Ссылка для цитирования: Слободянюк А.А. Малые формы информационных сообщений в новостных выпусках «Первого канала» // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 96−104. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.96104
УДК 654.197:070.431
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.96104
EDN: IIGUHY
© Слободянюк Анастасия Александровна
аспирантка кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), staserl757@mail.ru
Внедрение конвергентных практик в работу современного отечественного телевидения неизбежно ведет к последовательному ускорению производственных процессов в редакции службы информации (Вырковский, 2016: 204). Непосредственное влияние на это оказывает цифровизация: вследствие открытого доступа возникает множество новых источников информации, что приводит к неконтролируемым потокам данных, обработкой которых занимаются, в частности, редакции телеканалов, в задачу которых входит в том числе снижение уровня «информационного шума» (Паранько, 2016: 9) и сокращение больших объемов сведений до необходимого минимума.
Необходим и ответ на формирование среди зрителей описанного Э. Тоффлером в 1990 г. нового типа культуры — «клип-культуры» — фрагментарного представления о мире. По мысли футуролога, клиповое мышление неизбежно в связи с развитием информационного общества (см.: Кастельс, 2000). Э. Тоффлер подчеркивает, что новый зритель, привыкший к «бомбардировке» небольшими фрагментами информации, в то же время внимательно следит за тем, в соответствии с какими концепциям они «собираются и организуются в некое целое» (Тоффлер, 1999: 279). Подобные мысли высказывал и профессор Ф.И. Гиренок1, отмечая необходимость краткой подачи информации с акцентом на ее «концептуальность», лаконичное изложение содержания.
Потребность современного зрителя в общедоступной, достоверной и легкоусвояемой информации навязывает редакциям новостных программ необходимость разработки и внедрения новых форм подачи материалов в условиях ограниченного временного ресурса (Высоцкий, 2013: 118). В рамках универсальных федеральных телеканалов речь идет о трехчасовом эфирном шаге, в случаях сугубо новостных телеканалов — о шаге в час. В частности, перед редакциями стоит задача упаковки оперативной информации в так называемые малые формы.
Несмотря на то, что некоторые исследователи считают, что в современных условиях телевизионные жанры корректнее называть «формами подачи информации», а в своей профессиональной деятельности, как показали экспертные интервью с представителями медиаиндустрии, журналисты используют понятия «формат» или «материал», но не «жанр» (Никольская, Макеенко, 2020: 52), многие по-прежнему оперируют классическим понятийным аппаратом. Жанровая теория, разработанная Р.А. Борецким и В.Л. Цвиком (Телевизионная журналистика, 2002) и основанная на постулатах литературоведения, предполагает деление на три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные. Первая группа, представляющая интерес для нашего исследования, охватывает классические формы подачи информации: информационное сообщение, отчет, выступление (монолог в кадре), интервью и репортаж. Подробнее эту жанровую группу на примере газетных текстов изучил Л.Е. Кройчик, предложив рассматривать информационные тексты как «оперативно-новостные», поскольку главное их предназначение — донесение новости в сжатые временные сроки, и определив ведущим жанром именно заметку, структура которой предполагает «классическое триединство»: общность темы, одномоментность процессов и точность места действия (Кройчик, 2000). Условия конвергенции СМИ, гибридизации жанров, диффузии форматов и перехода телеканалов на новые экономические модели, позволяют сегодня называть традиционную заметку «мультимедийной» (Хлызова, 2015: 76).
Мультимедийность в рамках информационного вещания в первую очередь подразумевает использование различных видов инфографики — это могут быть классические анимированные цитаты; цитаты, сопровождаемые видеорядом; созданные дизайнерами карты с условными обозначениями; 3D-моделирование предметов и т.п. Кроме того, мультимедийность невозможна без внедрения технических новаций: так, в 2018 г. на «Первом канале» была модернизирована студия программы «Время» — впервые на отечественном телевидении ведущие не просто читали новости, но и взаимодействовали с мультимедийными элементами, перемещаясь по студии2. А уже в конце 2021 г. появилась новая виртуальная студия «Первого канала», открытие которой было приурочено к запуску корабля «Союз МС-19» со съемочной группой фильма «Вызов»3. Все пространство студии представлено хромакеем, который позволяет выводить в эфир анимацию любой сложности.
Подобные студийные новации используются для работы с малыми формами повествования. Под термином «малые формы» предлагается понимать используемые в современном выпуске новостей короткие формы представления информации, озвучиваемые ведущим в телевизионной студии: БЗ («без звука») — всегда сопровождаемые видеорядом; формы «срочно» и «устно» (Никольская, Макеенко, 2020) — для передачи экстренных новостей без использования визуальных средств; а также подводки (Пименова, 2020) к материалам корреспондентов — короткие тексты информационного характера, анонсирующие авторский репортаж.
Мультимедийная трансформация указанных малых форм диктует появление их новых разновидностей. Формы «устно», «срочно» и подводки это почти не затрагивает, поскольку они, как правило, продолжают появляться в эфире без дополнительных элементов, но так называемый классический информационный жанр — заметка (БЗ) — претерпел значительные изменения. Если сочетание «БЗСХ» (БЗ с синхроном, где синхрон — фрагмент интервью) привычно, то комбинация «БЗСХ+ отв.» (отводка — текст, который произносит ведущий в кадре по окончании материала на заданную тему) уже вызывает вопрос: чем такое сочетание отличается от ВМЗ (видеомонтажная заметка — историзм, по-прежнему употребляемый на современном телевидении; используется как синоним слов «сюжет» или «репортаж»)? Кроме того, нередко СХ заменяется «лайфом» (англ. live — «живой») и также сопровождается отводкой. Появлению множества подобных форматных трансформаций помимо уже упомянутого технического прогресса способствует ограниченный хронометраж выпуска новостей, задаваемый редакторами эфирной сетки телеканала.
Цель данного исследования — выявление новых форматных разновидностей жанра информационной заметки (БЗ) на отечественном телевидении. Эмпирическую базу составили 43 выпуска новостей «Первого канала» в эфирную неделю с 1 по 7 апреля 2024 г.: «Новости» в 9:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, «Вечерние новости» в 18:00 и программа «Время» в 21:00. В указанный хронологический период повестка оказалась относительно «спокойной», что позволило провести объективный анализ.
Ведущий метод исследования — количественный анализ, предполагающий подсчет форм и тем материалов эфира. Были отобраны малые формы информационных сообщений, представленные БЗ, сопровождаемые фрагментами интервью (видеоряд или аудиоряд), звуковыми лайфами, отводящими комментариями ведущего. Отбор заключался в отсеивании авторских материалов (репортажей и сюжетов) и подводок без видеоряда и дополнительных элементов (синхронов и лайфов), созданных усилиями эфирной бригады: шеф-редактора, ведущего, райтеров, режиссеров монтажа и режиссера выпуска.
Анализ проводился при помощи сформированного кодификатора исследования, который включал в себя следующие параметры: выделение применяемой формы с конкретизацией ее структуры и определение тематики материалов.
Верстка информационной программы на федеральном телеканале формируется определенным образом. В начало выпуска, как правило, помещаются новости политической жизни страны. В некоторых случаях их место могут занимать материалы, посвященные экстренным событиям, — например, чрезвычайным ситуациям и происшествиям или уходу из жизни известного человека. Вслед за политической повесткой следуют новости из-за рубежа, затем — новости спорта, социально-культурная тематика и прогноз погоды. В зависимости от информационной картины дня последовательность может быть изменена, решение о финальном варианте верстки принимает шеф-редактор.
Описанный принцип формирования верстки выпуска прослеживается и при изучении информационных программ «Первого канала» в период с 1 по 7 апреля 2024 г. Исследованию подлежали 596 материалов, 288 из которых представлены БЗ, формами «устно» и «срочно».
Наиболее частотной темой, представленной в указанных форматах малых форм, стала военная — 26%, главным образом материалы о ходе проведения специальной военной операции России в Донбассе4. Освещались как события на передовой, так и деятельность Министерства обороны РФ. В эту же категорию были включены материалы, связанные с атаками беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на приграничные районы России со стороны вооруженных сил Украины5.
На второй позиции — информационные сообщения о работе органов государственной власти (16% от всех материалов малой формы): короткие заметки, «устно» и «срочно» о деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ и специализированных ведомств6. Формат «срочно» в рамках этой тематики использовался в основном в дневных эфирных выпусках — эфиры в 12:00, 13:00, 14:00 и 15:00 — непосредственно в момент, когда происходили события. Как правило, подобные новости сопровождались комментариями ведущего, содержащими формулировки «кадры, которые мы получили только что», «кадры, которые пришли незадолго до нашего эфира» и т.п.7 Формат «устно» всегда использовался для анонсирования встреч Президента РФ с различными высокопоставленными лицами — членами Правительства, главами ведомств, руководителями регионов и т.д.8
Освещение работы правоохранительных органов стало третьей по популярности темой (12%). Расследование причин теракта в «Крокус Сити Холле» и установление виновных — основные вопросы, поднимаемые в малых материалах. Также были представлены результаты работы служб Росгвардии и ФСБ — различные отчеты ведомств9.
11,4% эфира составили материалы на международную тему. В частности, освещались взаимодействия российских чиновников с представителями зарубежных стран. Помимо этого, в блок включалось освещение палестино-израильского конфликта, которое было представлено исключительно малыми формами в указанный временной промежуток10.
Из-за проблемы паводков на Урале и в Сибири топ-5 тем заключают чрезвычайные ситуации (8%). Тема в основном представлена крупными формами — репортажами. В редких случаях для освещения этой тематики использовался формат БЗ, который, как правило, сопровождался графическими элементами — картами с названиями населенных пунктов на полу студии или графиками, демонстрирующими уровень воды в реках, расположенными на боковой панели студии или также на полу11.
Наименее популярные темы, представленные равным количеством материалов (4,5%), — прогноз погоды, происшествия, общество. Также в выпусках освещались события, относящиеся к сфере образования (2,4%), экономики (1%), медицины (0,7%).
Тематика коротких информационных сообщений: заметок, «срочно» и «устно», в новостях «Первого канала» 01–07 апреля 2024 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1. Тематика малых форм информационных сообщений «Первого канала»
Тематика |
Кол-во |
Доля (%) |
Военная сфера |
75 |
26 |
Деятельность органов власти |
45 |
16 |
Работа правоохранителей |
34 |
12 |
Международная повестка |
33 |
11,4 |
Чрезвычайные ситуации |
23 |
8 |
Источник: составлено автором.
Самой распространенной формой предоставления информации в выпусках новостей «Первого канала» стала классическая короткая заметка, или БЗ — 272 материала из 596, в том числе 146 (24,5%) — БЗ без дополнительных элементов и 126 (21,1%) с использованием СХ, цитат, лайфов и т.д. Средний хронометраж такого жанра — 40 сек. Кроме того, нередко короткая заметка переходит в подводку к материалу корреспондента, классифицируемую М.В. Пименовой (2020) как «мягкую», т.е. подразумевающую постепенное изложение новости. Тип «БЗ+подводка» составляет 2% от общего числа материалов, средняя продолжительность — 50 сек. Используется такой тип упаковки контента в основном при освещении событий с передовой или из регионов с паводками.
Вторым по популярности типом является «БЗСХ» (8,5%), т.е. короткая заметка и синхрон. При этом использоваться могут фрагменты интервью не только с одним спикером, но и с двумя—тремя (например, как в эфире программы «Новости» в 12:00 1 апреля12). Средний хронометраж такой разновидности БЗ — 1 мин 10 сек.
Часто для завершения тематического блока шеф-редакторы используют так называемую отводку от синхронов — текст, дополняющий комментарий эксперта, героя и т.п. новыми данными. Отводка представляет собой формат классической БЗ, но буквально «отводящей» от синхрона. Такая форма подачи информации — «БЗСХ+отв.» — в исследуемый эфирный период использовалась в 5% материалов. За счет наращивания информационной составляющей хронометраж такого типа увеличивается — в среднем до 1 мин 30 сек.
Нередко отводка может служить связующим элементом между двумя синхронами («БЗСХ+отв.+СХ»), задавая необходимый информационный контекст для второго фрагмента интервью. Например, в эфире программы «Новости» в 12:00 6 апреля в материале о 10-миллионном посетителе выставки «Россия» сначала транслируется эмоциональный комментарий посетителя, а затем, через отводку, — фрагмент интервью с генеральным директором выставки Н.С. Виртуозовой13. Хронометраж — 1 мин 15 сек.
Помимо обозначенных форм существуют и БЗ с двойными отводками, как, например, в выпуске «Новостей» в 15:00 2 апреля: при освещении основных заявлений В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД по делу о теракте в «Крокус Сити Холле» использовались два синхрона Президента РФ, которые сопровождались двумя отводками (БЗСХ+отв.+СХ+отв.)14. Хронометраж материала составил 5 мин 7 сек. Видеофайл с мероприятия, полученный незадолго до выхода в эфир, должен был стать первым номером в верстке из-за важных заявлений Президента РФ. Время для создания полноценного сюжета крайне ограничено в данной ситуации, потому в качестве альтернативы использован такой способ упаковки информации. Подобная типология короткой информационной заметки встречается в исследуемый хронологический период в 0,8% всех материалов.
Довольно часто такая структура используется для сокращения ВМЗ на эфиры с ограниченной длительностью — эфиры в 12:00, 13:00, 14:00 и 15:00, хронометраж которых не превышает 15 мин. Например, в программе «Новости» 3 апреля в 9:00 вышел репортаж корреспондента П. Дерягина о встрече В.В. Путина и А.Е. Цивилевой15 (хронометраж составил 4 мин 15 сек), а в последующих выпусках «Новостей» — в 13:0016 и 15:0017 — появляются «БЗСХ» (хронометраж — 1 мин 25 сек) и «БЗСХ+отв.+СХ+отв.» (хронометраж — 3 мин 10 сек), синхроны в которых соответствуют темам сюжета П. Дерягина.
Перечисленные выше формы подачи информации, как и классическая заметка БЗ, используются при освещении самых разных тем, не предполагая закрепленность за какой-то конкретной, что отличает их от остальных форм, — например, «БЗ+лайф+отв.» (1,3%) и «БЗСХ+отв.+лайф» (0,5%), которые обычно существуют в рамках тематики чрезвычайных происшествий или аномальных природных явлений. Средний хронометраж таких форм варьируется в пределах 1,5 мин.
Следующая форма — «БЗ+цитата» (0,5%) — используется главным образом для новостей, основанных на газетных статьях в различных зарубежных изданиях. Средняя продолжительность — 1 мин. Отводку от цитаты, т.е. «БЗ+цитата+отв.», включали в себя 0,3% материалов исследуемого эфирного периода — с увеличением хронометража до 1,5–2 мин. Нестандартная разновидность короткой информационной заметки «БЗ+цитата+отв.+СХ» (0,2%) — использовалась лишь в выпуске программы «Время» 1 апреля при освещении деятельности Службы внешней разведки России, занимающейся изучением украинского следа в терактах на территории РФ18. Хронометраж такого материала — 2 мин 20 сек. Вариант — «БЗ+цитата+отв.+лайф» (0,2%) — выявлен в эфире «Новостей» в 9:00 4 апреля, в сообщении о готовящихся диверсиях в России со стороны Украины19. В качестве цитаты использовался фрагмент из интервью замначальника ГУР, в качестве лайфа — допрос украинских военнопленных. Хронометраж материала составил 1 мин 31 сек.
В случае отсутствия видеоряда вместо синхрона может использоваться «хрип», т.е. телефонная запись голоса спикера или его голосовое сообщение. Таким образом, в 0,3% исследованного эфирного времени встречался формат «БЗ+хрип». Средняя продолжительность таких материалов не превышала одной минуты. Также в случае отсутствия соответствующего видеоряда или слишком короткого подводящего к синхрону текста может использоваться тип краткой информационной заметки, представленной формой «устно». Он существует в нескольких вариациях: «устно+СХ» (1,7%; средний хронометраж — 40 сек), «устно+лайф+отв.+СХ+отв.» (0,2%; средний хронометраж — 2 мин), «устно+лайф+отв.» (0,2%; средний хронометраж — 1 мин). Как правило, без дополнительных элементов такая форма передачи сообщений не существует, если исключать анонсы фильмов или передач, встречаемые в эфирах.
Простой разновидностью короткой заметки является форма «срочно», что объясняется самой сутью новостной программы, которая призвана сообщать свежие новости, в том числе приходящие под эфир или во время эфира. В период с 1 по 7 апреля 2024 г. форме «срочно» соответствовали 0,7% заметок, средний хронометраж — 30 сек. Тематика — исключительно политическая: совещания и выступления Президента РФ. В табл. 2. представлены основные типы таких заметок в исследуемых материалах.
Таблица 2. Типология короткой заметки (БЗ) в новостях «Первого канала»
Тип |
Кол-во |
Доля (%) |
БЗ |
146 |
24,5 |
БЗСХ |
51 |
8,5 |
БЗСХ+отв. |
30 |
5 |
БЗ+подв. |
11 |
2 |
БЗ+лайф+отв. |
8 |
1,3 |
БЗСХ+отв.+СХ |
7 |
1 |
БЗСХ+ отв.+СХ+отв. |
5 |
0,8 |
БЗСХ+ отв.+лайф |
3 |
0,5 |
БЗ+цитата |
3 |
0,5 |
БЗ+цитата+отв. |
2 |
0,3 |
БЗ+хрип |
2 |
0,3 |
Источник: составлено автором.
Развитие технологической среды, а также запрос на фрагментирование информации позволяют разрабатывать новые форматы производства контента. В рамках практики современного информационного вещания это проявляется в разнообразии типов короткой заметки. В зависимости от тематического направления и заданного хронометража форма заметки может видоизменяться, приобретать дополнительные элементы или, наоборот, отказываться от них, сохраняя классическую структуру.
Многообразие типов заметки было бы невозможно и без параллельного цифрового развития. Расцвет информационно-коммуникационных платформ позволил расширить рамки дозволенного: обилие информации и ограниченный временной ресурс требуют лаконичной «упаковки» контента, а значит, классические формы «БЗ» и «БЗСХ» требуют модернизации. «Нанизывание» дополнительных элементов позволяет сэкономить эфирное время: если форма авторского материала (сюжет, репортаж) предполагает длительный хронометраж в среднем в 3–4 мин, то короткая заметка с элементами авторского материала (СХ, цитата и т.п.) укладывается в 1–1,5 мин.
Разнообразные типы заметки, описанные в данной статье, были выделены преимущественно в дневных выпусках программы «Новости». Связано это с уже упомянутым фактором времени: хронометраж таких выпусков не превышает 15 мин. При развивающихся в течение дня событиях такой длительности бывает недостаточно для создания полноценных авторских материалов, поэтому значительная часть новых форм разрабатывается шеф-редакторами этих программ. Формат «ВМЗ» (репортаж) наиболее часто используется в передачах «Вечерние новости» и «Время», хронометраж которых приближается к 40 и 60 мин соответственно.
1 Ellanskaya E. (2014) Interview with Contemporary Siberian Philosopher Fyodor Girenok. Slovo 26 (2). Режим доступа: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1451646/1/2._Fyodor_Interview_(26.2).pdf (дата обращения: 02.05.2024). (дата обращения: 02.05.2024).
2 Программа «Время» переехала в новую студию / ТАСС. 2018. Февр., 19. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4973185 (дата обращения: 02.05.2024).
3 Трансляцию старта «Союза МС-19» на сайте Первого канала смотрели более 10 миллионов человек // Первый канал. 2021. Ноябрь, 05. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2021-10-05/414205-translyatsiyu_starta_soyuza_ms_19_na_sayte_pervogo_kanala_smotreli_bolee_10_millionov_chelovek (дата обращения: 02.05.2024).
4 Донецк ночью вновь оказался под массированным обстрелом украинских террористов // Первый канал. 2024. Апр., 02. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-02/12:00#3 (дата обращения: 02.05.2024).
5 В Харькове прогремел взрыв и начался пожар на одном из производственных предприятий // Первый канал. 2024. Апр., 07. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-07/21:00#7 (дата обращения: 02.05.2024).
6 Владимир Путин проводит совещание с членами правительства // Первый канал. 2024. Апрель, 04. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-04/18:00#11 (дата обращения: 02.05.2024).
7 Михаил Мишустин провел встречу со спикером Госдумы РФ Вячеславом Володиным // Первый канал. 2024. Апр., 02. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-02/12:00#6 (дата обращения: 02.05.2024).
8 Забота о бойцах СВО в центре внимания президента на встрече с главой Вологодской области // Первый канал. 2024. Апр., 01. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-01/15:00#6 (дата обращения: 02.05.2024).
9 В ЛНР задержаны предатели, которые передавали украинским спецслужбам сведения о российских военных // Первый канал. 2024. Апр., 05. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-05/14:00#4 (дата обращения: 02.05.2024).
10 После атаки Израиля на генеральное консульство Ирана в Сирии Россия запросила заседание Совбеза ООН // Первый канал. 2024. Апр., 02. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-02/09:00#6 (дата обращения: 02.05.2024).
11 В городе Орске Оренбургской области прорвало дамбу, идет эвакуация жителей // Первый канал. 2024. Апр., 05. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-05/21:00#2 (дата обращения: 02.05.2024).
12 Россия передала Украине ноту с требованием выдать всех причастных к терактам на территории России // Первый канал. 2024. Апр., 01. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-01/12:00#6 (дата обращения: 02.05.2024).
13 На грандиозной выставке «Россия» на ВДНХ встретили десятимиллионного посетителя // Первый канал. 2024. Апр., 06. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-06/12:00#8 (дата обращения: 02.05.2024).
14 Россия обязательно доберется до заказчиков теракта в «Крокус Сити Холле», заявил президент // Первый канал. 2024. Апр., 02. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-02/15:00#2 (дата обращения: 02.05.2024).
15 Фонд «Защитники Отечества» уже год оказывает адресную помощь бойцам и их семьям // Первый канал. 2024. Апр., 03. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-03/09:00#3 (дата обращения: 02.05.2024).
16 Анна Цивилева доложила президенту о работе фонда «Защитники Отечества» // Первый канал. 2024. Апр., 03. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-03/13:00#5 (дата обращения: 02.05.2024).
17 Работа фонда «Защитники Отечества» в центре внимания Владимира Путина // Первый канал. 2024. Апр., 03. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-03/15:00#5 (дата обращения: 02.05.2024).
18 Россия обратится в суды по поводу украинского следа в ряде терактов в нашей стране // Первый канал. 2024. Апр., 01. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-01/21:00#4 (дата обращения: 02.05.2024).
19 После потерь на поле боя ставка на диверсии и теракты: признание замглавы украинской разведки // Первый канал. 2024. Апр., 01. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/issue/2024-04-04/09:00#3 (дата обращения: 02.05.2024).
Вырковский А.В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием дигитализации // Изв. Саратовск. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. № 2. С. 203–210. DOI: 10.18500/1817-7115-2016-16-2-203-210
Высоцкий А.Д. Новые форматы телевизионных новостей (на примере федеральной программы «Вести») // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 118–121.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. О.И. Шкаратана. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2000.
Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. С. 125–167.
Никольская Э.С., Макеенко М.И. Формы подачи информации в новостном вещании: практики российских телеканалов // Меди@льманах. 2020. № 2–3. С. 48–59. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2020.4859
Паранько С. Инструментарий и навыки журналиста // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / науч. ред. С. Балмаева, М. Лукина. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. С. 6–30.
Пименова М.В. Типология подводок в информационных программах на российских федеральных телеканалах // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2020. № 2. С. 135–139.
Телевизионная журналистика. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. М.: Изд-во Моск. ун-та; Высш. шк., 2002.
Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. М.: ACT, 1999.
Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 73–76.
Дата поступления в редакцию: 10.09.2024
Дата публикации: 20.12.2024