Ссылка для цитирования: Воронова Е.С. Комментарий как формат интернет-коммуникации // Меди@льманах. 2025. № 1 (126). С. 106−112. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.106112
УДК 316.77+004.738.5(574)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.106112
EDN: BMMZEX
© Воронова Евгения Сергеевна
старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Астана, Казахстан), jane.voron@yandex.ru
Комментирование – важная составляющая интернет-коммуникации, формирующая ее интерактивность. Возможность высказывать свое мнение относительно прочитанного или просмотренного предоставляют пользователям информационные интернет-ресурсы, социальные сети, блог-платформы. Некоторые исследователи называют пользовательские комментарии «социальным элементом сайта» (Куличкина, 2017: 215), который позволяет в том числе определить, какой контент вызывает наибольший интерес пользователей.
Интернет-комментарии представляют обширный материал для изучения в формате как отдельных статей (Анненкова, Таныгина, Попадинец, 2022; Савельева, 2017), так и диссертационных исследований (Щипицина, 2011; Чистова, 2021). Во всех перечисленных работах они рассматриваются как жанр интернет-коммуникации, обладающий целым рядом характеристик (анонимность, спонтанность, выражение собственного мнения и др.), которые, однако, не позволяют дать однозначное определение жанру интернет-комментария.
Все исследователи жанров, анализируя такие параметры, как коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, формальная структура и прочие характеристики, отмечают их стилистическую и культурную природу (Опарина, 2021; Горошко, 2015). Следовательно, именно принадлежность текста к определенному стилю делает возможным определить его жанр и выделить характерные специфические структурные элементы. Однако в условиях интернет-коммуникации, и это отмечают многие ее исследователи (Кобенко, 2023; Малышева, Гриднев, 2015; Шмелева, 2018), стилистические границы размываются, происходит гибридизация жанров.
Использование термина «формат» в качестве синонима понятия «жанр» усложняет ситуацию. Г.Я. Солганик, говоря о «формате», отмечал, что «значение слова чрезвычайно размыто». Им предложена следующая дефиниция: «совокупность характеристик, признаков, определяющих соответствие норме, правилам какого-либо мероприятия, события, явления и т.п.» (Солганик, 2010: 23). А.Н. Николаева считает, что: «Жанр – это существенный внутренний параметр любого текста (тогда как формат все же в большей степени внешний). Жанр подготавливает читателя к восприятию содержания» (Николаева, 2010: 32). О.Р. Лащук в контексте данной дискуссии сделала следующее заключение: «… жанр определяет все, что относится к содержанию статей, заметок и т.п., а формат определяет технические параметры всего издания <…>. Итак, в целом формат СМИ – это структура медиапродукта. <…> Формат СМИ – это совокупность параметров элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи» (Лащук, 2010: 39–41).
Разделяя мнение этих исследователей, автор данной статьи считает, что «формат» не является синонимом «жанра» применительно к структуре не только СМИ, но и отдельных высказываний в медиа. Основным отличием жанра является его стилистическая и культурная природа, тогда как формат имеет природу технологическую. При таком подходе формат может пониматься как особый способ подачи текста (любого жанра), детерминированный характеристикой конкретных медиа (радиоформат, YouTube-формат, формат подкаста). Опираясь на эти положения, предлагается определить формат интернет-комментария как особый способ подачи текста, свойственный электронным медиа, предоставляющим своим пользователям возможность высказываться в ответ на публикуемые материалы. По сути, он является формой обратной связи, используя которую читатели могут публично выражать свое мнение относительно содержания публикации либо содержания комментариев, оставленных другими пользователями, выбирая для этого любой доступный им жанр.
Для подтверждения гипотезы рассмотрим несколько интернет-ресурсов Казахстана, в структуре которых есть такой социальный элемент, как комментарий. По данным «Все СМИ онлайн!»1, перечень главных новостных интернет-изданий и порталов Казахстана выглядит следующим образом: Tengrinews.kz2, NUR.KZ3, Zakon.kz4, «Казинформ», «informБюро», inbusiness.kz, Newtimes.kz, 365info.kz, «Хабар 24», «Телеканал КТК», Today.kz, «УстинкаLive», Stan.kz5, «Лада»6, «Ак Жайык»7. Возможность комментировать публикации есть на Tengrinews.kz, NUR.KZ, Zakon.kz, Stan.kz (ресурс на казахском языке), «Лада», «Ак Жайык»8, а также на интернет-порталах и сайтах газет: «Наша газета» (Костанайский региональный портал)9, медиапортал «Караван»10, блог-платформа Yvision11, газеты «Диапазон»12 и «Новый вестник»13.
Для того чтобы оставлять комментарии к публикациям, на всех перечисленных ресурсах необходима авторизация пользователя. На некоторых из них (например, Tengrinews.kz, NUR.KZ) авторизоваться можно через аккаунты электронной почты, социальных сетей, а также мессенджер Telegram; на других – авторизация осуществляется с использованием номера телефона либо электронной почты или логина и пароля (Stan.kz, «Лада», «Наша газета», «Караван», Yvision, «Диапазон»); возможность оставлять комментарии анонимно, но с указанием электронной почты есть на ресурсе «Ак Жайык» и сайте газеты «Новый вестник».
Ни на одном из перечисленных ресурсов нет явного ограничения на минимальный или максимальный объем пользовательского комментария. При этом на сайте NUR.KZ есть возможность отреагировать на публикацию, выбрав один из предложенных после нее эмодзи, не оставляя комментария; Zakon.kz, «Наша газета», «Новый вестник» дают возможность пользователям при написании комментария использовать эмодзи.
Поле для комментирования на всех сайтах размещается после текста публикации. На некоторых из перечисленных ресурсов (Tengrinews.kz, «Ак Жайык») администрация сообщает о том, что модерирует пользовательские комментарии перед публикацией. На других («Лада») – указывает на то, что «содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике»14, или («Новый вестник») обращается к читателям: «Комментируя, высказывайтесь корректно и по возможности аргументированно. Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте»15.
В целом подразумевается, что пользователи соблюдают эти правила, в противном случае их комментарии не будут опубликованы. Все вышеизложенное характеризует способ, посредством которого пользователи могут сделать доступной другим свою реакцию на прочитанное: ознакомившись с содержанием публикации, ввести собственный текст в специально предусмотренное в структуре сайта поле и нажать кнопку «Отправить» или «Комментировать». Вопросы, связанные с ответственностью редакций и пользователей, регулируются законодательством Республики Казахстан, в частности Законом Республики Казахстан от 19 июня 2024 г.
№ 93-VIII «О масс-медиа»16.
Для более подробного анализа были рассмотрены публикации Tengrinews.kz, NUR.KZ, Zakon.kz, Stan.kz (ресурс на казахском языке), «Лада», «Ак Жайык» в период с 1 по 20 марта 2024 г. Общее количество просмотренных публикаций – 50. Для статьи
было отобрано шесть материалов из разделов «Новости» и «Общество» с наиболее многочисленными и разнообразными комментариями пользователей.
Ни один из указанных ресурсов не дает (кроме приведенных выше) рекомендаций пользователям, как оформлять свои высказывания. По этой причине в комментариях к публикациям можно обнаружить, например, вопросы (в том числе риторические): «Где министр, почему вице отвечает?»17; «Как всегда ответственность нести и некому?»; «Страшно написать, “Казахстан” разваливается или требует реконструкции?», «Параллели не заметили?»18; «Опять пешку взяли. А рыбку покрупнее слабо вытащить?»19 – или оценочные высказывания: «Вообще эта компания очень плохо строила все объекты!», «Обидно только из-за названия!»20; «Хороший момент выйти с детьми и показать им наглядно, что чистота в доме – один из важных моментов в жизни!»21; «Азамат жігіттер!»22 (авторская орфография сохранена).
Следовательно, в поле для комментария пользователи могут оставить различные с жанровой точки зрения высказывания: вопросы, оценки, советы, рассуждения и т.д. При этом все они будут вторичными, поскольку представляют собой реакцию на публикацию-стимул.
Кроме того, в формате комментария возможно отреагировать не только на публикацию, но и на высказывания других пользователей (если они есть). Это создает ассоциативные направления обсуждения, внутри которых также представлены высказывания разной жанровой природы. В качестве примера можно привести комментарии к статье «109 млн тг хотят потратить на отлов, временное содержание и усыпление бродячих собак в Атырау»23.
Комментарий пользователя Житель «Потратить эти деньги бездомным людям, люди благодарны будут» стал стимулом для пользователя Кристина: «ответила Житель 20 часов назад: “Люди благодарны будут? Люди по сути своей неблагодарные. В отличие от животных! Вы явно с людьми не работали в этой части. Не знаете, о чем говорите”». И уже высказывание Кристины стало стимулом для пользователей Лауры: «ответила Кристина 19 часов назад: “Согласна лучше потратить на оптимизацию и поддержку братьев наших меньших” и Жумазии: «ответила Кристина 17 часов назад: “По себе не судите!!! И не сравнивайте людей с животными!!! Много знаешь <…> по вашим словам можно понять!!!”»24 (авторская орфография сохранена).
В приведенном выше примере есть и предложение Жителя, и риторический вопрос Кристины, и оценочные высказывания как самой Кристины, так и двух других пользователей. Формальными признаками перечисленных речевых жанров являются глагольные формы (потратить, благодарны будут, не судите), прилагательные и наречия с оценочным значением (неблагодарные, явно, лучше), а также вопросительные и восклицательные знаки, маркирующие интонационную окраску высказываний.
Доказательством того, что формат комментария представляет собой особый способ подачи текста, может быть следующее:
1) он является социальным элементом сайта, однако может и не включаться в структуру интернет-ресурса;
2) имеет технологическую природу, т.к. заранее предусмотрен, требует авторизации пользователя, может быть отформатирован автором до публикации (использование подчеркивания/зачеркивания, полужирного шрифта и др.), может быть отклонен модератором и не опубликован;
3) в нем могут быть использованы различные речевые жанры и средства выразительности (вопросы, оценочные высказывания и др.), которые можно классифицировать и выделить по ряду формальных признаков;
4) комментарий не обязательно создается с помощью вербальных средств – отзывы могут содержать эмодзи или двоеточие и открывающую и/или закрывающую скобки (смайлики), вопросительный и восклицательный знаки; гиперссылки на другие информационные и развлекательные ресурсы.
Необходимость разграничения терминов «жанр» и «формат» применительно к интернет-комментариям является одной из актуальных исследовательских задач. На данный момент четкие критерии их разграничения не сформулированы, и в этой статье предпринята попытка эти критерии хотя бы частично определить их.
Материалом исследования послужили комментарии к публикациям казахстанских интернет-ресурсов за период с 1 по 20 марта. Из пятнадцати самых популярных информационных ресурсов Казахстана возможность комментировать публикации есть на шести. Поле для комментария располагается после текста публикации и является структурным элементом сайта. Наибольшую активность демонстрируют пользователи Tengrinews.kz и NUR.KZ, высказывая свое мнение под материалами, посвященными общественной и политической жизни страны. Комментарии распределяются неравномерно: некоторые статьи не получают никакого читательского отклика, под другими – разворачиваются целые дискуссии.
Подтвердилась гипотеза о том, что в формате комментария, имеющем технологическую, а не стилистическую природу и являющемся социальным элементом информационного ресурса, пользователи могут обращаться к различным речевым жанрам, средствам выражения (в частности, оценочным высказываниям и риторическим вопросам). Помимо вербальной составляющей комментарии могут содержать эмодзи (Zakon.kz, «Наша газета», «Новый вестник»).
Таким образом, несмотря на то что в обиходе термины «формат» и «жанр» нередко
смешивают, фактически это понятия разной природы, к тому же формат шире жанра, поскольку в одном формате (например, в формате комментария) могут быть представлены различные речевые жанры. Дальнейшее изучение характеристик формата интернет-комментария и реализации в его рамках различных жанров представляется перспективным направлением научных исследований.
1 Режим доступа: https://vsesmi.online (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
2 Режим доступа: https://tengrinews.kz (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
3 Режим доступа: https://www.nur.kz (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
4 Режим доступа: https://www.zakon.kz (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
5 Режим доступа: https://stan.kz (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
6 Режим доступа: https://www.lada.kz (дата обращения: 17.03.2024). (дата обращения: 17.03.2024).
7 Главные новостные сайты Казахстана. Режим доступа: https://vsesmi.online/kazahstan/?ysclid=ltlh43u8or731536492 (дата обращения: 17.03.2024).
8 Режим доступа: https://azh.kz/ru (дата обращения: 17.03.2024).
9 Режим доступа: https://www.ng.kz (дата обращения: 17.03.2024).
10 Режим доступа: https://www.caravan.kz (дата обращения: 17.03.2024).
11 Режим доступа: https://www.yvision.kz (дата обращения: 17.03.2024).
12 Режим доступа: https://www.diapazon.kz (дата обращения: 17.03.2024).
13 Режим доступа: https://www.nv.kz (дата обращения: 17.03.2024).
14 Комментарии. Режим доступа: https://www.lada.kz/ (дата обращения: 17.03.2024).
15 Правила комментирования. Режим доступа: https://nv.kz/pravila-kommentirovaniya/ (дата обращения: 17.03.2024).
16 Закон Республики Казахстан от 19 июня 2024 года № 93-VIII «О масс-медиа». Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38665430&pos=3;-106#pos=3;-106 (дата обращения: 17.03.2024).
17 Аскарова А., Айбекова С. Могут ли для незастрахованных казахстанцев ввести ограничения, ответили в Минздраве // NUR.KZ. 2024. Март, 14. Режим доступа: https://www.nur.kz/health/healthcare/2068320-mogut-li-dlya-nezastrahovannyh-kazahstantsev-vvesti-ogranicheniya-otvetili-v-minzdrave/ (дата обращения: 17.03.2024).
18 Сухоруков И. «Верните “Казахстан”». Во что превратился один из спортивных дворцов Астаны // Tengrinews.kz. 2024. Март, 12. Режим доступа: https://tengrinews.kz/article/vernite-kazahstan-chto-prevratilsya-odin-sportivnyih-2375/ (дата обращения: 17.03.2024).
19 Заслуженного деятеля Казахстана, разыскиваемого за присвоение денег, задержали в Аргентине // Tengrinews.kz. 2024. Март, 16. Режим доступа: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/zaslujennogo-deyatelya-kazahstana-razyiskivaemogo-prisvoenie-529462/ (дата обращения: 17.03.2024).
20 Сухоруков И. «Верните «“Казахстан”». Во что превратился один из спортивных дворцов Астаны.
21 Шарипова А. Жителей Актау приглашают принять участие в весеннем субботнике // Лада. 2024. Март, 13. Режим доступа: https://www.lada.kz/aktau_news/society/120475-zhiteley-aktau-priglashayut-prinyat-uchastie-v-vesennem-subbotnike.html (дата обращения: 17.03.2024).
22 Шерстянкина А. Герои среди нас // Ак Жайык. 2024. Март, 16. Режим доступа: https://azh.kz/ru/news/view/99839 (дата обращения: 17.03.2024).
23 109 млн тг хотят потратить на отлов, временное содержание и усыпление бродячих собак в Атырау // Ак Жайык. 2024. Март, 16. Режим доступа: https://azh.kz/ru/news/view/99719 (дата обращения: 17.03.2024).
24 Там же.
Анненкова А.В., Таныгина Е.А., Попадинец Р.В. Лингвостилистические особенности современной интернет-коммуникации (на материале сетевых комментариев к статье на общественно-политическую тематику) // Russian Linguistic Bulletin. 2022. № 3 (31). Режим доступа: https://rulb.org/archive/3-31-2022-july/10.18454/RULB.2022.31.17 (дата обращения: 17.03.2024).
Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 119–127.
Кобенко Ю.В. Аспекты медийной коммуникации в социальных сетях // Вестн. СПбГУ. Язык и литература. 2023. № 1. С. 183–190. DOI: 10.21638/spbu09.2023.111
Куличкина Г.В. Социальные элементы на сайтах районных газет (на примере изданий Пермского края) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 215–220.
Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 36–41.
Малышева Е.Г., Гриднев Н.А. Специфика гибридных жанров в журналистике (на материале публицистических текстов омского журналиста С.Н. Шкаева) // Коммуникативные исследования. 2015. № 4 (6). С. 111–122.
Николаева А.Н. Речевые жанры как новый формат текстовой журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 30–34.
Опарина Е.О. Жанры массмедиа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2021. № 1. С. 107–113.
DOI: 10.31249/ling/202L0L07.
Савельева И.В. Лингвоперсонологический потенциал интернет-комментария // Сибирск. филол. журнал. 2017. № 4. С. 192–201. DOI: 10.17223/18137083/61/18
Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 22–24.
Чистова Е.В. Трансформация речевого жанра в русскоязычном сегменте интернета (на материале жанров кинорецензии и жалобы): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2021.
Шмелева Т.В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270–276. DOI: 10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276
Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации: на материале немецкого языка: автореф. дис. … д-ра
филол. наук. Воронеж, 2011.
Дата поступления в редакцию: 14.01.2025
Дата публикации: 20.02.2025