Ссылка для цитирования: Чжоу Шэннань Взаимодействие СМИ, общества и власти в условиях чрезвычайных ситуаций (на примере публикаций «Жэньминь жибао») // Меди@льманах. 2025. № 1 (126). С. 113−121. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.113121
УДК [070.19:316.3:342.5] (510)«363»:004.77
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2025.113121
EDN: CRWNDC
© Чжоу Шэннань
аспирантка Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета
(г. Санкт-Петербург, Россия), st097863@student.spbu.ru
XXI в. называют «обществом риска» и «неконтролируемым миром» (Ломако, 2018: 268), в котором нештатные ситуации воспринимаются как обычное явление. В соответствии с историческими традициями и политической системой Китая предполагается, что в период кризисных ситуаций правительство и социальные элиты имеют право распределять социальные блага и предоставлять информацию. В связи с этим долгое время взаимодействие между правительством, СМИ, прежде всего «Жэньминь жибао», и обществом не было гладким.
На четвертой сессии XVI съезда Коммунистической партии Китая была предложена новая модель социального управления, основанная на принципах лидерства правительства, сотрудничества медиа и общества. Эта модель подчеркивает ведущую роль правительства и важность совместной деятельности различных социальных сил, направленных на формирование общих усилий по содействию гармоничному развитию общества (Жэнь, Ду, 2014). В то же время в сентябре 2020 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет опубликовали «Мнения об ускорении углубленной интеграции СМИ»1, в которых была четко обозначена стратегия создания новых средств массовой информации. В документе подчеркивается, что только с помощью эффективной координации между медиа и обществом можно реализовать насущные потребности общества в распространении информации. Эта стратегия отражает важную цель и задачи взаимодействия между властью, СМИ и обществом в том, чтобы в условиях постоянно меняющейся социальной среды достигать эффективного управления и участия в нем граждан с помощью новых моделей.
Сегодня под воздействием цифровых технологий и национальной медиаполитики меняется и деятельность СМИ (Вартанова, 2022; Смирнова, 2013; Okon, Obukoadata, Ekwok, 2022), и сама медиасреда (Nielsen, Ganter, 2018; Patterson, 2013). Подобный сдвиг влияет на характер освещения и построение дискурса в СМИ (Цзин, Тянь, 2022: 52). Мы полагаем, что средства массовой информации перестают быть просто «рупором» китайского правительства, они становятся «мостом» в отношениях между правительством и гражданами – информируя аудиторию и формируя общественное мнение.
При этом экстренная информация всегда имеет особый характер. Во время чрезвычайных ситуаций люди склонны воспринимать информацию о катастрофе как угрозу для своей жизни или жизни близких людей. Негативные события кажутся людям более очевидными и убедительными, чем позитивные (Мельник, Михайлов, 2013: 146): многочисленные эмпирические исследования показывают, что они производят больший эффект и доверие к источнику, распространяющему негативные сведения, выше (Ваганов, 2001). Поэтому в период возникновения ЧС и правительству, и гражданам необходим общий механизм получения информации (своевременность, достоверность, исключение паники), способствующий взаимному доверию и необходимому эмоциональному настрою.
Актуальность исследования объясняется недостаточной разработанностью проблемы освещения ЧС в средствах массовой информации, в частности в СМИ Китая. Цель нашего исследования – на примере Китая рассмотреть модели взаимодействия различных субъектов в кризисных событиях и определить стратегии СМИ в рисковых коммуникациях.
Чрезвычайная ситуация – это событие, которое происходит внезапно, является противоестественным. Это то, к чему общество обычно не подготовлено, и то, что вызывает серьезную обеспокоенность людей (Басова, 2022: 9). Кризисная коммуникация считается особой формой процесса человеческого общения, ключ к которой кроется в содержании и эффекте распространения информации (Coombs, 1995: 465).
Газета «Жэньминь жибао», официальный печатный орган Коммунистической партии Китая, долгое время считалась главным «монологическим» пропагандистским изданием. Информационную повестку по-прежнему формируют Коммунистическая партия Китая и правительство под ее руководством, что объясняет выраженную политическую окраску публикаций газеты «Жэньминь жибао» при освещении кризисных событий, значимых для общества.
В недавней практике газеты – явное преобладание позитивных репортажей даже в период чрезвычайных ситуаций. Сегодня она постепенно уходит в прошлое, однако ряд примеров свидетельствует о сложностях адаптации средств массовой информации к новым требованиям общества. Например, во время вспышки атипичной пневмонии в 2003 г. газета «Жэньминь жибао» сообщила, что «в Китае не было крупномасштабной эпидемии», а во время землетрясения 2008 г. в округе Вэньчуань провинции Сычуань не смогла воспроизвести полную картину событий. Эта ситуация отражает зависимость средств массовой информации как социальной единицы от внешних факторов, таких как политическое давление, влияние экономической среды и конкуренция на медийном рынке.
Кроме того, кризис доверия между властью и народом усилил процесс коммерциализации и частичной приватизации газет в Китае. Согласно концепции М. Фуко, власть не гомогенна и не может никому принадлежать, она пронизывает все общественные отношения, не будучи при этом субъектной, и ее основное свойство – множественность (см.: Низовцев, 2015). Взаимодействие различных групп и интересов формирует специфическую структуру власти, отражающуюся в дискурсе. Однако в конструировании дискурса газеты «Жэньминь жибао» прослеживается тенденция преобладания определенных стратегий, в первую очередь идеологизации, что может привести к искажению информации и обострению кризисов доверия. Подобная модель дискурсивного мышления и влияния подрывает потенциал СМИ как инструмента открытого и прозрачного взаимодействия общества и власти.
Сегодня деятельность мировых СМИ меняется под влиянием цифровых технологий, что позволяет «Жэньминь жибао» на основе медиаматриц создать самые разнообразные медийные продукты: это печатная версия газеты «Жэньминь жибао» и ее официальный сайт, видеоплатформа «Жэньминь шипин», а также аккаунты в соцсетях Weibo и «ВКонтакте», приложениях WeChat и Douyin2.
Аккаунты «Жэньминь Жибао» читают 1,5 млрд пользователей, а приложение Douyin компании Beijing Douyin Information Service Co Ltd. стало крупнейшей площадкой поклонников «Жэньминь жибао». По состоянию на 20 ноября 2024 г., официальный аккаунт «Жэньминь жибао» в Douyin насчитывает 170 млн поклонников и 13,42 млрд лайков3. Традиционные СМИ пытаются таким образом не только преодолеть свои собственные трудности и соответствовать тенденции конвергенции СМИ, но и уйти от прежнего серьезного, жесткого и единого стиля новостей.
Изменения в модели дискурсивной власти и взаимодействие между правительством, СМИ и общественностью Китая в эпоху новых медиа были рассмотрены нами на основе анализа двух кризисных событий последних лет в Китае, которые освещались в аккаунте «Жэньминь жибао» в Douyin:
1) наводнение в июле 2021 г. (г. Чжэнчжоу провинции Хэнань пострадал от сильных ливней, вызвавших наводнения и унесших жизни 302 человек ) – 27 репортажей4;
2) инцидент 10 июня 2022 г. (случай жестокого избиения в ресторане г. Таншань провинции Хэбэй, когда девять мужчин напали на четырех женщин после неудачных сексуальных домогательств) – 15 репортажей 5.
Проанализировав все публикации, мы выделили три типа взаимодействия СМИ, правительства и общества в чрезвычайных ситуациях.
Взаимодействие по обмену информацией. Информация стала ценным продуктом в современном обществе и одним из важнейших факторов успеха или неудачи антикризисного управления. Взаимодействие СМИ, правительства и общества включает просмотр, поиск, получение, комментирование и распространение информации о кризисных ситуациях.
На платформе Douyin есть два вида источников информации: заимствование чужих видеороликов с отметкой в виде «@ + источник новостей» в конце видео или непосредственно в тексте, отображаемом на экране, и собственный оригинальный контент. При этом в качестве источников выступают эксперты и ученые, госучреждения, журналисты, участники события и свидетели.
Выбор источников новостей заметно различается в зависимости от кризисных событий. Так, рассказывая о наводнении в Чжэнчжоу, «Жэньминь жибао» поделилась 15 видеороликами от пожарных, имеющих больше возможностей получить и мгновенно передать из первых рук информацию с места происшествия. Освещая инцидент с избиением, газета чаще всего использовала видеоматериалы, предоставленные участниками инцидента или очевидцами. Эти источники информации сообщают наиболее явные доказательства по делу и позволяют людям, которые, обращаясь к различным медиаплатформам и распространяя информацию «от одного к другому/другим», понять истинное положение вещей. В этом процессе пользователи становятся одновременно источником и потребителем информации.
В критический момент различные субъекты (государство, СМИ, общество) обладают неодинаковыми ресурсами, в том числе и информационными, и имеют доступ к различным (иногда разрозненным) данным, но их взаимодействие способствует формированию целостного представления о механизмах управления чрезвычайными ситуациями и прогнозировании их развития. В этом контексте использование «Жэньминь жибао» данных, поступающих не только от государственных учреждений, но и от населения, может обеспечить устранение информационного дисбаланса, способствуя соответствию предоставляемой информации потребностям общества.
Стоит отметить, что редакция «Жэньминь жибао» и правительство в ответ на чрезвычайные ситуации полагаются на строгую систему контроля данных с помощью грамотно выстроенной иерархической организации и стандартизированных процессов, чтобы обеспечить максимально быструю проверку и публикацию информации. Как официальный орган Коммунистической партии Китая, «Жэньминь жибао» имеет тесные связи с представителями различных уровней правительства, что гарантирует эффективность передачи экстренной информации и позволяет быстро координировать использование ресурсов. В конкретном процессе передачи информации, как правило, участвуют органы пропаганды. Эти структуры после возникновения инцидента быстро организуют совещания, в кратчайшие сроки формулируют четкие ключевые послания для СМИ. Подготовленную информацию, которая проходит тщательный отбор, обычно утверждает правительство. В этом процессе ответственные за информацию о чрезвычайных ситуациях подразделения, такие как Государственное управление по чрезвычайным ситуациям и Министерство общественной безопасности, часто вступают в прямую коммуникацию с «Жэньминь жибао» и другими СМИ, чтобы способствовать быстрому распространению информации (Ли, 2013: 3).
Взаимодействие по формированию общественного мнения. Помимо простого обмена информацией, сотрудничество между СМИ и правительством играет ключевую роль в формировании общественной повестки через совместную коммуникацию. Это взаимодействие способствует созданию определенных настроений в обществе, направляя внимание аудитории на приоритетные вопросы и формируя ее восприятие текущих событий.
При освещении двух кризисных событий газета «Жэньминь жибао» придерживалась схожего принципа организация сообщений (см. табл.).
Таблица. Структура сообщений о чрезвычайной ситуации
Значимые составляющие |
Кол-во репортажей |
|
Наводнение в Чжэнчжоу |
Избиение в Таншань |
|
Место происшествия |
2 |
2 |
Развертывание и ход спасательных работ |
7 |
7 |
Результаты расследования и количество жертв |
1 |
4 |
Гуманистические составляющие:
|
16 |
1 |
Решение проблем: компенсация, восстановление объектов после кризисных событий и т.д. |
1 |
1 |
Источник: составлено автором.
Во время наводнения газета сделала акцент в репортажах на ходе спасательных работ и помощи людям. Удовлетворяя право аудитории на информацию, СМИ подчеркнули взаимопомощь пожарных и солдат, полиции и населения, передав тем самым аудитории главный посыл: правительство активно проводило спасательные работы, создавая гармоничную картину единения китайского народа (спасателей, полицейских, простых граждан) перед лицом бедствия. Подобные репортажи, посвященные в большей степени гуманистическим темам, связанным в том числе и с чрезвычайными ситуациями, используются как способ за короткие сроки поднять в глазах людей авторитет правительства и поддержать его положительный имидж.
После инцидента с избиением развернувшиеся в Сети многочисленные дискуссии, в том числе о кибернасилии, стали инструментом формирования общественного мнения. Слухи, что «избитая в Таншане женщина умерла» и «жертву сбила машина», порой отвлекали внимание людей от самого инцидента. Ведущие СМИ должны выступать не только проводником информации, но и влиять на общественное мнение, выстраивать отношение аудитории к событию, своевременно публикуя результаты расследований и раскрывая достоверную информацию об инцидентах. Это позволит предотвратить распространение слухов, снизить социальную напряженность и даст возможность обществу рационально и конструктивно выражать недовольство, исключив необоснованные домыслы пользователей. Поэтому газета «Жэньминь жибао» выделила в качестве одной из основных тем публикацию результатов расследования.
Можно заметить, что сообщений о восстановлении объектов после наводнения, компенсации и о других проблемах, требующих решения, сравнительно немного. И это объяснимо: необходимо было снизить уровень сенсационности подачи материала и накала ситуации, а также дифференцировать информационные потоки, – так инцидент постепенно исчез из поля зрения людей.
Согласно теории публичной сферы Ю. Хабермаса, СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения и поддержании общественного порядка через создание сбалансированной информационной повестки (Макаревич, 2020). В случае освещения инцидентов СМИ выступают не только источником информации, но и инструментом регулирования общественного настроения. Если акцент смещается с острого обсуждения происшествия на освещение шагов по его ликвидации, это способствует постепенному снижению напряженности. Стабилизация настроений объясняется эффектом когнитивного переосмысления: внимание аудитории переключается с эмоциональной реакции на понимание того, что инцидент находится под контролем властей и предпринимаются конкретные меры.
Таким образом, стратегический подход к выбору тем и соответствующих акцентов в работе СМИ позволяет контролировать общественную реакцию, направляя ее в конструктивное русло.
Взаимодействие по регулированию общественного мнения. В цифровую эпоху онлайн-сообщения экстренных новостей стали регулярным способом контроля общественных настроений; публикации самих пользователей – материалом для производства новостной продукции медиа. Субъекты социальных сетей отвечают за выявление проблем и поддержку общественного мнения, в то время как СМИ берут на себя резюмирование происходящего. Благодаря силе социального контроля общественное мнение может достичь уровня принятия решений, что делает функционирование государственной власти более прозрачным. Если в деятельности органов власти наблюдается «ненадлежащее поведение», общество может немедленно продемонстрировать ответную реакцию (в том числе критическую) для своевременного решения проблемы.
После того как стало известно об инциденте с избиением, пользователи выяснили, что привлеченный к ответственности по этому делу Чэнь Цзичжи был лидером преступной организации. Он подозревался в совершении ряда серьезных правонарушений, включая ограбление, драку и организацию казино. Шокирует тот факт, что ряд госслужащих «прикрыли» его. Мнение о том, что «государственные чиновники – это ”крыша“ для преступников», сразу же получило поддержку в некоторых интернет-группах, в том числе в опубликованных «Жэньминь жибао» постах в Douyin и вызвало множество комментариев: «И в полиции есть плохие люди? Я надеюсь, что после расследования они будут строго наказаны», «Неудивительно, что под защитой полиции этот человек ведет себя так высокомерно», «Гадкий характер, расследование обязательно должно быть доведено до конца», «Не сплю и жду продолжения! Не могу уснуть в гневе»6.
За более чем 100 дней, прошедших с момента возбуждения дела до вынесения первого судебного решения, совокупное количество лайков у аккаунта «Жэньминь жибао» в Douyin достигло 23,82 млн, комментариев – 4,476 млн, а репостов – 1,73 млн.7 Внимание к этому инциденту объединило онлайн- и офлайн-взаимодействия: за короткий промежуток времени пользователи быстро переключили интерес аудитории на вопросы, связанные со злоупотреблениями своими полномочиями органов общественной безопасности. Правительственные ведомства были вынуждены быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.
29 августа 2022 г. «Жэньминь жибао» опубликовала сводку «Серьезное расследование и решение вопросов коррупции и “крышевания” Чэнь Цзичжи и других предполагаемых преступников»8 и сообщила о принятых мерах наказания соответствующих чиновников в Таншане. Таким образом, удалось избежать неопределенности, которая могла бы вызвать общественное недовольство, и тем самым не навредить существующему имиджу органов общественной безопасности и китайских госслужащих в целом.
Для того чтобы проверить эффективность взаимодействия обмена информацией, формирования мнения и его регулирования в рамках медиасреды Китая, в сентябре 2024 г. мы провели анонимный онлайн-опрос 120 китайских граждан (см. рис.). Анализ результатов опроса показывает, что удовлетворенность респондентов деятельностью правительства и СМИ объясняется их координированным подходом в освещении кризисных событий. Исключение СМИ из политической подсистемы позволяет рассматривать их не как инструменты прямой политической пропаганды, а как самостоятельные подсистемы, выполняющие роль медиаторов. Это способствует созданию идеологической платформы для совместной работы, где правительство и СМИ используют свои уникальные возможности: правительство предоставляет актуальную и проверенную информацию, а СМИ эффективно доносят ее до широкой аудитории, учитывая ее потребности.
Такая модель взаимодействия укрепляет доверие граждан, стабилизирует социальные настроения в условиях кризисных ситуаций, обеспечивает оперативность и прозрачность в управлении кризисами и дает синергетический результат, при котором совокупное влияние правительства и медиа оказывается более эффективным, чем их разрозненные действия.
Как одно из важнейших звеньев антикризисного управления, коммуникация в условиях ЧС – это, по сути, поток информации между различными лицами или группами. Ее эффективность зависит от того, может ли информация прояснить факты, уменьшить негативные эмоции и сформировать общественное мнение, – в итоге обеспечить сотрудничество в условиях чрезвычайной ситуации. Однако нередко даже официальные организации или эксперты «медлят» в понимании и оценке кризисные события. При публикации неполной официальной информации в СМИ неизбежны нестыковки и противоречивые суждения. Как результат, слухи из неофициальных каналов могут взять верх, что подорвет доверие населения к СМИ и государственным ведомствам (Пэн, Цао, 2021: 85). С одной стороны, это связано с тем, что некоторые граждане еще не осознали «возвращения» права слова, с другой – это также доказывает необходимость постоянного совершенствования механизмов взаимодействия между органами публичной власти и гражданами.
Поэтому при возникновении ЧС правительство должно опираться на четко выстроенную иерархическую структуру организации для максимально быстрого утверждения и предоставления информации для медиа, затем использовать возможности СМИ для поиска способов донесения информации до общественности в относительно короткий промежуток времени. Не менее важно с помощью различных законов и правил пресекать распространение неточной или ложной информации, вызывающей панику в обществе. Кроме того, СМИ должны повышать уровень профессионализма сотрудников редакций с помощью теоретической подготовки и практического обучения, чтобы журналисты понимали свои роли и функции, предлагая аудитории разумные доводы и суждения, подкрепленные логической аргументацией и основанные на правдивой и объективной информации.
Анализ взаимодействия СМИ, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций, проведенный на примере газеты «Жэньминь жибао», показывает, что новые медиа и цифровые платформы существенно трансформируют традиционные модели коммуникации в Китае. Газета, выполнявшая роль одностороннего пропагандистского канала, становится важным посредником в обмене информацией между правительством и обществом. Взаимодействие включает не только передачу объективной информации, но и формирование общественного мнения. Однако, несмотря на увеличение прозрачности, проблемы с доверием и информационным дисбалансом остаются актуальными. Роль СМИ в кризисной коммуникации продолжает усиливаться, что открывает новые перспективы для повышения эффективности взаимодействия с государством в будущем. Властям, СМИ и населению необходимо постоянно координировать свои действия, с тем чтобы они не приводили к таким негативным последствиям, как появление неточной, противоречивой информации и снижение мотивации населения.
В чрезвычайных ситуациях баланс прав и синергия государственного управления, пропаганды в СМИ и общественного контроля являются ключом к ускорению разрешения кризисной ситуации и достижению позитивного взаимодействия и гармонии в урегулировании чрезвычайной ситуации.
1 Мнения об ускорении развития углубленной интеграции СМИ / Синьхуа. 2020. Сент., 26. Режим доступа: https://www.spp.gov.cn/spp/zdgz/202009/t20200926_480967.shtml (дата обращения: 05.10.2024) (на кит. яз.). (дата обращения: 05.10.2024) (на кит. яз.).
2 Жэньминь жибао | Douyin. Режим доступа: https://v.douyin.com/iD1kvb7C/ 0@4.com :5pm (дата обращения: 15.10.2024) (на кит. яз.).
3 Там же.
4 Режим доступа: https://www.douyin.com/root/search/人民日报郑州暴雨?aid=f24877ac-7e06-412c-8de5-0d602f4eb586&modal_id=6987006116366421278&type=general (дата обращения: 15.10.2024) (на кит. яз.).
5 Режим доступа: https://www.douyin.com/root/search/人民日报河北烧烤?aid=bb2f8909-7679-4535-82a4-e1ddb818e809&modal_id=7107897013978598664&type=general (дата обращения: 15.10.2024) (на кит. яз.).
6 Там же.
7 Режим доступа: https://www.douyin.com/root/search/人民日报河北烧烤?aid=7d8f9c3d-6c5d-4c33-a32c-df46aae85d94&modal_id=7146407628283923726&type=general (дата обращения: 15.10.2024) (на кит. яз.).
8 Режим доступа: http://fanfu.people.com.cn/n1/2022/0829/c64371-32513772.html (дата обращения: 15.10.2024) (на кит. яз.).
Басова Ю.Ю. Гносеологическая характеристика понятия «чрезвычайная ситуация» // Ученые записки Крымск. фед. ун-та им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. № 3. С. 7–16.
Ваганов П.А., Ман-Сунг Им. Экологические риски: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 8–14. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.814
Жэнь П., Ду С. Исследование современного китайского социального строительства. Пекин: Китайская пресса соц. наук, 2014 (на кит. яз.).
Ли Ж. Взаимоотношения правительства и СМИ в чрезвычайных ситуациях в эпоху новых медиа // Ванло Чуаньбо. 2013. № 4. С. 3–4 (на кит. яз.).
Ломако О.М. Мировое общество риска в политической философии Ульриха Бека: логика и ирония // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2018. № 3. С. 265–269.
Макаревич Э.Ф. Концепция публичной сферы Ю. Хабермаса как модель медиавлияния в новой реальности // PolitBook. 2020. № 3. С. 98–119.
Мельник Г.С., Михайлов С.А. Сокрытие информации как отсутствие культуры безопасности // Гуманитарный вектор. Сер.: История, политология. 2013. № 3 (35). С. 145–153.
Низовцев Д.Б. Проблема власти в работах Мишеля Фуко // Вестн. Северн. (Арктического) фед. ун-та. Сер.: Гуманит. и социальн. науки. 2015. № 4. С. 49–57.
Пэн В., Цао Х. Исследование международной коммуникации о событиях общественного кризиса в основных средствах массовой информации в эпоху социальных сетей на примере эпидемических сообщений People’s Daily и New York Times // Синьвэнь Яньцзю Даокань. 2021. № 12 (04). С. 85–87 (на кит. яз.).
Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 26–38.
Цзин Ц., Тянь Х. Структура освещения основных СМИ и построение дискурса в условиях внезапных кризисных событий // Циннянь Цзичжэ. 2022. № 4. С. 52–53. DOI: 10.15997/j.cnki.qnjz.2022.04.041 (на кит. яз.).
Coombs W.T. (1995) Choosing the rightwords: The Development of Guidelines for the Selection of the “Appropriate” Crisis Response Strategies. Management Communication Quarterly 8: 447−476.
Nielsen R.K., Ganter S.A. (2018) Dealing with Digital Intermediaries: a Case Study of the Relations between Publishers and Platforms. New Media & Society 20 (4): 1600–1617. DOI: 10.1177/1461444817701318
Okon P.E., Obukoadata P.R., Ekwok L. (2022) Mediamorphosis: Assessing the Influence of Digital Media on Traditional Newspapers in Nigeria from the Audience and Media Managers’ Perspectives. World of Media 1: 45–64. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2022.3
Patterson T.E. (2013) Informing the News: The Need for Knowledge-Based Journalism. New York: Vintage Books.
Дата поступления в редакцию: 20.01.2025
Дата публикации: 20.02.2025