Ссылка для цитирования: Кажберова В.В., Ковалева И.В. Репрезентация тематики здорового образа жизни в российских СМИ // Меди@льманах. 2025. № 3 (128). С. 62−73. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2025.6273
УДК 304.3+371.71:070.44
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2025.6273
EDN: YNLIXG
© Кажберова Варвара Валентиновна
кандидат филологических наук, научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), kazhberovavv@gmail.com
© Ковалева Ирина Владимировна
магистр факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), kovaleva.irina.04@mail.ru
Интерес общества к тематике здоровья человека и одному из важнейших факторов его сохранения – здоровому образу жизни (далее – ЗОЖ) – в последнее десятилетие активно возрастает. Согласно данным исследования ВЦИОМ от 2020 г., состояние своего здоровья и здоровья членов своей семьи очень важно для 89% опрошенных1. Для сравнения: в 2011 г. только 65% россиян ответили, что для них актуальна забота о здоровье2.
Количество людей, которые придерживаются ЗОЖ, также увеличивается. По информации Министерства спорта РФ, за период с 2016 по 2022 г. почти на 40% выросло число систематически занимающихся физической культурой и спортом3. Все больше людей заботятся о правильном питании: почти половина покупателей (41%) обращает внимание прежде всего на качество товаров, 44% – покупают фермерские продукты, 27% – отметили, что для них ЗОЖ означает отказ от фастфуда4. Появляются приложения для отслеживания качества сна (например, AutoSleep, NapBot, Pillow). Многие, особенно молодые люди, стремятся отказаться от зависимостей5.
Соблюдение ЗОЖ влияет не только на здоровье конкретного человека (личное здоровье), но и на здоровье групп людей (групповое здоровье, например здоровье женщин и детей), а также здоровье населения в целом (общественное здоровье). Благодаря развитию последнего направления увеличивается продолжительность жизни, повышается уровень производительности труда и, соответственно, возрастает экономический потенциал страны. В России такой подход к здоровью находит отражение в государственных документах, национальных стратегиях, целях и приоритетах6; здоровье общества также элемент национальной безопасности (например, теме здоровья полностью или частично посвящены четыре национальных проекта: «Демография», «Здравоохранение», «Экология», «Жилье и городская среда»).
Все сказанное выше привело к тому, что ЗОЖ стал активнее освещаться в российских СМИ. В 2021 г., по данным сервиса Pressfeed, тема здоровья продолжила лидировать среди журналистских запросов, продемонстрировав в 2022 г. дополнительный прирост в 51%7. Ту же тенденцию поддержали и смежные темы: питание (+57%), спорт (+19%), психология (+29%)8. Кроме того, журналисты стали намного чаще обращаться к специалистам по этим направлениям, увеличивая экспертность материалов.
В крупных российских изданиях появились рубрики, посвященные здоровью. Например, на сайте «Чемпионат» в разделе Lifestyle есть рубрики «Здоровье», «Питание», «Тренды»; в газете «Комсомольская правда» – раздел «Здоровье»; в The Voice – «Здоровье». Появились новые российские издания, полностью посвященные теме ЗОЖ, например «ЗОЖ.news», «Зожник.ру», The Challenger.
Вместе с тем при росте количества упоминаний тематики здоровья и ЗОЖ в средствах массовой информации снижается качество публикаций (Кажберова, 2024); журналисты недостаточно владеют системными подходами к освещению этой предметной области (Лазутина, Кажберова, 2018), создавая материалы о ЗОЖ, не используют весь возможный творческий потенциал, (Фролова, Стрига, 2020).
Важно отметить, что некоторые профильные линии при освещении тематики трансформируются в отчетливо определяемые тенденции (в рамках данного исследования – тренды), которые в дальнейшем влияют на восприятие аудитории, формируют ценностные установки, спрос на продукцию ЗОЖ и т.д.
В настоящем исследовании мы предпринимаем попытку выделить именно тренды освещения ЗОЖ, охарактеризовать их, сформировать подходы к оценке качества медиаосвещения в рамках такого тренда, что определяет научную новизну работы.
Возникновение подобных трендов можно отнести в значительной степени к медиаэффектам – именно СМИ имеют доступ к массовой аудитории и способны оказывать на нее влияние, формировать контент-стратегии, учитывать особенности спроса аудитории. О том, что вопросы влияния на аудиторию должны подвергаться этическому регулированию (например, важно учитывать интеллектуальные возможности медиапотребителей, избегать манипулятивных технологий), говорится в ряде исследований (см., напр.: Почепцов, 2000; Кара-Мурза, 2008). Это тем более касается сферы здоровья как наиболее уязвимой, личной, влияющей на все сферы жизни человека. Неосмотрительность при выборе тем, недостатки фактчекинга, несоблюдение информационного баланса – все это может принести вред медиапотребителю, как минимум – формируя неверную картину мира, как максимум – призывая следовать неоднозначным рекомендациям, нанося вред здоровью человека. Этими факторами и обусловлена актуальность нашего исследования.
Термин ЗОЖ возник в 1970 гг. Одним из первых определение понятию дал Ю.П. Лисицын. Он описал ЗОЖ как целостное понятие, заложил основу представлений о дисциплине «Общественное здоровье». Согласно его концепции, к ЗОЖ можно отнести «все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье <…> здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей» (Лисицын, 2010: 49).
Б.Н. Чумаков характеризует здоровый образ жизни как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно» (Чумаков, 2004: 20–21). По мнению исследователей В.В. Шипулиной и В.А. Брыкиной, ЗОЖ – это «образ и стиль жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Это определенный способ организации жизнедеятельности, совокупность и распорядок конкретных действий, направленных на укрепление здоровья, повышение качества жизни, совершенствование физических и эстетических характеристик тела, его продуктивности и эффективности как инструмента личности по достижению значимых жизненных целей» (Шипулина, Брыкина, 2019). А.Г. Носов уверен, что изучение ЗОЖ как феномена человеческой культуры будет оставаться актуальным до тех пор, пока в обществе существуют болезни и развиваются различные зависимости, наносящие вред здоровью человека (Носов, 2013). С распространением процессов медиатизации мира повседневности (Вартанова, 2019; Шкондин, 2022) все более актуально исследование ЗОЖ в рамках медиакультуры, включая особенности воспитания, образцы поведения, ценностные установки.
Используя в исследовании такое понятие, как тренд, мы опирались прежде всего на теорию фрейминга (Entman, 1993; Scheufele, 2004): это, по определению ученых, «процесс отбора отдельных аспектов отображаемой журналистами реальности, усиления характера представленности этих аспектов» (цит. по: Казаков, 2014: 86). Характер представленности темы (salience) может быть позитивным, нейтральным, негативным по тональности.
Вместе с тем в настоящем исследовании нам важно было не столько подчеркнуть развитие определенной тематики в СМИ (например, это может быть событие, явление, процесс), но и особо выделить мотивы, связанные с формированием тенденции, активным призывом аудитории к какому-либо решению, действию (например, начинать бегать, вводить силовые тренировки, корректировать питание, отказаться от зависимостей и т.д.). В настоящее время в теории медиа встречается только общие определения медиатренда: это понятие в зависимости от контекста может включать как некий тренд в сфере медиа в целом (например, технологичность, цифровизация, мультимедийность и т.д.), так и характер освещения какой-либо актуальной тематики (например, освещение тем экологии).
В нашем исследовании тренд в освещении медиа тематики здоровья и ЗОЖ – это такая разновидность фрейма, которая способна создавать некую долгосрочную тенденцию, влиять с помощью мотивирующих формулировок на аудиторию, вовлекать большое количество людей. В информационном обществе информация и знания становятся основным ресурсом (Кастельс, 2000; Тоффлер, 2003), информация о здоровье особенно значима, поскольку помогает принимать жизненно важные решения, формировать здоровьесберегающую среду.
В то же время по своему воздействию на здоровье человека тренды могут быть не только позитивными, но и нейтральными, и негативными. Под позитивными трендами ЗОЖ в рамках нашего исследования мы будем понимать такие тенденции, положительное влияние которых на организм человека было подтверждено при помощи доказательной медицины, объективных научных данных, выявивших, что эти тренды при должном применении не могут отрицательно повлиять на организм человека (например, соблюдение правильного режима сна, отказ от вредных привычек: употребления наркотических средств, алкоголя, табака)9. Нейтральными можно назвать тренды, которые не влияют ощутимо на здоровье человека и/или влияние на организм человека пока не было научно доказано (например, употребление БАДов). Негативные тренды ЗОЖ – это те тенденции, которые могут отрицательно повлиять на организм определенного человека и/или не могут быть рекомендованы для определенных групп людей. К таким трендам ЗОЖ можно отнести, например, кетодиеты, детокс-диеты, а также высокоинтенсивные интервальные тренировки (далее – ВИИТ).
Чтобы выявить проблемы и тенденции освещения тематики ЗОЖ в российских СМИ, был проведен контент-анализ материалов, вышедших в период с 15 февраля 2022 г. по 15 февраля 2024 г. Для анализа были выбраны материалы онлайн-версий массовых и специализированных изданий: «Комсомольская правда», РБК, «Чемпионат», Marie Claire, The Girl. Для исследования были взяты именно эти СМИ, поскольку они предназначены для разных аудиторий: «Комсомольская правда» – массовое, РБК – качественное деловое, «Чемпионат» – специализированное (спортивное), Marie Claire – женское, The Girl – молодежное. Такой выбор изданий позволил получить наиболее разнообразную информацию об освещении тематики ЗОЖ, с большей уверенностью утверждать, что те или иные тенденции подобного медиаосвещения характерны для широкого круга изданий.
В каждом СМИ изучались особенности освещения четырех трендов ЗОЖ: двух позитивных (соблюдение правильного режима сна, отказ от вредных привычек) и двух негативных (необычные диеты – кетодиета и детокс-диета; ВИИТ).
Для создания выборки материалов на официальных сайтах изданий по каждому тренду вводились наборы ключевых слов (названия трендов, которые нужно исследовать), далее отбирались материалы, релевантные выбранному периоду времени. Каждый материал анализировался вручную. Материалы с упоминаниями трендов, не связанных с темой и идеей, отсеивались (например, если ключевые слова использовались в качестве названий книг, фильмов, фестивалей).
Основной массив материалов был проанализирован по нескольким параметрам: по объему упоминаний каждого тренда; по жанровым характеристикам публикаций; по выполнению основных функций журналистского текста; по наличию соответствия или несоответствия текстов научно доказанным концепциям ЗОЖ.
Проведя анализ материалов пяти выбранных нами изданий, мы смогли обнаружить основные недостатки освещения журналистами тематики ЗОЖ, а также описать положительные тенденции.
Результаты оказались следующими: по позитивному тренду ЗОЖ – соблюдению правильного режима сна – 296 текстов, по позитивному тренду ЗОЖ – отказу от вредных привычек – 397 текстов, по негативному тренду ЗОЖ – ВИИТ – 32 текста, по негативному тренду ЗОЖ – необычным диетам – 58 текстов (см. рис. 1).

Рисунок 1. Освещение тематики ЗОЖ в СМИ
(общее кол-во публикаций, 15.02.2022–15.02.2024)
Источник: составлено авторами.
Можно заметить, что количество материалов, посвященных позитивным трендам ЗОЖ, значительно превышает количество материалов, посвященных негативным трендам ЗОЖ. Это, несомненно, положительная тенденция, хотя влияние материала с негативными установками может быть сильнее, чем материала с позитивной тональностью (Soroka, McAdams, 2010). Кроме того, практически во всех СМИ журналисты чаще всего освещали позитивные тренды ЗОЖ в соответствии с их оценкой – рассказывали об их положительном влиянии на организм, выступали за их соблюдение.
Контент-анализ показал, что журналисты создают материалы о ЗОЖ в разнообразных жанрах и форматах, наиболее востребованные – новость и статья (см. рис. 2). Так, положительному тренду (соблюдение правильного режима сна) посвящены 229 статей, 43 новости, 21 интервью, 3 репортажа и 1 тест; отказу от вредных привычек – 170 статей, 210 новостей, 12 интервью, один репортаж и один тест.
/>
Рисунок 2. Жанры публикаций о трендах ЗОЖ
Источник: составлено авторами.
По одному неоднозначному тренду (ВИИТ) мы обнаружили 32 статьи и 3 интервью; по второму (необычным диетам) – 52 статьи, 3 новости и 3 репортажа.
Больше всего текстов написано в жанре статьи, меньше всего – в жанре теста. Стоит сказать, что именно формат статьи позволяет наиболее полно раскрыть заявленную тему, привести экспертные мнения, добавить визуальное сопровождение. Отметим, что в большинстве случаев журналисты полно и подробно раскрывали тренд ЗОЖ, о котором писали, давали читателям достаточно информации. Вместе с тем контент-анализ материалов выявил и основные нарушения, которые журналисты допустили при создании материалов (см. рис. 3).

Рисунок 3. Основные нарушения, допущенные при освещении трендов ЗОЖ в СМИ
Источник: составлено авторами.
Самым распространенным недостатком материалов о здоровье оказалось отсутствие экспертного мнения или ссылок на исследования (в 47,5% случаев). Часто журналисты использовали в текстах лишь свои знания и свое мнение, что мы считаем недопустимым, т.к. непроверенная и недостоверная информация может навредить здоровью читателей, а в некоторых случаях привести к развитию заболевания или даже к летальному исходу.
Также встречались голословные высказывания о неких исследованиях, однако журналисты не приводили активных ссылок на источник, не предоставляли уточняющей информации. Иногда авторы привлекали для написания текстов экспертов, которые не являлись единственными специалистами в этой области: например, при подготовке статьи про сон журналист обратился за комментарием к врачу-нутрициологу, хотя правильнее было бы поговорить не только с ним, но и с врачом-сомнологом.
Еще одно нарушение, которое, к сожалению, в последнее время все чаще встречается, – использование в качестве эксперта человека, не обладающего для этого достаточным уравнением знаний или не имеющим хорошего профильного образования (в нашем исследовании – примерно в 35% случаев). Например, журналисты часто привлекают для создания текстов о здоровье блогеров, которые не имеют никакого отношения к тематике здоровья и ЗОЖ, но популярны в социальных медиа. Такие блогеры нередко предлагают концепции, которые противоречат принципам доказательной медицины; экстраполируют локальный частный опыт на всех людей; некорректно обобщают данные и т.д.
Яркий пример этого нарушения мы нашли на сайте издания «Комсомольская правда»: громкий заголовок сообщал об «одной из самых эффективных и здоровых диет в мире» – «Вашоку»10. По словам автора, она «подходит всем». Несмотря на то, что у такой системы питания действительно есть ряд преимуществ, у нее также есть и противопоказания: например, наличие индивидуальной непереносимости определенных продуктов из меню, например рыбы или соевых продуктов11. Мы также обратили внимание и на эксперта-блогера, привлеченного к написанию текста, – якобы эндокринолога Катю Янг. Про эту девушку и ее «коллег» – врачей-блогеров из социальных сетей в 2019 г. на телеканале «Россия–24» вышел разоблачающий репортаж12. Использовать мнение псевдоврача в известном СМИ с большой аудиторией – это ошибка, которая может стать причиной множества несчастных случаев.
Иногда журналисты не предупреждали читателей о неоднозначности тренда, про который рассказывали (в нашем исследовании в 40% случаев). Авторы текстов не рассказывали читателям о возможных негативных последствиях подобных трендов для организма, не упоминали, каким группам лиц категорически противопоказано повторять описанный опыт. К сожалению, мы выявили, что журналисты чаще всего и не пытаются исправить эту ситуацию: роста числа предупреждений о возможном вреде здоровью в материалах выбранных нами изданий на протяжении последних двух лет не наблюдается.
Встречались и случаи, когда тренд ЗОЖ освещали не в соответствии с его объективной научной оценкой: о неоднозначном тренде рассказывали так, будто он является позитивным, а позитивный тренд преподносили как неоднозначный (в 40% случаев).
Еще одним отрицательным явлением стало наличие ошибок в текстах СМИ. В каждом издании их количество отличалось: в «Комсомольской правде» мы находили ошибки в каждом тексте (грамматические, стилистические, синтаксические, фактические, пунктуационные), причем зачастую они затрудняли восприятие информации; в «Чемпионате» мы находили ошибки не во всех текстах, и они не затрудняли восприятие информации. В некоторых случаях заголовок не соответствовал содержанию текста, также встречались и кликбейтные заголовки, направленные на привлечение внимания читателей. Нередкими оказались случаи, когда журналисты просто переписывали тексты других СМИ, в которых содержалась сомнительная информация, тем самым помогая ей размножаться с огромной скоростью.
Все перечисленные проблемы являются достаточно серьезными, поскольку из-за них может пострадать здоровье читателей. Однако наиболее важная составляющая исследования заключается в том, что нам удалось выделить глобальные проблемы, связанные с освещением тематики ЗОЖ в СМИ.
Первая из них – это проблема выполнения СМИ своих функций (Средства массовой информации России, 2011; Прохоров, 2004; Фомичева, 2007) при освещении тематики ЗОЖ. Стоит признать, что материалы выбранных нами СМИ о ЗОЖ в целом выполняют основную – информационную функцию, поскольку каждая публикация чаще всего содержит новые данные, однако не все тексты содержат полезные для читателей сведения. Реализуется и коммуникативная функция: материалы взаимодействуют с читателями; часто публикуются stories, ответы на комментарии читателей, встречаются формы обратной связи, форматы с включением UGS-контента. Но если анализировать, как СМИ выполняют функцию воздействия на общественное сознание при освещении трендов ЗОЖ, можно заметить, что журналисты пытаются привить аудитории не те принципы и ценности ЗОЖ, которые соответствуют его идеологии.
Культурно-образовательная функция выполняется работниками СМИ не в полной мере. Так, в СМИ часто можно найти недостоверную информацию, а также информацию, не соответствующую принципам доказательной медицины. Несмотря на то что есть материалы, которые действительно просвещают людей, в выборке присутствовало и большое количество таких текстов, которые вводят людей в заблуждение и способствуют неправильному пониманию ЗОЖ и его трендов. СМИ не всегда справляются и с контрольно-регулятивной функцией. Так, имея большую аудиторию и способность на нее влиять, журналисты могли бы разоблачать недобросовестных «экспертов» в области ЗОЖ, однако пока мы наблюдаем противоположную ситуацию: журналисты будто бы одобряют псевдоэкспертов и их деятельность, не пытаются контролировать соблюдение истинных ценностей ЗОЖ в СМИ.
Можно отметить, что не все тексты о трендах ЗОЖ основываются на научных исследованиях, не во всех приводятся сильные аргументы в пользу авторской позиции. Хотя нельзя не сказать, что некоторые журналисты в своих материалах достаточно качественно и подробно анализируют определенные тренды ЗОЖ. Одновременно с этим не возникло проблем с выполнением развлекательной, социально-креативной функциями и функции форума (см. табл.).
Таблица. Функции СМИ и их отражение в материалах о ЗОЖ
|
Функция СМИ |
Отражение в материалах СМИ |
|
Воздействие на общественное сознание |
Скорее нет |
|
Культурно-образовательная |
Скорее нет |
|
Контрольно-регулятивная |
Нет |
|
Аналитическая |
Скорее нет |
|
Информационная |
Скорее да |
|
Развлекательная |
Да |
|
Коммуникативная |
Да |
|
Социально-креативная |
Да |
|
Функция форума |
Да |
Еще одной большой проблемой стали ситуации, когда СМИ искажают суть самого понятия ЗОЖ, заключающуюся в том, что он должен исключительно благотворно влиять на человеческий организм. На наш взгляд, такая ситуация указывает на то, что некоторые журналисты недостаточно разбираются в теме ЗОЖ, не изучают его компоненты и особенности, не до конца понимают, о чем пишут. Некоторые работники СМИ совершают грубые фактические ошибки, нарушают структуру повествования, искажают концепцию ЗОЖ, опираются на сомнительные источники, противоречат самим себе в своих же материалах: в ходе анализа было обнаружено большое количество таких примеров. Так, в одной из статей под названием «Как быстро прийти в форму к пляжному сезону»13 читатель ожидает увидеть советы, которые помогут ему похудеть к лету, однако в самом материале говорится о преимуществах тренировок в летние месяцы, что противоречит заголовку и вводит читателя в заблуждение; в заголовке новости говорится о том, что мужчина погиб из-за курения – а в конце автор дает информацию о том, что человек погиб из-за неосторожного обращения с огнем14 (фактически причиной смерти стал пожар, а не курение сигарет этим мужчиной); в материале «Белорусский диетолог рассказала, зачем пить кефир на ночь»15 врача сначала называют диетологом, а после – психологом, что является ложью; в статье «5 простых способов снизить высокое давление»16 не используется комментарий медицинского специалиста, людям с гипертонией автор материала советует ВИИТ, что медицинское сообщество категорически не поддерживает.
К сожалению, из-за халатности журналистов читатели могут потерять интерес к тематике ЗОЖ: если люди будут часто видеть недостоверную информацию о ЗОЖ в СМИ, замечать ошибки, читать истории о пострадавших из-за недобросовестной работы журналистов, у них пропадет мотивация следить за этой темой и следовать этому образу жизни
Проанализировав материалы пяти разных российских СМИ («Комсомольская правда», РБК, «Чемпионат», Marie Claire, The Girl), мы смогли сформулировать главную проблему освещения тематики ЗОЖ – обилие недостоверной информации и некачественных материалов. Часто журналисты обращались не к настоящему медицинскому эксперту, научному исследованию или другим научным/медицинским документам, а к популярному блогеру без медицинского образования или исследованию, проведенному сомнительной организацией. Подобные ошибки встречались в материалах всех перечисленных изданий. Еще одним открытием стало обилие в текстах о ЗОЖ разного рода ошибок, зачастую существенно затруднявших восприятие информации, – больше всего их найдено в издании Marie Claire и «Комсомольской правде», меньше всего – в «Чемпионате» и РБК.
Среди глобальных проблем, которые обозначились в результате анализа материалов, стало частое искажение понятия ЗОЖ в СМИ. Так, отсутствует системность в отображении основных факторов сохранения здоровья; представление негативных трендов ЗОЖ как позитивных или нейтральных. Сам факт таких искажений заставил нас дополнительно рассмотреть, как же СМИ выполняют свои основные функции применительно к освещению тематики и проблематики ЗОЖ. Выяснилось, что с этим журналисты, действительно, справляются не в полной мере. Отчасти это может быть связано с непониманием журналистами темы, о которой они рассказывают, стереотипностью восприятия, недостаточной мотивацией к глубокому изучению ЗОЖ-проблематики.
Перечисленные выше нарушения могут стать серьезным препятствием для популяризации здорового образа жизни среди населения. Кроме того, ошибки и неточности, неверный выбор тем и экспертов, недостатки композиции, аргументации и аналитики могут подорвать доверие аудитории как к отдельным СМИ, так и концепту ЗОЖ в целом. Часто журналисты не осознают силу своего влияния в полной мере, не задумываются на этической составляющей своей работы.
Исходя из данных исследования, мы можем сформулировать рекомендации для журналистов, которые освещают тематику ЗОЖ:
1. Подробно изучать темы своих текстов, собирать как можно больше полезной информации.
2. Обязательно консультироваться со специалистами при написании текстов о ЗОЖ, опираться на данные научных исследований.
3. Не использовать в качестве экспертов людей с недостаточным уровнем знаний и образования, обращаться только к специалистам.
4. Приводить работающие ссылки на исследования в своих материалах, цитаты специалистов, чтобы не быть голословными и не вводить читателей в заблуждение.
5. Обязательно проверять публикуемую информацию на достоверность.
6. Освещать тренд в соответствии с его оценкой, не обманывать читателей.
7. При публикации информации о неоднозначных трендах обязательно предупреждать аудиторию об имеющихся противопоказаниях, маркировать сомнительные сведения.
8. Проверять свои тексты на наличие ошибок.
Важно продолжать исследование и описать те тренды (положительные, нейтральные, негативные), которые еще не были рассмотрены в этой статье, а также расширять эмпирическую базу, включая в массив данных большее количество СМИ. Это позволило бы в будущем создать «карту» развития медиатрендов ЗОЖ в динамике, оценить их влияние на аудиторию, совершенствовать рекомендации для журналистов, работающих в этой области.
1 Федоров В. Ценности современного российского общества / ВЦИОМ. 2022. Июль, 20. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-07-20_Cennosti_sovremennogo_rossii__skogo_obshchestva_Fedorov.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
2 Состояние здоровья россиян: мониторинг / ВЦИОМ. 2011. Дек., 20. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sostoyanie-zdorovya-rossiyan-monitoring- (дата обращения: 05.04.2024).
3 Олег Матыцин: «В регулярные занятия физической культурой и спортом вовлечено 49,4% граждан, рост с 2016 года – 40%» / Рамблер/спорт. 2022. Апр., 27. Режим доступа: Олег Матыцин: «В регулярные занятия физической культурой и спортом вовлечено 49,4% граждан, рост с 2016 года – 40%» - Рамблер/спорт (дата обращения: 05.11.2024).
4 Емельяненко В. Качество продуктов беспокоит россиян больше, чем их цена: опрос // Российская газета. 2022. Февр., 19. Режим доступа: https://rg.ru/2022/02/19/opros-kachestvo-produktov-bespokoit-rossiian-bolshe-chem-cena.html (дата обращения: 05.08.2024).
5 В Москве сократилось употребление алкоголя среди молодежи / РИА Новости. 2024. Авг., 05. Режим доступа: https://ria.ru/20240805/upotreblenie-1964081594.html (дата обращения: 10.08.2024).
6 См., напр.: Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 14.03.2020). Режим доступа: Конституция Российской Федерации (дата обращения: 10.09.2024); Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 366 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных СМИ в рамках реализации федеральных проектов “Укрепление общественного здоровья”, “Финансовая поддержка семей при рождении детей” и “Старшее поколение” национального проекта “Демография”». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201904030012 (дата обращения: 01.08.2024); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.10.2015 № 700н (ред. от 09.12.2019) «О номенклатуре специальностей, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование». Режим доступа: Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н (дата обращения: 04.08.2024); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н (ред. от 04.09.2020) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510270051 (дата обращения: 04.08.2024); Приказ Министерства труда РФ от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711300034 (дата обращения: 03.08.2024); Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года (проект). Режим доступа: https://gnicpm.ru/wp-content/uploads/2020/01/strategyzoch-2025.pdf (дата обращения: 05.08.2024).
7 Ферцер В. Исследование Pressfeed: интересы СМИ в 2022 году // Pressfeed.Журнал. 2023. Янв., 09. Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/issledovanie-pressfeed-interesy-smi-v-2022-godu/ (дата обращения: 09.06.2024).
8 Там же.
9 См., напр., факторы ЗОЖ: условия жизни (труда, быта, образования, жилища, бюджета, питания, семейных и других отношений), уровень жизни (размер и структура материальных и духовных потребностей), уклад жизни (порядок общественной жизни, труда, быта, отдыха, в рамках которого проходит жизнедеятельность людей), стиль жизни (индивидуальные особенности поведения) (Лисицын, 2010).
10 Кукарцева А. Японская диета «Вашоку» считается одной из самых здоровых и эффективных в мире: вот, в чем ее секрет // Комсомольская правда. 2024. Янв., 29. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27559/4884309/?ysclid=m6ay1ilqjx131228210 (дата обращения: 05.04.2024).
11 Даль Ю. Вашоку: японская диета для продления жизни и сохранения ясности ума // Живи. 2024. Ноябрь, 29. Режим доступа: https://www.jv.ru/news/vasoku-aponskaa-dieta-dla-prodlenia-zizni-i-sohranenia-asnosti-uma?ysclid=m6ay8vo3ul377960115 (дата обращения: 01.12.2024).
12 Алексеева М. Блогер рассказывала, что мы кормим гноем своих детей // Med Russia. 2019. Июль, 23. Режим доступа: https://medrussia.org/30932-bloger-rasskazivala/ (дата обращения: 05.04.2024).
13 Король А. Как быстро прийти в форму к пляжному сезону // Комсомольская правда. 2023. Май, 31. Режим доступа: https://www.dv.kp.ru/online/news/5294940/?ysclid=m6aygkwyl6390617207 (дата обращения: 05.04.2024).
14 В Калужской области из-за курения погиб мужчина // Комсомольская правда. 2024. Февр., 13. Режим доступа: https://www.kaluga.kp.ru/online/news/5672436/?ysclid=m6ayjokxq6939053236 (дата обращения: 05.04.2024).
15 Голуб С. Белорусский диетолог рассказала, зачем пить кефир на ночь // Комсомольская правда. 2022. Ноябрь, 12. Режим доступа: https://www.belarus.kp.ru/online/news/5007191/?ysclid=m6aynvruxe116030024 (дата обращения: 05.04.2024).
16 5 простых способов снизить высокое давление // Marie Claire. 2023. Апр., 02. Режим доступа: https://www.marieclaire.ru/krasota/5-prostykh-sposobov-snizit-vysokoe-davlenie/?ysclid=m6ayp67gw5985856543 (дата обращения: 05.04.2024).
Вартанова Е.Л. О концептуальных основаниях теории медиа // Меди@льманах. 2019. № 3. С. 8–16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.816
Кажберова В.В. Журналистика здоровья: особенности работы в новой предметной области. М.: Фак. журн. МГУ, 2024.
Казаков А.А. Фрейминг медиатекстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Изв. Саратовск. ун-та. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2014. Т. 14. Вып. 4. С. 85–90.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2008.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2000.
Лазутина Г.В., Кажберова В.В. Институт общественного здоровья как предметная область СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 629–645. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).629–645
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Носов А.Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Изв. Саратовск. ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 1. С. 118–123.
Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук; Ваклер, 2000.
Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004.
Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: ACT, 2003.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.
Фролова Т.И., Стрига Е.А. Медиадискурс здорового образа жизни в региональных СМИ: опыт контент-аналитического исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 485–497. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3).485-497
Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. М.: Пед. общество России, 2004.
Шипулина В.В., Брыкина В.А. Философия здоровья: историко-культурный и предметный анализ // Наука–2020. 2019. № 2 (27). С. 36-42.
Шкондин М.В. Медиатизация и процесс социокультурного взаимодействия // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 10–19. DOI: 10.17805/trudy.2022.1.2
Entman R. (1993) Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. The Journal of Communication 43: 51–58. DOI: 10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x
Scheufele D.A. (2004) Framing-Effects Approach: A Theoretical and Methodological Critique. Communications 29 (4): 401–428. DOI: 10.1515/comm.2004.29.4.401
Soroka S., McAdams S. (2010) An Experimental Study of the Differential Effects of Positive versus Negative News Content. In: Elections, Public Opinion and Parties Annual Conference (Colchester, 10–12 September). Essex: Univ. of Essex, pp. 10–12.
Дата поступления в редакцию: 15.05.2025
Дата публикации: 20.06.2025