Архив



Специфика освещения военного конфликта в мессенджере Telegram



Елена Карабет

Ссылка для цитирования: Карабет Е.C. Специфика освещения военного конфликта в мессенджере Telegram // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 87−95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.8795



УДК 327.5«36»: 070.422.1+004.77(470+571)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.8795
EDN: PFUNTA

© Карабет Елена Сергеевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), alenakarabett@mail.ru



Ключевые слова: военкоры, Telegram, медиатизация, военные конфликты, социальные сети.

В статье рассмотрена специфика освещения военного конфликта в социальных сетях, в частности особенности профессиональной деятельности российских военкоров — авторов телеграм-каналов <em>WarGonzo</em> и «Поддубный»: высокий уровень актуальности постов, уникальность контента, стремление к объективности и достоверности, создание доверительной атмосферы, способствующей возникновению эффекта личной коммуникации с журналистами.

 

XXI в. ознаменовался процессами трансформации в медиасреде, которые связаны с цифровизацией и, как следствие, с повышением доступности различных медиаресурсов для массового потребителя. Наблюдается медиатизация социально-политических процессов, в том числе медиатизация военных конфликтов. Информация о таких конфликтах начинает играть существенную роль в их развитии, а также формирует отношение общества к ним. В этом контексте особое значение приобретает военная журналистика, в первую очередь особенности работы военных корреспондентов, которые сегодня ведут свою деятельность не только в традицион­ных медиа, но и в социальных сетях, в частности в мессенджере Telegram.

Telegram как особый вид социального медиа предоставляет современным журналистам удобные инструменты для освещения событий: оперативное распространение материалов, возможность введения в публикации личного взгляда автора, прямые контакты с аудиторией. Не случайно именно Telegram стал площадкой для активной реализации контента на военную тематику, а телеграм-каналы российских военных корреспондентов, работающих в зоне конфликта, демонстрируют значительный рост аудитории с начала СВО (Денисова, 2023). Они предоставляют эксклюзивную информацию, тем самым привлекая пользователей и позволяя им быстрее знакомиться с информацией с места событий.

В данной статье с опорой на существующие исследования о журналистике военкоров в Telegram рассматриваются особенности профессиональной деятельности авторов каналов WarGonzo1 и «Поддубный»2.

 

Телеграм-каналы военкоров

Глобализация и медиатизация общества привели к тому, что любое событие, в том числе и военные конфликты, мгновенно передаются аудитории по всему миру и становятся доступными для анализа в текущий момент (Christensen, Khalil, 2024). За последние годы активное развитие в качестве площадки для освещения военных действий получил мессенджер Telegram. По данным Mediascope за январь 2024 г.3, по объему дневной аудитории Telegram остается на четвертом месте среди российских интернет-ресурсов. Эта кроссплатформенная площадка совмещает в себе функции мессенджера и социальной сети, поэтому, определяя сущность Telegram, мы должны иметь в виду, что в этом случае говорим о гибридной форме медиа. Основное тематическое направление в Telegram — информационно-политическое, о чем свидетельствуют и данные Mediascope за 2024 г.4

Исследователь Ю.И. Белокопытова отмечает альтернативную функцию телеграм-каналов (в сравнении с традиционными медиаканалами), причем на это указывает не только размер аудитории или статистика площадки как таковая, но и феномен перехода многих официальных СМИ на функционирование в рамках Telegram (Белокопытова, 2021). Для телеграм-каналов стало актуально использование определенного авторского лица, «личного бренда» журналистов (каналы «Соловьев»5, «Маргарита Симоньян»6, «Кровавая барыня»7). Такая практика активно используется и военкорами, которые, как правило, уже имеют журналистский опыт или работают в определенном СМИ, параллельно делая публикации в своем личном канале. Как отмечает исследователь В.М. Амиров, ключевые факторы успешности телеграм-каналов в освещении боевых действий: анонимность, неформатность, разговорный стиль, игровизация (Амиров, 2023).

Увеличение числа новых пользователей в Telegram было отмечено в начале 2022 г.8, что связано со сложившейся политической обстановкой в мире и проведением специальной военной операции. Для российских пользователей стимулом более активного использования Telegram стала блокировка ряда популярных социальных сетей. Как следствие, отечественный медиаландшафт заметно изменился, что сделало возможным появление феномена телеграм-военкоров. Основная деятельность военкоров — освещение происходящих событий, отражение повестки дня, продвижение идей и развенчание существующих фейков. Исследования показывают, что важность работы военкоров, даже тех, кто не представляет какое-либо официальное медиа, подтверждается и вводимыми по отношению к ним санкциями. Другая сторона конфликта может осуждать деятельность российских военных корреспондентов и призывать к подавлению информации, которая распространяется их каналами, что говорит о действительной стратегической важности и влиянии этих каналов в информационном противостоянии (Шпаковский, 2024)

По данным исследователей на 2023 г., в каналах военкоров регулярно критиковались тактические и кадровые решения Министерства обороны РФ, а также проблемы с логистикой и снабжением армии (Чиркин, Колмаков, Скупов, 2023). Авторы делают вывод, что военкоры могут формировать и транслировать собственную повестку, отличающуюся от официальной, и имеют большую аудиторию, что позволяет им оказывать влияние на общественное мнение. При этом, после объявления мобилизации военкоры начали активно ее поддерживать (Пахалюк, 2023).

Рассматривая деятельность военкоров в Telegram, мы должны также учитывать и специфику формирования повестки дня в социальных сетях. Как известно, ключевую роль в определении важности тех или иных тем в общественной сфере играют СМИ. Однако с развитием социальных медиа этот процесс становится все более сложным, т.к. в нем участвует множество новых акторов, что приводит к полисубъектности.

Как отмечает Е.Л. Вартанова, полисубъектная структура современной медиасреды, включающая традиционные СМИ, новые медиа и активную аудиторию, делает стратегии освещения конфликтов сложно прог­нозируемыми (Вартанова, 2022). В таких условиях каждый отдельный субъект начинает преследовать свои цели и использует различные подходы. Так, традиционные СМИ, в большей степени заинтересованные в сохранении баланса в обществе, склоняются к нейтральной тональности при освещении тех или иных конфликтов. В интернет-пространстве, напротив, аккумулируется конфликтогенный дискурс, т.к. в его рамках может более ярко проявляться негативная тональность. Г.В. Лукьянова предлагает модель формирования повестки дня в Telegram, согласно которой информационный контент создается «производителями информации», затем агрегируется и интерпретируется различными телеграм-каналами, формируя повестку для аудитории (Лукьянова, 2024).

Для создания более цельного представления о деятельности военкоров в Telegram рассмотрим контент каналов WarGonzo (1 млн подписчиков)9 и «Поддубный» (710 тыс. подписчиков)10, которые отличает, во-первых, широкий охват аудитории, во-вторых, регулярность и оперативность публикаций, актуальных на сегодняшний день, в-третьих, доступ авторов к уникальным источникам, благодаря чему они могут регулярно предоставлять информацию, недоступную для других медиа. Изучение контента телеграм-каналов, вызвавших повышенный интерес у подписчиков, поможет понять, какие культурные символы и идеи представлены в данных сообщениях.

 

Контент телеграм-канала «Поддубный»

В рамках анализа телеграм-канала «Поддубный» мы использовали данные сервиса TGStat11, который позволил сформировать выборку публикаций. В нее вошли восемь топ-публикаций (отобраны на основе наибольшего количества реакций аудитории) за май—июнь 2024 г.12 Основная тематика — события на поле боя, роль коллективного Запада, особенности применения оружия (отдельно отметим два интервью с пленными, вызвавшие эмоциональный отклик пользователей).

Евгений Евгеньевич Поддубный — журналист, автор документальных фильмов и телевизионных репортажей, специальный корреспондент ВГТРК, имеющий большой опыт журналистской работы в горячих точках. В свои посты Е. Поддубный часто включает информацию об оружии, применяемом на поле боя. Например, в публикации от 01.06.2024: "Это обломки снарядов РСЗО M142 HIMARS. Расчеты ПВО Армии России уничтожили в небе над Белгородской областью более 10 ракет«13десь и далее орфография и пунктуация сохранены. — Е.К.). У данной публикации много реакций — 8 тыс. пользователей поставили эмодзи, изображающий гнев. В этом случае обратим внимание на преимущество Telegram в доступности «картинок-реакций», с помощью которых пользователь может выражать эмоции разного характера, а автор канала — иметь представление об отношении читателей к публикуемой информации.

Текст поста от 28 мая14 сопровождает короткий ролик (11 сек). В публикации указано, что был ранен оператор студии ВГТРК Александр Пушин. Важно, что в тексте поста есть призыв Поддубного к журналистам — не распространять искаженную информацию: «Коллеги, не надо (курсив наш. — Е.К.) в ТГ и изданиях писать, что «группу ВГТРК обстреляли, атаковали». Бьют по нашим войскам, мы работаем с войсками. Для бойцов Армии России это будни войны«15. Такой пост является примером открытой коммуникации в Telegram — подобную практику можно нередко встретить у авторов каналов, которые могут без ссылок, зная, что канал читается определенными лицами, обращаться к ним.

В канале «Поддубный» сохраняется ключевой журналистский принцип документальности: автор акцентирует внимание на освещении событий и деталей и использует личное мнение как дополнение в целях передачи определенных эмоций и настроения. Публикации содержат факты, которые, в свою очередь, подкреп­ляются различными фото- или видеоматериалами. Примером является пост от 01.06.2416, текст которого сопровождается видео, фиксирующим подрыв грузовика, наполненного бое­припасами. Поддубный делает акцент на том, что данный грузовик — гражданский — и это определенная тактика противника: "Мы постоянно говорим о том, что противник, прикрываясь гражданскими, использует гражданскую инфраструктуру и транспорт для ведения боевых действий«17. В этом случае примечательна формулировка «мы постоянно говорим», как бы указывающая на важность мысли, и монтаж видео, который включает в себя звуковое сопровождение — тревожную музыку, подчеркивающую серьезность происходящего, что усиливает эмоциональное воздейст­вие публикации.

Такой же документальной публикацией является и пост от 26.05.2418: показан ряд подрывов техники противника в Волчанске — одной из самых «горячих» зон на сегодняшний день. Видеоряд, в котором также использована тревожная музыка, сопровождается перечислением техники, и именно на это делается упор: «В небе рой дронов — и наших, и врага. Война очень изменилась за последний год. Летают ФАБы с УМПК — наши и западные JDAM. Почти нет бронетехники, слишком быстро горит» (курсив наш. — Е.К.). Автор отмечает сложность ведения боев на данном направлении, но заключение публикации остается воодушевляющим: "Наступление продолжается"19.

Еще один тип публикаций — истории с поля боя, а также примеры из профессиональной деятельности военных коррес­пондентов. В одной из таких публикаций от 28.05.2420 Е. Поддубный рассказывает о своих эмоциях от происходящего и ставит в пример своих товарищей, которые умеют сохранять необходимое хладнокровие в критических ситуациях: «Когда сегодня вместе с бойцами «подлетели» на мине (а я сидел в кузове, а Саша Коц вместе с Сашей Пушиным в кабине) мне вновь стало спокойно, потому что мы вместе"21 (курсив наш. — Е.К.). Динамичность повествования и акцент на личные переживания делают в таком случае публикации более искренними и позволяют выстраивать доверительные отношения с аудиторией.

Также можно отметить посты, вселяющие боевой дух, в текстах которых используется разговорный стиль, помога­ющий максимально просто выразить мысль: "И еще, у нас в армии железные люди, с огромной душой и стальной волей. Хрен кто нас победит«22 (курсив наш. — Е.К.).

Приведем пример публикации допроса колумбийца, воевавшего на стороне противника, которую, что важно, Е. Поддубный обозначает как «киевский режим», тем самым указывая на то, что противостояние идет не с самой страной, а с теми, кто находится у ее власти. "История этого наемника похожа на тысячи других — увидел информацию о наборе боевиков, решил заработать денег, по итогу, без какой-либо боевой подготовки, был брошен украинским командованием на передний край, где быстро понял, что это — не его война«23 (курсив наш. — Е.К.). Видео с пленными используются не как способ продемонстрировать свою силу или показать возмездие — напротив, чтобы показать, что с ними выстраивается коммуникация, чтобы подчеркнуть «потерянность» этих людей в понимании проис­ходящего и отсутствие у них мотивации к ведению боевых действий.

Е. Поддубный выражает свое мнение и по поводу западной поддержки Украины: "Две трагедии, как результат террористической активности ВСУ. Я уверен, что за этим стоит аппарат западных военных специалис­тов, потому что удары нанесены западными системами вооружения. Боевики ВСУ — лишь исполнители«24 (курсив наш. — Е.К.).

Таким образом, в материалах телеграм-канала «Поддубный» встречаются как точные подробности с поля боя, так и эмоционально окрашенные высказывания, оценочные суждения, — публикации выполняют и информационную, и идеологическую функции.

 

Контент телеграм-канала WarGonzo

Канал WarGonzo, автором которого является журналист и писатель Семен Владимирович Пегов, был создан еще в 2017 г. и на сегодняшний день насчитывает 1 млн подписчиков25. Канал позиционируется как посвященный экстремальной журналистике в условиях военных конф­ликтов: само понятие Gonzo (англ. «рехнувшийся») говорит о неформальном стиле телеграм-канала и разграничивает его с официальными СМИ. По этой причине канал WarGonzo представляет особый интерес для исследования, тем более что С. Пегов является неофициальным военкором, не представляет конкретное СМИ и, следовательно, потенциально имеет возможность выражать свое мнение более эмоционально и неформально.

Рассмотрим пять публикаций за май—июнь 2024 г., которые, по оценке сервиса TGStat26, являются самыми популярными по соотношению просмотров и реакций. Основная тематика материалов — аналитика событий, освещение судеб военных.

Наиболее распространеннный формат для канала — текстовый пост без визуального сопровождения (фото или видео). Одним из примеров такого поста является публикация от 20.05.2427, в которой освещается конкурс «Время героев». В тексте используется разговорный стиль: "В моем распоряжении оказалась инсайдерская информация о промежуточных итогах: руки чешутся поделиться"28 [здесь и далее орфография и пунктуация сохранены. — Е.К.]. Автор делает акцент на том, что полученная им информация несколько закрыта и он знает о ней, т.к. у него есть свои личные источники: "Конкурс был просто бешеный и, зная немного ситуацию изнутри...«29 (курсив наш. — Е.К.).

Публикация новости о том, что в Грузии принят закон «О прозрачности иностранного влияния» сопровождается фотографией с протеста30. Сначала в публикации приводятся конкретные данные о событии и о самом законе. Далее в текст включается отношение автора: он сравнивает содержание грузинского закона с американским и приходит к выводу, что, не поддерживая введение закона, США демонстри­руют «двойные стандарты», т.к. такой же дейст­вующий закон в Америке более суров: "Двойные стандарты в лучших демократических традициях. На фоне американского грузинский закон выглядит как штраф за курение в общественном месте«31.

Примером текстовой публикации, сопровожденной видео, является пост от 22.05.2432. Что характерно для Telegram — в посте есть заголовок, обозначенный эмодзи в виде молний: в контексте телеграм-журналистики это символ срочности и важности, привлекающий внимание ауди­тории. Примечательно, что данная публикация является анонсом репортажа для «Первого канала». В самом ролике показан небольшой отрывок из репортажа.

Иногда в телеграм-канале появляются аналитические посты других военкоров, как, например, в публикации от 08.06.2433. В ней представлена аналитика Евгения Шатуна Николаева, которая включает в себя критику армейского устройства. Освещены проблемы, с которыми приходится сталкиваться ежедневно: «Я вспоминаю как бестолково разгружали мой микроавтобус в одной из час­тей, расположенной на Запорожье», шума было много, а толку чуть«34 (курсив наш. — Е.К.). Текст статьи написан живым языком с вкраплением «неформальных» элементов. Важен итог статьи — возможность налаживания работы на фронте за счет правильного выстраивания логистики. Так автор одновременно указывает на недочеты, но при этом и отмечает произошедшие изменения, позволившие улучшить ситуацию.

Подобное можно встретить и в другой аналитической статье за авторством самого С. Пегова (21.05.24)35. Автор не стремится скрыть текущее положение дел: "До тех пор, пока враг не очухался и не пришел в себя от этого фронтового хука — в первые пару-тройку суток потери наших войск были действительно минимальные, однако в нокауте противник не оказался и начал огрызаться. Огрызаться болезненно и местами мощно, потери наши, соответственно, возросли«36.

Вместе с таким объективным взглядом на ситуацию Пегов также вводит эмоционально окрашенные формулировки, характеризуя врага: «вооруженный сброд», "противник откровенно проморгал«37. В статье приводится описание рисков, которые есть сейчас на фронте, и указывается, что это не «догадки», а «реальная фронтовая математика». Автор делится своими впечатлениями о складывающейся ситуации и приводит ряд фактов, подтверждающих эти впечатления: "необязательно, что враг на это решится, но такие риски, безусловно, есть, их надо учитывать и быть готовым к такому сценарию тоже"38.

Еще одна важная тема, поднимаемая в канале, — участие иностранцев в СВО на стороне России. Этому отводится пост­подводка к интервью с американским военным Расселом Бентли, приехавшим на Донбасс39. С. Пегов дает яркую характеристику военного: "Он смог стать неотъемлемой частью образа воюющего Донбасса, собравшего в одном месте настоящих борцов за справедливость«40. Обращаясь к такой теме, авторы постов указывают на то, что присутствие иностранных военных признается и принимается как демонстрация солидарности.

С. Пегов в своем проекте WarGonzo акцентирует внимание на информации от инсайдеров, что делает его оригинальный контент уникальным. Можно отметить, что автор действительно использует живой, неформальный и эмоциональный язык, с помощью которого выстраивает доверительную коммуникацию со своей аудиторией.

 

Выводы

Каналы WarGonzo и «Поддубный» представляют разные подходы к освещению военных конфликтов, но имеют одинаково высокий уровень актуальности, уникальности контента, стремятся к объективности и достоверности: каждый из авторов не только выражает свое мнение, но и обосновывает его. Оба канала обращаются к темам участия иностранных граждан в военных действиях, тем самым обращая внимание на вовлеченность в конфликты и влияние различных стран на происходящие события.

Подачу информации в каналах военкоров в Telegram в целом можно оценить как неформальную, что подтверждается даже материалами специального коррес­пондента ВГТРК Е. Поддубного. Именно этим определяется специфика освещения военного конфликта в анализируемых телеграм-каналах — создание доверительной атмосферы, способству­ющей возникновению эффекта личной коммуникации с журналистами, т.е. близость военкоров к своей аудитории.

 

Примечания

    1 War Gonzo | Telegram. Режим доступа: https://t.me/wargonzo (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    2 Поддубный |Z|О|V| edition | Telegram. Режим доступа: https://t.me/epoddubny (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    3 Аудитория Telegram / Mediascope. 2024. Янв. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/0c1/bkercpc19h48r7e0ifzioccun2qq2zhk/Telegram_отчет_январь2024.pdf (дата обращения: 10.06.24). (дата обращения: 10.06.24).

    4 Там же.

    5 Соловьев | Telegram. Режим доступа: https://t.me/SolovievLive (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    6 Маргарита Симоньян | Telegram. Режим доступа: https://t.me/margaritasimonyan (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    7 Кровавая барыня | Telegram. Режим доступа: https://t.me/bloodysx (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    8 Аудитория Telegram / Mediascope. 2024. Янв. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/0c1/bkercpc19h48r7e0ifzioccun2qq2zhk/Telegram_отчет_январь2024.pdf (дата обращения: 10.06.24). (дата обращения: 10.06.24).

    9 War Gonzo | Telegram. Режим доступа: https://t.me/wargonzo (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    10 Поддубный |Z|О|V| edition | Telegram. Режим доступа: https://t.me/epoddubny (дата обращения: 05.06.24). (дата обращения: 05.06.24).

    11 Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat. Режим доступа: https://tgstat.ru/ (дата обращения: 07.06.24). (дата обращения: 07.06.24).

    12 Поддубный / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@epoddubny/stat (дата обращения: 10.06.24). (дата обращения: 10.06.24).

    13 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/20023 (дата обращения: 11.06.24). (дата обращения: 11.06.24).

    14 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/19991 (дата обращения: 11.06.24). (дата обращения: 11.06.24).

    15 Там же.

    16 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/20026 (дата обращения: 11.06.24). (дата обращения: 11.06.24).

    17 Там же.

    18 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/19982 (дата обращения: 11.06.24). (дата обращения: 11.06.24).

    19 Там же.

    20 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/19996 (дата обращения: 11.06.24). (дата обращения: 11.06.24).

    21 Там же.

    22 Там же.

    23 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/20070 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    24 Режим доступа: https://t.me/epoddubny/20088 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    25 Телеграм-канал WarGonzo. Режим доступа: https://t.me/wargonzo (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    26 WarGonzo / Сервис аналитики телеграм-каналов TGStat.ru. Режим доступа: https://tgstat.ru/channel/@wargonzo (дата обращения: 10.06.24). (дата обращения: 10.06.24).

    27 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/20027 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    28 Там же.

    29 Там же.

    30 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/20296 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    31 Там же.

    32 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/20070 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    33 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/20381 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    34 Там же.

    35 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/20053 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    36 Там же.

    37 Там же.

    38 Там же.

    39 Режим доступа: https://t.me/wargonzo/19996 (дата обращения: 12.06.24). (дата обращения: 12.06.24).

    40 Там же.

 

Библиография

Амиров В.М. Телеграм-каналы и медиатизация боевых действий: особенности репрезентации // Военная журналистика в современном мире: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Луганск, 12 апреля 2023 г.) / под ред. Ж.В. Марфиной, А.В. Дроздовой и др. СПб.: Медиапапир, 2023. С. 113–115.

Белокопытова Ю.И. Telegram в ряду современных интернет-коммуникаций // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ: мат. I междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 05 марта 2021 г.) / под ред. Т.Н. Владимировой, В.А. Славиной, Н.В. Кодола. М.: МПГУ, 2021. С. 250–254.

Быков И.А., Курушкин С.В. Военкоры как профессиональное сообщество журналистов: проблемы типологизации // Журналистика XXI века: возвращаясь к профессиональной идеологии: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 18–19 нояб­ря 2022 г. / отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 43–46.

Вартанова Е.Л. Полисубъектность медиасреды и ее потенциальное влияние на социальный конфликт // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.814

Денисова И.Н. Освещение вооруженного конфликта в Telegram (на примере телеграм-каналов военкоров) // Социально-гуманитарные знания. ٢٠٢٣. № 12. С. 132–136.

Лукьянова Г.В. Особенности формирования повестки дня в мессенджере Telegram // Изв. Саратовск. ун-та. Сер.: Социология. Политология. 2024. Т. 24. № 1. С. 90–97. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-90-97

Пахалюк К.А. «Вот вы дичь перепуганная»: мобилизация в телеграм-каналах военкоров // Социодиггер. 2023. Т. 4. № 1–2. С. 70–82.

Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д., Скупов М.В. Феномен z-телеграма в освещении событий на Украине // Социодинамика. 2023. № 12. С. 171–191. DOI: 10.25136/2409-7144.2023.12.69206

Шпаковский А.П. Новые медиа как фактор управления политическими процессами в России // Гуманит. науки. Вестн. финанс. ун-та. 2024. № 14 (2). С. 100–108. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-2-100-108

 

Christensen B., Khalil A. (2024) Reporting Conflict from Afar: Journalists, Social Media, Communication Technologies, and War. In: Westlund O., Krøvel R., Orgeret K.S. (eds.) Journalism and Safety: An Introduction to the Field. London: Routledge, pp. 171–189.

Дата поступления в редакцию: 12.11.2024
Дата публикации: 20.12.2024