Ссылка для цитирования: Гурциев М.Э. О перспективах развития отечественных цифровых медиаплатформ // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 57−65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.5765
УДК 346.544:[004.7+004.9]-027.61
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.5765
EDN: XHPCIV
© Гурциев Марат Эльбрусович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова, начальник отдела маркетинга ФГБУ «ЦСМС»
(г. Москва, Россия), marat.gurel@yandex.ru
Развитие отечественного сегмента Интернета в последние годы характеризуется значительным повышением активности в области регулирования и саморегулирования цифровых платформ. В российской академической среде базовое определение понятия цифровой платформы характеризует ее как сложную информационную систему, обеспечивающую взаимосвязи между участниками рынков, открытую для использования клиентами и партнерами, разработчиками приложений, поставщиками услуг и агентами1. «Следует уточнить, что некоторые исследователи рассматривают цифровую платформу не столько как отдельный вид бизнеса, сколько как бизнес-модель, настроенную на решение задачи извлечения и использования данных <…> Однако и в этом случае платформа представляет собой цифровую инфраструктуру, которая позволяет двум и более группам взаимодействовать <…> платформы востребованы во всех сегментах бизнеса, построенных на обмене информацией: там, где информация стала “продуктом” (СМИ, образование, финансы), и там, где доступ к информации о потребителях, ценах, спросе и предложении стал ценностью» (Вартанова, 2022: 10). Помимо того, что они являются естественным драйвером развития онлайн-среды, их пользовательская база и специфика работы привлекают внимание многих заинтересованных сторон, среди которых выделяются государственные органы надзора и контроля.
Российское государство, одним из направлений политики которого является формирование общенациональных приоритетов общества в условиях геополитической нестабильности, в лице компетентных органов охраны цифрового правопорядка участвовало в изменении структуры отечественного сегмента онлайн-платформ, инициировав ограничение доступа к зарубежным сайтам, что также способствовало изменению отдельных контент-составляющих и привело к трансформации цифрового пространства России. Это соответствовало задачам третьего этапа развития современного законодательства Российской Федерации о СМИ, который в области медиаполитики характеризуется следующими целями: сохранение отечественной культуры и духовно-нравственных традиций, защита интересов граждан в условиях цифровизации, глобального расширения влияния цифровых платформ, социальных сетей и сервисов. Для достижения этих целей была усилена роль государства в формировании медиаполитики и, как следствие, проявилась большая активность законодательных органов в сфере медиакоммуникаций (Вартанова, Дунас, 2023).
События последних нескольких лет кардинально перестроили ключевые бизнес-процессы в самых разных отраслях деятельности. Медиасистема не стала исключением, из-за чего привычная коммуникационная среда стала объектом масштабных трансформационных процессов. В условиях внешнего давления и ограничительных мер многие популярные социальные сети и онлайн-платформы либо отказались от предоставления услуг на территории России, либо оказались под запретом, преимущественно по причине распространения материалов, противоречащих современным идеологическим установкам государства. Реакцией пользователей на уход привычных площадок стал переход к отечественным аналогам, которые, впрочем, не были готовы к такому наплыву в должной мере.
Принято считать, что одной из актуальных проблем последних лет является тема импортозамещения, и многие эксперты связывают это с изменением геополитической обстановки в 2014–2015 гг. – периодом санкций и контрсанкций. Однако анализ причин нарастающего давления показывает, что активный период импортозамещения начался после мирового финансово-экономического кризиса (2008–2013 гг.): именно в посткризисные годы социальные сети стали активно развиваться – привлекать все больше новых пользователей и формировать новые медиарынки. Данная тенденция стала следствием активной цифровизации, которая дала начало эпохе персональных устройств – смартфонов, планшетных и портативных компьютеров.
Процесс изменения структуры медиапотребления ускорился с широким распространением мобильного интернета: объемы использования цифровых медиа с 2016 г. росли настолько стремительно, что уверенно «обошли» традиционные медиа почти во всех возрастных группах. В результате уже к 2021 г. топовые места рейтинга медиаплощадок по размерам аудитории в России занимали цифровые платформы – мессенджеры, социальные сети и поисковики (Поляков, Слепцов, 2022).
С упрочением роли цифровых технологий в жизни человека появляется его новая качественная характеристика – «медийный». Впервые термин «человек медийный» употребила профессор Е.Л. Вартанова (см., Вартанова, 2009). «Сама идея “человека медийного” – это идея человека, существование которого напрямую формируется процессом получения, потребления и осмысления медиатизированной информации, медийной средой, и социальное, индивидуальное бытование фактически реализуется в информационных и коммуникационных процессах» (Вартанова, 2015: 9).
Среди последствий «цифрового сдвига» медиасистем – становление новых медиа и социальных сетей как отдельных сегментов, глубинная интеграция медиапотребления в повседневную практику людей и усиление медиасоциализации как одного из ключевых направлений наследования человеком господствующих норм и ценностей через получение медиатизированного – личного и социального – опыта (Вартанова, Дунас, 2022). Полный переход на мобильную, сотовую связь стал важным медиакоммуникационным событием последних двух десятилетий. Как следствие, использование мобильного телефона и всевозможных приложений стало массовым, а сравнение пользователей и непользователей мобильной связи происходит не по наличию смартфона или планшета, а по их уровню технологического развития и степени присутствия в медийном поле (Васильев, Дубровин, 2023).
Целью настоящей статьи является анализ тенденций изменения онлайн-предпочтений российских пользователей. Результаты исследования позволят различным участникам онлайн-пространства – пользователям, провайдерам и надзорным органам – выявить перспективы развития отечественных цифровых платформ.
Статистические данные показывают, что за период с 2008 по 2022 г. численность ежедневной интернет-аудитории в России увеличилась: на 67% по сравнению с 11% россиян, ежедневно пользующихся Всемирной паутиной, в 2008 г. и на 78% активных пользователей сайтов и платформ в 2022 г.2 В связи с активным внедрением новых онлайн-платформ в повседневную жизнь и, как следствие, возникновением и распространением цифровых рисков государство уделяет значительное внимание вопросам безопасности и регулирования их деятельности. Например, по состоянию на июнь 2021 г. за несоблюдение требования о блокировке доступа к запрещенным материалам Facebook3 накопил штрафов на общую сумму 43 млн руб., X (бывший Twitter) – 27,9 млн руб., Google/YouTube – 6 млн руб., а также дополнительно 9,2 млн руб. за необъективную фильтрацию поисковой системы. Безусловно, такая позиция зарубежных компаний не может не вызывать реакцию Роскомнадзора, работа которого направлена на исполнение принятых государственными органами решений. Несмотря на то, что законодатели несколько раз повышали штрафы за «неудаление запрещенной в РФ информации», вопрос несоблюдения различных нормативных актов, регулирующих содержание онлайн-контента, и невыполнения требований популярными площадками остается актуальным4.
Одним из инструментов решений в данной практике стал новый механизм медиарегулирования, принципы применения которого закреплены в федеральном законе «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации»5, направленном на обеспечение равных условий для работы российских и иностранных юридических лиц в РФ. Законом, а именно его ст. 2, предусматривается, что все интернет-компании, включая социальные медиа, с ежедневной аудиторией не менее 500 000 пользователей должны открывать в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо. Более того, в соответствии со ст. 9, несоблюдение данного требования влечет за собой санкции для иностранной организации, такие как запрет на рекламу организации или выдачу результатов поиска с ее ресурсами, ограничение трансграничных переводов и денежных операций, а также частичный или полный запрет на предоставление услуг внутри страны6.
В действительности практика регулирования на основе штрафов никак не повлияла на структуру медиапотребления аудитории, поскольку платформы продолжали свою деятельность в России, либо полностью игнорируя предписания об оплате, либо удовлетворяя требованиям органов лишь формально. Следует отметить, что Facebook7 попал под блокировку еще до событий февраля 2022 г.: платформа была обвинена в том, что намеренно ограничивала доступ к аккаунтам отечественных СМИ, в числе которых были государственные информационные агентства «РИА Новости» и Sputnik, нарушая принципы свободы слова и демократии. Роскомнадзор отметил, что попытки дискредитации отечественных СМИ были постоянными: согласно данным регулятора, с октября 2020 г. по март 2022 г. было зафиксировано более 25 подобных случаев8. Мессенджер WhatsApp, также принадлежащий компании Meta9, не попал под ограничения ввиду того, что был признан лишь средством связи, а не источником публичного распространения информации.
Таким образом, доступ к двум социальным сетям, имеющим большую аудиторию в России, стал невозможен без использования средств обхода блокировки, что существенно повлияло на отечественную медиасреду. Так, если рассмотреть динамику изменения охватов социальных сетей за 2022 г., то можно заметить, что отток с запрещенных платформ был стремительным и в результате вызвал увеличение охватов у отечественных социальных сетей, хотя и в разном объеме (см. рис. 1). Вследствие этого законодателям и представителям бизнеса стало очевидно, что лучше «переносить» свою аудиторию на аналогичные отечественные платформы. Так на фоне сокращения расходов произошло их перераспределение на другие площадки (Ровнейко, 2023: 228).
Рисунок 1. Среднесуточный охват социальных сетей населением по месяцам, в %
Источник: составлено автором.
Произошедшие изменения отразились и на структуре медипотребления российской аудитории. Так, помимо активизации отечественных социальных онлайн-платформ и видеохостингов значительную популярность получили провайдеры VPN-сервисов, позволяющих обходить локальные ограничения на доступ к заблокированным платформам. В середине 2022 г. Россия стала одной из лидирующих стран по числу скачиваний подобных сервисов. Например, в июле 2022 г. это происходило в шесть раз чаще, чем в январе этого же года. В свою очередь, в 2023 г. спрос резко упал – за первую половину данного периода российские пользователи скачали VPN только 3 366 919 раз10. Популярность таких сервисов наблюдается среди пользователей из крупных городов: Москва (11%), Краснодар и Краснодарский край (9%), Санкт-Петербург (8%), Ростов-на-Дону и Ростовская область (5%), Пермь и Пермский край (5%)11.
Со временем Роскомнадзор стал блокировать отдельные VPN-сервисы, что должно способствовать оттоку российской аудитории с запрещенных платформ: некоторые, менее опытные пользователи, не смогут адаптироваться к новым требованиям, другие, более продвинутые, – легче перейдут на отечественные аналоги. В результате активности государства количество отечественных социальных сетей, в перечень которых входят «ВКонтакте» «Одноклассники», «Звук» и «Яндекс Музыка», RuTube, Looky Yappy, TenChat, «Грустнограм», «Рувики», «Руниверсалис» и многие другие, уже превысило количество иностранных (см. табл.). Таким образом, приведенная статистика подтверждает тренд на импортозамещение зарубежных платформ отечественными аналогами.
Таблица. Доля российских платформ в общем объеме онлайн-платформ в РФ
Год |
Популярные сети / онлайн-платформы |
Кол-во |
Доля российских, % | |
зарубежные |
российские | |||
2021 |
23 |
18 |
41 |
44 |
2023 |
28 |
35 |
63 |
56 |
Источник: составлено автором.
Хотя экономические санкции, наложенные на Россию, повлияли на покупательскую способность и внешний туризм, говорить о радикальной трансформации специфики потребления информации целевой аудиторией социальных сетей не приходится: будучи гибкой и адаптивной, молодежь быстро нашла альтернативные каналы и источники получения привычного контента (Дунас, Бабына, Бойко, Вартанов и др., 2023). Например, в соцсети «ВКонтакте» появился раздел «VK Клипы», предлагающий короткие видеоролики, схожие с продуктом Reels от Instagram12, который стал популярным среди потребителей контента данного типа (Архангельская, 2019).
Изменения российской аудитории соцсетей13 за последние три года очевидны (см. рис. 2). С небывалым притоком аудитории столкнулся мессенджер Telegram, зафиксировавший наибольший прирост среди социальных площадок, что, естественно, повлияло на популярность телеграм-каналов, которые за последние годы стали одним из основных источников оперативного получения информации. Так, 84% пользователей платформы читают подобные блоги самой разной направленности – от новостного и политического контента до досугового и развлекательного14.
Рисунок 2. Динамика изменений российской аудитории крупнейших соцсетей с марта 2022 г.
Источник: составлено автором.
Однако другие представители отечественных медиаразработок, например социальная сеть «Одноклассники» не сумели в полной мере занять освободившуюся нишу: аудитории не был предложен функционал, сравнимый с зарубежными площадками, о чем сигнализируют неутешительные показатели месячного охвата социальной сети (Смагин, Городищева, 2023).
Среди характерных особенностей следует также отметить динамику доли потребления телеграм-каналов, которая заметно растет в момент наиболее нестабильного информационного фона. Это видно, например, по статистике четвертого квартала 2023 г., когда рост активности в начале октября произошел во время обострения конфликта на Ближнем Востоке. Как следствие, блокировка части ресурсов стала драйвером роста платформы за счет перехода пользователей с прежних площадок: по среднесуточному охвату он опередил конкурентов, уступив лишь по времени использования тем платформам, на которых основной контент – видео.
В 2023 г. Telegram и «ВКонтакте» вошли в число лидирующих по объему трафика онлайн-платформ, о чем сообщили ведущие операторы связи, среди которых МТС, «Билайн» и «Мегафон». Важно отметить, что их динамика отличается от динамики других онлайн-платформ, однако перераспределение доли аудитории между социальными сетями и мессенджерами связано не только с сокращением одной активности и ростом другой, но и с миграцией между платформами, которой в том числе способствовала политика государства в отношении продуктов зарубежного происхождения.
В случае с Telegram произошла постепенная смена роли платформы: формат, изначально предполагавший взаимодействие между пользователями, изменился таким образом, что мессенджер стал платформой, на которой можно быстро и удобно получать информацию и делиться ей, создавать контент и взаимодействовать с другими пользователями.
В результате анализа практики замещения зарубежных платформ отечественными аналогами необходимо выделить ряд тенденций. Прежде всего следует отметить курс на импортозамещение со стороны государства, которое стало больше уделять внимание развитию отечественного программного обеспечения и цифровых медиаплатформ. Причин такого интереса несколько. С одной стороны, государству легче контролировать информационный поток в сетях, принадлежащих отечественным компаниям, что особенно важно в современных геополитических условиях, когда зарубежные компании – владельцы медиаплатформ регулярно нарушают российское законодательство, распространяя вредоносный контент и ограничивая деятельность отечественных медиа.
В то же время государство заинтересовано в развитии российских приложений, экосистем и иных технологических решений, которые со временем перестают уступать зарубежным аналогам в функционале, на что активно реагирует общественность: бенефициарами сложившихся обстоятельств в разной степени стали «Oдноклаассники», «Звук» и «Яндекс Музыка», RuTube и другие медиаплатфоры. Следует заметить, что прорыв отечественных платформ, о котором можно говорить в контексте роста аудитории «ВКонтакте», является не только следствием описанных в рамках настоящей статьи факторов, но и эффективной адаптации компании к потребностям пользователей. Данный тренд является результатом как внутренних процессов, например запуска новых сервисов и возможностей для пользователей, так и внешних, один из которых – миграция аудитории на «разрешенные» и более удобные в использовании площадки.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что блокировки отдельных цифровых медиаплатформ приводят к более активному развитию их аналогов: за последние три года российский рынок социальных сетей вышел на новый уровень технологического суверенитета, благодаря чему количество отечественных медиаплатформ превысило количество зарубежных. Эти изменения являются проявлением комплексной медиаполитики, в условиях которой ключевыми игроками медиасреды становятся государство, российские компании-провайдеры и само общество.
1 Цифровые платформы. Подходы к определению и типизации / Ростелеком. 2018. Режим доступа: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
2 Аудитория Интернета в 2022 году. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/3d8/qrlhud7t7dxyzw1rhtzxg3rwk8deg7uk/2022_ИНТЕРНЕТ.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
3 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
4 Приставы начали принудительное взыскание штрафов с Facebook на 43 млн рублей // Ведомости. 2021. Окт., 30. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/10/30/893757-facebook-43-mln (дата обращения: 12.07.2024).
5 Федеральный закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» от 01.07.2021 № 236-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388781/ (дата обращения: 12.07.2024).
6 Там же.
7 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
8 Таиров Р. В России заблокировали Facebook // Forbes. 2022. Март, 04. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/458141-v-rossii-zablokirovali-facebook (дата обращения: 13.07.2024).
9 Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
10 Результаты исследования интереса пользователей к VPN-сервисам. Режим доступа: https://roskomsvoboda.org/uploads/vpn_in_russia__from_blocking_services_to_blocking_protocols.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
11 Количество пользователей VPN в России в 2023 выросло почти на 40%. Режим доступа: https://platforma.id/kolichestvo-polzovatelej-vpn-v-rossii-v-2023-vyroslo-pochti-na-40-procentov (дата обращения: 12.07.2024).
12 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
13 Стогова Е., Прохорова С. Какая соцсеть в России стала догонять «ВКонтакте» по аудитории // РБК. 2024. Янв., 08. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/01/2024/658037fb9a79476406483fbb (дата обращения: 12.07.2024). (дата обращения: 12.07.2024).
14 Оленькова А. Телеграм для бизнеса: зачем компании создавать свой аккаунт / СберБизнес Live. 2024. Май, 24. Режим доступа: https://sberbusiness.live/publications/biznes-v-telegram-zachem-kompanii-sozdavat-svoi-akkaunt-i-kak-ego-ispolzovat (дата обращения: 12.07.2024).
Архангельская И.Б. «Свой круг»: медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях 2022–2024 (по результатам эмпирического исследования) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 2 (52). С. 75–84. DOI: 10.47475/2070-0695-2024-52-2-75-84
Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813
Вартанова Е.Л. От человека социального – к человеку медийному // Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009. С. 56–64.
Вартанова Е.Л. «Человек медийный» как результат социального развития? // Меди@льманах. 2015. № 5. С. 8–11.
Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Медиаполитика в России // БРЭ. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/rossiia-sredstva-massovoi-informatsii-mediapolitika-fe2351/?v=8196364 (дата обращения: 12.07.2024).
Вартанова Е.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 8–17. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.817
Васильев Н.А., Дубровин В.Л. Изменения в медиапотреблении в современной России // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 3. С. 107–129. DOI: 10.17805/zpu.2023.3.8
Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Вартанов С.А. и др. Отражение метанарративов в молодежных онлайн-сообществах (на примере VK и Telegram) // Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманит. науки. 2023. № 16 (12). С. 2285–2297.
Поляков М.Л., Слепцов Н.А. Сдвиг медиапотребления в России: обзор тенденций (2016–2021) // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 615–630. DOI: 10.22363/2312-9220-2022-27-3-615-630
Ровнейко В.В. Уголовно-правовая охрана и административно-правовое регулирование отношений в сфере распространения запрещенной законодательством Российской Федерации информации с использованием социальных сетей и мессенджеров // Цифровые технологии и право: сб. науч. тр. II междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 22 сентября 2023 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой и др.: в 6 т. Т. 2. Казань: Познание, 2023. С. 228–235.
Смагин И.А., Городищева А.Н. Аналоги ушедших социальных сетей, созданные в России, их недостатки и преимущества // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. мат. IX междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню космонавтики (г. Красноярск, 10–14 апреля 2023 г.): в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Ю.Ю. Логинова. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2023. С. 948–950.
Дата поступления в редакцию: 11.11.2024
Дата публикации: 20.12.2024