Архив



Фундаментальное исследование феноменологии журналистики (Рецензия на книгу: Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: в 2 т. М.: ИКАР, 2024)



Марина Пискунова

Ссылка для цитирования: Пискунова М.И. Фундаментальное исследование феноменологии журналистики (Рецензия на книгу: Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: в 2 т. М.: ИКАР, 2024) // Меди@льманах. 2024. № 5 (124). С. 110−115. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2024.110115



УДК 070:001.8(049.32)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2024.110115
EDN: HMIBVU

© Пискунова Марина Игоревна
кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), mpiskunova@me.com





Луиза Григорьевна Свитич — доктор филологических наук, заслуженный научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ. Автор 300 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 50 книг1. Один из создателей Государственных образовательных стандартов по направлению и специальности «Журналистика». Автор и лектор курсов «Философские основы журналистики», «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Социология журналистики», «Креативность журналистики», «Аксиология журналистики», «Этика журналистики» и др.

Разрабатывать философские аспекты журналистики/журнализма Луиза Григорьевна начала еще в 1996 г., когда этот подход был дискуссионным. Уже в 1998 г. появились первые ее публикации на эту тему. В 2000 г. вышла монография «Феномен журнализма», а в 2002 г. Л.Г. Свитич защитила докторскую диссертацию по совокупности работ и по научному докладу «Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов». Долгие годы Луиза Григорьевна читала курсы «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Философские основы журналистики», «Креативность журналистики», «Этика журналистики», в которых нашли отражение ее идеи. В 2012 г. вышло учебное пособие «Журналистика в контексте современных научных парадигм», а в 2017 г. — учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры «Актуальные проблемы современной науки и журналистика».

Издание двухтомной монографии «Феноменология журналистики (2024) совпало с пятидесятилетием работы Луизы Григорьевны Свитич на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Это основательный научный отчет за полувековое служение alma mater.

«Феноменология журналистики» посвящается светлой памяти Я.Н. Засурского, 95-летию со дня его рождения. Это посвящение не формально: «Ясен Николаевич Засурский, декан, потом президент факультета журналистики МГУ, — патриарх журналистского образования. С его именем связано развитие журналистского образования не только на нашем факультете, но и в стране. Он был председателем Учебно-методического объединения (УМО) деканов журналистских вузов, под его руководством разрабатывались образовательные стандарты, концепция и программы подготовки журналистов в стране, учебники и методическая литература, он имел прямое отношение к структуре научных исследований в сфере журналистики и сам активно занимался изучением зарубежной прессы, особенно американской. Многие исследования, которые проводила я, были инициированы и благословлены Я.Н. Засурским. Он всегда помогал мне мудрым советом и доброжелательной критикой»2 (т. 1, с. 5).

Рецензируемое издание демонстрирует преемственность монографии Л.Г. Свитич «Феномен журнализма» (2000), преди­словие к которой написал Я.Н. Засурский. Тогда, на рубеже веков, было принципиально важно исследовать философские аспекты журналистской деятельности, информационной сферы, и потому термин «журнализм» сформулирован как обобщающее, в большей степени философское понятие. Связь монографий «Феномен журнализма» и «Феноменология журналистики» не только в последовательности выводов. Научный анализ журнализма в общенаучном, философском контексте позволил по-новому взглянуть на многие сущностные черты и особенности журналистской профессии, прежде не попадавшие в поле зрения ученых. В двухтомной монографии представлены разные направления исследований, связанные с философским, аксиологическим, социологическим, психологическим, синергетическим, креативным аспектами изучения журналистики. Таким образом, автор словно закольцовывает свои научные изыскания последних двадцати лет.

В настоящей монография представлены системные результаты исследований журнализма и журналистики. Под журнализмом автором понимается «массинформационная медиация, основой которой является креативная деятельность, связанная с созданием, пересозданием и оперативным распространением информации в ритмизированной, дискретной форме на всех уровнях информационных процессов» (т. 1, с. 8). Журнализм в свете современной общенаучной парадигмы рассматривается как цивилизационный, социономный, профессиологический, креативный, аксиологический, динамический, синергетический феномен.

Первый том монографии посвящен ноу­менологии журналистики, в нем анализируются сущностные философские, онтологические понятия журналистики. Второй том представляет профессиологическую сторону функционирования журналистики, реальный процесс феноменологизации, т.е. превращение сущностных смыслов в отображаемые в тестах феномены действительности.

В первой главе представлены философские основания журналистики, основные понятия и дефиниции. Аксиологические исследования, очень важные для современного осмысления теоретических основ и практической деятельности журналистов, анализируются во второй главе. Через призму медиафеноменологизации детально разбираются традиционные российские ценности, на основе выводов социологических исследований автора описывается ценностная семантика медиаконтента. В третьей главе «Семантика журналистики» подробно описано семантическое поле основных медиапонятий, сформулированы функции, миссия и роль журналистики в процессе феноменологизации.

Четкая структурированность текста помогает читателям — ученым, преподавателям, аспирантам и серьезным студентам — прояснить важные понятия, которыми оперирует автор, и определить векторы своих исследований.

Исторические экскурсы, которые совершает автор, хорошо иллюстрируют, к примеру, причины «пожелтения» и крайней коммерциализации журналистики, падения нравов и снижения уровня образования и многие другие негативные явления 1990 гг. — именно в преобладании, насаж­дении западной парадигмы мышления. Л.Г. Свитич отмечает: «Одновременно появилась возможность приобрести навыки демократии, свободы, парламентаризма, стимулировать инициативу и активность людей в разных сферах, содействовать их самоутверждению и самостоятельности, хотя противоположной тенденцией стал расцвет индивидуализма, эгоизма, неправомерной жесткой конкуренции в разных сферах, коммерциализации». И далее: «...общество являло смесь самых разных и противоположных тенденций и было разделено на сторонников отечественного направления развития или западного либерального пути <...> Но постепенно общество увидело все более очевидные со временем негативы новой системы жизнеобщения и миропонимания и, начиная с десятых годов, стало трезветь, осознавать издержки революцион­ных перегибов девяностых годов и постепенно возвращаться, на новом, конечно, уровне, к отечественным ценностям, оставаясь при этом более динамичным, свободным и активным, создавая новые производства с применением современных технологий, внедряя демократические формы управления и самоуправления, сочетая их с сильной властной вертикалью, развивая волонтерство и взаимопомощь, возрождая науку, привлекая молодых к модернизации и обновлению всех сфер науки и производства, в том числе, и особенно, с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта» (т. 1, с. 114).

Для Л.Г. Свитич характерны полифоничность и основательность научных изысканий, глубокое понимание исторического контекста исследований. Автор описывает не только теоретические конструкции журналистики, но и их отражение в реальности: так, на основании своих социологических исследований Луиза Григорьевна обращает внимание на антисмыслы и антиценности разного уровня, отображенные в СМИ.

Актуальный интерес вызывают исследования, посвященные западным и традиционным российским ценностям. Общий анализ соотношений приводит к выводу, что словосочетание «западные ценности» преобладает во всех типах федеральных СМИ, за исключением информационных агентств, радио и телевидения, а во всех видах региональных СМИ, в том числе и в интернет-изданиях, чаще разговор идет о «традиционных российских ценностях». Так, панельные исследования динамики отражения традиционных ценностей с 2002 до 2023 г. показали «волновую ценностную ориентированность, постепенно... усиливая внимание к базовым отечественным ценностям (патриотизм, творческое отношение к жизни, стремление к познанию, справедливости, милосердию, взаимопомощи, нравственности, духовности, созидательному труду и др.)» (т. 2, с. 215). Общественная повестка дня стала больше внимания уделять обсуждению именно сущностных базовых ценностей страны, а следовательно, эффективнее выполнять функции феноменологизации журналистики.

В главе «Креативность журналистики» Л.Г. Свитич обращается к философским основам понятия, различным концепциям творчества и миссии журналистики как основы феноменологии творчества. И далее, в результате анализа этих концепций применительно к журнализму, она выделяет различные проявления креативности: «как отражение реальности, созданной до творящего (в соответствии с платоновской концепцией отражения первоидеи, сущности, смысла); как творческий процесс в состоянии вдохновенного напряжения духовной, творческой энергии; как новый продукт, новое произведение, в данном случае текст/контент массовой информации; как отсроченный результат творчества, воздействие на жизнь, созидание жизни, реальное влияние на сознание и поведение, а следовательно, и на состояние общества при помощи СМИ, их постоянного, ритмологического и направленного воздействия (либо без такового, стохастически); как способность творческой личности в качестве предпосылки и условия творчества» (т. 2, с. 12).

В отдельной главе внимание автора обращено к журналистике как синергетической системе и существованию журналистики в контексте общенаучных идей. Невозможно, считает автор, понять глубинную сущность феноменологии журналистики без рассмотрения общецивилизационных и метаинформационных гипотез, подробно представленных в монографии. Надо заметить, что Л.Г. Свитич стала одной из первых рассматривать журналистику как синергетическую систему, и многие ее идеи, высказанные в монографии «Феномен журнализма» (2000), подтвердились. «В связи с успокоением революционных взрывов, удалением от точки бифуркации, урегулированием хаотического социального пространства ситуация меняется в сторону все более широкого, спокойного и многообразного отражения нашей жизни» (т. 2, с. 15). Новый век принес существенные изменения в медиапроизводстве, нуждающиеся в научном осмыслении.

Л.Г. Свитич замечает, что, несмотря на общие тенденции стереотипизации и вторичности контента, в региональной прессе еще жива журналистика, следующая отечественной традиции: «помимо новостей в ней есть аналитика и очеркистика, а журналисты в основном пользуются первоисточниками и бывают сами на месте события» (т. 2, с. 41). Однако новая информационно-технологическая ситуация существенным образом сказалась на рефлексии журналистов по поводу авторской деятельности: отчетливо проявилось несовпадение желаемого с реальным. Заметно, что вторичные и интернет-источники используются все чаще, а непосредственное наблюдение и общение с участниками событий — реже. Автор отмечает более заметную у журналис­тов частных изданий зависимость от владельцев и издателей, чрезмерную интенсификацию их труда, вторичность источников информации и ориентированность на коммерческие функции.

Крайне важным для изучения проблем креативности журналистики является выявление модели творческой личности журналиста. Автор монографии обращается к психологическим исследованиям, к профессиологической литературе, прежде всего к работам Е.А. Климова и его последователей, которые создали информационную поисковую программу «Профессиология». На основе этой программы Л.Г. Свитич разработала модель-профессиограмму журнализма и модель личности журналиста.

Завершает монографию шестая глава «Социодинамика журналистики». Здесь каждый параграф достоин стать отдельной монографией: «Социокультурная цикличность», «Историометрика журналистики ХIХ века», «Феномен советской журналистики» и др. Исследования Л.Г. Свитич позволяют отследить процесс социодинамики как процесс феноменологизации российской журналистики: «От установленной иерархизированной советской журналистики, с ярко выраженной общественной миссией — к посмодернистской, перестроечной, реализующей все особенности синергетического хаотизма и дуальности — к современной, более ценностно определенной и динамично развивающейся в направлении цифровой журналистики с использованием искусственного интеллекта и нейросетей» (т. 2, с. 201).

Журналистская работа кардинально трансформируется: «повышается оперативность, увеличивается интенсивность труда, интерактивность связей с аудиторией и возможности взаимодействия с ней, общественным мнением при помощи социальных сетей и другими способами, меняется характер работы журналистов с источниками информации, использование возможностей Интернета для поиска, проверки информации и даже для создания текстов» (т. 2 с. 199). Однако вместе с этим множится «клонированная», вторичная информация (из Интернета в издания и обратно), сокращаются возможности творческой реализации журналистов. В условиях технологизации, интенсификации и универсализации труда журналиста возникают и повышенная напряженность, стрессогенность, что требует изучения этой проблемы медиапсихологами.

«Искусственный интеллект и нейросети наряду с облегчением труда журналистов в поиске информации и других процессах несут новые угрозы журналистике, поскольку пока не совершенны, связаны с этическими проблемами, не учтенными в законодательстве, могут быть использованы для канализированной пропаганды, негативного влияния на общественное мнение, способны создавать фейковую информацию, связаны с уменьшением журналистского творчества и шаблонизацией, банализацией журналистских процессов, их „механизации“ и снижением интеллектуального, эстетического и эмоционального фона аудиторного восприятия. Крайне важно, максимально эффективно используя новые технологические возможности, не утратить базовые качества журналистики: ее тесную связь с реальной жизнью, творческий характер и способность выполнять свои информационно-социальные, ценностно-ориентирующие, коммуникативно-консолидирующие функции по объединению страны и ее развитию» (т. 2, с. 199).

Отличительная особенность монографии «Феноменология журналистики» Л.Г. Свитич — концептуальность, насыщенность фактами и структурированность изложения, предоставляющая возможность для вдумчивого читателя присоединиться к размышлениям, исследованиям, опираясь на изложенный материал, развить темы, найти новые пути их осмысления и реализации. В монографии в полной мере воплотились философские и медиатеоретические концепции автора, подкрепленные социологическими исследованиями, показаны сложные процессы феноменологизации журналистики. Отчетливо проявлена позиция ориентирования журналистов и исследователей на лучшие отечественные традиции в концепции феноменологизации, практическую реализацию сущностных смыслов и ценностей российской журналистики.

Монография «Феноменология журналистики» Л.Г. Свитич будет интересна не только исследователям в области философии информации, но и преподавателям и студентам факультетов журналистики и медиакоммуникаций. Однако от студентов потребуется понимание разноаспектности, сложности и уникальности журналистики как понятия и как сферы деятельности, т.к. планка преподавания дисциплины поставлена очень высоко.

 

Примечания

    1 См., напр., публ. Л.Г. Свитич: Журналистика в контексте современных научных парадигм. М.: Фак. журн. МГУ, 2012; Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017; Журналисты и аудитория. Из социологического архива: в 2 ч. М.: ИКАР, 2018; Социология журналистики: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2024.М.: ИКАР, 2018; Социология журналистики: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2024.

    2 Здесь и далее книга Л.Г. Свитич «Феноменология журналистики» цитируется с указанием тома и страницы в круглых скобках.

 

Библиография

Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024.

Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002.

Свитич Л.Г. Журналистика в контексте современных научных парадигм. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: ИКАР, 2000.

Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: моногр. К 95-летию Я.Н. Засурского [Т. 1. Ноуменология журналистики; Т. 2. Праксеология журналистики]. М.: ИКАР, 2024.