Архив



Об использовании социальных медиа в продвижении проектов жилой недвижимости (опыт крупнейших российских девелоперов)



Дарья Разумова

Ссылка для цитирования: Разумова Д.В. Об использовании социальных медиа в продвижении проектов жилой недвижимости (опыт крупнейших российских девелоперов) // Меди@льманах. 2025. № 1 (126). С. 64−72. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.6472



УДК 659.11:316.77:004.738.5
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.6472
EDN: VPZVLS

© Разумова Дарья Валерьевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), razumovadv@my.msu.ru



Ключевые слова: социальные медиа, продвижение, SMM, бизнес, девелоперы и рынок недвижимости.

В статье анализируются особенности продвижения в социальных медиа пяти крупнейших российских застройщиков; выявляется преобладание в социальных медиа публикаций о текущих проектах, направленных на повышение стоимости объекта недвижимости и его потребительской привлекательности. Автор исследует использование вовлекающих форматов, инструментов influence-маркетинга и геймифицированного контента, а также реализацию концепции кросспостинга на разных площадках.

 

На сегодняшний день одной из черт покупательского поведения является онлайн-ориентированность: по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 г. 50,1% населения в возрасте старше 15 лет использует интернет для заказа товаров и услуг1. Благодаря пандемии COVID-19 актуа­ли­зировалась тенденция онлайн-покупки квартир, привычным средством продвижения стали виртуальные 3D-туры по реализуемым объектам. Кроме того, цифровые продукты помогают быстро и технологично закрывать каждый этап сделки по продаже квартир, и онлайн-покупки, как отмечают девелоперы, могут стать отраслевым стандартом2. Все чаще застройщики реализуют свою продукцию самостоятельно (Буряк, 2021), ориентируясь на привычки потребителей.

Среди сформировавших паттернов поведения в цифровой среде можно выделить интенцию не только совершать онлайн-покупки, но и проводить на площадках различных социальных медиа значительную часть времени3. С точки зрения продвижения продуктов данные коммуникационные площадки представляют значительный интерес, поскольку в них присутствует аудитория4. В этой статье мы исследуем, как крупнейшие девелоперы России используют социальные медиа (мессенджер Telegram и соцсеть «ВКонтакте») для продвижения своих продуктов.

 

Обзор теоретической литературы

Для бизнеса одна из ключевых целей продвижения в социальных медиа — это продажи и получение мотивированных к покупке потенциальных покупателей (лидов). Реализовать основную цель помогает комплекс задач: брендинг, увеличение лояльности и доверия к продуктам бренда, повышение информированности целевой аудитории, отслеживание мнений и настрое­ний аудитории (Сергиенко, Величко, 2018: 196). Контентный маркетинг наряду с таргетированной, контекстной и поисковой рекламой, а также influence-маркетингом — один из наиболее эффективных и востребованных инструментов интернет-маркетинга для продвижения продукта.

Продвижение бизнеса в цифровой среде всесторонне исследовано отечественными и зарубежными учеными. Причем не только на концептуальном уровне (Tuten, 2008), но и на уровне инструментария (Данилина, Дейнекин, 2015) и отдельных отраслей бизнеса (Щепилова, Пономарева, 2021).

Цели и методы маркетинговых исследований, фокус внимания в которых заострен на формировании комплексной системы продвижения девелоперского продукта на разных этапах его реализации, представлены в работах научных сотрудников Финансового университета (Бугакова, Зинченко, 2017) и практикующих маркетологов (Хурамшина, 2022). Так, Н.П. Бугакова и Н.В. Зинченко приходят к выводу, что на финальной стадии проекта «система маркетинга должна быть направлена на повышение стоимости объекта недвижимости и его потребительской привлекательности» (2017).

Ценностные аспекты, которые транслирую московские девелоперы при формировании маркетинговой стратегии, анализируются в работе представителей Плехановской школы маркетинга (Осипов, Маркин, 2020). В рамках создания концепции ценности жилищного комплекса авторы выделяют локацию, класс жилья, квартирографию, внешний облик ЖК и его бренд. Стратегия продвижения выстраивается на сочетании данных ценностных аспектов и представлений целевой аудитории о девелопере. Формирование имиджа застройщика определяют как одну из наиболее важных функций маркетинга в сфере девелопмента (Рахматулин, 2023).

В условиях перетекания аудитории в цифровую среду застройщики значительно сокращают объемы офлайн-рекламы, делая акцент на контекстную и медийную рекламу (Разоренова, Загоруйко, 2022). В академической среде отдельно изучено внедрение застройщиками разных концепций маркетинга влияния и использование инструментов контент-маркетинга, контекстной рекламы и SEO-текстов для продвижения своих проектов (Плетнева, 2020; Шейнина, 2020; Калыгина, Сухова, 2022; Губин, Бочаров, Агафонова, Лихачева, 2023).

Однако в опубликованных работах авторы либо фокусируются на рынках недвижимости отдельных регионов (Орехов, 2013; Глущенко, 2023 (а)), либо делают акцент на теоретические изыскания, не опирающиеся на эмпирические данные. В других существующих академических исследованиях формулируются рекомендации по продвижению объектов недвижимости на основе опыта специалистов рекламной индустрии (Назайкин, 2024). В то же время публикаций, в фокусе внимания которых находится продвижение жилой недвижимости именно в социальных медиа, нет. Автор статьи анализирует практики использования социальных медиа в продвижении проектов жилой недвижимости крупнейших девелоперов России.

 

Методика исследования

Основой формирования выборки стал Единый реестр застройщиков5: в его рейтинге находятся 2 828 девелоперов. Для исследования мы отобрали топ-5 компаний по объему текущего строительства (см. табл. 1). Затем мы сравнили объем аудитории данных застройщиков в наиболее популярных социальных медиа6 (см. табл. 2). Поскольку большая часть аудитории подписана на сообщества в соцсети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram (в «Дзене» число читателей не столь значительно (только у ФСК сопоставима аудитория) — некоторые застройщики не публиковали здесь статьи и видеоролики несколько месяцев), было принято решение проанализировать посты, опубликованные в этих социальных медиа.

Таблица 1. Характеристика объектов исследования (по кол-ву строящихся кв. м)

Застройщик Регион Кол-во, млн
Самолет Москва 5,4
ПИК Москва 4,7
ФСК Москва 2,2
ЛСР Санкт-Петербург 2,1
DOGMA Краснодарский край 1,9

Источник: Единый реестр застройщиков.

 

Таблица 2. Объем аудитории застройщиков в социальных медиа (тыс.)

Застройщик ВКонтакте Telegram Дзен
Самолет 79,4 118,5 1,1
ПИК 68,5 539,8 12,1
ФСК 20 258,7 15,3
ЛСР 36 12,9 0,6
DOGMA 13,7 13,2 0,5

Источник: составлено автором.

 

Временные рамки исследования охватывают период с 1 июля по 14 июля 2024 г. и с 26 июля по 11 августа 2024 г. Выбор этих дат обусловлен следующими событиями: 1 июля 2024 г. в России завершилась программа льготной ипотеки7. Эта мера серьезно отразилась на рынке недвижимости: только за первые два месяца сократилось число сделок купли-продажи и снизилась скорость выхода на рынок новых проектов. Кроме того, в результате отмены программы льготной ипотеки около двух третей россиян отложили покупку недвижимости8. Также 26 июля совет директоров Центрального банка принял решение о повышении ключевой ставки сразу на 2 пунк­та — до 18%9. Как следствие, банки повысили ставки по ипотечным кредитам. К двум датам — 1 июля и 26 июля — мы добавили две недели, чтобы посмотреть, как девелоперы будут адаптироваться к изменившимся условиям и использовать социальные медиа для привлечения аудитории к собственным продуктам.

Всего было проанализировано 210 постов: 121 пост в Telegram и 89 — в соцсети «ВКонтакте». Для контент-анализа был разработан кодификатор, включавший следующие категории: тема, формат, структура, функция поста.

 

Результаты исследования

Анализ собранных данных показал, что все девелоперы обращаются к стратегии кросспостинга. Посты в исследуемых медиа дублируются с небольшой разницей: застройщики, у которых больше объем аудитории в мессенджере Telegram, публикуют посты одновременно на обеих площадках, в то время как застройщики, у которых больше подписчиков в соцсети «ВКонтакте», сначала выкладывают посты именно на этой площадке, а спустя 1–2 дня — в телеграм-канале.

Ключевыми темами постов стали: текущие проекты (строящиеся ЖК и уже построенные, в которых девелоперы предлагают квартиры), инструменты для увеличения продаж (траншевая ипотека; ипотека, субсидируемая застройщиком, и др.), а также ответная реакция на завершение государственной программы льготной ипотеки и повышение ключевой ставки (см. рис. 1). Это объясняется необходимостью реализовать построенное и строящееся жилье. Именно поэтому чаще всего в постах рассказывалось о жилых комплексах и планировках квартир, девелоперы также обращали внимание аудитории на собственные ипотечные программы, делая акцент на том, что эти программы могут стать полноценной заменой приостановленным государственным ипотечным программам.

 

Тематика постов

Рисунок 1. Тематика постов (в %, N=210)
Источник: составлено автором.

 

При этом девелоперы практически не обращались к экспертному контенту: единичные публикации содержали комментарии сотрудников компаний-застройщиков, причем только у застройщика DOGMA публикация была посвящена повышению ключевой ставки, все остальные — анализу состояния рынка недвижимости в конкретном регионе. Мероприятия, которые фигурировали в постах, — это различные семейные и дворовые праздники, которые застройщики организуют в уже сданных жилых комплексах. Например, «Загород Fest» у «Самолета», фестиваль «Кинотеатриум» и «ПИК-Спорт» у ПИКа. Кроме того, в отдельную категорию была выделена тема «Праздники», поскольку во временные рамки контент-анализа попали два государственных праздника — «День семьи, любви и верности» и «День строителя», и некоторые девелоперы публиковали поздравительные посты.

Что касается формата контента, то на обеих площадках преобладали текстово-графические посты, причем они содержали не сложную динамическую инфографику, а простое наложение короткого текста и цифр на фото или рендер (см. рис. 2). Также застройщики часто публиковали видео: и как иллюстрацию к тексту (21% постов), и как самостоятельную единицу контента (4,78%). В зависимости от особенностей площадки роль видео отличалась: в Telegram это преимущественно именно самостоятельные сообщения (видеосообщения), в то время как в соцсети «ВКонтакте» в 96% случаев видео и текст дополняли друг друга.

 

Форматы контента девелоперов в социальных медиа

Рисунок 2. Форматы контента девелоперов в социальных медиа (в %, N=210)
Источник: составлено автором.

 

Посты, опубликованные в социальных медиа, выполняли прежде всего информационную функцию (см. рис. 3). Такой процент (43%) обусловлен тем, что застройщики довольно часто отчитываются перед аудиторией, например, о выдаче ключей в том или ином ЖК, о ходе строительства домов и объектов социальной инфраструктуры (детских садов и школ).

 

Функции постов девелоперов в социальных медиа

Рисунок 3. Функции постов девелоперов в социальных медиа (в %, N=210)
Источник: составлено автором.

 

Вовлекающие посты часто призывали аудиторию посмотреть свежие выпуски подкастов и видеоблогов, которые ведут застройщики. Например, «Самолет» использует такие посты, чтобы привлечь внимание подписчиков к подкасту «Маленькие мудрости» (дети рассуждают о разных аспектах жизни, причем не все темы связаны с домами). ПИК показывает тест-драйв дворов в жилом квартале «Бунинские аллеи». В подобных постах в качестве ай-стопперов, привлекающих внимание потенциальных покупателей, часто использовались образы детей, что объясняется востребованностью недвижимости у семей с детьми. Это подтверждают и данные Счетной палаты: в 2021–2031 гг. 37,16% программ льготного ипотечного кредитования приходилось именно на семейную ипотеку10. Также используется образ счастливой семьи, чья жизнь улучшилась после покупки квартиры. Например, с помощью инструментов сторителлинга подобный позитивный образ выстраивает «Самолет», рассказывая историю Эдиты и ее сына Максима. Визуализация счастливой семьи встречается и в обезличенных рекламных постах: сообщения о предложениях застройщиков иллюстрируются фотографиями улыбающихся родителей, держащих детей на руках.

Кроме того, вовлекающие посты сочетают как традиционные для социальных медиа форматы, например, опросы ("А вы снимаете или живете в своей квартире"?«)11, так и новые инструменты оформления — скрытый текст и скрытые изображения. Например, в рубрике «Квартира недели» в телеграм-канале застройщика DOGMA использование скрытых изображений создавало эффект интриги и побуждало аудиторию потратить больше времени на пост, чтобы открыть каждую из фотографий.

Среди вовлекающих постов помимо опросов также используется геймифицированный контент. Так, ФСК представил бот «Мастер Строитель», который выдает интересные факты об архитектуре и развитии городов. Факты подаются в формате викторины с вариантами ответов: некоторые из вариантов ответа органично упоминают текущие проекты застройщика и побуждают аудиторию перейти на страницы сайта с описаниями текущих проектов и действующими предложениями в них.

С точки зрения выстраивания бренда компании лишь один девелопер использовал маскот (персонаж): ФСК выкладывал в Telegram видеосообщения от лица корги Лаки (пожелание хорошей рабочей недели и ожидание выходных), а также публиковал опрос про эту породу собак. Отметим, что в анализируемом периоде подобные посты не лидировали по числу реакций и просмотров, хотя маскот может быть эффективным маркетинговым инструментом.

При продвижении продуктов в социальных медиа застройщики также обращались к инструментам influence-маркетинга. Например, ПИК проводил тест-драйв двора-парка совместно с певцом Владом Топаловым и актером Антоном Лаврентьевым и тест-драйв квартиры с блогером Антоном Воротниковым. Полученные в ходе контент-анализа результаты соотносятся с данными других исследований по маркетингу влияния в девелопменте (Губин, Бочаров, Агафонова, Лихачева, 2023: 89).

Проанализировав структуру постов, опуб­ликованных в Telegram, мы обнаружили, что они повторяли структуру публикаций, характерную для СМИ (Соколова, 2017): заголовок, основной текст, ссылки на сайт застройщика и эмодзи-реакции. На платформе «ВКонтакте» использовалась аналогичная структура, с той лишь разницей, что при публикации убирались эмодзи — это объясняется спецификой данной площадки.

Тексты, выполняющие информационную функцию, представляли собой сокращенные пресс-релизы, анонсы, в то время как новостные заметки практически отсутствовали. В рекламных постах преобладали прежде всего формулы AIDA (attention, interest, desire, action), PAS (problem, attention, solution) и ODC (offer, deadline, CTA). Частота их использования распределилась следующим образом: AIDA — 51,8%, ODC — 30,9%, PAS — 17,3%. Тексты, структурированные по формулам ODC и PAS, применялись в пос­тах, посвященных ответным инструментам застройщиков на завершение государственных льготных программ ипотечного кредитования.

 

Выводы

На сегодняшний день наиболее эффективной формой цифрового маркетинга в сфере девелопмента является «маркетинг в социальных медиа, сочетающий содержательный контент и визуальные эффекты» (Глущенко, 2023 (б)). Причем на данных коммуникационных площадках продвижение может быть как репутационным, направленным на улучшение имиджа компании-застройщика, так и коммерческим, представляющим информацию о реализуемой недвижимости и ипотечных предложениях (Тихонова, 2021).

Проведенное исследование показало, что существующие практики продвижения крупнейших российских застройщиков в социальных медиа направлены в первую очередь на продвижение продуктов, в то время как улучшению имиджа девелоперов уделяется меньшее внимание. Тематически преобладают посты о текущих проектах застройщиков (41%), собственных ипотечных программах (14%), и только 4% публикаций рассказывают аудитории о самих компаниях.

В то же время у двух застройщиков — «Самолет» и ПИК — прослеживаются попытки выстроить коммьюнити: объединить жителей своих ЖК за счет офлайн-активностей и актуализации общих ценностей. На это направлены внутридворовые фестивали, которые в анализируемый период анонсировались и освещались в социальных медиа. Отметим, что подобные инструменты событийного маркетинга наиболее релевантны на стадиях реализации квартир и постпродажных мероприятий (Анисимова, Попов, Смотрова, 2017).

Данные контент-анализа позволяют сделать вывод, что присутствие застройщиков в социальных медиа направлено на повышение стоимости объекта недвижимости и его потребительской привлекательности. Застройщики не только привлекают внимание аудитории к своим продуктам, но также делают акцент на преимуществах жилых кварталов, удобстве инфраструктуры, приятной праздничной атмосфере. Для этой цели используются прежде всего вовлекающие форматы — тест-драйвы дворовых территорий, обзор жилых комплексов, плейхабов и квартирографии. С содержательной точки зрения для реализации этой цели работают позитивные истории жильцов, чья жизнь улучшилась после переезда в новую квартиру. Кроме того, в роли рек­ламных посредников выступают представители целевой аудитории — семьи с детьми, что соотносится с данными более ранних исследований (Скнарев, Музыкант, 2020).

Также проведенный контент-анализ показал, что при работе с разными платформами застройщики придерживаются кросспостинга: публикации в социальной сети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram незначительно отличались по оформлению (разница была заметна только в постах, содержащих видео) и по времени публикации (более оперативная публикация в соцсети «ВКонтакте»). Таким образом, продвижение проектов девелоперов на разных площадках практически не отличается, что оптимизирует временные и финансовые затраты компаний.

В дальнейшем данное исследование могло бы быть масштабировано на большее число застройщиков, а также направлено на изучение инструментов формирования положительного имиджа девелоперских компаний в социальных медиа.

 

Примечания

    1 Выборочное Федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-коммуникационных сетей. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt22/index.html (дата обращения: 30.10.2024).

    2 Сидоренко О. Онлайн-продажи станут стандартом отрасли / Единый ресурс застройщиков. 2023. Март, 01. Режим доступа: https://erzrf.ru/news/onlayn-prodazhi-stanut-standartom-otrasli (дата обращения: 30.10.2024).

    3 Ачкасова К. Медиатренды 2024 / Mediascope. 2024. Авг. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/82a/azh2s3pelef0ddsbug69odhl1nulmihy/Mediascope_Медиатренды%202024.pdf (дата обращения: 30.10.2024).

    4 Что россияне делают в Интернете — выступление Mediascope / Mediascope. 2024. Апр., 12. Режим доступа: https://mediascope.net/news/2125766/ (дата обращения: 28.10.2024).

    5 Топ застройщиков РФ / Единый ресурс застройщиков. 2024. Окт., 01. Режим доступа: https://erzrf.ru/top-zastroyshchikov/rf?topType=0&date=241001 (дата обращения: 03.10.2024).

    6 По данным Mediascope: наиболее популярные интернет-ресурсы среди россиян старше 12 лет. Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 03.10.2024).

    7 Лунькова В., Веселевич С. Как льготная ипотека повлияла на рынок недвижимости в России // РБК. 2024. Июль, 01. Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/667ea84f9a7947ed343cf899 (дата обращения: 03.10.2024).

    8 Мартынова П. 2024. Две трети россиян отложили покупку жилья из-за отмен льготных ипотек // РБК. 2024. Июль, 10. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/10/07/2024/668df4369a794709da8b629c (дата обращения: 08.10.2024).

    9 Ключевая ставка Банка России. Режим доступа: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 03.10.2024).

    10 Саватюгин А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит выделения и использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования» / Счетная палата Российской Федерации. 2024. Март, 01. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c40/mpeyh8f9fj58ukym8tubu27dqtgiyohh.pdf (дата обращения: 14.10.2024).

    11 ЛСР | Девелопер № 1 (СПб.) | Телеграм-канал. 2024. Авг., 08. Режим доступа: t.me/lsr_spb/1698 (дата обращения: 14.10.2024).

 

Библиография

Анисимова Н.А., Попов В.Г., Смотрова Т.И. Планирование и оценка эффективности мероприятий по рекламе и продвижению на рынке жилой недвижимости // Современная экономика: проблемы и решения. 2017. № 2. С. 96–106. DOI: 10.17308/meps.2017.02/1593

Бугакова Н.П., Зинченко Н.В. Современные задачи маркетинговых исследований рынка недвижимости // Маркетинг и логистика. 2017. № 3 (11). С. 18–31.

Буряк Н.Ю. Современные тенденции развития коммуникаций в сфере недвижимости // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 5 (55). С. 28–33. DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.04

Глущенко М.Е. (а) Инновационные маркетинговые решения для рынка недвижимости // Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы: мат. V Всерос. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2023. С. 110–114.

Глущенко М.Е. (б) Технологичный маркетинговый инструментарий в стимулировании продаж жилой недвижимости // Экономика и предпринимательство. 2023. № 9 (158). С. 853–856.

Губин А.Н., Бочаров Д.С., Агафонова М.С., Лихачева Т.Г. Маркетинг влияния: концептуальные основы и применение в девелопменте // Цифровая и отраслевая экономика. 2023. № 2 (30). С. 84–91.

Данилина М.В., Дейнекин Т.В. Комплексный подход к маркетинговым коммуникациям в сети Интернет // Компетентность. 2015. № 1 (122). С. 40–45.

Калыгина В.В., Сухова Е.И. Инструментарий маркетингового онлайн-продвижения строительных компаний на российском рынке коммерческой недвижимости в современных условиях // Инновационная наука. 2022. № 8–1. С. 29–33.

Назайкин А.Н. Недвижимость: как ее рекламировать. М.: Солон-пресс, 2024.

Орехов Д.Б. Инновационные маркетинговые стратегии на рынке жилой недвижимости // Изв. С.-Петерб. гос. эконом. ун-та. 2013. № 6. С. 54–58.

Осипов А.С., Маркин И.М. Ценностные аспекты маркетинговой деятельности девелоперов Москвы // Междунар. науч.-исследоват. журнал. 2020. № 12–3 (102). С 51–56. DOI: 10.23670/IRJ.2020.102.12.079

Плетнева Н.А. Продвижение брендов на рынке жилой недвижимости инструментами цифрового маркетинга // Вестн. Белгородск. ун-та кооперации, экономики и права. 2020. № 1 (80). С. 141–154. DOI: 10.21295/2223-5639-2020-1-141-154

Разоренова Е.В., Загоруйко И.Ю. Современные подходы маркетинга в сфере девелопмента в условиях реального времени // Наука, технологии, инновации в эпоху глобальных трансформаций: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука», 2022. С. 68–75.

Рахматулин Ш.Р. Ценностные аспекты маркетинговой деятельности девелоперов Москвы // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: мат. XII междунар. науч.-практ. конф. Уфа: НИЦ Вестн. науки, 2023. С. 27–33.

Сергиенко Е.С., Величко А.Р. Применение инструментария SMM в коммуникационных кампаниях бизнес-структур // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 195–200.

Скнарев Д.С., Музыкант Е.В. Создание образа в рекламных текстах на рынке недвижимости // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 2. С. 367–373. DOI: 10.22363/2312-9220-2020-25-2-367-373

Соколова Д.В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2380 (дата обращения: 14.10.2024).

Тихонова И.А. Особенности разработки коммуникационной стратегии продвижения первичной жилой недвижимости в социальных сетях // Вестн. фак. социальн. цифровых технологий: сб. науч.-теорет. ст. XХIII междунар. Балтийск. коммуникац. форума. СПб.: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. С. 60–63.

Хурамшина М.М. Основные типы архитектуры брендов девелоперских компаний // Маркетинг: проблемы, решения и перспективы: моногр. / под ред. Никишина В.В. М.: Русайнс, 2022. С. 241–257.

Шейнина М.А. Методы продвижения в сети Интернет на высококонкурентном рынке жилой недвижимости // Практический маркетинг. 2020. № 6 (280). С. 21–27. DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10030

Щепилова Г.Г., Пономарева А.Н. Продвижение банков в интернет-среде (на примере «СберБанка») // Медиа@льманах. 2021. № 5. С. 36–45. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.3645

 

Tuten T. (2008) Advertising 2.0: Social Media Marketing in a Web 2.0 World. Westport: Praeger.

Дата поступления в редакцию: 14.01.2025
Дата публикации: 20.02.2025