Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. К осознанному медиапотреблению: о роли родителей в формировании медиакультуры детей // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 8−19. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.819
УДК 347.635:347.157:004.738.5+004.62
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.819
EDN: AGSGAO
© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru
© Дунас Денис Владимирович
кандидат филологических наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dunas.denis@smi.msu.ru
В современном цифровом мире социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни, прежде всего для представителей «цифровой молодежи» (Полуэхтова, 2016; Коломиец, 2023), что, с одной стороны, открывает новые возможности для общения, обучения и развлечений, но с другой стороны, таит в себе множество рисков — от кибербуллинга до мошенничества, от потребления фейков до онлайн-зависимости. «Цифровые дети» наиболее уязвимы перед угрозами цифровой медиакоммуникационной среды, поэтому особенно важно развивать стратегию безопасного использования соцсетей и цифрового медиапространства в кругу семьи (Livingstone, Byrne, 2018) — наиболее влиятельной среды первичной социализации (Зинченко, Первичко, 2024). Родители выступают ключевыми агентами социализации их детей и примером для подражания (Веракса, Алмазова, Бухаленкова, 2024), и, если они сами будут демонстрировать здоровое отношение к медиа, то несомненно, станут лучшими наставниками для детей в мире, где цифровая медиаграмотность является одним из ключевых атрибутов цифрового капитала индивида (Gladkova, Vartanova, Ragnedda, 2020; Солдатова, Чигарькова, Рассказова, 2024). Медиаобразование в семье — это и способ защитить детей от угроз цифровой среды, и возможность научить их осознанно использовать технологии для саморазвития.
По данным исследований, 45% родителей считают своих детей зависимыми от гаджетов, однако столько же детей (45%) придерживаются аналогичного мнения относительно своих родителей (Компернолле, 2024), что указывает на взаимную обусловленность проблемы. Теория социального научения подчеркивает, что дети часто копируют поведение взрослых (Bandura, 1971), и, если родители постоянно используют гаджеты, то дети в значительной степени воспринимают это как норму, что может создать порочный круг, в котором и старшие, и младшие члены семьи попадают в цифровую подчиненность. Кроме того, зависимые от гаджетов родители оказываются менее внимательными к потребностям своих детей, что усугубляет ситуацию. Ряд исследований показал также, что цифровые устройства становятся неотъемлемой частью личного пространства и детей, и взрослых — больше половины не расстаются с мобильным телефоном даже во время сна1.
Полученные в последние годы результаты эмпирических исследований подтверждают, что только через осознанное медиапотребление и сбалансированное использование медиатехнологий можно обеспечить гармоничное развитие детей в цифровую эпоху. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2 и Указ Президента РФ «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»3 подчеркивают необходимость защиты детей от негативного влияния медиа.
Традиционные ценности, такие как семья, уважение к старшим, патриотизм, играют ключевую роль в формировании личности ребенка. Дети усваивают нормы и ценности через наблюдение за поведением окружающих, прежде всего в семье, и через информацию, которую они получают благодаря социальным взаимодействиям посредством соцсетей (Cолдатова, 2018). В теории медиа неоднократно постулировалось, что социальные сети могут быть и источником деструктивного воздействия: согласно теории культивации, длительное воздействие медиа формирует у людей определенное восприятие реальности (Gerbner, Gross, Morgan, Signorielli, 1986), и, если в содержании, которое потребляет ребенок, много насилия, агрессии, аморальных поведенческих паттернов, то для него это может стать представлением о социальной норме.
Социальное происхождение высших психических функций и социальная ситуация развития рассматриваются в рамках сложной динамической системы, которая включает в себя цепь иерархически организованных подсистем. Эти подсистемы находятся в состоянии взаимного влияния и взаимодействия, образуя целостную структуру, определяющую развитие психических процессов, создавая многоуровневую организацию, где изменения на одном уровне неизбежно затрагивают другие уровни системы. Данный подход подчеркивает социально-историческую природу высших психических функций, которые формируются в процессе интериоризации социальных взаимодействий и культурных инструментов, а также роль социальной ситуации развития как ключевого фактора, определяющего динамику психического развития индивида. Качество социальной среды, в которой развивается ребенок, в значительной степени влияет на его психическое, эмоциональное и социальное благополучие (Выготский, 1984). Медиатизация и цифровизация способствуют интеграции медиакоммуникационных технологий во все уровни «средового» развития личности, обуславливая медиасоциализацию (Дунас, 2022), следовательно, деструктивное воздействие на любом из этих уровней может нарушить гармоничное развитие ребенка и затруднить его социализацию.
Современная цифровая среда, как было отмечено выше, предоставляет огромные возможности для общения, развлечений, обучения и саморазвития. Однако вместе с этими возможностями возникают и серьезные угрозы, которые могут особенно негативно повлиять на пользователей возрастных категорий «дети» и «подростки». Рассмотрим основные виды рисков и их последствия (см. табл.).
Таблица. Основные виды угроз/рисков в соцсетях
Вид |
Описание |
Дезинформация и фейковые новости |
Распространение ложной, недостоверной или вводящей в заблуждение информации |
Радикализация, экстремизм и маргинализация |
Распространение радикальных или запрещенных идеологий и вербовка новых последователей |
Нарушение конфиденциальности и безопасности данных, кибератаки, мошенничество |
Сбор и использование со злым умыслом личных данных без согласия пользователя |
Эхо-камеры и «информационные пузыри» |
Создание цифровой среды, в которой пользователи видят только ту информацию, которая им нравится, соответствует их убеждениям и предпочтениям |
Кибербуллинг и другие виды травли |
Преследование, травля и оскорбление пользователей |
Проблемы ментального здоровья |
Разрушение психического здоровья, возникновение депрессии, тревожности; низкая самооценка |
Медиазависимость |
Компульсивное или неконтролируемое использование социальных медиа и видеоигр |
Эксплуатация и сексуальные преступления |
Распространения детской порнографии, другие формы сексуальных преступлений |
Источник: составлено по данным «Лига безопасного Интернета, 2025»4.
Одной из самых распространенных угроз в цифровой среде является дезинформация и фейковые новости. Это намеренное распространение ложной или недостоверной информации, которая может вводить пользователей в заблуждение (Вартанова (ред.), 2024). Такие материалы часто создаются с целью манипуляции общественным мнением, влияния на политические процессы или просто для привлечения внимания. Например, фейковые новости о катастрофах в период пандемии COVID-19 вызывали панику, подрывая доверие к СМИ и даже провоцируя социальную напряженность. Противостоять этому риску могут ключевые навыки медиаграмотности: умение проверять источники информации и способность критически оценивать контент (Вартанова (ред.), 2024).
Цифровые платформы нередко становятся и средой распространения радикальных идей и вербовки новых последователей (Кин, 2015) — экстремистские и маргинальные группы активно используют социальные сети для пропаганды своих взглядов, продвижения запрещенных идеологий, что может привести к росту насилия и угрозе национальной безопасности. Базовые навыки медиаграмотности: умение мониторить контент, вычленять опасные материалы на основе критической оценки содержания, позволяют пользователям противодействовать этим угрозам. Безусловно, этого не всегда бывает достаточно, тогда на помощь аудитории должно прийти профессионально-этическое или государственное регулирование, вплоть до блокировки экстремистских ресурсов. Важную роль могут сыграть и образовательные программы для аудитории, направленные на предотвращение радикализации (Вартанова, Вихрова, Самородова, 2021).
К следующему виду рисков, которые несет цифровая среда, относятся угрозы, связанные с нарушением конфиденциальности и безопасности данных. Личная информация пользователей может быть собрана и использована без их согласия, что приводит к утечкам персональных данных пользователей, фишинговым атакам на них: например, злоумышленники могут использовать украденные данные для финансового мошенничества или шантажа. Чтобы защититься от этих угроз, важно использовать надежные пароли, двухфакторную аутентификацию, регулярно обновлять программное обеспечение (Ашманов, Касперская, 2022).
Еще один вид рисков связан с алгоритмами социальных сетей, которые создают так называемые эхо-камеры и «информационные пузыри», когда пользователи видят только соответствующую их убеждениям и предпочтениям информацию (Салихова, Вартанов, Гладкова, Дунас, 2022). Это приводит к поляризации общества, ограничению кругозора, ухудшению представлений об окружающей действительности: так, политические новости, которые подтверждают точку зрения пользователя, могут усиливать предубеждения и изолировать его от других мнений. Чтобы избежать этого, важно осознанно подходить к потреблению информации, использовать разнообразные источники и не полагаться исключительно на алгоритмы соцсетей (Отечественная теория медиа, 2024: 167–168).
Жертвы кибербуллинга — преследования, травли и оскорбления пользователей через цифровые платформы, включающие также оскорбительные комментарии, распространение слухов, угрозы и публикацию унизительных материалов (Солдатова, Ярмина, 2019), часто сталкиваются с серьезными психологическими последствиями, такими как депрессия, тревожность и даже суицидальные мысли. Для борьбы с кибербуллингом необходимо блокировать агрессоров, обращаться за помощью к психологам и поддерживать жертв травли. Образовательные программы, направленные на предотвращение буллинга или противостояние ему, также играют важную роль (Аникина, Бойцова, 2024).
Постоянное сравнение себя с другими, погоня за «лайками» и большим числом комментариев, чрезмерное времяпрепровождение в социальных сетях могут вызывать депрессию, тревожность, низкую самооценку — в целом негативно влиять на психическое здоровье детей (Филаткина, Давлетшина, 2019). Подростки, которые подолгу общаются в соцсетях, часто чувствуют себя неуверенно из-за нереалистичных стандартов красоты и успеха (Солдатова, Чигарькова, Илюхина, 2022), а постоянная проверка уведомлений и невозможность оторваться от экрана могут привести к ухудшению здоровья и социальной изоляции. Чтобы минимизировать эти риски, следует работать над самооценкой, при необходимости обращаясь за помощью к психологам и, конечно, ограничивать время пребывания в виртуальном пространстве.
Представители молодежной аудитории, страдающие от цифровой зависимости компульсивного или неконтролируемого использования социальных медиа и видеоигр, часто игнорируют реальную жизнь, теряют продуктивность и сталкиваются с проблемами в социальных взаимодействиях в реальной жизни (Лапин, Малушенко, 2024). Для борьбы с этой зависимостью следует устанавливать лимиты на использование гаджетов, находить альтернативные хобби, проводить больше времени в реальном мире.
Одной из самых серьезных угроз в цифровой среде являются сексуальные преступления. Распространение материалов с детской порнографией и другие формы сексуальных преступлений (Князева, Кажберова, 2022) могут нанести серьезный вред пользователям, вызывая психологические травмы и угрозы безопасности. Для защиты от этих угроз необходимо обучать детей и подростков безопасности в Сети, использовать компьютерные системы родительского контроля. В случае наиболее опасных рисков, подозрений на совершенные преступления необходимо прибегать к помощи правоохранительных органов.
Цифровая среда, несмотря на предоставляемые пользователю преимущества, содержит множество рисков, которые могут повлиять на его безопасность, психическое здоровье и благополучие. Для минимизации таких рисков и угроз необходимо развивать медиаграмотность, обучать основам кибербезопасности, формировать осознанное медиапотребление — критическое мышление, владение цифровыми медиатехнологиями и понимание контента.
Угрозы и риски цифровой медиакоммуникационной среды можно предупредить, если сформировать у ребенка или для ребенка принципы осознанного медиапотребления и составить примерное расписание повседневного распорядка дня. Например, для школьников в возрасте 7–16 лет режим дня может быть следующим: обязательный сон — 9 ч, занятия в школе и выполнение домашнего задания — 7 ч, дорога в школу — около 1 ч, занятия спортом, творчеством, посещение различных кружков и секций — 2 ч, помощь по дому — 1 ч, прием пищи в спокойной обстановке — приблизительно 2 ч, чтение бумажных книг (или электронных с выключенной подсветкой экрана) — около 1 ч, медиапотребление — около 1 ч (Компернолле, 2024). Таким образом, примерный распорядок дня школьника включает в себя множество необходимых занятий, поэтому для гармоничного развития детей большое значение имеет грамотное распределение времени в течение суток, которое позволяет им успевать учиться, отдыхать, развиваться и сохранять здоровье. После обязательных дел должно оставаться время и для отдыха, и для физических занятий, и для осознанного медиапотребления.
Осознанное медиапотребление — это подход к использованию цифровых технологий, который предполагает целенаправленное, критическое и ответственное взаимодействие с медиа, что позволяет выстраивать позитивные сценарии медиапотребления, основанные на медиакомпетентости (Москаленко, 2024 (а)). В отличие от пассивного, осознанное потребление контента подразумевает использование технологий для решения конкретных задач, управление информационными потоками и минимизацию негативного влияния онлайн-среды.
Согласно последним результатам исследований, проведенных в парадигме теории использования медиа и удовлетворения потребностей, современные «цифровые» дети и подростки часто осваивают социальный мир и формируют свои представления о мире в процессе медиапотребления (Давлетшина, 2021). Самообразование, саморазвитие, самоидентификация, самореализация, самоактуализация в значительной степени реализуются в цифровой медиакоммуникационной среде, поэтому любому человеку, особенно молодому, надо осознавать риски и угрозы, возникающие в результате медиапотребления, что поможет ему сохранить эмоциональное здоровье и баланс между виртуальной и реальной жизнью, улучшить качество общения. Постоянное онлайн-присутствие может приводить к цифровой усталости, которая проявляется в виде эмоционального выгорания, снижения мотивации и ухудшения качества жизни (Sunil, Sharma, Amudhan, Anand et al., 2022).
Примером осмысленного выбора информации является использование поисковых систем для нахождения достоверных данных, необходимых для учебы, отдыха, коммуникации в соответствии с интересами личности в рамках формирования культуры медиапотребления в образовательном пространстве (Ерофеева, Шанин, Коповая, 2020). Например, разумный выбор фильмов, игр или книг на основе рекомендаций экспертов или критиков поможет расширить кругозор, развить критическое мышление и эмоциональный интеллект.
Осознанная обработка информации предполагает анализ и систематизацию данных и прежде всего их источников с помощью цифровых инструментов (Вьюгина, 2018), а освоение цифровых медиатехнологий для достижения поставленных целей может способствовать повышению продуктивности, освоению навыков поведения в виртуальном пространстве, снижению уровня стресса, связанного с бесцельным использованием гаджетов. Исследования показывают, что избыток информации может приводить к когнитивной перегрузке, снижению концентрации и принятию неверных решений, т.к. многозадачность снижает эффективность в достижении цели и увеличивает количество ошибок. Чтобы избежать этого, необходимо фильтровать контент, управлять его объемом и развивать способность концентрироваться на одной конкретной задаче (Казун, 2023; Jena, Basu, 2018).
Осознанное медиапотребление предполагает способность игнорировать троллинг и кибербуллинг, помогая минимизировать риски за счет критического отношения к контенту и, как следствие, отказа от негативной информации. Использование функции блокировки для защиты от троллинга и кибербуллинга и осознание того, что негативные комментарии часто отражают проблемы их авторов, а не объективную реальность, — аналитический компонент модели медиаграмотности (Москаленко, 2024 (б)). Под медиаграмостностью мы пониманием новую систему знаний, умений и навыков аудитории, позволяющую противостоять многочисленным угрозам (Шариков, 2016). Сохранению психического здоровья и повышению уверенности в себе в случае столкновения с онлайн-агрессией способствует и обращение за помощью к друзьям, семье или профессиональным психологам.
Таким образом, осознанное медиапотребление — это необходимое условие для жизни в цифровую эпоху, которое дает возможность использовать технологии как инструмент для достижения целей, сохраняя при этом контроль над своим временем и эмоциональным состоянием. Развитие осознанного медиапотребления требует как индивидуальных усилий, так и поддержки со стороны образовательных институтов и общества в целом. Только через осознанное и ответственное использование технологий можно достичь гармонии между цифровой и реальной жизнью.
Неосознанное медиапотребление, в противовес осознанному, представляет собой форму взаимодействия аудитории с цифровыми технологиями, при котором пользователь теряет контроль над своим временем и поведением. Это явление характеризуется рядом специфических черт, таких как неспособность фокусироваться на конкретных задачах и фрагментация внимания, постоянная тяга к мобильному телефону, фаббинг и утрата контроля над использованием устройств, бесконтрольность в распространении личной информации. Очевидно, что неосознанное медиапотребление может оказать заметное влияние на когнитивные функции, эмоциональное состояние и социальное поведение человека.
Неспособность фокусироваться на одной задаче в течение длительного времени связана с постоянной тягой к мобильному телефону, которая проявляется в частой проверке уведомлений, сообщений и обновлений в социальных сетях. Такое поведение обусловлено особенностями работы дофаминергической системы мозга, которая активируется в ответ на новые стимулы, например уведомления или лайки (Хансен, 2022), постоянное получение которых создает цикл зависимости, когда человек теряет способность концентрироваться и становится зависимым от цифровых устройств.
Феномен «фрагментарного мышления», по мнению ряда психологов, может являться прямым следствием неосознанного медиапотребления. Он характеризуется невозможностью концентрации внимания на одной задаче в течение долгого времени из-за постоянного переключения между различными источниками информации (Arenz, Schnauber-Stockmann, 2024), поскольку цифровые устройства предоставляют мгновенный доступ к огромному количеству данных, что приводит к перегрузке рабочей памяти и снижению способности к глубокому мышлению (Круглова, 2019).
Неосознанное медиапотребление часто сопровождается утратой контроля за временем, местом и назначением использования гаджетов. Это приводит к тому, что цифровые устройства начинают доминировать над повседневной жизнью, реальными социальными взаимодействиями, подчиняя волю пользователя потоку информации. Появляется привычка постоянно отвлекаться на свои гаджеты во время разговоров, встреч или семейных мероприятий — фаббинг (Grieve, March, 2021). Утрата контроля над использованием технологий приводит к снижению продуктивности, ухудшению качества сна и нарушению социальных связей и связана с феноменом цифровой зависимости. Люди, страдающие от такой зависимости, часто испытывают тревожность и раздражительность при отсутствии доступа к гаджетам, что свидетельствует о нарушении эмоциональной регуляции.
Исследования в области киберпсихологии показывают, что бесконтрольное распространение личной информации, которая часто остается доступной в онлайн-пространстве на протяжении многих лет, повышает риск кибербуллинга, шантажа, кражи данных, может повредить репутации пользователя.
Представляется, что для преодоления проблем, вызываемых неосознанным медиапотреблением, необходимо формировать цифровую грамотность, осмысленное отношение к технологиям и навыки самоконтроля. Это в первую очередь важно для детей и подростков, поскольку особенности взаимодействия ребенка с медиа, такие как ночные переписки, отвлечение на уведомления или неспособность отключить телефон во время выполнения важных дел, могут негативно влиять на его развитие, усвоение школьных материалов, концентрацию. Родителям важно помогать своим детям приобретать навыки саморегуляции, устанавливая правила использования устройств и создавая условия для сосредоточенной работы (Корниенко, Фоминых, Веракса, Калимуллин, 2022).
Круг онлайн-общения ребенка является важным критерием оценки его медиапотребления. Если ребенок проводит время в Интернете в одиночестве или общается преимущественно с виртуальными друзьями, это может свидетельствовать о дефиците реальных социальных связей и повышать риск изоляции. Родителям следует обращать внимание на то, с кем и как ребенок общается в Сети, и поощрять позитивные формы онлайн-взаимодействия. Одним из наиболее тревожных последствий неосознанного медиапотребления детей становится вытеснение полезных занятий — учебы, спорта, хобби, что негативно сказывается на их физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Оценка общего объема времени и качества медиапотребления детей требует от родителей комплексного подхода, опирающегося на такие критерии, как продолжительность использования гаджетов, характер активности в Интернете, потенциальное влияние на психическое здоровье, особенности взаимодействия ребенка с медиа, круг онлайн-общения, степень вытеснения полезных активностей. Осознанное и ответственное отношение к медиапотреблению со стороны родителей и детей способствует созданию здоровой цифровой среды, которая поддерживает личностное развитие и социальное благополучие.
Ключевую роль в формировании привычек медиапотребления у детей играют родители. Исследования показывают, что дети, чьи родители соблюдают цифровую гигиену, с большей вероятностью развивают здоровые привычки использования технологий, выступая наглядной ролевой моделью (Алмазова, Асланова, Веракса Н., Веракса А. и др., 2023). Если родители сами отказываются от мобильных устройств во время семейного общения, демонстрируя важность живого общения, и служат примером для подражания (Valkenburg, Piotrowski, Hermanns, de Leeuw, 2013), дети начинают понимать, что времяпрепровождение в кругу родных и реальная жизнь важнее и интереснее виртуального мира.
В числе семейных инструментов воспитания осознанного медиапотребления — обсуждение преимуществ и рисков использования цифровых устройств, конкретных опасностей цифровой среды, таких как кибербуллинг, мошенничество, нарушение конфиденциальности, распространение дезинформации; обучение осознанному выбору контента. Одним из самых действенных инструментов формирования цифровой грамотности детей может стать открытый диалог родителей с детьми о способах и задачах медиапотребления, о том, как использовать технологии не для бесцельного времяпрепровождения, а для достижения намеченных целей. Такой подход будет способствовать формированию у детей навыков самоконтроля и помогать им находить разумный баланс между цифровой и реальной жизнью.
1 Страховская О. В постели с врагом: почему вредно брать смартфон в кровать // Архитектория. 2016. Июнь, 10. Режим доступа: https://architektoria.ru/blog/v-posteli-s-vragom-pochemu-vredno-brat-smartfon-v-krovat/ (дата обращения: 11.11.2024). (дата обращения: 11.11.2024).
2 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 11.11.2024). (дата обращения: 11.11.2024).
3 Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447320/ (дата обращения: 11.11.2024). (дата обращения: 11.11.2024).
4 Лига безопасного Интернета. Режим доступа: https://ligainternet.ru/ (дата обращения: 11.11.2024).
Алмазова О.В., Асланова М.С., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. и др. Наглядная модель как культурное средство детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 97–111. DOI: 10.17759/pse. 2023280105
Аникина М.Е., Бойцова З.К. Травля подростков в медиапространстве: анализ конфликтных ситуаций // Меди@льманах. 2024. № 4. С. 26−32. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.2632
Ашманов И.С., Касперская Н.И. Цифровая гигиена. СПб.: Питер, 2022.
Вартанова Е.Л., Вихрова О.Ю., Самородова Э.В. Медиаграмотность как условие преодоления цифрового неравенства в Российской Федерации // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2679 (дата обращения: 11.11.2024).
Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Вклад характера детско-родительских отношений в уровень развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестн. РФФИ. Гуманит. и обществ. науки. 2024. № 4. С. 97–109. DOI: 10.22204/2587-8956-2024-119-04-97-109
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 5–91.
Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2475 (дата обращения: 11.11.2024).
Давлетшина М.И. Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2736 (дата обращения: 11.11.2024).
Дунас Д.В. Медиа на этапах жизненного пути человека: к вопросу о различении типов медиасоциализации // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 16–25. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.1625
Ерофеева М.А., Шанин С.В., Коповая О.В. Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 23–38. DOI: 10.32744/pse.2020.3.2
Журналистика: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.Л. Вартановой. Тамбов: ИД «Державинский», 2024.
Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Психологическое благополучие современной семьи как главный фактор здоровья детей // Вестн. РФФИ. Гуманит. и обществ. науки. 2024. № 4. С. 11–26. DOI: 10.22204/2587-8956-2024-119-04-11-26
Казун А.Д. «Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2023. № 3. С. 3–25. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2023.325
Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015.
Князева М.Л., Кажберова В.В. Детская и юношеская психиатрия в отображении СМИ: актуальность «пограничной» предметной области // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 36–55. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.3655
Коломиец В.П. Социология массовых коммуникаций: направления научных исследований // Меди@льманах. 2023. № 1. С. 32−41. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.3241
Компернолле Т. Подросток и гаджеты. М.: Альпина Дети, 2024.
Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Веракса А.Н., Калимуллин А.М. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1 (106). С. 130–145. DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.130—145
Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2542 (дата обращения: 11.11.2024).
Лапин Д.А., Малушенко В.А. К вопросу об исследованиях видеоигр: зарубежные подходы и методы // Медиаскоп. 2024. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2866 (дата обращения: 11.11.2024).
Москаленко Н.М. (а) Медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи: обзор современных исследований // Меди@льманах. 2024. № 1. С. 26−31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2024.2631
Москаленко Н.М. (б) Медиапотребление студентов Донбасса: ресурсы, форматы, оценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2024. № 5. С. 79–99. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.5.2024.7999
Отечественная теория медиа / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2024.
Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 11.11.2024).
Салихова Е.А., Вартанов С.А., Гладкова А.А., Дунас Д.В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы // Информационное общество. 2022. № 6. С. 84–95. DOI: 10.52605/16059921_2022_06_84
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 4. С. 27–37. DOI: 10.17759/chp.2022180403
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И. Анализ межпоколенческих особенностей формирования социального онлайн-капитала // Вопросы психологии. 2024. Т. 70. № 1. С. 35–49.
Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17–31. DOI: 10.11621/npj.2019.0303
Филаткина Г.С., Давлетшина М.И. Медиапотребление молодежи: теоретический обзор исследований (на примере Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики) // Меди@льманах. 2019. № 3. С. 95−103. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.95103
Хансен А. На цифровой игле. Влияние гаджетов на наши привычки, мозг и здоровье. М.: РИПОЛ классик, 2022.
Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 14 (1). С. 87–98.
Arenz A., Schnauber-Stockmann A. (2024) Who «phubs»? A Systematic Meta-Analytic Review of Phubbing Predictors. Mobile Media & Communication 12 (3): 637–661. DOI: 10.1177/20501579231215678
Bandura A. (1971) Social Learning Theory. New York: General Learning Press.
Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. (1986) Living with Television: The Dynamics of the Cultivation Process. In: Bryant J., Zillman D. (eds.) Perspectives on Media Effects. Hilldale: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 17–40.
Gladkova A., Vartanova E., Ragnedda M. (2020) Digital Divide and Digital Capital in Multiethnic Russian Society. Journal of Multicultural Discourses 15 (2): 126–147. DOI: 10.1080/17447143.2020.1745212
Grieve R., March E. (2021) «Just checking»: Vulnerable and Grandiose Narcissism Subtypes as Predictors of Phubbing. Mobile Media & Communication 9 (2): 195–209. DOI: 10.1177/2050157920942276
Jena L.K., Basu E. (2018) Deep Work: Rules for Focused Success in a Distracted World. Vikalpa 43 (1): 58–60. DOI: 10.1177/0256090917753047
Livingstone S., Byrne J. (2018) Parenting in the Digital Age: The Challenges of Parental Responsibility. In: Mascheroni G., Ponte C., Jorge A. (eds.) Digital Parenting: The Challenges for Families in the Digital Age. Gothenburg: Nordicom, pp. 209–218.
Sunil S., Sharma M.K., Amudhan S., Anand N. et al. (2022) Social Media Fatigue: Causes and Concerns. International Journal of Social Psychiatry 68 (3): 686–692. DOI: 10.1177/00207640221074800
Valkenburg P.M., Piotrowski J.T., Hermanns J., de Leeuw R. (2013) Developing and Validating the Perceived Parental Media Mediation Scale: A Selfdetermination Perspective. Human Communication Research 39 (4): 445–469. DOI: 10.1111/hcre.12010
Дата поступления в редакцию: 05.12.2024
Дата публикации: 20.12.2024