчитать точное число визитов11. Газета Berliner Morgenpost сообщала о «серь­езнейших беспокойствах» и соблазнителях детей, которые ищут своих жертв рядом с шатрами для кино или непосредственно в них12. Владельцы заведений организовывали ответные акции протеста в связи с этими нападками (Diederichs, 2001: 26).

Cдержать темпы развития кинематографа не могла никакая сила. В августе 1911 г., во время Всероссийского съезда синематографических деятелей, были приведены данные об интенсивном росте производства фильмов в Российской империи. Эта информация нашла отклик в «большой» прессе и стала важной вехой в осмыслении общественной значимости кинематографа. Продолжительность фильма к этому времени возрастает в среднем до 45–50 мин. Наконец, диспут в Политехническом музее «Кто победит, синематограф или театр?» (1913) вызвал ряд статей, в которых уже всерьез сопоставлялись выразительные средства кинематографа и театра. Как уже отмечалось, особенно острая и широкая дискуссия относительно пользы или вреда кинематографа шла в немецкой прессе: «Нечасто в истории деятели культуры вели столь ожесточенную борьбу за значимость кино или против него», — свидетельствует современник в 1913 г.13 Единодушия в России на этот счет было значительно больше: «Обогнав на целых два года западную киномысль, „Сине-фоно...“ осенью 1912 г. стал доказывать: кино — это новое искусство» (Чернышев, 1987 (а): 48).

Непосредственно перед Первой мировой войной понимание того, что кино — это новое искусство, уже не подвергается большим сомнениям в специализированных изданиях. Споры об этом постепенно угасают. В журналах появляются более красочные иллюстрации, расширяется тематика, увеличиваются тиражи. Высокая популярность кинематографа и специализирующихся по этой тематике изданий обострила процессы коммерциализации в прессе. Если в печати второй половины XIX в. прослеживался постепенный рост только количества рекламных объявлений и денежных поступлений от них, то в изданиях о кино в начале прошлого века очевидны изменения как в объеме, так и в подаче рекламы. Публикуются афиши новых сеансов и спектаклей, анонсы набора актеров на съемки фильмов, объявления о продаже кинотехники или кинопродукции, сообщения о снятии цензурных ограничений на давно снятые российские фильмы, тексты в этом типе изданий лишь дополняют рекламу. Журналы о кино становятся прибыльными и порождают интенсивное насыщение рынка новыми специализированными изданиями.

 

Выводы

Бурное развитие кинокритики, возникшей на волне формирования раннего кино в 1907–1914 гг. в Европе, выход этого явления на авансцену культурной и общественно-политической жизни создают основания для некоторого обогащения соответству­ющих глав истории зарубежной журналистики указанного периода. Речь не только и не столько о возможных киноиллюстрациях или фрагментах из специальной прессы,, сколько о некотором расширении нашего взгляда на курс истории зарубежной журналистики начала ХХ в., с раскрытием и реализацией потенциала истории специализированных изданий о кино.

 

Примечания

    1 Андрей Александрович Чернышев, работавший на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 1968–1998 гг., успел выпустить книгу незадолго до своей кончины.

    2 Worschech T. Frühes Kino bis 1914. Режим доступа: https://www.dff.film/podcast-fruehes-kino/ (дата обращения: 18.08.2024). (дата обращения: 18.08.2024).

    3 Der Komet. 1906. June, 06.

    4 Андреев Л.Н. Письма о театре // Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». Кн. 22. СПб.: Екатерингофское печатное дело, 1914. С. 242.

    5 Сине-фоно: журнал синематографии, говорящих машин и фотографии. 1907. № 1. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_60000292849/ (дата обращения: 18.08.2024). (дата обращения: 18.08.2024).

    6 Сине-фоно: журнал синематографии, говорящих машин и фотографии. 1917. № 7–8. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_60000311959/ (дата обращения: 18.08.2024). (дата обращения: 18.08.2024).

    7 Worschech T. Frühes Kino bis 1914.

    8 Среди «аттракционов» был, например, 35-секундный фильм «Купание в море» Ж. Мельеса или «Разрушение стены» братьев Люмьер, где используется эффект обратного воспроизведения снятой сцены: стену старого дома разрушают, а во второй части фильма она как бы восстанавливается. Содержанием фильмов нередко становилось появление на публике известных дворян, кайзеров, королей. Скажем, в популярном фильме братьев Люмьер «Прибытие Его Величества Кайзера Вильгельма II» германский монарх приезжает во Франкфурт-на-Майне 10 мая 1896 г. на празднование 25-летия мирного договора Германии и Франции. Карета кайзера подруливает к месту проведения торжественного события. Правда, самого Вильгельма II зрители увидеть не могут: люди из его окружения случайно встали перед камерой. Деталь мелкая, ситуация для документального фильма вроде бы казусная, но она создает ощущение необратимости и остроты исторического момента — юбилея окончания Франко-Прусской войны 1870–1871 гг. Отметим, что ее начало связано с «эмской депешей», инициированной германским канцлером фон Бисмарком провокационной публикацией в прессе, также изучающейся в рамках курса истории зарубежной журналистики (Вороненкова, 1999: 179). В других фильмах этого периода развития кино рассказывалось, например, о жизни людей в Африке, т.е. о том, что большинство зрителей не могли увидеть непосредственно своими глазами, но удовлетворяли любопытство с помощью кино.

    9 Первые короткометражные фильмы начали показывать в варьете или в театрах после спектаклей. «Тогда <...> владелец должен был представить программу полиции, в актах можно прочитать, что явление было совершенно новым и для полиции, которая увидела в программе «движущиеся фотографии». Сотрудники оказались в некотором замешательстве, не понимали, распространялись ли полномочия стражей порядка на показ фильмов. Получив одобрение программы со стороны полиции, владелец варьете во Франкфурте подготовил для зрителей специальную записку к представлению 2 июня 1896 г., где обосновал показ фильма как новейшее изобретение «живой фотографии» (см.: Worschech T. Frühes Kino bis 1914).

    10 Der Kinematograph. 1909. February, 17.

    11 Pädagogische Zeitung. 1907. October, 17.

    12 Berliner Morgenpost. 1907. June, 16.

    13 Tannenbaum H. (1913–1914) Probleme des Kinodramas. Bild und Film 3–4: 60.

 

Библиография

Аникеев В.Е., Захарова М.В., Шарончикова Л.В. Создатели французских газет (ХIХ в.) / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: очерк теории и практики. М.: Высш. шк., 1980.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М.: Яз. рус. культуры, 1999.

Гуревич С.М. «Новая Рейнская газета» К. Маркса и Ф. Энгельса. М.: Госполитиздат, 1958.

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства массовой информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ВК, 2006.

Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800–1929: учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия). 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2012.

Чернышев А.А. (а) Русская дооктябрьская киножурналистика: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1987.

Чернышев А.А. (б) Русская дооктябрьская киножурналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Чернышев А.А. Открывая новые горизонты. М.: Паблит, 2017.

 

Diederichs H.H. Frühgeschichte deutscher Filmtheorie. Ihre Entstehung und Entwicklung bis zum Ersten Weltkrieg. PhD dis. Frankfurt am Main, 2001.

McLuhan M., McLuhan E. (1992) Laws of Media: The New Science. Toronto: Univ. of Toronto Press.

Wilke J. (2009) Massenmedien und Journalismus in Geschichte und Gegenwart. Gesammelte Studien. Bremen: Lumière.

Дата поступления в редакцию: 12.09.2024
Дата публикации: 20.10.2024