Архив



Специфика системы регулирования медиабизнеса в Российской Федерации



Сергей Смирнов

Ссылка для цитирования: Смирнов С.С. Специфика системы регулирования медиабизнеса в Российской Федерации // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 32−41. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.3241



УДК 34-021.321:338+070
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.3241
EDN: QXRBPO

© Смирнов Сергей Сергеевич
доктор филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnov_s@rambler.ru



Ключевые слова: орган власти, регулирование, отраслевая организация, нормативный правовой акт, медиапредприятие.

В статье рассматривается сформировавшаяся к настоящему времени в России система регулирования медиабизнеса. Показаны эволюция курирующих и контрольно-надзорных органов исполнительный власти, состав индустриальных организаций разного профиля, а также хронология появления значимых законодательных актов федерального уровня. Автор приходит к выводу, что в отсутствие единой подведомственности и ввиду необходимости соблюдать нормы разных отраслей права, российские медиапредприятия находятся в достаточно сложном юридическом положении.

 

К постановке проблемы

Исследования нормативной правовой базы медиасистемы и ее государственного регулирования в постсоветской России оформились как самостоятельное направление. Подробно изучено развитие национального законодательства собственно о средствах массовой информации и функционировании журналистики (редакций), рассмотрены вопросы кодификации авторского права и деонтологии, создания ограничений для новых информационных сетевых платформ. Можно сказать, что в указанных сферах исследовательская работа ведется на постоянной основе и вполне системно. Прежде всего, здесь следует отметить масштабные труды М.А. Федотова (2002), А.Г. Рихтера (2007), С.Л. Давтяна (2001), И.А. Панкеева и А.А. Тимофеева (Панкеев, 2015; Панкеев, Тимофеев, 2011), коллективную монографию под редакцией Ю.Ф. Беспалова (Объекты авторского права и смежных прав, 2022) и др.

При этом очевидно, что регулирование экономической составляющей деятельности медиа представляет собой обособленный круг вопросов, отличающийся и по набору самих источников права, и по составу институтов, занимающихся правоприменительной практикой. За три с лишним постсоветских десятилетия в России сформировалась самостоятельная медиаотрасль, во многом подчиняющаяся рыночным механизмам (Вартанова, 2014; Засурский, 2001). И вмес­те с усложнением форм медиабизнеса, что, естественно, существенно эволюционировала регуляторная рамка. Мы постарались подробно проанализировать ее в качестве одного из аспектов комплексного исследования, посвященного специфике развития крупнейших российских медиапредприятий (холдингов) (Смирнов, 2024).

 

Органы исполнительной власти России

Вопрос о том, каким органам власти и в чем именно подконтролен медиабизнес в России, является весьма сложным и многоаспектным. Начать следует с того, что в 1990–2010 гг. наблюдалось периодическое реформирование системы органов исполнительной власти, курирующих и контролирующих собственно медиасистему (и СМИ). На федеральном уровне первым из них было Министерство печати и информации России, созданное в 1991 г. Достаточно быстро, уже в 1993 г., оно было разделено на Государственный комитет по делам печати (Госкомпечать) и Федеральную службу по телевидению и радиовещанию (ФСТР), т.е. на два органа рангом пониже. Затем в 1999 г. вновь было сформировано Министерство по делам печати, телерадио­вещания и средств массовых коммуникаций России (Минпечати). Одновременно при нем создается Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК).

В 2004 г. происходит новая реформа: федеральный отраслевой орган исполнительной власти объединяется с другим. На базе Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Министерства культуры создается единое Министерство культуры и массовых коммуникаций России (Минкультуры) с тремя подведомственными органами: Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура) и Федеральным архивным агентством (Росархив). При министерстве функционирует и ФКК. В 2004 г. появляется также отдельный регулятор отрасли – Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Росохранкультура), преобразованная в 2007 г. в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).

Наконец, в 2008 г. проводится еще одна реформа: на уровне федерального государственного управления медиасистема отделяется от культуры, но объединяется с другой отраслью, а именно на базе Министерства информационных технологий и связи соз­да­ется Министерство связи и массовых коммуникаций России (Минкомсвязи). Его подведомственными органами становятся уже существующая Роспечать и Федеральное агентство связи (Россвязь). При новом едином министерстве с этого момента также функционирует Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Параллельно из Россвязьохранкультуры выделяется самостоятельная Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор), преобразованная в том же 2008 г. в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). При отраслевом регуляторе функционирует ФКК.

Последние изменения коснулись названия и структуры главного отраслевого органа власти. В 2018 г. Министерство связи и массовых коммуникаций переименовывается в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (с 2020 г. – сокращенно Минцифры). А в 2020 г. происходит ликвидация Роспечати и Россвязи. Функции упраздненных агентств перешли к министерству, где их распределили между тремя структурными подразделения­ми – Департаментом развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества, Департаментом государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии и Департаментом государственной поддержки развития медиа. Роскомнадзор, ФКК и ГКРЧ последняя реформа не затронула.

Минцифры, как и все его предшественники, выполняет в отрасли важную экономическую функцию – распределяет бюджетные средства, предназначенные для разных форм поддержки (субсидий, грантов) различных медиапредприятий (государственных, частных). Отраслевое министерство также может выступать учредителем (соучредителем) федеральных медиаорганизаций, но чаще эту роль исполняет само Правительство России или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Организационно-экономические функции Роскомнадзора – регистрация СМИ и других типов медиа, выдача лицензий на вещание, сбор данных о размещении рекламы в Интернете, а также администрирование штрафов за разнообразные нарушения в сфере распространения контента. Специальная роль в отрасли отведена, по сути, «родственному» Минкультуры: ведомство оказывает бюджетную поддержку некоторым медиапредприятиям, производящим аудиовизуальные произведения (АВП), и выдает прокатные удостоверения1.

Далее регулирование медиабизнеса расходится по другим ветвям исполнительной власти. И в собственно экономической части ключевая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая уполномочена надзирать за всем рекламным рынком страны (выдает предписания участникам и штрафует за нарушения), а также в общем порядке согласовывает сделки по слияниям и поглощениям. При необходимости зарегистрировать свой товарный знак или права на оригинальное программное обеспечение (ПО) медиапредприятию необходимо обращаться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), а для регистрации прав на любое недвижимое имущество – в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). И конечно, любое медиапредприятие на общих основаниях находится под постоянным надзором Федеральной налоговой службы (ФНС), подведомственной Министерству финансов России (Минфину), которая отвечает за регистрацию хозяйствующих субъектов, администрирует налоговые и иные платежи (включая платежи в Социальный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования), принимает отчетность и штрафует за нарушения. Также на общих основаниях свою отчетность с медиапредприятий собирает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Иногда медиабизнесу приходится взаимодействовать и с Федеральной таможенной службой (ФТС).

Если медиапредприятие имеет организационно-правовую форму акционерного общества (АО или ПАО) и размещает эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации и др.) на биржевых площадках, то еще одним важным регулятором для него становится Центральный банк России (ЦБ), осуществляющий надзор за всем финансовым рынком страны. При определенных обстоятельствах медиабизнес может стать объектом проверки со стороны Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Здесь важно понимать, что все указанные ведомства не имеют соподчиненности и действуют автономно в рамках своих специальных полномочий (так, Роскомнадзор в принципе не принимает налоговую отчетность, а Федеральная налоговая служба не имеет никакого отношения к выдаче лицензий на вещание). Поэтому и отсутствие каких-либо претензий со стороны одних ведомств никак не страхует медиа­бизнес от возникновения претензий со стороны других. Наконец, при особых обстоятельствах медиапредприятие может попасть в поле зрения правоохранительных органов и спецслужб (Министерства юстиции России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Прокуратуры России, Министерства внутренних дел России, Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности и др.). Отметим также, что никаких отдельных органов правосудия для решения спорных вопросов в этой сложной сфере деятельности не существует: медиапредприятия выступают истцами или ответчиками на процессах в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах.

Итак, можно сказать, что любой медиа­бизнес в России, включая и крупнейшие предприятия отрасли, находится в достаточно «сложноподчиненном» положении (см. табл. 1). И чем более разветвленным по направлениям деятельности будет медиапредприятие (например, универсальный медиахолдинг), тем разнообразнее будет и список инстанций, под контроль которых оно подпадает. В данном случае мы держим в фокусе внимания только ту отрасль, деятельность участников которой строится прежде всего вокруг производства и упаковки контента, его монетизации и реализации прав на него, но не говорим о смежных отраслях телекоммуникаций (связи) и информационных технологий (IT), регулирование которых имеет свои нюансы.

 

Таблица 1.  Сферы ответственности федеральных органов исполнительной власти  на медиарынке России

Орган власти

Сфера ответственности на медиарынке

По отраслевому профилю

Правительство России

(Росимущество)

Исполнение функций учредителя в отношении хозяйствующих субъектов, находящихся в федеральной собственности

Минцифры

Выработка общей стратегии развития отрасли, мониторинг 

ее состояния, выдвижение законодательных инициатив, финансовая (в т.ч. грантовая) поддержка хозяйствующих субъектов различных форм собственности и прием соответствующей отчетности, прием обязательных бесплатных экземпляров печатной продукции

Роскомнадзор

Регистрация СМИ и других типов медиа, выдача лицензий  на вещание, ведение различных реестров, администрирование пошлин, лицензионных сборов и штрафов хозяйствующих субъектов, мониторинг контента по широкому набору параметров, рассмотрение заявлений (жалоб) граждан и организаций 

в отношении СМИ и конкретных авторов контента, проведение проверок, приостановление деятельности СМИ, отзыв лицензии  на вещание, техническая блокировка интернет-ресурсов, сбор данных о размещении рекламы в Интернете

ФКК

Проведение конкурсов на использование радиочастот

ГКРЧ

Техническое распределение радиочастотного спектра

ФАС

Регулирование рекламного рынка, антимонопольное регулирование товарных рынков, рассмотрение заявлений (жалоб) граждан  и организаций в отношении хозяйствующих субъектов и физических лиц, проведение проверок, возбуждение дел и администрирование штрафов

Минкультуры

Финансовая поддержка хозяйствующих субъектов – производителей АВП, выдача прокатных удостоверений, ведение соответствующего реестра

Роспатент

Регистрация прав на товарные знаки и программное обеспечение, администрирование пошлин хозяйствующих субъектов

Минюст

Ведение реестра иностранных агентов, прием соответствующей отчетности хозяйствующих субъектов и физических лиц, администрирование штрафов

Прокуратура, МВД, СК, ФСБ

Мониторинг контента по специальным параметрам, рассмотрение заявлений (жалоб) граждан и организаций в отношении СМИ  и конкретных авторов контента, проведение проверок, оперативных и следственных мероприятий, осуществление силовых операций в отношении хозяйствующих субъектов и возбуждение дел  в отношении физических лиц с возможным их задержанием

На общих основаниях

Минфин

(Федеральное казначейство)

Планирование расходов федерального бюджета, предоставление бюджетных субсидий хозяйствующим субъектам

ФНС

(СФР, ФОМС)

Регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, ведение соответствующих реестров, администрирование налоговых платежей, неналоговых сборов и штрафов, прием бухгалтерско-финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, проведение проверок

ФТС

Администрирование таможенных пошлин, сборов и штрафов, прием таможенной отчетности хозяйствующих субъектов

Росстат

Администрирование статистического наблюдения, прием статистической отчетности хозяйствующих субъектов, администрирование штрафов

ЦБ

Регулирование рынка ценных бумаг, прием отчетности хозяйствующих субъектов – эмитентов ценных бумаг, проведение проверок и администрирование штрафов

Росфинмониторинг

Проверки финансовых операций хозяйствующих субъектов  и физических лиц на предмет отмывания доходов, полученных преступным путем, выдача предписаний за нарушения и блокировки операций, передача информации в правоохранительные органы

Росстандарт

Разработка и обновление экономических классификаторов

Роструд

Проверки соблюдения хозяйствующими субъектами норм трудового законодательства, администрирование штрафов

Роспотребнадзор

Проверки соблюдения хозяйствующими субъектами санитарноэпидемиологических норм, администрирование штрафов

Ростехнадзор

Проверки соблюдения хозяйствующими субъектами технических регламентов и норм производственной безопасности, администрирование штрафов

Росреестр

Регистрация прав хозяйствующих субъектов на объекты недвижимости, ведение реестра объектов, кадастровая оценка объектов

МЧС

Проверки соблюдения хозяйствующими субъектами норм противопожарной безопасности, администрирование штрафов

МВД (ГИБДД)

Проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил эксплуатации служебных транспортных средств и ПДД, администрирование штрафов

Источник: составлено автором.

 

Отраслевые организации России

На медиарынке России существует и особая категория некоммерческих и государственных организаций разной подведомственности, также наделенных организационно-экономическими функциями. Это не собственно органы власти, но они имеют официальные полномочия и вправе требовать от медиапредприятий исполнения действующих норм. К ним, например, относятся Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), устанавливающие объем отчислений за использование произведений третьих лиц, прежде всего фонограмм; Российская книжная палата (РКП) и Гостелерадиофонд (ГТРФ), принимающие обязательные бесплатные экземпляры (копии) печатной продукции и аудиовизуальных произведений; ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) и АО «Почта России», устанавливающие тарифы на трансляцию сигнала и доставку изданий и др. Все эти специальные организации напрямую или косвенно оказывают влияние на медиабизнес, поскольку имеют определенные экономические отношения с разными участниками отрасли (см. табл. 2).

 

Таблица 2.  Сферы деятельности специальных отраслевых организаций  на медиарынке России

Организация (подведомственность)

Сфера деятельности

Российское авторское общество,

Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Российский союз правообладателей

(Минкультуры)

Установление тарифов за использование объектов интеллектуальной собственности, администрирование платежей и их распределение между правообладателями, ведение реестров (каталогов) произведений

Российская книжная палата

(Российская государственная библиотека)

Прием обязательных бесплатных экземпляров печатной продукции, присвоение ISBN, ISSN и ISMN2, ведение реестров (каталогов) произведений

НТЦ Информрегистр (Роскомнадзор)

Прием обязательных бесплатных экземпляров электронных и сетевых изданий, ведение реестров (каталогов) изданий

Гостелерадиофонд (ВГТРК),

Госфильмофонд (Минкультуры)

Прием обязательных бесплатных экземпляров аудио- и аудиовизуальных

произведений, ведение реестров (каталогов)

АВП

Фонд кино (Минкультуры)

Финансовая поддержка производителей АВП, администрирование возврата средств

Российская телевизионная и радиовещательная сеть (Минцифры)

Установление тарифов на трансляцию эфирного теле- и радиосигнала, администрирование платежей

Региональный сетевой информационный центр – RU-Center (РБК и др. инвесторы)

Установление тарифов за регистрацию доменных имен

Почта России (Минцифры)

Установление тарифов на доставку печатной продукции, администрирование платежей

Источник: составлено автором.

 

Отдельно следует упомянуть об общественных отраслевых организациях, созданных на добровольных началах самими участниками медиарынка – союзах, ассоциациях, гильдиях, федерациях, советах, фондах и пр. В их задачи помимо выработки общих цеховых правил работы (саморегулирования) также входит лоббирование интересов индустрии и ее сегментов. Список действующих негосударственных отраслевых организаций на данный момент достаточно широк: Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), Союз предприя­тий печатной индустрии – Гильдия издателей периодической печати (СППИ ГИПП), Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), Российская академия радио (РАР), Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР), Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Институт развития интернета (ИРИ), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК), Ассоциация анимационного кино (ААК), Ассоциация «Интернет-видео» (АИВ), Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), Российский книжный союз (РКС), Экспертный совет игровой индустрии (ЭСИИ), Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Медиа-коммуникационный союз (МКС), Союз журналистов России (СЖР), Союз кинематографистов, Союз писателей, Рекламный совет, Бюро тиражного аудита – АВС, Медиасоюз, Медиакомитет и др. Свою роль в выдвижении различных инициатив играют и межотраслевые организации – например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и др.

 

Нормативные правовые акты России

Весьма многочисленной является и совокупность нормативных правовых актов (НПА), регулирующих медиабизнес в тех или иных аспектах его деятельности. В целом все российское законодательство здесь можно достаточно условно разделить на два блока – отраслевое и общего профиля. Собственно отраслевой блок является довольно компактным: его образуют законы «О средствах массовой информации», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О связи», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 4). Отчасти к этому блоку можно отнести и ряд законов, затрагивающих деятельность медиапредприятий в некоторых (особых) случаях: «О государственной тайне», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму», «О персональных данных» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Из последних новаций – закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», затрагивающий среди прочего и деятельность в сфере медиа.

Блок общего профиля более объемен и представлен нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность хозяйствующих субъектов как таковых. К нему, например, относятся: законы «Об акцио­нерных обществах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс ЕАЭС и др. Всем этим обусловлены и положительные, и отрицательные экономические эффекты для игроков медиарынка: предоставление льгот и взимание налогов, выплаты субсидий и назначение штрафов, меры господдержки малых и средних предприятий (МСП) и транзак­ционные издержки, связанные с необходимостью формировать и предоставлять разнообразную отчетность.

Итак, в общей сложности мы насчитали около 50 действующих (см. табл. 3) только федеральных нормативных правовых актов – законов и кодексов – в той или иной степени затрагивающих деятельность российских медиапредприятий (без учета регио­нальных законов, а также ведомственных подзаконных актов – указов, постановлений, положений, приказов, целевых программ, стандартов, классификаторов, регламентов, правил, инструкций, рекомендаций, писем и т.п.). При этом важно отметить, что наблюдается постоянное расширение и уточнение правового поля в результате принятия новых единиц законодательства и внесения изменений (поправок) в уже существующие.

 

Таблица 3.  Хронология появления актуальных нормативных правовых актов, регулирующих разные аспекты деятельности медиапредприятий России

Нормативный правовой акт

Год*

Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации»

1991

Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей»

1992

Конституция Российской Федерации

1993

Закон Российской Федерации № 5485-1 «О государственной тайне»

1993

Гражданский кодекс Российской Федерации, № 51-ФЗ

1994

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

1994

Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

1994

Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

1995

Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

1996

Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

1996

Уголовный кодекс Российской Федерации, № 63-ФЗ

1996

Федеральный закон № 126-ФЗ

«О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

1996

Федеральный закон № 14-ФЗ

«Об обществах с ограниченной ответственностью»

1998

Федеральный закон № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

1998

Бюджетный кодекс Российской Федерации, № 145-ФЗ

1998

Налоговый кодекс Российской Федерации, № 146-ФЗ

1998

Федеральный закон № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

1999

Федеральный закон № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

2001

Федеральный закон № 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2001

Федеральный закон № 167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

2001

Федеральный закон № 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

2001

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,  N 195-ФЗ

2001

Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ

2001

Федеральный закон № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

2002

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, № 95-ФЗ

2002

Федеральный закон № 114-ФЗ

«О противодействии экстремистской деятельности»

2002

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

2002

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, № 138-ФЗ

2002

Федеральный закон № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

2002

Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

2002

Федеральный закон № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

2003

Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи»

2003

Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

2004

Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

2006

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе»

2006

Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2006

Федеральный закон № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

2006

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»

2006

Федеральный закон № 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации»

2007

Федеральный закон № 282-ФЗ

«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в

Российской Федерации»

2007

Федеральный закон № 381-ФЗ

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации»

2009

Федеральный закон № 208-ФЗ

«О консолидированной финансовой отчетности»

2010

Федеральный закон № 326-ФЗ

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

2010

Федеральный закон № 436-ФЗ

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и развитию»

2010

Федеральный закон № 99-ФЗ

«О лицензировании отдельных видов деятельности»

2011

Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2011

Федеральный закон № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2013

Федеральный закон № 218-ФЗ

«О государственной регистрации недвижимости»

2015

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение  N 1 к Договору о таможенном кодексе ЕАЭС

2017

Федеральный закон № 422-ФЗ

«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”»

2018

Федеральный закон № 330-ФЗ

«О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»

2024

* Указан год принятия первой редакции НПА без учета всех последующих изменений (поправок), оформленных отдельными ФЗ.
Источник: составлено автором на основе данных информационно-справочной системы «КонсультантПлюс»3 .

 

Выводы

Регулирование российского медиабизнеса сегодня сильно разнесено по отраслям права и типам институтов. И для эффективной легальной работы всем участникам отрасли в любом случае приходится учитывать дос­таточно сложную совокупность установленных норм и процедур. Иначе претензии со стороны контролирующих инстанций с вполне осязаемыми экономическими последствиями неминуемы. И поскольку правовое поле в данной сфере ежегодно усложняется, качественное и разностороннее юридическое обеспечение медиабизнеса, особенно крупного, становится все более насущной задачей.

 

Примечания

    1 См.: Реестр прокатных удостоверений фильмов. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-register_movies (дата обращения: 10.10.2024).

    2International Standard Book Number – Международный стандартный книжный номер; International Standard Serial Number – Международный стандартный номер сериальных изданий; International Standard Music Number – Международный стандартный музыкальный номер.

    3 Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2024).

 

Библиография

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Давтян С.Л. Особенности создания и функционирования редакции периодического издания: организационные и правовые аспекты: дис. ... канд. филол. наук. М., 2001.

Засурский И.И. Реконструкция России (Масс-медиа и политика в 90-е). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Панкеев И.А. Интеллектуальные права журналиста. Нормативные акты и комментарии. М.: МедиаМир, 2015.

Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2011.

Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.: ВК, 2007.

Смирнов С.С. Медиахолдинги как субъекты медиасистемы Российской Федерации: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2024.

Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ / под ред. Ю.Ф. Беспалова. М.: Проспект, 2022.

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002.

Дата поступления в редакцию: 18.11.2024
Дата публикации: 20.12.2024