Архив



Об экспертных оценках степени читаемости искаженных текстов



Сергей Вартанов, Сергей Мельников, Роман Мещеряков, Владимир Пересыпкин, Надежда Прикладовская

Ссылка для цитирования: Вартанов С.А., Мельников С.Ю., Мещеряков Р.В., Пересыпкин В.А., Прикладовская Н.В., Об экспертных оценках степени читаемости искаженных текстов // Меди@льманах. 2025. № 2 (127). С. 26−37. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2025.2637



УДК 81’42:303.443.2
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2025.2637
EDN: DKBFEB

© Вартанов Сергей Александрович
доктор социологических наук, профессор факультета биологии и биотехнологии департамента медиа Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия), svartanov@hse.ru

© Мельников Сергей Юрьевич
доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник кафедры информационной безопасности киберфизических систем Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия), symelnikov@hse.ru

© Мещеряков Роман Валерьевич
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ИПУ РАН, главный научный сотрудник Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия), mrv@ieee.org

© Пересыпкин Владимир Анатольевич
доктор технических наук, действительный член Академии криптографии РФ, научный сотрудник Академии криптографии РФ (г. Москва, Россия), info@cryptoacademy.gov.ru

© Прикладовская Надежда Вадимовна
лингвист компании «Лингвистические и информационные технологии» (г. Москва, Россия), info@linfotech.ru



Ключевые слова: читаемость, зашумленные медиатексты, экспертная оценка и агрегирование оценок, восстановление текста, слабоструктурированная информация.

Статья посвящена методике оценки читаемости искаженных текстов. Предложены два типа оценок — абсолютная (балльная) и относительная (сравнительная), описаны подходы к их выставлению, подобраны иллюстративные примеры. Разработана гибридная стратегия оценивания; приведены условия, связывающие желаемую точность оценки, размер корпуса искаженных текстов и отношение трудозатрат для оценок разных типов, при которых ее использование обосновано с точки зрения эффективности затрат.