Ссылка для цитирования: Гривастова А.Н. Императорский Московский университет: дела благотворительности // Меди@льманах. 2024. № 6 (125). С. 114−122. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.114122
УДК 364.054:378.4МГУ
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2024.114122
EDN: GTGPXG
© Гривастова Алла Николаевна
преподаватель кафедры истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), grivastovaa@yandex.ru
Историографическая база исследования темы российской благотворительности в XVIII–XIX вв. значительна, и ее рассмотрение может послужить предметом отдельного изучения (Гривастова, 2022). Однако, касаясь вопроса университетской благотворительности, важно отметить несколько ключевых работ, позволяющих проследить картину ее развития. Прежде всего важнейшую информацию о развитии университетской благотворительности дают работы, созданные в дореволюционный период и посвященные истории Московского университета (Шевырев, 1855) и его отдельных подразделений1.
Научный интерес к теме благотворительности начал расти с конца XX в., когда проблема оказания помощи нуждающимся после многолетнего перерыва снова приобрела актуальность, и за последние 30 лет были опубликованы исследования, заметно расширившие рамки понимания аспектов социальной помощи. Существенный вклад в развитие темы внесли работы Г.Н. Ульяновой (1999, 2005), которая обращалась и к проблеме благотворительных инициатив, направленных на оказание помощи Московскому университету (Ульянова, 2004). Значительная и всесторонняя помощь благотворителей Московскому университету, а также благотворительные инициативы сотрудников университета не раз становились предметом внимания ученых. Так, в 2010 г. была издана отдельная монография, посвященная изучению разных аспектов благотворительности в Московском университете (Горбунова, 2010).
Объемна и источниковая база этой темы. Помимо архивных материалов, раскрывающих историю благотворительности университета, сведения (в том числе важные статистические данные) можно найти в материалах периодической печати (напр., в «Журнале Министерства народного просвещения», газете «Московские ведомости», журналах «Вестник благотворительности» и «Трудовая помощь»), в опубликованных официальных отчетах благотворительных обществ университета и др.
Общий массив источников и литературы позволяет восстановить и актуализировать разные сюжеты благотворительных акций и инициатив, реализовавшихся в Московском Императорском университете в XVIII–XIX вв.
Из всех российских учебных заведений Императорский Московский университет более остальных «притягивал» благотворительные пожертвования. В его распоряжение поступали крупные суммы от частных благотворителей, предназначенные для развития университета: на организацию учебных кабинетов, музеев, библиотек, учебно-вспомогательных отделов и т.д. Крупнейшими жертвователями были представители династии Демидовых, которые оказывали помощь университету на протяжении всей его дореволюционной истории, но круг вносивших пожертвования, поступавшие в университет, конечно, не ограничивался только членами этой династии. Многие благотворители направляли свои пожертвования на развитие университета и укрепление его учебно-вспомогательной базы. Это кабинет натуральной истории и других редкостей, подаренный в 1807 г. университету княгиней Е.Р. Дашковой (Шевырев, 1855: 372); коллекция князя А.А. Урусова, состоявшая из минералов, драгоценных камней, монет и др., оцененная в 150 тыс. руб. (Горбунова, 2010: 57); минеральный кабинет, пожертвованный в 1812 г. действительным камергером В.А. Всеволжским; коллекции и собрания, принесенные в дар членами основанного в 1804 г. в структуре университета Московского общества испытателей природы, птиц и насекомых (Г.В. Фрейрейс), рыб и раков (Г. Лажар), насекомых (Хр.Хр. Стевен), редких растений и насекомых (граф А.К. Разумовский) (Шевырев, 1855: 432–433) и т.д.
На средства благотворителей комплектовались учебные кабинеты. Так, в 1831 г. ординарный профессор Е.О. Мухин пожертвовал 1 тыс. руб. ассигнациями (асс.) на устройство громоотвода, воздушного электрометра и ветропоказателя при университетской Обсерватории (Шевырев, 1855: 512). В 1841 г. капитан Д.И. Горихвостов пожертвовал 20 тыс. руб. асс., или 5 тыс. 714 руб. серебром (сер.), на покупку для Московского университета изобретенной доктором Озеном машины, которая могла «показывать все случаи, каким образом младенец рождается, начиная с самых естественных до самых необыкновенных родов»2, и была крайне полезна для практического обучения повивальному мастерству. Сверх того, Д.И. Горихвостов пожертвовал 4 тыс. руб. асс. (1 тыс. 142 руб. сер.) на оплату практических занятий, проводившихся доктором Озеном, на которых он показывал студентам принцип работы этой машины3. Поступали пожертвования, предназначенные для создания специальных учебных подразделений (например, пожертвование Ю.И. Базанова суммой 1 млн руб. — на учреждение клиники ушных, горловых и носовых болезней; В.А. Морозовой — 500 тыс. руб. — на организацию психиатрической клиники и т.д.) (Ульянова, 2004: 372). Кроме того, одним из основных источников формирования фондов открытой в 1756 г. университетской библиотеки были книги, ценные рукописи и учебные пособия, подаренные частными благотворителями (Горбунова, 2010: 38).
Таблица. Количество студентов российских университетов в конце XIX в.
Университет |
Кол-во студентов, по годам |
|||
1880 |
1885 |
1890 |
1894 |
|
Московский |
1 881 |
3 179 |
3 492 |
3 761 |
Санкт-Петербургский |
1 675 |
2 340 |
1 815 |
2 675 |
Киевский |
1 050 |
1 589 |
1 982 |
2 453 |
Юрьевский |
1 073 |
1 485 |
1 694 |
1 491 |
Харьковский |
655 |
1 372 |
1 042 |
1 090 |
Варшавский |
803 |
1 395 |
1 274 |
1 152 |
Казанский |
794 |
969 |
755 |
816 |
Новороссийский |
352 |
610 |
441 |
506 |
Всего |
8 193 |
12 939 |
12 495 |
13 944 |
Источник: Брокгауз, Ефрон, 1902. С. 798–799.
Активной была помощь частных благотворителей студентам. Московский университет располагал огромным стипендиальным фондом, предназначенным для выплаты отличившимся и нуждающимся студентам. Количество «стипендиальных программ» обуславливалось числом студентов, а Московский университет лидировал в России по числу обучавшихся (см. табл.).
По количеству всех обучающихся (студентов и вольнослушателей) в 1899–1900 гг. Московский университет вошел в первую десятку списка «наиболее многолюдных У. [университетов] во всех частях света». В этом списке Московский университет занял восьмую позицию с общим количеством обучающихся — 4 461 чел. (Брокгауз, Ефрон, 1902: 787).
Как правило, университеты, которые выдавали стипендии, имели собственные критерии отбора студентов (предназначались для выплаты студентам отдельных факультетов, курсов, вероисповеданий и т.д.). Среди крупных стипендий можно отметить «демидовскую», просуществовавшую более 100 лет — с 1813 по 1917 г.; стипендию имени Данилова, составленную из пожертвования купчихи Ф.И. Ушаковой, суммой более 270 тыс. руб.; имени Варвары и Андрея Алексеевых — более 100 тыс. руб.; имени Д.А. Байкова — более 100 тыс. руб. и т.д. (Ульянова, 2004: 372). Причем количество благотворительных стипендий постоянно росло, в то время как число государственных — постепенно сокращалось. К концу XIX в. число благотворительных стипендий начало превышать число государственных, а в 1910-х гг. превышало их уже более чем в три раза. Если в 1879 г. университет имел 245 государственных и 162 благотворительные стипендии, то в 1912 г. это соотношение претерпело значительные изменения: государственных стипендий было 214, а благотворительных — 725 (Горбунова, 2010: 100).
Помимо стипендий университет располагал частными капиталами, пожертвованными целенаправленно на покрытие стоимости обучения студентов, нуждавшихся в материальной помощи. Большая доля студентов университета была представлена разночинской молодежью, что обуславливало высокий процент числа малообеспеченных студентов. Введение платы за обучение и последовавшее в 1888 г. увеличение его стоимости вдвое привело к тому, что более половины студенческого состава испытывало трудности при оплате обучения (Горбунова, 2010: 100). В такой ситуации благотворительная помощь была спасением для многих студентов. На взнос платы за слушание студентами лекций расходовалась значительная часть средств, пожертвованных частными благотворителями, и касс Попечительства о недостаточных студентах4 и Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета (Горбунова, 2010: 129).
Помимо этого, были люди, неравнодушные к проблемам студентов, но не желавшие афишировать свою помощь. Один из примеров — В.Ф. Одоевский, упомянутый в воспоминаниях М.Д. Свербеева о времени его обучения в Московском университете в качестве вольного слушателя. Он вспоминал: «В один из таких дней, когда мы занимались болтовней, сидя у вешалок, входит в переднюю князь Одоевский <...> и идут они прямо от входной двери к висящей напротив доске, на которой под стеклом вывешены различные студенческие списки. Князь <...> начинает что-то списывать с доски карандашом на бумаге. Мне сейчас же вздумалось подлететь к князю и с ним поздороваться, <...> и я с апломбом это сделал, но на мое приветствие услышал я от князя: „никогда меня здесь не узнавайте“ <...> Князь же с невозмутимым спокойствием продолжал свое занятие, а я потом узнал, что князь записывал фамилии студентов, не внесших плату за лекции, и вносил сам деньги за тех, которые по справкам заслуживали помощи»5.
Указатель пожертвованных капиталов по Министерству народного просвещения, составленный в начале XX в., сообщает о нахождении в распоряжении Московского университета капиталов (391), пожертвованных благотворителями и имевших разные назначения (на премии и стипендии студентам, на создание и поддержание вспомогательных учебных кабинетов, отделений, библиотек, кафедр и т.д.), общей суммой 6 029 698 руб.6 Для сравнения: второй по величине российский университет — Санкт-Петербургский, имел в ведении 136 капиталов общей суммой 1 121 652 руб. — в пять раз меньше Московского университета7.
Помимо поступлений средств для оказания помощи студентам извне, число которых было велико, существовали благотворительные общества, созданные в структуре университета. Наиболее ярко в истории университета отметились Попечительство о недостаточных студентах Московского университета (основано в 1865 г., состояло из четырех профессоров — по одному от каждого факультета — и инспектора студентов (или проректора), однако его активная деятельность быстро пришла в упадок)8; Московское общество бывших университетских воспитанников (основано при Московском университете в 1879 г., его главной задачей являлось содействие, прежде всего в поиске работы, окончившим обучение в университете (Горбунова, 2010: 132)) и Общество для пособия нуждающимся студентам Московского университета. Последнее было основано в 1874 г. Главным инициатором его создания выступил бывший инспектор студентов И.И. Красовский. Общество оказывало единовременную помощь, а также принимало студентов на свое попечение на весь срок обучения (и даже помогало завершившим обучение в университете в течение первого года после выпуска)9. Но уже к концу XIX в. его деятельность значительно расширилась. Члены Общества выступили инициаторами устройства дешевого питания для студентов, льготного проезда в общественном транспорте, организовали Бюро для приискания занятий студентам, предлагавшее возможность получения дополнительного заработка. Средства Общества постоянно увеличивались: в первое пятилетие его годовой доход составлял 6–10 тыс. руб., во второе — 11–15 тыс. руб., к концу третьего пятилетия (к 1888 г.) достиг почти 20 тыс. руб., а к 1898 г. превысил сумму в 90 тыс. руб.10
Таким образом, система поддержки, которую оказывали благотворители Московскому университету на разные цели, была широко развита. Конечно, основными дарителями и жертвователями университету были люди состоятельные. Благотворительная помощь купцов, промышленников, государственных деятелей не раз становилась предметом исследований. Ряд работ, созданных в последние десятилетия, посвящен капиталам, жертвуемых частными лицами на развитие Московского университета и оказание помощи нуждающимся студентам. Однако представляет интерес еще один аспект развития университетской благотворительности — деятельность, в которой жертвователями были сами студенты Московского университета.
В университетских отчетах XIX в. все чаще стали появляться фамилии студентов, оказывавших помощь университету, и упоминания о различных благотворительных инициативах студентов. Так, после войны 1812 г., когда началось восстановление университета, студенты Лабзин, Малиновский и Габлиц жертвовали в библиотеку книги (Шевырев, 1855: 423). В 1851 г. наряду с попечителем университета и профессорами студенты жертвовали деньги на устройство напрестольного Евангелия (общей суммой 385 руб. 57 коп.) и написание двух икон (1 600 руб.) (Шевырев, 1855: 510–511). Наравне с профессорами студенты были дарителями организованных в первой половине XIX в. библиотек, одной — для казеннокоштных студентов, другой — для студентов первого курса, занимающихся русской словесностью. Причем основной фонд второй библиотеки был организован по большей части книгами, переданными самими студентами (Горбунова, 2010: 84). Студенты Рыжов и Казаринов были дарителями Минцкабинета (Горбунова, 2010: 89). Значительную поддержку оказывали и организовывавшиеся с первой половины XIX в. землячества — студенческие организации, состоявшие из уроженцев одного города или выпускников конкретных гимназий.
Благотворительная помощь частных лиц университету и его воспитанникам не могла оставить студентов равнодушными. Причем студенческая инициатива в области благотворительности не была ограничена только оказанием единовременной помощи. Готовность студентов тратить свои силы и время на помощь нуждающимся с целью принесения пользы Отечеству подтверждает история возникновения первой в Москве воскресной школы.
Первоначальная инициатива организации школы для «простого народа» принадлежала именно студентам Московского университета. История появления нового учебного заведения началась с того, что в 1859 г. к исполняющему должность попечителя Московского учебного округа Н.В. Исакову обратились студенты Московского университета во главе с адъюнктом кафедры русской словесности и будущим ректором университета Н.С. Тихонравовым. Они просили исходатайствовать для них разрешение посвящать свои воскресные дни безвозмездному обучению грамоте желающих из простого народа11. Проект, изложенный Н.В. Исаковым министру народного просвещения Е.П. Ковалевскому, предполагал открытие в Москве воскресной школы по образцу первой подобной школы в Российской империи, организованной известным врачом Н.И. Пироговым в Киеве. Единственная задача школы, в которую принимали и взрослых, и детей, заключалась в "распространении грамотности и элементарных сведений из арифметики, имеющих ближайшее приложение в быту и потребностях ремесленного и мещанского сословий«12.
Преподавательский состав предполагаемой школы должен был состоять из студентов. В основной штат обязаны были войти девять студентов, по три — на каждое из отделений: один — для обучения чтению, второй — чистописанию, третий — арифметике. Кроме того, при каждом студенте-преподавателе должен был находиться помощник, заменявший основного преподавателя в случае его болезни. К этим 18 студентам-преподавателям добавлялся еще «особый студент». Его функции заключались в контроле посещаемости, проверке помещений, помощи ученикам в поиске места, составлении списка студентов каждого из отделений, хранении и выдаче книг и т.д. — он выполнял обязанности куратора, инспектора и библиотекаря одновременно. Общий надзор и контроль за деятельностью школы возлагался на одного из профессоров университета по выбору студентов13.
Средства на содержание школы предполагалось привлекать из частных пожертвований. К концу марта 1860 г. капитал предполагаемого заведения уже составлял 500 руб. сер. Кроме того, издатели и книготорговцы высказали желание бесплатно поставлять в школу книги и пособия, артисты устраивали благотворительные мероприятия со сбором в пользу нового заведения, священники согласились безвозмездно преподавать в школе Закон Божий и т.д.14, что свидетельствовало о высокой степени вовлеченности общественности в работу задуманного учебного заведения.
Конечно, большая роль в процессе организации школы, и особенно в подготовке основания для будущего заведения, принадлежала Н.С. Тихонравову. При разработке проекта школы он советовался с Н.И. Пироговым, открывшим первую в России воскресную школу15. "Дай Бог, чтобы рвение студентов к этому благому делу не охладело и чтобы не было помехи извне"16, — писал Н.И. Пирогов Н.С. Тихонравову в ноябре 1859 г. Этому пожеланию не суждено было сбыться в полной мере. В своем ответе на отношение попечителя Московского округа, отправленном в апреле 1860 г., министр народного просвещения Е.П. Ковалевский, отмечая полезность данной задумки, высказал свое несогласие с тем условием, чтобы весь процесс обучения в школе был доверен студентам. "На это я ни в каком случае согласиться не могу, — писал министр, — нет <...> надобности возлагать обучение в них [школах] на одних только студентов, тем более что учение последних [учеников школы] <...>, отвлекая их [студентов] от прямых занятий, может мешать успеху их научного образования«17. Разумеется, полностью инициатива студентов не была отвергнута, министр лишь разъяснял, что принципы основания, управления и подконтрольности, на которых могло быть учреждено подобное учебное заведение, должны были соответствовать закрепленным в законоположениях правилам. Воскресная школа, отмечал Е.П. Ковалевский, могла быть устроена на общих основаниях под контролем и управлением начальника учебного округа, а допускаться к преподаванию могли все желающие, в том числе студенты18.
В конечном счете история, инициированная студентами и сотрудниками Московского университета, разрешилась благополучно: 12 июня 1860 г. в здании 1-го уездного училища была открыта первая в Москве воскресная школа. Существовавшая потребность в таком заведении была подтверждена сразу: в день открытия в школу пришло 156 желающих обучаться19. Это привело к необходимости открыть еще три подобные школы в городе. Преподаванием во всех четырех школах занимались 23 человека, из которых 16 были студентами университета20.
Таким образом благотворительная деятельность студентов Императорского Московского университета выходила за границы внутриуниверситетской корпоративной взаимопомощи и содействия развитию университету. Постепенно из получателей помощи они сами превращались в источник развития российской благотворительности.
Окончив университетский курс, студенты не забывали о необходимости содействовать своей alma mater. Их поддержка была направлена как на развитие университета в целом, так и на оказание помощи студентам. Так, в 1850-х гг. выпускник университета А.Н. Бахметев принес в дар университетскому храму хрустальные, с позолотой свечи (Шевырев, 1855: 511). Тогда же сенатор князь И.А. Лобанов-Ростовский «в знак благодарности к Московскому университету, давшему ему образование», пожертвовал 5 тыс. руб. сер. на учреждение ежегодной стипендии. Интересно, что, согласно желанию князя, стипендия должна была именоваться «Стипендией благодарного подданного императора Николая I», однако Николай I дал согласие на учреждение стипендии с оговоркой. На поднесенной ему всеподданейшей докладной записке он написал: «Согласен; но под названием стипендии И. Лобанова» (Шевырев, 1855: 514).
Многие выпускники Московского университета, впитав идеи благотворительности, впоследствии помогали не только родному университету, но и в целом работали на благо империи, стараясь решать возникавшие в обществе социальные проблемы. Одним из ярких примеров такого служения является история благотворительной деятельности братьев Рукавишниковых — Николая и Константина. Оба брата — бывшие студенты Императорского Московского университета. Николай окончил один курс физико-математического факультета, Константин — тот же факультет со степенью кандидата естественных наук. Имя Н.В. Рукавишникова тесно связано с развитием первого в Российской империи исправительного приюта для малолетних преступников, основанного членами Общества распространения полезных книг. Н.В. Рукавишников попал в приют, можно сказать, случайно. М.Н. Капустин, профессор Московского университета и директор исправительного приюта, в связи с назначением на новую должность в Ярославле предложил Н.В. Рукавишникову занять его прежнее место. На тот момент Н.В. Рукавишникову было всего 25 лет, и он, имея значительное состояние и стабильное занятие в виде продолжения семейного дела, пренебрег всеми благами и до конца жизни работал на "новом, невидном, но святом поприще"21 исправления малолетних. За короткий срок управления приютом22 Н.В. Рукавишникову удалось достичь таких значительных результатов, что в 1873 г. заведение было переименовано в Рукавишниковский исправительный приют23. После его смерти особую роль в жизни приюта стал играть Константин Рукавишников: благодаря его усилиям и финансовым вложениям приют расширил свою деятельность.
Возникновению и развитию у студентов Московского университета желания благотворить — брать на себя функции заботиться о тех, кто нуждался в поддержке, помогать государству в решении социальных проблем и противоречий — немало способствовали действия правительства. Многое в области развития российской благотворительности является заслугой лично императора Александра I, старавшегося привлечь общественность к этому занятию. Введение в 1816 г. наград для благотворителей училищ, широкая огласка вкладов частных лиц в дело образования, предоставление льгот благотворительности и общее стремление привлечь как можно больше частных капиталов в сферу просвещения имели свои плоды. Общество живо откликнулось на призывы императора — в университет поступали значительные средства от благотворителей. Столь активная помощь частных лиц университету оказывала определенное влияние и на сознание студентов, у которых формировалось представление о необходимости помогать нуждающимся и даже в какой-то мере — привычка благотворить. Подтверждением этого являются многочисленные инициативы студенчества в области благотворительности, которые распространялись не только на внутриуниверситетскую жизнь, но и выходили за рамки учебного заведения, способствуя появлению нового поколения российских меценатов.
1 Иванцов А.А. Историческая записка о деятельности Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета за 25 лет его существования (1874–1898). М: типо-лит. В. Рихтер, 1899.
2 Там же. Л. 1.
3 Там же. Л. 1 (об.).
4 Отчет Попечительства о недостаточных студентах Императорского Московского университета за 1867 год. М.: Унив. тип. (Катков и Кº), 1868. С. 3–4.
5 Русский архив. Историко-литературный сборник. 1895. Вып. 5. С. 54.
6 Министерство народного просвещения. Указатель пожертвованных капиталов по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1912. С. 28–51.
7 Там же. С. 55–64.
8 Иванцов А.А. С. 7.
9 Там же. С. 8–9.
10 Там же. С. 19–20.
11 РГИА. Ф. 733. Оп. 11. Д. 459. Л. 1.
12 Там же. Л. 4.
13 Там же. Л. 4–5.
14 Там же. Л. 5–5 (об.).
15 Журнал Министерства народного просвещения. 1860. Ч. CVII. Отд. IV. С. 12.
16 Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / ред. и коммент. С.Я. Штрайха. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 569–570.
17 РГИА. Ф. 733. Оп. 11. Д. 459. Л. 6–6 (об.)
18 Там же. Л. 6 (об.) —7.
19 Журнал Министерства народного просвещения. 1860. Ч. CVII. Отд. IV. С. 13.
20 Там же. С. 15.
21 В память Николая Васильевича Рукавишникова. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Кº, 1877. С. 11, 18.
22 Летом 1875 г. Н.В. Рукавишников, сопровождая воспитанников на прогулке по Воробьевым горам, простудился и в результате затяжной болезни, развившейся в пневмонию, скончался в возрасте 29 лет.
23 Московский городской Рукавишниковский исправительный приют для малолетних преступников (исторический очерк). М.: Тип. А.И. Мамонтова и Кº, 1882. С. 3.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 34 А (68): Углерод — Усилие / под ред. И.Е. Андреевского. СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1902.
Горбунова Е.Ю. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / под ред. В.И. Тропина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
Гривастова А.Н. Благотворительность в дореволюционной России: основные проблемы и итоги изучения // Христианское чтение. 2022. № 2. С. 335–348. DOI: 10.47132/1814-5574_2022_2_335
Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX — начало XX века. М.: Наука, 2005.
Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860–1914. М.: Мосгорархив, 1999.
Ульянова Г.Н. Благотворительные пожертвования Московскому университету (XIX — начало XX в.) // Экономическая история: ежегодник. М.: РОССПЭН, 2004. С. 371–399.
Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855. М.: в Унив. тип., 1855.
Дата поступления в редакцию: 31.10.2024
Дата публикации: 20.12.2024