Ссылка для цитирования: Балашова К.А. Роль К.Д. Ушинского в модернизации «Журнала Министерства народного просвещения» // Меди@льманах. 2025. № 3 (128). С. 28−32. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2025.2832
УДК 371-051 Ушинский: 070.421
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2025.2832
EDN: RFWWPB
© Балашова Кристина Александровна
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), balashovaka1204@gmail.com
Жизни и творчеству К.Д. Ушинского посвящено много работ (отметим, в частности, статьи В.Б. Помелова (2023) и В.В. Струминского (1959)), которые являются важным источником для дальнейшего изучения его наследия. Однако эти публикации посвящены в основном педагогической работе К.Д. Ушинского, а не его журналистской и редакторской деятельности, которая началась в 1850 гг. с журналов «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания» (постоянный автор).
В 1859 г. К.Д. Ушинский подал прошение министру народного просвещения Е.П. Ковалевскому о разрешении на выпуск собственного журнала «Убеждение», который, согласно программе издания, должен был иметь критико-философское и психолого-педагогическое направление. В журнале планировалось размещать оригинальные и переводные статьи, критические обзоры различных психологических и педагогических систем в России и за рубежом с религиозно-нравственной точки зрения, критико-философский анализ литературы, освещение вопросов общественной и семейной жизни. Думается, программа «Убеждения» уверила министра в целеустремленности педагога, в прогрессивности и актуальности его предложений, и 1 марта 1860 г. Е.П. Ковалевский утвердил на должность редактора «Журнала Министерства народного просвещения» (далее «Журнал») педагога К.Д. Ушинского, оклад которого составил 1 286 р. 64 к. сер. в год, независимо от иных доходов. Министр народного просвещения также выделил на издание единовременное пособие в размере 4 000 р. «на чрезвычайные издержки»1, которые были связаны с преобразованием «Журнала». В основном средства пошли на «усиление платы за статьи»2. Привлечение добросовестных сотрудников было основной целью редактора журнала К.Д. Ушинского, т.к. при наличии хороших материалов «Журнал» становился популярным среди читателей. В число постоянных авторов издания входили: помощник редактора — статский советник И.Д. Галанин, надворный советник Д.В. Тимофеев, философ Н.Н. Страхов, титулярный советник Д.И. Василевский; купец Александр Никифиров занимался брошюровкой «Журнала», за что получал 187 р. 21 к. сер.3 Следует учесть, что под руководством К.Д. Ушинского продолжали работать О.Ф. Миллер, Н.И. Березин, В.И. Водовозов.
С первого дня своего назначения К.Д. Ушинский активно принялся за преобразование «Журнала». В связи с готовящейся реформой образования на первый план было выдвинуто педагогическое направление. С середины 1860 г. «Журнал» стал выходить по новой программе. Большое внимание было уделено неофициальной части «Журнала».
В первом отделе читатели знакомились с теоретическими рассуждениями и практическими заметками по педагогике, а также критическими описаниями состояния и исторического развития отечественных и зарубежных воспитательных и учебных заведений. Во втором публиковались статьи психологического, физиологического и философского направлений, прямо или косвенно касающиеся разрешения педагогических вопросов, здесь же помещались статьи, раскрывающие летопись народного образования, а именно — историю развития просвещения. Третий отдел был посвящен критике и библиографии. Здесь размещались «критические разборы педагогических сочинений и журналов, учебников и детских книг, а также научных и литературных произведений»4, которые могли повлиять на педагогическую деятельность. И, наконец, четвертый отдел содержал в себе известия о всех фактах, относящихся к народному образованию в России.
Перед редактором стояла большая и трудная задача: в первую очередь необходимо было наладить своевременность выпусков. Поэтому 24 декабря 1860 г. министром народного просвещения Е.П. Ковалевским была составлена докладная записка на имя Александра II, где он объяснял причины выпуска официальной части «Журнала» двумя месяцами позже неофициальной. «Редакция Журнала не ранее половины каждого месяца может получать из канцелярии и отделений Департамента Журналы, исходящими бумагами за прошедший месяц и, по содержанию бумаг, выбирает те из дел, которые должны войти в официальную часть»5. Таким образом, «Журнал» публиковал уже принятые законы и положения с большим опозданием, тем самым показывая свою неактуальность. Дело в том, что, собрав дела и составив из них официальную часть, редакция посылала их для набора в типографию и после первой корректуры передавала по одному экземпляру в каждый «стол Департамента для просмотра и дополнения»6. Затем редакция, соединив все корректуры и сделав на их основании окончательную верстку, подписывала ее к печати. Такое составление официальной части было сопряжено со многими затруднениями, а именно:
1. По краткому и «часто неясному содержанию написанных в Журналы исходящих бумаг»7 было невозможно понять, какие из них нужны для составления официальной части. Из этого можно сделать вывод, что редакция постоянно собирала и просматривала многие ненужные дела.
2. «Вытребование дел из столов бывает каждый раз весьма затруднительно»8, т.к. многие из дел часто нужны были при докладах и для справок.
3. «Передаваемые в столы Департамента корректурные листы официальной части остаются в некоторых долгое время»9 — их нужно было сверять с подлинными документами (делами), а эти дела вновь нужно было найти.
Для устранения этих затруднений и для того, чтобы "можно было Высочайшие повеления и Министерские распоряжения обнародовать за тем, как они состоялись"10, необходимо было, по мнению Е.П. Ковалевского, принять следующие меры:
1) "Издавать официальную часть не один, а два раза в месяц (1-го и 15-го числа. — К.Б.)"11.
2) "Обязать Канцелярию и отдел Департамента к тому, чтобы вслед за получением Высочайших повелений и Министерских распоряжений, которые должны были быть помещены в официальную часть, они бы сами составляли статьи для этой части и немедленно препровождали в редакцию«12. Редакция же обязывалась, в свою очередь, приводить статьи в хронологический порядок, корректировать и издавать их 1-го и 15-го числа каждого месяца.
Вышеперечисленные меры были приняты в начале 1861 г. Также с нового года улучшился критический отдел, в нем было сосредоточено особое внимание на разработке вопросов устройства народных школ, школ грамотности и учительских семинарий. Официальная часть состояла из правительственных распоряжений и выходила отдельными листами. Неофициальная публиковалась книжками от 12 до 15 листов 20-го числа каждого месяца, хотя планировалось выпускать их 15-го числа.
Подписаться на получение «Журнала» можно было в редакции, в газетной экспедиции и во всех известных книжных магазинах. Преподаватели и воспитатели казенных учебных заведений подписывались через свое начальство, внося плату по частям, а именно — вперед за три месяца. Подписная цена на 12 книжек «Журнала» вместе с приложениями составляла: за ряд 1 — без официальной части — 6 руб. 50 коп. (без пересылки); ряд 2 — без официальной части (с пересылкой) — 8 руб.; за ряд 3 — официальная часть вместе с неофициальной — 12 руб.; ряд 4 — официальная часть вместе с неофициальной (с пересылкой) — 13 руб. 50 коп.
Во время редакторства К.Д. Ушинского к «Журналу» стало выходить приложение, которое высылалось подписчикам бесплатно. Приложение включало в себя: два выпуска издания «Уроки географии». Д. Семенова (педагог, писатель, географ, друг и последователь К.Д. Ушинского); «Детство человека, для родителей и воспитателей» О. Гейфельдера (военный врач, доктор медицины, статский советник); «Начатки детского школьного учения» А. Дистервега (немецкий педагог, либеральный политик); «Уроки физики» А. Игнатовича (сельский педагог) и несколько библиографических указателей книг, периодических изданий и более замечательных журнальных статей13. Редактор планировал продолжить выпуск бесплатного приложения, основной целью которого было постепенное просвещение масс через образование.
«Журнал» времени К.Д. Ушинского публиковал актуальные статьи, касающиеся просвещения народа. Он обращал внимание читателя на то, какие злоупотребления происходят в отдаленных местах России. В министерском издании то и дело появлялись статьи о тяготении простых людей к знаниям, о необходимости женского образования, правда без уточнения, какого именно. В 1861 г. были опубликованы «Письма к матери о физическом и духовном воспитании ее детей» доктора К. Шмидта, путевые заметки Н.И. Березина «Девицы-учительницы» и другие интересные статьи. В своих заметках Н.И. Березин рассказал о беседах с крестьянами об образовании: "Как же теперь нельзя не учиться грамоте, не то время. И мы со всей охотой рады учить своих ребятишек. Да беда — учителей-то нет. Вот есть у нас девица пожилая, грамотница славная. Позапрошлым зимам набирала она человек по десятку и учила: куда хорошо учила! — В шесть недель хоть какого бестолкового выучивала читать; да вот нельзя ж больше учить... Попы запрещают; говорят: под суд отдадим«14. «Журнал» публиковал яркие очерки и статьи, что говорит о действительном желании правительства изменить сложившуюся ситуацию. Он напрямую обращался к тем, кто мог исправить печальное положение дел. Со страниц министерского издания Н.И. Березин заявлял о необходимости допуска женщин к образованию, об абсурдности устоявшегося мнения о том, что, если женщина (в данном случае речь идет о девочках) "стала грамоте учиться, значит уж незамужница. И засядет девка! А ведь сам ведаешь, родной, не у всякой одно в голове: иную и дурь обуяет, даром, что грамотница. И выйдет дело не пригожее«15. Однако, несмотря на сложившиеся взгляды, в «Журнале» отмечалось, что «едва ли найдется село, в котором бы не было» женщины, обладающей грамотой и обучающей крестьянских детей, и делался вывод, что "женщина лучший, если не единственный, проводник просвещения в массу народа«16. Все статьи указывали на важность этого нерешенного вопроса: на готовность населения к обучению; на необходимость дать женщине образование, чтобы она могла участвовать в обучении детей; на недобросовестных инспекторов школ, которых в «Журнале» называли "алтыно-собирателями и водко-опивателями"17; на ложные цифры в отчетах, на все пагубное, происходившее в стране.
Редакторская деятельность К.Д. Ушинского внесла большие изменения в содержание правительственного издания. Было выявлено, что именно в 1860–1861 гг. популярность журнала выросла и, следовательно, увеличилось количество читателей. Министерство находилось в кризисе, от министра требовали, "чтобы он приводил в исполнение чужие планы"18, а не свои собственные. "Для рассмотрения всех его предположений был назначен триумвират"19 — Главное управление цензуры и III отделение. Еще в 1856 г. "Главное правление училищ по воле государя получило такое устройство, что оно составило род самостоятельной коллегии с правом протестовать против решений министра«20. Одной из причин такого серьезного давления со стороны государства явилось невнимание министра к университетским беспорядкам. В апреле 1861 г. Е.П. Ковалевский попросил об отставке. В ноябре 1861 г. из-за смены министра народного просвещения работа К.Д. Ушинского в «Журнале» была прекращена.
1 РГИА. Ф. 733. Оп. 88. Д. 232. Л. 5.
2 Там же.
3 РГИА. Ф. 733. Оп. 5. Д. 2. Л. 11.
4 Ушинский К.Д. Программа Журнала за 1861 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1861. Ч. 62. С. 2.
5 РГИА. Ф. 733. Оп. 88. Д. 232. Л. 1.
6 Там же.
7 Там же.
8 РГИА. Ф. 733. Оп. 88. Д. 232. Л. 2.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 РГИА. Ф. 733. Оп. 88. Д. 232. Л. 3.
13 Ушинский К.Д. Программа Журнала за 1861 год. С. 2.
14 Там же. С. 30.
15 Там же. С. 112.
16 Там же. С. 118.
17 Там же. C. 119.
18 Никитенко А.В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 2. М.: Захаров, 2005. С. 223.
19 Там же. С. 234.
20 Там же. С. 134.
Архив К.Д. Ушинского: в 4 т. Т. 1. Материалы редакторской деятельности К.Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860–1861) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. / сост. В.Я. Струминский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.
Помелов В.Б. К.Д. Ушинский — редактор «Журнала Министерства народного просвещения» (к 200-летию со дня рождения) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 1. С. 54–63. DOI: 10.30853/ped20230002
Дата поступления в редакцию: 16.05.2025
Дата публикации: 20.06.2025